МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
способов, субъектов, норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности; во-вторых, система предупреждения преступлений постоянно развивается параллельно объекту, на который она направлена-преступность; в-третьих, наряду с нормативным, финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью
Список использованной литературы:
1. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб., 2009.
2. Голик Ю.В. Уголовно-правовое стимулирование позитивного поведения: Вопросы теории. Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 2009
3. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: Учеб. пособие / Красноярский институт МВД России. Красноярск, 2006.
4. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
5. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
© М.А. Коржев, 2015
УДК 342.723
М.А. Коржев
магистрант 1 курса магистратуры факультета государственного и муниципального управления
Уральский государственный экономический университет (СИНХ)
г. Екатеринбург. Российская Федерация
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РФ
Аннотация
Исторически сложилось, что после развала СССР и возникновения Российской Федерации, как совершенно нового государства, с отличной от «предшественника» политической системой и абсолютно иными органами государственной власти, долгое время отсутствовал единый федеральный орган, который осуществлял бы своими полномочиями защиту прав и законных интересов детей.
Ключевые слова
Права ребенка, положение детей РФ, Уполномоченный по правам ребенка в РФ, ЮНИСЕВ.
Вследствие этого, в 1999 году, Комитетом ООН по правам ребенка, по итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации о реализации положений Конвенции о правах ребенка, были вынесены замечания касаемые отсутствия органа независимого контроля за положением детей в РФ. Так же, Комитетом ООН по правам ребенка были вынесены требования о формировании института Уполномоченного по правам ребенка в РФ, с целью соблюдения обязательств, принятых на себя Россией, как страной-участницей ООН, связанных с обеспечением положений Конвенции о правах ребёнка.
Хотелось бы отметить тот факт, что Обязательства государств по созданию таких национальных органов, как Уполномоченные по правам ребенка, содержатся в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей» (пункт 31), принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8-10 мая 2002 года). С законодательными инициативами о введении института Уполномоченных по правам ребенка на территории РФ неоднократно выступали депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, общественные, в том числе правозащитные, организации.
Во исполнение обязательств направленных на реализацию положений Конвенции о правах ребёнка, с 1998 года, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, было поручено совместно
78
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ, реализовать пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. На первом этапе было учреждено 5 постов Уполномоченных различными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. По состоянию на 1 февраля 2003 года, было учреждено 12 постов Уполномоченных на уровне субъектов Российской Федерации (республики: Северная Осетия-Алания, Чеченская,
Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург) и 3 - на уровне муниципального образования (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург). В 5 субъектах пост Уполномоченного был введён законом субъекта Российской Федерации (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, г. Москва). Из 15 Уполномоченных трое работали от лица общественных организаций на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области).
В ходе введения пилотного проекта Уполномоченного по правам ребёнка, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, не было дано конкретных инструкций, касаемых положения должности Уполномоченного по правам ребёнка в системе органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления и тем, какими нормативными актами, каких органов регламентируется деятельность данного должностного лица.
Порядок назначения и организационно-правовой статус региональных Уполномоченных был различен. В большинстве случаев Уполномоченные по правам ребёнка включены в систему исполнительной власти субъекта и назначаются главами высшего органа исполнительной власти субъекта. Но имелись и случаи, в некоторых субъектах Федерации, где решение о введении должности Уполномоченного, а так же назначение, принималось законодательным органом или с его согласия. Тем самым Уполномоченные приобретают парламентский статус и имеют большую независимость от исполнительной власти, что, как показала практика применения подобного метода назначения, повышает эффективность их работы.
Хотелось бы обратить внимание, что в отдельных субъектах РФ, а именно в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Красноярском краях, Республике Северной Осетии-Алании, Самарской области для обеспечения деятельности Уполномоченного по правам ребёнка был учрежден аппарат Уполномоченного или аналогичные ему структуры.
Первые годы работы Уполномоченных по правам ребенка показали, что проблема нарушения прав детей государственными органами (учреждениями), призванными обеспечивать права детей, а также ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей по защите прав детей, стоит очень остро. Эти проблемы нашли своё отражения в периодических докладах Уполномоченных. В этой связи учреждение на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка рассматривался органами власти субъектов Российской Федерации как целесообразный шаг по созданию качественно новой формы правовой защиты детей.
С введением должности Уполномоченного по правам ребенка в различных регионах страны - более активно пошел процесс формирования в общественном сознании идеи необходимости соблюдения семьями, обществом и государством прав и законных интересов детей. Возникла потребность в создании эффективных механизмов реализации детских прав во всех сферах жизни общества.
С появлением и развитием института Уполномоченных по правам ребенка по субъектам РФ, российское общество объективно продемонстрировало готовность и желание формировать на уровне общественного сознания и государственной власти реальный механизм обеспечения прав детей - в полном объеме и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. И одним из основных элементов этого механизма, наряду с Уполномоченными по правам ребёнка по субъектам РФ, а так же иных органов государственной власти, в обязанности которых входит обеспечение прав детей, стал Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Основы деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, были выработаны исходя из анализа и оценки опыта проведённой ранее пилотной программы по введению и функционированию Уполномоченных по правам детей в субъектах РФ.
79
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Первый значимый шаг по введению должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка был сделан с момента издания Указа Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка", который своими положениями утвердил, что необходимость ввода указанной должности объясняется необходимостью обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации и во исполнение этой цели, данный указ президента РФ устанавливал следующий набор основных прав детского омбудсмена, а именно:
-запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
-беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
-проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
-направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
-привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Список использованной литературы:
1. Конвенция о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР № 1559-I от 13 июня 1990г.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Рос. Газета 1993г.
3. Федерации:Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ от 26 февраля 1997 г. Рос. Газета 1997 г.
4. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 . Рос. Газета 2009 г.
5. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правамребенка: Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1518 . Рос. Газета 2010 г.
© М.А. Коржев, 2015
80
№7/2015
ISSN 2410-6070
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
УДК 37.064.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
М.И. Баликоева
К.п.н., доцент Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Г орно-Металлургический Институт (Государственный Технологический университет) г. Владикавказ, Российская Федерация
В.П. Рубаева К.п.н., доцент Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Горно-Металлургический Институт (Государственный Технологический университет) г. Владикавказ, Российская Федерация
ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» С ПОМОЩЬЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» в свете модернизации образования. Особое внимание уделяется мастерству педагога в решении педагогических ситуаций, которым измеряется уровень педагогического профессионализма. Возникающие конфликтные ситуации побуждают педагога искать способы оптимизации взаимоотношений с учащимися. Наиболее эффективной формой взаимодействия педагога и учащихся признается их сотрудничество в условиях совместной деятельности.
Ключевые слова
Педагогическая ситуация, система «учитель-ученик», взаимодействие, сотрудничество,
профессионализм.
Присоединение российских вузов к Болонскому процессу привело к изменениям в концепции российского высшего профессионального обучения. Переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура), введение системы академических кредитов (зачетов) (European Credit Transfer System) и балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний студентов актуализировали проблему совершенствования и модернизации образовательного процесса с учётом изменившихся целей и задач обучения. Модернизация образования происходит в условиях комплексного преобразования системы общего образования; в частности, акцент ставится на саморазвитие учащихся в процессе их сотворчества с преподавателем; реализацию их субъектной позиции в процессе личностно ориентированного обучения. В контексте личностно-ориентированного подхода проблема оптимизации образовательного процесса сопряжена со спецификой организации взаимодействия «учитель-ученик», подразумевая под этими терминами любого наставника и обучющегося. Главное, что характерно для этого взаимодействия -неординарность пространства взаимоотношений и деятельности участников образовательного процесса, актуализируемых в различных профессиональных педагогических ситуациях: педагог обязан быть не просто специалистом высокого уровня в своей предметно-профильной деятельности, но и должен обеспечивать целостность, динамизм, системность, интегративный характер учебно-воспитательного процесса.
Исследования показывают, что чем старше ученики, тем позитивнее они характеризуют преподавателей, как правило, принимая во внимание не столько характер, отношения педагога, сколько профессиональные качества. Однако в числе «любимых» после окончания учебы обычно называют не самых умных или профессионально развитых преподавателей, а тех, с которыми сложились доверительные и добрые взаимоотношения, тех, для кого эти ученики тоже были «любимчиками», т.е. приняты, избраны, высоко оценены.
81