получают информацию из тех же и источников, что и остальные жители планеты - из интернета, радио и телевидения.
Список литературы:
1. Федеральный Закон «О рекламе» (с изменениями на 2 августа 2019 года) [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые дан. - 2018. - Режим доступа: https://fzakon.ru свободный (дата обращения 04.03.2020).
2. Федеральный Закон «О рекламе» ( с изменениями на 13 марта 2006 года) [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые дан. - 2006. - Режим доступа: http://www.consultant.ru свободный (дата обращения 30.03.2020).
3. Социальная реклама: закон, эффективность, примеры [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mosoblreclama.ru/states/home/aktualnye-novosti/1215-sotsialnaya-reklama-zakon (дата обращения 09.03.2020).
4. Социальная реклама [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adindustry.ru/doc/1132 (дата обращения 29.03.2020).
5. Мудров А.Н. Основы рекламы: Учебник / А.Н. Мудров. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016. - 416 c.
6. Федотова Л.Н. Реклама: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / Л.Н. Федотова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 391 с.
7. Лаборатория социальной рекламы [Электронный ресурс]. - Электрон. Журн. -Пятигорск: 2013. - Режим доступа: http://www.soclaboratory.ru/, свободный (дата обращения 12.04.2020).
8. Николайшвили Г. Социальная реклама как технология влияния в публич-ной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socreklama.ru./ (дата обращения 06.04.2020)
9. Рекламный сонет. 36% опрошенных россиян не знаком термин «социальная реклама». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sovetreklama.org (дата обращения 14.03.2020).
10. Социальная реклама: какова ее эффективность? Экономическая газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.neg.by/ (дата обращения 19.03.2020).
УДК 339.138
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРЕНДИНГА И БРЕНДБУКА КАК ИЗДАНИЯ
Савченко Любовь Васильевна,
директор
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье первоочередно была охарактеризована история становления брендинга и корпоративной айдентики, которая послужила основой для дальнейшего освещения материала уже в виде рассмотрения истории зарождения брендбука как издательского продукта, вследствие чего было выявлено историю и географию брендбуков, которые появились в 1950-х годах ХХ в.
Ключевые слова: брендинг, брендбук, издание, фирменный стиль, корпоративная айдентика.
Annotation. The article primarily characterized the history of the formation of branding and corporate identity, which served as the basis for further coverage of the material in the form of a review of the history of the origin of the brandbook as a publishing product, which revealed the history and geography of brandbooks that appeared in the 1950s of the twentieth century.
Keywords: branding, brand book, publication, corporate identity.
Постановка проблемы. Понятие брендбука тесно связано и является практически неотъемлемым с процессом возникновения предпосылок зарождения брендинга. Таким образом, в данном подразделе первоначально будет охарактеризована история становления брендинга и корпоративной айдентики, которая послужит основой для дальнейшего освещения теоретической части уже в виде рассмотрения истории зарождения брендбука как издательского продукта.
Понятие «бренд» берет свои истоки с древности. Оно происходит от древненорвежского выражения «brandr» («клеймить огнем») и обозначает тавро для клеймения скота и предметов домашнего обихода, которое удостоверяло право собственности на скот и домашнюю утварь. Впоследствии бренд приобрел новое значение, звучащее как популярная торговая марка [4].
Первое известное человечеству использование бренда относится к временам Древнего Египта, однако именно в период античности ремесленники стали применять особые обозначения, с помощью которых были зафиксированы имена изготовителей на изделиях. Происходил этот процесс в Древней Греции путем нанесения отпечатка большого пальца или путем нанесения инициалов на глиняной посуде. Также похожие отметки находили на кирпичах, принадлежащих древнеримской цивилизации, а также на старинном китайском фарфоре [1].
Тем временем в период Средних веков наблюдается всплеск использования торговых марок в связи с расцветом деятельности ремесленнических цехов и возникновением различной производственной эмблематики. В Западной Европе маркировка изделий ремесленников проводилась путем нанесения особого клейма под названием «бренд». По происшествию времени знак отдельного мастера или цеховой гильдии становится гарантией качества и подлинности продукции. Данные изменения повлекли за собой принятие закона в Париже (1382 год), который регламентировал и запрещал продажу оловянной посуды без клейма.
Затем следовала эпоха Нового времени, которая характеризовалась началом промышленного переворота и как следствие распространением массового производства, основанного на разделении труда, возникновении мануфактур, а также внедрении в производство машинной ремесленной техники. использовании современной ручной, а затем и машинной ремесленной техники. Как следствие, потоковое производство содействует функционированию массового характера бренда. Именно с эпохи Нового времени фирменное обозначение говорит об уникальности, узнаваемости товара и начинает в максимально приближенном виде выполнять функции, которые присущи современному бренду [2].
Изложение основного материала. Индивидуальность выпускаемой продукции окончательно теряется на массовом конвейере ко второй половине XIX в. Официальное регистрирование брендов на национальных рынках происходит в период 1870-1900-х годов (в 1869 г. - Heinz, 1873 г. - Colgate, 1887 г. - Coca-Cola, 1891 г. - Philips) в связи с принятием Парижской конвенции, выступающей альтернативным положением огромному количеству товаров с неблагополучной репутацией и невысоким качеством, которые заполнили США [4].
В Х1Х-ХХ вв. брендинг становится эффективным инструментом воздействия на полностью меняющиеся рыночные процессы. Начиная с 1930-х годов ХХ в. наступает новый этап в развитии брендинга, заключающийся в появлении концепции управления брендами, которая именуется бренд-менеджмент. Данная концепция позволила разрабатывать для каждой торговой марки отдельные маркетинговые стратегии. Торговые марки полностью соединяются с компаниями и тем самым влияют на все виды деятельности - разработку новых продуктов, обслуживание потребителей, маркетинговые коммуникации [12].
Дальнейшим периодом развития брендинга являются 1950-1970-е годы Он характеризуется тем, что в сложное послевоенное время по всей планете происходит рекордный спрос на товары промышленного производства, результатом которого представляется возникновение большого количества крупнейших мировых организаций -Adidas (1950), McDonald's (1955), Nike (1968), Dirol (1968). Брендинг начинает приобретать все большую значимость для бизнеса.
В 1980-е годы отмечены этапом господства глобальных брендов, которые доминируют как в рынках развитых стран, так и в развивающихся. Самыми успешными стали компании, которые выстроили свою производственную и торговую политику вокруг бренда (BMW, IBM, Apple и Microsoft). Причины их успеха заключались уже не только в менеджменте, логистике, финансах, причиной был сам бренд как организации высокой квалификации [2].
Также для понимания и раскрытия данного вопроса стоит упомянут историческое развитие российского брендинга. В 1980-1990-е годы собственных рыночных брендов еще не было, поэтому товар, только появившийся на полках магазинов, сразу же являлся премиум-товаром. Брендинг возник в послекризисное время в связи с необходимостью понижения цен на национальные продукты. Расцветом возникновения брендов в России является 1995-1997 годы. В это время происходит проникновение иностранных брендов, который заполняют весь российский рынок своими продуктами. Большинство компаний стали перенимать зарубежный опыт управления брендом путем копирования, не разбираясь до конца в сути вопроса, что не повлекло за собой никакой выгоды. После этого российские специалисты стали более конкретно изучать философию брендинга и разрабатывать свои методы его построения. Параллельно этому процессу формируются такие крупные российские бренды как «Балтика» и «Альфа-Банк». Уже с начала XXI в. на рынке появляются российские бренды нового поколения, которые существенней закрепляются в умах потребителей [3].
После окончания Второй мировой войны США приобретают статус первой экономикой планеты и с 1950-х годов становятся ведущей нацией графического дизайна. В Европу также проникает и распространяется американское понимание дизайна как инструмента торговли. Следовательно, история возникновения брендбуков берет свое начало именно в США. Стоит отметить, что первые издания-руководства по фирменному стилю в бумажном виде стали появляться на рубеже 1950-1960-х годов у различных компаний, который на данный момент являются глобальными игроками на своих нишевых рынках.
Одним из первых и самых известных примеров является история создания брендбука для американской компании программного обеспечения IBM. В 1956 году Томас Уотсон-младший (на тот момент директор IBM) нанимает на работу известного архитектора и дизайнера Элиота Нойса в качестве своего главного консультанта по дизайну, задачей которого является создание программы корпоративного издания дизайна IBM. Как следствие, Элиот Нойс полностью пересмотрел систему отношения компании к архитектуре, графике, промышленному дизайну и интерьерам офисов компании. В конечном счете, была разработана система представления элементов фирменного стиля (продуктов) компании, дизайн которой отражал сущность корпоративной миссии IBM [7].
В разработке брендбука для данной компании также принимал ключевое участие один из отцова графического дизайна - Пол Рэнд. Перед ним была поставлена задача определения всех графических документов, используемых в компании. Именно тогда и начался из самых запоминающихся графических проектов XX в. Но стоит отметить, что, приступая к разработке графического облика компании IBM в 1956 году, Пол Рэнд никогда не разрабатывал фирменный стиль в полном объеме [8].
Пол Рэнд создал серию логотипов для IBM, работу над которой завершил в 1972 году. Графическим дизайнером было создано два разных варианта логотипов, которые состояли из 8 и 12 полос. Логотип представлял собой буквы «I», «B», «М», выполненные в виде рубленого шрифта, напоминающие развертку телевизионного экрана. Логотип, состоящий из 8 полос используется и по сегодняшний день. Данное дизайнерское решение сыграло ключевую роль в мгновенной узнаваемости бренда во всем мире.
В брендбуке компании под названием «IBM Graphic Design Guide» (см. рис. 1) была изложена значительная часть графических правил использования и управления фирменным стилем период с 1969 по 1987 год. Брендбук представляет собой издание в виде папки, структурированной на разделы, форматом 235^320 мм. Основной текст издания включает инструкции по использованию логотипов на различных носителях, графические и типографские правила, руководства по использованию внутренних и внешних документов, вывесок и различных приложений организации. Одной из главных
особенностей данного издания, а также брендбуков, изданных в США и в Европе является наличие ISBN - международный стандартный книжный номер [5].
Брендбук «IBM Graphic Design Guide» дает возможность эффективно взаимодействовать с другими компаниями посредством унификации всех графических знаков. В этом руководстве показана эволюция фирменного стиля компании, которая включает разработку всех элементов: от правильного применения логотипов, шрифтов, числовых данных (цифр) до печати вывесок, упаковки и различных сопутствующих материалов. Это говорит о том, что в ХХ в. на территории США графические дизайнеры при издании брендбуков по сути выполняли одновременно функции и дизайнеров, разрабатывающих художественно-техническое оформление издания, и редакторов, выполняющих подбор основного текста, главной особенностью которого была лаконичность и точность изложенных фактов [8].
Рисунок 1. Разворот брендбука «IBM Graphic Design Guide»
На данный момент издание не распространяется и представляет собой малоизвестный документ по фирменному стилю компании. Но в 2017 году французское издательство «Empire books» подготовило переиздания брендбука ««IBM Graphic Design Guide», аргументируя это возможностью к предоставлению открытого доступа данного руководства в виде наглядной теоретической базой для современных графических дизайнеров и студентов, которые учатся на специальностях смежных с дизайном. При переиздании учитывалось множество обновлений, которые были внесены в стандарты и нормы графического дизайна. Проект велся с одобрения правопреемников Пола Рэнда и самой IBM при участии Нью-Йоркского архива компании и Кандинской библиотеки в Париже [9].
Немного позже, а именно в 1970-х годах был разработан еще один из самых известных брендбуков, но уже государственного космического агентства NASA. Ребрендингом агентства занималась нью-йоркская студия Danne & Blackburn в лице графических дизайнеров Ричарда Данна и Брюса Блэкберна. В целом, уже к 1974 году была проведена первая закрытая презентация по ребрендингу компании, на которой был представлен проект, радикально изменявший фирменный стиль и включавший создание совершенно нового логотипа. Дизайнеры заменили объемную композицию на более упрощенную футуристическую версию, где буква «А», напоминала носовую часть ракеты, а «N» и «S» - изогнутые шланговые части космических кораблей [10].
Разработка издания длилась на протяжении полугода в 1975 году и в январе 1976 года был издан брендбук под названием «NASA Graphics Standards Manual» (см. рис. 2). Издание также, как и руководство компании IBM представляло собой папку (книгу), структурированную на разделы и состоящую из 164 страниц форматом 310^232 мм. Издание содержало принципы по руководству визуальной идентификации NASA. В
книге были представлены правила использования корпоративных элементов: от фирменных бланков до маркировки на космических шаттлах. В данном случае разработчики Ричарда Данн и Брюса Блэкберн выступили как графическими дизайнерами, так и редакторами. Текст данного руководства отличается четкостью изложенного материала, которым в дальнейшем руководствовался персонал, ответственный за подготовку различного рода новых документов организации [8].
Сейчас оригинал издания не распространяется, однако с 2010 годов его скан-копии появляются на различных интернет-блогах, посвященных графической дизайну. Поэтому в 2015 году все тем же французским издательством «Empire books» было выпущено переиздание брендбука «NASA Graphics Standards Manual», который стал доступен в полном объеме для общественности. Страницы оригинального стандарта перепечатаны черным цветом, добавлена съемная цветовая таблица с пятью фирменными цветами NASA. На страницах даны комментарии, которые позволяют правильно понять смысл оригинальных изображений [6].
Рисунок 2. Разворот брендбука «NASA Graphics Standards Manual»
Выводы. Таким образом, можно сказать, что история становления брендинга берет свое начало еще с древности, только в те времена у общества были другие интересы, поэтому и содержание тогдашнего брендинга отличалось от современного. Однако брендинг развивался, что и выразилось в середине XX века в издании книг брендов.
В следствие этого, на сегодняшний момент, в век расцвета информационных технологий, главным инструментом, с помощью которого можно в наиболее масштабном виде показать концепцию, успешно взаимодействовать с сотрудниками, потребителями и бизнес-партнерами, является брендбук либо руководство по использованию элементов фирменного стиля.
Список литературы:
1. Иванов А.А. Брендинг: учебное пособие / А.А. Иванов. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. - 74 с. - Текст: электронный // КнАГУ: [центр дистанционного обучения КнАГУ]. - URL: https://knastu.ru/media/files/posobiya_files/_8WbxcC.pdf (дата обращения: 17.03.2020).
2. Кустов В.А. Брендинг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» / В.А. Кустов. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. - 132 с. - Текст: электронный // Саратовский социально-экономический институт РЭУ имени Г.В. Плеханова: [библиотека]. - URL: http://www.seun.rU/content/learning/4/science/1/doc/Brending_Kustov.pdf (дата обращения 17.03.2020).
3. Лейни Т.А. Бренд-менеджмент: учебно-практическое пособие / Т.А. Лейни, Е.А. Семенова, С.А. Шилина. - Москва: Дашков и К°, 2008. - 225 c. - ISBN 978-5-91131651-8. Текст: непосредственный.
4. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: учебное пособие / Ф.И. Шарков. - 3-е изд. - Москва: Дашков и К°, 2015. - 270 с. - ISBN 978-5-394-02075-9. - Текст: непосредственный.
5. Behance: дизайнерская платформа / IBM, Paul Rand's Graphic Standards Manual reprint. - URL: https://www.behance.net/gallery/62754219/IBM-Paul-Rands-Graphic-Standards-Manual-reprint (дата обращения: 20.03.2020). - Яз. англ. - Текст: электронный.
6. Behance: дизайнерская платформа / NASA Graphics Standards Manual reprint on Behance. - URL: https://www.behance.net/gallery/62756843/NASA-Graphics-Standards-Manual-reprint (дата обращения: 20.03.2020). - Яз. англ. - Текст: электронный.
7. Ibm.com: официальный сайт / IBM100 - Good Design Is Good Business. - URL: https://www.ibm.com/ibm/history/ibm100/us/en/icons/gooddesign/ (дата обращения: 18.03.2020). - Яз. англ. - Текст: электронный.
8. ISSUU: электронная издательская платформа / Paul Rand - Monograph by emanuelecoppo. - URL: https://issuu.com/emanuelecoppo/docs/rivista_per_web (дата обращения: 19.03.2020). - Яз. англ. - Текст: электронный.
39. Kickstarter: краудфандинговая платформа / Reissue of the IBM Graphic Standards. -URL: https://www.kickstarter.com/projects/496596810/reissue-of-the-ibm-graphic-standards-manual-by-pau (дата обращения: 17.03.2020). - Яз. англ. - Текст: электронный.
10. The Logo Smith: дизайнерская студия разработки фирменного стиля / NASA Graphics Standards and Brand Identity Guidelines. - URL: https://imjustcreative.com/nasa-brand-identity-guidlines-circa-1976/2019/07/02 (дата обращения: 17.03.2020). - Яз. англ. -Текст: электронный.
УДК 070
ТИПОЛОГИЯ НОВОСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
Смеюха Виктория Вячеславовна,
доктор филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону);
Армаш Вероника Витальевна, магистрант
Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. Авторы рассматривают новостной контент периодических изданий («РИА Новости», ТАСС, «РБК», «Российская газета» и др.) и на основе его анализа приводят примеры классификаций новости, в основе классификаций находятся следующие критерии новостных публикаций: тематика сообщений, локальность события, актуальность и своевременность события, информационный повод, предмет отображаемой действительности и функциональная направленность новости, жанры.
Ключевые слова: новость, новостной контент, новостные медиа, анализ, типология, классификация.
Annotation. The authors consider the news content of periodicals ("RIA Novosti", TASS, "RBC", "Rossiyskaya Gazeta", etc.) and, based on its analysis, give examples of news classifications. The classifications are based on the following criteria for news publications: the subject of messages, the locality of the event, the relevance and timeliness of the event, the information occasion, the subject of the displayed reality and the functional orientation of the news, genres.
Keywords: news, news content, news media, analysis, typology, classification.