Научная статья на тему 'История винокурения в России и в мире и национально-культурные предпочтения'

История винокурения в России и в мире и национально-культурные предпочтения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1018
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сажин В. Б., Панов А. Ю.

Представлены данные об истории возникновения водки и отношения государства к алкогольной отрасли. Приведены современные данные о существенных разногласиях в странах Евросоюза по вопросу регламентации производства водки. Установлено, что причина споров – популярность рыночного бренда «водка» и регламентация производства и реализации водки существенным образом определяет структуру современного алкогольного рынка, объем которого достигнет к 2010 году $12,3 млрд. Приведены данные об «индексе счастья» показателе, определяющем уровень удовлетворенности граждан условиями жизни с учетом техногенного воздействия и уровня благосостояния. Представлена попытка анализа условий жизни в России и прогноза с учетом национально-культурных особенностей отношения к алкоголю. Делается вывод о том, что в России складываются условия для роста благосостояния и для естественного снижения (в отличие от повышения в США и Европе) уровня потребления крепких алкогольных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История винокурения в России и в мире и национально-культурные предпочтения»

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РАЗРАБОТКИ В ОБЛАСТИ КОСМЕТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ. Проведя анализ косметического рынка, а так же возможности развития, нами предлагается уникальный проект по созданию принципиально новой косметики, отвечающей всем необходимым требованиям эффективности, качественности и безопасности. А именно, мы предлагаем создать косметические средства на основе на-ночастиц, заключённых в родственные коже фосфолипиды. Это позволяет решить целый ряд принципиально важных вопросов. Во-первых, фосфолипидная структура схожа по строению со структурой рогового слоя, что позволяет частицам, заключённым в фосфолипиды, проникать в кожу, не нарушая её барьерных функций, кроме того, беспрепятственное прохождение будет обусловлено и размерами заключённых наноча-стиц, не превышающими 100 нанометров. Во-вторых, по мере прохождения сквозь слои кожи наночастицы с активными компонентами будут высвобождаться из фосфо-липидов постепенно, что очень важно! Это позволит избежать мгновенного высвобождения наночастиц, то есть выхода их в кровоток и дальнейшее попадание в кровь. Кроме того, это позволит действовать активным компонентам постепенно, не сразу, продлевая тем самым эффект воздействия. В-третьих, использование наночастиц позволит использовать активные вещества в малых концентрациях, что исключит возможность возникновения аллергической реакции организма на применение косметического средства. Кроме того, в перспективе планируется разработка косметических средств на основе наночастиц без введения в их состав химических компонентов, таких как ПАВ (поверхностно-активные вещества), консервантов, стабилизаторов. Шаг на пути к этому уже сделан - компания "Здоровье и Красота" разработала уникальную вакуумную упаковку - диспенсор, которая позволяет использовать в разы меньшее количество консервантов. Кроме того, сотрудниками компании ранее проводились исследования по получению вододисперсионных препаратов некоторых жирорастворимых соединений, таких как коэнзим Q10, бета-каротин, ликопин с использованием фосфолипидов гриба Б1акев1еа ШБрога..

Совершенно ясно, что будущее именно за нанокосметикой - когда-нибудь она поможет нам предотвратить появление седых волос, а также решить проблему их выпадения, замедлить процесс старения кожи, и организма в целом.

Работа выполняется при поддержке ООО «Здоровье и красота», Москва, Россия .

Список литературы

1. Деев, С.В. Способы получения вододисперсионных антиоксидантов липидной природы на основе компонентов биомассы гриба Blakeslea ^рога/ С.В.Деев и др. //Биотехнология, 2004, 2.- С. 58-69.

УДК 336.2

В.Б. Сажин, А.Ю. Панов

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ИСТОРИЯ ВИНОКУРЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Представлены данные об истории возникновения водки и отношения государства к алкогольной отрасли. Приведены современные данные о существенных разногласиях в странах Евросоюза по вопросу регламентации производства водки. Установлено, что причина споров - популярность рыночного бренда «водка» и регламентация производства и реализации водки существенным образом определяет структуру современного алкогольного рынка, объем которого достигнет к 2010 году $12,3 млрд. Приведены данные об «индексе счастья» - показателе, определяющем уровень удовлетворенности граждан условиями жизни с учетом техногенного воздействия и уровня благосостояния. Представлена попытка анализа условий жизни в России и прогноза с учетом национально-культурных особенностей отношения к алкоголю. Делается вывод о том, что в России складываются условия для роста благосостояния и для естественного снижения (в отличие от повышения в США и Европе) уровня потребления крепких алкогольных продуктов.

На основании общественных опросов в 2008 году, имя великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева является одним из великих имен, олицетворяющих Россию. В 2007 году в мире отмечали 100-летнюю годовщину его памяти (1834-1907). В 2009 году отмечается 175-летие со дня его рождения. Его называют великим химиком, автором периодического закона элементов, «отцом» русской водки

В России считают водку не только традиционным крепким напитком, но и исконно своим изобретением. Это подтверждается историками лишь отчасти. По мнению эксперта Ю. Шестоперовой, до 1386 года московиты ничего не знали о хлебном вине...

Считается, что чистый спирт впервые получили арабы в VI—VII веках и назвали его «аль коголь», в переводе с арабского — "одурманивающий". А в 860 году араб Рагез изготовил первую бутылку водки. Чуть позже научились получать крепкие спиртные напитки из бродящих сахаристых жидкостей и в Западной Европе. По легенде, открыл водку для европейцев монах Валентиус. Так что в то время, когда в Московии знали только мед да пиво, водку уже изготовляли в Европе — из очищенного спирта. Правда, продавали ее только в аптеке, в качестве лекарства. Однако очень скоро популярное лекарство из аптечной посуды переселилось в штофы, графины, кубки и стало непременным атрибутом пиров и праздников. В том числе и рыцарских. Так ливонские рыцари постоянно посещали свои владения в Венеции и Трансильвании, где, вероятно и познакомились с благородным напитком. Благодаря тесным контактам ливонских рыцарей с тевтонскими, последние переняли новый напиток. Известно, что в 1422 году, на праздновании заключения мира с Польшей, данцигские представители Тевтонского ордена демонстрировали "горящее вино" (спирт).

Ю. Шестоперова убеждена, что на Руси о водке узнали только в 1386 году, когда генуэзское посольство, направлявшееся в Литву через Московское княжество, продемонстрировало винный спирт московским боярам. Но не в качестве напитка, а только как лекарство. В 1429 году опять-таки генуэзцы, проезжавшие через Московию в Литву, показали "живительную влагу" Василию III. Государь, правда, признал ее слишком крепкой и непригодной для питья. Но это не помешало уже в следующем веке завозить водку из-за границы в массовом порядке.

Производство напитка в России поначалу сдерживалось отсутствием экзотичных для нашего климата растительных культур. Однако, как гласят некоторые легенды, монашеская братия методом проб и ошибок нащупала чисто российскую технологию производства напитка на основе привычных для Руси зерновых культур (пшеница, рожь, ячмень). Дело пошло. Обыкновенный «первач» стали называть «простым вином», очищенная водка звалась «вином добрым»; были еще «вино боярское» и «двойное», которые валили с ног буквально от пары глотков.

Царь Иван IV Васильевич («Грозный») в 1552 году запретил продажу хлебного вина (так долгое время именовали водку в России), но повелел открыть кабак в Москве

исключительно для нужд хорошо оплачивавшихся им опричников. И лишь после того, как походы на внутренних и внешних врагов истощили финансовые ресурсы державы, было разрешено открывать кабаки повсеместно. Царь Алексей Михайлович («Тишайший») переложил бремя ответственности за поиск компромисса между борьбой с зеленым змием и вскармливанием золотого тельца на Земский собор, специально созванный им в 1652 году. «Собор о кабаках» запретил торговлю водкой в розлив, разрешив продажу - на вынос (при том, что основной тарой служило ведро емкостью более 12 литров, распространенная единица торговли - «четверть» - составляла свыше 3 л). Первым, кто догадался извлекать из водочной торговли выгоду для государства, был Борис Годунов. Он понастроил "царевых кабаков" по всей стране и установил правило: хочешь торговать вином (под ним подразумевалась и водка) — плати государству; хочешь пить — отдавай деньгу опять-таки в казну. Тайное винокурение преследовалось. А раз заветную чарку народ получал фактически из государевых рук, то за качество продукта пришлось отвечать казне. С тех пор повелось: государство борется с "паленой" водкой, придумывает для "законной" "знаки отличия" и изобретает стандарты качества. В процессе средневековых войн в Европе нельзя было не обратить внимания на мощные антисептические свойства напитка, а также на его чуть ли не моментальное обезболивающее действие и энергетическую ценность. Воинские знахари быстро заметили, что рана, обработанная водкой, не гниет и быстро заживает (до открытия антибиотиков оставались сотни лет). Водку использовали и в качестве психотропного средства — для анестезии. До ее применения врачеватели использовали большой деревянный молоток (киянку): для того, чтобы оперируемого уберечь от болевого шока, его перед хирургической операцией (иногда-дополнительно и во время операции) лишали сознания ударами молотка. Впоследствии опытным путем дошли и до сосудорасширяющих, мочегонных и желчегонных средств водки. И тем же путем вычислили, что пить ее «здоровья для» нужно лишь в небольших количествах. Дабы лекарство не превратилось в яд. Среди современных фармпрепаратов есть и настои сбора лекарственных трав. Спиртовой раствор - хороший антиоксидант и позволяет долгие годы сохранять настойке свои лекарственные свойства, кроме того, лекарственные формы на спиртовой основе лучше усваиваются организмом.

По информации А. Куколевского, госмонополия на производство и продажу водки в России была введена в 1533 году, а в Москве открылся первый «царевый кабак». Оборот водки находился в ведении кабацких голов, которым государство ставило жесткий план по отчислениям в казну (откуп) и никак не вмешивалось в их деятельность. Это приводило к росту розничной цены «хлебного вина», ухудшению его качества и, как следствие, росту недовольства населения вплоть до бунтов. В ответ государство отказывалось от монополии, цены снижались, качество росло, но падали доходы казны, и вскоре все возвращалось в прежнее русло. Цикл составлял примерно 50-60 лет. Перемены начались в 1863 году. Государство отказалось от откупов в пользу акцизной системы. Водка резко подешевела, питейный доход казны снизился со 100 млн руб. до 85 млн. руб. в год. Вместо привычного закручивания гаек правительство попыталось изменить культуру пития: в 1881 году кабаки заменили трактирами, где к водке предлагалась закуска. Попытались наладить выпуск водки в бутылках (до этого на вынос она продавалась только ведрами по 12 л), что должно было уменьшить количество водки, выпиваемой за один раз, и сделать ее более доступной. Из-за неразвитости стекольной промышленности план провалился. С 1995 года по инициативе министра финансов России С.Ю. Витте в стране вновь вводится питейная монополия, упорядочивается торговля (в столицах и крупных городах разрешается торговать с 7 до 22 часов, на селе —

до 18-20 часов). В 1914 году, с началом первой мировой войны, в России введен сухой закон, отмененный только в 1923 году. Впрочем, о производстве народной водки речь не зашла, государство взяло курс на популяризацию вин и слабоалкогольных настоек. После окончания Великой Отечественной войны объемы производства водки были восстановлены. Средний советский человек мог на месячную зарплату купить около 45 пол-литровых бутылок. В начале 1970 годов показатель упал до 35 бутылок по легендарной цене 3 руб. 62 коп. В 1985 году в СССР началась антиалкогольная кампания. Она завершилась в 1987 году, приведя к всплеску самогоноварения, убыткам бюджета и кризису в алкогольной отрасли. В 1992 году президент России Б.Н. Ельцин отменил госмонополию на производство и продажу водки. В том же году цены на нее выросли в 10-15 раз, в 1993 году — в 400-650 раз, а рынок наводнили низкокачественные подделки. В 1993 году новым указом президента монополия была возвращена в прежнем объеме. В 1996 году ее отменили, введя госрегулирование производства и оборота спирта и алкогольной продукции. Хотя до последнего времени об обеспечении всех россиян доступной качественной водкой на государственном уровне никто не заботился, сегодня на зарплату в 11 тыс. руб. можно купить 135 бутылок дешевой водки (в среднем по 80 руб. за бутылку), или 23 ведра. То есть сегодняшняя водка — одна из самых народных в истории России.

Во многих западных странах государственная монополия на алкоголь была введена для того, чтобы контролировать доступ населения к спиртным напиткам. К таким государствам относятся все скандинавские страны, где монополия на торговлю алкоголем была введена после 1945 года. До вступления Швеции в Европейский союз в стране функционировали две государственные компании первая — Vin och Sprit — контролировала импорт алкогольной продукции в Швецию, вторая — Systembolaget — обладала эксклюзивным правом на розничную продажу спиртного. После того, как 1 января 1995 года Швеция вступила в ЕС, Vin och Sprit прекратила свое существование, и в стране остался только один монополист. Сейчас Systembolaget подвергается жесткой критике за высокие цены на алкоголь, строгий график работы магазинов, а также за большие налоги на несанкционированную покупку крепких напитков (даже при покупке по Интернету). Шведское алкогольное законодательство (Alko hollagen) все же позволяет лицам не моложе 20 лет привозить из других стран алкоголь, если он предназначен для личного потребления.

В Финляндии продажу и дистрибуцию спиртного выше 4,7% осуществляет принадлежащий государству ритейлер Alko, функционирующий под руководством министерства социального развития и здравоохранения. В Норвегии такими же полномочиями обладает государственная монополия Vinmonopolet, а в Исландии — Vinbud. В США продажа спиртных напитков контролируется каждым штатом отдельно. Во многих из них пиво и вино можно купить в любом розничном магазине, а вот крепкие напитки доступны исключительно в государственных торговых сетях ABC (Alcohol Beverage Control). Таких штатов в США - 18. Монополия на алкогольную продукцию имела место и в Тайване. Несмотря на то, что тайваньское монопольное бюро по табачной и алкогольной продукции было создано в 1947 году, крепкие напитки вошли в список монопольной продукции еще в 1922 году. Бюро занималось производством, дистрибуцией и продажей спиртного в количествах удовлетворяющих спрос в стране. В 1999 году реформированное бюро полностью перешло под контроль министерства финансов Тайваня, а в 2002 году в рамках либерализации и интернационализации монополия была отменена.

По информации экспертов М. Чистяковой и Е. Хвостика страны, так называемого «водочного пояса» (Финляндия, Швеция, Польша) по-прежнему верны идее жестко определить понятие «водка» и не оставляют попыток изменить законодательство Евросоюза, регламентирующее производство водки. Они утверждают, что водка является их традиционным спиртным напитком и на правах хранителей водочных традиций они заявляют, что водкой можно считать только такой крепкий спиртной напиток, при изготовлении которого используются зерновые (пшеница, ячмень или рожь), а также картофель. Еще в 2006 году Финляндия (председательствовавшее тогда в ЕС), предложила изменить закон, значительно сузив понятие «водка». Водку предлагается разделить на две категории. К первой, то есть собственно водке, отнести оригинальные виды напитка, изготовляемые из картофеля и зерновых. Ко второй — сделанные из прочих видов сырья (виноград, цитрусовые и проч.), которые бы назывались «крепкий спиртной напиток» (White Spirit Drink). Это предложение поддержали Эстония, Латвия, Литва, а также шведская компания Sweden's Vin & Spirit (владелец брэнда Absolut, лидера мировых водочных продаж). Зато в странах ЕС где водку производят из фруктов (например, винограда), другой сельхозпродукции и даже патоки (Великобритании, Франции Венгрии и Испании) эта инициатива вызвала резкую реакцию. Компромиссное решение предложила Германия (которая председательствовала в ЕС в 2007 году): продолжать называть «водкой» спиртные напитки крепостью не меньше 37,5%, произведенные из любой сельхозпродукции, но при этом отчетливо указывать на бутылке, какой продукт был использован при производстве.

Комитет Европарламента по экологической и продовольственной безопасности в 2007 году разрешил называть водкой спиртной напиток крепостью не менее 37,5%, полученный путем смешивания этилового спирта с водой, при производстве которого использовалась любая сельскохозяйственная продукция. При условии, что перечень компонентов используемых при приготовлении крепкого напитка, должен быть отчетливо указан на этикетке. Кроме того, водка, сделанная более чем из одного основного продукта, должна быть помечена на этикетке как смешанная. Вместе с тем спор продолжается, так как решение еврокомиссии должны утвердить правительства и министры сельского хозяйства всех стран Европейского Содружества (включая Финляндию, Швецию, Польшу). Кроме того, по мнению еврокомиссара по сельскохозяйственному рынку Марианн Фишер-Боэль, слишком узкое определение водки может вызвать возражения со стороны неевропейских стран-производителей водки, таких как Бразилия, ЮАР или США, где распространено производство водки из сахарного тростника.

По утверждению аналитиков М. Чистяковой и Е. Хвостика, настоящей причиной спора, что считать водкой, а что нет, является желание стран «водочного пояса» вытеснить с рынка водки своих конкурентов. Тем более что цена вопроса действительно велика. По данным Европейского альянса производителей водки, в случае принятия требований Финляндии Польши и Швеции 90% чешской водки и 75% немецкой, производимой из свеклы и кукурузы, потеряют право называться водкой. Такая же участь могла бы постигнуть и другие разновидности этого напитка из стран Южной Европы, где его делают на основе винограда или цитрусовых. Желание «водочных пуритан» значительно сузить определение водки тем более актуально на фоне роста потребления водки в Европе и США. По данным Совета крепких спиртных напитков США, продажи этой продукции в 2006 году выросли на 6,3%, достигнув объема $17 млрд. В Западной Европе продажи водки неуклонно растут. Если в 2005 году, по данным исследовательской компании Euromonitor International, рынок водки в Западной Европе составил $9,8 млрд., а в 2006 году вырос до $10,2 млрд., то 2010 году объем рынка должен составить

$12,3 млрд. (табл. 1). По мнению экспертов, эти процессы связаны с изменением потребительских предпочтений, вызванным сменой поколений. Не секрет, что население большинства европейских стран, традиционно предпочитавшее вино и пиво, стареет, поэтому сокращаются продажи этих напитков. Молодые европейцы, как и их американские сверстники, предпочитают коктейли на основе крепких напитков, в частности водки.

Табл. 1. Объем рынка водки (млн долл.) (по данным Euromonitor International)

Регион/годы 2005 2006 2007 2008* 2009* 2010*

Западная 9873 10241 10460 11316 11853 12351

Европа

Восточная 18478 19972 20420 19636 19417 19175

Европа

США 11382 11947 12 750 13156 13679 14201

*Прогноз

Интересен вопрос, как вкусовые алкогольные предпочтения коррелированны с, так называемым, «индексом счастья» - уровнем удовлетворенности жизнью. Индекс, в частности оценивает влияние на жителей вредных выбросов в атмосферу, продолжительность жизни и уровень материального благополучия. Здесь следует учесть, что спирт - известный антидот и антиоксидант, а также по-своему знаменитый антидепрессант, он снижает влияние техногенного воздействия на человека, иногда определяет его эмоциональное состояние и его оценки, а также влияет на продолжительность жизни и материальное благополучие человека.

Британская исследовательская группа New Economise Foundation (NEF), специализирующаяся на исследованиях на стыке экономики и социологии, в июле 2007 года опубликовала специализированный «индекс счастья» для 27 стран ЕС и трех европейских стран, в котором предприняла попытку оценить влияние на удовлетворенность уровнем жизни стран еврозоны такого показателя, как уровень выбросов промышленностью оксида углерода в атмосферу. «Индекс счастья» в ЕС, представляющий из себя «корзину» из субиндексов продолжительности жизни, уровня выбросов в атмосферу и оценки уровня материальных доходов 30 стран, дал вполне предсказуемые результаты (рис. 1). При достаточно равномерном уровне доходов и продолжительности жизни уровень загрязнения оказался решающим фактором, и наиболее «благоприятными» для проживания территориями Европы оказались Исландия, Швеция и Норвегия, опередив одну из наиболее благоприятных для иммиграции стран Европы — Швейцарию

Впрочем, таблицы из рейтинга NEF гораздо более интересны в другом аспекте — исследования в очередной раз подтвердили, что все три показателя (уровень загрязнения окружающей среды, продолжительность жизни и богатство граждан) чрезвычайно слабо коррелируют друг с другом. Так, Греция и Великобритания с продолжительностью жизни выше 78 лет (средняя цифра по выборке NEF — 77,8 года) находятся в нижней трети списка, рэнкингованного по «индексу счастья», а Люксембург, входящий в первую десятку стран по «экономическому» уровню жизни, занимает в общем индексе 29-е место из 30 возможных. Напротив, Латвия с ожидаемой продолжительностью жизни 70,7 года, находящаяся в нижней части рейтинга доходов, в итоговом «рейтинге счастья» обогнала Бельгию, Францию, Финляндию и замыкающую рейтинг Эстонию. Вряд ли жители Латвии принципиально счастливее эстонцев только из-за того, что показатели загрязнения окружающей среды там в восемь раз меньше, чем в соседней рес-

публике - индексы NEF, вопреки выводам их составителей, показывают, что «экологические» показатели следует интегрировать в подобные исследования крайне осторожно. В противном случае приходится отвечать на вопрос о том, что заставляет «счастливых» граждан Румынии и Латвии эмигрировать в менее благополучные, согласно индексу NEF, Великобританию, Венгрию и Грецию.

Рис. 1. «Индекс счастья» для стран Европы (по данным New Economise Foundation на июль 2007 года)

По мнению, гендиректора исследовательского агентства «Бизнес Аналитика» А. Стерлина, в отличие от «неводочных» западных рынков, Россия — водочная страна, у нас любят пить этот напиток чистым. Доля коктейлей на основе водки, например, в

2004 году достигала трети рынка слабого алкоголя, а в последние два года стабильно держит всего четверть продаж всех коктейлей в стране. Слабоалкогольные напитки и пиво предпочитает молодежь. Сейчас уровень потребления водки составляет ежегодные 17 л на душу населения, а уже в 2017 году может упасть на 30-35% — до 10-12 л. Этому способствуют не только вкусовые предпочтения россиян, но и структура предложения, а также пропаганда в обществе здорового образа жизни; скажется и ограничение рекламы алкоголя. Работает целый ряд факторов. В конце концов, водку становится немодно пить.

Рис. 2. География смертности от алкоголя в России

По сведениям эксперта А. Демчука, сейчас основной потребитель водки — мужчины средних и старших средних возрастов (30-50 лет). При среднедушевом уровне потребления в 17 л по стране на эту группу потребителей может приходиться от 60 до 90100 л, или порядка 60% всей потребляемой в стране водки. В 2005 году потребление легальной алкогольной продукции в России на 1 человека составило 9,7 литра чистого спирта (вместе с теневым этот показатель достиг 19 литров на человека в год). По международным меркам, если нация пересекает 9-литровую отметку, она не просто нездорова, а вымирает. По данным аналитика Ю. Шестоперовой, в России с середины 50-х годов прошлого века среднедушевой уровень потребления не превышал 3—4 литра, и лишь во второй половине XX века он начал стремительно расти. За 50 лет по вине алкоголя погибло более 900 тысяч человек (рис.2). Весьма показательна корреляция географии смертности от алкоголя (рис. 2) и населения России по Федеральным округам (рис. 3)

Рис. 3. Население России по Федеральным округам (млн. чел.) (по данным Росстат)

Общую ситуацию дополняет и неблагоприятный демографический тренд (рис. 4). По прогнозам Росстата, к 2030 году число работающих россиян и пенсионеров сравняются. Вместе с тем, несмотря на работу по нацпроекту «Здравоохранение», по расчетам Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии, в 2020 году средняя продолжительность жизни в России будет все равно ниже, чем, например, в Гватемале (рис. 5).

Рис. 4. Изменение числа граждан РФ по возрастным группам (тыс. чел.) в 2008-2026 гг. (данные Росстата)

Кадровая компания Avanta Personnel в 2008 году опубликовала данные собственного анализа уровня зарплат в 217 крупных и средних российских и иностранных компаниях в восьми крупнейших городах. Региональные цифры представлены компанией как процент от среднемосковских зарплат (рис. 5). По оценкам Росстата, зарплата в Санкт-Петербурге в среднем составляет 54-56% от среднемосковской, в остальных регионах— от 30 до 47%. По данным Avanta разница со среднемосковскими зарплатами в Санкт-Петербурге составляет 16% (84% от средней по Москве), во Владивостоке — 45%. В условиях роста заработной платы и снижения уровня безработицы в силу растущего дефицита рабочей силы (рис. 6) можно утверждать, что складываются предпосылки для реального роста благосостояния.

Франция Швеция Исландия

США

Швейцария Гватемала Россия

Рис. 5. Средняя продолжительность жизни в 2020 году (данные Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии)

Пока с точки зрения экономической эффективности водка по соотношению «деньги к чистому алкоголю» самая дешевая. По расчетам эксперта А. Демчука, в 2005 году среди всего массового алкоголя вино в пересчете на чистый алкоголь самое дорогое — порядка 650 руб. за литр чистого алкоголя, примерно такое же соотношение с пивом. Аналогичный показатель по водке составляет около 400 руб. за литр алкоголя. В 2008 году цена на водку возросла в 1,6 раза, но соотношение с вином и пивом даже улучшилось. Так что водка пока остается самым выгодным горячительным продуктом в России.

Рис. 6. Индекс зарплат по отношению к Москве (%) (по данным агентства Avanta Personnel )

По официальным данным Росстата в 2007 году выросло производство всех категорий спиртных напитков, за исключением слабоалкогольных (САН). Так спирта этилового было произведено 55,9 млн. дал (рост на 1% по сравнению с 2006 годом), водки и ликероводочных изделий (ЛВИ)—131,5 млн. дал (плюс 9,9%), вин виноградных — 51,2 млн. дал (плюс 8,8%), вин шампанских и игристых — 21,6 млн. дал (плюс 40,4%), коньяка — 8 млн дал (плюс 24,9%).

О ---■-а-■-а-■-а-—

2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020

Рис. 6. Прогноз производительности труда и реальной зарплаты (по данным МЭРТа, 2008 год)

Производители полностью восстановили объемы производства после существенного спада в 2006-2007 годах. Эксперты склонны оценивать итоги производства алкоголя в России в 2007 году как очень хорошие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.