IT-ИНФРАСТРУКТУРА
СОВРЕМЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Иванов Иннокентий Петрович, СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск
E-mail: Kenya-West@outlook.com
Аннотация. Современное обучение с применением новейших технических и программных средств выводит взаимодействие пользователей компьютерной техники и программного обеспечения (ПО) на новый уровень и требует от университета создания принципиально новой информационной о инфраструктуры. Такая инфраструктура должна проникать во все сферы ? деятельности и во весь контингент: не только к обучающимся, но и к преподавательскому составу, обслуживающему персоналу и другим сотрудникам вуза, а также во все учебные, научные и общественные направления. Современная компьютерная техника, в будущем также устройства «Интернета вещей», в большинстве своём умеют «общаться друг с другом» по протоколам, не только передавая данные, но и синхронизируя их между собой и с облаком.
Ключевые слова: облачные технологии, серверное оборудование,
приложения, инфраструктура, университет.
Налаживание информационной инфраструктуры - одна из приоритетных задач любого крупного образовательного учреждения с большим контингентом сотрудников и студентов. Мероприятия такого рода содержат в себе физическую прокладку кабелей, настройку оборудования и ПО, развертывание
информационных систем, включая достижение современных технологий: «облако». Образовательному учреждению необходим доступ к Интернетресурсам на уровне, обеспечивающим нормальное функционирование всех разрешенных компьютеров, работающих внутри учреждения. Студенты же могут выходить в Интернет свободно. Например, в Поволжском государственном технологическом университете после налаживания инфраструктуры в некоторых аудиториях разрешен безлимитный доступ в Интернет [3].
В Северо-Восточном Федеральном университете также разрешен доступ в Интернет со всех аудиторий всех корпусов. Студенты могут просматривать
53
а
ресурсы глобальной сети с компьютеров этих аудиторий. Также благодаря технологии Microsoft ActiveDirectory, с помощью единой связки логин-пароль, студенты могут войти в Интернет через Wi-Fi без привязки к универсальному идентификатору устройства (MAC-адрес). В университете формируется единая информационная структура, единое место, где можно хранить, обрабатывать и выводить информацию коллективно. В процессе настройки находится функция единой учетной записи и сервисов СВФУ
Мы рассматриваем варианты развития информационной инфраструктуры подразделения на основе уже физически проложенных коммуникаций, обеспечивающих корректную работу локальных ресурсов и Интернет, разрешающих гибкую настройку сетей. В данный момент создаётся система единого аккаунта (учетной записи), который связывает несколько сервисов университета в их число входит, в частности, система дистанционного обучения Moodle, система проверки посещаемости, системы документооборота «Директум», облака Microsoft Office 365, включающего хранилище данных OneDrive, браузерные приложения Word, Excel, PowerPoint, OneNote, и др.
Учебное подразделение университета - сложная структура, состоящая из ° кафедр, деканатов, учебно-методических отделов, отдельных кабинетов и помещений. Поэтому использование одноранговой локальной сети невозможно. Причиной является нарушение иерархичности и упорядоченности структуры учреждения. Необходима сеть с выделенными серверами, каждый из которых отвечает за определенную функцию, например: раздача IP-адресов (DHCP-сервер), файлового хранилища (например, FTP-сервер), AD DS (ActiveDirectory Domain Services).
В сети уже присутствуют выделенные серверы раздачи адресов и хранения файлов, а компьютеры являются их клиентами. На каждой кафедре могут существовать свои внутренние ресурсы, например, принт-сервер.
Задачами являются следующие пункты:
- определение и структура служб (сервисов), которые будут использоваться сотрудниками/студентами;
- настройка и работа над гибкостью, масштабируемостью и модульностью сети;
- разработка и интеграция сервисов образовательного учреждения;
- создание и поддержка учетных записей, определение доступных им квот в сервисах учреждения.
В сложно организованной сети могут присутствовать: DHCP-сервер; контроллер домена; файл-сервер; сервис почты; прокси-сервер.
Подразделения университета, благодаря доступности современных информационных решений, могут предоставлять удобный доступ к корпоративной почте, сервису файлового обмена и хранения, внутренним
54
сайтам, сервису мгновенных сообщений. Программная база ключевых компьютеров в сети может быть трёх типов:
- полностью проприетарного ПО - это надежность, гарантирование безопасности, частых обновлений и максимум технической поддержки;
- полностью свободного ПО - это гибкость настройки, разработки, независимость от экономических и политических факторов;
- гибридное ПО - это отказоустойчивость и повышенная модульность.
В Педагогическом институте и на кафедре ИВТ, в частности, использовался первый тип постройки инфраструктуры. Финансовый вопрос рентабельности был решен покупкой лицензий на платное программное обеспечение семейства Windows (Windows Server, Windows 8.1 Update 1, Office 2013 SP1). Настройкой серверов занимались студенты группы ИВТ-12 во время квалификационной практики.
Была произведена работа над масштабируемостью сети, в контексте которой подразумевается внедрение новых компьютерных мощностей и репликация (синхронизация данных) серверов домена. Был получен доменный лес, состоящий из контроллеров домена "svfu_pi". Доступ к пользовательским учетным записям имеют сетевые администраторы студенты-практиканты. В качестве компенсации от использования проприетарного ПО является надежность ОС семейства Windows вместе с простотой настройки, что недостижимо на свободных операционных системах UNIX/Linux.
Отдельно стоит сказать об учетных записях AD: доступ к ним имеют студенты первого курса. Благодаря объединенной базе доступа по технологии Wi -Fi и контроллеров домена, студенты будут иметь одну пару логин-пароль для входа в Интернет и локальные службы СВФУ
Выбор сервиса почты в основном обусловливается выбором протокола: Exchange, IMAP или SMTP. Наиболее многофункциональным, гибким и разноплановым является протокол Microsoft Exchange, включающий в себя сервисы календаря, контактов, задач и записных книжек.
В результате, по окончанию практики, студенты и сотрудники университета наладили работу главного сервера, отладили его работу с главным контроллером домена (расположенном в другом учебном корпусе), DHCP-сервером и файловым сервером, а также получили возможность менеджмента учетных записей, включающий возможность их создания, изменения, удаления и хранения. Таким образом, разработанная IT-инфраструктура Педагогического института СВФУ позволяет управлять профилями студентов и удобна для администраторов.
В наших планах стоит объединение учетных записей системы Moodle (образовательная система электронных курсов) с ActiveDirectory, что позволит преподавательскому составу разрабатывать курсы, минуя технические нюансы, а
55
студенты будут использовать единственную учетную запись. Эта практика сокращает издержки времени, что будет благоприятно сказываться на качестве и эффективности обучения.
В итоге необходимо признать, что развёртывание систем типа «Единый университет», где связка логин-пароль открывает доступ ко всем системам университета как студенту, так и преподавательскому и служебному составу, может занять долгое время и представляет собой комплекс различных систем, предназначенный для разных задач, и объединённых между сбой. Однако, несмотря на сложность и ресурсоёмкость данной идеи, крупным образовательным учреждениям необходимо иметь такой арсенал
информационной инфраструктуры для организации и вывода работы персонала на качественный уровень, то же самое касается и качества обучения студентов.
Литература:
1. Cisco Visual Networking Index: Global Mobile Data Traffic Forecast Update, 2013
-2018 [Электронный ресурс]. URL: http ://www. cisco. com/c/en/us/solutions/
° collateral/service-provider/visual-networking-index-vni/white_paper_c11-520862.html
2. Макарчук Т.А. Доступность современного программного обеспечения студенческой аудитории // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XVIII Междунар. науч.-метод. конф. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ (ЛЭТИ), 2011. - С. 168-169.
3. Поволжский Государственный Технический Университет: документы
[Электронный ресурс]. URL: http://www.volgatech.net/about_the_university/
documents/
56
а