ит в высшей школе
ВОСТРЕБОВАННАЯ ИЛИ ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ *
Светлана Лебедь,
декан факультета
электронно-информационных систем Брестского государственного технического университета, кандидат физико-математических наук, доцент
Аннотация. Описаны технические средства, предоставляемые преподавателям Брестского государственного технического университета для обеспечения образовательного процесса. Приведены преимущества и недостатки используемых сервисов. Ключевые слова: информационные технологии, онлайн-обучение, образовательные платформы.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс - дань современной цифрови-зации. Вся жизнь современной молодежи - контакты, переписки, общение, обмен информацией - сосредоточены в смартфонах. Получая методические пособия в печатном виде, студенты просят их электронный вариант, они хотят видеть ссылки на необходимые источники в Интернете. Молодые люди лучше воспринимают текст с экрана, чем с листа, а писать от руки они, похоже, скоро совсем разучатся, тем более что встроенная в любой телефон функция Т9 (предиктивная (предугадывающая) - система набора текстов для мобильных телефонов [1]) - им в помощь, пусть иногда с ошибками, но зато быстро.
Все перечисленные факторы двигают профессорско-преподавательский состав к прогрессу. Дабы идти в ногу со временем, разговаривать на одном языке со студентами, поддерживать качество образования на достойном уровне, в ежедневной работе мы используем информационные технологии - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения контента нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Преследуемая цель - производство информации для ее анализа человеком и принятия решения по выполнению какого-либо действия [2]. Средства, которые для этого задействованы, - компью-
теры, сеть Интернет, радио - и телепередачи, а также телефонная связь.
Какими техническими возможностями обладает Брестский государственный технический университет по использованию ИТ? В нашем распоряжении -две образовательные платформы: Google Classroom и Moodle. Каковы основные достоинства и недостатки каждой из них?
• Google Classroom - бесплатный веб-сервис, который призван оптимизировать создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом. Основная его цель - упростить процесс обмена файлами между студентами и преподавателями. К преимуществам платформы можно отнести простоту в освоении и использовании, наличие обратной связи и сводной информации, возможность отслеживать изменения (сохранять историю), хранение материалов курса на Google Диске, возможность контроля образовательного процесса учебно-методическим отделом, защита всех документов от копирования.
Недостатки тоже имеются. До недавнего времени платформа не предоставляла возможности проведения онлайн-конференций. В настоящий момент Google запустил для этого бесплатный сервис - Google Meet, который работает как на ПК, так и в мобильных приложениях для iOS и Android.
http://innosfera.by
/ №6 (208) / Июнь 2020 / НАУКА И ИННОВАЦИИ 43
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - новая нормальность
С мая 2020 г. сервис бесплатный и открыт для всех, у кого есть почта Gmail. Пользователям доступны все его функции, включая видеоконференции длительностью до 60 минут, возможность подключения до 100 участников одновременно, демонстрация экрана, редактирование в режиме реального времени, конфигурацию окон и режим «Мозаика» [3]. Все это предстоит оценить.
• Moodle - система управления курсами, или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное веб-приложение, дающее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Преимущества платформы: бесплатность и открытый исходный код (доработка под собственные нужды); обширный набор встроенных инструментов (благодаря участию почти сотни университетов мира в разработке системы); наличие дополнительных модулей расширения. Среди недостатков: сложность начального освоения преподавателями (из-за поддержки образовательных стандартов разных стран в одном продукте); проблемы с отслеживанием актуальной документации по изменениям в использовании ресурса.
Управление образовательными платформами в университете ведется централизованно. То есть администратор регистрирует ее участников, объединяет их в группы, выдает коды доступа студентам и преподавателям, прописывает доступ к функционалу для одних и других. Преподаватель должен наполнить свой класс учебным материалом, задача студентов - своевременно посещать платформу и выполнять задания.
Практику применения ИТ в образовательном процессе БрГТУ можно условно разделить на до и после. Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 г. объявила пандемию коро-навирусной инфекции COVID-19, а два дня спустя поступила информация о том, что центром пандемии является Европа. Одновременно с тем, как коронавирус шагал по планете, в лексике граждан всех стран стали укореняться такие понятия, как «удаленка», «дистанционка», «онлайн-обучение». Если раньше не возникало острой необходимости общения со студентами в режиме реального времени в удаленной форме, то после объявления пандемии этот вопрос стал первостепенным.
В связи с этим спектр предлагаемых и используемых средств расширился. К Google Classroom и Moodle добавились такие программные обеспечения, как Zoom, Skype, Discord, предоставляющие сервис видеоконференции. Их преимущество - в наличии мобильных приложений, что очень важно для современной молодежи. В достаточно сжатые сроки
в университете подготовили 6 аудиторий с возможностью онлайн-трансляции занятий в две смены.
• Zoom предлагает коммуникационное программное обеспечение, которое объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу. Основной недостаток - ограничение по времени нахождения в конференции -40 минут для бесплатной версии. Это значит, что за время лекции приходится перезагружаться несколько раз. Студенты отмечают нестабильную работу мобильной версии, а преподаватели - незащищенность транслируемой информации.
• Skype - бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, позволяющее осуществлять текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. По мнению пользователей, это устаревший ресурс, задействующий значительную часть ресурсов ПК.
• Discord - бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, изначально ориентированный на пользователей компьютерных игр. Среди достоинств - стабильность работы, понятный интерфейс, из недостатков - максимальное количество одновременных участников 50 человек.
Среди перечисленных сервисов студенты БрГТУ предпочитают Discord. Они отмечают удобный интерфейс и достаточно широкий функционал. Что же касается преподавателей, то у каждого из них - свой «рецепт» чтения лекции, изложения материала, своя структура занятий, поэтому и выбор информационной технологии для подачи материала и организации обратной связи - это их прерогатива, тем более что выбор достаточно широк.
Использование образовательной платформы в тандеме с одним из сервисов, обеспечивающих видеоконференции, - достойная альтернатива аудиторных занятий, но ни в коем случае не их замена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Википедия - свободная энциклопедия // https: // ru.wikipedia.org/.
2. Цифровой образовательный ресурс для школ // https: // www.yaklass.ru/.
3. Вильтовский М. Google сделает бесплатным свой аналог Zoom // https: // www. sb.by/articles/.
44 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №6 (208) / Июнь 2020 /
http://innosfera.by