Научная статья на тему 'IT-технологии в художественном образовании как средство формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов'

IT-технологии в художественном образовании как средство формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / IT-ТЕХНОЛОГИЙ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTURAL COMPETENCE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / INTERACTIVE TECHNIQUES / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MEDIA TECHNOLOGY / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Марина Ивановна

В статье рассматривается информатизация образования, в том числе и художественного с применение IT-технологий один из наиболее перспективных путей решения многих социально-педагогических задач, в том числе формирование общекультурных компетенций и толерантности студентов как одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида жить, конструктивно взаимодействовать в многоформатном поликультурном мире. Информационные технологии с техническими средствами применяются для создания новых информаций с целью развития умственных и культурных ценностей человечества. Компьютерная дидактика является одной из эффективных средств, но не в полной мере сегодня использован потенциал IT-технологий для эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов, в процессе художественного образования. Представлено содержание интерактивной деловой игры, включающей в себя: целый комплекс методов интерактивного обучения с применение IT-технологий, что позволяет обучающимся расширить свои знания, связи и отношения, способствует формированию общекультурных компетенций и толерантности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN ART EDUCATION AS A WAY OF FORMING GENERAL CULTURAL COMPETENCES AND TOLERANCE OF STUDENTS

The article considers the informatization of education, including art education using information technologies one of the most promising ways of solution of many socio-pedagogical problems, including the formation of common cultural competencies and tolerance of students as one of the most important qualities that determine the success of adaptation of the individual to live, work constructively in multicultural world. Information technologies with technical devices are used to create new information with the aim of developing intellectual and cultural values of humanity. Computer didactics are one of the effective devices, but the potential of information technologies for the efficient formation of general cultural competence and tolerance of the students in the process of art education is not fully used today. The content of interactive business game is presented, that includes a set of methods of interactive learning using information technology that allows students to expand their knowledge, connections and relationships, contributes to the formation of common cultural competencies and tolerance of students.

Текст научной работы на тему «IT-технологии в художественном образовании как средство формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов»

Фролова Марина Ивановна педагогические

IT-ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ... науки

УДК378

IT-ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2016

Фролова Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и методики профессионального образования Педагогического факультета Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается информатизация образования, в том числе и художественного с применение IT-технологий - один из наиболее перспективных путей решения многих социально-педагогических задач, в том числе формирование общекультурных компетенций и толерантности студентов как одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида жить, конструктивно взаимодействовать в многоформатном поликультурном мире. Информационные технологии с техническими средствами применяются для создания новых информаций с целью развития умственных и культурных ценностей человечества. Компьютерная дидактика является одной из эффективных средств, но не в полной мере сегодня использован потенциал IT-технологий для эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов, в процессе художественного образования. Представлено содержание интерактивной деловой игры, включающей в себя: целый комплекс методов интерактивного обучения с применение IT-технологий, что позволяет обучающимся расширить свои знания, связи и отношения, способствует формированию общекультурных компетенций и толерантности студентов.

Ключевые слова: информатизация образования, IT-технологий, общекультурные компетенции, толерантность, интерактивные методы, художественное образование, мультимедийные технологии.

INFORMATION TECHNOLOGY IN ART EDUCATION AS A WAY OF FORMING GENERAL CULTURAL COMPETENCES AND TOLERANCE OF STUDENTS

© 2016

Frolova Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, doctoral student of theory and methods

of professional education of Pedagogical faculty Karachay-Circassian state University named after U. D. Aliev, Karachaevsk(Russia)

Abstract. The article considers the informatization of education, including art education using information technologies - one of the most promising ways of solution of many socio-pedagogical problems, including the formation of common cultural competencies and tolerance of students as one of the most important qualities that determine the success of adaptation of the individual to live, work constructively in multicultural world. Information technologies with technical devices are used to create new information with the aim of developing intellectual and cultural values of humanity. Computer didactics are one of the effective devices, but the potential of information technologies for the efficient formation of general cultural competence and tolerance of the students in the process of art education is not fully used today. The content of interactive business game is presented, that includes a set of methods of interactive learning using information technology that allows students to expand their knowledge, connections and relationships, contributes to the formation of common cultural competencies and tolerance of students.

Keywords: informatization of education, technology, cultural competence, tolerance, interactive techniques, art education, media technology.

Человечество вышло за пределы привычной сре- стоящее время существует несколько терминов, связан-ды в принципиально новое как измерение, новое про- ных с понятием Информационные технологии в своем странство жизнедеятельности. В нем важная рать се- исследовании мы будем использовать термины инфор-годня принадлежит паутине Интернета, приводящей к мационные технологии, ИТ, IT-технологии - они иден-расширению контактов, изменению восприятия мира, тичны, различий между ними нет. совмещению реального и виртуального пространств. Как отмечает ученый С.П. Ломов, что: «Сегодня Всепроникающая информация, в том числе и художе- характерен учет ценностных факторов человеческого ственно-образовательная, воздействуя на сознание, мироотношения, реальность творческой составляющей мышление людей, изменяя их потребности, ценности, деятельности людей, обеспечивающей саморазвитие, возможности, социальное пространство существования «само-строительство» субъектов этой деятельности на и функционирования, многоплановую систему отноше- основе реальных обстоятельств быстро меняющегося ний, объективно формирует современную естественно- мира. Именно интеграция науки и художественного об-культурную среду обитания, обозначаемую порой как « разования могут и должны создавать и предлагать смыс-информационная цивилизация » [1, 2]. лы, образы, имиджи, идеалы, так необходимые челове-

С другой позиции переход цивилизации на новый честву, отдельно взятому народу и каждому человеку. этап развития, к информационному обществу в быстро Понимание значимости гуманитарного пласта знаний меняющемся мире, где произошло разрушение межпо- издавна было присуще людям»[5, c.5]. коленческого и культурного пространства. Этот переход В связи с вышеизложенным, является актуальным некоторые ученые связывают с рубежными перемена- максимально использовать потенциал IT-технологий ми стадиального характера. Важнейшим следствием и для эффективного формирования общекультурных ком-одновременно показателем этого перехода являются петенций и толерантности студентов, в процессе худо-принципиально новые возможности, позиции, способ- жественного образования обеспечивающее приобщение ности человека, который оказался сегодня в качественно студентов к ценностям мировой и отечественной куль-новом информационном мире [3]. Одним из стратегиче- туры, этнокультуры, осознание исторического прошло-ских аспектов модернизации российского образования в го страны и его современных реалий и при этом явля-целом, и в частности художественном, является инфор- ется уникальным средством трансляции в современный матизация, под которой понимается процесс обеспече- социум лучших региональных и общероссийских народ-ние сферы образования и необходимой теоретической ных традиций, влияющих на развитие духовной сферы, и практической информацией. Информатизация об- как конкретной личности, так и общества в целом. разования понимается как процесс обеспечения сферы Реалии сегодняшнего дня создают условия для ши-образования методологией и практикой оптимального рокого использования информационных технологии использования Информационных технологии, ориенти- в среде образования. Происходит неизбежность пере-рованных на реализацию социальных, психологических смотра организационных форм учебного процесса в и педагогических целей обучения и воспитания[4]. В на- связи с изменением с учетом парадигмы современного

образования роли преподавателя и студента в системе «педагог-ИТ-обучающийся». Увеличивается доля самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучающихся, объем практических и внеаудиторных занятий, обучающиеся перестают, пассивно воспринимать готовые факты, законы, суждения и т.д., они активно будут искать решения проблемных задач. Сами по себе ГТ- технологии не реализуют процесс образования, но является средством для ее реализации.

Образования и воспитания не возможно представить без использования информационных технологии. Из статических источников и имеющей информации, нам известно, что в области образования в индустриально-развитых стран большое значение дается использованием информационно-коммуникационным технологиям, как компьютерам и интернету, образовательным программам и различным мультимедийных средств.

Многие ученые, по использованию информационных технологий в образовательном процессе придерживаются различного мнения. Например, ученый Н. А. Шкильменская, говоря о реализации функций информационных технологий, отмечает круг задач, решаемых с их помощью, среди которых: изучение и закрепление нового материала; проведение лабораторных работ или практикумов; иллюстрация нового материала; самообразование и контроль [6, с. 64].

А. Г. Тихобаев информационность в обучении классифицирует по участникам диалога следующим образом: человек-человек (деловые и ролевые игры, работа в группах, дискуссия, мозговой штурм и т.д.); человек-машина (виртуальная реальность, компьютерные игры, интерактивные средства и т.д.); человек-машина-человек (дистанционное обучение, локальные телекоммуникационные технологии, компьютерное тестирование

и т.д.) [7, с. 82].

Исследователи И.С Ворошилова[8], В.В. Вязанкова [9] М.Л, Романова[10] отмечают, что информатизация образования - один из наиболее перспективных путей решения многих социально-педагогических задач, среди которых и эффективное формирование знаний когнитивного компонента любого личностно качества.

Информационные технологии с техническими средствами применяются для создания новых информаций с целью развития умственных и культурных ценностей человечества.

В ряде исследованиях выделено пять направлений развития экономики посредством развития информационной технологии - научных открытий, развитие знаний по учебным предметом, изобретения, инновации и развитие техники, что приводит к улучшению жизненного уровня людей.

Так же ученые отмечают [11-21], что при всех возможностях современных информационных технологий, одной из целей информатизации образования является не сам факт их использования в обучении, а повышение качества образовательной системы через их внедрение и распространение.

Появление компьютера, как нового элемента в педагогической системе во многом изменило ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований по проблемам компьютеризации сферы образования, в ряде работ приведены основные дидактические условия использование компьютера в обучении, разработаны концептуальные основы, использование информационных технологий, рассмотрены возможности компьютера в развитии творческих качеств личности, как обучаемых, так и педагогов [22].

В настоящий период рассматриваются два основных подхода к определению информационной или как еще принято в последний период называть ГТ-технологии:

- дидактический процесс, формирующий в системы обучения новых методов и средств обработки данных.

- техническое средство в обучении.

Таким образом, в первом случае они применяются, как информационное технологии обучения и во втором

- как техническое средство в обучением.

При использовании информационных технологий руководствуются следующими принципами:

- органичное включение информационных технологий в каждый из аспектов учебно-воспитательного процесса;

- изучение информационных технологий в педагогическом контексте;

- освоение целостных систем обучения на основе информационных технологий.

Среди форм использования информационных технологий в образовательном процессе учеными выделяются две основные:

- обучение методам использования информационных технологий;

-обучение с помощью информационных технологий.

Информатизация образования при правильном и эффективном использовании даёт большие возможности для обучения и воспитания.

Использование современных IT - технологии в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения и воспитания.

Обучающиеся и педагоги могут, свободно обменивается мнениями, идеями, информацией и расширить свой кругозор; используя исследовательские методы познавать законы природы, социальные явления в их динамике, решать проблемы; разрабатывать творческие проекты, медиа проекты, усовершенствовать речь и овладеть иностранными языками; приобрести разнообразные необходимые навыки, которые могут оказаться весьма полезными как в личностном так и профессиональном плане.

Информатизация образования предполагает не просто интеграцию педагогических и информационных технологий, а усиление роли информационных процессов в образовательной деятельности и управлении образовательным процессом.

Использования IT- технологий, в том числе и мультимедийных, требует понимания дидактической специфики содержания учебного материала.

Термин «мультимедиа» (англ. multimedia) происходит от лат. multum - много и media - medium - средоточие; средства, то есть представляет собой электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)[23, 24]. Общеупотребительным значением термина «мультимедиа технологии» является следующее: ММТ - это интерактивные технологии, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом [25, 26].

Применительно к сфере образования, С.Г. Григорьев и В.В. Гриншкун дают следующее определение термину «мультимедиа»: « Мультимедиа - это спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем)» [27].

Под мультимедийными средствами понимаются новейшие технические разработки, предоставляющие с помощью компьютера большое количество информационных и образовательных возможностей. В категории понятие мультимедийных средства входят такие элементы, которые могут быть описаны такими понятиями как медийно интегрирование - взаимодействие между изображением, текстом, звуком, видео, электронной почтой., компьютерное сопровождение - персональный компьютер, принтер, проектор и т.д. и интерактивность

- интерактивность, возможность при соответствующих программном сопровождении соучаствовать в различных виртуальных конференциях, вебинары и т.д.

Необходимо учитывать, что компьютер как средства IT- технологий всего лишь «инструмент». Нельзя оснастить образовательный процесс компьютерами и надеться, что с их помощью можно повысить качество, обучаемые будут, сами обучатся, или быть воспитанными. Основной предпосылкой для улучшения качества учебного процесса были и останутся: креативный педагог; методическая компетентность преподавателя; применение разнообразных методов; интерактивность и открытость образовательного процесса; дидактически хорошо подобранные медийные средства.

Компьютер является, прежде всего прибором предназначенным: для создания и организации медийных средств; для демонстрации видеофильмов; для чтения различных информации (различные службы в интернете, перепись с рабочих страниц или учебников на различные носители данных); для презентаций медийных средств.

На наш взгляд компьютера можно применять, прежде всего, для решения следующих задач: средство для работы (компьютер принимается в качестве инструмента); средство для тренинга; средство для сбора, хранения и передачи информации; средство для моделирования; средство для коммуникации и коопераций.

Программное и аппаратное обеспечения составляют непрерывное единство, причем программное обеспечение является учебно-мединым средством. Компьютерные программы или данные для презентаций могут быть открытыми или закрытыми (всевозможные ступени между ними), так что они находятся взаимодействии с учебными методами и формами работы.

Компьютер и интернет представляют собой необходимое дидактическое и педагогическое дополнение к общему спектру медийных средств.

Использование компьютера и интернета с дидактической - методической точки зрения не является самостоятельным методом. Его можно, интегрировать всевозможные учебные и внеучебные модели.

Использование мультимедийных средств должны: целенаправленно вести обучающихся к познавательному процессу; повышать успех обучения; сделать доступными сложные содержания учебного материала.

Работа с компьютером и интернетом расширяет спектр учебной и внеучебной

активности. Кроме того, она ведет к стиранию конвенциональных границ между личной квалификацией, процентированном занятием и домашним занятием (например: во время индивидуальной домашней подготовки к занятию с помощью сети интернета возможны обмен мнениями, взаимные объяснения и совместные дискуссии как между участниками соответствующего курса, или группы студентов, так и с участием других (посторонних) со всего мира, а также по сети интернета организуется вебинара, так что обучающиеся могут дистанционно участвовать в процессе презентации и задавать при этом свои вопросы.

Участники занятий получают тем самым большую степень свободы в организации и координации их образовательного процесса. Компетенция работы с сетью интернета проявляется и в систематическом контакте с большим количеством информаций (менеджмент информации) также, как и в выработке доверия к социальным особенностям при сетевой коммуникации (например, социальное взаимоотношения при работе в чате, эмоциональный настрой при E mail - контактах и д.р..

В работах [28] показано, что применение виртуальных предприятий удалённого доступа как средства имитации производственной деятельности адекватно развивает значимые личностно-профессиональные качества, в том числе и толерантность как фактор устойчивости личности к неблагоприятным внешним воздействиям [29]. При организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений вебинар позволяет студентам более качественно осваивать теоретический

материал учебной дисциплины, получать консультацию преподавателя, слышать мнение другого участника курса, формировать свои общекультурные и профессиональные компетенции. Преподавателям вебинар позволяет обеспечить научно-педагогическую и методическую поддержку самостоятельной работы студентов [30] .

В качестве преимущества обучения с новыми медийными средствами необходимо подчеркнуть возможность самоопределения образовательного процесса, отхода от жестких рамок пространства и времени, оптимизация наглядности посредством мультимедиа, а также возможность моделирования.

Тем не менее, для эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов потенциал IT- технологий используется не в полной мере.

Формирование общекультурных компетенций и толерантности немыслимо без накопления опыта бесконфликтного взаимодействия с поликультурной средой и использования её потенциала для личностного, профессионального развития. Создания образовательной среды, интегрировать различные методики, создавая для обучающегося ситуационные условия, ставя его в центр действия, превращая из строго подчиняющегося объекта в полноправный и активный субъект деятельности, в процессе которой происходит преобразование социального опыта, творческой активности, эмоционально-ценностных взаимоотношений, диалог, передача и восприятие информации и культурных ценностей, успешная адаптация личности в частности профессиональной деятельности и в поликультурной среде и применение IT-технологий позволяет данный процесс делать более эффективным.

Исходя, из выше изложенного мы предлагаем следующий комплекс использования IT- технологий для эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности в процессе художественного образования, который состоит из следующих этапов:

- применение обучающе-контролирующие программы, системы тестирования и учебно-информационные комплексы;

- педагогических заданий различного типа (операционального содержания, конструктивного типа и т.д.). Например, в рамках обучения истории искусств можно дать обучающемуся, задание найти в ресурсах Интернет информацию « О вкладе этнокультуры народов Северного Кавказа в развитие мировой культуры» и составить маршрут сайта для виртуальной экскурсии.

Проведение виртуальной экскурсии аналогично обыкновенной экскурсии главное преимущество виртуальных экскурсий - не покидая аудитории обучающиеся ознакомиться с объектами, расположенными за ее пределами. Объектами виртуальной экскурсии могут быть размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: архитектурно-исторические объекты, музейные экспонаты, описание биографий художников, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, критические материал и т.д.;

- использование компьютерных систем учебного назначения, имитирующих производственную деятельность или жизнедеятельность в целом обучающегося. Широкий спектр программных продуктов популярны и активно используются в мировой практике, достаточно перечислить такие программы как AdobePhotoshop, CorelDraw, AutoCAD, Autodesk и другие ставшие неотъемлемым и традиционным инструментом мысли художников и дизайнеров. Это своеобразные виртуальные ресурсные центры, в которых обучающийся сможет осуществить «пробу творческой кисти» в будущей профессиональной деятельности. Имитация производственной деятельности с применением IT-технологий должна включать не только решение производственных задач, но и тренинг поведения в различных ситуациях и раз-

личной социальной среде;

- создание общедоступной информационно-образовательной среды для обучающихся (например, образовательных сайтов), содержащей динамические (обновляемые) информационно-образовательные ресурсы, значимые для формирование общекультурных компетенций и толерантности обучающихся, предоставляющей возможность проводить виртуальные конференции, виртуальные экскурсии т.д.

В рамках нашего исследования на базе Института культуры и искусств (далее ИКИ) Карачаево-Черкесского Государственного университета им. У. Д. Алиева проводился комплекс мероприятия разного плана. Приведем пример - по дисциплине «Основы теории и методологии пространства» на тему: «Проект дизайна офиса», проводилось занятие в форме интерактивной деловой игры, которое включало в себя: целый комплекс методов интерактивного обучения (дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций и т.д.); применение IT-технологий в процессе разработки проектов «виртуальных макетов офиса» и презентация данных макетов; методы оценки, изучения, управления. Перед студентами ИКИ в процессе деловой игры были поставлены задачи: отражающие дефицит знаний, умений, элементов культуры, которые направлены на поиск необходимой информации, организация по самообучению; на имитацию профессиональной деятельности дизайнера; посвященные организации групповой работы; работы с помощью сетевых технологий, многоцелевое использование средств мультимедиа, в том числе продуктов Autodesk, которые позволяют заложить прочный фундамент не только развития профессиональных компетенций, но и формирования общекультурных компетенций и толерантности студента. Работа осуществляется по принципу теория - практика, то есть все теоретические знания закрепляются на практике. Данная методика проведения занятия позволяет формировать: навыки коллективных действий - студенты обучаются сопоставлять общие и личные задачи.

При этом основной упор делается на формирование общекультурных компетенций и толерантности личности студента. Обучающимся приходится учиться толерантным отношениям, сглаживать индивидуальные особенности своего темперамента и характера, которые могут стать барьером для получения положительных результатов для достижений общей цели - как в процессе работе над «проектом макета офиса» так и в процессе презентации своего проекта. В процессе деловой игры предусматривается обмен ролями, дающий возможность изучить проблему с различных сторон, каждый участник наблюдал развитие проблемы в динамики, лично принимая решение, мог увидеть их результат, приобретая свой личный опыт. Важным является создание в процессе деловой игры эмоциональной привлекательности участия в ней, а это возможно за счет обеспечения творческого, а не репродуктивного характера, того, что деятельность нацеливается не только на достижение внешнего результата, но и реализует процессы творческого познания окружающего мира. Итогом занятия стала - выработка многочисленных решений поставленной перед студентами проблемы и ее анализ.

Таким образом в условиях информатизации всех социально-экономических сфер современного общества, которое невозможно без совершенствования системы художественного образования с использованием информационных технологий, которые сегодня приобретают особую гуманистическую значимость, открывая для каждой личности уникальные возможности самореализации и комфортного мироощущения. Применение IT-технологий - один из наиболее перспективных путей решения многих социально-педагогических задач, в том числе формирование общекультурных компетенций и толерантности студентов как одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации инди-

вида жить, конструктивно взаимодействовать в многоформатном поликультурном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Проблемы современного образования. 2011. №6. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 04.08.2014).

2. Ломов С.П. Педагогика и Психология исскуства сегодня и завтра [Текст] / Ломов С.П // Пути и средства повышение качества художественного образованиям эстетического воспитания: межвуз. сб. науч. тр. - М. ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. - Вып. № 4. - 332с.

3. Григорьева И. В., Иванова Л. А. Философско-педагогический анализ категорий медиакультуры (на примере понятия «Медиаобразовательное пространство») // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №369. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 07.11.2014).

4. Долинер Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2003. - 344 с.

5. Ломов С.П. Педагогика и Психология исскуства сегодня и завтра [Текст] / Ломов С.П // Пути и средства повышение качества художественного образованиям эстетического воспитания: межвуз. сб. науч. тр. - М. ГБОУ ВПО МГПУ, 2013. - Вып. № 4. - С - 5.

6. Шкильменская Н. А. Основные функции современных информационно-коммуникационных технологий в условиях гуманитаризации образования / Н. А. Шкильменская // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2008. - № 83. - С. 58-69.

7. Тихобаев, А. Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения / А. Г. Тихобаев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - №. 8. - С. 81-84 Режим доступа: http http:// vestnik.tspu.edu.ru. (дата обращения: 07.09.2013).

8. Ворошилова И.С. Поддержка студента в лич-ностно-профессиональном самоопределении / И.С. Ворошилова, Н.П. Федорова, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 5 (99), 2013. - С. 106-112.

9. Вязанкова В.В. Квалиметрическая диагностика степени информатизации образовательного процесса / В.В. Вязанкова, М.Л. Романова // Открытое образование. - № 4, 2013. - С.15-20.

10. Романова М.Л. Современные модели формирования толерантности студентов / М.Л. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 5 (99), 2013. - С. 106-112.

11. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.

12. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.

13. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

14. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.

15. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

16. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.

17. Новикова У.М. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 23-25.

18. Ремезова Л.А., Сирик И.Ю., Лукомская А.А. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия дошкольной организации и семьи в социализации ребенка с задержкой психического развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 102-105.

19. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 22-24.

20. Мухидинов М.Г. Развитие технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 87-89.

21. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

22. Степаненков П. В. Информационно-коммуникационные технологии в профориентационной работе со старшеклассниками: дисс ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2010.- 180 с.: ил.

23. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.-СПб. 1998. - 1456 с. Режим доступа: http://dic.academic.ru. (дата обращения: 02.03.2014).

24. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов / МГУКИ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 415 с.: Режим доступа: http://window.edu.ru (дата обращения: 02.10.2013).

25. Троян Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании / Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов : Режим доступа: http://www.studmed.ru. (дата обращения: 10.01.2014)

26. Тоффлер А. Третья волна / А. Тоффлер. - М.: Изд-во АСТ, 1999. - 776 с. Режим доступа: http://lib.znate.ru (дата обращения: 10.01.2014)

27. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании Режим доступа: http:// www.ido.edu. ru (дата обращения: 20.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Хорошун К.В. Педагогическая модель формирования опыта толерантного поведения студентов с использованием инновационных методов обучения / К.В. Хорошун, Н.А. Тарасенко // Психология. Социология. Педагогика. - № 6, 2013. - С. 55-59.

29. Глухенький И.Ю., Романов Д.А., Терюха Р.В. Информатизация образования как фактор формирования толерантности студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5.; Режим доступа: http:// www.science-education.ru (дата обращения: 05.04.2014).

30. Ваганова О. И., Гладкова М. Н., Гладков А. В. и др. вебинар как средство организации самостоятельной работы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15) С.31 - 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.