УДК: 327.7: 341.1
А. Г. Кузякин, С. Н. Погодин ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КУЗЯКИН Александр Григорьевич - аспирант Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29. E-mail: [email protected]
ПОГОДИН Сергей Николаевич - доктор исторических наук, профессор, директор Высшей школы международных отношений Гуманитарного института. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 195251, Россия, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29. E-mail: [email protected]
Определены предпосылки формирования международной организации в сфере здравоохранения как специализированного учреждения ООН по международному руководству и координированию актуальных вопросов улучшения здоровья людей, профилактики и борьбы с болезнями. Выявлены условия, факторы и этапы создания и деятельности Всемирной организации здравоохранения Представлена авторская периодизация становления и развития мировой системы здравоохранения. Установлено, что ВОЗ активно развивает взаимодействие с частным сектором и поддерживает инициативы по государственно-частному партнерству для здоровья в государствах-членах, активизирует работу с негосударственными организациями и членами участниками, оказывая им разностороннюю помощь. По результатам анализа определено, что Всемирная организация здравоохранения как специализированная организация, которая играет ведущую роль в решении проблем глобального здравоохранения, устанавливает нормы и стандарты, разрабатывает научно обоснованные варианты политики, обеспечивает техническую поддержку стран, а также осуществляет мониторинг и оценивает тенденции в отрасли здравоохранения.
ЗДОРОВЬЕ; УРОВЕНЬ ЖИЗНИ; ЗДРАВООХРАНЕНИЕ; ВОЗ
С середины ХХ века в мире сформировались значительные социально-демографические изменения, которые создают новые угрозы и вызовы общественному здоровью. Среди них - рост количества населения и его концентрации в развивающихся государствах, распространение миграции населения из неблагополучных по эпидемиологическим показателям районов, снижения эффективности санитарно-эпидемиологических барьеров, прежде всего, за счет глобализации
авиационного соединения и другие факторы. По большей части груз преодоления причин и последствий этих угроз падает на конкретные государства, какие сами несостоятельные решить эти проблемы. Соответственно, эти обстоятельства создают необходимость нового взгляда на роль международных институций с целью координации сотрудничества государств в сфере здравоохранения.
В новых условиях изменяется роль и значение международного сотрудничества в отрасли здравоохранения, центральное место в котором положено Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), которое исполняет роль основного координирующего органа в сфере здравоохранения на международном уровне. Глобализация здравоохранения дала хорошие результаты для цивилизованного мира, в частности, такие как увеличение продолжительности и качества жизни людей.
Появление в 1948 г. ВОЗ как специализированного учреждения ООН по международному руководству и координированию актуальных вопросов улучшения здоровья людей, профилактики и борьбы с болезнями, раз и навсегда сделала тему здоровья и болезней людей в мировом пространстве актуальной.
Международно-правовые стандарты здравоохранения и отдельные аспекты правового статуса ВОЗ изучали: Дж. Барке (J. Barci) А. В. Беляков, Б. В. Ганюшкин, Г. Гарциа (G. Garcia), Н. Джоунс (N. Jones), Л. Джозса (L. Józsa), Л. Каприо (L. Kaprio), B.C. Михайлов, В. Менг (W. Meng), Дж. Наварро (J. Navarro), Д. Портер (D. Porter), Е. Рейнер (E. Reiner), Дж. Рюгер (J. Ruger), И. Я. Сенюта, Д. Фидлер (D. Fidler), М. Форрест (M.Forrest), Н. В. Хендель и др.
Основной целью данной работы является определение предпосылок создания и этапизация развития Всемирной организации здравоохранения.
Цель исследования достигнута благодаря использованию научно-теоретических методов исследования, как общих, так и специальных. Методология анализа заключается в исследовании основных положений законодательной базы, регулирующей вопросы здравоохранения и функционирования ВОЗ на мировом уровне. Исторический метод и ретроспективный анализ дали возможность рассмотреть процесс
становления международной организации в области здравоохранения и законодательной базы в этой сфере.
Сегодня Всемирная организация здравоохранения (англ. World Health Organization (WHO)) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций со штаб-квартирой в Женеве, в состав которого входит 194 страны [4]. Ведущей целью Организации является достижение всеми людьми такого уровня здоровья, который бы предоставлял им возможность вести социально и экономически эффективный уровень жизни. Следует отметить, что ВОЗ не является наднациональной организацией. В отличие от других международных организаций, ее решения не являются обязательными.
Начало деятельности Всемирной организации здравоохранения датируется 7 апреля 1948 г. после того, как 26 государств-членов ООН ратифицировали ее устав [3]. Эта дата ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья. Созданию ВОЗ предшествовали многолетние усилия, направленные на налаживание международного сотрудничества в отрасли здравоохранения. Определим основные предпосылки.
Еще в середине XIX в. европейские страны, в первую очередь Франция, выступали с инициативами обсуждения вопросов здравоохранения на международном уровне. В Париже 23 июля 1851 г. была проведена Первая международная санитарная конференция, на которой страны-участницы приняли решение о создании первой международной нерелигиозной организации здравоохранения, -Международного бюро общественной гигиены [2]. В течение второй половины XIX в. в Европе прошло десять подобных конференций, которые предпринимали первые попытки по формированию механизма международного сотрудничества в отрасли здравоохранения.
Развитие специальных медицинских знаний к началу XX в. позволило налаживать сотрудничество в медицинской и санитарно-гигиенической отраслях, создать определенные прообразы ВОЗ:
- 1902 г. Международное санитарное бюро в Вашингтоне (в 1923 г. переименовано в Панамериканское санитарное бюро);
- 1909 г. - Международное бюро общественной гигиены в Париже;
- 1923 г. - Организация здравоохранения Лиги Наций.
Международное бюро общественной гигиены прекратило свое существование согласно протоколу от 22 июля 1946, ее эпидемиологическая служба была включена в структуру Всемирной организации здравоохранения и Организация здравоохранения Лиги наций. Созданные в 1922 году Комитет по здравоохранению Наций и Департамент здоровья после распада Лиги Наций перешли в состав ВОЗ.
Организация здравоохранения Лиги Наций имела значительные материальные ресурсы и свободно пользовалась услугами членов международных научных обществ для получения консультаций специалистов по проблемам, имеющим интерес для международных исследований. Функциональные направления деятельности включали контроль за распространением эпидемий, информирование о состоянии здравоохранения в разных странах мира, спонсирование научных конференций, оказание помощи правительствам многих стран. Деятельность данной организации имела наивысшую эффективность по сравнению с другими международными органами социально-экономического направления. Она стала главным центром международной деятельности по повышению уровня здравоохранения в мире после Первой мировой войны.
После окончания Второй мировой войны создано новое специализированное учреждение ООН - Всемирная организация здравоохранения на основе существующих на то время нескольких международных учреждений, которые занимались указанными вопросами в отдельных регионах.
В июле 1946 г. на международной конференции по вопросам здравоохранения под эгидой Экономического и Социального Совета ООН в Нью-Йорке разработан и принят Устав ВОЗ [3]. В данном мероприятии участие принимали делегаты 51 страны, в том числе и республики СССР, а также наблюдатели из 13 стран (не члены ООН) и представители 10 международных организаций.
В Преамбуле к Уставу ВОЗ, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не лишь отсутствие болезней или физических изъянов [8]. Следует отметить, что более 70 лет в документах ВОЗ определение здоровья остается неизменным. По нашему мнению, такое постоянство дефиниции понятия
«здоровье» обусловлено тем, что оно интегрирует в себе основные сферы жизни человека.
Периодизацию становления и развития мировой системы здравоохранения представляется наиболее оптимальным представить таким образом:
- доинституционный - до создания международных организаций по обеспечению сотрудничества в этой сфере;
- институционный - связанный с созданием международных организаций по координации действий и сотрудничества в сфере здравоохранения.
Второй период в свою очередь разделяется на три стадии:
1851-1922 гг. - создание первых органов по координации усилий государств в этой сфере;
1923-1946 гг. - создание и деятельность первой универсальной организации в этой сфере - Организация здравоохранения Лиги Наций;
1946 г. - данное время - создание и деятельность ВОЗ.
В 1977 г., когда Всемирная ассамблея здравоохранения приняла решение о том, что первоочередным заданием ВОЗ является обеспечение "Здоровья для всех до 2000 года", была разработана глобальная стратегия выполнения этой программы, осуществление которой требует объединенных усилий правительств и народов, и налаживания первичной медико-санитарной помощи.
1980-е годы были провозглашены Международным десятилетиям снабжения питьевой водой и санитарии, в проведении которого важную роль играла ВОЗ, уделяя большое внимание проблемам снабжения безопасной для здоровья воды и ликвидации отходов в соответствии с санитарными требованиями.
В 80-х годах ВОЗ стала ведущей организацией по борьбе со СПИДОМ, вирус которого был впервые идентифицирован в 1981 г., а уже в 1986 г. Генеральный директор ВОЗ провозгласил борьбу со СПИДОМ приоритетным направлением здравоохранения во всемирном масштабе. В начале 1987 г. была принята специальная программа ВОЗ по борьбе со СПИДОМ, в которой на сегодня участвует порядка 130 государств.
В 1972 году была создана Всемирная ассоциация семейных врачей WONCA, которая объединила 8 стран участников, системы
здравоохранения которых были направлены на развитие первичной медицинской помощи (ПМП) и семейной медицины.
В странах мира в то время системы здравоохранения были построены по разным моделям, наиболее распространенные - система Бевериджа, система Бисмарка, частная система здравоохранения, многоуровневая система Н. А. Семашко. В 60-70-х годах ХХ в. в странах мира начался переход к моделям системы здравоохранения, основанным на принципах общей практики семейного врача (ОПСВ).
В 1978 году состоялась Алма-Атинская конференция, резолюцией которой стало утверждение декларации о роли и развитии ПМП. После этого ВОЗ утвердила Алма-Атинскую декларацию (1979) [9], определила глобальную стратегию достижения здоровья для всех с помощью ПМП в мире (1981). С тех пор в большинстве стран мира начался активный переход систем здравоохранения с ориентацией на ПМР и развитие ОПСВ. В 1996 году на конференции ВОЗ в Любляне была провозглашена «ориентация на ПМП», подготовлен проект Хартии ОПСВ, в 1998 г. принята Всемирная декларация ВОЗ по охране здоровья населения, основанная на укреплении и развитии ПМП, и введена Программа ВОЗ «Здоровье для всех в ХХ1 в.»., суть которой до 2010 года обеспечить лучший доступ к ПМП населения Европейского региона.
ВОЗ также выданы отчеты относительно состояния здравоохранения в мире - в 2008 году "Первичная медицинская помощь. Сегодня актуальнее, чем, когда-нибудь" и в 2010 году "Финансирование систем здравоохранения. Путь к всеообщему охвату населения первичной медико-санитарной помощью", в которых отмечены позитивный опыт внедрения семейной медицины в мире и дальнейшие шаги, проблемы и пути их решения и перспективы развития и внедрения семейной медицины ради обеспечения качественной и эффективной помощи населению [1; 5].
В конце 1980-х годов по инициативе Мирового банка, ВОЗ и ЮНИСЕФ основано государственно-частное партнерство, которое к концу 1990-х годов приобрело широкое применение в странах мира [11].
ВОЗ с начала 2000-х годов активно развивает взаимодействие с частным сектором и поддерживает инициативы по государственно-частному партнерству для здоровья в государствах-членах [10]. В частности, ВОЗ в 2000 году были разработаны Руководящие указания
относительно взаимодействия с коммерческими предприятиями для достижения результатов в здравоохранении [6], в первую очередь ради определения и реагирования на возможные конфликты интересов или коррупционные проявления. В 2014 году вышел нормативный акт про взаимодействие с негосударственными организациями [7].
В соответствии с Уставом ВОЗ главным органом, который принимает решение, является Ассамблея ВОЗ, в которую входят делегаты всех стран-членов. Также в структуру органов ВОЗ входят Исполнительный Совет и Секретариат, который возглавляет Генеральный Директор. Генеральный директор руководит всей деятельностью организации и сотрудничает с директорами шести региональных бюро (регионы Африканский, Американский, Европейский, Юго-восточной Азии, Восточно-Средиземноморский, Западной части Тихого океана), которые избираются Региональными комитетами, то есть странами членами данного региона. В Европейском регионе ВОЗ тесно сотрудничает с правительствами стран как относительно выполнения заданий Устава ВОЗ, так и специализированных программ этой организации. Так, после длительных дискуссий на 62-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ для Европы в сентябре 2012 года была принята Программа «Здоровье-2020».
Все структурные подразделения ВОЗ взаимодействуют со странами-членами организации и влияют на формирование национальных систем здравоохранения. Страны члены от начала создания ВОЗ пользуются экспертным потенциалом организации. ВОЗ предлагает свою поддержку в направлении развития здравоохранения, в том числе внутренней государственной политики. Европейское региональное бюро ВОЗ предоставляет странам членам своего региона техническую помощь относительно планирования, управления, законодательства, развития медицинских кадров, экономики здравоохранения, надлежащего применения медицинских технологий, а также создания программ здравоохранения с учетом роли международного содружества.
Таким образом, в структуре ООН в 1948 году создана Всемирная организация здравоохранения как специализированная организация, которая играет ведущую роль в решении проблем глобального здравоохранения, устанавливает нормы и стандарты, разрабатывает научно
обоснованные варианты политики, обеспечивает техническую поддержку стран, а также осуществляет мониторинг и оценивает тенденции в отрасли здравоохранения. Основной целью деятельности ВОЗ является решение проблем здравоохранения, что возникают на национальном и международном уровнях, установление норм и стандартов, ввод соответствующих форм сотрудничества, обеспечения технической поддержки государств, проведения мониторинга и оценка тенденций в этой сфере. Соответственно, правовой статус ВОЗ удостоверяет ее весомое влияние на государства по вопросам соблюдения единых стандартов в мировой системе здравоохранения, что существенно подчеркивает главенствующую роль ВОЗ в системе современных международных организаций и сфере здравоохранения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Доклад о состоянии здравоохранения в мире: финансирование систем здравоохранения: путь к всеобщему охвату населения медико-санитарной помощью: исполнительное резюме / WHO/IER/WHR/1Ö.1. 2010. 20 с. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/87372 (дата обращения: 23.04.2021).
2. Клименко В. П. Международное бюро общественной гигиены — предшественник всемирной организации здравоохранения // Проблемы и достижения современной науки. 2015. № 1 (2). С. 123-125.
3. Крюков Ю. Ю. История создания ВОЗ. Роль в общественном здравоохранении XX-XXI веков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2018. № 8.т. 12.
4. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru (дата обращения: 23.04.2021).
5. Первичная медицинская помощь. Сегодня актуальнее, чем, когда-нибудь. 2008. URL: https://www.who.int/whr/2008/summary/ru (дата обращения: 23.04.2021).
6. Руководящие принципы по взаимодействию с коммерческими предприятиями в интересах здравоохранения / Документ EB107/20. 2000.
7. Справочный документ в поддержку дискуссии о взаимодействии ВОЗ с негосударственными структурами / Неофициальные консультации c государствами членами о взаимодействии ВОЗ с негосударственными структурами Женева, 27-28 марта 2014 г. 20 марта 2014 г.
8. Constitution of the World Health Organization. URL: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/EN/constitution-en.pdf?ua=1&ua=1 (дата обращения: 23.04.2021).
9. Declaration of Alma-Ata International Conference on Primary Health Care. URL: http://www.who.int/publications/almaata_declaration_en.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
10. Public-private interactions for health: WHO's involvement. Note by the Director General. Doc. EB109/4 (5 December 2001) URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/78384 (дата обращения: 23.04.2021).
11. Richter J., Public-private partnerships and Health for All. How can WHO safeguard public interests? // Globalism and Social Policy Programme. 2004. № 5 (September). Р. 1-8.
KUZYAKIN Alexander G. - Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University. 29, Polytechnitcheskaya street, Saint-Petersburg, Russia, 195251. E-mail: [email protected]
POGODIN Sergey N. - Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University. 29, Polytechnitcheskaya street, Saint-Petersburg, Russia, 195251. E-mail: [email protected]
HISTORY OF THE WORLD HEALTH ORGANIZATION
The prerequisites for the formation of an international organization in the field of health care as a specialized UN agency for international leadership and coordination of urgent issues of improving human health, prevention and control of diseases have been determined. The conditions, factors and stages of the creation and activities of the World Health Organization are identified. The author's periodization of the formation and development of the world health care system is presented. It was found that WHO actively develops interaction with the private sector and supports initiatives on public-private partnerships for health in Member States, intensifies work with non-governmental organizations and member participants, providing them with comprehensive assistance. The analysis identified the World Health Organization as a specialized organization that plays a leading role in addressing global health challenges, sets norms and standards, develops evidence-based policy options, provides technical support to countries, and monitors and evaluates trends in the health sector.
HEALTH; STANDARD OF LIVING; HEALTHCARE; WHO