ИТАЛЬЯНСКАЯ ПОЛИТИКА ФРИДРИХА I БАРБАРОССЫ В ТРУДАХ НЕМЕЦКИХ ИСТОРИКОВ
Р.В. ФУРЦЕВ,
соискатель по кафедре всеобщей истории Московского городского педагогического университета
e-mail: [email protected]
Научная специальность: 07.00.03 — всеобщая история
Аннотация. Анализируются разные точки зрения ряда германских историков по спорному вопросу - об итальянской политике Фридриха I Барбароссы, в немалой степени повлиявшей на дальнейшие судьбы империи. Фридрих1 нередко представлялся как некий символ немецкой агрессивности, угнетатель итальянских коммун. Одной из актуальнейших задач современных ученых-медиевистов является переоценка роли Штауфена в истории.
Ключевые слова: политика, империя, Италия, коммуны, папство, норманны.
ITALIAN POLITICS FREDERICK I BARBAROSSA, IN PROCEEDINGS OF THE GERMAN HISTORIAN
R.V. FURCEV,
Competitor at the Department of General History, Moscow City Pedagogical University
Annotation. This article examines the various points of view, a number of German historians for a very contentious issue in historical scholarship, the Italian policy of Frederick I Barbarossa, in no small degree of influence on further fate of the empire. Frederick I often presented as a symbol of German aggression as the oppressor ofthe Italian communes. And one of the most urgent tasks ofmodern scholars, medievalists is a reassessment of the role of Staufen in history.
Key words: politics, empire, Italy, the communes, the papacy, the Normans.
Италия занимала важнейшее место в системе координат внешней и отчасти внутренней политики германских королей и императоров Священной Римской империи периода раннего и развитого Средневековья. Со времени Оттона I и до середины XIII в. итальянская политика являлась для властителей Германии квинтэссенцией всей их внешней политики, основным ее звеном. Не стал исключением и Фридрих I Барбаросса — второй представитель династии Гоген-штауфенов (или Штауфенов) на германском престоле. Его итальянские походы можно рассматривать как объединяющий момент средневековой истории Италии и Германии, как феномен, в значительной мере повлиявший на развитие обеих стран. Долгое время политика Фридриха I на Апеннинах была предметом жарких дискуссий в ученом мире и неоднозначно оценивалась немецкими историками, которые по-разному формулировали цели, задачи и итоги политики кайзера в отношении североитальянских коммун, папства и Сицилийского королевства. При этом зачастую высказывались противоположные точки зрения — от осуждения до откровенного восхваления мероприятий Барбароссы в Италии. После 1945 г. Фридрих I нередко представлялся как некий сим-
вол немецкой агрессивности, как угнетатель итальянских коммун. И одной из актуальнейших задач современных ученых-медиевистов является переоценка роли Штауфена в истории. В частности, необходим новый взгляд на источники, новое осмысление его итальянской политики, чтобы показать деятельность императора без идеологических предрассудков.
Одним из главных антагонистов итальянской политики всей династии Штауфенов выступал Ю. Фикер, доказывавший, что вовлеченность монархов Швабского дома в итальянские дела негативно отразилась на судьбах Германии и немецкого народа. В своей работе «Райнальд фон Дас-сель, канцлер империи и архиепископ Кельнский. 1156—1167». Фикер исследует политику Фридриха I на Апеннинах до римской катастрофы 1167 г., утверждая, что ко времени вступления Барбароссы на престол власть германских монархов в Италии настолько ослабла, что кайзеры превратились не в господ и повелителей, а в союзников разных коммун против их врагов, поэтому требовалась консолидация власти [1, с. 21]. Фикер критикует имперского канцлера за его авантюрные итальянские планы и скверное влияние на Штауфена, возлагая всю вину за разрыв с папством на Р.
Дассельского и обвиняя его в желании «оторвать немецкую церковь от Рима».
Глубоким анализом материала отличается работа также критически настроенного к итальянской политике Фридриха I немецкого историка Г. фон Белова «Итальянская политика императоров немецкого Средневековья. Особый взгляд на политику Фридриха Барбароссы». Главной опорой политики Штауфена на Апеннинах служил союз имперских князей, и как только он расшатался, его политика сразу потерпела крах. Политика Фридриха I в Италии превалировала над вну-тригерманскими проблемами, на фоне бурной деятельности кайзера по ту сторону Альп Германия в его мыслях отошла на задний план. Результатом итальянской политики Барбароссы в Германии явился возросший партикуляризм и ослабление центральной власти на многие столетия. Фридрих I мог бы в полной мере осуществить свою идею империи и справедливости, если бы «его главной целью было не предоставление немецких сил и ресурсов в распоряжение Италии, а их использование ради самой Германии» [2, с. 89, 108, 126].
К плеяде немецких медиевистов довоенного периода принадлежит И. Халлер — блестящий исследователь, сочетавший в себе талант изложения с точной и проницательной критикой источников. Он рассматривал историю Священной Римской империи, особенно период правления Фридриха I, с точки зрения осуществления державной национально-государственной политики. Для Халлера Барбаросса — «самый блистательный монарх всего Средневековья», великий государственный деятель, «который умел управлять умами, подчиняя строптивых своей воле и разбивая врагов», постоянно увлеченный своей великой идеей. Р. Дассельский, который «не признавал ничего выше Германской империи», был лишь исполнителем планов кайзера. Итальянская политика Фридриха I в конечном счете служила восстановлению основы имперской власти, способной ретроактивно повлиять на внутреннюю ситуацию в Германии «вплоть до создания реального верховного монархического правления». Причем, добившись успеха на Апеннинах, «империя приобрела бы ведущую роль среди всех других государств, включаяримскую церковь» [3, с. 49, 54, 71].
Большой интерес представляет работа немецкого историка К. Хампе «Развитое Средневековье. История западной Европы 900—1250». Автор отмечает способность Фридриха I комбинировать собственные политические задачи, состоявшие в реставрации имперского права, с принципами римского права, толчок к возрождению которого дали болонские юристы. Имперская идея Штауфена — это данная непосредственно Богом власть
кайзера, действующего в единодушном согласии с находящейся под его покровительством церковью, при очевидной ссылке на империю древних римлян с оттенком сакральности. Примирение с Вельфами поставило определенные барьеры на пути жизненно важного для Штауфенов увеличения собственных владений. Расширение их домена в сложившихся условиях могло происходить только поэтапно, так как необходимых для этого финансовых средств в Германии с ее натуральным хозяйством не хватало. И в отношениях с другими государствами, и в попытках создать в противовес феодальной системе монархию, опиравшуюся на чиновничество и наемников, нельзя было обойтись без значительных денежных сумм. В Ломбардии города богатели и процветали, а мимо императорской казны текли гигантские средства, кроме того, этот процесс сопровождался незаконной узурпацией коммунами прав и регалий кайзера. Превращение Италии в главный источник доходов императорской казны является основной причиной оживления Фридрихом I активной итальянской политики по примеру Каролингов и От-тонов, которая померкла со времен Генриха Y [4, с. 184, 185, 189].
Другой немецкий медиевист, Г. Хаймпель, в своем труде «Император Фридрих Барбаросса и перелом штауфеновской эпохи» подчеркивает изменение в политике кайзера после поражения при Леньяно: если до 1176 г. он вынашивал идею союза с ломбардцами против папства, то после провала этого плана Барбаросса, примирившись с Александром III, решил действовать совместно с понтификом уже против самих коммун, его цель оставалась прежней — разделение противников. Похожий поворот в итальянской политике Фридриха I произошел и в 1183 г., когда по условиям Кон-станцского мира император отказался от института своих наместников в городах Северной Италии и в значительной степени отошел от буквы Рон-кальских законов, признав коммунальную автономию ради сохранения формального суверенитета империи в Ломбардии и ради обеспечения прав короны на владения в Тоскане, при этом гарантировав себе поддержку коммун в борьбе с папством [5, с. 16, 25].
Исследование итальянской политики Фридриха I с точки зрения истории государственного устройства содержится в монографии А. Хаверкампа. Автор уделяет особое внимание финансово-экономическим мотивам и интересам имперского правительства, по-новому характеризуя систему руководства в Италии при Фридрихе I. Барбаросса к югу от Альп стремился к переходу от феодальной системы управления к бюрократической. Разрушая Милан и подрывая коммуналь-
ное движение в Северной Италии, кайзер не проводил там строго реакционную политику, враждебную городам, в чем его многие упрекают. Желание Фридриха I превратить регалии в подлинную основу его власти полностью соответствует духу эпохи и является не чем иным, как «прогрессивным узаконением его прав» [6, с. 42, 65, 97].
Большой интерес вызывает книга Ф. Оплла «Фридрих Барбаросса», в которой, опираясь на широкую источниковую базу, автор описывает жизнь, поступки и дипломатию Штауфена и анализирует структурные рамочные условия эпохи, позволяя глубже понять личность и политику Барбароссы. Что касается смысла и пользы итальянской политики кайзера, то после проведенных за последние десятилетия исследований вряд ли кто-то будет сомневаться в ее оправданности. Познакомившись с итальянскими реалиями, Фридрих I «столкнулся не только с большими проблемами, но также с оригинальными политическими и экономическими возможностями и был вынужден находить ответы на эти вызовы». Претендуя на доходы от разных регалий, налогов и штрафов в имперской части Италии, Барбаросса создавал прочный фундамент своей финансовой политики к югу от Альп, а «богатые экономические возможности этих территорий использовались для целей штауфеновского имперского правления» [7, с. 194, 195].
Стоит согласиться с мнениями К. Хампе и Ф. Оппла и признать, что итальянская политика
Фридриха I носила ярко выраженный фискальный характер. Кайзер стремился укрепить имперскую власть в Северной Италии и приобрести богатую финансовую базу в самом экономически развитом регионе тогдашней Европы. Вместе с тем восстановление «конституционного» порядка в Италии стоило империи огромных материальных и людских ресурсов, что негативно сказалось на социально-экономическом положении в Германии и в долгосрочной перспективе привело к краху всех попыток установления сильной централизованной власти в стране.
Литература
1. Ficker J. Reinald von Dassel. Reichskanzler und Erzbischof von Köln. 1156—1167. Köln : Heberle, 1850.
2. Von Below G. Die italienische Kaiserpolitik des deutschen Mittelalters. München : Oldenburg, 1927.
3. Haller J. Die Epochen der deutschen Geschichte. Stuttgart: Cotta, 1922.
4. Натре К. Das Hochmittelalter. Geschichte des Abendlandes 900-1250. Berlin : de Gruyter, 1932.
5. Heimpel H. Kaiser Friedrich Barbarossa und die Wende der staufischen Zeit. Strassburg : Huneburg, 1942.
6. Haverkamp A. Herrschaftsformen der Fruh-staufer im Reichsitalien. Stuttgart: Vorwerk, 1971.
7. Opll F. Friedrich Barbarossa. Darmstadt : Wiss. Buchgesellschaft, 1994.