Научная статья на тему 'К вопросу изучения генезиса и географии распространения татарских этнокультурных центров'

К вопросу изучения генезиса и географии распространения татарских этнокультурных центров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ТАТАРСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ТАТАР / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ / MIGRATION PROCESS / THE TATAR ETHNIC AND CULTURAL CENTERS / ETHNIC GROUP OF TATARS / THE NATIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Еникеева Алсу Рашидовна

Татары, расселенные по России и за рубежом создавая свои этнокультурные центры, открывают новые возможности для приобщения людей к своей традиционной культуре и родному языку, преодоления отчужденности от нее, расширения духовной и творческой ауры личности, установлению и поддержанию культурных связей с национально-культурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за рубежом. География татарских этнокультурных центров очень обширна и волею судеб охватывает многие страны мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the study of the genesis and geography of the spread of the Tatar ethnic cultural centers

Tatars, settled in Russia and abroad, creating their own ethno-cultural centers, opening new opportunities for introducing people to their traditional culture and native language, to overcome the estrangement from her, the expansion of the spiritual aura and artistic identity, establish and maintain cultural ties with the national-cultural education in Russian Federation and allied national groups abroad. Geography of the Tatar ethnic cultural centers is very broad and the fates decree covers many countries around the world.

Текст научной работы на тему «К вопросу изучения генезиса и географии распространения татарских этнокультурных центров»

А.Р. Еникеева

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА И ГЕОГРАФИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТАТАРСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ

Татары, расселенные по России и за рубежом создавая свои этнокультурные центры, открывают новые возможности для приобщения людей к своей традиционной культуре и родному языку, преодоления отчужденности от нее, расширения духовной и творческой ауры личности, установлению и поддержанию культурных связей с национально-культурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за рубежом. Г еография татарских этнокультурных центров очень обширна и волею судеб охватывает многие страны мира.

Ключевые слова: миграционный процесс, татарские этнокультурные центры, этнические группы татар, национальные общины.

Enikeeva Alsou Rashidovna On the study of the genesis and geography of the spread of the Tatar ethnic cultural centers.

Tatars, settled in Russia and abroad, creating their own ethno-cultural centers, opening new opportunities for introducing people to their traditional culture and native language, to overcome the estrangement from her, the expansion of the spiritual aura and artistic identity, establish and maintain cultural ties with the national-cultural education in Russian Federation and allied national groups abroad. Geography of the Tatar ethnic cultural centers is very broad and the fates decree covers many countries around the world.

Keywords: migration process, the Tatar ethnic and cultural centers, ethnic group of Tatars, the national community.

Татары являются крупным этносом, прошедшим длительный путь формирования и состоящих из различных этнических групп, расселённых по территории России, по странам СНГ и ряду государств дальнего зарубежья.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, в странах Балтии [4, с.11-12].

Главной общественной организацией,

объединяющей всех татар мира, является Всемирный конгресс татар. По сути, он является этнокультурным центром, объединяющим вокруг себя все татарские национально-культурные объединения. Он курирует всю общественную, политическую, экономическую и в первую очередь культурную жизнь всех татар мира, помогает в организации новых татарских этнокультурных центров. Под эгидой Всемирного конгресса татар проходят все самые крупные мероприятия в жизни татарской общественности.

На территории России этнокультурные центры существуют в: Москве, Петербурге, Ниж-нем Новгороде, Казани; также в Ульяновском, Саратовском, Волгоградском, Астраханском и Архангельских областях.

Например, в Архангельске по переписи 1897 года насчитывалось 35 лиц «магометанского вероисповедания», а в 1904 году здесь проживало уже -355 татар. В 1913 году количество татар достигало 606 человек, и эта цифра постоянно росла, особенно в конце 1920-х и в 1930-е годы.

Принято считать, что массовое переселение татар из Казанской губернии в Архангельск произошло вследствие голода, разразившегося в Поволжье в 1899-1901 годах.

С 1885 года в Архангельске проживал

Мухаммедзакир Ишемятов, крестьянин Казанской губернии, занимавшийся торговлей, причем весьма успешно. Среди других уважаемых горожан его избрали гласным городской думы.

С появлением в городе татар развилась продажа привозных продуктов питания. При этом татарские предприниматели развили сеть розничной торговли, которой в городе фактически не было. Горожане очень высоко ценили татар-торговцев, считая, что у них всегда товар качественный и "не обманут". Подкупала и непременная вежливость продавцов.

При НЭПе первые магазины, которые открылись в городе, также принадлежали татарам. Они в кратчайшие сроки смогли обеспечить горожан предметами первейшей необходимости, и, прежде всего продовольствием.

По-татарски принято было говорить только дома и в мечети. В городе же, даже между собой, говорили только по-русски, показывая тем самым свое уважение к местному населению. Со стороны русских -как обывателей, так и властей - к местным татарам отношение было также самое доброжелательное, внимательное и предупредительное.

Духовным центром татарской общины, представители которой селились в районе Костромского и Новгородского проспектов, была мечеть. Разрешение на строительство этого здания было дано властями только в 1903 году. А открытие мечети и первое богослужение состоялось 26 августа 1905 года.

В 1908 году в Архангельске была открыта татарская школа, причем, в ней преподавались и общеобразовательные предметы, с тем, чтобы татарские дети могли продолжать свое образование в городских гимназиях. Школу стали посещать 45 учеников. Учитель был всего один -Абдуллазян Хамзин. Следует отметить, что архангельские татары очень высоко ценили образование, и не только мальчики, но и девочки обучались в городских гимназиях.

При советской власти в Архангельске существовала татарская национальная школа

с 7-летним образованием. Все учителя в ней, кроме учительницы русского языка, были татарами, и преподавали на татарском языке. Однако в 1937 году школа была закрыта.

Региональная национально-культурная автономия татар (РНКАТ) Архангельской области зарегистрирована 7 мая 1999 года. РНКАТ активно проводит культурно-просветительские мероприятия, национальные праздники, в которых принимают участие представители творческой интеллигенции Татарстана.

История повествует, что на территории современной Ульяновской области татары появились давно. Когда-то эти земли входили в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и населялись предками татар. Со второй половины XVI века сюда начали переселяться служилые татары с территории современной Нижегородской области и Мордовии.

Татары Ульяновской области, в основном так называемые татары-мишари, являются прямыми потомками булгар. Многие географические названия области сохраняют корни булгаро-тюркской топонимики. Однако нынешние татарские поселения стали возникать в конце XVI века, т.е. после завоевания Казани и падения Казанского ханства.

Из среды симбирско-ульяновских татар вышло много известных, выдающихся деятелей, оставивших заметный след в науке, литературе и искусстве. Всем татарам широко известны имена поэтов

Габделжаббара Кандалый, и Сагита Сюнчали; писателя и литературоведа, профессора Казанского государственного университета Ибрагима Нуруллина, Сахаба Урайского и т.д.

В историю татарского театра навсегда вошло имя Бари Гафурова, известного под псевдонимом Тарханов. Он впервые в 1916 году организовал в Ульяновске

профессиональную театральную труппу под названием «Ирек», после революции ее переименовали в «Кызыл йолдыз».

В настоящее время в области проживают около 169 тысяч татар (по данным переписи 2002 года). В основном они живут в

Ульяновске, Димитровграде и компактно в Старокулаткинском, Мелекесском,

Новомалыкленском и Чердаклинском районах. Для них работает национально-культурная автономия татар, татарский культурный центр «Туган тел», общество «Мослимэ», национально-культурное общество

«Мэдэният», молодежный клуб «Мирас», просветительское общество ”Омет” (г. Димитровград), открыты татарские школы (88) и факультативные кружки по изучению языка и культуры (134), совместно с администрацией Ульяновской области издаются татарские газеты “Омет” (главный редактор Исхак Халимов) и ‘“К^мэк кеч” (Старокулаткинский район).

Согласно указу Петра I из центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывают тысячи работных людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы совершают тысячеверстный путь и татары.

Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней "Татарский переулок". Таким образом, татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения, они составили особую замкнутую прослойку жителей столицы империи.

Также немало татар живут и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

В Афганистане формирование татарской общины стоит относить ко второй половине XIX века, когда Российская империя активно продвигалась в Среднюю Азию и рассматривала Афганистан как объект сферы своего влияния. В этой связи царская администрация благоволила к татарскому купечеству, которое имело свои торговые интересы в регионе.По имеющимся сведениям, татары принимали наравне с другими народами Афганистана участие в борьбе за независимость теперь уже ставшей им новой родины: так, в 1919 году татарские конные всадники были в армии Амануллы-хана, ставшего первым пра-вителем независимого Афганистана. На протяжении всего ХХ века татарское население

постепенно ассимилировалось на языковом и культурном уровне, утратив, соответственно, знание татарского языка, сохранив лишь этническую самоидентификацию и

определенные элементы культуры (в

частности, по-прежнему используют юрты в качестве жилища). Языком общения у афганских татар является, в основном, дари; в местах обитания узбекского населения используют, соответственно, узбекский язык. Татары достаточно компактно проживают в уезде Руйе-Дуоб провинции Саманган.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано Общество татар Афганистана, председателем которого

является Хаджи шах Мухамад бей Камалатдин Татар. В ходе проходившего 1216 декабря 2007 года в Казани IV съезда Всемирного конгресса татар он принимал участие в нем в качестве делегата от татарской диаспоры Афганистана.

В Чешскую общину татар входят около 300 человек. У общины имеется собственный Интернет сайт (www.tatar.cz), где на татарском и чешском языках представлена информация об истории, культуре, национальной кухне татарского народа. В 2005 году этот сайт занял II место на конкурсе «Татнет Йолдызлары» («Звезды Татнета») в номинации «Туган тел». С 2003 г. члены диаспоры проводят Сабантуй.

По оценкам специалистов в Турции насчитывается более 10 тысяч наших соотечественников. Татары в Турции компактно проживают в следующих селениях: Бюгрюделик, Каракоек, Эфенде Кепрюсю, Г ексу. Жители этих сел до сих пор сохранили старинные обычаи и традиции поволжских татар.

Также следует упомянуть и татарскую общину города Иске-Шехэр, побратима г. Казани. В основном костяк общины составляют выходцы из Поволжья, переселившиеся в Турцию еще до Октябрьской революции. Небольшие общины татар встречаются в гг. Измир, Конья, Бурса.

В г.Анкара в 70-х годах было создано культурное общество татар «Казан», которое на сегодняшний день объединяет около 100-

150 активных членов. В собственности общины имеется двухэтажное здание на улице Г. Тукая в престижном районе Анкары. Община состоит в основном из выходцев из Китая, Японии и Кореи.

Несколько активнее работает татарская община «Идель-Урал» в Стамбуле, которую возглавляет аудитор Атилла Кундуз. Он был делегатом III Конгресса татар.

В Стамбуле создан и действует уже много лет татаро-турецкий ансамбль народной музыки под руководством доктора

О.Гувенча.

Татары в Китае жили в двух противоположных друг от друга по географическому положению частях страны

- Западном (Синьцзян) и Северо-Восточном (Маньчжурия) Китае. 6 февраля 2003 года состоялась встреча представителей татарской диаспоры Китая с Президентом Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым.

Подписан совместный протокол между Обществом исследований культуры татар СУАР и Исполкома Всемирного конгресса татар о научном, культурно-творческом, туристическом обмене. В сентябре 2005 года первые 43 абитуриента приедут на учебу на курсы довузовской подготовки при Казанском государственном

технологическом университете. В другой части страны - Маньчжурии, татары стали селиться с 1898 года - начала строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В начале ХХ столетия в Харбине, Хайларе, Мукдене и других городах стали создаваться мусульманские духовные общины.

Татарская диаспора Кыргызстана насчитывает около 50 тыс. человек. В Кыргызской Республике 16 лет функционирует общественное объединение Татарско-башкир-ского культурного Центра «Туган тел» Ассамблеи народов Кыргызстана. Ежемесячно издается газета на татарском языке; в эфир выходит 20-ти минутная телепередача и 10-ти минутная радиопрограмма на татарском языке. В Центре «Туган тел» отмечают национальные и религиозные праздники, проводятся разнообразные культурно-массовые

мероприятия.

В учебных заведениях Кыргызстана у татарской молодежи имеются широкие возможности для обучения на родном языке. Так, в Кыргызском гуманитарном институте ведется преподавание на татарском. В Бишкеке на базе одной из школ открыта частная общеобразовательная татарская школа. Помимо обучения по государственному образовательному

стандарту, здесь преподается татарский язык, литература и история Татарстана. При ТБКЦ “Туган тел” работает воскресная школа. Представители татарской диаспоры Кыргызстана регулярно участвуют в заседаниях съездов Всемирного конгресса татар. В соответствии с Программой Исполкома ВКТ совместно с Министерством образования и науки РТ и Советом ректоров вузов РТ по подготовке специалистов для татарских диаспор ближнего и дальнего зарубежья, в настоящее время в вузах РТ обучаются студенты из Кыргызстана.

В Австралии в городах Аделаиде, Сиднее и Мельбурне проживают около 500 татар. Татарская диаспора в этой стране сформировалась после второй мировой войны. Ее основу заложили татары, эмигрировавшие из китайской провинции Маньчжурии, куда в 1945 году пришли советские войска. Сегодня татарская диаспора Австралии объединена в несколько организаций. Самая крупная из них

- Татарско-Башкирская Ассоциация Южной Австралии, которую с недавнего времени возглавил Шухрат Валиф (Вали). Эта организация существует с 1985 года, хотя официально зарегистрировалась лишь в 1995 году. В городе Аделаиде существует воскресная школа. С 1997 года в Австралии ежегодно - Сабантуи. В 2006 году он состоялся в городе Аделаиде - столице Южной Австралии. [13, с.4]

Таким образом, татары, расселенные по России и за рубежом, создавая свои этнокультурные центры, открывают новые возможности для приобщения людей к своей традиционной культуре и родному языку, преодоления отчужденности от нее, расширения духовной и творческой ауры личности, установлению и поддержанию

культурных связей с национальнокультурными образованиями в РФ и родственными национальными группами за рубежом [12, с. 45-46]. География татарских этнокультурных центров очень обширна и волею судеб охватывает многие страны мира.

Литература

1. Александров Н.А. Татары. - М., 1899

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни. - М.,1987.

3. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. - Казань,1993.

4. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар. - Казань,1930.

5. Давлетшин Г.М.Волжская Булгария: Духовная культура. - Казань.1990.

6. Историческая этнография татарского народа. - Казань, 1990.

7. Исхаков Д.М.Динамика численности татар в России в 18-начале 20в.//География и культура этнографических групп татар в СССР. - М.,1983.С.43-64.

8. Исхаков Д.М.Введение в историческую демографию волго-уральских татар. - Казань. 1993(в).

9. Исхаков Д.Проблемы становления и трансформация татарской нации. - Казань,1997

10. Мухамедова Р.Г. Татары мишари: Ист. этногр. исследование. - Казань: Магариф, 2008.

11. В.И.Солодухин, Т.К.Солодухина Организация и управление этнокультурными центрами. -Улан-Удэ: :издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005.

12. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М.,1967.

13. Электронный источник http ://www.tatar.ru/indexphp?node id=3044.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.