Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: ПРОБЛЕМА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ'

ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: ПРОБЛЕМА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ / КИНЕМАТОГРАФ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ / СОВЕТСКИЙ / АНТИСОВЕТСКИЙ / ИДЕОЛОГИЯ / СТАЛИН / ГЕРОИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багдасарян Вардан Эрнестович

Целью статьи является анализ идеологических деформаций событий Великой Отечественной войны через призму современного российского кинематографа. Актуальность исследования определялась запросом защиты исторической памяти и формирования патриотического восприятия прошлого страны посредством возможностей кинематографа. Источниковую базу работы составили современные российские художественные фильмы, посвященные истории Великой Отечественной войны. Проводилось соотнесение контента фильмов с историческими реалиями и задачами патриотического воспитания. Фиксируется тенденция усиления патриотических акцентов в российских художественных исторических фильмах, в сравнении с кинематографом 1990-х годов. Вместе с тем, обнаруживается и тенденция негативизации советской системы, переходящая зачастую в фактический антисоветизм. Делается вывод, что созданные на такой основе художественные образы и сюжетная канва фильмов идеологически деформирует историю Великой Отечественной войны и содержит угрозы дегероизации подвига народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Багдасарян Вардан Эрнестович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR THROUGH THE LENS OF MODERN RUSSIAN CINEMA: THE PROBLEM OF IDEOLOGICAL MISREPRESENTATION

The purpose of the article is to analyze the ideological misrepresentation of the events of the Great Patriotic War through the lens of modern Russian cinema. The relevance of the study is determined by the demand for the protection of historical memory and the formation of a patriotic perception of the country's past through the possibilities of cinema. The source base of the work includes modern Russian feature films devoted to the history of the Great Patriotic War. The content of films was correlated with historical realities and the tasks of patriotic education. The tendency of patriotic accents in the Russian historical fiction films, in comparison with the cinema of the 1990s, is fixed. At the same time, the tendency to a negative attitude towards the Soviet system, which often turns into actual anti-Sovietism, is also revealed. As a result, the author comes to the conclusion that the artistic images and storyline of films created on this basis ideologically distorts the history of the Great Patriotic War and contains threats to present the deeds of the people in a non-heroic way.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: ПРОБЛЕМА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ»

УДК 316.64:778.5:355.01"1941/1945"

БАГДАСАРЯН Вардан Эрнестович, доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права, Московский государственный областной университет (Россия, Мытищи), e-mail: vardanb@mail.ru, AuthorlD: 266169

DOI: 10.22394/2225-8272-2022-11 -4-11 -25

BAGDASARYAN V.E., Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History, Political Science and Law, Moscow State Regional University (Russian Federation, Mytishchi), e-mail: vardanb@mail.ru AuthorlD: 266169

история великои отечественной воины через призму современного российского кинематографа: проблема идеологических деформаций

THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR THROUGH THE LENS OF MODERN RUSSIAN CINEMA: THE PROBLEM OF IDEOLOGICAL MISREPRESENTATION

Аннотация. Целью статьи является анализ идеологических деформаций событий Велшой Отечественной войны через призму современного российского кинематографа. Актуальность исследования определялась запросом защиты исторической памяти и формирования патриотического восприятия прошлого страны посредством возможностей кинематографа. Источниковую базу работы составили современные российские художественные фильмы, посвященные истории Великой Отечественной войны. Проводилось соотнесение контента фильмов с историческими реалиями и задачами патриотического воспитания. Фиксируется тенденция усиления патриотических акцентов в российских художественных исторических фильмах, в сравнении с кинематографом 1990-х годов. Вместе с тем, обнаруживается и тенденция негативизации советской системы, переходящая зачастую в фактический антисоветизм. Делается вывод, что созданные на такой основе художественные образы и сюжетная канва фильмов идеологически деформирует историю Великой Отечественной войны и содержит угрозы дегероизации подвига народа.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, история, кинематограф, исторические фильмы, советский, антисоветский, идеология, Сталин, героизм.

Abstract The purpose of the article is to analyze the ideological misrepresentation of the events of the Great Patriotic War through the lens of modern Russian cinema.

The relevance of the study is determined by the demand for the protection of historical memory and the formation of a patriotic perception of the country's past through the possibilities of cinema. The source base of the work includes modern Russian feature films devoted to the history of the Great Patriotic War. The content of films was correlated with historical realities and the tasks of patriotic education. The tendency of patriotic accents in the Russian historical fiction films, in comparison with the cinema of the 1990s, is fixed. At the same time, the tendency to a negative attitude towards the Soviet system, which often turns into actual anti-Sovietism, is also revealed.

As a result, the author comes to the conclusion that the artistic images and storyline of films created on this basis ideologically distorts the history of the Great Patriotic War and contains threats to present the deeds of the people in a non-heroic way.

Keywords: Great Patriotic War, story, cinema, historical films, soviet, anti-Soviet, ideology, Stalin, heroism.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В. И. Ленин, согласно свидетельству А. В. Луначарского, важнейшим из искусств для советской власти называл кино [3, С. 19]. Действительно, потенциалы воздействия кино на массовое сознание колоссальны. Будучи ориентировано по своему формату на образное мышление и соответствующий ментальный тип восприятия, кино охватывает наиболее широкие группы возможного влияния. Можно констатировать, что в качестве инструмента пропаганды кино в XX столетии победило (оттеснило на второй план) книгу. Особое место занимает кино в формировании исторического сознания социума. Советский нарратив представления прошлого был сформирован преимущественно историческими фильмами сталинской эпохи. Через образы этих фильмов старшие поколения до сих пор воспринимают российскую историю. Исторические фильмы советской эпохи стали предметом современной историографии, исследующей их влияние на формирование государственной идеологии и воздействие на массовое сознание [3; 13; 24; 38].

Сегодня перед Российским государством вновь в качестве одной из принципиальных стратегических задач стоит задача формирования патриотического нарратива восприятия прошлого. Важное место в ее решение отводится киноискусству. Снимаются художественные фильмы на историческом материале с очевидными патриотическими целевыми установками. Однако реализовать замысел далеко не всегда удается. Картина прошлого часто оказывается деформирована, а установки на патриотизм в искаженной и методологически невыверенной подаче работают прямо противоположным образом. Обнаруживаемые проблемы реализации государственной политики национальной памяти средствами кинематографа обусловливают актуальность изучения репрезентации современным отечественным кино прошлого страны, определяющую предметное поле исследования. Для рассмотрения было взято, в частности, представление в российском ки-

нематографе истории Великой Отечественной войны как сакральной для российского общества скрепы национальной памяти.

Проводимые ранее обращения к этой теме показали наличие проблем адекватности репрезентации образа СССР периода Великой Отечественной войны и предвоенных лет, советской системы в целом [8; 10; 14; 15]. Источниковой базой работы послужили современные российские художественные фильмы, сюжетная линия которых связана с периодом Великой Отечественной войны. Целевым ориентиром исследования являлись соотнесение контента художественных фильмов с исторической реальностью и оценка решения ими задач патриотического воспитания.

АНТИСОВЕТИЗМ РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА ДЕВЯНОСТЫХ

Фильмы по истории СССР в советском кинематографе были посвящены темам: лени-ниана - сталиниана, Октябрьская революция, Гражданская война, трудовой героизм, Великая Отечественная война, борьба с социальными пороками и вредительством. В постсоветский период контент был принципиально изменен. Советское время стало освещаться преимущественно в ракурсе социальных трагедий. Типичными сюжетами раскрытия советской темы явились противопоставление личности и государства, всевластие КГБ, тоталитарность, идеологический абсурд и т. п. Идейных расхождений в кинематографических трактовках не встречалось, что может быть свидетельством нового цензурирования и нового идеологического заказа (теперь уже антисоветского) [31].

Фильмы первой послесоветской волны по истории СССР не могли, ввиду сохраняемых советских ориентиров, получить значительных зрительских симпатий. Рынок диктовал запрос на советские бренды. Во второй послесоветской волне он уже был учтён. Исторические фильмы этой волны представляли не только пороки, но и достижения СССР, популяризировали легенды советской эпохи.

Создана была, в частности, героическая художественно-кинематографическая галерея побед советского спорта, таких как первый матч суперсерии СССР - Канада, матч СССР - США олимпийского баскетбольного турнира, шахматный чемпионат в серии шахматных партий Анатолий Карпов - Виктор Корчной.

Однако рецидивы антисоветизма фильмов первой волны так и не были полностью преодолены. Более того, установился шаблон, получивший критическое наименование «вопрекизм». Сообразно с ним победы и свершения достигались вопреки системе. Побеждали люди, тогда как система работала в минус. Чуть ли не в каждом фильме создавался в противовес герою, идущему вразрез с властями, образ партийного бюрократа, представителя репрессивных органов, осведомителя и т. п. К особо негативным последствиям приводило использование идеи вопрекизма в представлении в кинематографе истории Великой Отечественной войны. Тиражировался взгляд, негативизирующий роль государства, партии, НКВД в событиях войны, что фактически смыкалось с посылами антироссийской исторической пропаганды. В установках негативизации советской системы сказывались, по-видимому, не только антисоветский настрой режиссеров и сценаристов, но и использование голливудских шаблонов - герой-одиночка побеждает систему-Левиафана.

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СТАЛИНА

За тридцать лет после распада СССР существенно изменился кинематографический образ Сталина. Первоначально он предстает как патологическая личность, маниакально подозрительный тиран. Ещё в 1989 году в рамках набиравшей обороты антисталинской кампании в культуре режиссером Юрием Карой был снят фильм «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» [44]. Сандро из Чегема ещё мальчиком стал свидетелем ограбления парохода и расправы бандита со своими подельниками. Его самого тот намеревался убить как свидетеля, но пожалел. По проше-

ствии лет, став известным танцором, Сандро был приглашён выступать перед руководством страны, и узнал в бывшем бандите Сталина. Сам вождь народов долго вспоминает, где он мог видеть танцора, но так и не вспомнил. Позже все артисты, бывшие на пиру, один за другим исчезают. Проводится мысль, что и со своими нынешними соратниками Сталин расправится так же, как когда-то расправился с подельниками при ограблении парохода. Суть сталинской системы раскрывается, таким образом, как запрограммированная в ней система самоуничтожения адептов.

Возвращение сталинизма являлось в 1990-е годы фактически главным пугалом общества. Это пугало власть использовала в борьбе с «красно-коричневой» оппозицией. В разгар этой борьбы и вышел фильм Михаила Туманишвили «Завещание Сталина» [23]. Герой фильма ИванСташков в исполнении Алексея Жаркова - обладатель сталинского завещания, подделав документы, объявляет себя незаконнорожденным сыном вождя. И этого было достаточно, чтобы дремавшие силы сталинизма проявили себя. Сташков становится Президентом России и, выступая с трибуны Мавзолея Ленина, предъявляет ультиматум странам НАТО с требованием их вхождения в состав единого СССР, провозглашает себя главой всей Земли, уполномоченным вести переговоры с представителями внеземных цивилизаций. Сталин в фильмах этой генерации оказывался персонификацией коммунистической идеологии.

Проходит время, и кинематографический образ Сталина становится иным. В различных фильмах и телесериалах он представляется как мудрый, прагматичный политик, человек стальной выдержки. Он в этом смысле - отличный управленец. Но при этом Сталин в диссонанс с фильмами прежних генераций отделяется от коммунистической идеологии. Он может, скорее, рассуждать о русском народе, но не о перспективах победы коммунизма. К фильмам со Сталиным - мудрым управленцем относятся: «Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка»

(2009г.) [48], «Жуков» (2011 г.) [22], «Сын отца народов» (2013 г.) [57], «Власик. Тень Сталина» (2017 г.) [12] и др.

«БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»

Лучшим фильмом по истории Великой Отечественной войны, снятым в постсоветский период, критиками часто признается кинокартина российско-белорусского производства 2010 года «Брестская крепость» режиссера Александра Котта [7]. В качестве сильной стороны фильма указывался высокий уровень исторической достоверности. Установка на достоверность была принята при создании кинокартины исходно. Соответствие материала фактам перепроверялось научными работниками мемориала «Брестская крепость». С точки зрения популярного блогера и кинокритика Д. Ю. Пучкова (Гоблина), соответствующие положительные качества фильма явились следствием участия в его создании белорусской стороны [7].

Впрочем, даже в «Брестской крепости» не обошлось без выпадов против советской системы. В фильме сообщалось, что возглавивший оборону цитадели майор Пётр Гаври-лов, взятый немцами в плен, был после войны в СССР репрессирован. Эта информация не соответствует действительности. Гаврилов после освобождения из плена, где он, кстати, сошелся с генералом Д. М. Карбышевым, был направлен в фильтрационный лагерь. Прохождение фильтрационного лагеря являлось обязательной мерой для бывших пленных, что было оправдано ввиду имеющихся фактов коллаборационизма. Но содержание в фильтрационном лагере репрессалией считать невозможно. Гаврилова недружелюбно встретили после войны в его родном селе, подозревая в предательстве. Но и это, естественно, нельзя квалифицировать в качестве репрессалии. Благодаря разысканиям писа-

нистические взгляды, убеждённость в торжестве идеалов СССР [28; 59]. Зою создатели фильма превратили в человека, разделявшего ценности, которые в Советском Союзе определялись как мелкобуржуазные [25].

«1941. КРЫЛЬЯ НАД БЕРЛИНОМ»

Уже в 2022 году в продолжение военной тематики вышел в прокат фильм Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином», посвященный первой советской бомбардировке германской столицы [64]. Взятый сюжет действительно раскрывал одну малоизвестную, но яркую страницу истории Великой Отечественной войны. Нахождение новых сюжетов героической визуализации может быть признано сильной стороной современного кинематографа, что не отменяет недостатков по другим позициям.

Фильм критиковался за неточность в использовании бомбардировщиков - не тех, которые в действительности бомбили Берлин в августе 1941 года. В этом случае неточность привела к деформации исторических выводов. Используемые в фильме образцы бомбардировщиков были устаревшими, что давало основание акцентировать внимание на изношенности машин. Отсюда должен был следовать вывод о военно-техническом отставании от противника и недостаточной подготовленности страны к войне. В действительности же Берлин бомбили бомбардировщики, введенные в строй только весной 1941 года, известные позже как Ил-4 [11].

«ПОДОЛЬСКИЕ КУРСАНТЫ»

Отсутствием антисоветских образов выгодно отличается в череде фильмов о Великой Отечественной войне кинокартина Вадима Шмелева 2020 года «Подольские курсанты». В фильме раскрывалась, с одной стороны, одна из наиболее героических страниц обороны Москвы, с другой - высокий моральный дух советской молодежи, вчерашних мальчишек [45].

Кинокартина открывала и новое для мас-

сового восприятия имя героя, который был представлен военным разведчиком, десантником Иваном Старчаком в актерском исполнении Сергея Безрукова. Старчак первым в СССР совершил более тысячи прыжков с парашютом, во время войны выполнял важные диверсионные задачи. Однако обращения в связи с присвоением ему звания Героя Советского Союза были отклонены. Фильм «Подольские курсанты» частично компенсировал эту несправедливость, создав образ народного героя [12].

«28 ПАНФИЛОВЦЕВ»

Уникальность фильма «28 панфиловцев» заключалась в том, что средства на него первоначально собирал народ. Возникшая народная инициатива объясняется общественным запросом на правдивое кино по истории Великой Отечественной войны. Правдивость связывалась именно с избавлением от антисоветских штампов. Всего было собрано 35 миллионов рублей. А далее к проекту уже подключились Министерство культуры России и Министерство культуры Казахстана.

Фильм «28 панфиловцев» режиссерского тандема Андрей Шальопа - Ким Дружинин вышел в 2016 году [65]. Его выход был ответом на развернувшуюся общественно-научную дискуссию по факту подвига панфиловцев. За год до выхода фильма директор Госархива Сергей Мироненко опубликовал справку-доклад о расследовании Главной военной прокуратуры 1948 года по обстоятельствам боя у разъезда Дубосеково, из которой следовало, что информация о подвиге является журналистским вымыслом [51]. Развертывается дискуссия. Появляются данные, показывающие некорректность выводов Главной военной прокуратуры. Другие говорили об аморальности попыток отрицания подвига 28 панфиловцев как важного образа народного восприятия войны. Предельно жесткую оценку сторонникам ревизионистской версии дал министр культуры В. Р. Мединский [34]. Пройдет время, и РВИО

рассекретит документы ФСБ, доказывающие, что подвиг панфиловцев был и его описание в точности соответствует исторической реальности [2]. Создатели фильма «28 панфиловцев», когда еще дискуссия была в самом разгаре и ревизионистская версия получила самое широкое распространение, заняли определенно позицию защиты памяти о подвиге у разъезда Дубосеково.

В фильме «28 панфиловцев» поднималась тема межнационального единства советского народа как фактора Победы, нивелированная в других кинокартинах о военном прошлом. Показателен в этом отношении приводимый ниже диалог двух героев обороны, представлявших разные национальности:

- Они сейчас, знаешь, как думают? Что всё рассчитали... Нашли у русских слабое место и сейчас между наших частей - раз, к шоссе и проскочут. А я думаю - очень хорошо, пусть попробуют, да? Заодно покажем им, если они ещё не знают, кто такие русские и что такое у нас слабое место. Точно?

- Покажем... Вообще-то, я казах.

- А казах что, не русский? Что ты мне голову морочишь? Мы же сейчас за Россию дерёмся или за что?

-Да шучу я...

- Шучу... За Казахстан будем драться -всем покажем, кто такие казахи. Уж не сомневайся.

-Договорились... [65].

«СТАЛИНГРАД»

Фильм Фёдора Бондарчука «Сталинград» 2013 года стал определенным прорывом в российском кинематографе с точки зрения используемых в нем технологических спецэффектов [55]. Критики ставили в вину создателям фильма расхождение названия и контента [56]. Описываемые события, сосредоточенные на романтических историях пяти защитников дома в Сталинграде к оставшейся с ними защитнице дома и немецкого капитана к другой русской девушке, размывают сам контекст Сталинградской битвы. В сравнении с другими фильмами о войне в нём

была минимизирована критика советской системы, но при этом воссоздать историю битвы за Сталинград как решающего сражения Второй мировой войны не получилось. Сказывался и перенос шаблонов Голливуда, проявляемых в создании образов супергероев.

Любовь капитана Петера Кана и русской девушки Маши, рефлексирующий образ немецкого офицера были отмечены критиками как спорная сюжетная линия фильма о войне. По прошествии четырех лет после выхода фильма «Сталинград» разразился резонансный инцидент с выступлением школьника из Нового Уренгоя Николая Десят-ниченко в бундестаге. Его речь, в которой он говорил, что на Восточном фронте были разные немцы, вызвала осуждение в России [61]. Но в определенных смыслах его слова смыкались с идейными пафосами смысла Фёдора Бондарчука о разных немцах. И в этом смысле инцидент со школьником может быть рассмотрен как проявление определенной тенденции в перетолковании прошлого.

«БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ»

Как и к фильму «Сталинград» Фёдора Бондарчука, к кинокартине Сергея Мокриц-кого «Битва за Севастополь» предъявлялась претензия рецензентов о расхождении заявленной темы и содержания [5]. Такое расхождение может быть объяснено процедурой формирования государственного заказа на фильмы по исторической проблематике. Фактически фильм «Битва за Севастополь» был не о Севастопольском сражении, а о судьбе знаменитого героя-снайпера Людмилы Пав-личенко. Моральной темой кинокартины являлась экзистенция участия женщины в войне в одном ряду с мужчинами.

На Украине фильм вышел под название «Незламна» («Несокрушимая»), Увидевшая свет в 2015 году кинокартина была, вероятно, последним совместным российско-украинским производством. Сам факт одновременного выхода фильма на Первом канале Российского телевидения и украинском

телеканале «Украина» 9 мая 2015 года - через год после Майдана и воссоединения Крыма с Россией - являлся огромным свершением. Музыкальные композиции в фильме исполнял Национальный симфонический оркестр Украины. Участником записей являлся музыкант Святослав Вакарчук, известный не только творческой, но и политической деятельностью. Еще тогда, в 2015 году, процесс возраставшей конфронтации был обратим. Отношение к Великой Отечественной войне среди населения России и значительной части населения Украины принципиально совпадало, а Людмила Павличенко могла быть позиционирована в качестве общего героя.

Фильм «Битва за Севастополь» может быть рассмотрен в качестве позитивного опыта открытия и популяризации героев прошлого. Имя Людмилы Павличенко было известно и прежде, но фигурой героев первого ряда отечественной истории из тех, кого должен знать каждый, она стала уже только после выхода кинокартины [40]. В ключевые фразы истории вошли слова снайперши, обращенные к американской общественности во время приезда ее в составе делегации советской молодежи в США: «Мне 25 лет, на фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» В 2022 году на параде 9 мая Президент России В. В. Путин назвал Людмилу Павличенко вместе с Николаем Ватутиным и Сидором Ковпаком предшественниками современных защитников Донбасса [41].

«Т-34»

Одним из главных и принципиальных недостатков современных российских фильмов о Великой Отечественной войне явилось несоответствие базовых антропологических типов. Советский человек мыслил и чувствовал иначе, чем мыслят и чувствуют представители поколений, выросших в эпоху Интернета. Иным было и отношение к войне.

Такое расхождение обнаруживается, к примеру, при просмотре фильма «Т-34» 2018

года режиссера Алексея Сидорова [63]. На этот диссонанс указывали рецензенты кинокартины. «Это образцово-показательное бесстрашие, этот программный героизм слегка смущают, - писал, к примеру, автор книги «Миражи советского. Очерки современного кино» Антон Долин. - Поначалу сам не понимаешь, чем. А потом вспоминаешь, к чему возводит свою генеалогию «Т-34»: к советским фильмам о войне. В лучших из них противниками были не немцы, как здесь, а война как таковая. В «Судьбе человека», «Ивановом детстве», «Летят журавли», «Балладе о солдате», «Проверке на дорогах» при всех различиях было одно концептуальное сходство: они показывали, как человек сохраняет в себе человеческое благодаря стремлению к миру и памяти о нём. Пространство «Т-34» устроено принципиально иначе. Оно отдано тотальной нескончаемой войне, в которой царит утешительная простота: есть наши, есть враги, и врагов надо бить до победного конца. Без боли и горечи, с азартом и остервенением игроков компьютерного чемпионата» [18, С. 173-174].

С большой степенью универсальности эти слова о кинокартине «Т-34» могут быть применимы и к другим современным российским кинокартинам о войне.

ШТРАФБАТЫ, ЗАГРАДОТРЯДЫ, СМЕРШЕВЦЫ И НКВД: МИФЫ «ДРУГОЙ ВОЙНЫ»

Тема штрафбатов в войне, ввиду тиражируемое™ от фильма к фильму, приводит к деформируемому представлению, как об СССР, так и о военной Победе. Безусловно, штрафбаты существовали. Но в общей совокупности призванных на фронт удельный вес штрафников составлял 1,24 % сил. Штрафники не были и не могли быть решающей силой. Штрафбатовец не являлся типичным образом солдата, сражающегося за Родину. Перекос в сторону штрафбатовской темы в российском кино о войне не может не квалифицироваться как мифологизация [50; 52].

Наряду со штрафбатами особо любимым

образом в фильмах о войне выступают загра-дотряды. Аналоги заградотрядов существовали в армиях мира с античных времен, и опыт Красной армии периода войны не являлся беспрецедентным. Большинство задержанных заградотрядовцами направлялись в воинские части, а вовсе не расстреливались, как это показано в фильмах. Зачастую заградотряды вступали в бой с прорвавшими линию фронта войсками противника [49].

Однако в целой череде российских фильмов представлены разоблачающие советский режим сцены расстрела заградотрядовцами своих. Абсолютным вымыслом оказываются представленные в фильмах сцены, когда за-градотрядовцы огнем в спину подгоняли вперед атаки красноармейцев. Ничего подобного в истории Великой Отечественной войны не было. Само же использование таких сцен подводит к выводу, что не героизм, а страх быть убитым своими и обреченность будто бы заставляла подниматься солдат в атаки. Образы стреляющих по своим заградотря-довцев представлены, в частности, в фильмах «Гу-га» (1989 г.) [15], «Штрафбат» (2004 г.) [62], «Утомлённые солнцем - 2» (2010 г.) [60], «Паршивые овцы» (2010 г.) [42].

Акцентировка темы НКВД в фильмах о войне также привела к созданию исторического мифа. Первоначально развивалась мифологема «кровавых энкавэдэшников», опричников партии. Энкавэдэшник противопоставлялся солдату и офицеру. Герой фильма побеждает немцев, но оказывается жертвой «своих». Производится подмена: основным злом оказываются не нацисты, а собственный государственный режим. Среди фильмов, представляющих сюжетную линию НКВД против общества, можно указать такие, как «Охота на единорога» (1989 г.) [39], «Кукушка» (2002г.) [29], «В июне 41-го» (2003 г.) [10], «Штрафбат» (2004 г.) [62], «На безымянной высоте» (2004 г.) [37], «День Победы» (2006 г.) [16], «Первый после Бога» (2005 г.) [43], «Последний бой майора Пугачева» (2005 г.) [47], «Сволочи» (2006 г.) [53], «Апостол» (2008 г.) [1], «Поп» (2009 г.) [46], «Утомленные солнцем - 2» (2010г.) [60], «Парши-

вые овцы» (2010г.) [42], «Мы из будущего -2» (2010 г.) [35], «Служу Советскому Союзу!» (2012 г.) [54], «Дорога на Берлин» (2015г.) [19], «Желтый песочек» (2017 г.) [21], «Топор» (2018 г.) [58].

Другой стороной отражения роли НКВД, равно как Смерша и войсковой разведки, в войне стало развитие жанра боевика, в рамках которого супергерои из органов внутренних дел и вносят решающий вклад в Победу. Побеждают герои-одиночки, а не народ и не система. Типичным примером такого кино стал сериал «Диверсант» 2004 года режиссера Андрея Малюкова с последующими продолжениями 2007, 2020 и 2022 годов [17].

Удачным драматическим примером раскрытия функций Смерша в войне может быть признан фильм «В августе 44-го» [9]. В нём, вероятно, впервые были в позитивном ракурсе представлены смершевцы, показан высокий уровень их профессионализма. Но вынуждены они действовать для успешного решения боевых задач в противоречии с несовершенной командно-административной машиной. Местные западнобелорусские коллаборационисты - враги советской власти -показаны в фильме как серьезные и убежденные в своей правоте противники. Характерно, что автор романа «Момент истины (В августе 44-го)», по мотивам которого был снят фильм, негативно отозвался о нём, ввиду утраты исходного смыслового содержания книги, и попросил убрать свою фамилию из титров [36].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое рассмотрение представления в российских фильмах Великой Отечественной войны позволяет говорить о существенном расхождении кинематографической версии истории с ее народным восприятием. В современном кино о Великой Отечественной войне фиксируется наличие компонент, которые могли бы быть квалифицированы в качестве рецидивов антисоветизма. Прослеживается при этом определенная эволюция от интерпретации советской истории с либе-

ральных к интерпретации с государственно-консервативных позиций. В сравнении с кинематографом первого послесоветского десятилетия в новом российском кино стали акцентировать внимание на великих победах и достижениях, создавать мотивационные патриотические образы. Однако при этом обнаруживается тенденция к отделению побед советской эпохи от советской идеологии, стремление десоветизировать достижения и подчеркнуть советскость в случаях неудач. Имея в виду, что советские симпатии у населения по-прежнему являются доминирующими, отношение его к современным российским фильмам по истории СССР в целом и по истории Великой Отечественной войны в частности оказывается достаточно критичным. Негативизация советской системы применительно к истории Великой Отечественной войны не позволяет реализовать через кинематограф в должной мере задачи патриотического воспитания, и соответствующая позиция требует корректировки.

Библиография / References:

1. Апостол. [Электронный ресурс]. - Ре-

kino.tricolor.tv/senes/watch/apostol-2008/ (дата обращения: 25.09.2022).

2. Архив ФСБ рассекретил документы, доказывающие подвиг 28 панфиловцев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.mk.ru/social/2018/12/03/arkhiv-fsb-rassekretil-dokumenty-dokazyvayushhie-podvig-28-panfilovcev.html (дата обращения: 25.09.2022).

3. Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-1940-х годов II Отечественная история. - 2003. - №6. - С.31-46.

4. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Современный фашизм: новые облики и проявления. - М.: Наука и политика, 2017. -328с.

5. Битва за Севастополь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.youtube.com/watch?v=m4Z3GV-DT6Q (дата обращения: 25.09.2022).

6. Болтянский Г. Ленин и кино. - М.-Л.:

Государственное издательство, 1925. -96с.

7. Брестская крепость, фильм. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://oper. ru/news/read. php?t =1051607101 (дата обращения: 25.09.2022).

8. Брестская крепость. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.youtube.com/watch?v=HOOrAnFatP4 (дата обращения: 25.09.2022).

9. В августе 44-го. [Электронный ресурс]. -

www.youtube.com/watch?v=yhovRSNOuYE (дата обращения: 25.09.2022).

10. В июне 41-го. [Электронный ресурс]. -

www.kinopoisk.ru/series/395688/ (дата обращения: 25.09.2022).

11. Виноградов Ю.А. Под крыльями -Берлин-М.: Терра-книжный клуб, 2005. -384с.

12. Власик. Тень Сталина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=QtvLaFJJTbg (дата обращения: 25.09.2022).

13. Волков Е.В. «Колчаковщина» в советском игровом кино II Новый исторический вестник. 2013. - №35. - С.84-108.

14. Гаврилов П.М. Сражается крепость: (документальная повесть). - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1975. -94 с.

15. Гу-га. - URL: https:// kinoblog.tv/films/n1967/film-guga.html (дата обращения: 25.09.2022).

16. День Победы. [Электронный ресурс]. -

www.youtube.com/watch?v=SCZMG4zjBBI (дата обращения: 25.09.2022).

17. Диверсант. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://vse-chasti-filmov.com/729-diversant-vse-chasti.html (дата обращения: 25.09.2022).

18. Долин A.B. Миражи советского: очерки современного кино. - М.: ACT, 2020. -391 с.

19. Дорога на Берлин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// www.youtube.com/watch?v=DjHTWMP_T1U (дата обращения: 25.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Дронов В.А. Историческая и атрибу-

тивная достоверность изображения врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне II Власть. - 2013. - Том 21. -№4.-С. 182-186.

21. Желтый песочек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=vs71wd4YYT 4 (дата обращения: 25.09.2022).

22. Жуков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube ,com/watch?v=17H47c1q8Y (дата обращения: 25.09.2022).

23. Завещание Сталина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=EaoRUZShe Sw (дата обращения: 28.09.2022).

24. Закиров O.A. Исторические фильмы СССР 1936-1946 гг.: патриотическое освещение дореволюционного прошлого средствами игрового кино. Диссертация ... кандидата исторических наук. - М.: МПГУ, 2011. - 393 с.

25. Зоя (Спасение рядового Иисуса). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=nlkH6C3_CX 8 (дата обращения: 25.09.2022).

26. Зоя. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ivi.ru/watch/419043 (дата обращение 25.09.2022).

27. Колесникова А.Г. Образ немца в советском художественном кинематографе периода Великой Отечественной войны: к проблеме межнационального восприятия II Клио. -2013.-№11.-С. 92-95.

28. Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре. - Л.: Лениздат, 1984. -256 с.

29. Кукушка. [Электронный ресурс]. - Ре-

https://www.youtube.com/watch?v=34qTK6KJZq g (дата обращения: 25.09.2022).

30. Лемберик И.М. Капитан Старчак. Год жизни парашютиста-разведчика. - М.: Воен-издат, 1960.-132с.

31. Лидерман Ю.Г. Мотивы «проверки» и «испытания» в постсоветской культуре (на материале кинематографа 1990-х годов): дисс. ... канд. культурологических наук. - М., 2004.-162 с.

32. Лямзин A.B. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы национальной российской идентичности II История и современное мировоззрение. - 2019. - № 1. -С.73-80.

33. Макаров Д.В., Дронов В.А. Динамика образа врага в современных фильмах о Великой Отече-ственной войне II Власть. - 2013. -Том 21,-№2.-С. 160-163.

34. Мединский назвал «кончеными мразями» сомневающихся в подвиге панфиловцев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ria.ru/20161004/1478502045.html (дата обращения: 25.09.2022).

35. Мы из будущего - 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ivi.ru/watch/105708 (дата обращения: 25.09.2022).

36. Мы снова побывали «в августе 44-го...». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.kp.ru/daily/22554/9373/ (дата обращения: 25.09.2022).

37. На безымянной высоте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ivi.ru/watch/na-bezymyannoy-vysote (дата обращения: 25.09.2022).

38. Орлова A.C. Способы воплощения «образа врага» в советском киноискусстве 1940-х (на материале художественных фильмов о Великой Отечественной войне) II Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. - 2015. - №4. -С.27-31.

39. Охота на единорога. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=56PbFmyysz g (дата обращения: 25.09.2022).

40. Павличенко Л.М. Героическая быль: Оборона Севастополя 1941-1942 гг. - М.: Госполитиздат, 1958. -72с.

41. Парад Победы на Красной площади. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://kremlin.ru/events/president/news/68366 (дата обращения: 25.09.2022).

42. Паршивые овцы. [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа: URL: https://www.film.ru/serials/parshivye-ovcy (дата

обращения: 25.09.2022).

43. Первый после Бога. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=XI-PBvOOwh8 (дата обращения: 25.09.2022).

44. Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

youtube.com/watch?v=OZf2qBZNUAYР (дата обращения: 25.09.2022).

45. Подольские курсанты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ivi.ru/watch/225050 (дата обращения: 25.09.2022).

46. Поп. [Электронный ресурс]. - Режим

https://www.youtube.com/watch?v=SArCQWH3h 10 (дата обращения: 25.09.2022).

47. Последний бой майора Пугачева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ivi.ru/watch/poslednij-boj-majora-pugacheva (дата обращения: 25.09.2022).

48. Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка». [Электронный ресурс].

https://smotrim.ru/brand/8214 (дата обращения: 25.09.2022).

49. Пыхалов И.В. Великая оболганная война. - М.: Яуза, Эксмо, 2006. -512с.

50. Пыхалов И., Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта. - М.: Яуза, Эксмо, 2007. - 544с.

51. «Разоблачение фальсификатора и изготовленной им фальшивки неизбежно». Директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко о пользе чтения исторических документов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.kommersant. ru/doc/2712788 (дата обращения: 25.09.2022).

52. Рубцов Ю.В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. - М.: Вече, 2007.-432с.

53. Сволочи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube. com/watch?v=ydQ9vEWfzgc (дата обращения: 25.09.2022).

54. Служу Советскому Союзу! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:

https://www.youtube.com/watch?v=nn36u6ffZ8k (дата обращения: 25.09.2022).

55. Сталинград. [Электронный ресурс]. -

https://hd.kinopoisk.ru/film/46039725d78ec4868c f 1 Ь43с6020а548/ (дата обращения: 25.09.2022).

56. Сталинград: они сражались за Катю. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch?v=w493rceMQ1 4 (дата обращения: 25.09.2022).

57. Сын отца народов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ivi.ru/watch/syin_ottsa_narodov (дата обращения: 25.09.2022).

58. Топор. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://rutube.ru/video/ C026f6b57b06b129967d857f9a3688da/ (дата обращения: 25.09.2022).

59. Успенский В.Д. Зоя Космодемьянская. - М.: Молодая гвардия, 1989. -240с.

60. Утомленные солнцем - 2. Предстоя-ние. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube.com/watch7v =ge3G_vfcEYM; Утомленные солнцем - 2. Цитадель. - URL: https://www.youtube. com/watch?v =aOSIR1uG7ig (дата обращения: 25.09.2022).

61. Школьник из Нового Уренгоя рассказал в бундестаге о «невинно погибших» солдатах вермахта. Его обвинили в реабилитации нацизма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://daily.afisha.ru/news/12649-shkolnik-iz-novogo-urengoya-rasskazal-v-bunde stage-o-nevinno-pogibshih-soldat-vermahta-ego-obvinili-v-reabilitacii-nacizma/ (дата обращения: 25.09.2022).

62. Штрафбат. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://smothm. ru/brand/22625 (дата обращения: 25.09.2022).

63. «Т-34». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.youtube. com/watch?v=H2XsHjG1 IUg (дата обращения: 25.09.2022).

64. 1941. Крылья над Берлином. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.film.ru/movies/1941-krylya-nad-berlinom (дата обращения: 25.09.2022).

65. 28 панфиловцев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.kinopoisk.ru/film/764465/ (дата обращения: 25.09.2022).

1. Apostol. [Elektronnyy resurs], - Rezhim

tv/series/watch/apostol-2008/ (data obrashcheni-ya: 25.09.2022). (In Russ.).

2. Arkhiv FSB rassekretil dokumenty, dokazyvayushchiye podvig 28 panfilovtsev. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.mk.ru/social/2018/12/03/arkhiv-fsb-rassekretil-dokumenty-dokazyvayushhie-podvig-28-panfilovcev.html (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

3. Bagdasaryan V.E. (2003) Obraz vraga v istoricheskikh fil'makh 1930-1940-kh godov [The Image of the Enemy in Historical Films of the 1930s—1940s] II Otechestvennaya istoriya. -№6. - S.31-46. (In Russ.).

4. Bagdasaryan V.E., Sulakshin S.S. (2017) Sovremennyy fashizm: novyye obliki i proyavleniya [Modern fascism: new faces and manifestations], - M.: Nauka i politika, 2017. -328s. (In Russ.).

5. Bitva za Sevastopol'. [Elektronnyy resurs],

- Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube. com/watch?v=m4Z3GV-DT6Q (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

6. Boltyanskiy G. (1925) Lenin i kino [Lenin and cinema], - M.-L.: Gosudarstvennoye izdatel'stvo. -96s. (In Russ.).

7. Brestskaya krepost', fil'm. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://oper. ru/news/read. ph p?t = 1051607101 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

8. Brestskaya krepost'. [Elektronnyy resurs],

- Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube. com/watch?v=HOOrAnFatP4 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

9. V avguste 44-go. [Elektronnyy resurs], -Re-zhim dostupa: URL: https://www.youtube. com/watch?v=yhovRSNOuYE (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

10 V iyune 41-go. [Elektronnyy resurs], -

Rezhim dostupa: URL: https://www.kinopoisk. ru/series/395688/ (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

11. Vinogradov Yu.A. Pod kryl'yami [Under the wings], - Berlin. - M.: Terra-knizhnyy klub, 2005.-384s. (In Russ.).

12. Vlasik. Ten' Stalina. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube. com/watch?v=QtvLaFJJTbg (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

13. Volkov Ye.V. (2013) «Kolchakovshchina» v sovetskom igrovom kino [«Kolchakovshchina» in Soviet feature films] II Novyy istoricheskiy vestnik. -№35. -S.84-108. (In Russ.).

14. Gavrilov P.M. (1975) Srazhayetsya krepost': (Dokumental'naya povest') [The fortress is fighting: (Documentary story)]. - Krasnodar: Kras-nodarskoye knizhnoye izdatel'stvo. - 94s. (In Russ.).

15. Gu-ga. - URL: https://kinoblog. tv/films/n1967/film-guga.html (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

16. Den' Pobedy. [Elektronnyy resurs], -Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube. com/watch?v=SCZMG4zjBBI (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

17. Diversant. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://vse-chasti-filmov.com/729-diversant-vse-chasti.html (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

18. Dolin A.V. (2020) Mirazhi sovetskogo: ocherki sovremennogo kino [Soviet mirages: essays on modern cinema], - M.: AST. - 391s. (In Russ.).

19. Doroga na Berlin. [Elektronnyy resurs], -Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube. com/watch?v=DjHTWMP_T1 U (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

20. Dronov V.A. (2013) Istoricheskaya i atribu-tivnaya dostovernost' izobrazheniya vraga v sov-remennykh fil'makh o Velikoy Otechestvennoy voyne [Historical and attributive authenticity of the image of the enemy in modern films about the Great Patriotic War] II Vlast'. - Tom.21. - №4. -S. 182-186. (In Russ.).

21. Zheltyy pesochek. [Elektronnyy resurs], -

https://www.youtube.com/watch?v=vs71wd4YYT 4 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

22. Zhukov. [Elektronnyy resurs], - Rezhim

com/watch?v=17ll47c1q8Y (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

23. Zaveshchaniye Stalina. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube.com/watch?v=EaoRUZShe Sw (data obrashcheniya: 28.09.2022). (In Russ.).

24. Zakirov O.A. (2011) Istoricheskiye fil'my SSSR 1936-1946gg.: patrioticheskoye osvesh-cheniye dorevolyutsionnogo proshlogo sredstvami igrovogo kino [Historical films of the USSR 1936— 1946: patriotic coverage of the pre-revolutionary past by means of feature films], Dissertatsiya ... kandidata istoricheskikh nauk. - M.: MPGU. -393s. (In Russ.).

25. Zoya (Spaseniye ryadovogo lisusa). [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube.com/watch?v=nlkH6C3_CX 8 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

26. Zoya. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.ivi.ru/watch/419043 (data obrashcheniye 25.09.2022). (In Russ.).

27. Kolesnikova A.G. (2013) Obraz nemtsa v sovetskom khudozhestvennom kinematografe perioda Velikoy Otechestvennoy voyny: k probleme mezhnatsional'nogo vospriyatiya [The image of a German in Soviet art cinema during the Great Patriotic War: to the problem of inter-ethnic perception] II Klio. - №11. - S.92-95. (In Russ.).

28. Kosmodem'yanskaya L.T. (1984) Povest'

0 Zoye i Shure [The story of Zoya and Shura], -L.: Lenizdat. -256s. (In Russ.).

29. Kukushka. [Elektronnyy resurs], -Rezhim do-stupa: URL: https://www.youtube. com/watch?v=34qTK6KJZqg (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

30. Lemberik I.M. (1960) Kapitan Starchak. God zhizni parashyutista-razvedchika [Captain Starch. Year of the life of a reconnaissance paratrooper], - M.: Voyenizdat. - 132s. (In Russ.).

31. Liderman Yu.G. (2004) Motivy «proverki»

1 «ispytaniya» v postsovetskoy kul'ture (Na mate-hale kinematografa 1990-kh godov). [Motifs of «Checking» and «Testing» in Post-Soviet Cul-

ture (On the Material of Cinematography of the 1990s).]: diss.... kand. kul'turologicheskikh nauk. -M„ 2004.-162s. (In Russ.).

32. Lyamzin A.V. (2019) Bazovyye obrazy Velikoy Otechestvennoy voyny v sovetskom i postsovetskom kinematografe kak elementy natsional'noy rossiyskoy identichnosti [Basic Images of the Great Patriotic War in Soviet and Post-Soviet Cinema as Elements of National Russian Identity] II Istoriya i sovremennoye miro-vozzreniye. - №1. - S.73-80. (In Russ.).

33. Makarov D.V., Dronov V.A. (2013) Dina-mika obraza vraga v sovremennykh fil'makh o Velikoy Otechestvennoy voyne [The dynamics of the image of the enemy in modern films about the Great Patriotic War] II Vlast'. - Tom.21. -№2. -S.160-163. (In Russ.).

34. Medinskiy nazval «konchenymi mra-zyami» somnevayushchikhsya v podvige pan-filovtsev. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostu-

1478502045.html (dataP obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

35. My iz budushchego - 2. [Elektronnyy

https://www.ivi.ru/watch/105708 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. My snova pobyvali «v avguste 44-go...». [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.kp.ru/daily/22554/9373/ (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

37. Na bezymyannoy vysote. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.ivi.ru/watch/na-bezymyannoy-vysote (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

38. Orlova A.S. (2015) Sposoby voploshcheniya «obraza vraga» v sovetskom kinoiskusstve 1940-kh (na materiale khudozhestvennykh fil'mov o Velikoy Otechestvennoy voyne) [Ways of embodying the «image of the enemy» in the Soviet cinema art of the 1940s (on the material of feature films about the Great Patriotic War)] II Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. - №4. -S.27-31. (In Russ.).

39. Okhota na yedinoroga. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube.com/watch?v=56PbFmyysz g (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

40. Pavlichenko L.M. (1958) Geroicheskaya byl': Oborona Sevastopolya 1941—1942gg. [Heroic Reality: The Defense of Sevastopol 1941— 1942]. - M.: Gospolitizdat. -72s. (In Russ.).

41. Parad Pobedy na Krasnoy ploshchadi. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://kremlin.ru/events/president/news/68366 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

42. Parshivyye ovtsy. [Elektronnyy resurs], -Re-zhim dostupa: URL: https://www.film.ru/ seri-als/parshivye-ovcy (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

43. Pervyy posle Boga. [Elektronnyy resurs],

https://www.youtube.com/watch?v=XI-PBvO 0wh8 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

44. Piry Valtasara, ili Noch' so Stalinym. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www. youtube.com/watch?v=OZf2qB ZNUAY (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

45. Podol'skiye kursanty. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.ivi.ru/watch/225050 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

46. Pop. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube.com/ watch?v=SArCQWH3h 10 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

47. Posledniy boy mayora Pugacheva. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.ivi.ru/watch/poslednij-boj-majora-pugacheva (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

48. Prikazano unichtozhit'! Operatsiya: «Kitayskaya shkatulka». [Elektronnyy resurs], -Rezhim dostupa: URL: https://smotrim.ru/ brand/8214 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

49. Pykhalov I.V. Velikaya obolgannaya voyna [Great slanderous warj. - M.: Yauza, Eksmo, 2006.-512s. (In Russ.).

50. Pykhalov I, Pyl'tsyn A., Vasil'chenko A. (2007) Shtrafbaty po obe storony fronta [Penal battalions on both sides of the front], - M.: Yauza, Eksmo. -544s. (In Russ.).

51. «Razoblacheniye fal'sifikatora i izgotovlennoy im fal'shivki neizbezhno». Direktor Gosudarstvennogo arkhiva RF Sergey Mironen-ko o pol'ze chteniya istoricheskikh dokumentov. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.kommersant.ru/doc/2712788 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

52. Rubtsov Yu.V. (2007) Shtrafniki Velikoy Otechestvennoy. V zhizni i na ekrane [Penal boxes of the Great Patriotic War. In life and on screen], - M.: Veche. - 432s. (In Russ.).

53. Svolochi. [Elektronnyy resurs], - Rezhim

https://www.youtube.com/watch?v=ydQ9vEWfzg c (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

54. Sluzhu Sovetskomu Soyuzu! [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube.com/watch?v=nn36u6ffZ8k (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

55. Stalingrad. [Elektronnyy resurs], -Rezhim dostupa: URL: https://hd.kinopoisk.ru/ film/46039725d78ec4868cf1b43c6020a548/ (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

56. Stalingrad: oni srazhalis' za Katyu. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube.com/watch?v=w493rceMQ1 4 (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

57. Syn ottsa narodov. [Elektronnyy resurs],

https://www.ivi.ru/watch/syin_ottsa_narodov (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

58. Topor. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://rutube.ru/video/ C026f6b57b06b129967d857f9a3688da/ (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

59. Uspenskiy V.D. (1989) Zoya Kosmo-dem'yanskaya [Zoya Kosmodemyanskaya], - M.: Molodaya gvardiya. - 240s. (In Russ.).

60. Utomlennyye solntsem - 2. Predstoyani-ye. [Elektronnyy resurs], - Rezhim dostupa: URL: https://www.youtube.com/watch? v=ge3G_vfcEYM; Utomlennyye solntsem - 2. Tsitadel'. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=aOSIR1uG7ig (data obrashcheniya: 25.09.2022). (In Russ.).

61. Shkol'nik iz Novogo Urengoya rasskazal v bundestage o «nevinno pogibshikh» soldatakh

уегтакМа. Уедо оМпМ V геаЫ^ви г^гта. [ЕШгоппуу гевигв]. - РегЫт с^вШра: [ЖЬ: https://daily.afisha.ru/news/12649-shkolnik-iz-поуодо-игепдоуа-га55кага1-у-ЬипЬе51аде-о-пеутпо-род^ЫЬ-зоМаиуегтаМа-едо-оЬутШ-у-геаЫМасм-паагта/ ^а оЬга5ИсЬеп1уа: 25.09.2022). (1п Ривв.).

62. ЭМгаАэа! [ЕШгоппуу гевигв]. - РегЫт ЬоБШра: 1Ж1_: https://smotrim.ru/brand/22625 (да[а оЬга5ИсЬеп1уа: 25.09.2022). (1п Ривв.).

63. «Т-34». [ЕШгоппуу гевигв]. - РегЫт

сотЛл/а1с11?у=Н2Х5Н]С1111д ^а оЬгаБЬсМеп!-уа: 25.09.2022). (1п Ривв.).

64. 1941. КгуГуа пас! ВегПпот. [ЕШгоппуу гевигв]. - РегЫт ЬозШра: иЙ.: Ьйрв:// www.film.ru/movies/1941-krylya-nad-berlinom ^а оЬгазМсЬеп1уа: 25.09.2022). (1п Ривв.).

65. 28 рапАЬукеу. [ЕШгоппуу гевигв]. -РегЫт с^вШра: [ЖЬ: https://www.kinopoisk. ги/Л1т/764465/ ^а оЬгазМсЬеп1уа: 25.09.2022). (1п Рива).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.