Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 21 (236).
Политические науки. Востоковедение. Вып. 11. С. 102-105.
А. Р. Еникеева
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ТАТАРСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ
Татары, расселенные по России и за рубежом, создавая свои этнокультурные центры, открывают новые возможности для приобщения людей к своей традиционной культуре и родному языку, преодоления отчужденности от нее, расширения духовной и творческой ауры личности, установлению и поддержанию культурных связей с национально-культурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за рубежом. География татарских этнокультурных центров очень обширна и волею судеб охватывает многие страны мира.
Ключевые слова: миграционный процесс, группы татар, национальные общины.
Татары являются крупным этносом, прошедшим длительный путь формирования и состоящих из различных этнических групп, расселённых по территории России, по странам СНГ и ряду государств дальнего зарубежья.
Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 г. они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период «великих строек социализма». Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, в странах Балтии1.
Главной общественной организацией, объединяющей всех татар мира, является Всемирный конгресс татар. По сути, он является этнокультурным центром, объединяющим вокруг себя все татарские национально-культурные объединения. Он курирует всю общественную, политическую, экономическую и в первую очередь культурную жизнь всех татар мира, помогает в организации новых татарских этнокультурных центров. Под эгидой Всемирного конгресса татар проходят все самые крупные мероприятия в жизни татарской общественности.
татарские этнокультурные центры, этнические
На территории России этнокультурные центры существуют в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской и Архангельской областях.
Например, в Архангельске по переписи
1897 г. насчитывалось 35 лиц «магометанского вероисповедания», а в 1904 г. здесь проживало уже 355 татар. В 1913 г. количество татар достигало 606 человек, и эта цифра постоянно росла, особенно в конце 1920-х и в 1930-е гг.
Принято считать, что массовое переселение татар из Казанской губернии в Архангельск произошло вследствие голода, разразившегося в Поволжье в 1899-1901 гг. С 1885 г. в Архангельске проживал Мухаммедзакир Ишемятов, крестьянин Казанской губернии, занимавшийся торговлей, причем весьма успешно. Среди других уважаемых горожан его избрали гласным городской думы.
С появлением в городе татар развилась продажа привозных продуктов питания. При этом татарские предприниматели развили сеть розничной торговли, которой в городе фактически не было. Горожане очень высоко ценили татар-торговцев, считая, что у них всегда товар качественный и «не обманут». Подкупала и непременная вежливость продавцов.
При НЭПе первые магазины, которые открылись в городе, также принадлежали татарам. Они в кратчайшие сроки смогли обеспечить горожан предметами первейшей необходимости - и, прежде всего, продовольствием.
По-татарски принято было говорить только дома и в мечети. В городе же, даже между собой, говорили только по-русски, показывая тем самым свое уважение к местному населению. Со стороны русских - как обывателей, так и
властей - к местным татарам отношение было также самое доброжелательное, внимательное и предупредительное.
Духовным центром татарской общины, представители которой селились в районе Костромского и Новгородского проспектов, была мечеть. Разрешение на строительство этого здания было дано властями только в 1903 г. А открытие мечети и первое богослужение состоялось 26 августа 1905 г.
В 1908 г. в Архангельске была открыта татарская школа, причем, в ней преподавались и общеобразовательные предметы, с тем, чтобы татарские дети могли продолжать свое образование в городских гимназиях. Школу стали посещать 45 учеников. Учитель был всего один - Абдуллазян Хамзин. Следует отметить, что архангельские татары очень высоко ценили образование, и не только мальчики, но и девочки обучались в городских гимназиях.
При советской власти в Архангельске существовала татарская национальная школа с 7-летним образованием. Все учителя в ней, кроме учительницы русского языка, были татарами, и преподавали на татарском языке. Однако в 1937 г. школа была закрыта.
Региональная национально-культурная автономия татар (РНКАТ) Архангельской области зарегистрирована 7 мая 1999 г. РНКАТ активно проводит культурно-просветительские мероприятия, национальные праздники, в которых принимают участие представители творческой интеллигенции Татарстана.
История повествует, что на территории современной Ульяновской области татары появились давно. Когда-то эти земли входили в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и населялись предками татар. Со второй половины XVI в. сюда начали переселяться служилые татары с территории современной Нижегородской области и Мордовии.
Татары Ульяновской области, в основном так называемые татары-мишари, являются прямыми потомками булгар. Многие географические названия области сохраняют корни булга-ро-тюркской топонимики. Однако нынешние татарские поселения стали возникать в конце XVI в., т. е. после завоевания Казани и падения Казанского ханства.
Из среды симбирско-ульяновских татар вышло много известных, выдающихся деятелей, оставивших заметный след в науке, литературе и искусстве. Всем татарам широко известны имена поэтов Габделжаббара Кандалый и
Сагита Сюнчали; писателя и литературоведа, профессора Казанского государственного университета Ибрагима Нуруллина, Сахаба Урай-ского и т. д.
В историю татарского театра навсегда вошло имя Бари Гафурова, известного под псевдонимом Тарханов. Он впервые в 1916 г. организовал в Ульяновске профессиональную театральную труппу под названием «Ирек», после революции ее переименовали в «Кызыл йолдыз».
В настоящее время в области проживают около 169 тысяч татар (по данным переписи 2002 г.). В основном они живут в Ульяновске, Димитровграде и компактно в Старокулат-кинском, Мелекесском, Новомалыкленском и Чердаклинском районах. Для них работает национально-культурная автономия татар, татарский культурный центр «Туган тел», общество «Мослимэ», национально-культурное общество «Мэдэният», молодежный клуб «Мирас», просветительское общество «Омет» (г. Дими-тровград), открыты татарские школы (88) и факультативные кружки по изучению языка и культуры (134), совместно с администрацией Ульяновской области издаются татарские газеты «Омет» (главный редактор Исхак Халимов) и «Кумэк коч» (Старокулаткинский район).
Согласно указу Петра I из центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывают тысячи работных людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы совершают тысячеверстный путь и татары.
Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней Татарский переулок. Таким образом, татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения, они составили особую замкнутую прослойку жителей столицы империи.
Также немало татар живут и в странах ближнего и дальнего зарубежья. В Афганистане формирование татарской общины стоит относить ко второй половине XIX в., когда Российская империя активно продвигалась в Среднюю Азию и рассматривала Афганистан как объект сферы своего влияния. В этой связи царская администрация благоволила к татарскому купечеству, которое имело свои торговые интересы в регионе.
По имеющимся сведениям, татары прини-
104
А. Р. Еникеева
мали наравне с другими народами Афганистана участие в борьбе за независимость теперь уже ставшей им новой родины: так, в 1919 г. татарские конные всадники были в армии Амануллы-хана, ставшего первым правителем независимого Афганистана. На протяжении всего ХХ в. татарское население постепенно ассимилировалось на языковом и культурном уровне, утратив, соответственно, знание татарского языка, сохранив лишь этническую самоидентификацию и определенные элементы культуры (в частности, по-прежнему используют юрты в качестве жилища). Языком общения у афганских татар является, в основном, дари; в местах обитания узбекского населения используют, соответственно, узбекский язык. Татары достаточно компактно проживают в уезде Руйе-Дуоб провинции Саманган.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано Общество татар Афганистана, председателем которого является Хаджи шах Муха-мад бей Камалатдин Татар. В ходе проходившего 12-16 декабря 2007 г. в Казани IV съезда Всемирного конгресса татар он принимал участие в нем в качестве делегата от татарской диаспоры Афганистана.
В Чешскую общину татар входят около 300 человек. У общины имеется собственный интернет-сайт (www.tatar.cz), где на татарском и чешском языках представлена информация об истории, культуре, национальной кухне татарского народа. В 2005 г. этот сайт занял II место на конкурсе «Татнет Йолдызлары» («Звезды Татнета») в номинации «Туган тел». С 2003 г. члены диаспоры проводят Сабантуй.
По оценкам специалистов в Турции насчитывается более 10 тысяч наших соотечественников. Татары в Турции компактно проживают в следующих селениях: Бюгрюделик, Карако-ек, Эфенде Кепрюсю, Гексу. Жители этих сел до сих пор сохранили старинные обычаи и традиции поволжских татар.
Также следует упомянуть и татарскую общину города Иске-Шехэр, побратима г. Казани. В основном костяк общины составляют выходцы из Поволжья, переселившиеся в Турцию еще до Октябрьской революции. Небольшие общины татар встречаются в городах Измир, Конья, Бурса.
В Анкаре в 70-х гг. было создано культурное общество татар «Казан», которое на сегодняшний день объединяет около 100-150 активных членов. В собственности общины имеется двухэтажное здание на улице Г. Тукая
в престижном районе Анкары. Община состоит в основном из выходцев из Китая, Японии и Кореи.
Несколько активнее работает татарская община «Идель-Урал» в Стамбуле, которую возглавляет аудитор Атилла Кундуз. Он был делегатом III Конгресса татар.
В Стамбуле создан и действует уже много лет татаро-турецкий ансамбль народной музыки под руководством доктора О. Гувенча.
Татары в Китае жили в двух противоположных друг от друга по географическому положению частях страны - Западном (Синьцзян) и Северо-Восточном (Маньчжурия) Китае.
6 февраля 2003 г. состоялась встреча представителей татарской диаспоры Китая с Президентом Республики Татарстан М. Ш. Шаймиевым.
Подписан совместный протокол между Обществом исследований культуры татар СУАР и Исполкома Всемирного конгресса татар о научном, культурно-творческом, туристическом обмене. В сентябре 2005 г. первые 43 абитуриента приедут на учебу на курсы довузовской подготовки при Казанском государственном технологическом университете. В другой части страны - Маньчжурии, татары стали селиться с
1898 г. - начала строительства Китайско-Вос-точной железной дороги (КВЖД). В начале ХХ столетия в Харбине, Хайларе, Мукдене и других городах стали создаваться мусульманские духовные общины.
Татарская диаспора Кыргызстана насчитывает около 50 тыс. человек. В Кыргызской Республике 16 лет функционирует общественное объединение Татарско-башкирского культурного Центра «Туган тел» Ассамблеи народов Кыргызстана. Ежемесячно издается газета на татарском языке; в эфир выходит двадцатиминутная телепередача и десятиминутная радиопрограмма на татарском языке. В Центре «Туган тел» отмечают национальные и религиозные праздники, проводятся разнообразные культурно-массовые мероприятия.
В учебных заведениях Кыргызстана у татарской молодежи имеются широкие возможности для обучения на родном языке. Так, в Кыргызском гуманитарном институте ведется преподавание на татарском. В Бишкеке на базе одной из школ открыта частная общеобразовательная татарская школа. Помимо обучения по государственному образовательному стандарту, здесь преподается татарский язык, литература и история Татарстана. При ТБКЦ «Туган
тел» работает воскресная школа.
Представители татарской диаспоры Кыргызстана регулярно участвуют в заседаниях съездов Всемирного конгресса татар. В соответствии с Программой Исполкома ВКТ совместно с Министерством образования и науки РТ и Советом ректоров вузов РТ по подготовке специалистов для татарских диаспор ближнего и дальнего зарубежья в настоящее время в вузах РТ обучаются студенты из Кыргызстана.
В Австралии в городах Аделаиде, Сиднее и Мельбурне проживают около 500 татар. Татарская диаспора в этой стране сформировалась после второй мировой войны. Ее основу заложили татары, эмигрировавшие из китайской провинции Маньчжурии, куда в 1945 г. пришли советские войска.
Сегодня татарская диаспора Австралии объединена в несколько организаций. Самая крупная из них - Татарско-Башкирская Ассоциация Южной Австралии, которую с недавнего времени возглавил Шухрат Валиф (Вали). Эта организация существует с 1985 г., хотя официально зарегистрировалась лишь в 1995 г.
В городе Аделаиде существует воскресная школа. С 1997 г. в Австралии ежегодно - Са-
бантуи. В 2006 г. он состоялся в городе Аделаиде - столице Южной Австралии3.
Таким образом, татары, расселенные по России и за рубежом, создавая свои этнокультурные центры, открывают новые возможности для приобщения людей к своей традиционной культуре и родному языку, преодоления отчужденности от нее, расширения духовной и творческой ауры личности, установлению и поддержанию культурных связей с национально-культурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за ру-бежом2. География татарских этнокультурных центров очень обширна и волею судеб охватывает многие страны мира.
Примечания
1 См.: Воробьев, Н. И. Материальная культура казанских татар. Казань, 1930. С. 11-12.
2 См.: Татары Среднего Поволжья и Приура-лья. М., 1967. С. 45-46.
3 См.: Официальный сайт президента Республики Татарстан. иЯЬ : http://www.tatar.ru/ indexphp?node id=3044. С. 4.