Научная статья на тему 'ИТ составляющая интеграционного подхода при управлении проектами на предприятии'

ИТ составляющая интеграционного подхода при управлении проектами на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ / PROJECT MANAGEMENT / INTEGRATION APPROACH / AN AUTOMATED PROJECT MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сетяева Е. Ю.

В данной работе исследуется вопрос создания и эксплуатации интегрированной системы управления проектами на предприятии, предоставляющей менеджеру инструменты выработки и реализации сбалансированных управленческих решений, а так же рассматривается вопрос ИТ технологий, поддерживающих данную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT COMPONENT OF AN INTEGRATED APPROACH IN PROJECT MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE

In this paper we study the question of creation and operation of the integrated project management system in the enterprise, providing the tools manager develop and implement a balanced management decisions, as well as address the issue of IT technologies that support this system.

Текст научной работы на тему «ИТ составляющая интеграционного подхода при управлении проектами на предприятии»

быть сочетание государственной научно-технической политики, поддерживающей концепцию устойчивого развития и постепенной трансформации её в инновационную, с механизмами экономического развития страны.

Литература:

1.Концепция развития страхования в Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства России от 25 сентября 2002г. № 1361р.2. 2.Воблый К.Г. Основы экономии страхования. -М.: - АНКИЛ, 2003.-228с 3.Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских стркуктур: Ме-

неджмент в России и за рубежом.-2002 г. - №1

4. Рудницкий В.В. Экономика и организация страхового дела. -С-Пб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2000. - 150 с.

5. Сплетухов Ю.А. Некоторые вопросы инвестиционной деятельности страховых организаций /Финансы. 2003.-№8.-с.37-39

6. Савчук А.В. Организационно-экономический механизм инновационного развития крупной компании: Монография.- Донецк.-2004 г.-404 с.

7. Тычинский В.В. Управление инновационной деятельностью компаний: Современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006. 2650 слов

ИТ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Сетяева Е.Ю., аспирантка ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В.Плеханова»

В данной работе исследуется вопрос создания и эксплуатации интегрированной системы управления проектами на предприятии, предоставляющей менеджеру инструменты выработки и реализации сбалансированных управленческих решений, а так же рассматривается вопрос ИТ технологий, поддерживающих данную систему.

Ключевые слова: управление проектами, система управления проектами, интеграционный подход, автоматизированная система управления проектами.

IT COMPONENT OF AN INTEGRATED APPROACH IN PROJECT MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE

Setyaeva E., The post-graduate student, GOU VPO Plekhanov Russian Academy of Economics

In this paper we study the question of creation and operation of the integrated project management system in the enterprise, providing the tools manager develop and implement a balanced management decisions, as well as address the issue of IT technologies that support this system.

Keywords: project management, project management, integration approach, an automated project management system.

Деятельность многих компаний в самых разных областях реализуется в форме проектов. В то же время известно, что даже в не слишком сложных проектах возникают проблемы, которые проявляются в недовольстве заказчика и собственного руководства, срыве сроков, превышении смет, конфликтах внутри команды проекта и др. Профилактика и преодоление этих проблем являются важнейшими составляющими деятельности управленческого персонала проекта и должны поддерживаться соответствующими стандартами, методологией и инструментальными средствами.

Таким образом, как и любой другой вид профессиональной деятельности, деятельность по управлению проектами порождает развитие самостоятельного рынка продуктов и услуг. Опишем примеры некоторых таких услуг и продуктов (см. рис. 1).

Управлять проектами должны профессионалы, но количество настоящих профессионалов в этой области в России относительно невелико и, очевидно, отстает даже от осознанного спроса. Искусством управления проектами обладают конкретные личности, в которых соединены определенные человеческие качества, опыт и знания. Далеко не каждая компания, реализующая проекты, связанные с ее бизнес-деятельностью, имеет (или даже может себе позволить иметь) в своем штате подобных специалистов. Такая услуга, как предоставление персонала управления проектами (менед-

жеров проектов), достаточно широко распространена в мире. Не является она чем-то экзотическим и в России.

К важнейшим элементам, влияющим на развитие и формирование данного сегмента рынка, относятся обучающие курсы и сертификационные программы. Очевидно, при прочих равных условиях предпочтение будет отдано сертифицированным специалистам и консалтинговым компаниям, располагающим этими специалистами.

К настоящему времени накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами в таких областях, как определение целей, сетевое планирование и управление, планирование и контроль затрат, управление рисками и т. д. Продукты и услуги в научно-методическом секторе рынка предлагаются в разнообразных формах — от учебной литературы до специализированных программных средств, от отдельных образовательных программ до сертификации по национальной и международным программам.

От менеджеров проектов зависит многое, но, безусловно, не все. Для успешной и эффективной работы менеджера и всей команды проекта должны быть созданы определенные условия, позволяющие в полной мере реализовать их возможности. Требуется, чтобы существующие обычно по отдельности методические, инструментальные и некоторые иные средства, необходимые для успеш-

Рис. 1. Услуги и продукты на рынке управления проектами1

ного управления проектом, были объединены в одну систему, в рамках которой задачи менеджера и команды проекта решались бы с наибольшей эффективностью. Другими словами, требуется создание и обеспечение эксплуатации интегрированной системы управления проектами — СУП. Это особенно важно при выполнении больших проектов, в том числе и на предприятиях, постоянно занимающихся проектной деятельностью.

Постановка задачи создания интегрированной СУП требует первоочередного внимания к тому набору функций, которые будет обеспечивать такая СУП. Сразу стоит обратить внимание на то, что во многие СУП должны входить функции, которые часто упускают из виду или считают полностью принадлежащими другим системам предприятия.

Часто под СУП понимают пакеты прикладных программ, автоматизирующие функции календарно-ресурсного планирования. Такой взгляд представляется весьма упрощенным, поскольку эти функции далеко не исчерпывают всего многообразия задач управления проектами. По этой причине даже в качестве отдельных инструментальных средств управления проектами часто требуется привлечение программных пакетов смежных областей, таких как управление документами, управление персоналом и т. д.

Говоря об интегрированной системе управления проектами предприятия, мы имеем в виду не только совместное использование инструментальных средств, но и особые формы и технологии управления, позволяющие вписать проектную деятельность в общий контекст деятельности компании.

В каждой компании существуют определенные, иногда значительные, особенности управления проектами. Эти различия в рамках СУП отражаются на уровне формирования конкретных управленческих процедур, маршрутов документов, используемых инструментов и т. д. Сходные принципы построения, концепция интегрированной СУП могут быть сведены к ряду основных вариантов решений, которые составляют основу общей для самых разных предприятий методики проектирования СУП конкретного предприятия.

В данном случае, создание СУП рассматривается как хорошо формализуемый процесс, результатом которого являются решения в нескольких областях:

- организационные структуры и организационное обеспечение;

- программное обеспечение;

- техническая инфраструктура;

- системная интеграция.

Таким образом, интегрированная система управления проектами (СУП) рассматривается как организационная и программнотехническая среда, предоставляющая менеджеру инструменты выработки и реализации сбалансированных управленческих решений, охватывающих разные уровни и стадии управления проектом на всех фазах его жизненного цикла, позволяющие обеспечить эффективность управления и координацию выполнения работ по проекту.

Прежде всего, необходимо сказать, что СУП не замыкается в рамках только информационных технологий. Более того, опираясь на собственный опыт, мы можем утверждать, что чаще всего первоначальная осознанная потребность в поддержке управления проектами лежит как раз не в области информационных технологий.

Характерным примером в этом смысле являются работы по созданию (внедрению) интегрированных информационных систем для федеральных министерств и крупных компаний.

Создание данных систем неизбежно нарушает сложившийся баланс интересов различных функциональных подразделений. Попытка изменения этого баланса в ту или иную сторону в приказном порядке, как правило, к успеху не приводит, поскольку незаинтересованные стороны имеют достаточно возможностей для сколь угодно долгого затягивания процесса.

В силу этого функция руководства созданием (внедрением) информационной системы не может быть делегирована какому-либо одному подразделению. В принятии решений должны равноправно участвовать все затрагиваемые стороны, а применяемые организационные формы должны обеспечивать сторонам это участие на всех этапах работ и на всех уровнях принятия решений

Наиболее адекватной формой организации таких работ можно считать применение методов проектного управления. А основным (иногда — единственным) элементом СУП, востребованным в та-

ких проектах, является организационное обеспечение управления проектом.

В общем виде организационная составляющая СУП представляет собой совокупность документов, описывающих органы управления проектами, регламенты взаимодействия участников проекта, процедуры выполнения основных этапов, инструкции управленческого персонала, шаблоны управленческих документов и т. д. Отметим также, что организационные решения могут поддерживаться на уровне информационных технологий.

ИТ-составляющая

Разумеется, реализация крупных проектов невозможна без применения в СУП соответствующих информационных технологий. Базовыми элементами в них выступают пакеты прикладных программ. Наиболее широко представлены пакеты календарно-ресурсного планирования (Microsoft Project, Primavera Project Planner; Open Plan Professional, Spider Project и др.). Однако сам по себе такой пакет позволяет лишь автоматизировать ту или иную функцию управления в проекте (менеджер, администратор, эксперт по рискам и т. д.).

Информационные же технологии, применяемые в СУП, должны поддерживать не только определенные функции управления, но и сквозные процессы управления проектами. А такой подход требует погружения и процессов управления, и поддерживающих их информационных технологий в контекст общих для предприятия так называемых «корпоративных» решений и отношений.

Для того чтобы понять роль и место управления проектами в системе отношений внутри предприятия, рассмотрим в качестве примера идеальный процесс формирования команды проекта в компании, организационная структура которой построена по матричному типу.

Напомним, что матричная организационная структура предполагает существование в компании функциональных подразделений (ресурсных по отношению к комплексному проекту, для выполнения которого требуется объединение возможностей разных функций/подразделений), которые предоставляют персонал, необходимый для реализации проектов. Интересы проекта в рассматриваемом процессе представляет менеджер проекта, интересы ресурсного подразделения — его руководитель. Интересы компании в целом представляет спонсор проекта, являющийся, как правило, и топ-менеджером компании.

Говоря об интеграционном подходе к управлению проектами, мы имеем в виду рассмотрение этой деятельности в более широком контексте — деятельности компании в целом. Это означает, что решение задач в отдельных областях управления проектами должно базироваться на более общих, «корпоративных» решениях.

Говоря об интегрированной СУП, необходимо учитывать позицию менеджера проекта, который рассматривает все информационное и инструментальное поле компании с точки зрения проекта. На самом деле правильнее говорить об интегрированной информационной системе предприятия и о СУП как ее составной части. С учетом этого, например, с точки зрения руководства компании, СУП является одним из источников информации, используемой для анализа и принятия решений.

В организационной области интеграционный подход выражается в необходимости формирования управленческих структур, лежащих над штатным расписанием (руководящий комитет, группа управления, рабочая группа), и организационно-распорядительных документов, описывающих сквозные процессы, затрагивающие не только персонал проекта, но и постоянные структурные подразделения предприятия (ресурсные подразделения, финансовую службу, службу логистики, службу безопасности и т. д.).

В ИТ-области интеграционный подход выражается в необходимости создания контура взаимосвязанных продуктов, в котором СУП связывается с другими системами предприятия информационными и пользовательскими интерфейсами (пример такого контура приведен на рис. 2.). А это, в свою очередь, приводит к необходимости установления интерфейсов между базовыми пакетами прикладных программ, использованных для создания связываемых элементов интегрированной системы предприятия.

В обеих областях решения чаще всего не являются универсальными и разрабатываются под требования конкретных заказчиков.

Итак, мы определили СУП как интеграционную технологию. Определение «комплексный» лучше всего характеризует СУП как продукт.

1 А. Е. Хачатуров, А.Н. Белковский основы интегрированного менеджмента. - М., Дело и сервис, 2006

MwKCHGfWttbie

ітт^тиепьскт

интерфейсы Система финансового планирования

Сметам календарноресурсного планирования.

Система поддержки принятия решений

Единое информационное пространство

Система управления персоналом

СИСТЙШ У1І|МВГІЄНИ!) Статистические

документами пакеты

Е ftP-система

Рис. 2. Единая система программных продуктов предприятия2

Собственно работы по созданию СУП носят в основном консалтинговый и интеграционный характер.

Однако практика показывает, что, как правило, при создании СУП возникает необходимость в предоставлении заказчику целого комплекса продуктов, включая:

- пакеты прикладных программ;

- обучение персонала заказчика;

- предоставление управленческого персонала со стороны;

-методики в различных областях управления проектами (формирование и организация работы в команде, определение и оценка рисков, системы мотивации) и т. д.

Как самостоятельные (имеющие самостоятельную ценность для будущего владельца) продукты можно рассматривать и целый ряд локальных результатов, достигаемых в процессе создания и внедрения СУП. Приведем в качестве примера, два подобных продуктов

1. Концепция автоматизированной системы управления проектом, в рамках которой определяются:

- основные элементы СУП (субъекты управления, объекты управления, процессы управления);

- формализованная функциональная модель СУП верхнего уровня, описывающая основные стадии и этапы управления;

- конкретные задачи СУП в части реализации функций управления;

- объем автоматизации функций управления, в том числе в составе различных очередей системы, а также средства автоматизации, как в составе общих для предприятия ИТ-решений, так и специализированные пакеты программ;

- основные требования к обеспечивающим компонентам СУП -к техническому, программному, информационному, методологическому и организационному обеспечению.

2. Организационное обеспечение системы управления проектом, включающее описание регламентов взаимодействия участников проекта, процедур управления различными этапами проекта, детальных инструкций по исполнению процедур и шаблонов управленческих документов, а также положений о временных органах проектного управления и соответствующих должностных инструкций.

Схема работ по созданию СУП содержит этапы, традиционные для разработки информационных систем, — обследование, разработку концепции, выбор программных продуктов, работы по интеграции, обучение персонала. Специфика этих работ проявляется главным образом в объекте обследования, используемых моделях и смещении внимания в сторону организационного обеспечения. Работы всех этапов создания СУП могут быть в значительной степени формализованы вплоть до использования стандартизованных бланков анкет, методик формирования моделей и шаблонов документов (это, в частности, является задачей и наполнением упомянутой выше методики проектирования СУП).

2 Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом №5,. - М.: Финпресс, 2002. - 144 с.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Шманёв С.В., д.э.н., профессор кафедры экономики предприятий, Грачик М.Е., аспирант, ГИЭТ, г. Орел

В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи структурных элементов интеллектуального капитала, обоснована связь конкурентоспособности с уровнем интеллектуального потенциала. На основании анализа современных экономических условий выделены основные черты инновационных организаций и необходимые критерии для количественной оценки интеллектуального потенциала.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал; конкурентоспособность; интеллектуальный потенциал; методы измерения интеллектуального капитала.

INTELLECTUAL POTENTIAL AS THE FACTOR OF THE COMPANY COMPETITIVENESS

Shmanev S., professor of the department of economic of works, Grachik M., graduate of Orel State Institute of Economics and Commerce

The questions of correlation between structural elements of the intellectual capital, the contact of competitiveness of a company and the level of intellectual potential are considered in the article. The main features of innovative organizations and necessary criteria for quantification of intellectual potential are shown based on the analysis of current economic conditions.

Keywords: intellectual capital, competitiveness, intellectual potential, measurement methods of intellectual capital

Современная экономика характеризуется особым динамизмом, чрезвычайной сложностью и противоречивостью развертывающихся в ней процессов. В этот период резко возрастает роль и значение социальной сферы.

Вступление человечества в новую стадию развития, которую называют «постиндустриальным развитием общества» предъявляет соответствующие требования к конкурентоспособности организаций, формированию качественно иных структур управления, по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.