Жизнь тыловой епархии в годы Великой Отечественной войны
Рец. на: Архимандрит Тихон (Затёкин). Нижегородская епархия и Великая Отечественная война. Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2015. 224 с., ил.
Исследование жизни Русской Православной Церкви в период войны 1941— 1945 гг. со временем обрастает новыми открытиями, историческими фактами, выявлением ранее неизвестных тенденций развития церковной жизни в военные годы. Несмотря на то что отдельные историки продолжают анализировать сложные события церковной истории в этот период1, развитие тыловых епархий Русской Церкви в период Великой Отечественной войны по-прежнему остается слабо изученным вопросом новейшей истории Церкви. Поэтому выход в свет книги архимандрита Нижегородского Вознесенского мужского монастыря Тихона (Затёкина) является примечательным событием.
Автор исследовал, каким образом Горьковская (ныне Нижегородская) епархия смогла после более чем 20 лет непрерывных репрессий атеистической власти выжить и внести заметный вклад в военные усилия страны.
Это не первое глубокое историческое исследование, которое архимандрит Тихон посвящает Нижегородской епархии. Следуя традициям серьезного исторического исследования, автор в процессе написания книги обратился к оригинальным источникам советского периода. К таковым, прежде всего, относятся документы фондов Центрального архива Нижегородской области, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, Центрального архива Федеральной службы безопасности РФ. Значительную помощь оказали материалы фондов Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии и аналогичного кабинета Нижегородской духовной семинарии — целый ряд уникальных фотодокументов, публикуемых в исследовании, отложился и был обнаружен в этих фондах. Без сомнений,
1 Якунин В. Н. Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления в 1941—1945 годы // Российская история. 2003. № 4. С. 83; Якунин В. Н. Хозяйственное положение Самарской епархии: формирование доходов духовенства в 1850—1950-е гг. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С.127—129; Якунин В. Н. Экономическое положение Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. № 9. С. 20-26.
автор впервые вводит в научный оборот очень ценные документы по новейшей истории Русской Православной Церкви.
Структура книги, казалось бы, не в полной мере соответствует заявленной теме. Ведь только четвертая часть напрямую относится к проблеме участия епархии в укреплении военной мощи страны. Часть первая называется «Архипастыри Горьковской епархии начала 1920 — середины 1930-х годов». Во второй части рассказано о трагических событиях разгрома Горьковской епархии в 1937 г. В третьем разделе речь идет о храмах епархии, которые уцелели к началу войны. Однако внимательное прочтение текста приводит к выводу о существовании авторского замысла и совершенно четкой логики повествования. Парадоксально, но именно после невыносимого периода гонений Горьковская епархия смогла участвовать в общественных усилиях по наращиванию оборонного потенциала страны.
Первая часть книги рассказывает о нижегородских архиереях. Здесь встречаются довольно известные факты биографии митрополита Сергия (Страгород-ского), который в 1920-е гг. оказался в центре дискуссий о церковном управлении. Обратим внимание на изложение биографии архимандрита Александра (Толстопятова), который был близок митрополиту Сергию и оставил о нем интересные воспоминания.
В книге также цитируются документы следственного дела митрополита Сергия. Гораздо больший интерес представляют факты и размышления автора о деятельности прочих архиереев, например митрополита Евгения (Зернова). Правящий архиерей Горьковский епархии был вынужден жить и служить Богу в невероятно враждебной обстановке. Подвергся митрополит и репрессиям. Автор показывает, какие проповеди митрополита были расценены как антисоветская агитация. Так, 6 декабря 1934 г., на праздник святого благоверного князя Александра Невского, в Похвалинской церкви г. Горького владыка Евгений произнес такие слова: «...кто из нас, возлюбленные, не отягчен или не обременен? Мы хотим добиться счастья своей силой, своими средствами, без Божией помощи, поэтому нам и тяжело». Следствием это было расценено как попытка доказать верующим, что в тяжелое для страны время они не должны подчиняться советской власти.
Во второй части своего исследования архимандрит Тихон изучает процесс уничтожения органами НКВД Горьковской епархии в 1937 г. В июне того же года начальником Управления НКВД по Горьковской области был назначен майор госбезопасности И. Я. Лаврушин. 30 июля нарком Н. И. Ежов подписал репрессивный приказ № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Для исполнения этого приказа Лаврушин и его управление сфабриковали дело о Горьковской «церковно-фашистской, диверсионно-террористической и шпионской организации», якобы действовавшей по заданию Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия. Местоблюститель же, согласно материалам дела, возглавлял Московский «церковно-фашистский центр». Митрополит Горьковский Феофан (Туляков) был арестован 25 июля 1937 г. и помещен в спецкорпус Горьковской тюрьмы. В тюрьме 63-летний архипастырь был подвергнут жестоким пыткам, а
затем помещен в подвал, который заливали холодной водой. Митрополит был расстрелян 4 октября 1937 г. Автор рецензируемой книги читал следственное дело владыки Феофана, и там не оказалось протоколов допросов. Вся вина была «доказана» следователями, которые сообщали, что гражданин Василий Степанович Туляков признал себя виновным.
Такая же расстрельная участь постигла находящегося на покое преосвященного Александра (Похвалинского), архиепископа Богородского (Богородск — городок, где находилась викарная кафедра). В Арзамасе были арестованы и расстреляны родственники митрополита Сергия и часть местного духовенства. Автор книги обнаружил на страницах нижегородской печати многочисленные статьи, целью которых была дискредитация Церкви. Среди авторов таких статей был и сам начальник Управления НКВД Лаврушин. Статьи выходили под заголовками: «Шпионы в рясах», «С крестом и маузером», «На страже народного счастья». По делу о «церковно-фашистской организации», согласно выявленным данным, на расстрельных полигонах Горьковского НКВД погибло 729 священников, 73 диакона и 250 мирян. Автор пишет, что «фактически же эти страшные статистические данные могут быть значительно больше».
Таким образом, приходит к выводу о. Тихон, перед войной в Горьковской епархии практически не осталось ни действующих приходов, ни священников, ни представителей церковной власти. Епархия была разгромлена.
В третьей части книги говорится об истории и состоянии четырех храмов Горьковской епархии, уцелевших к 1941 г. Некоторая часть исторических материалов уже публиковалась в предыдущих исследованиях о. Тихона, например история Спасо-Преображенской церкви, которая была построена на месте бывшего Печерского мужского монастыря. Научную новизну этого раздела книги представляют очерки деятельности Союза воинствующих безбожников, а также материалы о конкретных репрессивных мероприятиях коммунистической власти против духовенства уцелевших храмов. Публикуются редкие документы о вскрытии мощей святых в Горьковской области. Например, местная печать сообщала, что в 1929 г. 250 граждан села Печеры потребовали вскрыть находящиеся под спудом мощи схимонаха Иоасафа. Мощи вскрыли, а затем власть организовала лекцию на тему «Происхождение мощей». Вопреки ожиданиям организаторов на лекцию пришли и те, кто протестовал против осквернения святынь. С криками «Коммунисты обманывают... Не надо никаких докладов, не дадим церковь на поругание.» лекция была дважды сорвана. Это «происшествие» стало поводом для арестов священнослужителей храма и членов приходского совета. Иными словами, автор книги документально реконструирует события из жизни горьковских храмов.
Среди научных находок о. Тихона в отношении других горьковских храмов укажем на биографию схиигумена Елисея (Филиппова). Отец Елисей (18571942) — довольно загадочная и даже таинственная фигура в истории епархии, Вознесенского монастыря и Высоковской церкви Нижнего Новгорода. Народная молва со времен гонений и до наших дней сохранила о нем память, как о священнослужителе высокой духовной жизни. Тем не менее биография о. Елисея, основанная на документальных материалах — архивных данных и частных
рукописных записках, — обрела известность только сейчас. И произошло это благодаря книге архимандрита Тихона.
Известно, например, что во время Великого поста о. Елисей надевал на себя железные вериги. Многие верующие ходили к старцу Елисею за советом и на исповедь. По его молитвам многих оправдали на суде и освободили из тюрем. Чудом было и то, что власти так и не смогли репрессировать схиигумена, несмотря на доносы и клевету. Скончался схиигумен Елисей на Пасху, 5 апреля 1942 г.
Часть четвертая содержит факты участия РПЦ в патриотической деятельности в годы войны. Автор отмечает, что с началом войны отношение горьковских властей к Русской Церкви изменилось. Так, 28 мая 1941 г. исполком Горьковско-го облсовета утвердил «ходатайство» граждан о закрытии Высоковской церкви. Однако уже 31 июля 1941 г. Ждановский райисполком постановил открыть эту церковь для богослужений. Это очень интересный факт, поскольку существует мнение, что отношение власти к Церкви радикально изменилось лишь после известной встречи И. Сталина 1943 г. с архиереями Русской Церкви. Возможно, случай с Высоковской церковью является единичным. Последующие документы из книги подтверждают это, поскольку другие храмы Горьковской епархии разрешили открыть только в 1943—1945 гг.
В 1942 г., лишь через пять лет после расстрела митрополита Феофана (Ту-лякова), Горьковская епархия обрела своего архипастыря, на кафедру был назначен архиепископ Сергий (Гришин), освобожденный из Ухто-Ижемского исправительно-трудового лагеря в 1941 г. Рецензируемая книга содержит детали биографии Горьковского правящего архиерея.
Наряду с изложением известной патриотической позиции Местоблюстителя и затем Патриарха Сергия автор приводит ценные исторические сведения о материально-денежной помощи горьковских приходов Красной Армии. В первые месяцы войны от одной только Троицкой Высоковской церкви в Фонд обороны страны было внесено более миллиона рублей, а также большое количество теплых вещей стоимостью в несколько сот тысяч рублей. Особую ценность книги представляет публикация переписки архиепископа Горьковского и Арзамасского Сергия (Гришина), духовенства и приходского совета Высоковской церкви с И. Сталиным. Благочинный г. Горького протоиерей Александр Архангельский в письме Сталину сообщал: «Независимо от своего личного участия в коллективных взносах денежных средств в фонд обороны страны, я преисполнен искренним чувством и сознанием своего долга отдать теперь все свои средства на оборону, а потому вношу лично от себя 200 000 рублей на постройку нового боевого самолета эскадрильи имени прославленного историей русского боевого вождя Александра Невского.».
Документальный ряд исследования пополняют церковно-богослужебные тексты: «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну 1941—1942 гг.» и «Молитва, читаемая за литургией в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны 1941—1942 гг.». Даты в этих текстах указывают на их составление в 1942 г.
В жанре рецензий нередко присутствует элемент полемики. Следуя такой традиции, порекомендуем автору в будущих исследованиях обращать больше внимания на обобщения и выводы, которые из такого обильного источниково-го материала напрашиваются сами собой. Один из напрашивающихся выводов связан с позицией Русской Православной Церкви. Церковь, которую в течение 20 лет преследовали и уничтожали, с наступлением военных испытаний заявила о своей патриотической позиции и приложила максимум сил для достижения военной победы над врагом. Без таких выводов книга о. Тихона представляет собой замечательную, щедро документированную хрестоматию с промежуточными обобщениями и комментариями. Однако вполне возможно, что как раз такую задачу ставил автор.
Другое замечание относится к источниковой базе исследования. Думаем, что автор мог бы позволить расширить объем книги на 2—3 страницы, посвятив их подробному источниковедческому анализу использованных материалов. «Расшифровка» номеров фондов и описей в еще большей мере украсила бы текст и оказала бы существенную методическую помощь церковным историкам России и зарубежья.
Книга архимандрита Тихона, как и многие его предшествующие издания, «живет». Страницы исследования изобилуют коллажами из фотографий служащего и арестованного духовенства, храмов Горьковской епархии, разрушенных и уцелевших, текстов важнейших церковных документов, определивших жизнь Русской Церкви и Горьковской епархии в частности. Фото и текстовые материалы создают не только неповторимый, но и необходимый колорит, который помогает читателю открыть как угнетающую атмосферу атеистических гонений, так и условия для личного спасения мучеников за веру — духовенства и мирян.
Материалы книги архимандрита Тихона (Затёкина) имеют практическую значимость, они могут быть использованы в учебном процессе духовных школ Православной Церкви и светских вузов, которые осуществляют подготовку историков, религиоведов и политологов.
Александр Алексеевич Корнилов, д-р ист. наук, (профессор, зав. кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского; [email protected])