Научная статья на тему 'История становления и развития правовых и организационных основ функционирования вневедомственной охраны в системе МВд России (1917-1992)'

История становления и развития правовых и организационных основ функционирования вневедомственной охраны в системе МВд России (1917-1992) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
544
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА / DEPARTMENTAL GUARDS / МИЛИЦИЯ / POLICE / СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY / OFF-DEPARTMENTAL GUARDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никоноров А.А.

Рассматриваются вопросы становления и развития службы вневедомственной охраны в системе МВД России в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF FUNCTIONING OF PRIVATE SECURITY IN SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA (1917-1992)

In article are considered questions of formation and development of services of private security in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Soviet period.

Текст научной работы на тему «История становления и развития правовых и организационных основ функционирования вневедомственной охраны в системе МВд России (1917-1992)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ нАуКИ v

Актуальные проблемы административного права

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ (1917—1992)

А.А. НИКОНОРОВ

Московский областной филиал Московского Университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс

E-mail: nikonorovy82@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы становления и развития службы вневедомственной охраны в системе МВД России в советский период.

Ключевые слова: вневедомственная охрана, ведомственная охрана, милиция, собственность

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF FUNCTIONING OF PRIVATE SECURITY IN SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA (1917—1992)

A.A. NIKONOROV

Moscow regional branch of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. In article are considered questions of formation and development of services of private security in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Soviet period.

Key words: off-departmental guards, departmental guards, the police, the property.

Анализ литературы, посвященной развитию института вневедомственной охраны позволяет определить этапы становления, а также функционирования данной службы в условиях поставленных задач борьбы с посягательствами на государственную и частную собственность.

Известно, что в дореволюционной России охранные функции выполнялись сторожами, как правило, не имевшими специальной подготовки. Однако, после событий 1917 г. охрана от посягательств на национализированные фабрики, заводы и другие предприятия, выпускающие продукцию, приобрела первостепенное значение, так как существовавшими силами местной охраны, состоявшей из «разношерстной публики» этого сделать было нельзя.

Важным шагом на пути становления и правовым основанием организационной деятельности милиции стало постановление НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября 1917 г.. В этой связи охрана социалистической собственности вновь созданного

государства приобрела более четкие очертания, так как данные функции были возложены на всю милицию в целом, однако в ее структуре уже существовала продовольственная милиция, функции которой заключались в охране продовольственных складов и запасов [1].

3 марта 1920 г. в РСФСР для вооруженной охраны промышленных объектов, имевших стратегическое значение в условиях гражданской войны, запасов продукции и сырья (нефть, зерно и др.) были созданы подразделения промышленной милиции, финансировавшиеся за счет государственного бюджета [2]. Численность данного подразделения за один год возросла до пятнадцати тысяч человек.

дальнейшее развитие институт вневедомственной охраны получил в 1922 г.; 24 мая ВЦИК и СНК принимает Положение о НКВД, которое утвердило организационное построение и структуру милиции. В одном из пунктов Положения указано, что одной из обязанностей милиции является окарауливание

Актуальные проблемы административного права

гражданских учреждений и сооружений общегосударственного и исключительного значения (телеграф, телефон, почта, водопровод, а также охрана лесов, государственных питомников, складов топлива, сырья, сельскохозяйственных продуктов и т.д. [3].

В 1924 г. реформирование милиции получило свое дальнейшее развитие: была создана ведомственная милиция, содержание которой осуществлялось «за счет охраняемых ими предприятий, так как у исполкомов для содержания этой милиции средств не было» [4], таким образом, были созданы договорные начала, такие как генеральные соглашения, договоры с организациями и т.п. хозрасчетная деятельность ведомственной милиции регулировалась Законом РСФСР от 6 февраля 1924 г. «о ведомственной милиции». Функции ведомственной милиции заключались в охране государственных предприятий, организаций, учреждений, поддержании порядка на их территории, производстве дознания по случаям нарушений порядка на охраняемых объектах [5], однако, существующие кадровые проблемы, такие как недостаточный профессионализм, слабая правовая подготовка, неукомплектованность подразделений и др. не позволяли выполнять поставленные задачи на должном уровне.

Следующим этапом развития службы вневедомственной охраны стало принятое 25 мая 1931 г. СНК СССР Положение о рабоче-крестьянской милиции [6], в функции которой были заложены и задачи по охране государственного и общественного имущества, безопасности граждан и их собственности. В соответствии с данным Положением, милиция делилась на общую и ведомственную, которая была организована на основе соглашений главных управлений милиции союзных республик или управлений милиции краев (областей) и автономных республик с государственными и общественными органами для специальной охраны отдельных предприятий, сооружений и иного имущества этих органов. Ведомственная милиция также действовала на основе общих положений и уставов милиции и дополнительных инструкций, необходимых ввиду особых условий ее службы [7].

Расходы на содержание милиции, за исключением ведомственной, относились на бюджеты со-

юзных республик, краевые (областные) бюджеты и бюджеты автономных республик, а также на районные и городские бюджеты.

Также Положением утверждено, что ведомственная милиция содержалась за счет средств, отпускаемых теми государственными и общественными органами, которые специально обслуживались этой милицией. Средства на содержание ведомственной милиции зачислись этими государственными и общественными органами на текущие счета тех управлений милиции, в состав которых входили части ведомственной милиции как целевые средства этих управлений. При этом ведомственная милиция, наряду со специальной охраной отдельных предприятий, сооружений и имущества государственных и общественных органов, выполняла на территории охраняемых предприятий и сооружений обязанности общей милиции [6].

В тот же период времени главным управлением милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР был разработан первый типовой договор на охрану отдельных объектов собственности ведомственной милиции, а поступающие доходы за охранные услуги переводились не в местные бюджеты, а направлялись на содержание подразделений ведомственной милиции как целевые средства областных, краевых и республиканских управлений милиции и уголовного розыска НКВд СССР [8].

В период начала Второй мировой войны, а также в годы Великой отечественной войны появилась необходимость усиления охраны оборонных предприятий, в связи с чем охрана государственного имущества была возложена на все подразделения НКВд СССР. В 1946 г. НКВд был переименован в МВд СССР, а наркоматы — в министерства и функции охраны перешли в Министерство государственной безопасности [9]. Также известно, что в 1947 г. была создана специальная служба по сопровождению денег по пути перевозки — подразделения охраны отделений госбанка СССР, что было вызвано резким ростом краж, грабежей и других бандитских нападений на жилища граждан и хранилища материальных ценностей и денежных средств. В 1951 г. подразделения МВд по охране важных объектов промышленности и железных дорог были расформированы, а охрана этих объектов передана военизированной охране министерств и ведомств [10].

Актуальные проблемы административного права

29 октября 1952 г. постановлением Совета Министров СССР № 4633-1835 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств» создана вневедомственная наружная сторожевая охрана (ВНСО) при органах Министерства внутренних дел. Этим же постановлением в подчинение органов внутренних дел были переданы сторожевые бригады, охранявшие торговые и хозяйственные объекты. В конце 1952 г. в подчинении Главного управления милиции Министерства государственной безопасности был создан отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны, а в начале 1953 г. Советом Министров СССР утверждено Положение о вневедомственной наружной сторожевой охране при органах милиции. Созданная служба внесла существенный вклад в уменьшение количества краж и хищений, а также позволила руководителям предприятий и организаций уменьшить штат сторожей.

Постановлением Совета Министров СССР № 93-42 от 24 января 1959 г. «Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений» было установлено два вида ведомственной охраны: военизированная охрана (ВОХР) и сторожевая охрана — охрана объекта сторожами (гражданскими лицами), как правило, невооруженными.

Дальнейшее развитие административно-правовых и организационных основ функционирования вневедомственной охраны связано с внедрением в охранную деятельность технических средств — охранных сигнализаций, которых к 1961 г. было установлено около 6% от охраняемых объектов. В этой связи Совет Министров РСФСР своим постановлением от 18 мая 1962 г. № 670 «О мерах по внедрению ТССиО на объектах, охраняемых ведомственной охраной, сторожевой охраной и вневедомственной охраной» поставил задачу по внедрению средств технической охраны (охранной, пожарной сигнализации), развитию централизованной охраны объектов. Однако, принятыми мерами изменить ситуацию в борьбе с преступностью коренным образом не удалось и в 1965 г. постановлениями Совета Министров СССР от 8 февраля 1965 г. № 7630 и Совета Министров РСФСР от 19 марта 1965 г.

№ 366-35 вневедомственной охране поставлены задачи по проверке состояния охраны на объектах потребительской кооперации и других организаций в сельской местности, а также из структуры вневедомственной охраны выведена пожарная охрана.

На следующем этапе в феврале 1966 г. поста-давлением Совета Министров СССР за № 129 было утверждено «Типовое положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел», в соответствии с которым было образовано Управление вневедомственной охраны, и служба была окончательно оформлена в виде самостоятельной единицы. С 1967 г. милицейская охрана была введена на всех, подлежащих охране объектах. А с 1969 г. под централизованную охрану по договору принимаются и квартиры граждан. В составе вневедомственной охраны формируются подразделения ночной милиции, в обязанности которой позднее вошла охрана учреждений государственного банка СССР, объектов, деятельность которых связана с эксплуатацией источников повышенной опасности либо обеспечением жизнедеятельности населения [11, 12].

Важнейшим этапом на пути становления выделяют принятие Советом Министров СССР поста-давления от 25 января 1989 г. № 86-26 «Об организационной структуре Министерства внутренних дел СССР», в соответствии с которым главное управление вневедомственной охраны было реорганизовано во Всесоюзное объединение «Охрана» [13], которое просуществовало вплоть до 1992 г., когда Правительство РФ приняло «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» [14], предопределившее развитие службы вневедомственной охраны в системе МВД России на современном этапе формирования государства и общества.

Литература

1. Революционная мысль. 1918. № 25. 5 февраля.

2. СУ РСФСР. 1920. № 79. Ст. 371.

3. СУ РСФСР 1922. № 33. Ст. 386.

4. Ведомственная милиция в период ее организации. М.: НКВД СССР, 1929.

5. Миронов С.С. Правовые и организационные основы деятельности ведомственной милиции // Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., ВНИИ МВД России, 1994.

6. СЗ СССР 1931. № 33. Ст. 247.

Актуальные проблемы административного права

7. СЗ СССР. 1931. № 33. Ст. 217.

8. Абрамов В.А. Правовые и организационные основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел // дисс. ... канд. юрид наук. М.: 2001.

9. Григорян А.А. Подготовка специалистов вневедомственной охраны в системе повышения квалификации к выполнению профессиональных функций. // дисс. . канд. пед. наук. Самара. 2009.

10. Белоус В.Г. Организационные формы охраны собственности государством до создания вневедомственной

охраны в системе МВд СССР (1917—1952 гг.) // История государства и права. 2002. № 1.

11. Радивил С.Ф. Ведомственная охрана — ночная милиция России // Профессионал:популярно-правовой альманах МВд России. 1999. № 6 (14).

12. Черников В.В. Государственный механизм охраны собственности. Н. Новгород: НВШ МВд СССР, 1991.

13. Приказ МВд СССР от 20 июня 1989 г. «О создании Всесоюзного объединения «Охрана» МВд СССР».

14. СААП РФ. 1992. № 8. Ст. 507.

ПАРТНЕРСТВО МИГРАЦИОННЫХ СЛУЖБ, ОБЩЕСТВА И ГРАЖДАН: ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАЦИОННЫХ СЛУжБ В ОБЩЕСТВО

Т.А. ПРУДНИКОВА

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права

Московского университета МВД России Научная специальность:12.00.14 — Административное право; административный процесс

E-mail: tanya 198307@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются особенности интеграции миграционных служб в общество как элемент партнерства.

Ключевые слова: партнерство, интеграция, миграционная служба, общество.

PARTNERSHIP MIGRATION SERVICES, SOCIETY AND CITIZENS:

FEATURES INTEGRATION OF MIGRATION SERVICE TO SOCIETY

T.A. PRUDNIKOVA

candidate ofjurisprudence, senior teacher of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article discusses the features of integration into the society of migration services as part of partnership.

Key words: partnership, integration, migration service, society.

Миграционная служба как орган государственной власти характеризуется посредством общих и специальных конституционных установлений, определяющих ее административно-правовой статус, а также направление деятельности — обеспечение безопасности и порядка в рассматриваемой сфере. Это предполагает анализ ее природы и места не только в системе органов государственной власти, но и в системе общества, ее отношение и взаимодействие с гражданами, общественными институтами, а также другими органами государ-

ственной власти, участвующими в поддержании порядка.

Практика стран Европейского союза (ЕС) показывает, что процессы социализации, свойственные миграционным службам, протекают неравномерно и неоднозначно. Одни страны генерируют их, постоянно находясь в непрерывном творческом поиске, в других деятельность миграционной службы осуществляется в традиционном ключе (прежде всего, это вновь присоединившиеся к ЕС страны). Своеобразными лидерами в этом процессе являются ФРГ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.