Чабукиани О. А. Истребование или изъятие следователем предметов и документов как проверочное действие стадии возбуждения уголовного дела / О. А. Чабукиани // Научный диалог. - 2013. - № 12 (24) : Общественные науки. - С. 64-71.
УДК 343.140.02
Истребование или изъятие следователем предметов и документов как проверочное действие стадии возбуждения уголовного дела
О. А. Чабукиани
В статье рассматриваются полномочия следователя по проведению действий, направленных на истребование и изъятие предметов и документов, которые осуществляются на стадии возбуждения уголовного дела. Выявляются нерешенные законодателем проблемы, возникающие при проведении проверочных действий данного вида, и предлагаются пути их решения. Разрабатывается классификация документов и предметов, которые могут быть истребованы или изъяты в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении. Дается определение ключевым понятиям. Истребование предметов и документов следователем толкуется как процессуальная деятельность, заключающаяся в направлении письменных запросов о предоставлении следственно значимой информации или объектов в учреждения и организации, обладающие или располагающие соответствующими сведениями, предметами или документами. Изъятие предметов и документов следователем определяется как процессуальное действие, направленное на получение следователем объектов, непосредственно связанных с преступным деянием или имеющих значение для принятия окончательного решения по материалам первоначальной проверки. Обсуждаются отличия этих понятий от близких («наведение справок», «выемка и получение образцов для сравнительного исследования»). Актуальность исследования обусловлена задачей обеспе-
чения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: проверочные действия; стадия возбуждения уголовного дела; истребование предметов и документов; изъятие предметов и документов.
Федеральным законом РФ от 4 марта 2013 года N° 23-Ф3 [ФЗ 2013] среди проверочных действий следователя на стадии возбуждения уголовного дела предусмотрены истребование и изъятие предметов и документов.
Ранее возможность истребования предметов и документов на этапе проверки сообщения о преступлении была закреплена пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [ФЗ 2011] и статьей 34 Приказа Следственного комитета РФ от 3 мая 2011 года № 72 [Приказ..., 2011].
Такое процессуальное действие следователя не получило однозначного понимания среди ученых-процессуалистов, в связи с чем необходимо более детальное его исследование в целях выработки единообразной практики понимания и определения отличий от оперативно-розыскного мероприятия - «наведение справок».
Например, еще Л. Масленникова в своих работах отмечала, что не определены процессуальные особенности самого действия по изъятию непосредственно следователем [Масленникова, 1989, с. 49].
Ю. Н. Белозеров и В. В. Рябоконь отмечают, что «уголовно-процессуальный закон не содержит исчерпывающих указаний о характере материалов, истребуемых в стадии возбуждения уголовного дела <...> чаще всего это письменные документы (накладные, справки, акты ревизий, выписки из приказов, характеристики и т. д.)» [Белозеров и др., 1988, с. 35].
В. М. Быков также ставит следующие вопросы, порожденные законодателем:
- каким документом следует истребовать нужные следователю материалы?
- каким способом должны быть представлены документы следователю?
- нужно ли составлять протокол при получении документов курьером и их осматривать?
- в каких случаях можно довольствоваться копией документа?
- как оформлять документы и предметы, представленные участниками первоначальной проверки? [Быков, 2011, с. 117-118].
Перечисленный круг вопросов можно расширить. Так, непонятным остается следующее:
- каким образом и в какие сроки нужно вернуть истребованные документы?
- чем отличается истребование и изъятие предметов и документов от выемки и получения образцов для сравнительного исследования? не происходит ли здесь подмена терминов?
- какое доказательственное значение имеют представленные документы?
- как подобные действия отличаются от изъятий, допустимых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности?
Для решения и устранения данных проблем целесообразно заимствовать положения статьи 8 ранее действовавшего Приказа МВД РФ от 2 августа 2005 года № 636 [Приказ..., 2005] (утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 08.01.2009 г. № 12 [Приказ., 2009]), а именно: если изымались подлинные документы, с них изготавливались копии, которые заверялись подписью должностного лица, производящего проверку или ревизию. Копии передавались представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого изымались подлинные документы.
В случае, если было невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передавало заверенные копии документов представителю юридического лица (его представителю), у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делалась соответствующая запись в протоколе изъятия.
Относительно вопроса отграничения истребования и изъятия от иных схожих действий следователя прибегнем к анализу Федерального закона «О полиции». Так, сотрудник полиции имеет право по расследуемым уголовным делам, а также в связи с проверкой заре-
гистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлении:
- получать, в том числе по поручению следователя и дознавателя справки, документы (их копии) (пункт 3 части 1 статьи 13);
- получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации (пункт 4 части 1 статьи 13);
- при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 4 части 1 статьи 13);
- запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к военной деятельности.
То есть истребование осуществляется непосредственно от государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений, организаций, партий, должностных лиц и граждан. При этом изымаются документы, справки, предметы, выдача которых происходит в установленном законом порядке.
Если документы, справки, предметы обладают какими-либо свойствами, предусмотренными статьей 81 УПК РФ, они должны быть признаны вещественными доказательствами.
Таким образом, решение следователя о необходимости истребования и изъятия предметов, документов должно оформляться запросом. При этом в случае необходимости получения сведений по счетам и вкладам физических лиц справки выдаются кредитной организацией следователю при наличии согласия руководителя следственного органа [ФЗ 1990].
Сведения могут быть получены также из криминалистических, оперативных и иных учетов, информационных систем правоохранительных органов.
Таким образом, все документы и предметы, которые могут быть истребованы или изъяты в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении можно классифицировать, разделив на следующие группы:
- непосредственно связанные с преступным событием, например, документы или предметы со следами подделок, подчисток;
- данные из криминалистических, оперативных и иных учетов, информационных систем;
- данные из учетов учреждений и организаций (например, из медицинских учреждений, учебных заведений, военных комиссариатов, предприятий связи, мест работы, бухгалтерии жилищного эксплуатационного участка, путей сообщения и т. д.);
- материалы различного рода проверок (акты ревизий, документальных проверок, проводимых ранее и не связанных с проверяемым событием; протоколы административного задержания).
Учитывая, что закрепленное право следователя истребовать и изъять предметы и документы носит процессуальный характер, целесообразно именовать составляемый при этом действии документ протоколом, в котором следует отмечать:
- данные должностного лица, истребовавшего или изъявшего документы и предметы, время и место истребования (изъятия);
- данные лиц, присутствующих при истребовании (изъятии);
- данные лица, у которого истребуются (изымаются) предметы, документы;
- сами истребованные (изъятые) предметы, документы и их индивидуальные особенности (в том числе место нахождения, состояние, объем, вес);
- использованные в ходе истребования (изъятия) предметов, документов технические средства (фото-, видеоаппаратура, весы и др.);
- способ и вид упаковки изъятых объектов;
- иные обстоятельства с учетом специфики и содержащихся в документах сведений.
Протокол подписывается лицом, осуществившим истребование (изъятие), а также всеми присутствующими участниками.
Таким образом, истребование предметов и документов следователем - это процессуальная деятельность, заключающаяся в направлении письменных запросов о предоставлении следственно значимой информации или объектов в учреждения и организации, обладающие или располагающие соответствующими сведениями, предметами или документами.
Изъятие предметов и документов следователем -это процессуальные действия, направленные на получение следователем объектов, непосредственно связанных с преступным деянием или имеющих значение для принятия окончательного решения по материалам первоначальной проверки.
В оперативно-розыскной деятельности предусмотрено такое мероприятие, как наведение справок, которое заключается в сборе информации о представляющих оперативный интерес субъектах, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, а также о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач оперативнорозыскной деятельности, путем непосредственного изучения материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим и физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.
Существует два вида получения сведений оперативным сотрудником: официальное и неофициальное. Первый вид оформляется и осуществляется путем направления запроса.
Изучая данные действия в следственной и оперативной деятельности, можно выделить следующие отличия:
- по субъекту-инициатору;
- по источнику закрепления полномочий;
- по юридической силе в уголовном судопроизводстве;
- по методу изъятия;
- по процедуре фиксации;
- по основанию, допускающему рассматриваемые действия;
- по целям производства.
Если же по материалу необходимо изъять предмет или документ, имеющий значение вещественного доказательства, то следователю
следует возбудить уголовное дело, после чего в установленном законом порядке произвести выемку таких объектов. Если же документ или предмет необходим для обеспечения производства судебных экспертиз, то в данном случае следователь обязан выполнить иное проверочное действие - получение образцов для сравнительного исследования.
Литература
1. Белозеров Ю. Н. Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел органами внутренних дел : учебное пособие / Ю. Н. Белозеров [и др.] - Москва : МССТМ МВД СССР, 1988. - 49 с.
2. Быков В. М. Новый закон о проверке следователем сообщения о преступлении / В. М. Быков // Право и политика. - 2011. - № 7. - С. 115-121.
3. Масленникова Л. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела / Л. Масленникова // Социалистическая законность. -1989. -№ 6. - С. 48-49.
4. Приказ МВД РФ от 02.08.2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2005 г. № 6891) // Российская газета. - № 177. - 2005. - 12 августа.
5. Приказ МВД РФ от 08.01.2009 г. № 12 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД Росси» // Российская газета. - № 4863. - 2009. - 6 марта.
6. Приказ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 г. № 72 (ред. от 05.03.2012 г.) «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : официальный сайт компании Консультант-Плюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_128759/.
7. ФЗ 1990 - Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (редакция от 28.07.2012 г.) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ, от 05.02.1996 г. № 6, ст. 492. ([Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru.
8. ФЗ 2011 - Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (редакция от 25.06.2012 г.) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 14 февраля 2011. - № 7. - Ст. 900 ; Российская газета. - № 144. - 27.06.2012 г.
9. ФЗ 2013 - Федеральный закон РФ от 04.03.2013 г. № 23-Ф3 «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. - № 48. - 06.03.2013.
©Чабукиани Оксана Алексеевна (2013), кандидат юридических наук, доцент, докторант, кафедра предварительного расследования, Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург), [email protected].