Научная статья на тему 'ИТ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ - ВОСТРЕБОВАННАЯ ИЛИ ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ'

ИТ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ - ВОСТРЕБОВАННАЯ ИЛИ ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лебедь Светлана

Описаны технические средства, предоставляемые преподавателям Брестского государственного технического университета для обеспечения образовательного процесса. Приведены преимущества и недостатки используемых сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT IN HIGHER EDUCATION A DEMAND OR INDUCED NECESSITY?

The article considers the technical means provided to the lecturers of the Brest State Technical University for distance educational process. The advantages and disadvantages of the services used are given.

Текст научной работы на тему «ИТ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ - ВОСТРЕБОВАННАЯ ИЛИ ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ»

ит в высшей школе

ВОСТРЕБОВАННАЯ ИЛИ ВЫНУЖДЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ *

Светлана Лебедь,

декан факультета

электронно-информационных систем Брестского государственного технического университета, кандидат физико-математических наук, доцент

Аннотация. Описаны технические средства, предоставляемые преподавателям Брестского государственного технического университета для обеспечения образовательного процесса. Приведены преимущества и недостатки используемых сервисов. Ключевые слова: информационные технологии, онлайн-обучение, образовательные платформы.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс - дань современной цифрови-зации. Вся жизнь современной молодежи - контакты, переписки, общение, обмен информацией - сосредоточены в смартфонах. Получая методические пособия в печатном виде, студенты просят их электронный вариант, они хотят видеть ссылки на необходимые источники в Интернете. Молодые люди лучше воспринимают текст с экрана, чем с листа, а писать от руки они, похоже, скоро совсем разучатся, тем более что встроенная в любой телефон функция Т9 (предиктивная (предугадывающая) - система набора текстов для мобильных телефонов [1]) - им в помощь, пусть иногда с ошибками, но зато быстро.

Все перечисленные факторы двигают профессорско-преподавательский состав к прогрессу. Дабы идти в ногу со временем, разговаривать на одном языке со студентами, поддерживать качество образования на достойном уровне, в ежедневной работе мы используем информационные технологии - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения контента нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Преследуемая цель - производство информации для ее анализа человеком и принятия решения по выполнению какого-либо действия [2]. Средства, которые для этого задействованы, - компью-

теры, сеть Интернет, радио - и телепередачи, а также телефонная связь.

Какими техническими возможностями обладает Брестский государственный технический университет по использованию ИТ? В нашем распоряжении -две образовательные платформы: Google Classroom и Moodle. Каковы основные достоинства и недостатки каждой из них?

• Google Classroom - бесплатный веб-сервис, который призван оптимизировать создание, распространение и оценку заданий безбумажным способом. Основная его цель - упростить процесс обмена файлами между студентами и преподавателями. К преимуществам платформы можно отнести простоту в освоении и использовании, наличие обратной связи и сводной информации, возможность отслеживать изменения (сохранять историю), хранение материалов курса на Google Диске, возможность контроля образовательного процесса учебно-методическим отделом, защита всех документов от копирования.

Недостатки тоже имеются. До недавнего времени платформа не предоставляла возможности проведения онлайн-конференций. В настоящий момент Google запустил для этого бесплатный сервис - Google Meet, который работает как на ПК, так и в мобильных приложениях для iOS и Android.

http://innosfera.by

/ №6 (208) / Июнь 2020 / НАУКА И ИННОВАЦИИ 43

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - новая нормальность

С мая 2020 г. сервис бесплатный и открыт для всех, у кого есть почта Gmail. Пользователям доступны все его функции, включая видеоконференции длительностью до 60 минут, возможность подключения до 100 участников одновременно, демонстрация экрана, редактирование в режиме реального времени, конфигурацию окон и режим «Мозаика» [3]. Все это предстоит оценить.

• Moodle - система управления курсами, или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное веб-приложение, дающее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Преимущества платформы: бесплатность и открытый исходный код (доработка под собственные нужды); обширный набор встроенных инструментов (благодаря участию почти сотни университетов мира в разработке системы); наличие дополнительных модулей расширения. Среди недостатков: сложность начального освоения преподавателями (из-за поддержки образовательных стандартов разных стран в одном продукте); проблемы с отслеживанием актуальной документации по изменениям в использовании ресурса.

Управление образовательными платформами в университете ведется централизованно. То есть администратор регистрирует ее участников, объединяет их в группы, выдает коды доступа студентам и преподавателям, прописывает доступ к функционалу для одних и других. Преподаватель должен наполнить свой класс учебным материалом, задача студентов - своевременно посещать платформу и выполнять задания.

Практику применения ИТ в образовательном процессе БрГТУ можно условно разделить на до и после. Всемирная организация здравоохранения 11 марта 2020 г. объявила пандемию коро-навирусной инфекции COVID-19, а два дня спустя поступила информация о том, что центром пандемии является Европа. Одновременно с тем, как коронавирус шагал по планете, в лексике граждан всех стран стали укореняться такие понятия, как «удаленка», «дистанционка», «онлайн-обучение». Если раньше не возникало острой необходимости общения со студентами в режиме реального времени в удаленной форме, то после объявления пандемии этот вопрос стал первостепенным.

В связи с этим спектр предлагаемых и используемых средств расширился. К Google Classroom и Moodle добавились такие программные обеспечения, как Zoom, Skype, Discord, предоставляющие сервис видеоконференции. Их преимущество - в наличии мобильных приложений, что очень важно для современной молодежи. В достаточно сжатые сроки

в университете подготовили 6 аудиторий с возможностью онлайн-трансляции занятий в две смены.

• Zoom предлагает коммуникационное программное обеспечение, которое объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу. Основной недостаток - ограничение по времени нахождения в конференции -40 минут для бесплатной версии. Это значит, что за время лекции приходится перезагружаться несколько раз. Студенты отмечают нестабильную работу мобильной версии, а преподаватели - незащищенность транслируемой информации.

• Skype - бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, позволяющее осуществлять текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. По мнению пользователей, это устаревший ресурс, задействующий значительную часть ресурсов ПК.

• Discord - бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, изначально ориентированный на пользователей компьютерных игр. Среди достоинств - стабильность работы, понятный интерфейс, из недостатков - максимальное количество одновременных участников 50 человек.

Среди перечисленных сервисов студенты БрГТУ предпочитают Discord. Они отмечают удобный интерфейс и достаточно широкий функционал. Что же касается преподавателей, то у каждого из них - свой «рецепт» чтения лекции, изложения материала, своя структура занятий, поэтому и выбор информационной технологии для подачи материала и организации обратной связи - это их прерогатива, тем более что выбор достаточно широк.

Использование образовательной платформы в тандеме с одним из сервисов, обеспечивающих видеоконференции, - достойная альтернатива аудиторных занятий, но ни в коем случае не их замена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Википедия - свободная энциклопедия // https: // ru.wikipedia.org/.

2. Цифровой образовательный ресурс для школ // https: // www.yaklass.ru/.

3. Вильтовский М. Google сделает бесплатным свой аналог Zoom // https: // www. sb.by/articles/.

44 НАУКА И ИННОВАЦИИ / №6 (208) / Июнь 2020 /

http://innosfera.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.