Научная статья на тему 'История Свято-Троицкой церкви села Высоково Нижегородской области до 1917 года'

История Свято-Троицкой церкви села Высоково Нижегородской области до 1917 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
717
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / СЕЛО ВЫСОКОВО / СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдов Д.И., Березин Андрей Александрович, Дроздов Алексей Иванович

В статье исследуется история Свято-Троицкой церкви поселка Высоково Нижегородской области с XIV в. до 1917 г. Свято-Троицкая церковь, по всей видимости, была построена в XIV в., одновременно с основанием села Высоково. До учреждения епископской кафедры в Нижнем Новгороде власть в Нижегородской округе принадлежала Святейшему патриарху, а старшим над клиром Нижнего Новгорода и окраин считался архимандрит Печерского монастыря. С 1672 г. село стало летней резиденцией нижегородского архиерея. В 1815 г. деревянная церковь была перестроена в каменную. До 1917 г. Свято-Троицкая церковь являлась культурным и образовательным центром села Высоково и его окрестностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Свято-Троицкой церкви села Высоково Нижегородской области до 1917 года»

Ю1

История Церкви

УДК 171.2

Свящ. Д. И. Давыдов (г. Арзамас), прот. А. А. Березин, преподаватель Нижегородской духовной семинарии, прот. А. М. Дроздов, кандидат богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии

История Свято-Троицкой церкви села Высоково Нижегородской области до 1917 года

Аннотация: В статье исследуется история Свято-Троицкой церкви поселка Высоково Нижегородской области с XIV в. до 1917 г. Свято-Троицкая церковь, по всей видимости, была построена в XIV в., одновременно с основанием села Высоково. До учреждения епископской кафедры в Нижнем Новгороде власть в Нижегородской округе принадлежала Святейшему патриарху, а старшим над клиром Нижнего

Новгорода и окраин считался архимандрит Печерского монастыря. С 1672 г. село стало летней резиденцией нижегородского архиерея. В 1815 г. деревянная церковь была перестроена в каменную. До 1917 г. Свято-Троицкая церковь являлась культурным и образовательным центром села Высоково и его окрестностей.

Ключевые слова: История Русской Православной Церкви, Нижегородская епархия, село Высоково, Свято-Троицкая церковь.

The History of the Holy Trinity Church in the Village of Vysokovo, Nizhny Novgorod Region Until 1917

Abñrad: The article explores the hiftory of the Holy Trinity Church of the village of Vysokovo Nizhny Novgorod region from the XIV century until 1917. Holy Trinity Church, apparently, was built in the XIV century simultaneously with the foundation of the village of Vysokovo. Before the eftablishment of the episcopal chair in Nizhny Novgorod power in the Nizhny Novgorod diftrift belonged to the Holy Patriarch, and the archimandrite of the Pechersky monaftery was considered the eldeft over the clergy of Nizhny Novgorod and the outskirts. Since 1672, the village became the summer residence of the Nizhny Novgorod bishop. In 1815, the wooden church was rebuilt into a ftone. Until 1917, Holy Trinity Church was the cultural and educational center of the village of Vysokovo and its environs.

Key words: Hiftory of the Russian Orthodox Church, Nizhny Novgorod diocese, Vysokovo village, Holy Trinity Church. История Русской Православной Церкви складывается из историй ее епархий, монастырей и церковных приходов. Без всякого сомнения, история прихода Троицкой церкви села Высоково — важная часть

истории Нижегородской епархии. В настоящее время имеются исследования по истории многих приходских церквей Нижнего Новгорода и области, однако нет таких трудов о Высоковской церкви. В некоторых из них отражены отдельные эпизоды жизни этого прихода, но основная историческая информация в разрозненном виде содержится в Центральном архиве Нижегородской области1, поэтому основу данной статьи составляют сведения, взятые из архивных документов.

Село Высоково — одно из древнейших православных поселений в округе Нижнего Новгорода, основанное в XIV веке, было вкладом великих князей в Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. Письменные источники дореволюционного периода истории этого прихода, как и многих сельских приходских церквей, немногочисленны. Досинодальный период его существования можно проследить в рукописных документах Печерского монастыря, когда село Высоково являлось его вотчиной. Эти документы были собраны и изданы Нижегородской губернской ученой архивной комиссией, в конце XIX в., и также, в связи с историей города Нижнего Новгорода, в монографии под названием «Нижегородский летописец», изданной А. С. Гациским. Отдельные сообщения о Высоковской церкви публиковались в дореволюционной периодической печати: «Нижегородских губернских ведомостях», «Нижегородских епархиальных ведомостях», «Нижегородском церковно-общественном вестнике» но, ксожалению, они единичны. Синодальный период истории прихода прослеживается только в связи с Нижегородской округой, по отдельным записям перемещения священников, в книге сведений о церковнослужителях и приходских дворах Нижегородской епархии, по редким жалобам клириков или на них, сохранившимся в архивных делах Духовной консистории, по ревизским сказкам и клировым ведомостям.

Самое раннее упоминание о селе Высокове в письменных источниках находится в жалованной грамоте царя Ивана IV об освобождении сел Высоково и Кидекша (Суздальский уезд) Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря от государевых сборов

в виду их разорения, датированной 15 января 1540 г.1. Летопись и кормовые книги Печерского монастыря свидетельствуют, что вклады и пожалования были главными источниками земельных приобретений монастыря в 1360-1415 гг., однако сведений о том, кому принадлежало и когда было пожертвовано село Высоково, в документах нет. Вероятно, оно было одним из первых приобретений монастыря: жалованная грамота царя Бориса Годунова 1601 г. называет «старинной их вотчиной село Высокое»3, но не указывает времени его поступления в монастырское владение, хотя при перечислении других вотчин монастыря сведения об этом приводятся. Таким образом, установить время основания села Высоково возможно только с помощью косвенных источников — документальных летописных и археологических исследований Нижегородской округи.

Изначально своему возникновению славянские поселения в Западном Поволжье обязаны переселенцам из земель Центральной Руси, которые в конце XII века стали проникать в Низовскую землю, а в начале XIII века хлынули на малозаселенные земли нижнего течения Оки и среднего течения Волги, когда эти земли были отвоеваны влади-миро-суздальскими князьями у булгарских князей. До этого времени население здесь было редким.

Сразу после заложения Нижнего Новгорода княжеская власть добилась «замирения»4 с местным мордовским населением в округе до реки Кудьмы, что позволило славяно-русским переселенцам селиться за пределами городских стен уже в первые годы после заложения крепости.

В начале освоения земель Нижегородской округи в ХШ-Х!У вв. роль рыболовства и охоты в домашнем хозяйстве переселенцев была существенно выше, чем в последующий период. В конце XIV — начале XV в. произошла переориентация значительной части мелких натуральных хозяйств на занятие земледелием и животноводством. Очевидно, именно в это время начинают заселяться земли на некотором удалении от долин Волги и Оки — в бассейнах малых рек5.

Географически село Высоково находилось недалеко от города и реки Волги, но ближе к землям, которые удобны для обработки и выпаса скота.

Из архивных документов Печерского монастыря известно, что в XVI в. имелся в Высокове скотный двор, были пашни, в селе жили рыбаки, неводчики, земледельцы и скотоводы. Из этого можно предположить, что время основания села относится ближе ко второй половине XIV в., когда произошла ассимиляция переселенцев и началось изменение экономики от промыслового к аграрному ведению хозяйства, но промысел все же играл значительную роль.

До XV в. городская округа Нижнего Новгорода заключалась в землях, находившихся в непосредственной близости от Нижнего Новгорода и замыкавшихся с северной, западной и восточной сторон реками Окой и Волгой. Эта область — одна из самых археологически исследованных областей Западного Поволжья. Исследования показывают, что городской центр Нижегородской земли ко второй половине XIV в. имел достаточно развитую сельскую округу, насчитывавшую не один десяток поселений. При этом максимальная удаленность их от города оценивается в пределах 40 километров. Датировка ближайшего к описываемому нами селу участка местности, исследованного археологами, — это склон волжского откоса в районе Старопечерской слободы, самый древний культурный слой которого датируется XIV в. и связывается с развитием Печерского монастыря.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что временем основания села Высоково как православного поселения можно считать вторую половину XIV — начало XV в.

В XIV-XVI вв. неоднократно вся Нижегородская округа подвергалась опустошению от набегов монголо-татар, ногайцев и казанских князей. Систематически — в 1378, 1379, 1408, 1445 гг. — Нижний Новгород, а вместе с ним и Печерский монастырь выжигались. В 1521-й год «августа в I день приведоша цари и князи с Казани Сеит да Мочалей и повое-ваша около Нова града Нижнего от Березополья до Клина, и полону взяша и пожни высекли, и приидоша под город того же месяца в 28 день на десятом часу дни, быша до вечера и пошли прочь, и в верхнем конце сожгли церковь Рождества Пресвятые Богородицы да 240 дворов

по Гремячей ручей да Печерской монастырь выжгли». 15 января 1540 г. царем Иоанном IV дана грамота по поводу жалобы Печерского архимандрита, что у них «в Нижнем Нове городе село Высоково з деревнями все пусто от казанские войны: люди побиты, иные в полон поиманы, дворов нет и пашни не пашут»6. После этого Печерский монастырь получил от царя не только право в течение десяти лет не платить податей, но и богатые вклады деньгами и землями. Известно разорение Печерского монастыря 1550 г.

После присоединения к России Казани и Астрахани создались реальные условия для восстановления хозяйства края, но вскоре Поволжье охватили Черемисские войны, а затем — «смута». Село Высоково в который раз оказалось в зоне активных военных действий, приносивших, как обычно, простому пахарю или ремесленнику лишь горе и разорение.

Воцарение в 1613 г. Михаила Федоровича Романова и некоторая нормализация положения в стране были восприняты нижегородцами с великим воодушевлением и радостью. Уже в 1619 г. печерский архимандрит Иов предпринял энергичные усилия для восстановления хозяйства села Высокова. В 1636 г. монастырский плотник Шестак «с товарыщи» на месте старой, давно обветшавшей церкви срубили новый погостовый ансамбль из двух храмов шатрового холодного и клетского теплого. Иконы для новопостроенных храмов писал монастырский иконописец — «иеромонах Мисаил»7.

В это время возле села Высокова возделывалось гог чети8 пашни, в селе жили, по старинке, рыбаки, неводчики и кормщики, а также солодовники и каменщики, в общем мастера, выполнявшие для монастыря самые различные работы. Следует помнить, что при строительстве каменных зданий Печерского монастыря в 1640-х гг. под руководством прославленного русского зодчего Антипы Константинова, кирпич делали под надзором «балахнинца Онцыфора Емельянова под селом Высоким»9.

До установления архиерейской кафедры в Нижнем Новгороде власть в Нижегородской округе принадлежала Святейшему патриарху,

а старшим над клиром Нижнего Новгорода и окраин считался печер-ский архимандрит — он собирал для общего служения священников в центральный Спасо-Преображенский собор, возглавлял богослужение, докладывал патриарху о нестроениях. На монастырских землях он был государем, а вне их реальной власти не имел. В документах Печерского монастыря под 19 октября 1632 г. есть жалоба «Троецкого попа Ивана» — священника Троицкой церкви села Высоково, в которой он обращается к архимандриту как к своему господину.

С установлением Нижегородской митрополичьей кафедры и назначением в 1672 г. первого Нижегородского митрополита Филарета (1672-1686), бывшего ранее архимандритом Печерского монастыря, часть вотчин этой обители, в том числе половина земель Высокова, были отделены для обеспечения архиерея, который устроил в селе свою летнюю резиденцию. Это был небольшой деревянный дом на гористом месте, возле церкви. «Под усадьбой было 500 саженей пахотой земли, сенокосной — 132 сажени, неудобной земли — 1200 саженей, леса, который именовался Высоковской рощей, — 564 сажени»10. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки. Естественно, что архиерею также перешла власть над приходской общиной, о чем свидетельствуют позднейшие архивные документы 1720-х гг. В синодальный период, когда землями стало управлять Экономическое ведомство, за архиереем осталась только усадьба, а за местом закрепился топоним — «архиерейская дача»11, то есть данный от государства участок земли.

В 1685 г. между Нижегородским митрополитом и архимандритом Печерского монастыря разгорелся спор о переданных землях, в основном пашнях и скотном дворе села Высоково. «Да в селе Высоково половина монастырской пашни Нижегородского митрополита диак Тимофей Андреев бьет челом, что писчий Степан Хананеев, да подьячий Иван Соколов Нижегородскому Митрополиту написали в том селе Высоком половину монастырсково двора и огорода, а в приговоре и в грамоте того не указано, в Вотчинных книгах не отказано, а отказано

только половина монастырской пашни, а они де вторе двор построили на и монастырской земле, а на своей, которая им указана дать, там — где прежнее строение, — житницы сломаны и перенесены на иное место, и хотят завладети старинными их всякими рыбными ловлями»11. Спор продолжался и при преемнике митрополита Филарета — митрополите Павле, который до поставления на кафедру был управляющим архиерейских вотчин у Филарета.

В начале XVIII в. село Высоково начинает бурно развиваться. В 1710 г., по сказке Печерского монастыря о количестве дворов в Подгорной волости, в Высокове с деревнями — 154 двора (хотя само село всегда было небольшим — 30-35 дворов). Для сравнения: в селе Наговицыно с деревнями — 179 дворов. В 1713 г. в тех же селах Подгорной волости насчитывалось уже по 185 дворов.

В книге сведений о церковнослужителях и приходских дворах Нижегородской епархии за 1713 г. в селе Высоково Подгорного стана числились: «У церкви Живоначальной Троицы попы Иван Петров, Михайло Гаврилов, Василий Васильев, Григорий Афанасьев, дьячек Василий Афанасьев, и еще требуются: поп, дьякон, дьячек, пономарь». Резолюция Преосвященного Питирима, архиепископа Нижегородского и Алатырского: «передать попа Григория с Богоявленской церкви в прибавку». В этот же год еще одна резолюция: «от церкви Николаевской, что в Горах, поп Василий Гаврилов на место умершего попа Михаила (вероятно, Михаила Гаврилова, и, вероятно, родственник — Авт. прим)». Итого получается, что в сельской церкви было, по штату, 5 священников, дьякон, два дьячка, пономарь. И это несмотря на указ Священного Синода от io августа 1711 г., которым определялось: «дабы больше 300 дворов и в великих приходах не было, но числилось бы в таком приходе, где один священник, ioo дворов или 150. А где 1, там 100 или 150. А при 3 счислялось бы до 800 дворов, и при стольких попах больше 1 дьяконов не было бы; а причетникам быть по пропорции попов, то есть при каждом попе один дьячок, i пономарь»13. Выходит, что должно было быть не более двух священников.

В 1744 г. при приемнике архиепископа Питирима, епископе Димитрии (Сеченове), к Троицкой церкви было приписано уже 198 дворов, а церковнослужителей по штату, в соответствии с указом Св. Синода от 1722 г., уже меньше: иереи Феодор Васильев и Павел Тихонов, диакон Михаил Петров, пономарь Николай Петров и дьячок14.

Писцовая церковная земля церкви Живоначальной Троицы, что в селе Высоком, — владение той церкви священно- и церковнослужителей. Под усадьбою — 1100 саженей, пашни — 14 десятин 1273 сажени, сенного покосу — 4 десятины 159 саженей, неудобной земли — 4 десятины 630 саженей.

«Деревянная об одном этаже церковь, настоящая холодная Живоначальныя Троицы и в ней, в трапезе теплой, придел Покрова Пресвятыя Богородицы, на гористом месте на левых сторонах речки Старковки и оврага Безымянного, а дачею — большой столбовой дороги, лежащей из города Нижняго в города Макарьев, что на Желтоводье и Василь, и вышеписанного оврага Безымянного на обоих, а оврага Ковалихи на левой сторонах. Оную землю обрабатывают приходские крестьяне для священно- и церковнослужителей»15.

По «Ревизской сказке» на I мая 1795 г.16 в церкви служили два священника, диакон, два дьячка и пономарь. Первый священник Михаил Алексеев, 29-ти лет, образование — Нижегородская семинария. Он был сыном бывшего священника этой же церкви, вдовца Алексея Алексеева, который вышел за штат по болезни и находился на иждивении сына. Жена Михаила Алексеева — Анна Андреева, 24-х лет, и двое малолетних детей. Второй священник Иван Егоров был 26-ти лет, женат, детей не имел. Диакон Андрей Иванов — 21-го года. Дьячки: Михаил Ильин — 17-ти лет, женат, имел брата Семена 11-ти лет, учащегося в семинарии; второй дьячок Яков Васильев — 16-ти лет, холост. Пономарь — Иван Тарасов, 25-ти лет, жене — 21 год.

В 1801 г. в Нижний Новгород пришел указ Синода о строительстве впредь вместо обветшавших или сгоревших храмов исключительно каменных зданий и обязательно по проектам дипломированных архитекторов.

В этом же году была составлена клировая ведомость на Высоковскую церковь, в которой написано, что «Оная церковь Живоначальныя Троицы деревянная с приделом Покрова Божия Матери старая...»17. Вероятно, в связи с этим фактом епископ Нижегородский и Алатырский Вениамин (Краснопевков) указал выстроить там новый трехпрестольный каменный храм. Планы-фасады здания были заказаны новому губернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому, прибывшему в город в 1803 г. Не будучи дипломированным архитектором, Межецкий в качестве прообраза взял известный с середины XVII столетия храмовый проект типа «корабль» — со строго осевым расположением алтаря, молельного зала, трапезной и колокольни над главным западным входом. В то время священником церкви был иерей Федор Иванов, 48-ми лет. О нем известно, что «.чтение и пение знает хорошо. В семинарии не учился. Посвящен в сан — 3-го сентября 1783 года. У священника Федора сын — 16 лет, обучается в семинарии, в пиитическом классе»18. Можно с уверенностью предположить, что этот священник и стал строителем каменной церкви. За алтарем Высоковского храма стоит памятник с надписью «иерею Федору — строителю Троицкой церкви. 1815 год». Вполне вероятно, что каменная церковь была построена на средства из обложения прихожан, такова была повсеместная практика. Да и начавшаяся в 1812 г. Отечественная война вызвала полное прекращение государственного финансирования работ, а Высочайшим указом от 15 июля 1812 г. было предписано остановить гражданское строительство по всей империи.

В 1815 г. храм был освящен в честь Живоначальной Троицы уже Нижегородским епископом Моисеем (Близнецовым-Платоновым). В церкви было устроено не три престола, как изначально предполагалось, а два — как и в бывшей деревянной церкви: один центральный — в честь Живоначальной Троицы, в летней части храма, другой малый — в честь Покрова Божией Матери, в зимней части. В конце сентября — начале октября арка между летним и зимним залами закрывалась, и службы происходили только в малом пределе теплого трапезного зала, где стояла печь. Храм не раз поновлялся — при проведении реставрационных

работ в 1998 г. в алтаре реставраторы вскрыли четыре слоя росписи. В «Нижегородских губернских ведомостях» за 1845 г. есть упоминание о том, что «28 октября Преосвященный Иоанн, епископ Нижегородский и Арзамасский, совершил малое освящение придела Архангела Михаила в Архангельском кремлевском соборе... В этот же день происходило освящение храма Живоначальной Троицы в селе Высоком, совершенное протоиереем Благовещенского собора Павлом»19.

В 1850 г. «Ревизская сказка» девятой переписи20 установила, что при Троицкой церкви был один приход, всего он составлял 1050 душ, 223 двора. В церкви служили: один штатный священник Александр Иванович Лебедев, 35-ти лет (его отец Иван Иванович Лебедев был священником в этой церкви до него, умер), штатный диакон Алексей Иванович Лебединский, 44-х лет, и штатный дьячок Алексей Афанасьевич Троицкий, 38-ми лет.

В 1857 г. следующая перепись21 показала, что в Высоковской церкви было уже два прихода, 1053 души, 222 двора, один штатный священник Александр Иванович Лебедев, 43-х лет, мать его — вдова Евдокия Алексеевна, 60-ти лет (с того же года для поклонения святым местам находилась в Иерусалиме), второй сверхштатный священник Иоанн Васильевич Базилевский, 37-ми лет, штатный диакон Алексей Иванович Лебединский, 52-х лет, штатный дьячок Алексей Афанасьевич Троицкий, 47-ми лет, штатный пономарь Яков Иванович Лебедев, 45-ти лет.

В 1880 г. на должность настоятеля Высоковской церкви был переведен священник Андрей Александрович Зеленогорский, сорока лет. При нем были открыты три земские школы в деревнях Кузьминке, Грабилове и Кузнечихе, и две церковно-приходские — в селе Высокове и деревне Никульской. 6 августа 1906 г. он ушел за штат по старости и остался жить на иждивении зятя — Константина Валериановича Коринфского, который стал настоятелем Троицкой церкви. С 1888 г. диаконом при церкви состоял Клавдий Андреевич Остроумов; с 1888 по 1899 г. он безвозмездно был учителем церковного пения в приходской школе Высокова.

В 1898 г. для церкви был куплен большой колокол, 312 пудов (4992 кг), для чего «Нижегородский мещанин Алексей Иванович Комаров, вдова Пелагея Диомидовна Юдина, крестьянин д. Кузьминки Алексей Петрович Кутузов и нижегородский купец Василий Николаевич Басов пожертвовали в пользу церкви села Высоково на приобретение колокола 525 рублей. От епархиального начальства им была объявлена благодарность»22.

К середине XIX века в окрестностях Высокова организовался кирпичный завод, где работали многие жители села. А в 1911 г. нижегородский мещанин Петр Степанович Тюрин, владелец завода, заказал проект «постройки кирпично-обжигательной печи на арендуемой у церковного причта земле»23, проект был утвержден в Нижегородском губернском правлении. Церковь могла бы получать большие средства от аренды, но проект не был реализован — вероятно, из-за начала Первой Мировой войны.

В 1916 г. была составлена последняя клировая ведомость на здание, имущество и причт Троицкой церкви села Высоково. В ней записано, что «церковь с колокольней каменная, теплая половина достаточно поместительна, церковная ограда каменная с железной решеткой, караулка деревянная удобная. Престолов два: в холодной, в честь Животворящей Троицы, в трапезе с правой стороны в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью укомплектована достаточно, ризница удовлетворительная. По штату 1877 г. в церкви положены священник, диакон и псаломщик. Жалования от казны им не положено. Кружечный доход за 1916 г. — 1200 рублей24. Другие источники дохода: проценты с государственной ренты — 209 руб., с билетов вечных вкладов — 50 руб. и от 5,5% облигаций военного займа — 19 руб. Общий средний доход за 10 лет был около 8000 руб. в год»25.

Средний доход, приносимый церковной землей, составлял 100 рублей. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле в селе Высокове построены духовенством на собственные средства в разные годы и находились в собственности владельцев. У церкви имелся

почтовый адрес: «в Н. Новгород, причту с. Высокого, до востребования». На хранении находились копии метрических книг и исповедные росписи, которые сохранялись в целости с 1815 г. Епископ последний раз посещал церковь в 1913 г.

На должности псаломщика в Троицкой церкви состоял диакон Николай Васильевич Троицкий, который родился в 1870 г., в семье штатного псаломщика Высоковской церкви Василия Алексеевича Троицкого (родился в 1840 г.). Его дед, Алексей Афанасьевич Троицкий (родился в 1810 г.), был дьячком при этой же церкви. А его прадед, заштатный пономарь Афанасий Николаевич, раньше служил в с. Пуза Арзамасского уезда, а по старческим летам перешел на иждивение сына и умер в с. Высоково26. Николай Васильевич учился в Нижегородской епархиальной учебно-ремесленной школе при Оранском Богородицком монастыре. В 1894 г. епископом Нижегородским и Арзамасским Владимиром (Петровым) был определен на должность псаломщика в с. Яблонка Арзамасского уезда, а в 1898 г. перемещен в Высоковскую церковь на должность отца. С 1899 г. он преподавал пение в местной церковно-приходской школе, заменив диакона Клавдия Остроумова. 5 ноября 1906 г. Преосвященным Исидором (Колоколовым), епископом Балахнинским, был рукоположен во диакона в домовую церковь Братства Св. Георгия, с оставлением в Высоковской церкви на должности псаломщика. В 1916 г. он имел 9 детей, старшей дочери было 22 года, а последнему ребенку исполнился I год.

Церковным старостой с 1910 г. при Троицкой церкви был Афанасий Александрович Пудов,1860 г. рождения. В 1915 г. он пожертвовал на украшение храма 720 рублей, а в 1916 г. на содержание хора — 500 рублей.

В приходе были три земские школы — в деревнях Кузьминка, Грабилове и Кузнечихе, и две церковно-приходские — вс. Высокове, открытая в 1887 г., и в д. Никульской, открытая в 1888 г. «Школа в Высокове помещалась в отдельном доме, принадлежащем ведомству Св. Синода, на ее содержание тогда, когда не требовался ремонт, отпускалось от приходского храма 560 рублей в год. В 1916 г. в ней обучалось 40 мальчиков и 35 девочек. Школа в д. Никульской помещалась в собственном здании

ведомства Св. Синода и содержалась на средства школьного попечителя, который отпускал на ее содержание 457 рублей в год, если не требовалось ремонта. В 1916 г. в школе обучалось 48 мальчиков и 35 девочек»27. Священник прихода Константин Валерианович Коринфский состоял законоучителем земской школы в д. Кузьминке и заведующим церков-но-приходскими школами прихода. А его тесть, заштатный священник Андрей Александрович Зеленогорский, был законоучителем Высоковской школы. Диаконы церкви были учителями церковного пения.

20 июня 1917 г. вышло постановление Временного правительства о передаче церковно-приходских школ и семинарий в ведение Министерства народного просвещения, а 14 июля того же года был опубликован закон «О свободе совести», который провозглашал свободу религиозного самоопределения для каждого гражданина по достижении 14-летнего возраста, когда дети еще учатся в школе. Преподавание Закона Божьего во всех учебных заведениях прекратилось.

Однако не все было так просто с церковно-приходскими школами. 19 августа 1917 г. вышел циркуляр Министерства народного просвещения о передаче всех церковно-приходских школ в заведывание местными самоуправлениями. Но для реализации этого необходимы были помещения, а те, которые занимали церковно-приходские школы, принадлежали Св. Синоду, приходу или попечителям. 2 октября 1917 г. Поместный собор Русской Православной Церкви вынес определение, распространенное Св. Синодом, по поводу передачи церковно-приходских школ. «Здания церковно-приходских школ сдавались Земству в аренду на следующих условиях: 1) в этих школах должен обязательно преподаваться Закон Божий; 2) жалование и содержание учительнице и прислуге должно платить Земство; 3) отопление, освещение и текущий ремонт за счет Земства; 4) арендная плата за помещение по усмотрению Уездной Земской Управы»28. Конечно, земства отказывались от аренды при таких условиях, так как у них не было средств. С этими школами оставалось все по-прежнему до января 1918 г., когда вышел декрет «Об отделении церкви от государства.», и, отобранные у Церкви советской властью,

они были окончательно преобразованы в светские, а точнее — в советские. Здания школ прослужили до конца 1950-х годов, когда началось строительство новых, более современных и вместительных школьных зданий и помещения бывших церковно-приходских школ с. Высоково и д. Никульской были переданы под жильё. До 1991 г. домовладельцем одного из них возле Высоковской церкви был архимандрит Агафангел (Чернышев), купивший его по приезду в г. Горький в 1969 году.

Таким образом, основанная во второй половине XIV — начале XV века Высоковская церковь была типичной сельской церковью на монастырских землях, а с 1672 г. и до 1917 г. — типичной пригородной сельской церковью; все внешние исторические факторы, влиявшие на Нижегородскую округу, — войны, смуты, моровые поветрия, распоряжения властей, — оставляли след в ее истории.

Примечания и библиографические ссылки

1. Далее — ЦАНО.

2. ЦАНО. Фонд 579. Оп. 589. Д. 4. Л. I.

3. Там же. Д. 6ii. Л. i и сл.

4. Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новгород, 1886. С. 2: «...основав город великий князь Юрий Всеволодович поганую мордву отогнал и жилища и зимники их разорил», «лета 86ii (130зг) к Нижнему нову граду пришла мордва ратию безвестно и великий князь Димитрий Константинович посла против их ратию брата своего князя Бориса Константиновича воевать поганую мордву, и они в мордовскую землю приидоша и мордву посекоша, а жен их и детей в полон взяша и жилища их разориша и всю землю их пусту учиниша и в город много мордвы приведоша и много различными казнями казниша и на льду волочиша и псами стравиша».

5. Грибов Н.Н., Цепкин Е. А. Рыболовный промысел в окрестностях Нижнего Новгорода в средние века // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Сб. науч. и метод. статей. Н. Новгород, 2004. С. 71-95.

6. ЦАНО. Фонд 579. Оп. 589. Д. 4. Л. I.

7. Титов А. Приходно-расходная книга Печерского монастыря. Акты Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. М., 1898. С.106. «1639 г сентября 19 день. Дано черному священнику Мисаилу от письма от иконы от Запрестольныя Богородицы, что он писал в село Высокое полтина денег».

8. Четь = 1/2 десятины = 1200 кв. сажен = 5462 кв. м.

9. Титов А. Приходно-расходная книга Печерского монастыря. Акты Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. Указ. изд. С. 108. «1639 г сентября 23 день. Дано Балахонскому кирпищику, что делает кирпич под селом Высоким Онцыфору Емельянову два рубли восемь алтын две деньги».

10. ЦАНО. Фонд 829. Оп. 676. Д. 10. Л. п.

и. Мининзон И. Л. Ономастика Нижнего Новгорода // Открытый текст. Электронное периодическое издание. Ьпр://'№'№'№.ореш:ех№п.ш/фасе/ пп/?1<1=55 47(31.10.2018).

12. ЦАНО. Фонд 579. Д.1. Оп. 21. Л. I.

13. Знаменский И. С. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 2011. С. 106.

14. ЦАНО. Фонд 570. Оп. 553. Д. 26. Л. I.

15. ЦАНО. Фонд 829. Оп. 676. Д. 10. Л. 10.

16. ЦАНО. Фонд 60. Оп. 239а. Д. 199. Л. 111.

17. ЦАНО. Фонд 570. Оп. 556. Д. 38. Л. 27.

18. ЦАНО. Фонд 570. Оп. 556. Д. 38. Л. 27-28.

19. Мельников-Печерский П. И. Нижегородская хроника // Нижегородские губернские ведомости. Неоф. часть. Н. Новгород, 1845. № 44. С. 480—481.

20. ЦАНО. Фонд 570. Оп. 558. Д. 200. Л. 187—189.

21. ЦАНО. Фонд 570. Оп. 558. Д. 282. Л. I.

22. Нижегородские епархиальные ведомости. Оф. часть № I. Н. Новгород, 1898. С. 15.

23. ЦАНО. Фонд 5. Оп. 51. Д. 20 793. Л. I.

24. Далее — руб.

25. ЦАНО. Фонд 570. Оп. 559. Д. Л. 260—268.

26. Там же. Оп. 559. Д. Л. 262—265.

27. Там же. Оп. 559. Д. Л. 260—266.

28. Тихон (Затекин), архим. Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Жизнеописание. Н. Новгород: Изд. Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, 20!2. С. Н9.

Библиография Источники

1. Архивные документы ЦАНО. Фонды 5, 60, 570, 579, 829, Р1016, Р2564, Р2592, Р3074, Р5899.

2. Мельников-Печерский П. И. Нижегородская хроника // Нижегородские губернские ведомости. Неоф. часть. № 44. Н. Новгород, 1845. С. 470-492.

3. Нижегородские епархиальные ведомости. Оф. часть. № I. Н. Новгород, 1898. 37 с.

Литература

1. Грибов Н.Н., Цепкин Е. А. Рыболовный промысел в окрестностях Нижнего Новгорода в средние века // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Сб. науч. и метод. статей. Н. Новгород, 2004. С. 71-95.

2. Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новгород, 1886. 159 с.

3. Знаменский И. С. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 2011. 195 с.

4. Титов А. Приходно-расходная книга Печерского монастыря. Акты Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. М., 1898. 194 с.

5. Тихон (Затекин), архим. Священномученик Лаврентий, епископ Балахнинский. Жизнеописание. Н. Новгород: Изд. Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, 2012. 232 с.

6. Мининзон И. Л. Ономастика Нижнего Новгорода. // Открытый текст. Электронное периодическое издание. http://www.opentextnn.ru^ace/ nn/?id=55 47(3i.i0.20i8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.