Научная статья на тему 'История возникновения и особенности территориального расположения татарских этнокультурных центров'

История возникновения и особенности территориального расположения татарских этнокультурных центров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
789
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТАТАРСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ТАТАР / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ / MIGRATION PROCESS / TATAR ETHNIC AND CULTURAL CENTRES / ETHNIC GROUPS OF TATARS / NATIONAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Еникеева Алсу Рашидовна

Татары, расселенные по России и за рубежом, создавая свои этнокультурные центры, открывают новые возможности для приобщения людей к своей традиционной культуре и родному языку, преодоления отчужденности от нее, расширения духовной и творческой ауры личности, установлению и поддержанию культурных связей с национально-культурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за рубежом. География татарских этнокультурных центров очень обширна и волею судеб охватывает многие страны мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tatars, settled in Russia and abroad, create their traditional ethnic cultural centres, provide opportunities for other people to get to know their culture and native language, to overcome alienation from this culture, to expand spiritual and creative potential of personality, establish and maintain cultural ties between national cultural communities in the Russian Federation and allied national groups abroad. Geography of the Tatar ethnic cultural centers is very broad and covers many countries around the world.

Текст научной работы на тему «История возникновения и особенности территориального расположения татарских этнокультурных центров»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 21 (236).

Политические науки. Востоковедение. Вып. 11. С. 102-105.

А. Р. Еникеева

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ТАТАРСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ

Татары, расселенные по России и за рубежом, создавая свои этнокультурные центры, открывают новые возможности для приобщения людей к своей традиционной культуре и родному языку, преодоления отчужденности от нее, расширения духовной и творческой ауры личности, установлению и поддержанию культурных связей с национально-культурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за рубежом. География татарских этнокультурных центров очень обширна и волею судеб охватывает многие страны мира.

Ключевые слова: миграционный процесс, группы татар, национальные общины.

Татары являются крупным этносом, прошедшим длительный путь формирования и состоящих из различных этнических групп, расселённых по территории России, по странам СНГ и ряду государств дальнего зарубежья.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 г. они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период «великих строек социализма». Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, в странах Балтии1.

Главной общественной организацией, объединяющей всех татар мира, является Всемирный конгресс татар. По сути, он является этнокультурным центром, объединяющим вокруг себя все татарские национально-культурные объединения. Он курирует всю общественную, политическую, экономическую и в первую очередь культурную жизнь всех татар мира, помогает в организации новых татарских этнокультурных центров. Под эгидой Всемирного конгресса татар проходят все самые крупные мероприятия в жизни татарской общественности.

татарские этнокультурные центры, этнические

На территории России этнокультурные центры существуют в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской и Архангельской областях.

Например, в Архангельске по переписи

1897 г. насчитывалось 35 лиц «магометанского вероисповедания», а в 1904 г. здесь проживало уже 355 татар. В 1913 г. количество татар достигало 606 человек, и эта цифра постоянно росла, особенно в конце 1920-х и в 1930-е гг.

Принято считать, что массовое переселение татар из Казанской губернии в Архангельск произошло вследствие голода, разразившегося в Поволжье в 1899-1901 гг. С 1885 г. в Архангельске проживал Мухаммедзакир Ишемятов, крестьянин Казанской губернии, занимавшийся торговлей, причем весьма успешно. Среди других уважаемых горожан его избрали гласным городской думы.

С появлением в городе татар развилась продажа привозных продуктов питания. При этом татарские предприниматели развили сеть розничной торговли, которой в городе фактически не было. Горожане очень высоко ценили татар-торговцев, считая, что у них всегда товар качественный и «не обманут». Подкупала и непременная вежливость продавцов.

При НЭПе первые магазины, которые открылись в городе, также принадлежали татарам. Они в кратчайшие сроки смогли обеспечить горожан предметами первейшей необходимости - и, прежде всего, продовольствием.

По-татарски принято было говорить только дома и в мечети. В городе же, даже между собой, говорили только по-русски, показывая тем самым свое уважение к местному населению. Со стороны русских - как обывателей, так и

властей - к местным татарам отношение было также самое доброжелательное, внимательное и предупредительное.

Духовным центром татарской общины, представители которой селились в районе Костромского и Новгородского проспектов, была мечеть. Разрешение на строительство этого здания было дано властями только в 1903 г. А открытие мечети и первое богослужение состоялось 26 августа 1905 г.

В 1908 г. в Архангельске была открыта татарская школа, причем, в ней преподавались и общеобразовательные предметы, с тем, чтобы татарские дети могли продолжать свое образование в городских гимназиях. Школу стали посещать 45 учеников. Учитель был всего один - Абдуллазян Хамзин. Следует отметить, что архангельские татары очень высоко ценили образование, и не только мальчики, но и девочки обучались в городских гимназиях.

При советской власти в Архангельске существовала татарская национальная школа с 7-летним образованием. Все учителя в ней, кроме учительницы русского языка, были татарами, и преподавали на татарском языке. Однако в 1937 г. школа была закрыта.

Региональная национально-культурная автономия татар (РНКАТ) Архангельской области зарегистрирована 7 мая 1999 г. РНКАТ активно проводит культурно-просветительские мероприятия, национальные праздники, в которых принимают участие представители творческой интеллигенции Татарстана.

История повествует, что на территории современной Ульяновской области татары появились давно. Когда-то эти земли входили в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и населялись предками татар. Со второй половины XVI в. сюда начали переселяться служилые татары с территории современной Нижегородской области и Мордовии.

Татары Ульяновской области, в основном так называемые татары-мишари, являются прямыми потомками булгар. Многие географические названия области сохраняют корни булга-ро-тюркской топонимики. Однако нынешние татарские поселения стали возникать в конце XVI в., т. е. после завоевания Казани и падения Казанского ханства.

Из среды симбирско-ульяновских татар вышло много известных, выдающихся деятелей, оставивших заметный след в науке, литературе и искусстве. Всем татарам широко известны имена поэтов Габделжаббара Кандалый и

Сагита Сюнчали; писателя и литературоведа, профессора Казанского государственного университета Ибрагима Нуруллина, Сахаба Урай-ского и т. д.

В историю татарского театра навсегда вошло имя Бари Гафурова, известного под псевдонимом Тарханов. Он впервые в 1916 г. организовал в Ульяновске профессиональную театральную труппу под названием «Ирек», после революции ее переименовали в «Кызыл йолдыз».

В настоящее время в области проживают около 169 тысяч татар (по данным переписи 2002 г.). В основном они живут в Ульяновске, Димитровграде и компактно в Старокулат-кинском, Мелекесском, Новомалыкленском и Чердаклинском районах. Для них работает национально-культурная автономия татар, татарский культурный центр «Туган тел», общество «Мослимэ», национально-культурное общество «Мэдэният», молодежный клуб «Мирас», просветительское общество «Омет» (г. Дими-тровград), открыты татарские школы (88) и факультативные кружки по изучению языка и культуры (134), совместно с администрацией Ульяновской области издаются татарские газеты «Омет» (главный редактор Исхак Халимов) и «Кумэк коч» (Старокулаткинский район).

Согласно указу Петра I из центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывают тысячи работных людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы совершают тысячеверстный путь и татары.

Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней Татарский переулок. Таким образом, татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения, они составили особую замкнутую прослойку жителей столицы империи.

Также немало татар живут и в странах ближнего и дальнего зарубежья. В Афганистане формирование татарской общины стоит относить ко второй половине XIX в., когда Российская империя активно продвигалась в Среднюю Азию и рассматривала Афганистан как объект сферы своего влияния. В этой связи царская администрация благоволила к татарскому купечеству, которое имело свои торговые интересы в регионе.

По имеющимся сведениям, татары прини-

104

А. Р. Еникеева

мали наравне с другими народами Афганистана участие в борьбе за независимость теперь уже ставшей им новой родины: так, в 1919 г. татарские конные всадники были в армии Амануллы-хана, ставшего первым правителем независимого Афганистана. На протяжении всего ХХ в. татарское население постепенно ассимилировалось на языковом и культурном уровне, утратив, соответственно, знание татарского языка, сохранив лишь этническую самоидентификацию и определенные элементы культуры (в частности, по-прежнему используют юрты в качестве жилища). Языком общения у афганских татар является, в основном, дари; в местах обитания узбекского населения используют, соответственно, узбекский язык. Татары достаточно компактно проживают в уезде Руйе-Дуоб провинции Саманган.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано Общество татар Афганистана, председателем которого является Хаджи шах Муха-мад бей Камалатдин Татар. В ходе проходившего 12-16 декабря 2007 г. в Казани IV съезда Всемирного конгресса татар он принимал участие в нем в качестве делегата от татарской диаспоры Афганистана.

В Чешскую общину татар входят около 300 человек. У общины имеется собственный интернет-сайт (www.tatar.cz), где на татарском и чешском языках представлена информация об истории, культуре, национальной кухне татарского народа. В 2005 г. этот сайт занял II место на конкурсе «Татнет Йолдызлары» («Звезды Татнета») в номинации «Туган тел». С 2003 г. члены диаспоры проводят Сабантуй.

По оценкам специалистов в Турции насчитывается более 10 тысяч наших соотечественников. Татары в Турции компактно проживают в следующих селениях: Бюгрюделик, Карако-ек, Эфенде Кепрюсю, Гексу. Жители этих сел до сих пор сохранили старинные обычаи и традиции поволжских татар.

Также следует упомянуть и татарскую общину города Иске-Шехэр, побратима г. Казани. В основном костяк общины составляют выходцы из Поволжья, переселившиеся в Турцию еще до Октябрьской революции. Небольшие общины татар встречаются в городах Измир, Конья, Бурса.

В Анкаре в 70-х гг. было создано культурное общество татар «Казан», которое на сегодняшний день объединяет около 100-150 активных членов. В собственности общины имеется двухэтажное здание на улице Г. Тукая

в престижном районе Анкары. Община состоит в основном из выходцев из Китая, Японии и Кореи.

Несколько активнее работает татарская община «Идель-Урал» в Стамбуле, которую возглавляет аудитор Атилла Кундуз. Он был делегатом III Конгресса татар.

В Стамбуле создан и действует уже много лет татаро-турецкий ансамбль народной музыки под руководством доктора О. Гувенча.

Татары в Китае жили в двух противоположных друг от друга по географическому положению частях страны - Западном (Синьцзян) и Северо-Восточном (Маньчжурия) Китае.

6 февраля 2003 г. состоялась встреча представителей татарской диаспоры Китая с Президентом Республики Татарстан М. Ш. Шаймиевым.

Подписан совместный протокол между Обществом исследований культуры татар СУАР и Исполкома Всемирного конгресса татар о научном, культурно-творческом, туристическом обмене. В сентябре 2005 г. первые 43 абитуриента приедут на учебу на курсы довузовской подготовки при Казанском государственном технологическом университете. В другой части страны - Маньчжурии, татары стали селиться с

1898 г. - начала строительства Китайско-Вос-точной железной дороги (КВЖД). В начале ХХ столетия в Харбине, Хайларе, Мукдене и других городах стали создаваться мусульманские духовные общины.

Татарская диаспора Кыргызстана насчитывает около 50 тыс. человек. В Кыргызской Республике 16 лет функционирует общественное объединение Татарско-башкирского культурного Центра «Туган тел» Ассамблеи народов Кыргызстана. Ежемесячно издается газета на татарском языке; в эфир выходит двадцатиминутная телепередача и десятиминутная радиопрограмма на татарском языке. В Центре «Туган тел» отмечают национальные и религиозные праздники, проводятся разнообразные культурно-массовые мероприятия.

В учебных заведениях Кыргызстана у татарской молодежи имеются широкие возможности для обучения на родном языке. Так, в Кыргызском гуманитарном институте ведется преподавание на татарском. В Бишкеке на базе одной из школ открыта частная общеобразовательная татарская школа. Помимо обучения по государственному образовательному стандарту, здесь преподается татарский язык, литература и история Татарстана. При ТБКЦ «Туган

тел» работает воскресная школа.

Представители татарской диаспоры Кыргызстана регулярно участвуют в заседаниях съездов Всемирного конгресса татар. В соответствии с Программой Исполкома ВКТ совместно с Министерством образования и науки РТ и Советом ректоров вузов РТ по подготовке специалистов для татарских диаспор ближнего и дальнего зарубежья в настоящее время в вузах РТ обучаются студенты из Кыргызстана.

В Австралии в городах Аделаиде, Сиднее и Мельбурне проживают около 500 татар. Татарская диаспора в этой стране сформировалась после второй мировой войны. Ее основу заложили татары, эмигрировавшие из китайской провинции Маньчжурии, куда в 1945 г. пришли советские войска.

Сегодня татарская диаспора Австралии объединена в несколько организаций. Самая крупная из них - Татарско-Башкирская Ассоциация Южной Австралии, которую с недавнего времени возглавил Шухрат Валиф (Вали). Эта организация существует с 1985 г., хотя официально зарегистрировалась лишь в 1995 г.

В городе Аделаиде существует воскресная школа. С 1997 г. в Австралии ежегодно - Са-

бантуи. В 2006 г. он состоялся в городе Аделаиде - столице Южной Австралии3.

Таким образом, татары, расселенные по России и за рубежом, создавая свои этнокультурные центры, открывают новые возможности для приобщения людей к своей традиционной культуре и родному языку, преодоления отчужденности от нее, расширения духовной и творческой ауры личности, установлению и поддержанию культурных связей с национально-культурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за ру-бежом2. География татарских этнокультурных центров очень обширна и волею судеб охватывает многие страны мира.

Примечания

1 См.: Воробьев, Н. И. Материальная культура казанских татар. Казань, 1930. С. 11-12.

2 См.: Татары Среднего Поволжья и Приура-лья. М., 1967. С. 45-46.

3 См.: Официальный сайт президента Республики Татарстан. иЯЬ : http://www.tatar.ru/ indexphp?node id=3044. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.