Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КРУПНЫХ КОНГЛОМЕРАТОВ ЮЖНОЙ КОРЕИ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КРУПНЫХ КОНГЛОМЕРАТОВ ЮЖНОЙ КОРЕИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
японская колонизация / чеболь / дзайбацу / кейрецу / азиатские тигры / конгломераты / азиатский кризис / Japanese colonization / chaebol / zaibatsu / keiretsu / Asian tigers / conglomerates / Asian crisis

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морозова Таисия Игоревна

История становления крупных объединений в Южной Корее восходит к японскому колониальному периоду, который длился с 1910 по 1945 годы. После получения независимости в стране начали формироваться финансово-промышленные группы, или чеболи, основанные на японской модели «дзайбацу». В начале 1980-х годов южнокорейские чеболи активно расширялись свои позиции и оказывали значительное экономическое, финансовое и политическое влияние в стране. К концу ХХ века Южная Корея стала быстрорастущим экономическим лидером, пережившим азиатский кризис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE FORMATION OF LARGE CONGLOMERATES IN SOUTH KOREA

The history of the formation of large associations in South Korea dates back to the Japanese colonial period, which lasted from 1910 to 1945. After gaining independence, financial and industrial groups, or chaebols, based on the Japanese “zaibatsu” model, began to form in the country. In the early 1980s, South Korean chaebols actively expanded their positions and exerted significant economic, financial and political influence in the country. By the end of the 20th century, South Korea had emerged as a fast-growing economic leader in the wake of the Asian crisis.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КРУПНЫХ КОНГЛОМЕРАТОВ ЮЖНОЙ КОРЕИ»

ВВЕДЕНИЕ

История становления крупных конгломератов, или «чеболей», в Южной Корее начинается в конце Корейской войны, когда страна находилась в разрушенном состоянии. В рамках стратегии «экономического чуда» правительство решило инвестировать в быструю индустриализацию и развитие экспортоориентированных секторов экономики. Важную роль в этом процессе сыграли чеболи, которые были созданы государством с широкими полномочиями и контролем над различными отраслями экономики.

Южная Корея, как одна из лидирующих стран, осуществивших мощный рывок в индустриализации своего государства с середины двадцатого века до девяностых годов. Этот прорыв получил название «южнокорейское экономическое чудо» и был достигнут благодаря ФПГ (финансово-промышленная группа) за такой короткий период времени.

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕБОЛЕЙ

Реформы японской оккупационной администрации

История зарождения ФПГ или крупных конгломератов относится к периоду японской оккупации страны. Находясь под оккупацией с 1910 г. (когда состоялась церемония подписания договора об аннексии Кореи японскими захватчиками) по 1945 гг. эксплуатировалось национальное богатство корейского государства. Основное внимание Японии отдавалось развитию аграрного сектора экономики Корейского полуострова. Следует отметить, что в колониальном периоде времени экономика Чосона (Корейское государство) в конце 1930-х годов превзошла промышленное производство по сельскому хозяйству [1].

Развитие и поддержка экономики любой страны опирается на крупные хозяйственные объединения, среди которых выделяются мощные промышленные предприятия, известные под названием финансово-промышленных групп (ФПГ). Созданные для координации и совместной деятельности. Установившиеся в Японии дзайбацу (промышленный и финансовый конгломерат, влияющий и контролирующий большую часть японской экономики, подконтрольным семьям) был также внедрен на территории Кореи с целью устранения корейский конкурентов. В 1910 г. был издан закон о обязательном лицензированию новых фирм. Так, согласно статистике за период с 1910 по 1918 гг. было выдано 105 лицензий, где только 12 отдавалось местному населению, а остальные 93 японским компаниям [2].

Период с 1910 по 1945 год был характеризован японской колониальной властью, которая преследовала политику жестокого террора против недовольных населениям. Корейцы страдали от японской политики расовой сегрегации, были лишены основных политических прав, и национальная культура была подавлена, запрещено было создавать общественные и политические организации, образовательные кружки. Руководящее лицо генерал-губернатор обладал неограниченной властью, руководил полицией, администрацией и издавал законы. Кроме полиции, в стране были размещены несколько дивизий регулярной армии. Цель политики японской администрации заключалась в превращении Кореи в аграрную и сырьевую колонию Японии и рынок сбыта японских товаров [3].

Вспыхнувшее восстание в 1919 году было подавлено с чудовищной жестокостью при помощи армии против практически безоружного населения. Целые деревни были сожжены карателями. Однако, проводившиеся местным населением противостояние, заставило японское правительство отказаться от методов военного террора и перейти к политике «кнута и пряника». Указы, изданные в 1919-1920 годах, провозглашали равные права корейцев и японцев, свободу слова и уважение корейской культуры. Была объявлена эпоха «культурного правления», и назначен новый генерал-губернатор. Главной целью этих реформ было укрепление режима. В 1920 году власти отменили «Закон о компаниях», сильно замедляющий развитие корейского бизнеса. Однако это не привело к значительному росту корейского капитала, и он так и не смог конкурировать с японским капиталом. За несколько лет капитал корейских предприятий вырос с 11,4 до 24,8 млн иен, тогда как японские фирмы увеличили его с 83,4 до 175,4 млн иен [4].

В течение 30-х годов Япония строила в Корее химические, металлургические, горнодобывающие и машиностроительные предприятия за счет эксплуатации корейских трудящихся, особенно крестьян, в которых руководили японские дзайбацу [5]. Японское правительство создавало очень благоприятные условия для своих фирм в Корее. Огромные субсидии выплачивались им из бюджета Кореи, которые в значительной степени лежали на плечах народа. Например, субсидии только для горнодобывающих компаний составляли около 16% всех бюджетных ассигнований в 1940 году [6].

Ведение военных действий в 1937 с Китаем и участие во Второй Мировой Войне, по началу усилил экономическую экспансию в Корее (более 70% сельскохозяйственной продукции вывозилась в Японию), однако японский милитаризм был разгромлен [7]. На Ялтинской конференции была кардинально изменена судьба Кореи. Корейский полуостров был разделен на две части: северную (Корейская народная демократический республика) – под управлением СССР и южную (Южная Корея) – под управлением Соединенных Штат [8].

Период с 1910 по 1945 для Кореи прошел под влиянием японской колониальной властью, где принимались попытки интегрировать на Корейский полуостров политико-культурную и экономическую системы через авторитарно-централизованную систему правления, а также затрагивали общественные и конституционные ограничения [9].

Главные лица страны оказали значимую поддержку в восстановлении экономики. Так, после освобождения Кореи от японского господства и благодаря поддержке США Ли Сын Ман смог в 1948 г. одержать победу в президентских выборах (был избран три раза). В начале своей деятельности в Южной Кореи у Ли Сын Мана стояла цель сделать Корею ни от кого независимой, и он начал удачно лоббировать свои идеи в Соединенных Штатах.

Оставленное имущество (бизнес) японцев было конфисковано США и корейским правительством для перераспределения среди корейского предпринимательства с привлекательным условием внести первоначальную плату в размере 10% от общей суммы, а оставшуюся часть выплачивать в течении 15 лет. Данным случаем воспользовались 30 крупных конгломератов Кореи. В их число входили Самсунг, Хендэ, LG, SK, Doosan и др.

В своей статье Ким Ир Ен отмечает, что на период освобождения от аннексии Японии, большинство крупных конгломератов Кореи имевших бизнес в период японской колонии, на начальных этапах становления, компании занимались другим видом деятельности, который на тот момент одобрялся японским правительством [10].

Таблица 1

Направления деятельности южнокорейских компаний в начале их развития

Чеболь Руководитель Год основания Стартап

Samsung Ли Бен Чхоль 1938 Продажа риса

Hyundai Чон Джу Ен 1938 Торговля зерном / рисом (미곡상)

SK Чой Чон Гон 1953 Основана японцами в 1939

LG Рекрутинговая ассоциация 1931 Текстильный магазин (포목상)

Lotte Шин Гек Хо 1946 Институт химических исследований Хикари в Японии (мыло и жвачка). Кондитерская с 1967 г.

1948 г. характеризуется политическим хаосом на Корейском полуострове, так в Северной Корее (15 августа 1948 год) и в Южной Корее (9 сентября 1948 год) устанавливается отдельное правительство. Через два года 25 июня начинается корейская война, которая заканчивается 27 июля 1953 году.

Военные события привели к резкому спаду южнокорейского производства, и страна была вынуждена опираться на помощь иностранных государств (в основном – США, ООН). Формально деньги на помощь, получаемые корейским правительством, перераспределяются в форме «открытого» аукциона. Поскольку справедливый обменный курс правительства в то время сильно отличался от рыночного обменного курса, и, следовательно, можно было получить большую выгоду, получив доллары. Помимо справедливого обменного курса были объявлены различные обменные курсы, в том числе обменный курс для сил ООН для организаций ООН. Республика Корея начала проводить политику импортозамещения и устанавливала импортные барьеры, что позволяло бенефициарам «фондов помощи» занимать монопольное положение на внутреннем рынке. Также в банковском секторе действовала кредитная экспансия, которая способствовала обогащению крупных чеболей [11].

Таблица 2

Организации, оказывающие поддержку южнокорейской экономике за период с 1950 – 1956 гг.

Год /

организаторы 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956

США 142 033 31 972 3 824 5,803 82 437 205 815 304 004

CRIK 31 972 3824 155 534 158 787 50 191 8,711 331

UNKRA - 122 1969 29 580 21 297 22 181 22 370

КОРЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Особенности отраслевой организации корейских предприятий

Корейская модель корпоративного управления строится на примере японского дзайбацу, но со своей отличительной особенностью. После событий 1950-х, японская экономическая система, известная как дзайбацу, была реструктурирована в ходе оккупационных реформ после Второй мировой. На ее месте возникла система кейрецу, которая была ориентирована на создание больших корпоративных конгломераций и холдинговых структур [12].

Отличительные особенности, которые выделяются в кэйрецу и чеболей:

1. Упорядоченная система подчинения. В кэйрецу, где координация действий осуществляется через вышестоящих участников – лидеров сетей, в чеболах компании подчинены головной компании, которая является центральным офисом;

2. Способы финансирования. Основным источником кредитования кэйрэцу являлись банки, которые им же и принадлежали. Финансирование чеболей осуществляется непосредственно от главной компании или через транзакции с другими участниками и включает государственные кредиты;

3. Методы управления. Кэйрецу формируются вокруг банковских структур, в то время как чеболи создаются вокруг одной семьи или клана.

Чеболь концентрирует в себе семейный клан, контролирующий менеджмент дочерних предприятий, который достигается во многом за счет механизма «перекрестного» владения акциями, т.е. компании внутри чеболя владеют пакетами акций друг друга.

Влияние южнокорейских чеболей на экономический рост Южной Кореи с 1960-х по 2000-е гг.

Главным периодом времени становления чеболей относится к событию свержения Юн Бо Сон (1960-1962 гг.) и после военного переворота в 1962 г. к власти пришел Пак Чон Хи, который на протяжении 18 лет сохранял этот пост. Пак Чон Хи сместил акцент с агропромышленного развития на индустриализацию, и провел экономические реформы. В период с 1963 по 1979 год основной политической стратегией в области торговли и экономического развития было содействие экспорту. Правительство активно финансировало и стимулировало предприятия, специализирующиеся на производстве товаров для экспорта. Следует отметить, что во время военного переворота был национализирован банковский сектор. Банковская система полностью перешла под контроль государства.

Экономический рост Южной Кореи с 1960-х по 1990-е годы, также известный как «Чудо на реке Ханган» или «Южнокорейское экономическое чудо», был достигнут благодаря развитию ключевых отраслей, таких как сталелитейная промышленность, судостроение и нефтехимия.

Таблица 3

Сравнительные данные, которые отражают ситуацию в тяжелой и легкой промышленностях за 1940 г

Страна Промышленность за 1940 г.

Тяжелая химическая промышленность Легкая промышленность

Химическое производство Металлургия Машиностроение Итого Текстильная Пищевая Другое Итого

Южная Корея 91 41 38 143 171 214 197 562

Северная Корея 411 123 15 549 30 115 96 241

Основной упор экономической политики Кореи делался на поддержку экспорта и на ряд крупных чеболей (всего насчитывалось около 30), которые должны были стать ведущими двигателями быстрого экономического роста и в кратчайшие сроки обеспечить выполнение плана развития тяжелой и легкой промышленности. Это позволило Кореи войти в число «Азиатских тигров» (страны с высокими темпами роста, которые перешли от преимущественно аграрных обществ 1960-х годов к промышленно развитым странам.) [13].

Проведение национализации банков вплоть до начала восьмидесятых с одной стороны концентрировала власть у правительства, с другой стороны давала чеболям возможность получать преференции в виде льготного кредитования. С 1961 по 1979 год правительство Южной Кореи придерживалось строгой политики в отношении выдачи кредитов и использования ресурсов. В то время страной правил генерал Пак Чон Хи. Согласно этой политике, чеболы, то есть крупные конгломераты, не могли использовать полученные кредиты и другие ресурсы для реализации проектов, выгодных исключительно для их корпораций. Вместо этого правительство предпочитало контролировать несколько десятков крупнейших компаний, считая такой подход более эффективным, чем контроль над сотнями более мелких предприятий. Такая политика была направлена на обеспечение стабильности экономики, предотвращение коррупции и поддержку национальной промышленности. Используя селективный подход, правительство предоставило некоторым компаниям эксклюзивное право на выполнение стратегических проектов, особенно в военной и строительной сферах [14].

Компаниям также предоставлялись следующие формы поддержки: финансовая помощь (в первую очередь, большие кредиты, предоставлявшиеся Корейским банком); низкие процентные ставки; валютные ассигнования; налоговые льготы; государственные заказы; лицензии на импортные и экспортные операции; поощрение инвестиций за рубежом. Поскольку взяток Пак Чжон Хи не брал, единственным способом выражения благодарности оставалось беспрекословное выполнение правительственных распоряжений, главным из которых было добиться экспорта любыми средствами.

Кроме того, Корея получила значительную финансовую помощь от Соединенных Штатов (за поддержку вьетнамской войны в 1960-х годах). Взамен получала десятки миллиардов долларов в виде грантов, займов, субсидий и передачи технологий. Следует также отметить, что корпорации получали от США крупные контракты на строительство, транспортировку, ремонт и обслуживание военной техники и т.д., что также способствовало росту и укреплению корейских конгломератов [15].

Однако предоставленные государственные преференций чеболям не редко сопровождались коррупционными скандалами. Например, финансирование избирательной кампании. В период правления Пак Чон Хи коррупция в Южной Корее была повсеместной, так как политические связи превалировали над экономическими критериями, которые помогали компаниям, втянутым в долги. Основной процесс был прост, крупный бизнес и политические лица обменивали политические услуги на взятку. Бизнесмены использовали ренту для максимально быстрого расширения, а политики для покупки голосов на предстоящих выборах.

Конец 70-х г. знаменовался замедление экономики, после убийства в 1979 г. президента Пак Чхон Хи, на пост вступил Чон Ду Хван (1980-1988 годы правления), который для оздоровления обстановки в стране принял решение ослабления жесткого контроля за чеболями. Чеболи стали активно трансформироваться в транснациональные корпорации (ТНК) и получили разрешение на приобретение до 8% акций банковских учреждений. В итоге, около 40% всех активов пяти крупнейших банковских организаций было выкуплено всего лишь одиннадцатью чеболями. Этот факт свидетельствует о снижении их зависимости от государственного финансирования [16].

К началу 1980-х, чеболи Южной Кореи стали занимать значимое место в экономике и финансах страны, а также получили значительное политическое влияние, как на внутреннем, так и международном уровнях. К середине 1980-х годов 94% от общего объема валового внутреннего продукта Южной Кореи приходилось на 50 крупнейших корпораций страны. В начале своего становления, южнокорейские чеболи были всего лишь инструментом правительства Южной Кореи для реализации внешнеполитического курса (повышение престижа страны в мировом сообществе и успешное налаживание внешнеэкономических и внешнеполитических отношений с другими государствами). Президент Чон Ду Хван удавалось выстраивать личные взаимоотношения с главами иностранных стран, что способствовало укреплению международного статуса Южной Кореи.

Внутренняя экономическая и социальная политика также играли важную роль в успехах внешнеполитической деятельности. Правление Чон Ду Хвана было отмечено снижением цен на товары потребления и достижением профицитного баланса внешней торговли впервые в истории страны. Экспорт и импорт существенно возрастали, а внешняя торговля, особенно в сфере тяжелой и химической промышленности, играла важную роль.

К концу XX века Южная Корея превратилась в одного из ведущих новых индустриальных центров, а уровень жизни в стране приблизился к развитым странам. Однако, разразившийся в 1997 году азиатский финансовый кризис обнажил слабые стороны существующей экономической модели. Стремясь стимулировать экспорт, корейские корпорации подорвали собственную экономику и сделали ее зависимой от колебаний мировых рынков.

С начала 1990-х годов экономика Республики Корея стала зависеть от иностранного капитала и ее внешний долг увеличился. Однако появились негативные факторы, включая монополизацию производства, кредиторскую задолженность и зависимость от спроса в США и Европе. В конце 1997 года общий краткосрочный внешний долг составлял $63,8 млрд., а валовые валютные резервы – всего $9,13 млрд.

Этот период в истории Южной Кореи известен как «эра МВФ». В это время страна столкнулась с серьезными финансовыми трудностями и обратилась за помощью к МВФ. Несколько стран, включая Южную Корею и Индонезию, полагались на МВФ и провели реструктуризацию своих корпоративных секторов. МВФ предоставил финансовую помощь этим странам при условии, что они проведут определенные реформы.

Для модернизации экономики были определены четыре основных направления: финансы, государственное управление, трудовые ресурсы и корпоративная структура. В этом процессе принимали участие финансово-промышленные группы (чеболи), правительство и финансовые учреждения. Правительство стремилось изменить сложившуюся систему взаимодействия с крупными чеболи, осуществив реформы, направленные на разделение и преобразование финансово-промышленных групп. Это оказало положительное влияние на экономику и финансовую систему Южной Кореи, что помогло успешно преодолеть кризисы. В период с 1999 по 2000 годы экономический рост Кореи был высоким и составил около 10% годовых.

В начале 1998 года в корпоративном секторе было введено пять ключевых принципов: усиление прозрачности в корпоративном управлении; отказ от предоставления кредитных гарантий между связанными компаниями; повышение финансовой стабильности; ограничение числа отраслей, в которых могут функционировать чеболи; улучшение отчетности со стороны контрольных акционеров и топ-менеджмента. Позже к этим принципам были добавлены еще три: снижение влияния чеболей на небанковский финансовый сектор; ограничение возможности косвенного перекрестного владения акциями и сделок внутри группы по нереальным ценам; предотвращение уклонения от уплаты налогов на подарки и наследство. Также были проведены реформы на рынке труда, в результате чего произошел переход от долговременной системы найма к более гибким рабочим отношениям [17].

Таким образом, финансово-промышленные группы, известные как чеболи, доказали свою эффективность в преодолении кризисов и сыграли ключевую роль в экономическом росте Южной Кореи. Во время мирового финансового кризиса 2007 года правительство сосредоточилось на преодолении экономической рецессии и потере рабочих мест, а также на восстановлении экспортных позиций Южной Кореи. Чеболи, в свою очередь, сконцентрировались на развитии таких сфер, как автомобилестроение, судостроение, металлургическая и электронная промышленность, что позволило стране восстановить свои экспортные позиции и выйти на новые рынки. По окончании азиатского кризиса, чеболи вышли на новый уровень, став активными участниками экономического роста страны.

В начале 2000-х годов Южная Корея активно участвовала в экономической глобализации из-за своего быстрого роста. Это сопровождалось снижением производственных мощностей в стране из-за кризиса. Крупным компаниям пришлось искать новые рынки и снижать цены для конкуренции. С 2000 года правительство стало поддерживать технологическое и инновационное развитие, инвестируя значительные средства в семь ключевых сфер. На сегодняшний день в Южной Корее насчитывается более 50 корпораций, которые можно отнести к чеболам, также отмечается, что до 2016 года основным критерием причисления корпорации к категории «чеболь» было наличие суммы активов, превышающей 5 триллионов южнокорейских вон.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чеболи оказали огромное влияние на развитие и становление современной Республики Корея, способствуя быстрому переходу страны от аграрного общества к индустриальному. Японская модель управления стала основой для создания южнокорейских чеболей, перенявших опыт дзайбацу. В период после японской колонизации чеболи стали одной из главных движущих сил экономического роста страны. Однако, начиная с 1980-х гг., когда новое правительство ослабило контроль и зависимость чеболей от государства, это спровоцировало экономический кризис и банкротство некоторых из них в 1997 г. История чеболей свидетельствует о том, что их успешность и стабильность зависят не только от внутренних факторов, но и от внешней среды, включая экономическую политику государства и глобальные условия.

Список литературы

1. Ребрей, С.М. Транснационализация японского бизнеса. Москва: МГИМО-Университет, 2015.

2. Гайкин, В.А. Корея в составе японской империи (1910-1945 гг.). Экономические и демографические последствия // История и археология. 2000. №3. С. 30-36.

3. Буторина, К.А. Экономическая стратегия южнокорейских президентов-диктаторов 1965-1985 гг // Казанский вестник молодых ученых. Вып. 2. 2018. № 1 (4). С. 13-18.

4. Клюквин, М.А. Роль Ли Сын Мана в становлении южнокорейского государства // Грамота. 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. III. С. 81-83.

5. Чеболь, транснациональная столица, доминирующая в Корее [Электронный ресурс]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/210485/1/park_2013_chaebol.pdf (дата обращения 05.12.2023).

6. Пак, Ч.М. Положительные и отрицательные факторы экономического развития в экономической истории Южной Кореи // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 8. 2017. № 1 (29). С. 150-158.

7. Борисова, Д.Д. Модели управления: «кэйрецу» и «чеболь» на примере компаний “Mitsui”, “Sumito” и “Hyundai” // Инновации и инвестиции. 2017. № 10. С. 215-217.

8. Ли, Ч.С. Крупный семейный бизнес Республики Корея: особенности корпоративного управления и роль в развитии национальной экономики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2015. № 4. С. 27-37.

9. Пригарина, В.А. Изменение типа лидерства в истории Южной Кореи // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 2 (54). С. 46-49.

10. Хайрутдинов, Р.В. Characteristic features of South Korean multinational corporations // Modern oriental studies. Т. 2. 2020. № 3. С. 147-151.

11. Подоба, З.С. Чеболь как основа экспортно ориентированной экономики Республики Корея) // Азия и Африка сегодня. 2018. № 3 (728). С. 33-40.

12. Миннекаева, А.Р. Особенности формирования южнокорейских финансово-промышленных групп // Казанский вестник молодых ученых. Т. 2. 2018. № 1 (4). С. 38-44.

13. Иванов, В.В. Участие Республики Корея во вьетнамской войне 1964-1973 гг // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 1. С. 109-115.

14. Дэвид, К.К. Плохие кредиты хорошим друзьям: денежная политика и государство развития в Южной Корее [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/4770740_Bad_Loans_to_Good_Friends_Money_Politics_and_the_Developmental_State_in_South_Korea (дата обращения 05.12.2023).

15. Сигида, Ю.С. Трансформация роли финансово-промышленных групп (чеболь) в экономической и политической жизни Южной Кореи в период с 1998 по 2013 г // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 397. С. 167-173.

16. Суслина, С.В. Единение против напасти. Республика Корея в азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов // Россия в глобальной политике. Т. 19. 2021. № 1 (107). С. 201-211.

17. Промышленная политика правительства Ли Сын Мана и стремление к аренде и экономическое развитие [Электронный ресурс]. URL: https://s-space.snu.ac.kr/bitstream/10371/94887/1/05%20김일영.pdf (дата обращения 05.12.2023).

References

1. Rebrej, S.M. Transnacionalizacija japonskogo biznesa. Moskva: MGIMO-Universitet, 2015.

2. Gajkin, V.A. Koreja v sostave japonskoj imperii (1910-1945 gg.). Jekonomicheskie i demograficheskie posledstvija // Istorija i arheologija. 2000. №3. S. 30-36.

3. Butorina, K.A. Jekonomicheskaja strategija juzhnokorejskih prezidentov-diktatorov 1965-1985 gg // Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. Vyp. 2. 2018. № 1 (4). S. 13-18.

4. Kljukvin, M.A. Rol' Li Syn Mana v stanovlenii juzhnokorejskogo gosudarstva // Gramota. 2015. № 12 (62): v 4-h ch. Ch. III. S. 81-83.

5. Chebol', transnacional'naja stolica, dominirujushhaja v Koree [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/210485/1/park_2013_chaebol.pdf (data obrashhenija 05.12.2023).

6. Pak, Ch.M. Polozhitel'nye i otricatel'nye faktory jekonomicheskogo razvitija v jekonomicheskoj istorii Juzhnoj Korei // MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie). T. 8. 2017. № 1 (29). S. 150-158.

7. Borisova, D.D. Modeli upravlenija: “kjejrecu” i “chebol'” na primere kompanij “Mitsui”, “Sumito” i “Hyundai” // Innovacii i investicii. 2017. № 10. S. 215-217.

8. Li, Ch.S. Krupnyj semejnyj biznes Respubliki Koreja: osobennosti korporativnogo upravlenija i rol' v razvitii nacional'noj jekonomiki // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Jekonomika. 2015. № 4. S. 27-37.

9. Prigarina, V.A. Izmenenie tipa liderstva v istorii Juzhnoj Korei // Skif. Voprosy studencheskoj nauki. 2021. № 2 (54). S. 46-49.

10. Hajrutdinov, R.V. Characteristic features of South Korean multinational corporations // Modern oriental studies. T. 2. 2020. № 3. S. 147-151.

11. Podoba, Z.S. Chebol' kak osnova jeksportno orientirovannoj jekonomiki Respubliki Koreja) // Azija i Afrika segodnja. 2018. № 3 (728). S. 33-40.

12. Minnekaeva, A.R. Osobennosti formirovanija juzhnokorejskih finansovo-promyshlennyh grupp // Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. T. 2. 2018. № 1 (4). S. 38-44.

13. Ivanov, V.V. Uchastie Respubliki Koreja vo v'etnamskoj vojne 1964-1973 gg // Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2011. № 1. S. 109-115.

14. Djevid, K.K. Plohie kredity horoshim druz'jam: denezhnaja politika i gosudarstvo razvitija v Juzhnoj Koree [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publication/4770740_Bad_Loans_to_Good_Friends_Money_Politics_and_the_Developmental_State_in_South_Korea (data obrashhenija 05.12.2023).

15. Sigida, Ju.S. Transformacija roli finansovo-promyshlennyh grupp (chebol') v jekonomicheskoj i politicheskoj zhizni Juzhnoj Korei v period s 1998 po 2013 g // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 397. S. 167-173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Suslina, S.V. Edinenie protiv napasti. Respublika Koreja v aziatskij finansovyj krizis 1997–1998 godov // Rossija v global'noj politike. T. 19. 2021. № 1 (107). S. 201-211.

17. Promyshlennaja politika pravitel'stva Li Syn Mana i stremlenie k arende i jekonomicheskoe razvitie [Jelektronnyj resurs]. URL: https://s-space.snu.ac.kr/bitstream/10371/94887/1/05%20김일영.pdf (data obrashhenija 05.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.