С.С. КАРЖАУБАЕВ,
старший научный сотрудник сектора судебной системы и борьбы с коррупцией Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Отправным пунктом истории законодательства о труде и уголовной ответственности в сфере трудовых отношений послужила октябрьская революция 1917 года. Уже на второй день после известного события был образован Народный комиссариат труда. 29 октября 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет «О восьмичасовом рабочем дне», который распространялся на все частные и государственные предприятия, всех работающих по найму. По существу это был декрет об охране труда в широком смысле слова. Особой заботой Декрет окружил женщин и подростков: они не допускались к подземным работам, подросткам до шестнадцати лет запрещались ночные работы, а всем подросткам до восемнадцати лет запрещались сверхурочные работы. Для подростков до восемнадцати лет устанавливался шестичасовой рабочий день, малолетние (до четырнадцати лет) не привлекались к работам. Устанавливались выходные и праздничные дни, вводились обязательные перерывы на протяжении рабочего дня для приема пищи и отдыха, а также перерывы, предусмотренные для кормящих матерей. Данный Декрет в качестве основных гарантий предусматривал и уголовно-правовую гарантию в виде привлечения к уголовной ответственности. Нарушение Декрета каралось «по суду лишением свободы до одного года» [1, с. 10].
Последующим правовым актом Советской власти в области охраны трудовых прав выступил Декрет о социальном страховании, который охватывал все случаи потери трудоспособности и распространялся на всех трудящихся. В «Правительственном сообщении о социальном страховании» указывалось о намерении нового революционного правительства рабочих и крестьян скорейшего издания декретов о полном социальном страховании на основе рабочих страховых лозунгов. Тем самым в истории трудового законодательства впервые появился институт социального страхования, ранее не приемлемый царским правительством.
Важной вехой в истории трудового законодательства было принятие Кодекса Законов о труде
РСФСР (декабрь 1918 г.), в основу которого легла программа по охране труда. Программа поставила следующие первоочередные задачи, необходимые для дальнейшего укрепления законности:
1) усилить работу по организации и расширению инспекций труда путем подбора и подготовки для этой цели активных работников из среды самих рабочих и по распределению на мелкую и домашнюю промышленность;
2) распространить охрану труда на все виды труда;
3) окончательно снять с работ малолетних и провести дальнейшее сокращение рабочего дня для подростков [2, с. 429].
Важную роль в развитии уголовно-правового регулирования безопасности труда сыграл Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об инспекции труда», принятый 18 мая 1918 года. Инспекция ставила перед собой цель - охрану жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых хозяйственной деятельностью, и распространялась на всю совокупность условий жизни трудящихся как на местах их работы, так и вне этих мест. Для осуществления мероприятия, связанного с организацией и расширением инспекций труда, осуществлялся подбор кадров из среды самих рабочих путем выборов. Выборные инспекторы труда наделялись широкими полномочиями. Так, согласно п. 9 данного нормативного акта, инспекторам по труду предоставлялось право «за неисполнение или нарушение декретов, постановлений и других подобных актов Советской власти и за непринятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья трудящихся привлекать виновных к суду, а также налагать денежные взыскания в пределах, установленных особой инструкцией» [1, с. 27].
Инспекция труда за первые годы своего существования добилась разительных результатов, количество инспекторов непрерывно возрастало. Так уже в 1922 г. каждый промышленный участок с числом работающих до 5 тысяч человек контролировался инспектором. В этом же году во время первичных проверок инспекторы труда выявили на 45% предприятий серьезные нарушения законов о
рабочем времени, но уже при повторной проверке в том же году подобные нарушения были выявлены только на 17% предприятий [2, с. 20].
Особой заботой окружила инспекция несовершеннолетних и малолетних подростков. Однако данная работа по внедрению мер по охране труда среди несовершеннолетних имела свои особенности, связанные с преступностью среди несовершеннолетних. Преступность среди несовершеннолетних росла большими темпами, чем среди взрослых, так как число бездомных и голодных детей увеличивалось с каждым годом [4, с. 201]. Россия в целом, с учетом его национальных окраин, по словам известного исследователя Е. Тарновского, по уровню детской преступности вышла на первое место, вследствие ужасающих условий жизни и труда несовершеннолетних [5, с. 45]. Перед властью встала задача не только снять несовершеннолетних с вредного производства, но и обеспечить их переход на более легкие участки работы; а также условия для учебы. Работу в данном направлении постоянно проводили междуведомственные комиссии в составе представителей Народного Комиссариата Труда, профсоюзов, Народного Комиссариата Просвещения и комсомола.
Среди Декретов, направленных на защиту трудовых прав граждан, можно выделить Декрет СНК РСФСР от 29 января 1920 г. «О порядке всеобщей трудовой повинности», который в числе нарушений за небрежную организацию работ, предусматривал ответственность в судебном порядке [1, с.27].
Принятие второго Кодекса законов о труде (1922) явилось важнейшим событием в правовом регулировании труда. Особенность его состояла в принятии договорного принципа привлечения к труду. Декларируемые новым трудовым кодексом 1922 года права трудящихся требовали принятия соответствующих гарантий соблюдения законов о труде. З.А. Вышинская отмечала по этому поводу, что установление основ рабочего законодательства неизбежно требовало учета, надзора за проведением в жизнь этих положений, этих основ, неизбежно требовало борьбы со всякого рода нарушениями законодательства о труде [6, с. 41].
По мере укрепления государства основными задачами власти стали мероприятия по укреплению и обеспечению основных конституционных трудовых прав граждан. 27 апреля 1922 года Совет Народных Комиссаров принимает Декрет «О наказаниях за нарушение постановлений об охране труда». Декрет предусматривал уголовно-правовую ответственность за нарушение правил, установленных Кодексом законов о труде и общим положением о тарифе. Последний регулиро-
вал продолжительность рабочего дня, сверхурочные часы, ночную работу, работу женщин и подростков, оплату труда, прием и увольнение, а также нарушение специальных норм об охране труда. Санкция за преступления в сфере применения наемного труда, в соответствии с данным нормативным актом, предусматривалась в виде наложения штрафа на лицо, наделенное административно-хозяйственной и организационно-управленческой функцией, не ниже ста миллионов рублей и до одного миллиарда рублей (по старому исчислению). В качестве альтернативной меры наказания предусматривались принудительные работы на срок не ниже трех месяцев или же другие меры наказания в виде лишения свободы на срок до одного года [1, с. 146].
Наложение предусмотренных штрафов входило в исключительную компетенцию народного суда. Обязанности инспекции труда ограничивались в случаях нарушения трудовых прав трудящихся составлением протокола и предоставлением его в народный суд, не позднее суток. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения инспекторами своих обязанностей, они привлекались к ответственности за бездействие. Аналогичная ответственность предусматривалась и для членов народного суда в случаях нарушения постановления, предусматривающего невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по надлежащему и справедливому рассмотрению в недельный срок, или же в порядке судебного приказа незамедлительно, дел по нарушениям постановлений охраны труда [1, с. 146]. Данная ответственность, предусмотренная для членов народного суда и инспекторов труда за бездействие, служила мощным рычагом в борьбе с бюрократизмом и волокитой государственных служащих, которые имели место в деятельности указанных органов власти.
Следующей основной уголовно-правовой гарантией защиты трудовых прав трудящихся стали нормы, содержащиеся в первом Уголовном кодексе РСФСР. Прогрессивная роль уголовного кодекса была оценена современниками того времени [7, с. 359; 8, с. 92; 9, с. 28]. Разработанный проект Уголовного кодекса РСФСР был принят ВЦИКом 24 мая 1922 г. и введен в действие с 1 июня 1922 г.
Действие Уголовного кодекса РСФСР 1922 года распространялось на всей территории РСФСР, в том числе и на КАССР как на автономную республику в составе Российской Федерации. Постановлением третьей сессии ЦИК КазАССР второго созыва было принято важнейшее решение о введении на территории КазАССР Уголовного кодекса РСФСР. Тем самым в Казахстане были введены принципи-
ально новые правовые нормы привлечения к уголовной ответственности. Уголовный кодекс РСФСР был введен в действие на территории Казахстана с 1 июня 1922 г. с дополнительной IX главой, в которой предусматривалась уголовная ответственность за специфические для нашего региона преступления - барымта, выкуп невест.
Отличительной особенностью Уголовного кодекса РСФСР 1922 года было применение уголовных норм по аналогии. Как известно, комиссия Малого Совнаркома РСФСР возражала против включения в проект УК РСФСР аналогии. Однако на решение ввести в кодекс понятия аналогии повлияло выступление Н.В. Крыленко, который утверждал, что «трудно в наше время, в особенности, когда целый ряд преступлений постоянно видоизменяется, в отличие от тех преступлений, которые были в прежнем кодексе, уловить все разновидности новых преступных деяний, и именно для этого мы предоставляем суду статьей 10 право в случае, если придется в жизни столкнуться с преступлениями, в законах не предусмотренными, действовать по аналогии» [10, с. 3].
Применение аналогии в отношении преступлений, направленных против трудовых прав трудящихся и безопасности производства, получило в практике распространение за счет должностных преступлений и преступлений против личности. Такими преступлениями, в частности, можно, назвать преступления, связанные со злоупотреблению властью (ст.105), когда неправомерные действия должностного лица привели к явному нарушению правильной работы учреждения, предприятия, повлекли за собой нарушение общественного порядка и охраняемых законом прав и интересов трудящихся. Бездействие должностного лица (ст. 107), когда должностное лицо должно было выполнить определенные обязанности, но не выполнило их, и при этом наступили определенные последствия, нарушающие трудовые права граждан. Халатность должностного лица (ст. 108), т.е. невнимательное, небрежное или явно недобросовестное отношение к возложенным на него обязанностям, последствиями которого являются нарушения трудовых прав трудящихся.
Аналогия закона в отношении преступлений против трудовых прав граждан применялась также за счет преступлений против личности, подобными преступлениями выступали: преступления, предусматривающие уголовно-правовую ответственность за убийство по неосторожности (ст. 147), если оно явилось преступным результатом несоблюдения правил охраны труда; за неосторожные телесные повреждения (ст.154), если оно явилось следствием сознательного несоблюдения правил охраны труда и производственной санитарии.
Кроме того, Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., распространяющий свое действие на территории Казахстана, имел специальные нормы, предусматривающие уголовно-правовую ответственность за преступления, направленные против трудовых прав граждан и безопасности производства. В качестве таких выступали нормы, предусматривающие ответственность: 1) за нарушение нанимателем установленных Кодексом законов о труде и общих положений о тарифе правил, регулирующих продолжительность рабочего дня, сверхурочные часы, ночную работу, работу женщин и подростков, оплату труда, прием и увольнение, а также нарушение специальных норм об охране труда (ч. 1 ст. 132); 2) за то же преступление, если оно включает группу рабочих или значительное его количество (ч. 2 ст. 132); за нарушение нанимателями, как соответствующими лицами государственных предприятий, так и частными лицами заключенных ими с профсоюзами коллективных договоров (ст. 133); за воспрепятствование законной деятельности фаб-завкомов (месткомов), профсоюзов и их уполномоченных или препятствование использованию ими прав (ст. 134); за заведомое поставление работающего в такие условия работы, при которых он вполне или отчасти утратил или мог утратить свою трудоспособность (ст. 156) [11, с. 41].
При этом нормы, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, направленные против трудовых прав граждан и безопасность производства, не были сгруппированы в единой специальной главе, характерного для нового уголовного кодекса Республики Казахстан 1997 г., а представлены в виде отдельных статей различных глав. Так, статьи 132, 133, 134 располагаются в главе IV «Преступления хозяйственные», статья 156 находится в главе V «Преступления против жизни, здоровья и достоинства личности».
Наиболее приемлемая из вышеперечисленных норм в борьбе с преступлениями, направленными против трудовых прав граждан, выделяется ст. 132 УК РСФСР, которая непосредственно регулирует охрану трудовых прав и безопасность производства. Данная норма целиком заимствована из Декрета СНК «О наказаниях за нарушение постановлений об охране труда» от 27 апреля 1922 г., единственным отличием является норма в УК РСФСР, предусматривающая уголовную ответственность за то же преступление, но повлекшее нарушение трудовых прав группы рабочих или значительное их количество [1, с. 152].
Диспозиция ст. 132 УК РСФСР 1922г. бланкетная, она не конкретизировала основные моменты положений Кодекса законов о труде и других правовых актов трудового законодательства. Подоб-
ное положение имело отрицательное значение, когда некоторые правонарушения, не подпадающие под признаки данного преступления и не соответствующие перечисленным в диспозиции положениям ст. 132 УК РСФСР 1922 г., на практике обычно решалось по аналогии с использованием специальной инструкции, позволяющей единообразно толковать данную статью [12, с. 24-25].
Глава V Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. содержала специальную 156 статью, предусматривающую уголовную ответственность за посягательство на трудоспособность, она гласила о заведомом поставлении работающего в такие условия, при которых он мог утратить свою трудоспособность. К примерному перечню деяний, которые подпадали под действие данной нормы, относились: направление подростка на работы, требующие особой ловкости и опыта; направление рабочего на работы с использованием ядовитых веществ или на участки, где имелись вредные для здоровья испарения без предоставления надлежащих средств индивидуальной защиты и другое. Состав преступления по конструкции формальный, так как для применения статьи достаточно постав-ления, без причинения вреда здоровью.
Период новой экономической политики характеризовался наличием совершенно нового состояния, не свойственного социалистическому производству: появлением новой прослойки общества -«нэпманов», физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Данные лица наряду с государственными управленцами - должностными лицами могли быть субъектами преступлений, направленных против трудовых прав граждан и безопасности производства. Постановление Народного Комиссариата Юстиции и Народного Комиссариата Труда «Об определении понятия «нанимателя» как лица, ответственного за исполнение законов о применении наемного труда в порядке статей 132, 133, 134, 156 Уголовного Кодекса» от 29 октября 1923 г. четко определяет нанимателя как субъекта преступления. Данное постановление действовало также и на территории Казахстана. Нанимателем согласно данному постановлению является физическое и юридическое лицо, которое выступает стороной в договоре найма (нанимает рабочую силу). Если же нанимателем является юридическое лицо, то к уголовной ответственности привлекается физическое лицо, являющееся ближайшим ответственным руководителям работ. Отсюда следует, что к уголовной ответственности привлекаются только непосредственные руководители работ, а сами же владельцы или первые руководители предприятий могут быть только соучастниками, если они знали о пра-
вонарушении и не приняли должных мер к его устранению. Если же само правонарушение было учинено по их распоряжению, в частности, когда непосредственные руководители являются подставными, то к уголовной ответственности привлекаются владельцы или первые руководители предприятий [1, с. 168].
Освобождение от наказания возможно только в том случае, если наниматель докажет, что принял все возможные меры по устранению или предупреждению правонарушения. Следовательно, к уголовной ответственности, согласно данному постановлению, могут быть привлечены в качестве «нанимателя» - субъекта преступления непосредственные руководители работ и в качестве соучастников - владельцы или первые руководители предприятий.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик принял декларацию об образовании СССР. В вопросах охраны труда и трудовых прав наступает новый этап, так как трудовая политика начинает проводиться последовательнее. Коммунистическая партия в тот период ориентировала госорганы, профсоюзы, общественность на выполнение максимальных, реальных задач в области трудового права.
С образованием СССР все декреты и постановления ВЦИК РСФСР и его Президиума распространялись на всей территории СССР, в том числе и на территории Казахстана. Законодательно это было определено в Декрете ЦИК СССР от 13 июля 1923 г. «О распространении на территорию Союза ССР тех декретов и постановлений ВЦИК РСФСР и его президиума, которые имели действие на территории РСФСР, Союзных и договорных республик».
Уголовный кодекс РСФСР 1926 года также уделяет внимание уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства, предусматривая ответственность за отказ в приеме на работу женщин по мотивам беременности и снижение им заработной платы по тем же мотивам.
Демографическая ситуация в советском государстве требовала принятия срочных реабилитационных мер. Одними из таких мер было принятие Постановления ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Данное постановление закрепило субъективную дифференциацию трудового законодательства в отношении беременных женщин, тем самым было положено на-
чало охраны труда и трудовых прав женщин. Постановление в качестве правовой гарантии предусматривало возможность привлечения к ответственности за отказ в приеме на работу женщин по мотивам беременности, снижение заработной платы по тем же мотивам [1, с. 390].
Рекомендация принятия в Уголовных кодексах союзных республик уголовного наказания за отказ в приеме на работу женщин по мотивам беременности и снижение им заработной платы по тем же мотивам была законодательно принята в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 5 октября 1936 г. «Об уголовной ответственности за отказ в приеме женщин на работу и за снижение им заработной платы по мотивам беременности» в виде исправительно-трудовых работ на срок до шести месяцев или штрафа до 1000 руб. (по старому исчислению). При повторности указанных нарушений наказание может быть повышено до двух лет лишения свободы [1, с. 393].
Данные рекомендации были осуществлены и закреплены в Уголовном кодексе РСФСР, действовавшем на территории Казахстана, Постановлением ВЦИК и СНК от 10 мая 1937 г. «Об изменении действующего законодательства РСФСР в связи с постановлением ЦНК и СНК СССР 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Уголовный кодекс пополнился нормой, предусматривающей уголовную ответственность за отказ в приеме на работу женщин по мотивам беременности или снижение заработной платы по тем же мотивам, приведенной в дополнительной статье 133-а [1, с. 400].
Подобное положение дел относительно законодательной охраны трудовых прав граждан существовало и во время войны 1941 - 1945 гг. В это время из европейской части СССР в Казахстан эвакуировались предприятия вместе с оборудованием, рабочими кадрами. Послевоенный период характеризуется восстановлением народного хозяйства в оккупированых районах, где в результате ведения военных действий промышленность пришла в упадок. Однако в тех районах, в частности, в КазССР, где военные действия не происходили, промышленность стала развиваться интенсивнее. Интенсивность и увеличение темпов производства некоторым образом сказывались на трудовых правах граждан, но советское государство стремилось обеспечить необходимую правовую гарантию охраны трудовых прав.
Государство предприняло шаги по охране труда женщин, имеющих детей, законодательно закрепив и гарантировав всемерную защиту. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 г. «Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин» государство взяло под защиту кормящих грудью матерей, предусмотрев уголовную ответственность за отказ в приеме на работу матерей, кормящих грудью. Историческая необходимость принятия этого постановления выражалась в нехватке рабочих рук из-за больших людских потерь в Великой Отечественной войне. В этом же году Указом Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1949 года была принята ст. 133-а Уголовного кодекса 1926 года, предусматривающая уголовную ответственность в виде привлечения к исправительно-трудовым работам на срок до шести месяцев или штрафом до 1000 руб. за отказ в приеме на работу женщин по мотивам беременности, а равно отказ в приеме на работу матерей, кормящих грудью, или снижение заработной платы по тем же мотивам. Повтор-ность данного нарушения наказывалась лишением свободы до двух лет [1, с. 437].
Дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства послужило принятие в 1958 году Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Хотя эти Основы состояли из Общей части, они стали началом развития законодательства в союзных республиках, в частности, в Казахстане. Казахстан как советская республика на основе Основ Уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик принимает Уголовный кодекс КазССР.
Принятие Уголовного кодекса КазССР стало грандиозным событием в истории уголовного законодательства Казахстана, и послужила правовой базой становления, и развития уголовно-правовой мысли в Казахстане. Характерной особенностью нового кодекса явилось то, что уголовно-правовые нормы, касающиеся охраны трудовых прав граждан, выделены в отдельную главу, что не было присуще Уголовному кодексу РСФСР 1922 г., действовавшего на территории Казахстана. В действующем с 1960 года Уголовном кодексе Казахской ССР была впервые введена четвертая глава «Преступления против политических и трудовых прав граждан», и как отмечалось в «Объяснительной записке», данная глава была введена с целью «...дальнейшего усиления охраны прав граждан, гарантированных Конституцией СССР, определили выдвижение соответствующих глав в системе кодекса и введении новой главы 4 о преступлениях против политических и
трудовых прав граждан» [13, с. 8].
В данной главе выделяются три основные статьи, непосредственно затрагивающие сферу наемного труда: ст. 125 (Нарушение законодательства о труде), ст. 126 (Нарушение правил охраны труда), ст. 127 (Нарушение прав беременных женщин и женщин, имеющих грудных детей). Состав преступления в данных статьях сформирован с помощью бланкетной диспозиции, так как нарушение законодательства о труде, нарушение прав беременных женщин и женщин, имеющих грудных детей, нарушение правил охраны труда регулируются нормативными актами не уголовно-правового характера.
Исследование уголовного законодательства в историческом аспекте дает основание постановки вопроса периодизации развития уголовно-пра-
вовой охраны трудовых прав граждан с момента возникновения советского государства и до настоящего времени.
Развитие уголовного законодательства об охране трудовых прав граждан представлено в виде двух основных этапов. Первый - от октября 1917 года до принятия Уголовного кодекса Республики Казахстан 1997 года. Данный этап характеризуется развитием и становлением уголовно-правовой системы РСФСР, в составе которой находился Казахстан, как автономное образование. Отмечен становлением уголовно-правовой системы КазССР - как равноправной республики в составе СССР. Второй этап - от принятия Уголовного кодекса Республики Казахстан до наших дней, эпоха становления уголовного законодательства независимого и суверенного Казахстана.
Использованная литература
1. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917 - 1952).
- М.: Госюриздат, 1953. - 346 с.
2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Госполитиздат, 1954. 4.1. - 485 с.
3. Сокольский А. Охрана труда. - М.: Госюриздат, 1927. - 134 с.
4. Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. - М.: МГУ, 1960. - 338 с.
5. Тарновский Е. Движение числа несовершеннолетних, осужденных в связи с общим ростом преступности в России за 1901 - 1910 гг. // Журнал министерства юстиции, 1913. - №10. - С. 45.
6. Вышинская З.А. Преступления в области трудовых отношений. - М.: Гос. изд. юрид. лит., тип. «Красный пролетарий», 1949. - 34 с.
7. Герцензон А.А. Из истории создания первого советского уголовного кодекса // Советское государство и право. - 1967. - №3. - С. 92.
8. Исаев М. Уголовный кодекс 1 июня 1922 г. // Советское право. - 1922. - №2. - С. 28.
9. Бранденбургский Я. Революционная законность, прокуратура и адвокатура // Советское право.
- 1922. - №2. - С. 3.
10. Еженедельник Советской юстиции. - 1922. - №24 - 25. - С. 24-25.
11. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. - М.: Юриздат, 1922. - 56 с.
12. Уголовный кодекс союзных республик. - Харьков, 1925. - 267 с.
13. Уголовный Кодекс КазССР. Проект. - Алма-Ата: Казахстан, 1959. - 47 с.
Берыген мацала кецестт кезецдегг азаматтардыц ецбек цуцыцтарыныц цылмыстыц-цуцыцтыц цоргалуыныц цалыптасу жэне даму тарихын зерттеуге арналган. 1918 жылдан бастап 1960 жылга дешнг1 азаматтардыц ецбек цуцыцтарын цоргау цатынастарын рет-тейтт нормативтж-цщыцтыц актглер зерттелдг жэне талдау жасалды.
Статья посвящена истории становления и развития уголовно-правовой охраны трудовых прав граждан. Сделан анализ нормативно-правовых актов, регулирующих защиту трудовых прав граждан в период с 1918 по 1960 годы.
Given article is devoted research of history of formation and development of criminally-right protection labor rights of citizens during the Soviet period. The legal acts regulating the relations on protection of the labor rights of citizens since 1918 for 1960 are investigated and analyzed.