_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_61
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 3
УДК 101.2 Р.Г. Халитов
ИТЕРАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Психологизация профессионального образования рассматривается как синергия психологии и педагогики. Цель исследования: разработать концептуальные идеи психологизации профессионального образования в рамках итерационного подхода к реформированию профессионального образования. Концептуальные идеи в рамках итерационного подхода касаются непосредственно процесса обучения, то есть дидактики. Представлено авторское понимание психодидактики как постепенного (пошагового) приближения (с обратной связью) к осваиваемому знанию по уровням (согласно авторской четырехуровневой модели). Теоретическими основами являются авторские разработки: четырехуровневое представление иерархии психических явлений и психосоциальный диссонанс. Психосоциальный диссонанс можно рассматривать как фазу в итерации, как обратную связь при самоитерации траектории развития системы как самого профессионального образования в целом, так и субъектов профессионального образования.
Ключевые слова: психологизация профессионального образования, синергия педагогики и психологии, психосоциальный диссонанс, четырехуровневая модель представления психосоциальных явлений.
Актуальность. В современном мире в век реформ, технологизации и информатизации популярным становится применение в психосоциальной жизни общества методов из этих областей деятельности, которые показали хорошие результаты. Например, итерационный метод в разработке программных продуктов пользуется большой популярностью, как пошаговое цикличное продвижение проекта с коррекцией на каждом цикле итерации. Непосредственное механическое внедрение таких методов в другие области социальной деятельности могут оказаться неэффективным. Актуальным становится концептуальное целостное понимание процессов, происходящих при использовании таких подходов в рассматриваемых областях.
Каждое из ключевых понятий, указанных в названии, уже несет в себе актуальность для исследования: психологизация, профессиональное образование, реформирование, итерация. Какая же проблема объединяет все эти понятия? Как нам кажется, основным вопросом, требующим ответа, является, наряду с другими, становится ли выпускник учреждения профессионального образования более продвинутым, качественным специалистом при таком реформировании профессионального образования? Для ответа на данный вопрос нужно сначала выяснить, как происходит освоение знаний студентом и приведет ли реформирование к изменению, улучшению. Получает ли студент знание как понимание, а не как запоминание? И хочет ли студент понимать, что ему предлагают при обучении, или у него другая потребность и цель, для достижения которой достаточно запомнить информацию, получаемую на занятиях, а потом удачно все забыть, когда диплом уже на руках и, возможно, еще останутся в памяти некоторые ключевые слова. При этом он остается в полной уверенности, что знание ключевых слов и есть знание как понимание сферы деятельности. Для разрешения возникающего противоречия между активным внедрением реформ технологического порядка «сверху» и осуществлением реформы профессионального образования на уровне обучения, получения новых знаний, необходимо разработать концептуальные идеи психологизации профессионального образования в рамках итерационного подхода к реформированию профессионального образования. Такой подход разрабатывается в лаборатории методологии и теории профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования РАО (Казань) (руководитель лаборатории В.С. Щербаков).
Цель исследования - разработать концептуальные идеи психологизации профессионального образования в рамках итерационного подхода к реформированию профессионального образования.
Главная задача - выяснить теоретические основы (психологические механизмы) познания, освоения новых знаний на уровне понимания (а не знания), для того, чтобы появился высококлассный, а не формальный специалист с корочкой диплома.
Основой жизни, бытия является взаимодействие. В социальном мире - социальное взаимодействие. Поэтому в нашем исследовании акцент делается именно на взаимодействии. Задача состоит в том, чтобы выяснить психологические механизмы (теоретические основы, концептуальные идеи) взаимодействия в профессиональном образовании, особенно и в основном, - в обучении.
62 Р.Г. Халитов
2014. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Ключевое понятие в нашем исследовании - итерация. Выясним и разъясним - какой смысл, мы вкладываем в это понятие. Сопоставим сравнени применения итерации в математике и программировании и аналогию возможного применения в профессиональном образовании.
Итерация (в математике) это - результат повторного применения какой-либо (математической) операции. Итерация в программировании - это установленный период времени в пределах проекта, в течение которого производится стабильная работающая версия «продукта», вместе с соответствующей документацией, и т.д. Также иногда называется циклом или временным отрезком. Тогда в профессиональном обучении образовательным проектом могут быть, в зависимости от решаемой задачи, следующие: 1) создание образовательной технологии, программы («продукт») для подготовки специалиста - будущего маркетолога, инженера, ученого и др. (в науке профессионального образования); 2) подготовка специалиста («продукт»), который удовлетворит существующий рынок труда (в процессе обучения в профессиональном образовании).
Рассмотрим итерацию и ее фазы. Назначение итераций в том, чтобы получить работающий проект, который можно запустить, оценить, а также провести коррекцию направления разработки. Не просто пересмотр проделанной работы, но и эволюционное продвижение вперед. Получение работающего проекта продвигает разработчиков на один шаг ближе к конечному продукту. Каждая фаза (определенная часть пути) позволяет «команде» сконцентрироваться на достижении некоторой цели. Насколько мы приблизились? В нашем случае «команда» - это субъекты взаимодействия в профессиональном образовании (это может быть коллектив педагогов, ученых или «команда» студентов и педагогов и др.).
Итерация имеет фазы, например, в программировании имеются четыре фазы, каждая из которых заканчивается ответом на определенный вопрос:
Исследование: Имеется ли согласие относительно того, какую проблему мы пытаемся решить? В нашем случае - согласованность относительно цели, уточнение, коррекция.
Проработка: Имеется ли согласие относительно общего решения, понимаем ли мы все риски, подходят ли нам затраты и графики? В нашем случае - согласованность относительно траектории (пути) достижения цели, уточнение, коррекция.
Построение: Имеется ли согласие относительно того, соответствует ли разработанная система потребностям заинтересованных лиц? В нашем случае - согласованность относительно потребности в этой цели, в мотивации, уточнение, коррекция.
Передача: Имеется ли согласие относительно того, что мы можем выпустить систему и завершить проект? В нашем случае - согласованность относительно того, что цель достигнута и потребность удовлетворена, уточнение, коррекция.
Во время каждой фазы может быть несколько итераций, цель каждой из которых - получить результаты, требуемые для ответа на эти вопросы. Например, чтобы ответить на вопрос для фазы проработки и понять, какая нам нужна архитектура (путь в профессиональном образовании), какие нужны компоненты (компетенции в профессиональном образовании), с какими рисками (психологические барьеры, психосоциальный диссонанс в профессиональном образовании) мы можем столкнуться и как с ними бороться (преодолевать их в профессиональном образовании), какова эффективность команды (психической, социальной, креативной и др. компоненты в профессиональном образовании) и т.п., обычно необходимо реализовать (раскрыть способности в профессиональном образовании) и протестировать ключевые аспекты системы (предметы и субъекты взаимодействия в профессиональном образовании). Необходимость найти ответы на эти вопросы помогает правильно расставлять приоритеты в фазе проработки.
В каждом цикле получаем какой-то законченный продукт. Если он нас удовлетворяет, то этот итерационный процесс закончен, цель достигнута. Если не удовлетворяет, то вводим коррекцию в свою деятельность, и цикл итерации повторяем. И так - до достижения удовлетворенности от полученных результатов деятельности.
Примеры итерации в образовании, в обучении учебные занятия: 1) уроки (лекции, семинары), учебный день, четверть (семестр), учебный год, 2) образовательные циклы: детсад, школа, ссуз, вуз и т.д. Здесь циклы итерации определяются по времени: 45 мин., 24 часа, четверть года и др.; или по учебному пространству: программа, учебные занятия, контроль, и т. д.
В природе всё циклично, все процессы колебательные, что отражает диалектичность мира - повторяемость процессов в природе. Обратная связь существует всегда, поскольку идет взаимодействие, и
Итерационная концепция реформирования.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
63
2014. Вып. 3
нужно только увидеть знаки, сигналы обратной связи. Если рассматривать цель как экзистенциальную, данную «природой», и, соответственно, рассматривать траекторию развития, то можно сказать, что итеративность (повторное «применение» операции) присуща природным и социальным явлениям. Часто в случае психосоциальных явлений она происходит на бессознательном, «природном» уровне.
Всякая деятельность субъекта взаимодействия по своему смыслу есть удовлетворение его личностных и социальных (групповых) потребностей. Траектория развития субъекта взаимодействия (личности, группы, общества) есть достижение поставленных целей (осознаваемых или неосознаваемых) через и для удовлетворения своих потребностей. Тогда можем дать определение итерации, как мы его понимаем и в каком контексте оно используется в данном исследовании.
Итерация - циклическое приближение к некоторой устойчивой траектории развития (для и через удовлетворение потребностей) системы с обратной связью: для коррекции своей деятельности при обеспечении достижения поставленной цели. Система в профессиональном образовании - субъекты взаимодействия в профессиональном образовании.
Итерация возможна:
по пространственно-временному континууму (траектория проходит по некоторому пространственно-временному континууму):
1) пространству (по предметам, программам и т.д.);
2) времени;
3) целям;
4) уровням (мирам) Бытия:
1 уровень: итерация способа донести, передать информацию:
- по методам;
- по технологиям;
- по средствам;
- по условиям и т.д.
2 уровень: итерация способа общения, взаимодействия, совместного построения образа информации, соответствующего представления: те же вложенности.
3 уровень: итерация познания, нахождения смысла, категоризации, открытия для себя новых знаний: те же вложенности.
4 уровень: быть этим смыслом - итерация Бытия.
При этом уровни можно рассматривать как фазы итерации. Но можно по каждому уровню провести свои фазы итерации. Для каждой итерации более высокого уровня итерации уровня ниже будут фазами. В этом заключается вложенность, фрактальность, масштабная инвариантность структуры бытия (системы). Можно рассматривать итерацию системно для всех систем профессионального образования: от итерации профессионального образования в целом - максимальный охват системы, максимальный цикл, и до итерации внутри личности, группы, общества - субъектов взаимодействия профессионального образования - минимальный (охват) цикл. Рассмотрим эти две крайние итерации.
Максимальный охват итерации психологизации образования осветим по материалам нашего научного исследования в 2013 г. [1]. Психологизация образования связана, прежде всего, с двумя важнейшими проблемами: 1) с нравственным воспитанием общества и 2) с развитием характеристик психики (компетенций) специалистов для творческого труда, для созидания нового в профессиональной деятельности. При получении новых неизвестных знаний нужно уметь преодолевать также психологический барьер перед неизвестностью, преодолевать психосоциальный диссонанс. Психосоциальный диссонанс является границей привычного, комфортного и неизвестного. При практическом применении полученных знаний нужно уметь преодолевать психосоциальный диссонанс как психологический барьер.
С такого ракурса, рассматривая тренды психологизации, нами была замечена закономерность отклонений психологизации с разными знаками от некоторой виртуальной траектории, то есть итеративность в историческом развитии образования, приближение к некоторой траектории развития. Итеративность как в экономике так и в образовании, связана с изменением потребностей в развитии общества. В экономике востребованы люди (специалисты), необходимые именно на этой стадии развития (фазе итерации) из континуума [работники («роботы на конвейере») - конструкторы (технологи, рационализаторы) - творцы (создатели нового, «неизвестного» конструкта из известного) - подвижники (открыватели неизвестного)] (см. рис. 2).
64 Р.Г. Халитов
2014. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Жизнь общества происходит вдоль некоторой траектории своего развития, отклоняясь от него в разные стороны, но всегда проходя мимо этой траектории, линии устойчивости, в некоторой А-окрестности (рис. 1). При этом ширина окрестности А во времени стремится к нулю, если общество стремится к устойчивому положению. В этом заключается итерация развития общества, то есть постепенное приближение к устойчивой траектории своего развития на данном отрезке исторической жизни общества. Когда траектория (линия) развития себя исчерпала, т.е. когда отклонений от траектории нет (А = 0), она «схлопывается» в точку сингулярности, в точку бифуркации, в точку неопределенности, когда появляется множество путей развития. Этот период развития общества сопровождается соответствующими факторами: хаосом, революцией, разладом, расколом, демонстрациями, недовольством членов данного общества, - выраженными разными способами.
Профессиональное образование идет (развивается) вслед за потребностями общества, удовлетворяет потребности общества в необходимых специалистах. И если проследить психологизацию в образовании, этапы увеличения или уменьшения психологизации образования, можно обнаружить некоторую закономерность. Психологизация образования началась с И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гер-барта (1776-1841), Дистервега (1790-1866) во время социальных потрясений, буржуазных революций в Западной Европе в ХУШ-Х1Х вв., что связано с промышленным развитием в экономике Европы и, соответственно, с социальным развитием, возникновением класса буржуазии, когда нужны были креативные, думающие, творящие специалисты и в промышленности, и в социальной жизни. Один из этапов развития педагогики и психологизации в России связан с деятельностью К.Д. Ушинского (19.2(2.3). 1824 - 22.12.1870 (3.1.1871)), русского педагога-демократа, основоположника научной педагогики в России, которая протекала в период кризиса крепостнического строя, подъема общественно-демократического движения и формирования в нем революционно-демократического направления. Послереволюционное (после октября 1917 г.) развитие образования как следующий этап развития педагогики и психологизации в России связано с деятельностью А.С. Макаренко (1888-1939), В.И. Вернадского [1]. В нынешнее время психологизация образования связана с резким повышением темпов развития общества, в частности, с информационной революцией, и необходимостью в специалистах с новыми качествами психики. Потребность общества в современных технологиях, а значит, и в компетентных специалистах, породила компетентностный подход в профессиональном образовании. Другой фактор - потребность в специалистах рабочих специальностей для реализации этих творческих замыслов, то есть на границе цикла. И необходима коррекция траектории развития образования, то есть итерация образования. В этом заключается бессознательная итерация траектории развития.
Итак, усиление или уменьшение психологизации образования по мере развития профессионального образования можно рассматривать как итерации к траектории развития образования. Кроме того, колебания вокруг (около) траектории развития психологизации образования связаны с потребностью экономики и общества в специалистах с той или иной степенью «психологизации» их специальностей: творческой или нравственной составляющей. При этом мы говорим о доминировании «психологизации», а не об отказе от нее. То есть в определенные периоды развития образования психологизация становится более актуальной для экономики и жизни общества, а в другие - менее актуальна. Степень доминирования (распределение вероятности) специалистов в обществе определяется в континууме по показателю степени «психологизации» профессионального образования (творчества, нравственности), необходимой для требуемой специальности: от работника и конструктора до творца
Итерационная концепция реформирования... 65
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 3
и подвижника, и имеет нормальный закон (распределение Гаусса) в случае устойчивого состояния системы (общества) (рис. 2).
работник конструктор творец подвижник
Рис. 2. Распределение вероятности в потребности специалистов в континууме: работник - конструктор - творец - подвижник.
Таким образом, усиление потребности в психологизации профессионального образования является отражением потребностей времени экспоненциального развития общества, и потребность в психодидактике насущной потребностью дидактической модернизации современного профессионального образования.
Рассмотрим психологический механизм процесса познания, получения нового знания, который является минимальным охватом итерации: непосредственно сам процесс обучения, самообучения, взаимообучения. Для этого рассмотрим авторскую модель мотивации, поскольку без мотива (потребности) в познании нет получения, в смысле понимания, нового знания (в процессе обучения), а возможно только запоминание на время и для сдачи экзаменов. В нашей модели структура мотива выглядит следующим образом: {потребность ^ мотиваторы (компетенции свои и социального окружения) ^ цель}. Таким образом, основой или началом взаимодействия должны быть потребность и цель - как готовность к динамическому действию. А как статическая готовность - мотиваторы - факторы мотивации: компетенции свои и окружения социального.
Рассмотрим механизм получения нового знания (в процессе обучения) как потребность, когда цель траектории развития (обучения) - новые знания, как итерации по уровням (фазам). Тогда цикл и фазы итерации: 1 ур. - сигнал, информация; 2 ур. - возникновение образа, представления; 3 ур. - высказать это представление, свое понимание словами для себя и других, при этом происходит систематизация, категоризация, складываются понятия; и уже то, что сложилось, переносится снова на 1 ур. -в виде речи, текста, за которым стоят образ (из 2 ур.) и смысл (из 3 ур.). Обратная связь (рефлексия взаимодействия) - обсуждение, спор, и т.д., когда смысл переносится на 1 ур. как знак, как сигнал; 2 ур. - новый скорректированный образ; 3 ур. - коррекция, уточнение, приближение к истине, пониманию, знанию. Итак, происходит итерация по циклу 1 ур. - 2 ур. - 3 ур. - 1 ур. - 2 ур. - 3 ур. - 1 ур. и т.д. (итерация на уровне понимания, смысла). Это полный цикл. В зависимости от потребностей и мотивов субъекта профессионального образования итерация может быть по другим вариантам: 1) только на первом уровне: 1 ур. - 1 ур. (итерация на уровне слов, запоминания); 2) 1 ур. - 2 ур. - 1 ур. - 2 ур. и т.д. (итерация на уровне образов, представлений).
Педагог выступает как фасилитатор, помощник, посредник при удовлетворении потребности, при разрешении психосоциального диссонанса, преодолении психологических барьеров, защит, комплексов. Проблемы и пробелы психологизации связаны прежде всего с тем, что для реализации указанных идей необходима уникальная личность педагога, который творит вместе с учащимися занятие, который владеет материалом, но ведет совместно с обучающимися занятие по схеме, а не по жесткому плану, алгоритму. Именно личность педагога как фасилитатора определяет успешность обучения, образования. Иначе психологизация (связь субъектов взаимодействия в профессиональном образовании, творческая взаимосвязь субъектов образования) невозможна или будет проходить формально, для отчета. Например, проблемный подход, который осуществлялся формально, то есть на «бумаге», и в конце концов не прижился.
Концепция психологизации профессионального образования (в рамках итерационного рассмотрения), предложенная нами, опирается на традиционную педагогику (основанную на когнитивной таксономии Б. Блума), на АСПО (активное социально-психологическое обучение, основанное на тренингах) и на собственные разработки:
66 Р.Г. Халитов
2014. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
I. На следующие модели:
1) психосоциального диссонанса;
2) четырехуровневого представления структуры психических явлений, конструктов, характеристик и т.д.;
3) механизма формирования специалиста;
4) мотивации;
5) психологической защиты, как психологических барьеров, и их контролирования и преодоления - копинг-стратегии и антиципация;
6) структуры социального окружения (среды) личности.
II. На принципы:
1) вероятности - в жизни субъектов взаимодействия происходит всё, но доминирует что-то «одно» (максимальная вероятность);
2) инертности - хотя для устойчивости инертность - это хорошо и комфортно, но для развития субъектов взаимодействия ее нужно преодолевать;
3) относительности - у разных субъектов взаимодействия - разные «одно» доминирования, находятся в разных точках фазового пространства, разные нормы - у каждого субъекта взаимодействия (личности или группы) свои нормы [2].
Согласно нашей 4-уровневой модели:
1 уровень - сепарабельный - традиционная педагогика (когнитивная таксономия Блума), где происходит в основном запоминание фактов, терминов, алгоритмов и т.д. Здесь в основном формируется склад чужих («мертвых») знаний для личности будущего специалиста. Он запоминает, складывает механически из них конструкты и передает дальше. Здесь специалист ничего нового не творит. «Говорю все подряд, что помню и связанно с ключевым словом».
2 уровень - энергетический, эмоциональный - АСПО, основанное на психологических тренингах, где происходит эмоциональное, психологическое освоение компетенций. Компетенции начинают «оживать». Здесь в основном формируется понимание, в смысле ощущения. «Ощущаю (понимаю), а сказать не могу». На этом энергетическом уровне и возникает психосоциальный диссонанс (ПСД) -психическое напряжение, несовпадение представлений. Либо ПСД преодолевается и происходит освоение новых понятий (переход на 3 ур.), либо субъект отказывается от приложения сил для преодоления ПСД и уходит на 1 ур. (просто в лучшем случае запоминает, но понимания образа не происходит).
3 уровень - ментальный, понятийный, где происходит переход из первых двух уровней - накопленных чужих знаний и понимания (предчувствования, ощущения) - на уровень знания собственного, рожденного («в муках» ПСД) самим собой - когда понимание можешь выразить в понятиях, для всех, для общества. «Говорю, что понимаю и могу выразить в понятиях».
4 уровень - экзистенциальный, трансцендентный. Личность ощущает себя в соразмерности со Вселенной. Этот уровень, где «знаю, что не знаю», выход за пределы знания в трансцендентные области, зазнание.
В цикле итерации взаимодействия ключевым этапом является психосоциальный диссонанс -эта точка выбора траектории развития субъекта взаимодействия в профессиональном образовании: либо образование новых компетенций, либо новых психологических комплексов. Таким образом, обучение выявлению и контролированию психосоциального диссонанса в ходе занятий приводит к освоению новых необходимых компетенций для профессиональной деятельности, особенно универсальных, так необходимых в бурно развивающемся мире. При этом в интегрированном подходе активно осуществляется образование, обучение и воспитание одновременно.
Процесс организации взаимодействия часто носит внутренне противоречивый, неоднозначный характер, в педагогическом процессе часто возникают противоречия ввиду различных мотивов поведения людей, несовпадения их устремлений или ценностей, неумения определять свои действия или регулировать свою деятельность в соответствии с деятельностью других людей, несформированно-стью у педагогов и учащихся необходимых для образовательной деятельности умений и качеств и в силу других причин личностного характера. В этом проявляется психосоциальный диссонанс между субъектами педагогического взаимодействия, который может привести либо к развитию, к новым знаниям, компетенциям; либо к ступору, закрытию, психологической защите (осуждение, проекция, алкоголизм, наркомания, и др.), стрессам, девиациям, психосоматике и др.
Подведем итоги:
1) Психологизация как синергетика психологии и педагогики - психодидактика в нашем понимании.
Итерационная концепция реформирования... 67
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 3
2) Взаимодействие должно и необходимо происходить в образовании по запросу, чтобы существовал интерес, (потребность, мотив).
3) Итерация - циклическое взаимодействие с обратной связью (ОС). По своей сути - это и есть субъект-субъектные отношения, то есть взаимодействие личностей, а не «должностей», тогда как в своей массовости в нынешней науке субъект-субъектные отношения рассматриваются на уровне знания слов, на уровне написанных текстов со ссылками на авторитеты, а не понимания контекста, и смысла.
Психосоциальный диссонанс можно рассматривать как фазу в итерации, как обратную связь при самоитерации траектории развития системы и самого профессионального образования в целом, и субъектов профессионального образования. Любая трудность, препятствие, которое и есть ПСД (несовпадение представлений и психическая напряженность), и есть обратная связь, которая дает сигнал для коррекции траектории развития субъектов взаимодействия профессионального образования. В зависимости от мотивов и от потребностей субъекта профессионального образования проводится самокоррекция траектории развития субъектов образования в точке ПСД, выбора траектории развития: либо коррекция (итерация) траектории в сторону развития и преодоления ПСД, движения к новым неизвестным вершинам; либо цикл (итерация) замыкается и идет поворот обратно в зону комфорта, привычного, «глухую защиту».
Таким образом, разрешение данной проблемы заключается в следующем: 1) в мотивировании к самообучению и студента, и педагога, чтобы им было интересно и возникла потребность к самобра-зованию; и 2) в воспитании таких педагогов (для чего необходимо иметь соответствующие технологии), которые владеют необходимыми компетенциями и способны мотивировать студентов на самообучение. Тогда общество обогатится подготовленными, креативными специалистами (выпускниками и педагогами профессионального образования). В этом состоит практическое значение разрешения указанной проблемы.
* * *
1. Халитов Р.Г. Проблемы психологизации профессионального образования // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 2. С. 53-63.
2. Халитов Р.Г. Практика обучения, основанная на интеграции педагогики и психологии в профессиональном образовании // Моделирование интеграционных процессов: праксиологический аспект: науч.-методич. пособие. Казань: Изд-во «Данис» ИПППО РАО, 2012. 132 с.
Поступила в редакцию 01.07.14
R.G. Khalitov
ITERATIVE CONCEPT OF THE PROFESSIONAL EDUCATION REFORMATION (PSYCHOLOGICAL ASPECT)
Psychologization of professional education is considered as a synergy of psychology and pedagogy. The objective of the research is to develop conceptual ideas of psychologization of professional education within the iterative approach to reform professional education. Conceptual ideas within the iterative approach concern directly the training process, i.e. didactics. The author's understanding of psychodidactics as a gradual (step-by-step) feedback approach to the mastered knowledge by levels is represented (according to the author's four-level model). The theoretical basis is author's development: the four-level representation of hierarchy of mental phenomena and psychosocial dissonance. Psychosocial dissonance can be considered as a phase of iteration, as a feedback at self-iteration of a trajectory of development of both professional education in general and subjects of professional education.
Keywords: psychologization of professional education, synergy of pedagogy and psychology, psychosocial dissonance, four-level model of the psychosocial phenomena representation.
Халитов Рашид Гусманович,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО» (ИПППО РАО) 420039, Россия, г. Казань, ул. Исаева, 12 E-mail: virash1@yandex.ru
Khalitov R.G.,
Candidate of Psychology, Senior researcher
Institute for Pedagogics and Psychology of Professional Education 420039, Russia, Kazan, Isaeva st., 12 E-mail: virash1@yandex.ru