Научная статья на тему 'ПАМЯТНИКИ КИТАЙСКИМ ВОИНАМ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМ НА УРАЛЕ: ОТ ГЕРОИЗАЦИИ БОЛЬШЕВИЗМА - К ОБЪЕКТАМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПАМЯТНИКИ КИТАЙСКИМ ВОИНАМ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМ НА УРАЛЕ: ОТ ГЕРОИЗАЦИИ БОЛЬШЕВИЗМА - К ОБЪЕКТАМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / КИТАЙЦЫ / УРАЛ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / МЕМОРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каменских Михаил Сергеевич

Статья посвящена анализу феномена эволюции коллективной исторической памяти на примере изменения отношения к памятникам китайским воинам на Урале времен Гражданской войны в России в ХХ в. Анализ концепций исторической памяти последних десятилетий показывает, что на ее формирование и развитие оказывают события не только прошлого, но и текущего политического момента. Изначально возникнув в качестве массовых захоронений, памятники китайским бойцам стали объектами коммеморации только в 1950-е гг., в период празднования юбилеев СССР и Гражданской войны. В постсоветское время они утратили свой статус объектов памяти героев большевизма, однако стали предметом пристального внимания со стороны набиравшей политическую силу Китайской Народной Республики. Под ее давлением местные власти и общественные организации поддерживали памятники в должном состоянии, хотя в с. Троице мемориал был «перенесен», а проход к нему застроен элитной недвижимостью. В последнее десятилетие памятники вновь начинают вызывать интерес, на этот раз не только у властей КНР, но и у местных туроператоров как коммерчески выгодные объекты для привлечения туристов из Китая. Данная эволюция в восприятии памятников истории демонстрирует, насколько зависима коллективная историческая память не только от событий прошлого, но и от настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Каменских Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONUMENTS TO CHINESE INTERNATIONALIST WARRIORS IN THE URALS: FROM THE HEROIZATION OF BOLSHEVISM TO TOURIST INFRASTRUCTURE OBJECTS

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of the evolution of the century of collective historical memory on the example of the change in attitude towards the monuments to Chinese soldiers in the Urals during the First World War in the 20th century. An analysis of the concepts of historical memory of recent decades shows that its formation and development is influenced not only by the event of the past, but also by the current political moment. Initially emerging as mass graves, the monuments to Chinese soldiers became objects of commemoration only in the 1950s, during the celebration of the anniversaries of the USSR and the Civil War. In the post-Soviet period, they lost their status as objects of memory for the heroes of Bolshevism, but became the subject of close attention from the People's Republic of China, which was gaining political strength. Under this pressure, local authorities and public organizations maintained the monuments in proper condition, although in the village Troitsa the memorial was “transferred”, and the passage to it was built up with elite real estate. In the last decade, monuments have again begun to attract interest, this time not only from the PRC authorities, but also from local tour operators as commercially profitable objects to attract tourists from China. This evolution in the perception of historical monuments demonstrates how dependent the collective historical memory is not only on the events of the past, but also on the present.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТНИКИ КИТАЙСКИМ ВОИНАМ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМ НА УРАЛЕ: ОТ ГЕРОИЗАЦИИ БОЛЬШЕВИЗМА - К ОБЪЕКТАМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

ИСТОРИЯ

УДК 93/94 DOI 10.36945/2658-3852-2022-4-67-81

М. С. Каменских

ПАМЯТНИКИ КИТАЙСКИМ ВОИНАМ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТАМ НА УРАЛЕ: ОТ ГЕРОИЗАЦИИ БОЛЬШЕВИЗМА - К ОБЪЕКТАМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Исследование выполнено в рамках государственного задания «Урал - этнокультурный перекресток», номер государственной регистрации темы АААА-А19-119032590066-2

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена эволюции коллективной исторической памяти на примере изменения отношения к памятникам китайским воинам на Урале времен Гражданской войны в России в ХХ в.

Анализ концепций исторической памяти последних десятилетий показывает, что на ее формирование и развитие оказывают события не только прошлого, но и текущего политического момента. Изначально возникнув в качестве массовых захоронений, памятники китайским бойцам стали объектами коммеморации только в 1950-е гг., в период празднования юбилеев СССР и Гражданской войны. В постсоветское время они утратили свой статус объектов памяти героев большевизма, однако стали предметом пристального внимания со стороны набиравшей политическую силу Китайской Народной Республики. Под ее давлением местные власти и общественные организации поддерживали памятники в должном состоянии, хотя в с. Троице мемориал был «перенесен», а проход к нему застроен элитной недвижимостью.

В последнее десятилетие памятники вновь начинают вызывать интерес, на этот раз не только у властей КНР, но и у местных туроператоров как коммерчески выгодные объекты для привлечения туристов из Китая. Данная эволюция в восприятии памятников истории демонстрирует, насколько зависима коллективная историческая память не только от событий прошлого, но и от настоящего.

Ключевые слова: историческая память, китайцы, Урал, Гражданская война, мемориалы.

© Каменских М. С., 2022.

В 2022 г. исполняется 65 лет с момента создания Общества советско-китайской дружбы. Это событие в очередной раз позволяет осмыслить и переосмыслить длительный период внешнеполитического взаимодействия России и Китая, который за последние 100 лет знал периоды как тесного взаимодействия, так и откровенно враждебных выпадов. Ярким примером, демонстрирующим динамику отношений между двумя странами, может являться совместное мемориальное наследие. По выражению П. Коннертона, памятники являются частью «телесной» истории, которые «влияют на нашу повседневную жизнь и делают нас с вами тем, чем мы являемся, выстраивая нашу идентичность и определяя нашу принадлежность к определенной общности - группы, общины, города, нации, страны» [Коннертон, 2004, с. 10].

Феномен динамики исторической памяти, как и описание ее движущих сил, является важной составляющей современных исторических исследований [Ни-колаенко, 2016, с. 123]. На протяжении длительных временных отрезков те или иные исторические образы и символы могут менять свое символическое значение в глазах принимающего сообщества.

Один из основателей концепции исторической памяти М. Хальбвакс отмечал, что историческая память сообщества имеет «двоякий характер». «Это коллективные традиции или воспоминания, но это также и идеи или конвенции, вытекающие из знания о настоящем» [Хальбвакс, 2007, с. 324]. То есть на формирование исторической памяти влияет не столько их история, сколько текущие политические моменты. Идея эволюции исторической памяти под влиянием политических событий подробно раскрыта, а позже переосмыслена в работе Б. Андерсона [Андерсон, 2001, с. 181-182]. Развивая эту концепцию, немецкая ученая А. Ассман уже в парадигме «множественных памятей» пишет, что в современном мире «жертвы и преступники признают совместную память более надежной основой для мирного сосуществования, чем совместное забвение» [Ассман, 2014, с. 122-123]. Другими словами, отдельные объекты памяти могут быть важными для нескольких сторон, каждая из которых по-своему их воспринимает и влияет на их коммеморацию.

Таким образом, на коллективную историческую память помимо собственно исторических событий влияют и текущие политические моменты. А если к событию или объекту истории имеет отношение несколько культурных систем, то каждая из них способна встраивать их в парадигмы сосуществования и поиска идентичностей.

Одним из примеров таких объектов, подтверждающих изложенные выше концепции, могут стать и памятники китайцам в регионах Урала. С одной стороны, они являются частью истории региона, с другой стороны - объектом памяти для соседнего с Россией государства - Китайской Народной Республики. На примере таких памятников в рамках данной статьи планируется осветить эволюцию

восприятия этих комплексов местным сообществом под давлением политических событий и их последующего отражения в исторической памяти.

История китайцев на Урале в период Первой мировой войны и Гражданской войны в России довольно разносторонне представлена в историографии. В советский период, особенно в годовщины памятных событий, выходило немало трудов по истории китайцев на Урале в первой четверти ХХ в. Авторами раскрыты обстоятельства появления китайцев на Урале, описан боевой путь китайских подразделений на фронтах Гражданской войны [Лаппо, Мельчин, 1959; Попов, 1959; Китайские добровольцы..., 1961; Данилов, 1972]. Большую роль в научном осмыслении тематики сыграли публикации документальных материалов и мемуаров [Боевое содружество трудящихся., 1957; Китайские добровольцы в боях., 1961; В боях и походах., 1959; Бажов, 1958]. С 2010 г. по причине роста интереса к китайской тематике были опубликованы документы, касающиеся истории китайцев Урала ХХ в. и впервые введенные в научный оборот [Китайские рабочие на Урале, 2010]. Участие китайцев в Гражданской войне на Урале также стало предметом сразу нескольких исследований, касавшихся как общей истории китайцев в России [Ларин, 2009; Кириллов, Каёта, 2016; Чжан, Гагкуев, 2019], так и истории Гражданской войны на Урале [Каменских, 2011; Сильченко, 2015; Ав-дашкин, 2019].

Появление китайцев на Урале было вызвано начавшейся Первой мировой войной. Из-за мобилизации многие крупные предприятия Урала, обеспечивавшие фронт, столкнулись с дефицитом рабочих рук. По подсчетам историка А. П. Таняева, в 1915 г. из 135,6 тысячи рабочих Урала по собственному желанию и по призыву на воинскую службу убыло 81,8 тысячи человек [Таняев, 1927, с. 26-27]. В первые месяцы войны недостаток рабочих частично покрывался за счет труда женщин, детей и военнопленных. Однако когда стало очевидно, что этого недостаточно, правительство Российской Империи пошло на беспрецедентный для себя шаг - привлекло для работы на предприятиях военно-промышленного комплекса китайских рабочих. До 1915 г. этого не делалось из-за соображений национальной безопасности и «желтой угрозы».

Наибольший приток китайцев был зафиксирован в Пермской губернии, занимавшей территорию Среднего Урала. С августа 1915 г. первые партии китайцев по 250-300 человек стали прибывать на предприятия Среднего Урала [ГАПК. Ф. 65. Оп. 3. Д. 595. Л. 18, 25, 30, 32, 34-35, 56, 60; ГАРФ. Ф. 102. Оп. 75. Д. 10. Ч. 26. Л. 63; Китайские рабочие на Урале, 2010, с. 182-183]. Управляющий Аба-мелек-Лазаревских заводов в Пермской губернии Н. Н. Курманов в письме сообщал губернатору М. А. Лозина-Лозинскому, что «лишь с помощью китайских рабочих можно надеяться исполнить наши обязательства по поставкам каменного угля, как казенным, так и частным учреждениям» [ГАПК. Ф. 65. Оп. 3. Д. 595. Л. 8]. Качество труда китайских рабочих было ниже ожидаемого. В конце 1915 г.

губернатор Пермской губернии М. А. Лозина-Лозинский писал, что промышленники «ставили набрать нужное количество людей, не считаясь ни с неприспособленностью их к данной работе, не с их наклонностями» [ГАПК. Ф. 65. Оп. 3. Д. 595. Л. 8]. Несмотря на обширную географию присутствия, доля китайцев в общей массе рабочих, по подсчетам историка А. П. Таняева, была не выше 4 % [Таняев, 1927, с. 26]. Однако на некоторых промышленных объектах (Губахин-ские и Кизеловские копи, Алапаевский и Богословский заводы), где работало до нескольких тысяч китайцев, их роль была весьма существенна.

В 1915-1918 гг. китайцы играли достаточно серьезную роль в экономике региона, были фактором его политической жизни. Памятники китайцам Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской стали важными мемориальными комплексами для этого региона, поскольку на его территории не было существенных военных конфликтов с периода становления российской государственности.

Впервые китайцы стали заметны уже в 1915 и 1916 гг., когда на заводах произошел ряд бунтов, самый крупный из которых - в Алапаевске. Имеющиеся в пермских архивах документы свидетельствуют, что в период до 1917 г. надзирателем над китайскими рабочими был Жэнь Фучэнь. В 1916 г., когда в Алапаевске произошел масштабный бунт китайских рабочих, он лично принимал участие в его подавлении и содействовал администрации в поимке зачинщиков [ГАПК. Ф. 65. Оп. 5. Д. 159. Л. 10-26]. Неудивительно, что после революции именно его китайцы выбрали в свои командиры, а сам Жэнь Фучэнь вступил в Красную Армию.

Самый крупный из случаев недовольства - бунт китайцев в районе Алапаев-ска в мае 1916 г. Он случился, когда местный надзиратель Жэнь Фучэнь уволил переводчика, которому симпатизировали рабочие. Восставшие разбили местный отряд полиции и захватили власть на заводе, требуя выдать им Жэнь Фучэня [Каменских, 2009]. Днем 26 мая толпа китайцев вооружилась палками и топорами и пошла искать Жэнь Фучэня, «угрожая поездной бригаде, требовала выдачи такового, а также и стражников, но Жэнь Фучэнь успел скрыться в лес и остался невредим» [Китайские рабочие на Урале, 2010, с. 260-266]. К концу дня прибывший отряд полиции разогнал бунтовавших. Судьба надзирателя Жэнь Фучэня существенно изменилась, когда в России случился переворот и началась Гражданская война. Как известно, в период Гражданской войны большевики придавали большое значение привлечению в ряды Красной Армии представителей разных национальностей. По этническому принципу было создано немало воинских подразделений, что позже нашло свое отражение в процессах меморизации. В этом ряду особое место принадлежит китайцам. Большевики рассматривали Китай как плацдарм для наступления революции, поэтому сотрудничество с китайцами было важным с политической точки зрения.

После ряда встреч нового советского руководства с представителями Китая в Петрограде был создан Союз китайских рабочих [Сообщение газеты «Правда», 1957]. В середине 1918 г. при Центральной федерации иностранных групп РКП(б) был создан штаб по организации китайских отрядов РСФСР, который разослал своих уполномоченных по всем городам, где существовали компактные группы китайцев [Попов, 1959, с. 42].

На Урале, где в 1917 г. находилось несколько тысяч китайцев, оставшихся без работы, также создавались подразделения Красной Армии. Удивительно, но именно Жэнь Фучэня они избрали своим командиром. В советской историографии Жэнь Фучэнь изображается как коммунист и сторонник интересов рабочих. Исследователь В. А. Данилов в своей монографии пишет, что Жень Фучэнь пользовался у соотечественников большим авторитетом и еще до Октябрьской революции стал большевиком: «Он ведет большую пропагандистскую работу среди китайских рабочих и переводит на китайский язык революционную литературу», - писал о нем историк В. А. Данилов [Данилов, 1972, с. 61].

Отметим, что для китайцев классовый подход во время Гражданской войны не играл первостепенной роли при определении врагов или союзников. «Подавляющее число китайцев не интересовались политикой, - пишет в своей монографии А. Г. Ларин, - и занято было заботой о хлебе насущном, а для рабочих, завезенных в Россию во время Первой мировой войны, заветной мечтой было вернуться домой. Такие люди шли в солдаты под давлением обстоятельств, просто чтобы не погибнуть от голода и холода в чужой стране» [Ларин, 2009, с. 82]. Известен эпизод, когда китайцы, воевавшие на стороне белых, повстречавшись с численно превосходящими их соотечественниками, перешли на их сторону и продолжили воевать уже в Красной Армии [Сообщение газеты «Коммунар», 1957].

На Урале, как и в России, первые китайские формирования появились на добровольной основе. Еще в марте 1918 г. был создан китайский добровольческий отряд. 28 июля 1918 г. 350 его бойцов были отправлены на фронт [Приказ войскам III армии № 013, 1961]. Под Елово в ходе ожесточенных боев почти весь китайский отряд был уничтожен. Позднее бойцы этого первого на Урале батальона китайцев были отправлены под Вятку, а в ноябре 1918 г. вошли в переукомплектованный 225-й Китайский полк 29-й стрелковой дивизии. О появлении китайцев в этом подразделении упоминает в своем рассказе «Шанго контрами» Павел Бажов [Бажов, 1958, с. 108-110]. В октябре 1918 г. после ожесточенных боев у ст. Выя китайский полк был разгромлен. Погиб Жэнь Фучэнь [Попов, 1961, с. 24]. В память о «красном командире» газета «Коммунар» в декабре 1918 г. написала, что «как честный солдат мировой революции он своей жизнью запечатлел свою преданность великому делу» [Китайские добровольцы в боях за советскую Россию]. После боя под ст. Выя незначительная часть китайцев в середине декабря 1918 г. прибыла в Пермь, где была создана рота, пополненная новыми бойцами.

В бою под Пермью у с. Троица было расстреляно около 200 китайских бойцов. После уничтожения китайского интернационального полка под Троицей серьезных упоминаний о китайских формированиях на Урале не встречается.

Таким образом, к концу 1918 г. на территории Урала было три братских могилы китайцев: в с. Елово, на ст. Выя и у с. Троица. Меморизация этих мест с позиций интернациональной большевистской солидарности началась сразу после Гражданской войны. Первый мемориал был установлен в с. Елово на берегу Камы еще в 1918 г. Здесь был поставлен обелиск, надпись на котором гласит: «Здесь похоронены партизаны матросы парохода "Русло", бойцы китайского интернационального батальона, погибшие за власть советов в 1918 г.» [Попов, 1961, с. 21]. Памятник стоит и по сей день. В 1967 г. на фоне празднования 50-летия установления советской власти памятный обелиск был установлен в с. Троице на месте расстрела китайских солдат. На тот момент Китай не принимал участие в сохранении памяти о своих соотечественниках. Однако ситуация начала меняться в конце 1980-х гг., когда между СССР и КНР нормализовались отношения.

Памятники китайцам теперь воспринимались не только как имеющие отношение к истории Гражданской войны, но и как часть истории китайского народа. В 1990-2000-е гг. Китай предпринял немало усилий для восстановления и реставрации таких памятников. Так, в на средства китайского бюджета в 2016 г. был полностью восстановлен дом-усадьба XVIII в., расположенный в поселке Первомайское Новой Москвы, где в 1928 г. прошел VI Съезд коммунистической партии Китая [Музей VI Съезда Компартии Китая].

С этой точки зрения повысилась важность персоны Жэнь Фучэня. Вступив в 1918 г. в РКП(б), он официально стал первым из известных китайцев большевиком. После победы Коммунистической партии в Гражданской войне в Китае новое правительство с большим интересом стало относиться к истории китайского социализма. Сын Жэнь Фучэня в 1920-е гг. встречался с Лениным. Ему было предложено остаться в России, но они с матерью переехали в Китай. В 1950-е гг. он занимал важные партийные посты, а на родине «первого китайского большевика», в г. Лояне, был установлен памятник. Апогеем героизации Жэнь Фучэня стал визит его потомков к месту боевых действий. В 1988 г. в СССР были приглашены китайцы Жэнь Дунлян и его сын Жень Гунвэй. После торжественного приема в Москве делегаты направились в Свердловскую область, на ст. Выя. Жэнь Дунлян вспоминал, как еще в 8-летнем возрасте он приезжал на Урал к отцу и даже посещал местную школу [Кириллов, Каёта, 2016]. В рамках визита на ст. Выя был установлен памятник в честь погибших здесь бойцов китайского, Петроградского и Камышловского полков. Отдельная Памятная доска посвящена и Жэнь Фучэню [Дипломаты и студенты КНР почтили память]. Об этом визите свердловский режиссер Игорь Персидский снял документальный фильм «Единение», который сегодня можно найти в социальных сетях [Единение]. Режиссер

фильма И. Персидский не скупился на комплименты, называя его «честным солдатом революции, который свою жизнь посвятил делу», и утверждая, что память о нем «будет свято храниться борцами революции». Жэнь Дунлян называл своего отца в фильме «выдающимся командиром и настоящим большевиком». Еще одна поездка семьи Жэнь состоялась в августе 1991 г. в рамках установления дипломатических отношений между КНР и Российской Федерацией [Жэнь Фучэнь (1884-1918)].

Таким образом, памятники Первой мировой войны, посвященные китайцам, сражавшимся в Красной Армии, стали объектом поклонения не только для местных коммунистов, но и для современного коммунистического Китая. Когда после Перестройки интерес к этим памятникам со стороны официальных властей снизился, основную заботу о них стал выражать уже Китай.

Политическое значение, которое придает официальный Китай памятникам в России, видно по ситуации вокруг мемориала в с. Троице, возникшей в 2013 г. Мемориал находится на побережье, вблизи города Перми. Земля здесь имеет высокую стоимость, в связи с чем администрацией района было принято решение продать прибрежную зону под частную застройку. Мемориал китайцам, расстрелянным в 1918 г., на тот момент не был внесен в список памятников истории и культуры, поэтому был просто снесен. Появление дорогих особняков на побережье стало поводом для судебного разбирательства группы инициативных граждан и администрации. Истцы официально обращались к президенту Российской Федерации В. В. Путину, указывая в том числе, что застройка преграждает проход даже к восстановленному мемориалу [Жители Прикамского села]. Следствием возникшего резонанса стало восстановление мемориала силами самих новых жильцов, но он уже не был таким величественным, как в советское время. Однако с 2013 г. представители местной китайской диаспоры, иногда в сопровождении сотрудников консульских учреждений, ежегодно посещают данное место, демонстрируя политическую важность данных объектов для современного коммунистического Китая [Пленных вели на лед].

С 2018 г. ежегодно посещение памятника китайцам в Алапаевске организует Консульство КНР в УрФО. Цветы, как правило, возлагаются в китайский день поминовения усопших Цинмин в апреле, что подчеркивает тот факт, что могилы китайцев на Урале официальные представители КНР считают «своими» и несут за них ответственность. В 2019 г. заместитель генерального консула Ши Тяньцзя на церемонии возложения венков сказал, что «Жэнь Фучэнь имел огромный авторитет среди соотечественников. Все силы и жизнь он отдал идеям коммунизма» [Дипломаты и студенты КНР почтили память героя].

О формировании новых нарративов свидетельствует цикл публикаций в российской редакции второй по значимости официальной газеты КНР «Гуанминь жибао». Корреспондент газеты Хань И в 2021 г. проехал по местам «боевой славы» китайских красноармейцев. Он написал 11 очерков о посещении мест, где в

годы Первой мировой и Гражданской войн сражались китайцы. Два очерка посвящено Уралу. Автор подробно рассказывает, как он сначала вступил в переписку с Жэнь Гунвэем и тот отправил ему материалы с официальной биографией деда, потом посетил Алапаевск и Троицу. В Алапаевске его сопровождали активисты местного отделения Общества российско-китайской дружбы Евгений Винер и Александр Шмелев. Он особо отметил, что просил сопровождающих, учитывая их возраст, не ездить в Алапаевск, но они отказались, заявив ему, что «Жэнь Фучэнь когда-то сражался за нас, и теперь мы должны сообщить большему количеству людей о его подвигах». В Троице Хань И посетил мемориал расстрелянным китайцам, тоже отметив, что сегодня мемориал практически забыт, а доступ к нему закрыт частными домами. Автор пишет, что был потрясен «"героической жертвой" («ЙНЯЙ»), которую принес Жэнь Фучэнь ради идеалов революции»

- "«и^'чше, 2021].

Таким образом, мемориалы китайским воинам, появившись как объекты памяти героев революции в СССР, в 2000-2010-е гг. постепенно превратились в объекты содержания и контроля официального Китая, мало интересные местным органам власти.

Новый этап в истории китайских памятников на Урале начался в последние пять лет в связи с работами по составлению «Красного маршрута» - туристической линии по значимым объектам Российской Федерации, связанным с историей коммунистического движения (родина В. И. Ленина, Музей VI Съезда КПК и др.) [Красный маршрут]. Одним из этапов «красного маршрута» могут стать памятники китайским воинам на Урале. С 2017 г. китайские туристы, приезжающие в Россию, получили право на безвизовый транзит в 72 ч на территории Свердловской области, что позволило местным туроператорам предлагать туры на 1-2 дня. С 2018 г. руководство Свердловского отделения Общества российско-китайской дружбы ведет работу по благоустройству мемориала в Свердловской области, а также по привлечению туроператоров «красного маршрута». Развивается идея реконструкции музея Жэнь Фучэня как первого большевика, ведутся работы по благоустройству памятников именно как объектов туристической инфраструктуры [Жэнь Фучэнь, китайцы в Алапаевске]. В 2019 г. представитель общества Вадим Винер на конференции «Граница "Европа - Азия": культурный, географический и туристический феномен» поделился опытом создания маршрута «Красный Урал», включавшем в себя посещение мест, где воевали китайцы, который может быть интересен китайцам [В Екатеринбурге прошла...].

В январе 2020 г. для привлечения внимания в Екатеринбург был приглашен внук Жэнь Фучэня - Жэнь Гунвэй. Он работал в Пекине в одном из вузов преподавателем филологии, а с 2008 г. вышел на пенсию. Приехав в Екатеринбург, Жэнь Гунвэй был встречен местными властями как официальное лицо и в сопровождении делегации чиновников и общественников Свердловской области

проехал по боевому пути своего деда. По итогам визита была организована пресс-конференция. В СМИ о своем деде Жэнь Гунвэй сказал следующее: «Именно под его руководством простые люди принимали участие в боевых действиях. Он был храбрым человеком, всегда мотивировал и поддерживал своих соратников». В качестве отдельного замечания он отметил, что «хотел наладить туристическую связь между Свердловской областью и Китаем. Чтобы делегации китайцев приезжали и проходили боевой путь моего деда. Чтобы тем самым чтили его память» [Жэнь Гунвэй: «Я тронут тем, что на Урале помнят моего деда»]. Для самого Жэнь Гунвэя такое отношение является уважением памяти его знаменитого предка, однако очевидно, что для современных российских общественников эти объекты становятся и способом извлечения коммерческой выгоды.

Как видно, отношение к памятникам участникам событий Первой мировой войны на Урале - китайцам - в течение ХХ в. несколько раз менялись. Дискуссионным остается вопрос о том, насколько китайцы симпатизировали революционным идеалам или вступление в Красную Армию для них было просто способом выживания? «Первый китайский большевик» и красный командир Жэнь Фучэнь в 1915 году подавлял восстания рабочих, а в 1918 г. был избран командиром как бывший представитель китайских рабочих. Его смерть на фронте и дальнейшая меморизация в эпоху расцвета советско-китайской дружбы сделали «первого китайского большевика» Жэнь Фучэня известным героем Гражданской войны и в СССР, и в КНР. А памятники китайцам, погибшим на Урале, стали символами дружбы двух государств. Интерес к памятникам в России значительно снизился после развала СССР. Заботу о них в 2000-е гг. стало проявлять правительство КНР через консульские службы, в то время как в России, например, эти мемориалы сносились, а территории вокруг них застраивались.

Однако в последние несколько лет в связи с ростом количества туристов из КНР по всему миру, памятники и мемориалы китайцам начинают приобретать уже новый смысл как объекты туристической инфраструктуры, что вновь повышает интерес к ним со стороны официальной России. В связи с этим начинаются работы по реконструкции памятников, популяризируется память о них в публичной среде. Памятники становятся перспективными туристическими объектами.

История памятников китайским воинам на Урале, а также эволюция представлений о них в ХХ в. демонстрируют, как может меняться представление о значимости мемориалов под влиянием текущей общественно-политической повестки, формируемой несколькими культурными традициями из разных стран.

Библиография

Авдашкин, А. А. «Китайский рабочий в России берет винтовку»: образ китайца-красноармейца в периодической печати // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. - 2019. - Т. 29. - № 1. - С. 46-53.

Андресон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньков-ской. - Москва : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. - 288 с.

Ассман, А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. - Москва : Новое литературное обозрение, 2014. - 328 с.

Бажов, П. П. Бойцы первого призыва. - Свердловск : Свердл. кн. изд-во, 1958. - 256 с.

Боевое содружество трудящихся зарубежных стран с народами Советской России (1917-1922) / ред. Г. В. Шумилов. - Москва : Советская Россия, 1957.

В боях и походах: воспоминания участников гражданской войны на Урале. - Свердловск : Ср.-Ур. кн. изд-во, 1959. - 596 с.

В Екатеринбурге прошла Международная научно-практическая конференция «Граница "Европа - Азия": культурный, географический и туристический феномен» [Электронный ресурс] // Информационно-туристический центр Свердловской области. - Режим доступа: http://www.welcomeural.ru/index.php? id=1206 (дата обращения: 08.09.2022).

Гагкуев, Р. Г., Чжан, Ю. Китайские добровольцы в Гражданской войне в России: между красными и белыми // Российская история. - 2019. - № 1. - С. 60-71.

Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 65. Оп. 3. Д. 595.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. Оп. 1. 75. Д. 10. Ч. 26.

Данилов, В. А. Интернационалисты на Урале и в Сибири. - Свердловск : Свердл. кн. изд-во, 1972. - 152 с.

Дипломаты и студенты КНР почтили память героя Гражданской войны Жэнь Фучэня, погибшего на станции Выя [Электронный ресурс] // Областная газета. - Режим доступа: https://www.oblgazeta.ru/society/42096/ (дата обращения: 08.09.2022).

Единение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v=hPPcLJ9uyFg&t=7s (дата обращения: 08.09.2022).

Жители Прикамского села пожаловались Путину на безответственную местную власть [Электронный ресурс] // ИА «Properm». - Режим доступа: https://properm.ru/realty/news/79771/ (дата обращения: 08.09.2022).

Жэнь Гунвэй: «Я тронут тем, что на Урале помнят моего деда» // [Электронный ресурс] // ИА «Меридиан». - Режим доступа https://ural-meridian.ru/news/173421/ (дата обращения: 08.09.2022).

Жэнь Фучэнь (1884-1918), офицер китайской армии, сотрудник Харбинского консульства, командир 225-го китайского полка дивизии «Красных орлов» [Электронный ресурс] // Народная энциклопедия известных салдинцев. Кн. 2. -Режим доступа: https://studylib.ru/doc/4232506/narodnaya-e-nciklopediya-izvestnyh-saldincev (дата обращения: 08.09.2022).

Жэнь Фучэнь, китайцы в Алапаевске [Электронный ресурс] // Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области. - Режим доступа: https://oskolki.moy.su/blog/zhehn_fuchehn_kitajcy_v_alapaevske/2017-10-01-796 (дата обращения: 04.09.2022).

Каменских, М. С. Бунт китайцев в Алапаевске в мае 1916 г.: восстание пролетариев или конфликты внутри китайской общины // Россия и мир в конце XIX - начале XX века. - Пермь, 2009. - С. 85-88.

Каменских, М. С. Китайцы на Среднем Урале в конце XIX - начале XXI века. - Санкт-Петербург : Маматов, 2011. - 352 с.

Кириллов, А. Д., Каёта, Г. М. Китай - Урал: из прошлого в будущее. Екатеринбург : Уральский рабочий, 2016. - 280 с.

Китайские добровольцы в боях за Советскую Россию (1918-1922). - Москва : Изд-во Вост. лит-ры, 1961. - 380 с.

Китайские рабочие на Урале в годы Первой мировой войны. Документы и комментарии / сост. Е. Ю. Рукосуев, Г. Н. Шумкин, Мин Шен. - Екатеринбург, 2010. - 336 с.

Коннертон, П. Как общества помнят. - Киев : Ника-Центр, 2004. - 184 с.

Красный маршрут: к столетию Великой Октябрьской революции [Электронный ресурс]. - Национальный туристический портал Russian travel. - Режим доступа: https://russia.travel/red-route/ (дата обращения: 06.09.2022).

Лаппо, Д. Д., Мельчин, А. И. Страницы великой дружбы: Участие китайских добровольцев на фронтах Гражданской войны в Советской России (1918-1922). -Москва : Соцэкгиз, 1959. - 188 с.

Ларин, А. Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. -Москва: Вост. книга, 2009. - 512 с.

Музей VI Съезда Компартии Китая открылся в поселке в Новой Москве [Электронный ресурс] // РИА. - Режим доступа: https://ria.ru/20160704/ 1458506109.html (дата обращения: 04.09.2022).

Николаенко, Г. А. Новая концепция исторической памяти: от М. Хальбвакса к А. Ассман // Культурная память и культурная идентичность : материалы Все-рос. (с междунар. участием) науч. конф. молодых ученых (XI Колосницынские чтения). - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 122-126.

Пленных вели на лед: 99 лет назад в Прикамье расстреляли китайцев-красноармейцев [Электронный ресурс] // 59.RU. - Режим доступа: https://59.ru/ text/gorod/2017/04/21/62700811/ (дата обращения: 20.08.2022).

Попов, Н. А. Они с нами сражались за власть советов. - Москва : Лениздат, 1959. - 195 с.

Сильченко, И. С. Красноармейцы из поднебесной. Из истории 225-го Китайского полка // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. - 2015. - Вып. 17, ч. 2 : История и историк в ситуации интердисциплинарности. - С. 107-117.

Таняев, А. П. Уральский рабочий накануне и в годы империалистической войны // Рабочее движение на Урале в годы войны. - Свердловск : Свердловское издание Уралпрофсовета, 1927. - С. 5-34.

Халъбвакс, М. Социальные рамки памяти. - Москва : Новое изд-во, 2007. - 348 с.

ШШШ^ШЩШ^Ш - "«й^'ЧШЕСТ) (Тайны китай-

ских подразделений в Красной Армии. Героический командир полка Жэнь Фучэнь) [Электронный ресурс] // Гуанминьжибао. - Режим доступа: https://world.gmw.cn/ 2021-12/10/content_35373522.htm (дата обращения: 08.08.2022).

Сведения об авторе

Каменских Михаил Сергеевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН; приглашенный преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Пермский кампус; доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода Пермского национального исследовательского политехнического университета.

E-mail: mkamenskih27@gmail.ru

M. S. Kamenskikh

MONUMENTS TO CHINESE INTERNATIONALIST WARRIORS IN THE URALS: FROM THE HEROIZATION OF BOLSHEVISM TO TOURIST INFRASTRUCTURE OBJECTS

Acknowledgments: The research has been carried out within the framework of the state task "Ural Region - Ethno-cultural Crossroads", the state registration number of the topic AAAA-A19-119032590066-2

Abstract: The article is devoted to the analysis of the phenomenon of the evolution of the century of collective historical memory on the example of the change in attitude towards the monuments to Chinese soldiers in the Urals during the First World War in the 20th century.

An analysis of the concepts of historical memory of recent decades shows that its formation and development is influenced not only by the event of the past, but also by the current political moment. Initially emerging as mass graves, the monuments to Chinese soldiers became objects of commemoration only in the 1950s, during the celebration of the anniversaries of the USSR and the Civil War. In the postSoviet period, they lost their status as objects of memory for the heroes of Bolshevism,

but became the subject of close attention from the People's Republic of China, which was gaining political strength. Under this pressure, local authorities and public organizations maintained the monuments in proper condition, although in the village Troitsa the memorial was "transferred", and the passage to it was built up with elite real estate.

In the last decade, monuments have again begun to attract interest, this time not only from the PRC authorities, but also from local tour operators as commercially profitable objects to attract tourists from China. This evolution in the perception of historical monuments demonstrates how dependent the collective historical memory is not only on the events of the past, but also on the present.

Key words: Historical memory, Chinese, Ural, Civil War, memorials.

References

Avdashkin, A. A. «Kitajskij rabochij v Rossii beret vintovku»: obraz kitajca-krasnoarmejca v periodicheskoj pechati // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya : Istoriya i filologiya. - 2019. - T. 29. - № 1. S. - 46-53.

Andreson, B. Voobrazhaemye soobshchestva. Razmyshleniya ob istokah i rasprostranenii nacionalizma / per. s angl. V. Nikolaeva; vstup. st. S. Ban'kovskoj. -Moskva : KANON-press-C, Kuchkovo pole, 2001. - 288 s.

Assman, A. Dlinnaya ten' proshlogo: Memorial'naya kul'tura i istoricheskaya politika. - Moskva : Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. - 328 s.

Bazhov, P. P. Bojcy pervogo prizyva. - Sverdlovsk : Sverdl. kn. izd-vo, 1958. - 256 s.

Boevoe sodruzhestvo trudyashchihsya zarubezhnyh stran s narodami So-vetskoj Rossii (1917-1922) / red. G. V. SHumilov. - Moskva : Sovetskaya Rossiya, 1957.

V boyah i pohodah: vospominaniya uchastnikov grazhdanskoj vojny na Ura-le. - Sverdlovsk : Sr.-Ur. kn. izd-vo, 1959. - 596 s.

V Ekaterinburge proshla Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konfer-enciya «Granica "Evropa - Aziya": kul'turnyj, geograficheskij i turisticheskij feno-men» [Elektronnyj resurs] // Informacionno-turisticheskij centr Sverdlovskoj oblas-ti. - Rezhim dostupa: http://www.welcomeural.ru/index.php?id=1206 (data obrash-cheniya: 08.09.2022).

Gagkuev, R. G., CHzhan, YU. Kitajskie dobrovol'cy v Grazhdanskoj vojne v Rossii: mezhdu krasnymi i belymi // Rossijskaya istoriya. - 2019. - № 1. - S. 60-71;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gosudarstvennyj arhiv Permskogo kraya (GAPK). F. 65. Op. 3. D. 595.

Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. 102. Op. 1. 75. D. 10. CH. 26.

Danilov, V. A. Internacionalisty na Urale i v Sibiri. - Sverdlovsk : Sverdl. kn. izd-vo, 1972. - 152 s.

Diplomaty i studenty KNR pochtili pamyat' geroya Grazhdanskoj vojny ZHen' Fuchenya, pogibshego na stancii Vyya [Elektronnyj resurs] // Oblastnaya gazeta. -Rezhim dostupa: https://www.oblgazeta.ru/society/42096/ (data obrashcheniya: 08.09.2022).

Edinenie [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/ watch?v=hPPcLJ9uyFg&t=7s (data obrashcheniya: 08.09.2022).

ZHiteli Prikamskogo sela pozhalovalis' Putinu na bezotvetstvennuyu mestnuyu vlast' [Elektronnyj resurs] // IA «Properm». - Rezhim dostupa: https://properm.ru/realty/news/79771/ (data obrashcheniya: 08.09.2022).

ZHen' Gunvej: «YA tronut tem, chto na Urale pomnyat moego deda» // [Elektronnyj resurs] // IA «Meridian». - Rezhim dostupa https://ural-meridian.ru/ news/173421/ (data obrashcheniya: 08.09.2022).

ZHen' Fuchen' (1884-1918), oficer kitajskoj armii, sotrudnik Harbinskogo kon-sul'stva, komandir 225-go kitajskogo polka divizii «Krasnyh orlov» [Elektronnyj resurs] // Narodnaya enciklopediya izvestnyh saldincev. Kn. 2. - Rezhim dostupa: https://studylib.ru/doc/4232506/narodnaya-e-nciklopediya-izvestnyh-saldincev (data obrashcheniya: 08.09.2022).

ZHen' Fuchen', kitajcy v Alapaevske [Elektronnyj resurs] // Kraevedcheskij sajt Alapaevskogo rajona Sverdlovskoj oblasti. - Rezhim dostupa: https://oskolki.moy. su/blog/zhehn_fuchehn_kitajcy_v_alapaevske/2017-10-01-796 (data obrashcheniya: 04.09.2022).

Kamenskih, M. S. Bunt kitajcev v Alapaevske v mae 1916 g.: vosstanie prole-tariev ili konflikty vnutri kitajskoj obshchiny // Rossiya i mir v konce XIX - nachale XX veka. - Perm', 2009. - S. 85-88.

Kamenskih, M. S. Kitajcy na Srednem Urale v konce XIX - nachale XXI veka. -Sankt-Peterburg : Mamatov, 2011. - 352 s.

Kirillov, A. D., Kayota, G. M. Kitaj - Ural: iz proshlogo v budushchee. Ekaterinburg : Ural'skij rabochij, 2016. - 280 s.

Kitajskie dobrovol'cy v boyah za Sovetskuyu Rossiyu (1918-1922). - Moskva : Izd-vo Vost. lit-ry, 1961. - 380 s.

Kitajskie rabochie na Urale v gody Pervoj mirovoj vojny. Dokumenty i kommentar-ii / sost. E. YU. Rukosuev, G. N. SHumkin, Min SHen. - Ekaterinburg, 2010. - 336 s.

Konnerton, P. Kak obshchestva pomnyat. - Kiev : Nika-Centr, 2004. - 184 s.

Krasnyj marshrut: k stoletiyu Velikoj Oktyabr'skoj revolyucii [Elektronnyj resurs]. - Nacional'nyj turisticheskij portal Russian travel. - Rezhim dostupa: https://russia.travel/red-route/ (data obrashcheniya: 06.09.2022).

Lappo, D. D., Mel'chin, A. I. Stranicy velikoj druzhby: Uchastie kitajskih dobro-vol'cev na frontah Grazhdanskoj vojny v Sovetskoj Rossii (1918-1922). - Moskva : Socekgiz, 1959. - 188 s.

Larin, A. G. Kitajcy v Rossii vchera i segodnya: istoricheskij ocherk. -Moskva: Vost. kniga, 2009. - 512 s.

Muzej VI s"ezda Kompartii Kitaya otkrylsya v poselke v Novoj Moskve [El-ektronnyj resurs] // RIA. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20160704/ 1458506109.html (data obrashcheniya: 04.09.2022).

Nikolaenko, G. A. Novaya koncepciya istoricheskoj pamyati: ot M. Hal'bvaksa k A. Assman // Kul'turnaya pamyat' i kul'turnaya identichnost' : materialy Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch. konf. molodyh uchenyh (XI Kolosnicynskie cht-eniya). - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2016. - S. 122-126.

Plennyh veli na led: 99 let nazad v Prikam'e rasstrelyali kitajcev-krasnoarmejcev [Elektronnyj resurs] // 59.RU - Rezhim dostupa: https://59.ru/ text/gorod/2017/04/21/62700811/ (data obrashcheniya: 20.08.2022).

Popov, N. A. Oni s nami srazhalis' za vlast' sovetov. - Moskva : Lenizdat, 1959. - 195 s.

Sil'chenko, I. S. Krasnoarmejcy iz podnebesnoj. Iz istorii 225-go Kitajskogo polka // Zapad, Vostok i Rossiya: Voprosy vseobshchej istorii. - 2015. - Vyp. 17, ch. 2 : Istoriya i istorik v situacii interdisciplinarnosti. - S. 107-117.

Tanyaev, A. P. Ural'skij rabochij nakanune i v gody imperialisticheskoj vojny // Rabochee dvizhenie na Urale v gody vojny. - Sverdlovsk : Sverdlovskoe izdanie Uralprofsoveta, 1927. - S. 5-34.

Hal'bvaks, M. Social'nye ramki pamyati. - Moskva : Novoe izd-vo, 2007. - 348 s.

+ - [Elektronnyy

resurs] // Guanmin'zhibao. - Rezhim dostupa: https://world.gmw.cn/2021-12/10/ content_35373522.htm (data obrashcheniya: 08.08.2022).

About the author

Kamenskikh Mikhail Sergeevich, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Department of History, Archeology and Ethnography, Perm Scientific Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; Visiting Lecturer of the Department of Humanities at HSE University (Perm campus); Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Linguistics and Translation at Perm State National Research Polytechnic University.

E-mail: mkamenskih27@gmail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.