УДК 343.16
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
В.О. Пантелеев
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: [email protected]
Рассмотрена история образования и развития одного из подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации - следственного управления по Сибирскому федеральному округу. Сделан краткий исторический обзор органов, предшествовавших образованию следственного управления. Изучена структура следственного управления, динамика изменения численности штата и приведены биографические сведения о руководящем составе управления и его структурных подразделений. Выявлен ряд организационных проблем в деятельности следственного управления и спрогнозированы перспективы его дальнейшего развития и модернизации.
Ключевые слова: Сибирский федеральный округ, следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, управление Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе.
HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INVESTIGATION DEPARTMENT OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
V.O. Panteleev
Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: [email protected]
Discusses the history of formation and development of one of the subdivisions of the Central office of the Investigative Committee of the Russian Federation - the investigation Department in the Siberian Federal district. A brief historical overview of the bodies, preceding the formation of the division. Studied the structure of the investigation Department, the dynamics of changes in the state and provides biographical information about the management team of the management and its structural divisions. Revealed a number of organizational issues in the activities of the investigation Department and envisages the prospects of its further development and modernization.
Key words: Siberian federal district, the investigation Department of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Siberian federal district, the investigative Department of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Siberian federal district, the office of the General prosecutor's office in the Siberian federal district.
© Пантелеев В.О., 2013
Следственный комитет Российской Федерации в настоящее время, безусловно, занимает одно из ключевых мест в действующей модели правоохранительных органов государства. После его выделения из органов прокуратуры Следственный комитет Российской Федерации занял особое место в системе органов государственной власти: он не входит ни в одну из ветвей государственной власти, ни в структуру какого-либо другого органа. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей [13].
Вопрос о становлении и правовом статусе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (а впоследствии Следственного комитета Российской Федерации) и о его месте в системе правоохранительных органов неоднократно рассматривался в современной юридической литературе. Достаточно сказать, что по данной тематике В.П. Ануфриевым [1], В.А. Медведевым [5] и Е.А. Травкиным [12] были защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Но следует отметить, что все указанные авторы рассматривают Следственный комитет Российской Федерации в ключе либо конституционно-правового, либо уголовно-процессуального законодательства, в то время как история становления и развития этого органа до настоящего времени не исследовалась. В настоящей статье ставится цель рассмотреть историю образования и развития одного из подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации - следственного управления по Сибирскому федеральному округу, а также высказать предположения о дальнейших мерах по его развитию.
Как известно, Сибирский федеральный округ образован 13 мая 2000 г. при формировании института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах [8]. На тот момент в состав округа вошло 16 субъектов Федерации, в том числе: 4 республики - Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, 2 края - Алтайский и Красноярский, 6 областей -Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская, 4 автономных округа - Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский и Эвенкийский автономный округ1. Центром федерального округа является г. Новосибирск.
Почти одновременно - 5 июня 2000 г. приказом Генерального прокурора Российской Федерации создано и управление Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе. При этом в штате аппарата Генеральной прокуратуры дополнительно установлено семь должностей заместителей Генерального прокурора Российской Федерации (по количеству образованных федеральных округов), один из которых возглавил управление Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе.
1 В настоящее время за счет объединения ряда субъектов Федерации в Сибирский федеральный округ входит 12 субъектов. Так, 1 января 2007 г. Красноярский край объединен с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами; 1 января 2008 г. Иркутская область - с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом; 1 марта 2008 г. на основе Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа образован Забайкальский край.
Первым руководителем управления Генеральной Прокуратуры в Сибирском федеральном округе стал заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Симученков, 1955 года рождения, до этого получивший богатую следственную практику: стажер, следователь прокуратуры Черлакского района Омской области, старший следователь Омской областной прокуратуры, заместитель начальника следственного управления, прокурор Первомайского района Омска, затем заместитель прокурора Тюменской области, прокурор Кемеровской области [11].
Среди прочих одной из главных целей деятельности управлений Генеральной прокуратуры в федеральных округах стало расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях. Для выполнения указанной задачи было учреждено две должности следователя по особо важным делам при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации. Впоследствии количество следователей в управлении было увеличено до четырех, которыми являлись А.П. Комков, В.П. Ануфриев, А.А. Чернусь, ЕМ. Цыганков.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с действующим на тот момент уголовно-процессуальным законодательством прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу также был уполномочен участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия. В связи с этим на основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ ряд уголовных дел находились и в производстве прокуроров отдела управления. Уже в первый год деятельности управления Генеральной Прокуратуры в Сибирском федеральном округе расследовались дела, представляющие особую общественную значимость, в том числе по фактам пропажи без вести абитуриенток в Алтайском крае, дело в отношении бывшего губернатора Новосибирской области В.П. Мухи, серийного убийцы Павленко и др.
7 сентября 2007 г. указом Президента Российской Федерации был создан новый правоохранительный орган - Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации [3]. При образовании Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в его центральном аппарате были созданы следственные отделы по федеральным округам, в том числе и следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, в который в порядке перевода из Генеральной прокуратуры Российской Федерации назначено семь оперативных сотрудников: руководитель, его заместитель, три следователя по особо важным делам, старший референт и референт. Также в штат следственного отдела входил ведущий специалист 2-го разряда, отвечающий за делопроизводство.
При этом в следственный отдел на должности следователей по особо важным делам были назначены вышеуказанные следователи, ранее замещавшие должности в управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу: А.П. Комков, А.А. Чернусь, ЕМ. Цыганков. Должность руководителя отдела занял В.В. Усов, 1962 года рождения, его заместителя - В.П. Ануфриев.
Первое расширение штатной численности следственного отдела по Сибирскому федеральному округу произошло почти через два года - 02 июля
2009 г., когда в штатное расписание были включены еще четыре штатные единицы: два следователя по особо важным делам, один старший следователь и главный специалист 3-го разряда. В таком составе следственный отдел функционировал до образования нового, самостоятельного органа -Следственного комитета Российской Федерации.
27 сентября 2010 г. указом Президента Российской Федерации № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации создан Следственный комитет Российской Федерации [4]. 28 декабря 2010 г. принят Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», который вступил в силу с 15 января 2011 г. [10] . Примечательно, что этим законом впервые было прямо предусмотрено образование следственных подразделений по федеральным округам. При этом Следственный комитет Российской Федерации до настоящего времени остается единственным правоохранительным органом, где на уровне федерального закона предусмотрено наличие таких структурных подразделений.
Статьей 12 указанного Закона установлено, что в систему Следственного комитета входят:
1) центральный аппарат Следственного комитета;
2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.
Из этого же закона следует, что в центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по федеральным округам).
15 января 2011 г. на основании Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», а также в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации [2] Председателем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкиным создан центральный аппарат Следственного комитета Российской Федерации, утверждена его структура и штат. При этом в составе центрального аппарата создано и следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (с дислокацией в г. Новосибирск), общей штатной численностью 19 человек.
Руководителем следственного управления назначен полковник юстиции Андрей Сергеевич Лелеко [6], 1973 года рождения. В органах прокуратуры А.С. Лелеко начал работать с 1997 г. и находился в должностях следователя, заместителя прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, прокурора отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе, а с момента образования Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - руководителя следственного отде-
ла Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (с дислокацией в г. Екатеринбурге).
14 июня 2012 г. указом Президента Российской Федерации руководителю следственного управления по Сибирскому федеральному округу А.С. Ле-леко присвоено высшее специальное звание генерал-майора юстиции [9]. Указом Президента Российской Федерации от 09 сентября 2011 г. № 1186 заместителем руководителя управления назначен майор юстиции А.М. Хвостов, 1977 года рождения, ранее последовательно занимавший должности следователя, заместителя прокурора Пышминского района Свердловской области, прокурора отдела по надзору за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Свердловской области, прокурора отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе, старшего прокурора этого же отдела, руководителя Режевского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области [7].
Изначально в составе следственного управления были образованы первый и второй следственные отделы, штатной численностью по восемь и семь единиц соответственно. В обоих следственных отделах имелось по четыре следователя (один старший следователь, два следователя по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), инспекторы, руководители отделов и их заместители. 18 июня 2011 г. руководителем первого следственного отдела был назначен подполковник юстиции А.П. Комков, 1976 года рождения, до этого занимавший должности следователя по особо важным делам при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя руководителя того же отдела.
Руководителем второго следственного отдела был назначен полковник юстиции М.А. Захаров, 1971 года рождения. Свой профессиональный путь М.А. Захаров начал в 1993 г. в прокуратуре г. Лобня Московской области, откуда с должности заместителя прокурора города был переведен на должность начальника отдела по надзору за исполнением налогового законодательства и расследованием преступлений в налоговой сфере прокуратуры Московской области, а в 2003 г. был назначен начальником аналогичного отдела в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. При образовании Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации М.А. Захаров был назначен руководителем следственного отдела (на правах управления) Следственного комитета Российской Федерации на комплексе «Байконур», где и проходил службу до назначения в следственное управление по Сибирскому федеральному округу.
12 января 2012 г. в оба отдела добавлено еще по одной должности старшего следователя по особо важным делам.
В 2012 г. первым следственным отделом расследованы и направлены в суд для рассмотрения по существу уголовные дела в отношении руководителя и членов организованной преступной группы, именуемой «Труновская группировка», действующей в г. Новосибирске с начала 1990-х гг., в отношении заместителя мэра г. Новосибирска А.А. Солодкина, советника губернатора Новосибирской области по вопросам физической культуры и спорта
А.Н. Солодкина, заместителя начальника УФСКН России по Новосибирской области А.А. Андреева.
Вторым следственным отделом за 2012 г. в суд направлены два уголовных дела, возбужденных по фактам преступлений, совершенных при поставках компьютерных томографов: по факту хищения средств бюджета Алтайского края в сумме более 71 млн руб. и по факту превышения должностных полномочий руководителем Агентства по государственному заказу Иркутской области, причинившего своими действиями ущерб бюджету в сумме более 63 млн руб. Также расследовано уголовное дело по факту крушения в Иркутской области вертолета, повлекшего смерть четырех человек, в том числе губернатора Иркутской области И.Э. Есиповского.
Существенное изменение в структуре следственного управления по Сибирскому федеральному округу произошло 19 апреля 2012 г., когда в его составе было образовано отделение по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов. С момента создания и до настоящего времени в составе отделения имеется лишь три должности: руководитель отделения и два следователя. Руководителем отделения назначен полковник юстиции В.П. Ануфриев 1973 года рождения, который ранее уже упоминался в настоящей статье как следователь по особо важным делам при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации, заместитель руководителя следственного отдела по Сибирскому федеральному округу, а затем заместитель руководителя второго следственного отдела следственного управления по Сибирскому федеральному округу. В.П. Ануфриев начал службу в прокуратуре Алтайского края, где с 1995 г. занимал должность следователя Индустриального района г. Барнаула, а впоследствии следователя по особо важным делам прокуратуры г. Барнаула.
Таким образом, меньше чем за два года общая штатная численность следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу выросла на четверть: с 19 до 24 штатных единиц. Все следователи следственного управления по Сибирскому федеральному округу имеют значительный профессиональный опыт. Каждый имеет высшее юридическое образование, не менее 5-7 лет следственной практики, до назначения в центральный аппарат Следственного комитета Российской Федерации, как правило, все являлись следователями отделов по расследованию особо важных дел следственных управлений субъектов Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, некоторые из них занимали руководящие должности в районных следственных подразделениях г. Новосибирска. Средний возраст следователей управления - 30-35 лет.
Несмотря на непродолжительный период функционирования следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, возможно выявить в его деятельности ряд организационных проблем и как следствие прогнозировать перспективы дальнейшего развития и модернизации управления. Так, деятельность следователей управления неизбежно связана с длительными и зачастую дорогостоящими командировками по территории округа. При этом следователь, находясь в командировке, лишен возможности в оперативном порядке
самостоятельно совершать ряд следственных и процессуальных действий, требующих согласия руководителя следственного органа.
В связи с этим в составе следственного управления по Сибирскому федеральному округу было бы целесообразным образовать межрегиональные следственные отделения, например, с дислокацией в городах Иркутск и Красноярск. Образование таких следственных отделений позволило бы достигнуть более эффективного оперативного управления в следственной работе на местах, снять сложности частых и длительных командировок.
Также некоторую сложность представляет действующая в настоящее время система финансового обеспечения следственного управления по Сибирскому федеральному округу, согласно которой эта функция возложена на следственное управление по Новосибирской области. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу не является самостоятельным юридическим лицом, а также отчасти отсутствием необходимых штатных единиц, которые неизбежно потребуются для формирования отдела материально-технического и финансового обеспечения.
С учетом возрастающего внимания со стороны общества и руководства страны к чистоте рядов работников правоохранительных органов необходимо констатировать, что трое сотрудников отделения по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, не могут в полном объеме обеспечить расследование всех наиболее значимых уголовных дел такой категории. В связи с чем в дальнейшем прогнозируется увеличение численности названного отделения.
Кроме того, представляется перспективным введение строгой специализации входящих в состав управления первого и второго следственных отделов в расследовании определенных видов преступлений: первого -преступлений против личности и бандитизма, второго - преступлений, совершенных в сфере налогообложения и экономической деятельности. Помимо этого с учетом расширения численности сотрудников окружного следственного управления появляется необходимость в собственном отделе процессуального контроля и отделе криминалистики.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать качественное развитие следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу. В течение пяти лет эволюции органов Следственного комитета было сформировано самостоятельное управление по федеральному округу, штатная численность которого планомерно увеличивается, образуются узкоспециализированные следственные подразделения, сотрудники следственного управления имеют высокую профессиональную квалификацию. Также отмечается общее омоложение коллектива: средний возраст руководителей управления и его структурных подразделений - 39 лет.
В то же время все руководители являются хорошими стратегами, имеют большой опыт следственной работы, до назначения в окружное следственное управления положительно зарекомендовали себя на руководящих должностях органов прокуратуры и Следственного комитета. Особенности подбора кадров свидетельствуют о том, что при назначении на вакантные должности в следственное управление округа приоритет отдается лицам,
имеющим значительный опыт работы в Следственном комитете Российской Федерации, преимущественно из управлений по субъектам Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ. Данный подход к кадровой политике обеспечивает преемственность кадров, понимание социальных и экономических особенностей и проблем региона работниками управления, заинтересованность следователей нижестоящих следственных подразделений к профессиональному росту и трудоустройству в следственное управление округа.
Литература
1. Ануфриев В.П. Правовой статус Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователей и других прокурорских работников его следственных органов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. М., 2009. 32 с.
2. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 // СЗ РФ. 2011. № 4. Ст. 572.
3. Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01 августа 2007 г. № 1004 // СЗ РФ. 2007 № 32. Ст. 4122.
4. Вопросы Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1182 // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 5043.
5. Медведев В.А. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации в реформируемой системе правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. М., 2011. 26 с.
6. О назначении на должность сотрудников Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2011 № 462 // СЗ РФ. 2011. № 17. Ст. 2365.
7. О назначении на должность сотрудников Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 09 сентября 2011 г. № 1186 // СЗ РФ. 2011. № 37 Ст. 5228.
8. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
9. О присвоении высших специальных званий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 840 // СЗ РФ. 2012. № 25. Ст. 3342.
10. О Следственном комитете Российской Федерации: закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.
11. Российская прокуратура. Сибирский федеральный округ / Под общ. ред. В.В. Си-мученкова. Новосибирск: Издательский дом «Центральная пресса», 2001. 606 с.
12. Травкин Е.А. Взаимодействие следователей Следственного комитета Российской Федерации с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Москва, 2011. 23 с.
13. История создания Следственного комитета Российской Федерации и его современный правовой статус. URL: http://www.sledcom.ru/history
Bibliography
1. Anufriev VP. Pravovoj status Sledstvennogo komiteta pri prokurature Rossijskoj Federacii, sledovatelej i drugih prokurorskih rabotnikov ego sledstvennyh organov: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.11. M., 2009. 32 p.
2. Voprosy dejatel'nosti Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14 janvarja 2011 g. № 38 // SZ RF 2011. № 4. St. 572.
3. Voprosy Sledstvennogo komiteta pri prokurature Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01 avgusta 2007 g. № 1004 // SZ RF 2007 № 32. St. 4122.
4. Voprosy Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 27 sentjabrja 2010 g. № 1182 // SZ RF 2010. № 40. St. 5043.
5. Medvedev VA. Pravovoj status Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii v reformiruemoj sisteme pravoohranitel'nyh organov: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.11. M., 2011. 26 p.
6. O naznachenii na dolzhnost' sotrudnikov Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19 aprelja 2011 № 462 // SZ RF 2011. № 17. St. 2365.
7. O naznachenii na dolzhnost' sotrudnikov Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federa-cii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09 sentjabrja 2011 g. № 1186 // SZ RF 2011. № 37. St. 5228.
8. O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossijskoj Federacii v federal'nom okruge: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 maja 2000 g. № 849 // SZ RF 2000. № 20. St. 2112.
9. O prisvoenii vysshih special'nyh zvanij sotrudnikam Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14 ijunja 2012 g. № 840 // SZ RF. 2012. № 25. St. 3342.
10. O Sledstvennom komitete Rossijskoj Federacii: zakon RF ot 28 dekabrja 2010 g. № 403-FZ // SZ RF 2011. № 1. St. 15.
11. Rossijskaja prokuratura. Sibirskij federal'nyj okrug / Pod obshh. red. VV Simuchenko-va. Novosibirsk: Izdatel'skij dom «Central'naja pressa», 2001. 606 p.
12. Travkin E.A. Vzaimodejstvie sledovatelej Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii s organami doznanija pri raskrytii i rassledovanii prestuplenij: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.09. M., 2011. 23 p.
13. Istorija sozdanija Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii i ego sovremennyj pravovoj status. URL: http://www.sledcom.ru/history.