Научная статья на тему 'История становления социологии образования в Китае'

История становления социологии образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МИРОПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ / CHINA / HISTORY / POLITICS / SOCIOLOGY ON EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуньцай Мэй, Харлампьева Надежда Климовна

В статье описана история развития социологии образования в Китае, дана характеристика ее современного состояния, также представлена перспектива изменения ее методологии. Авторы полагают, что применение мирополитического метода в социологии образования может помочь выявлению взаимовлияющих факторов изменения общественного сознания не только в Китае, но и в изучении меняющейся международной научно-исследовательской и образовательной системы. Библиогр. 45 назв. Табл. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF SOCIOLOGY OF EDUCATION IN CHINA

The history of sociology of education in China since the 1920s as an independent subject within the system of social sciences is presented in this article. Four steps are described: a period of initiation, periods of recession, reconstruction and modern development. These reveal a specific experience related to the evolution of the sociology of education in a major community in the world. The authors give as an example the policy of sociology education in China, which can change the collective spirit not only in its own country but also, possibly, in a system of education of the contemporary world on the basis of a global political approach in researching modern processes. Refs 45. Table 1.

Текст научной работы на тему «История становления социологии образования в Китае»

2017

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СОЦИОЛОГИЯ

Т. 10. Вып. 3

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 316+327

М. Чуньцай1, Н. К. Харлампьева2

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

1 Цзилиньский педагогический университет, Институт иностранных языков, Китайская народная республика, 136000, пров. Цзилинь, г. Сыпин, пр. Хайфэн, 1301

2 Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

В статье описана история развития социологии образования в Китае, дана характеристика ее современного состояния, также представлена перспектива изменения ее методологии. Авторы полагают, что применение мирополитического метода в социологии образования может помочь выявлению взаимовлияющих факторов изменения общественного сознания не только в Китае, но и в изучении меняющейся международной научно-исследовательской и образовательной системы. Библиогр. 45 назв. Табл. 1.

Ключевые слова: Китай, социология образования, научно-исследовательская и образовательная система, мирополитический метод изучения общественных процессов.

HISTORY OF SOCIOLOGY OF EDUCATION IN CHINA

M. Chuncai1, N. K. Kharlampieva2

1 Institute of Foreign Languages, Jilin Normal University, 1301 Khaifei pr., Sypin city, Tsilin province, 136000 China

2 St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

The history of sociology of education in China since the 1920s as an independent subject within the system of social sciences is presented in this article. Four steps are described: a period of initiation, periods of recession, reconstruction and modern development. These reveal a specific experience related to the evolution of the sociology of education in a major community in the world. The authors give as an example the policy of sociology education in China, which can change the collective spirit not only in its own country but also, possibly, in a system of education of the contemporary world on the basis of a global political approach in researching modern processes. Refs 45. Table 1. Keywords: China, history, politics, sociology on education.

В начале XXI в. качественное образование — основа организации здоровой и благополучной жизни. Стремление внедрить технические достижения в повседневную жизнь становится одним из приоритетных направлений стратегического планирования государств. Изменение сознания людей, соответствующего совре-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017

менной самоорганизации своего бытия, как главный фактор общественных отношений остается областью знаний общественно-гуманитарных наук. Стоит отметить, что стремительный прорыв в сочетании научно-технических и социально-инновационных достижений можно увидеть на примере современного развития Китая. Общеизвестно, что Китай — одно из двух государств мира, население которых составляет больше одного миллиарда человек (второе государство — Индия). На КНР сегодня приходится 18 % населения всего мира [1]. Политика открытости, проводимая правительством Китая в последние годы, может полностью изменить традиционное представление о научно-исследовательской и образовательной структуре современного мира. Поэтому в рамках данной статьи предпринята попытка оценить скромный вклад представителей социологической науки Китая — социологии образования — в становление современного китайского общества и оценить перспективы в международной научно-исследовательской и образовательной системе.

Изучение истории социологии образования Китая дает общее представление об эволюции социологической науки, положении социологов, состоянии научной дисциплины и тенденциях поэтапной трансформации научно-исследовательского сообщества и их влияния на общество, которое представило миру современное поколение молодых людей из Китая.

Социология образования как дисциплина, обеспечившая общественно-научное мышление в современной системе образования Китая

Становление отдельной дисциплины — социологии образования — тесно связано с историей развития Китая в XX в. и с хронологией развития социологии народонаселения, предложенной Тун Синем. Четыре этапа: начальный этап, связанный с историей Нового Китая, — с 1918 по 1949 г., этап «застоя» — с 1950 по 1970 г., этап «восстановления» — с 1971 по 1998 г. и, наконец, этап «нового витка развития» — с 1998 по настоящее время [2, с. 42-44] — стали историческими фактами социологической науки. Этапы социологии образования немного отличаются от этапов социологии народонаселения и в основном зависят от выхода научных трудов и создания основ издательской деятельности. Так, начальный этап обозначен с 1922 по 1949 г., период «застоя» — с 1949-1979 г., период «восстановления» — с 1979 по 1992 г., этап «нового витка развития» — с 1998 г. по настоящее время [3].

Начальный этап становления социологии образования (1922-1949)

В 1922 г. вышла книга педагога-социолога Тао Мэнхэ «Общество и образование» [4], положившая начало становлению отдельного направления социологической науки — социологии образования — по примеру западных школ социологии [5; 6]. В книге была изложена концепция социологии образования и применения системного подхода для выявления основ взаимовлияния образования и общества. Подробно описанные две части концепции обеспечили теорию изучения социальных проблем, касающихся системы образования и организации научной работы по совершенствованию педагогической деятельности, столь необходимой для изменения общественного самосознания [7]. Данный этап также характери-

зуется тем, что: а) были разработаны единые стандарты общеобразовательных программ; б) подготовлены кадры по социологии, приступившие к целенаправленному изучению трудов западных коллег по социологии образования; в) была доказана необходимость переноса социологических методов исследования, примененных в сфере социологии образования, для решения проблем образования взрослого населения [8].

Период «застоя» (1949-1979)

В период образования Нового Китая социологическая наука в целом и социология образования в частности пережили 30-летний «застой». Попытка выйти с предложением о реформе общественной жизни оказалась провальной как не соответствующая марксистским требованиям революционной идеологии. В период застоя: а) был упразднен факультет социологии, отменены связанные с социологией предметы и научные исследования; б) прекратила свое существование социология образования [9; 10]. Однако выход был найден. Представители социологии образования сосредоточили свое внимание на методах политической философии и других общественных наук для изучения проблем образования.

Период «восстановления» социологии образования (1979-1992)

Реформы 1970-х годов способствовали восстановлению ранее утраченных возможностей по изучению взаимосвязи общества и образования; совершенствованию структурно-функциональной системы социологии образования, научно-издательской деятельности и созданию центров социологии образования; сокращению разрыва социологических знаний. Начались активное изучение и осмысление западной научной литературы. Так период новой экономической политики развития и реализации концепции чести и достоинства обогатил содержание исследовательской деятельности социологии образования. Взаимосвязь образования и изменения общественных отношений стала неотъемлемым объектом исследования социологии образования и получила признание и поддержку на правительственном уровне. Началась интенсивная работа по повышению образовательной деятельности социологии, по сочетанию эмпирико-аналитической и социально-образовательной функций педагогической деятельности. Были определены способы выявления основ последовательного и постепенного изменения самосознания общества путем выработки стратегической научно-технической политики в сфере науки и образования. Были обозначены отдельные направления социологии образования: просветительская работа с населением по предупреждению потрясений в обществе, поиск и выбор быстрых форм трансформации образовательной системы и т. д. Возросла необходимость изучения влияния образованной части населения на создание общественных движений в сельской и городской местностях. Появились отдельные направления по изучению социальных отношений в школе, включению теорий социологии образования в общеобразовательные программы.

Далее рассмотрим зарождение общественного движения, инициированного педагогами-социологами.

В декабре 1981 г. издательские группы ряда журналов общественных наук и Социологический институт Китайской академии наук организовали форум, на котором социологическое и педагогическое сообщества совместно обсуждали вопросы восстановления и трансформации социологии образования. Так впервые намерения ведущих социологов были официально озвучены [11].

В феврале 1982 г. в Нанкинском педагогическом университете одной из первых была открыта бакалаврская программа по социологии образования. С апреля 1989 г. стало официально действовать национальное академическое сообщество: Китайский специальный комитет социологии образования, Китайский исследовательский совет социологии образования при социологическом комитете и другие. С апреля 1991 г. стали издаваться «Бюллетень социологии образования»1, «Бюллетень исследовательского совета социологии образования Китая»2 и другие научные журналы. С лета 1992 г. в ряде педагогических университетов прошли защиты докторских диссертационных работ, были изданы учебники и словари по социологии образования.

Вместе с тем наметилась тенденция появления региональных центров социологии образования: в Пекине [12], Тяньцзине [13; 14], Шэньяне [15], Харбине [16], Ухани [17], Наньзини [18]. Социологи этих центров сосредоточили свое внимание на особенностях социологии образования в педагогической деятельности, таких, например, как влияние общеобразовательных программ в отдельно взятых школах, классах на психофизическое состояние педагогов и учеников и на многое другое. Также началось изучение процессов локализации дисциплины, связанное с устранением географической удаленности и сокращением упущенных возможностей в образовании.

На данном этапе осмысление трудов западных социологов привело к созданию специфических направлений в китайской социологии. Так, например, теория перехода от главного к частному, примененная в социологии образования Китая, нашла отражение в специально подготовленной методике по изучению школьной педагогики и ее отдельным элементам, а также в развитии межотраслевых исследований конкретных случаев в образовании и педагогической деятельности и др. [19].

Вполне логично, что в трудах западных коллег китайских ученых привлекла теория гармоничного развития, столь необходимая для регулирования общественных отношений в китайском конфуцианском обществе. Интересы научного сообщества и правительственных структур подтвердились научно обоснованным фактом общего представления китайских традиционных знаний. При этом социологи Китая в то же время отметили для себя, что западная функциональная теория делала акцент больше на изучении масштабных явлений в общественных отношениях, ведя их статистический анализ и пренебрегая изучением конфликтных ситуаций в малых сообществах.

1 В ноябре 1991 г. профессиональный комитет социологии образования Китая начал издавать журнал внутреннего пользования «Бюллетень социологии образования», предназначенный для обмена научными материалами.

2 Журнал «Бюллетень Исследовательского совета социологии образования Китая», составленный коллективом Исследовательского совета социологии образования при содействии Научного общества социологии Китая, начал издаваться в июне 1992 г., позже журнал был переименован в «Бюллетень Исследовательского совета социологии образования при Научном обществе китайской социологии и образовательной комиссии общенационального микрорайона».

Восстановительный этап ознаменовался выходом отдельных работ ведущих социологов Китая У Канънин [20], Ян Чанъюн [21], Сюй Жуй [22], Янь Сюйлэй [3], Лэй Тунцюнь [6]. Эта группа исследователей представила конкретное описание объектов исследования социологии образования, характеристик дисциплины, различных методов и теорий исследования, истории становления отраслевых направлений и их перспектив в рамках исследований социологии образования в Китае. Так широкой публике стало известно мнение социологов о проблемах в макроэкономических исследованиях, влияющих на создание комплекса социальных инноваций: об изменении общественной среды (структуры общества, социальной стратификации, мобильности граждан, об отстаивании социальной справедливости, модернизационных процессах, совершенствовании условий проживания в здоровой окружающей среде, функциональных особенностях по предоставлению социальных обязательств и др.).

Был представлен ретроспективный анализ изучения достижений социологии образования: по десятилетиям — Хоу Хуайинем [19], Чэн Тяньцзюнем [23], двух десятилетий — Чжан Жэнцзем [11], Ян Чанъюнем [10], трех десятилетий — Лю Цзинминем [7]; по перспективе социологии образования У Канънин сделал упор на развитие системы знаний о социологии образования в свете проводимых реформ и политики открытости [24]; Ши Янь [25] и Фан Ши [26] уделили внимание на проблеме локализации; Ду Шичжун [8; 27], Ли Чанвэй [9] и Янь Гуанфэнь [28] сформулировали особенности формирования теории системы и решения конкретных вопросов с точки зрения социологии и педагогики; Сю Люин [29], Цай Вуйпин [30], Хэ Сяосин [31], Ли Дэсянь [32], Ван Айлин [33] и другие изучили современное состояние социологии образования в США, Великобритании, странах Европы и Азии.

Современный период развития социологии образования (1992 — наст. вр.)

На современном этапе социологи разработали стандарты показателей получения достойного образования детьми школьного возраста, воспитания единственного ребенка, причин, связанных с нежеланием подростками продолжать обучение в школе и т. д. В научно-исследовательских центрах занялись сочетанием макроэкономических направлений исследования с общественными науками с учетом результатов социологических опросов. Статистические данные начали использоваться для формирования позитивных общественных начинаний. Главной задачей ученых стал поиск количественно-качественных методов, способствующих объяснению конфликтных явлений на местном уровне. Больше внимания стало уделяться положению крестьян, городских рабочих, служащих и женщин, социальной мобильности граждан, получению равных возможностей образования.

На данном этапе научная школа социологии образования Китая осуществляет: — во-первых, переход от системного подхода к изучению конкретных вопросов. Китайские специалисты считают, что системный подход более необходимым в период строительства и развития, а в настоящее время стоит задача эффективной координации и руководства имеющимися вопросами в отдельных отраслях;

— во-вторых, переход от однообразных исследовательских направлений к комплексной плюрализации, соответствующей тенденциям развития современной социальной науки в целом, способствующей собственному прогрессу и процветанию;

— в-третьих, переход от нейтрального положения оценки общественных отношений к непосредственному участию, критике и размышлению. Отход от ранних установок восстановительного периода, когда ученые пытались руководить реставрацией и реконструкцией дисциплинарной системы на нейтральных принципах. Социологи едины сегодня во мнении о том, что углубленные исследования должны быть полезными в образовательной практике, в формировании гармонического развития образования и общества в целом;

— в-четвертых, стало уделяться больше внимания сочетанию научных и практических знаний. Возрастает роль социологов-исследователей не только как ученых, но и общественных деятелей, способных воздействовать на общественные отношения в период мирного развития и в конфликтных ситуациях, возникающих в обществе.

Методология исследования новых явлений

в международной научно-исследовательской и образовательной системе

Почему социологам стоит обратить внимание на методологию исследования новых фактов, событий и явлений, в том числе на изучение истории социологии образования в Китае?

Политика открытости правительства Китая и мобильность китайских граждан, развитие обменных программ в образовательной, научно-исследовательской и культурной сфере — новое явление в мировой политике.

Для других стран становятся очевидными ранее неизвестные процессы, такие как плановое направление студентов Китая для обучения в ведущие высшие учебные заведения мира, приглашение представителей науки и культуры с лекциями в Китай, прохождение учебы и стажировок иностранными студентами в Китае за счет правительства. Данные факты становятся новым массовым явлением в международной научно-исследовательской и образовательной системах. В такой ситуации нарастающий обмен молодежью и профессорско-преподавательским составом, открытие различных центров в Китае и в других странах становится предметом отдельного исследования социологии образования и науки. Потому социология образования и науки становится одним из приоритетных направлений универсального характера, обеспечивающим прогностическую и регулирующую роль в оценке миграционных образовательных процессов, а также в создании мировой научно-исследовательской и образовательной системы, отличной от традиционных западных представлений, на примере деятельности ЮНЕСКО.

Потому предлагаем далее рассмотреть основы исследования нового явления в научно-исследовательской и образовательной системе. В этом нам поможет междисциплинарный метод исследования общественных наук, основанный на принципе достижения консенсуса естественных и общественных наук [34, с. 62]. Естественные науки помогают понять географическую ориентацию

передвижений и взаимовлияний, а общественные науки позволяют изучить процессы и явления. Условное название данного подхода — мирополитический. Ми-рополитический подход включает все тенденции, связанные с уже налаженными и проверенными временем отношениями в рамках сложившихся международных объединений, а также с теми коллективными усилиями государств, общественных объединений, деловых отношений и др., которые находятся на стадии становления. Данный метод подходит для исследования современных процессов, явлений и событий [35].

В рамках мирополитического метода прикладных исследований (таблица) рассматриваются следующие элементы: а) основа глобальной политики; б) регионо-образующие положения; в) практика международного сотрудничества [38; 39]. Главной характеристикой изучения данных элементов являются учет расширяющегося состава участников международного взаимодействия (государства, общественность, бизнес-сообщество); трансформация методов и способов процесса принятия решений на национальном, региональном и глобальном уровнях, диктующих совершенствование системы отношений на разных уровнях.

Мирополитический подход к исследованию международного научно-исследовательского и образовательного сотрудничества

Основы глобальной политики Регионообразующие положения Практика международного сотрудничества

— принцип универсальности и доверия; — принцип интернационализации знаний и умений в мире; — преодоление разрыва в уровне образования и общего развития между богатыми и бедными странами; — подготовка и обсуждение принципов этических отношений по вопросам изменения климата Западная система образования Болонская система

— Российская Федерация между европейской, американской и другими национальными системами образования; — евразийское научно-исследовательское и образовательное пространство [36, 37] — формирование научно-исследовательской и образовательной среды в Содружестве независимых государств (СНГ), Евразийском экономическом союзе (ЕврАзЭС), Алтай-Азия, Арктическом совете, Азиатско-Тихоокеанском регионе

— Китай? — Китай?

В таблице в графе «основы глобальной политики» приведены принципы ЮНЕСКО по гуманизации процесса глобализации [40], «Повестки дня на XXI век» [41], исполнения главы 35 («Наука») и главы 36 («Образование, общественное сознание и обучение») [42]; в графе «регионообразующие положения» — примеры формирования единой европейской/западной системы, роли Российской Федерации, Китая; в графе «практика международного сотрудничества» — Бо-лонская система, названия государственных объединений, в которых рассматривается роль РФ. Место и роль Китая остаются пока неясными, но требуют дальнейшего изучения в рамках универсальных принципов, провозглашенных ЮНЕСКО [43]. Если исходить из примера участия США в деятельности ЮНЕСКО (выход и восстановление членства), то можно задаться вопросом: насколько сильно будет влияние Китая в традиционной научно-исследовательской и образовательной системе?

Мирополитический метод поможет понять место и роль того или иного явления, способного не только оказать влияние на политику национальных государств, но и изменить региональную и глобальную среду взаимодействия. Поэтому данный подход также может быть применен для изучения новых процессов, происходящих в Китае и исходящих из Китая.

Заключение

Таким образом, история социологии образования Китая и перспективы изучения основ меняющейся научно-исследовательской и образовательной системы позволяют говорить: а) о роли социологии образования в универсальных знаниях; б) о влиянии китайской системы образования и научно-исследовательской деятельности на региональные и международные взаимоотношения.

Литература

1. Press release. World population projected to reach 9.7 billion by 2050 with most growth in developing regions, especially Africa — says UN. URL: http://www.un.org/en/development/desa/population/events/ pdf/other/10/World_Population_Projections_Press_Release.pdf (дата обращения: 20.01.2017).

2. Тун Синь. Социология населения. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2010. С. 42-44.

3. Янь Сюйлэй. Социология образования. Пекин: Изд-во высшего образования, 2011.

4. Тао Мэнхэ. Общество и образование. Пекин: Коммерческое изд-во, 1922.

5. Сао Лан. Тао Мэнхэ и начало дисциплины социологии образования в университетах Китая // Исследование высшего образования. 2010. № 1.

6. Лэй Тунцюнь. Социология образования. Пекин: Восток, 2013.

7. Лю Цзинмин. Три десятилетия реформ и открытости: развитие социологии образования в нашей стране // Вестник исследования образования университета Цинхуа. 2008. № 6.

8. Ду Шичжун. Прошлое и перспективы исследований социологии образования в нашей стране // Исследование высшего образования. 2004. № 3.

9. Ли Чанвэй. Обзор социологии образования в Китае в ХХ веке // Вестник Хэбэйского педагогического университета: образовательная наука. 2003. № 3.

10. Ян Чанъюн. Социология образования. Гуанчжоу: Изд-во Гуандун жэйминь чубаньгшэ, 2005.

11. Чжан Жэнцзе. Два десятилетия строительства социологии образования в Китае (1979-2000) // Вестник Восточно-Китайского педагогического университета: Образовательная наука. 2001. № 2.

12. Лу Цзе. Социология образования. Пекин: Изд-во Жэйминь чубаньгшэ, 1990.

13. Пэй Шиин. Введение социологии образования. Тяньцзинь: Изд-во Нанькайского университета, 1986.

14. Гуй Ваньхун. Социология образования. Тяньцзинь: Изд-во Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ, 1987.

15. Лю Хуэйчжэн. Социология образования. Шэнъян: Изд-во образования Ляонина, 1988.

16. Ли Исянь. Социология образования. Харбин: Изд-во образования Хэйлунцзяна, 1989.

17. Дун Цэфан. Социология образования. Ухань: Изд-во Педагогического университета среднего Китая, 1990.

18. Цзинь Имин. Социология образования. Наньцзин: Изд-во образования Цзянсу, 1992.

19. Хоу Хуайинь. Поиски строительства дисциплины социологии образования китайскими учёными в ХХ веке // Вестник Восточно-Китайского педагогического университета: Образовательная наука. 2008. № 3.

20. УКанънин. Социология образования. Пекин: Изд-во Жэйминь чубаньгшэ, 1998.

21. Ян Чанъюн. Два десятилетия социологии образования в Китае: воспоминание и обозрение // Теория образования и практика. 2003. № 3.

22. Сюй Жуй, Лю Хуэйчжэнь. Социология образования. Пекин: Изд-во Пекинского педагогического университета, 2010.

23. Чэн Тяньцзюнь. Основное положение столетия «теории дисциплины» социологии образования Китая // Комментарии образования Пекинского университета. 2011. № 4.

24. УКанънин. Три десятилетия развития социологии образования в нашей стране (1979—2008) // Вестник Восточно-Китайского педагогического университета: Образовательная наука. 2009. № 6.

25. Ши Янь. Самоанализ исследования локализации социологии образования //Исследования образования за рубежом. 2006. № 7.

26. Фан Ши. Исследования развития локализации социологии образования // Образование и профессия. 2015. № 6.

27. Ду Шичжун. Обзор исследований социологии образования в нашей стране // Исследование высшего образования. 2004. № 5.

28. Янь Гуанфэнь. Начало социологии образования Китая (с точки зрения социологии знания) // Вестник Хэбэйского педагогического университета: образовательная наука. 2008. № 5.

29. Сю Люин. Перевод и ввод социологии образования из-за современной границы в Китае // Вестник Наньянского педагогического института. Серия общественных наук. 2012. № 4.

30. Цай Вуйпин. Тезис «горячих точек» и эволюция переднего края по исследованию социологии образования в США за последние 20 лет // Научная трибуна. 2016. № 7.

31. Хэ Сяосин. Макс Вебер и исследование социологии образования // Вестник Гуаньчжоуского университета: серия общественных наук. 2006. № 5.

32. Ли Дэсянь. Анализ темы «горячих точек» исследований социологии образования Великобритании // Исследование образования. 2015. № 12.

33. Ван Айлин. Эволюция переднего края исследования социологии образования за последние 12 лет // Исследование образования за рубежом. 2014. № 11.

34. Крауз-Мозер Б. Теория политики. Методологические принципы. Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2008. 256 с.

35. Харлампьева Н. К. Арктика в современной политической системе: межгосударственные отношения и методология исследования: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2012. 148 с.

36. Бадмаев В. Н., Демичев Д. М., Хатыз З. А. Евразийское образовательное пространство и интеграционный потенциал университетов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-i-integratsionnyy-potentsial-universitetov (дата обращения: 30.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Матвиенко В. И. Создание единого образовательного пространства — ключевая задача евразийской интеграции. URL: https://interaffairs.ru/news/show/16424 (дата обращения: 30.06.2017).

38. Харлампьева Н. К. Арктика в современной системе глобального мира // Материалы между-нар. науч.-практ. конф. «Наука и инновационные разработки — Северу». Мирный, 2014. С. 126129.

39. Харлампьева Н. К. Арктическая морская транспортная система: международно-политический аспект. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика и право. 2015, №1. URL: http:// wwwold.dvfu.ru/web/atr/2015-1 (дата обращения: 15.12.2015).

40. UNESCO. 2000. Global forum on Education for all: final report. Paris. Франциско Лопес Руперс, 2003. Глобализация и образование. Prospects, vol. XXXIII, No 3, September 2003.

41. Программа действий (Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро). Женева, Центр за наше общее будущее, 1993.

42. Proposal for a Draft preliminary text of a non-binding declaration of ethical principles in relation to climate change. SHS/BI0/IGM-CC/2017/4 24 April 2017. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002480/248079e.pdf (дата обращения: 29.04.2017).

43. Art. 5. Statutes and Rules of Procedure/ As modified by decisions taken at the 30th Session of the General Assembly of ICSU Rome, Italy, September 2011. URL: http://www.icsu.org/publications/statutes-policies/statutes-procedure/Statutes%20in%20English (дата обращения: 08.05.2015).

Для цитирования: Чуньцай М., Харлампьева Н. К. История становления социологии образования в Китае // Вестник СПбГУ Социология. 2017. Т. 10. Вып. 3. С. 357-368. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.308

References

1. Press release. World population projected to reach 9.7 billion by 2050 with most growth in developing regions, especially Africa — says UN. Available at: http://www.un.org/en/development/desa/population/ events/pdf/other/10/World_Population_Projections_Press_Release.pdf (accessed: 20.01.2017).

2. Tun Sin'. Sotsiologiia naseleniia [Population Sociology]. Beijing, Beijing University Press, 2010, pp. 4244. (In Chinese)

3. Ian' Siuilei. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing: Higher Education Press, 2011. (In Chinese)

4. Tao Menkhe. Obshchestvo i obrazovanie [Society and Education]. Beijing: Commercial Press, 1922. (In Chinese)

5. Sao Lan. Tao Menkhe i nachalo distsipliny sotsiologii obrazovaniia v universitetakh Kitaia [Tao Meng and the Original of Sociology of Higher Education in China]. Issledovanie vysshego obrazovaniia [Higher Education Research], 2010, no. 1. (In Chinese)

6. Lei Tuntsiun. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing, Oriental Press, 2013. (In Chinese)

7. Liu Tszinmin. Tri desiatiletiia reform i otkrytosti: razvitie sotsiologii obrazovaniia v nashei strane [The Development of Educational Sociology in the Reform and Opening-up Policy of 30 Years]. Vestnik issledovaniia obrazovaniia universiteta Tsinkhua, 2008, no. 6. (In Chinese)

8. Du Shichzhun. Proshloe i perspektivy issledovanii sotsiologii obrazovaniia v nashei strane [Review and Prospect of Educational Sociology Research in Our Country]. Issledovanie vysshego obrazovaniia [Higher Education Research], 2004, no. 3. (In Chinese)

9. Li Chanvei. Obzor sotsiologii obrazovaniia v Kitae v XX veke [Review of Educational Sociology in Chinese in the 20th century]. Vestnik Khebeiskogo pedagogicheskogo universiteta: obrazovatel'naia nauka [Journal of Hebei Normal University (Educational Science)], 2003, no. 3. (In Chinese)

10. Ian Chan'iun. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Guangzhou, Guangdong People Press, 2005. (In Chinese)

11. Chzhan Zhentsze. Dva desiatiletiia stroitel'stva sotsiologii obrazovaniia v Kitae (1979-2000) [20 Years Construction of Educational Sociology in Chinese Mainland (1970-2000)]. Vestnik Vostochno-Kitaiskogo pedagogicheskogo universiteta: Obrazovatel'naia nauka [Journal of East China Normal University (Educational Science)], 2001, no. 2. (In Chinese)

12. Lu Tsze. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing, People's Education Press, 1990. (In Chinese)

13. Pei Shiin. Vvedenie sotsiologii obrazovaniia [Educational Sociology Outlines]. Tianjin, Nankai University Press, 1986. (In Chinese)

14. Gui Van'khun. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Tianjin, Tianjin People's Press, 1987. (In Chinese)

15. Liu Khueichzhen. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Shenyang, Liaoning Educational Press, 1988. (In Chinese)

16. Li Isian'. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology Introduction]. Harbin, Hei Longjiang Education Press]. Kharbin, Izdatel'stvo obrazovaniia Kheiluntsziana, 1989. (In Chinese)

17. Dun Tsefan. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Wuhan, Central China Normal University Press, 1990. (In Chinese)

18. Tszin' Imin. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Nanjing, Jiangsu Education Press, 1992. (In Chinese)

19. Khou Khuaiin'. Poiski stroitel'stva distsipliny sotsiologii obrazovaniia kitaiskimi uchenymi v XX veke [Search of Educational Sociology by Chinese Scholars in the 20th century]. Vestnik Vostochno-Kitaiskogo pedagogicheskogo universiteta: Obrazovatel'naia nauka [Journal of East China Normal University (Education Science)], 2008, no. 3. (In Chinese)

20. U Kan'nin. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing, People's Education Press, 1998. (In Chinese)

21. Ian Chan'iun. Dva desiatiletiia sotsiologii obrazovaniia v Kitae: vspominanie i obozrenie [20 years of Educational Sociology in Chinese Mainland: Review and Reflection]. Teoriia obrazovaniia i praktika [Educational Theory and Practice], 2003, no. 3. (In Chinese)

22. Siui Zhui, Liu Khueichzhen'. Sotsiologiia obrazovaniia [Educational Sociology]. Beijing, Beijing Normal University Press, 2010. (In Chinese)

23. Chen Tian'tsziun'. Osnovnoe polozhenie stoletiia «teorii distsipliny» sotsiologii obrazovaniia Kitaia [Outline in 100 Years of Academic Theory of Chinese Educational Sociology], Kommentarii obrazovaniia Pekinskogo universiteta, 2011, no. 4. (In Chinese)

24. U Kan'nin. Tri desiatiletiia razvitiia sotsiologii obrazovaniia v nashei strane (1979-2008) [Thirty Years' Development of Educational Sociology in China (1979-2008). Vestnik Vostochno-Kitaiskogo pedagogicheskogo universiteta: Obrazovatel'naia nauka [Journal of East Normal University (Education Science)], 2009, no. 6. (In Chinese)

25. Shi Ian'. Camoanaliz issledovaniia lokalizatsii sotsiologii obrazovaniia [Reflection of Indigenous Research of Educational Sociology]. Issledovaniia obrazovaniia za rubezhom [Foreign Educational Research], 2006, no. 7. (In Chinese)

26. Fan Shi. Issledovaniia razvitiia lokalizatsii sotsiologii obrazovaniia [Research of Indigenous

development of Educational Sociology]. Obrazovanie i professiia [Education and Vocation], 2015, no. 6. (In Chinese)

27. Du Shichzhun. Obzor issledovanii sotsiologii obrazovaniia v nashei strane. [Review and Prospect of Research of Educational Sociology in China]. Issledovanie vysshego obrazovaniia [Higher Education Research], 2004, no. 5. (In Chinese)

28. Ian' Guanfen. Nachalo sotsiologii obrazovaniia Kitaia (s tochki zreniia sotsiologii znaniia) [Original of Chinese Educational Sociology - A View of Intellectual Sociology]. Vestnik Khebeiskogo pedagogicheskogo universiteta: obrazovatel'naia nauka [Journal of Hebei Normal University (Education Science)], 2008, no. 5. (In Chinese)

29. Siu Liuin. Perevod i vvod sotsiologii obrazovaniia iz-za sovremennoi granitsy v Kitae [Translation and Import of Foreign Educational Sociology in Modern Times]. Vestnik Nan'ianskogo pedagogicheskogo instituta. Seriia obshchestvennykh nauk [Journal of NanyangNormal University (Social Science)], 2012, № 4. (In Chinese)

30. Tsai Vuipin. Tezis «goriachikh tochek» i evoliutsiia perednego kraia po issledovaniiu sotsiologii obrazovaniia v SShA za poslednie 20 let [Hot Topics and Cutting-edge Evolution of American Educational Sociology Research in recent 20 years]. Nauchnaia tribuna [Academic Forum], 2016, no. 7. (In Chinese)

31. Khe Siaosin. Maks Veber i issledovanie sotsiologii obrazovaniia [Max Weber and Educational Sociology Research]. Vestnik Guanchzhouskogo universiteta: seriia obshchestvennykh nauk [Journal of Guangzhou University (Social Science)], 2006, no. 5. (In Chinese)

32. Li Desian. Analiz temy «goriachikh tochek» issledovanii sotsiologii obrazovaniia Velikobritanii [An Analysis of Hot Topics of British Educational Sociology Research]. Issledovanie obrazovaniia [Education Research], 2015, no. 12. (In Chinese)

33. Van Ailin. Evoliutsiia perednego kraia issledovaniia sotsiologii obrazovaniia za poslednie 12 let [Evolution of the Research of Educational Sociology in Recent Dozen of Years]. Issledovanie obrazovaniia za rubezhom [Foreign Education Research], 2014, no. 11. (In Chinese)

34. Krauz-Mozer B. Teoriia politiki. Metodologicheskie printsipy [Theory of policy. Methodological principles]. X.: Publishing house Humanitarian center, 2008. 256 p. (In Russian)

35. Kharlamp'eva N. K. Arktika v sovremennoi politicheskoi sisteme: mezhgosudarstvennye otnosheniia i metodologiia issledovaniia: uchebno-metodicheskoe posobie [The Arctic in modern political system: interstate relations and methodology of research: educational and methodical student book ]. St. Petersburg, SPbSU Publ., 2012. 148 p. (In Russian)

36. Badmaev V. N., Demichev D. M., Khatyz Z. A. Evraziiskoe obrazovatel'noeprostranstvo i integratsion-nyi potentsial universitetov [Euroasian educational space and integration capacity of universities]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7evraziyskoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-i-integratsionnyy-potentsial-universitetov (accessed: 30.06.2017). (In Russian)

37. Matvienko V. I. Sozdanie edinogo obrazovatel'nogo prostranstva — kliuchevaia zadacha evraziiskoi integratsii [Creation of uniform educational space — a key problem of the Euroasian integration]. Available at: https://interaffairs.ru/news/show/16424 (accessed: 30.06.2017). (In Russian)

38. Kharlamp'eva N. K. Arktika v sovremennoi sisteme global'nogo mira [The Arctic in modern system of the global world]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Nauka i innovatsionnye razrabotki — Severu». Mirnyi, 2014, pp. 126-129. (In Russian)

39. Kharlamp'eva N. K. Arkticheskaia morskaia transportnaia sistema: mezhdunarodno-politicheskii aspekt. Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika i parvo [Arctic sea transport system: international and political aspects. Pacific Rim: economy, policy and right], 2015, no. 1. Available at: http://wwwold.dvfu. ru/web/atr/2015-1 (accessed: 15.12.2015). (In Russian)

40. UNESCO. 2000. Global forum on Education for all: final report. Paris. Frantsisko Lopes Rupers, 2003. Globalizatsiia i obrazovanie. Prospects, vol. XXXIII, no. 3, September 2003.

41. Programma deistvii (Povestka dnia na 21 vek i drugie dokumenty konferentsii v Rio-de-Zhaneiro) [The action program (The agenda for the 21st century and other documents of a conference in Rio de Janeiro)]. Geneva, The Center for our Common Future, 1993. (In Russian)

42. Proposal for a Draft preliminary text of a non-binding declaration of ethical principles in relation to climate change. SHS/BI0/IGM-CC/2017/4 24 April 2017. Available at: http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002480/248079e.pdf (accessed: 29.04.2017).

43. Art. 5. Statutes and Rules of Procedure/ As modified by decisions taken at the 30th Session of the General Assembly of ICSU Rome, Italy, September 2011. Available at: http://www.icsu.org/publications/ statutes-policies/statutes-procedure/Statutes%20in%20English (accessed: 08.05.2015).

For citation: Chuncai M., Kharlampieva N. K. History of sociology of education in China. Vestnik SPbSU. Sociology, 2017, vol. 10, issue 3, pp. 357-368. https://doi.org/10.21638/11701/spbul2.2017.308

Статья поступила в редакцию 21 апреля 2017 г. Статья рекомендована в печать 8 июня 2017 г.

Контактная информация:

Мэй Чуньцай — доктор исторических наук, доцент; 2528864020@qq.com

Харлампьева Надежда Климовна - кандидат исторических наук, доцент; n.kharlampieva@spbu.ru

Mei Chuncai — Doctor of History, Associate Professor; 2528864020@qq.com Kharlampieva Nadezhda K. — PhD, Associate Professor; n.kharlampieva@spbu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.