Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ АРМЯНСКИХ ДЕВУШЕК ИМЕНИ СВЯТОЙ РИПСИМЭ Г. НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ'

ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ АРМЯНСКИХ ДЕВУШЕК ИМЕНИ СВЯТОЙ РИПСИМЭ Г. НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИЛИЩЕ СВЯТОЙ РИПСИМЭ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЕПАРХИЯ / НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ / ПОПЕЧИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ / ГОРОДСКАЯ ДУМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чориян Степан Кеворкович

В данной статье рассматривается исторический путь церковно-приходской школы, а затем училища имени святой Рипсимэ, от обычной общей, к школе для армянских девушек. Временные рамки существования училища охватывают время с 1790 по 1919 год. Особый акцент сделан на участии общества, церкви и всевозможных благотворительных организаций в проблемах школы, что сыграло важную роль в воспитании женской части армянского населения Нахичевани-на-Дону. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, весь период своего существования училище испытывало постоянные финансовые сложности. Важно отметить серьезность отношения общества и церкви к вопросу образования армянских девушек. Однако программа училища не позволяла девушкам после его окончания сразу поступать в высшие учебные заведения. Даже в самые трудные времена город и общество старались обеспечить непрерывность образовательного и воспитательного процесса, понимая важность образованности в тогдашнем обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF A CHURCH PARISH SCHOOL FOR ARMENIAN GIRLS NAMED AFTER SAINT HRIPSIME, NAKHICHEVAN-ON-DON

This article examines the historical path of the parish school, and then the school named after St. Hripsime, from the usual general one to the school for Armenian girls. The time frame for the existence of the school covers the period from 1790 to 1919. Particular emphasis was placed on the participation of society, the church and all kinds of charitable organizations in the problems of the school, which played an important role in the education of the female part of the Armenian population of Nakhichevan-on-Don. As evidenced by the surviving documents, the school experienced constant financial difficulties throughout the entire period of its existence. It is important to note the seriousness of the attitude of society and the church to the issue of the education of Armenian girls. However, the program of the school did not allow girls after graduation to immediately enter higher educational institutions. Even in the most difficult times, the city and society tried to ensure the continuity of the educational and upbringing process, realizing the importance of education in the society of that time.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ АРМЯНСКИХ ДЕВУШЕК ИМЕНИ СВЯТОЙ РИПСИМЭ Г. НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

147

2022. Т. 32, вып. 1

УДК 37.014.521:281.6(470.61-25)"1790/1919"(045) С.К. Чориян

ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ АРМЯНСКИХ ДЕВУШЕК ИМЕНИ СВЯТОЙ РИПСИМЭ г. НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ

В данной статье рассматривается исторический путь церковно-приходской школы, а затем училища имени святой Рипсимэ, от обычной общей, к школе для армянских девушек. Временные рамки существования училища охватывают время с 1790 по 1919 год. Особый акцент сделан на участии общества, церкви и всевозможных благотворительных организаций в проблемах школы, что сыграло важную роль в воспитании женской части армянского населения Нахичевани-на-Дону. Как свидетельствуют сохранившиеся документы, весь период своего существования училище испытывало постоянные финансовые сложности. Важно отметить серьезность отношения общества и церкви к вопросу образования армянских девушек. Однако программа училища не позволяла девушкам после его окончания сразу поступать в высшие учебные заведения. Даже в самые трудные времена город и общество старались обеспечить непрерывность образовательного и воспитательного процесса, понимая важность образованности в тогдашнем обществе.

Ключевые слова: училище святой Рипсимэ, образование, епархия, Нахичевань-на-Дону, Попечительный совет, Городская дума.

Б01: 10.35634/2412-9534-2022-32-1-147-150

Переселенные из Крыма на Дон армяне прекрасно осознавали важность сохранения своей культуры в изменившихся исторических условиях. Одним из важнейших условий сохранения национальной идентичности стало создание на новом месте системы образования. Изначально практически единственным организующим фактором для армянского народа являлась Армянская Апостольская церковь. Именно она взяла на себя функцию образования подрастающего поколения, поэтому первые армянские школы открывались при церквях. Развитие общества во второй половине XIX в. выдвигало новые требования и новые возможности к образованию, одним из результатов которых стало открытие школ для армянских девушек.

Главным храмом города Нахичевани-на-Дону был Соборный храм во имя св. Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич). Однако еще до окончания его строительства при нем уже в 1790 г. функционировала школа, построеная на средства жителя Джуги князя Оганджана, о чем свидетельствовала надпись на мраморной доске, встроенной у входа в церковь [9, с. 5-8]. Но, по всей вероятности, судя по следующей информации, существование этой школы было не столь долгим. 27 октября

1876 г. попечитель армянских церковно-приходских школ Нахичевано-Бессарабской епархии архимандрит Саркис сообщил своему заместителю архимандриту Аристакесу о пожелании прихожан Собора об открытии при нем церковно-приходской школы и распорядился начать подготовительные работы по ее открытию [6, оп. 1, д. 1439, л. 3], что косвенно означает, что к тому моменту старая школа при Соборе уже не функционировала.

15 ноября 1876 г. Нахичеванское армянское духовное правление поручило ктитору Собора Сурб Лусаворич арендовать здание для школы и выбрать попечителей [6, оп. 1. д. 1439, л. 2 и об.]. В

1877 г. при церкви Сурб Лусаворич уже действовала мужская церковно-приходская школа, в которой было 30 учеников и 4 преподавателя.

13 октября 1879 г. епархиальный начальник архиепископ Макар, посещая г. Новая Нахичевань и обратив внимание, что близ церкви Сурб Лусаворич действуют 5 мужских и 1 женская школы (городская, частная, приходская и духовная), дает указание перевести учеников мужской школы в начальное отделение Епархиальной школы, а мужскую школу преобразовать в женскую. Одновременно поручает ктитору церкви предоставить новой женской школе 500 рублей в год из церковных денег. 13 марта 1880 г. имущество мужской церковно-приходской школы церкви Сурб Лусаворич было полностью передано инспектору Епархиальной школы.

Однако до этого времени мы можем вести речь исключительно о чисто мужском образовательном учреждении. Город нуждался именно в женских учебных заведениях. Женская школа при церкви Сурб Лусаворич была открыта 10 сентября 1881 г. и названа имени святой Рипсимэ [6, оп. 1. д. 2276, л. 8об]. Открытию школы во многом содействовал временный епархиальный начальник архиепископ

2021. Т. 32, вып. 1

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Сукиас. В первом учебном году школа имела два подготовительных класса, 103 ученицы и 6 учите-лей.[7, оп.15, д. 134, л. 29]. В 1885-86 учебном году в школе прошел первых выпуск. В 1888 г. школу посещали 108 учениц, обучали их 11 учителей - священник Мартирос Тер-Товмасович Ганцапетян, Ерванд Овакимович Шахазиз, Ваган Габриелович Керлиянц, Оваким Манукович Тикиджи-Хамбурянц, Акоп Мкртичевич Богданян, Иван Андреевич Бахмутский, Шогакат Сероповна Серебрякова, Мариам Минасовна Карамурза, Егисабет Карапетовна Езикян и Такуи Антоновна Чубарьянц.

В 1894-1895 гг. школа имела два класса с пятью отделениями, 204 ученицы и 15 учителей, инспектором был Ваан Кирлиян. С годами число учениц росло, и уже в 1908-1909 учебном году оно увеличилось до 270, а обучали их 16 преподавателей. В том же году председателем Попечительского совета школы был священник Саркис Воскерчян, членами — Ерванд Шахазиз, Арутюн Катамян, Гу-кас Аладжалян и Степан Срапионян.

1912- 1913 учебном году в школе было 183 ученицы, а их обучением занимались 16 учителей [7, оп. 15, д. 612, л. 1-4]. В 1917 - 1918 учебном году школу посещали 186 учениц, из них 100 — жители Новой Нахичевани, 31 — из ближайших селений, 16 — кавказские, 19 — турецкие, 7 — румынские и 3 персидских армянки. Преподавались в школе Закон Божий, армянский язык, русский язык, арифметика, общая география, история Армении, история России, естествоведение, пение, рисование, армянская и русская каллиграфия, кройка и шитье, рукоделие.

Вначале женское училище св. Рипсимэ размещалось в арендуемом помещении. В 1886 г. потомственный почетный гражданин Михаил Гаврилович Попов изьявил желание на свои средства построить здание для школы в притворе церкви Сурб Грикор Лусаворич. 13 сентября 1886 г. Кондаком Католикоса Макара I было разрешено начать строительные работы. 20 сентября 1887 г. в торжественной обстановке состоялось открытие нового здания школы [7, оп. 15, д. 147, л. 1-2].

15 мая 1895 г. Епархиальная консистория, с разрешения министра внутренних дел поручает попечительству школы св. Рипсимэ предпринять меры для покупки дома Марии Хаспековой [7, оп. 54, д. 1043, л. 2]. 12 июня 1895 г. дом был куплен Попечительским женским обществом армянок на имя церкви Сурб Григор Лусаворич [7, л. 35об.]. Первый этаж двухэтажного школьного здания, построенного М. Поповым, состоял из 6 комнат: две — для учительниц, одна — для учительской и три классные комнаты. На втором этаже было 4 помещения — зал для торжественных мероприятий, книжный и игровой залы, в остальных были классные комнаты [7, оп. 15, д. 147, л. 36]. В здании, купленном у М. Хаспековой, были размещены мастерские училища св. Рипсимэ (впоследствии здание отдавалось в аренду).

Первое из вышеуказанных зданий находилось на линии 27-й улицы под номером 4, на расстоянии около 100 саженей (213 м) от церкви Сурб Григор Лусаворич, а второе - на Полицейской площади под номером 5, на расстоянии около 80 сажень (170 м). Школьная библиотека была основана в 1887 г., в 1895 г. ее книжный фонд составлял 1338 книг [7, оп. 15, д. 147, л. 40].

В первое время школа существовала за счет субсидии, предоставляемой самим собором Сурб Григор Лусаворич в сумме 500 руб., платы за учебу (которая составляла незначительную сумму, так как большая часть учениц обучалась бесплатно) и пожертвований прихожан. С 1888 г. училище перешло под опеку Нахичеванского Женского общества пособия бедным армянкам [8, с. 5]. Кроме предоставляемых годовых сумм, Обществом организовывались вечера танцев, лотереи и другие мероприятия, с доходов которых для бедных учениц приобретали школьные принадлежности, книги, одежду и обувь. В 1895 г. капитал училища св. Рипсимэ составлял 5 тыс. руб., из них 1 тыс. руб. школе завещал Казначьян, 2 тыс. руб. — врач Геворг Тигранян, 2 тыс. руб. — Иван Маркович Попов.

Кроме этого. училище получало средства от Женского общества пособия бедным армянкам — 1600 руб., Церковного попечительства — 600 руб., Мещанского общества — 250 руб., городского управления — 600 руб., а также различные благотворительные пожертвования жителей города.

Однако, как свидетельствуют некоторые данные, материальное положение школы было благополучно далеко не всегда. Так, в адрес Городской Управы 15 января 1892 г. поступила просьба от председателя Попечительского совета училища св. Рипсимэ М. Г. Магдесиева о выдачи ежегодного пособия в 600 руб. по причине того, что в училище обучаются представители беднейших классов армянского населения. Попечительский совет, принимая во внимание, что нужды учащихся год от года всё увеличиваются, а средства остаются те же, просил понимания со стороны Городского Управления. В ответ на эту просьбу Городская Дума в качестве единовременной помощи субсидировала училищу сумму 600 руб. в год [4, оп. 1, д. 587, л. 3].

История церковно приходской школы для армянских девушек.

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

149

2022. Т. 32, вып. 1

Однако весной 1893 г. известный нахичеванский педагог Е. О. Шах-Азиз, выступая на собрании Нахичеванского Благотворительного общества, характеризовал положение училища св. Рипсимэ как «образцовое», каковым оно стало благодаря помощи Армянского Женского общества пособия бедным [2, с. 14]. Однако в 1904 г. финансовое положение училища ухудшилось настолько, что даже встал вопрос о его закрытии [1, с. 33]. И в этот момент его спасителем стал нахичеванский купец Манук Михайлович Попов, перечисливший в пользу училища необходимую сумму денег. Кстати, именно М. М. Попов стал истинным покровителем училища, в трудную минуту всегда приходящим на помощь.

16 июня 1915 г. Католикос всех армян Геворк V удостоил Манука Михайловича Попова Благословенным Кондаком за его благотворительную деятельность: в 1915 г. он передал в дар школе двухэтажное здание, построенное на его средства (25 тыс. руб.), которое стало одним из основных источников существования женской школы св.Рипсимэ [7, оп. 2, д. 1580, л. 2].

Большую роль в успешном функционировании училища играл Попечительский совет, председателем которого, по данным на 1918 г., являлся опытный и пользующийся огромным авторитетом в местных педагогических кругах Е. О. Шах-Азиз. Помимо него, в состав Попечительского совета входили также А. И. Салтыков, М. М. Попов, Г. А. Субашиев, Г. Л. Бедельян. Первый — врач, второй и третий — крупные купцы, последний — биолог, впоследствии известный ученый.

Несколько слов о педагогическом коллективе училища. Среди учителей училища не было выдающихся личностей, да, видимо, этого и не требовалось. С 1913 г. да самого конца существования училища его заведующей являлась Татьяна Семеновна Заминян. Длительное время в училище проработали законоучители армянские священники Минас Хумашьян и Никогос Кристостурьян. В течение длительного времени в училище проработали М. Кара-Мурза, Т. Чубарьян, Л. Чубарьян, Р. Чатал-башьян, С. Миракьян, А. Люледжиян, В. Кирлиян [3, с.218].

В фондах Музея русско-армянской дружбы хранится свидетельство, выданное Педагогическим советом Армяно-Григорианского училища Двухклассного Церковно-Приходского училища во имя св. Рипсимэ Женского училища Соборной церкви г. Нахичевани-на-Дону ученице Гамбарцумян Еве Геворковне, обучавшейся в нем с 1892 по 1898 г. В Свидетельстве обозначен перечень тех предметов, которые изучались в училище: Закон Божий, армянский язык, русский язык, арифметика, география, история и география Армении, история и география России, естественная история, пение, чистописание, черчение, рукоделие, кройка и шитье.

В данном перечне нельзя не обратить внимания на два последних предмета. Они, как нам представляется, свидетельствуют о том, какую главную цель преследовал учебный курс училища: учитывая, что армянские девушки обычно рано выходили замуж, подготовить, прежде всего, из выпускницы жену и домохозяйку. Кстати, обладательница данного Свидетельства Ева Геворковна Гамбарцумян (1889-1974) этим и ограничила свое образование, в будущем родив шестерых детей и став образцовой матерью и домохозяйкой.

Училище св. Рипсимэ просуществовало вплоть до 1920 г., до времени установления Советской власти на Дону, после чего оно было преобразовано в обычную школу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Армянский настольный календарь на 1919 г. Ростов н /Д.: Ашхатанк, 1918. 64 с.

2. Ведомости Нахичеванской-на-Дону Городской думы. 1893. №14.

3. Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону. 1913 г. Типо-Литография «Художественный труд», Харьков, 1913. 629 с.

4. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 91. Нахичеванская Городская Управа.

5. Донско-Азовский Календарь на 1887 г. / ред. И. А. Тер-Абрамиан. Ростов н/ Д., 1886.

6. Национальный архив Армении (НАА). Ф. 54. Ново-Нахичеванское Армянское духовное правление.

7. НАА. Ф. 56. Эчмиадзинский Святейший Синод.

8. Отчет о деятельности Нахичеванского-на-Дону женского общества пособия бедным за 1913 г. Нахичевань-на-Дону: Тип. С. Я. Авакова, 1914. 41 с.

9. Шахазиз Е. Новый Нахичевань и новонахичеванцы / пер. с армян. Ш. Шагиняна. Ростов н/Д.: ЗАО «Книга». 2005. 240 с.

Поступила в редакцию 25.03.2021

2021. Т. 32, вып. 1

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Чориян Степан Кеворкович, стажер-исследователь Южный Научный Центр РАН 344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Чехова, 41 E-mail: stepa.choriev@mail.ru

S.K. Choriyan

HISTORY OF A CHURCH PARISH SCHOOL FOR ARMENIAN GIRLS NAMED AFTER SAINT HRIPSIME, NAKHICHEVAN-ON-DON

DOI: 10.35634/2412-9534-2022-32-1-147-150

This article examines the historical path of the parish school, and then the school named after St. Hripsime, from the usual general one to the school for Armenian girls. The time frame for the existence of the school covers the period from 1790 to 1919. Particular emphasis was placed on the participation of society, the church and all kinds of charitable organizations in the problems of the school, which played an important role in the education of the female part of the Armenian population of Nakhichevan-on-Don. As evidenced by the surviving documents, the school experienced constant financial difficulties throughout the entire period of its existence. It is important to note the seriousness of the attitude of society and the church to the issue of the education of Armenian girls. However, the program of the school did not allow girls after graduation to immediately enter higher educational institutions. Even in the most difficult times, the city and society tried to ensure the continuity of the educational and upbringing process, realizing the importance of education in the society of that time.

Keywords: School of Saint Hripsime, education, diocese, Nakhichevan-on-Don, Board of Trustees, City Council.

REFERENCES

1. Armyanskiy nastol'nyy calendar' na 1919 g. [Armenian desk calendar for 1919] Rostov-na-Donu, Ashatank Publ., 1918, 64 p. (In Russian)

2. Vedomosti Nakhichevanskoy-na-Donu Gorodskoy Dumy [Bulletin of the Nakhichevan-on-Don City Duma], 1893, №14 (in Russian)

3. Ves' Rostov i Nakhichevan-na-Donu [All Rostov and Nakhichevan-on-Don]. 1913. Khudozhestvennyy trud Publ, Kharkov, 1913, 629 p. (In Russian).

4. Gosudarstvenniy arkhiv Rostovskoy oblasty (GARO). F. 91. Nakhichevanskaya Gorodskaya Uprava.

5. Donsko-Azovskiy Kalendar' na 1887 g.[ Don-Azov Calendar for 1887 ]. Ed. I. A. Ter-Abramiyan. Rostov-na-Donu, 1886. (in Russian)

6. Natsional'niy arkhiv Armenii (NAA). F. 54. Novo-Nakhichevanskoe Armyanskoe duchovnoe pravlenie.

7. NAA. F. 56. Echmiadzinskiy Svyateishiy Sinod.

8. Otchet o deyatel'nosti Nakhichevanskogo-na-Donu zhenskogo obshchestva posobiya bednym za 1913 g. [Report on the activities of the Nakhichevan-on-Don Women's Society of Benefits to the Poor for 1913]. Nakhichevan-na-Donu, tip. S. Ya. Avakova Publ., 1914, 41 p. (in Russian)

9. Shakhaziz E. Novyy Nakhichevan i novonakhichevantsy [New Nakhichevan and Novonakhchivans]. Per. s armiyan. Sh. Shaginyana. Rostov-na-Donu: ZAO Kniga Publ., 2005, 240 p (in Russian).

Received 25.03.2021

Choriyan S.K., trainee researcher

Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences Chekhova st., 41, Rostov-on-Don, Russia, 344006 E-mail: stepa.choriev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.