Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
475
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / AGRARIAN LEGISLATION / КРЕСТЬЯНСКОЕ ПРАВО / PEASANT LAW / КОЛХОЗНОЕ ПРАВО / COLLECTIVE FARM LAW / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО / AGRICULTURAL LAW / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минина Елена Леонидовна

Аграрное законодательство как отрасль российского законодательства в современном виде сформировалось в середине 90-х годов прошлого века. Однако развитие правового регулирования отношений в области сельского хозяйства в России имеет довольно длительную и непростую историю. Его зарождение во многом восходит к дореволюционному крестьянскому праву, попытки кодификации которого относятся к концу Х1Х века. Возникновение в советский период колхозного права как самостоятельной отрасли способствовало обособлению регулирования аграрных отношений. Выдвинутая в юридической науке идея о формировании сельскохозяйственного права и законодательства послужила основой для развития соответствующих отраслей. Поиск оптимального соотношения специфики и унификации в регулировании аграрной сфере остается одной из наиболее актуальных правовых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of formation and development of agricultural legislation in Russia

Agrarian legislation as a branch of Russian legislation in the modern form was formed in the mid-90s of the last century. However, the development of legal regulation of relations in the field of agriculture in Russia has a fairly long and complex history. Its inception largely goes back to pre-revolutionary peasant law, attempts to codify it belong to the end of the Х1Х century. The emergence in the Soviet period of collective farm law as an independent branch contributed to the separation of regulation of agrarian relations. The idea put forward in the legal science on the formation of agricultural law and legislation served as the basis for the development of the relevant industries. The search for the optimal correlation of specifics and unification in the regulation of the agrarian sphere remains one of the most pressing legal problems.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

Аграрное и земельное право

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

МИНИНА Елена Леонидовна,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП). E-mail: ecology8@izak.ru

Краткая аннотация: Аграрное законодательство как отрасль российского законодательства в современном виде сформировалось в середине 90-х годов прошлого века. Однако развитие правового регулирования отношений в области сельского хозяйства в России имеет довольно длительную и непростую историю. Его зарождение во многом восходит к дореволюционному крестьянскому праву, попытки кодификации которого относятся к концу Х1Х века. Возникновение в советский период колхозного права как самостоятельной отрасли способствовало обособлению регулирования аграрных отношений. Выдвинутая в юридической науке идея о формировании сельскохозяйственного права и законодательства послужила основой для развития соответствующих отраслей. Поиск оптимального соотношения специфики и унификации в регулировании аграрной сфере остается одной из наиболее актуальных правовых проблем.

Abstract: Agrarian legislation as a branch of Russian legislation in the modern form was formed in the mid-90s of the last century. However, the development of legal regulation of relations in the field of agriculture in Russia has a fairly long and complex history. Its inception largely goes back to pre-revolutionary peasant law, attempts to codify it belong to the end of the Х1Х century. The emergence in the Soviet period of collective farm law as an independent branch contributed to the separation of regulation of agrarian relations. The idea put forward in the legal science on the formation of agricultural law and legislation served as the basis for the development of the relevant industries. The search for the optimal correlation of specifics and unification in the regulation of the agrarian sphere remains one of the most pressing legal problems.

Ключевые слова: Аграрное законодательство, крестьянское право, колхозное право, сельскохозяйственное право, правовое регулирование отношений в области сельского хозяйства

Keywords: Agrarian legislation, peasant law, collective farm law, agricultural law, legal regulation of relations in the field of agriculture

В настоящее время аграрное законодательство чаще всего выделяется как самостоятельная комплексная отрасль российского законодательства, которая, в самом общем виде, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области сельского хозяйства. В свою очередь, сельское хозяйство, если следовать определению, данному Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - ФЗ о развитии сельского хозяйства), - это экономическая деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчи-

вому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий. При этом под сельскохозяйственной продукцией обычно понимают продукцию растениеводства и животноводства, в том числе переработанную (как правило, непосредственно на месте производства, самими сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Современное аграрное право и законодательство имеет сложную историю становления и формирования. Отчасти она восходит еще к дореволюционному крестьянскому праву, но только отчасти, поскольку, во-первых, в Российской империи отношения, связанные с сельским хозяйством, регулировались в значительной своей части нормами гражданского права (например, в части помещичьего землевладе-

ния, договоров купли-продажи сельскохозяйственной продукции и ряда других вопросов), а во-вторых, поскольку крестьянское право долгое время оставалось обычным правом, то есть представляло собой неписаные нормы. Ими определялись, в частности, имущественные отношения членов крестьянского двора и отношения по использованию земли.

В связи с реформой 1961 г. крестьянскому обычаю был придан правовой статус: Положение 19 февраля 1861 года[1] выделяло крестьянство как особое сословие, имеющее собственную форму общинной организации и подчиняющееся волостным судам сельских судей. Данные суды рассматривали гражданские дела и мелкие уголовные преступления, совершенные крестьянами, и должны были судить по обычаю, признаваемому в качестве самостоятельного источника права[2].

В дальнейшем, в 1870-90-х годах, были попытки кодификации законодательства о крестьянах, однако, как писал М.А. Лозина-Лозинский, «много существенных вопросов крестьянского права вовсе не предусмотрены в законе, а еще больше таких, которые едва намечены, а потому толкование закона в области крестьянского права имеет чрезвычайно важное значение, которому вовсе не соответствует то хаотическое состояние, в котором оно ныне находится»[3]. К тому же официальные тексты соответствующих правовых актов оказались разбросаны в пяти кодификационных изданиях законов.

В этот период российской истории многие правоведы обратились к исследованию феномена крестьянского права. Важным представлялось решение вопроса о том, насколько возможно и целесообразно крестьянское обычное право подчинить существующему позитивному праву. Одни ученые считали это невозможным вследствие существенных особенностей обычного права и судопроизводства в волостных судах (таких как приоритет морально-нравственных представлений «правды» над законом, приоритет общинных интересов и хозяйственных интересов патриархальной семьи), другие, признавая такие особенности, считали необходимым ограничение действия обычного права и постепенное слияние его с позитивным

правом, третьи видели только отрицательные стороны в самом факте существования обычного права и волостной юстиции[4].

Интересно, что рассуждения ученых-юристов начала 20 века по поводу крестьянского права звучат удивительно актуально всякий раз, когда возникает очередная дискуссия по поводу существования аграрного (или сельскохозяйственного) права.

Так, А.А.Леонтьев поднимает вопросы: «Что это за предмет: «Крестьянское право»? Имеет ли крестьянское право—право гражданства среди других дисциплин юридических знаний?», «Какие составные элементы действующего крестьянского права, каков его объем?» и, отвечая на них, отмечает, в частности: «В настоящее время объем действующего крестьянского права определяется кругом тех особенностей в правовых отношениях, которыми закон отличает правовой порядок жизни крестьян. Круг таких особенностей очень велик. - Он обнимает собой и сферу публично-правовых отношений, и сферу отношений частноправового характера»[5].

М.А.Лозина-Лозинский ставит, по сути, тот же вопрос несколько по-другому: «Высказавшись против обособленности крестьянского сословия, лишенного ныне благ законодательного определения прав и обязанностей его членов, против особого крестьянского управления, действующего по принципу усмотрения, против особого крестьянского суда, не обладающего судебными гарантиями, мы предвидим вопрос: останется ли после всего этого место для особого «крестьянского права», о котором мы все время ведем речь?» и отвечает на него следующей исчерпывающей формулировкой: «Если в жизни крестьянства есть своеобразные особенности, требующие внимания законодателя и юриста, то для них найдется и соответствующее место в системе нашего свода законов, а совокупность их будет определяться термином крестьянского права» [6].

Что же касается крестьянского обычного права, то о его значении в формировании аграрных правоотношений в нашей стране говорит хотя бы тот факт, что его основные положения были восприняты впоследствии советской правовой системой. «За исключением некоторых частностей Земельный кодекс[7] (как и дру-

гие акты, принятые после начала НЭПа) законодательно закрепил снова основные принципы крестьянского обычного права в том виде, как они существовали в период с 1861-го по 1905 годы. Крестьяне были помещены под действие особого гражданского законодательства, действенного только для них. Вновь была подтверждена семейная природа дворовой собственности (п.67), полноправное членство в хозяйстве двора обеспечивалось участием в общем труде. Двор определялся как семейно-трудовое объединение (п.65), принятый в семью член наделялся правами наравне с остальными (п. 66). Глава семьи получал лишь статус представителя двора и мог быть смещен по соответствующему заявлению членов (п. 68,69)»[8].

Если говорить об отдельных институтах, то положения крестьянского обычного права были частично восприняты, например, при правовом регулировании колхозного двора, а позже - крестьянского (фермерского) хозяйства.

В целом же можно выделить, по крайней мере, две характерные для крестьянского обычного права черты, которые сохранились и на протяжении последующего законодательного регулирования в области сельского хозяйства, вплоть до настоящего времени: 1) наличие специальных норм и специальных правовых актов, которые распространяются только на участников аграрных отношений, с одновременным исключением таких участников из сферы действия общих правил, установленных той или иной отраслью законодательства - гражданского, трудового, налогового и др., 2) тесная связь с земельным законодательством, при которой отношения по использованию сельскохозяйственных земель оказываются настолько вплетены в аграрные, что вычленить их оказывается невозможным, и потому соответствующий институт одновременно изучается и аграрным, и земельным правом.

Однако, по нашему мнению, своему возникновению и официальному признанию аграрное законодательство (как и аграрное право) обязано в первую очередь тому, что в условиях советского социалистического государства было создано и в течение сорока лет существовало колхозное законодательство и колхозное право как самостоятельные отрасли совет-

ского права и законодательства. Отличаясь собственным предметом и методом, колхозное право регулировало значительную часть общественных отношений, непосредственно связанных с сельскохозяйственным производством.

Как известно, в Советском Союзе в 30-е годы ХХ в. была проведена сплошная коллективизация, в результате которой создана колхозная система. Колхозы представляли собой особого рода хозяйствующие субъекты, формально являвшиеся кооперативами, обладавшими правом собственности на принадлежащее им имущество: в связи с этим в Конституции СССР, как и в Гражданском кодексе РСФСР, закреплялось наличие в стране кооперативно-колхозной формы собственности наряду с государственной социалистической собственностью и личной собственностью граждан. Участие в колхозе строилось на основе членства; на членов колхоза не распространялось трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении.

Конечно, несмотря на декларируемый демократический характер управления колхозами (общее собрание в качестве высшего органа, выборность председателя и правления колхоза), по существу государственные и партийные органы руководили даже самыми мелкими вопросами их хозяйственной деятельности. Тем не менее, поскольку в колхозах сохранялся особый, по сравнению с государственными предприятиями, порядок внутрихозяйственного управления, распределения доходов, регулирования труда, пенсионного обеспечения, наследования имущества в семье колхозника (колхозном дворе), то и существование специальной отрасли колхозного права явилось объективной необходимостью. Уже в 1938 г. колхозное право как учебный курс был введен в юридических вузах СССР[9].

Нельзя не отметить, что колхозное законодательство было весьма своеобразной отраслью даже с учетом состояния законодательства того времени. Так, в него входил единственный нормативный правовой акт на уровне закона, -причем он был принят только в 1964 г. - это Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Основным документом, регулирующим внутри-колхозные отношения, являлся Примерный устав колхоза, а остальную составляющую норма-

тивной базы представляли многочисленные постановления партии и правительства, в которых среди декларативных положений и распоряжений, носящих временный характер, содержались отдельные нормы, касающиеся хозяйственных (договорных, налоговых, управленческих и иных) отношений с участием колхозов[10].

При этом что в аграрном секторе наряду с колхозами действовало также некоторое количество государственных сельскохозяйственных предприятий - совхозов, которые создавались еще с первых лет советской власти как образцовые хозяйства, часто узкоспециализированные на высокотехнологичном (семеноводческом, племенном и т.п.) производстве. Правовой статус совхозов не отличался от других социалистических предприятий и регулировался общими для них нормативными правовыми актами, также как и статус работников совхозов. Но в отношении их производственной деятельности - планирования объемов производства, обеспечения материально-техническими ресурсами, технологических правил в области растениеводства и животноводства, порядка сбыта продукции и т.д. - нормативные положения устанавливались идентичными и для колхозов, и для совхозов, и чаще всего вводились одними и теми же нормативными ак-тами[11]. Употреблялся даже термин «колхозно-совхозное законодательство» - например, так назывался сектор в Институте советского законодательства[12], занимавшийся правовыми проблемами сельского хозяйства.

Таким образом, можно сказать, что колхозное законодательство в какой-то мере взяло на себя регулирование отношений в области сельского хозяйства в целом, однако с течением времени, когда в советском государстве был предпринят ряд организационно-хозяйственных преобразований в аграрной сфере, стало очевидно, что рамки колхозного законодательства стали узки для решения возникающих в этой сфере правовых проблем.

В послевоенные годы стала очевидной низкая эффективность колхозного производства, в том числе и вследствие отсутствия заинтересованности колхозников в результатах общественного труда. Одним из шагов государственной аграрной политики стало проведение

массового преобразования колхозов в совхозы; наряду с результатами освоения целинных земель, в ходе которого на таких землях создавались новые совхозы, - к 60-м годам ХХ в. количество государственных сельскохозяйственных предприятий резко возросло, колхозы перестали быть преобладающей формой аграрного производства.

Но объемы производства продуктов питания в стране оставались недостаточными, они не обеспечивали потребностей населения; наиболее слабыми местами оставались организация хранения, перевозки, переработки и реализации продукции растениеводства и животноводства, из-за чего значительная ее часть терялась; требовалось также создание таких форм сельскохозяйственного производства, которые оказались бы восприимчивы к внедрению научно-технических достижений, сумели бы эффективно освоить капиталовложения на устройство крупных современных комплексов.

Так возникли межхозяйственные предприятия и организации, создаваемые несколькими колхозами и совхозами на счет общих средств и выполняющие функции, например, мелиоративного обслуживания или хранения и переработки продукции. Стали создаваться сельскохозяйственные производственные и научно-производственные объединения, а также агропромышленные предприятия и агропромышленные объединения (в которые входили как предприятия по производству, так и по переработке и продаже сельскохозяйственной продукции); кроме того, в условиях недостатка качественных продовольственных товаров многие промышленные предприятия стали создавать подсобные сельскохозяйственные предприятия для обеспечения своих рабочих продуктами.

При этом правовое положение названных формирований не регулировалось общими нормативными правовыми актами, действовавшими применительно ко всем остальным отраслям народного хозяйства: так, общее Положением о производственном объединении (комбинате)^] не распространялось на сельское хозяйство, где действовало Положение о производственном объединении в сельском хозяй-стве[14], предусматривавшее совершенно иной статус структурных подразделений таких объе-

динений (в частности, они сохраняли права юридического лица).

Для колхозов, совхозов и других аграрных предприятий действовала своя система договоров, не применявшаяся в других сферах экономики, в нее входили, например, договор контрактации, договор по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций и другие.

В этих условиях закономерным явилось возникновение идеи о необходимости вычленения сельскохозяйственного законодательства, его систематизации и изучения, формирования сельскохозяйственного права как учебной и научной дисциплины. В начале 70-х годов ХХ в. в правовой науке был поставлен вопрос о признании сельскохозяйственного права в качестве самостоятельной комплексной отрасли права. Как отмечал в своей монографии «Аграрное право России: проблемы становления и развития» проф. М.И. Козырь,[15] впервые об этом упоминали в 1967 г. В.М. Чхиквадзе и Ц.А. Ям-польская: «В жизни наметилось образование сельскохозяйственного права как комплексной отрасли...»[16], а Г.А.Аксененок в 1973 г. обосновал необходимость комплексного подхода в правовом регулировании отношений в сельском хозяйстве с позиций единой отрасли права с учетом специфики сельскохозяйственного про-изводства.[17] Противники теории о новой отрасли права отказывали ей в наличии собственного предмета и метода. Наиболее оживленные дискуссии о сельскохозяйственном праве развернулись именно в те годы[18], но и в дальнейшем юристы-аграрники расходились во мнениях по поводу данной отрасли, которая стала называться уже аграрным правом. Считая, что выделение аграрного права в качестве самостоятельной комплексной отрасли российского права остается достаточно спорным, мы не останавливаемся на вопросе о его предмете, методе, основных принципах и источниках[19].

Нельзя не отметить, однако, огромный вклад основоположников теории аграрного права - и прежде всего, М.И.Козыря[20], - в то, что данная отрасль существует, по крайней мере, бесспорно, как научная и учебная дисциплина^], - и что за прошедшие годы сформи-

ровалась школа юристов-аграрников, продолжающих исследования проблем правового регулирования отношений в области сельского хозяйства. Однако основной акцент мы делаем на отрасли законодательства, которая к настоящему времени прошла определенный путь своего развития и трансформации, и развитие которой остается актуальной.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что факт существования сельскохозяйственного законодательства всегда признавался как сторонниками, так и противниками теории сельскохозяйственного права.

В 50-томном Собрании действующего законодательства СССР, издание которого было завершено в 1977 г., законодательство о сельском хозяйстве выделялось в самостоятельный раздел Х11, который занимал 4 тома и включал в себя 1100 нормативных правовых актов.

И.Ф.Казьмин, одним из первых системно исследовавший сельскохозяйственное законодательство, считал, что сельскохозяйственное законодательство в значительной части входит в более крупный комплекс - хозяйственное законодательство, образуя внутри него довольно автономную систему, что объясняется спецификой сельскохозяйственного производства, где главным средством производства выступает земля, а само производство рассредоточено на огромных площадях, отличается сезонностью и сильно зависит от погодных или иных природных условий, и имеет дело с живыми организмами.[22]

Он считал, что с точки зрения отраслевой системы права большинство норм сельскохозяйственного законодательства имеет административно-правовую природу[23], и на тот момент это действительно было так. Современное же аграрное законодательство, на наш взгляд, состоит из двух примерно равных по объему блоков: публично-правового, к которому можно отнести законы и иные нормативные акты, содержащие нормы административного, финансового, налогового, экологического права, которые регулируют отношения в области управления сельским хозяйством, государственного регулирования агропромышленного производства, надзора и контроля за деятельностью в этой сфере экономики, и частно-правового, представляющего собой нормативные правовые акты, содержащие в ос-

новном нормы гражданского, земельного, трудового права, регулирующие предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве, ее организационно-правовые формы и договорные отношения.

И.Ф.Казьмин выделял следующие основные подсистемы сельскохозяйственного законодательства: о государственном руководстве и управлении сельским хозяйством; о совхозах; о колхозах; об объединениях и межхозяйственных организациях и предприятиях; о растениеводстве; о животноводстве; о подсобном промышленном производстве колхозов и совхозов; о культурно-бытовой деятельности колхозов и совхозов; о сельскохозяйственном переселении; о подготовке и переподготовке кадров колхозов и совхозов; о материально-техническом оснащении колхозов и совхозов; о реализации продукции колхозов и совхозов[24].

Актуальными являются его замечания относительно сложности разграничения института сельскохозяйственного землепользования между сельскохозяйственным и земельным за-конодательством[25].

Много внимания И.Ф.Казьмин уделил вопросам кодификации законодательства о сельском хозяйстве, а также методам освобождения от устаревших норм, которое было актуально и для советского законодательства в целом, но особенно - для актов законодательства о сельском хозяйстве, которые, учитывая остроту продовольственной проблемы в стране, принимались в огромных количествах и чаще всего никогда в последующем не повергались ревизии и не отменялись. Так, ученый приводит пример законодательства о заготовках сельскохозяйственной продукции, в котором на тот момент (1980 г.) только на общесоюзном уровне насчитывалось около 500 нормативных актов (не считая ведомственных), более половины из которых была принята в 1935-1963 г.г., частично устарела и противоречила правовым нормам более позднего времени[26].

Отмеченный недостаток законодательства о сельском хозяйстве сохранялся до конца советской эпохи, но и в послеперестроечный период, вплоть до конца 90-х годов прошлого года, сложность, запутанность и противоречивость этой отрасли законодательства, а также

обилие подзаконных нормативных актов при отсутствии правовых актов уровня закона оставались его характерными чертами.

Ко времени возникновения нового российского государства относится и появление нового названия отрасли - аграрное право. Основная причина и смысл такого перехода - унификация с терминологией, принятой в зарубежных странах, и произошел он, конечно же, на общей волне открытия границ, восприятия мирового опыта, идей о подъеме сельского хозяйства благодаря введению частной собственности, индивидуального хозяйствования, свободного рынка в экономике и т.д.

Как отмечает проф. Г.Е. Быстров, термин «аграрное право» впервые был введен в научный оборот в 1908 г. немецким профессором Рихардом Хааком, издавшим в 1927 г. отдельную книгу об основах прусского аграрного права[27]. Согласно его же исследованию, доктрина аграрного права родилась в Италии в 1922 г., когда сотрудниками Флорентийского института международного сравнительного аграрного права под руководством профессора Бола в журнале "Rivista" было дано обоснование существования и самостоятельности аграрного права в номенклатуре юридических научных дисциплин.[28]

Возвращаясь к периоду 90-х годов прошлого века, следует, прежде всего, отметить две основные черты, характерные для состояния аграрного законодательства этого времени.

Первая состоит в том, что именно в данный период своеобразие аграрного законодательства по сравнению с другими отраслями, регулировавшими предпринимательскую деятельность, было велико, как никогда, - причем, на взгляд, в основном из-за особенностей проведения аграрной и земельной реформ. Реформы проводились поспешно, вводимые меры не были последовательны и достаточно продуманны, нормативные акты принимались один за другим и порой противоречили друг другу.

Так, в 1990 г. Закон РСФСР «О земельной реформе» ввел частную собственность граждан на землю, декларировал бесплатное предоставление земли крестьянам для ведения фермерского хозяйства, а Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» впервые установил право работника на выход из сельско-

хозяйственного предприятия с земельным и имущественным паем. Но конкретного порядка расчета таких паев и наделения ими установлено не было, не решался этот вопрос и в Земельном кодексе РСФСР, принятом в апреле

1991 г. Тем не менее, в том же году Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предписывалось всем колхозам и совхозам в

1992 г. провести реорганизацию, а их работникам в месячный срок со дня подачи заявления о намерении создать крестьянское хозяйство должны быть выделены в натуральном выражении причитающиеся им земельная доля и имущественный пай. Конкретные же положения о порядке приватизации земли и раздела имущества сельскохозяйственных предприятий устанавливались, а затем уточнялись, менялись и обрастали подробностями в последующих постановлениях Правительства Российской Фе-дерации[29], указах Президента Российской Федерации[30] и многочисленных ведомственных нормативных правовых актах - в основном, Минсельхоза России и Роскомзема.

Реорганизация колхозов и совхозов, предполагавшая преобразование их в новые организационно-правовые формы, растянулась почти на десятилетие. В результате - несмотря на то, что в 1994 г. была принята часть первая Гражданского кодекса РФ, определившая закрытый перечень видов коммерческих организаций, - в сельском хозяйстве продолжали функционировать особые формирования, отличные от этих установленных видов. Так, в связи с многочисленными обращениями руководителей аграрных предприятий еще в 1992 г. было разрешено колхозам и совхозам, по решению их трудовых коллективов, оставить прежнюю форму хозяйствования, с условием раздела имущества на паи - и такие колхозы и совхозы, с имуществом, находящимся в общей собственности граждан, существовали достаточно долго. Еще пример - крупные предприятия, включавшие до тысячи работающих, которые приняли организационно-правовую форму крестьянского (фермерского) хозяйства, пользуясь допускавшимся по Закону 1990 г. созданием таких хозяйств в форме юридического лица. Несмотря на то, что это противоре-

чило и ГК РФ, и новому Федеральному закону о крестьянских (фермерских) хозяйствах 2003 г., срок обязательной их перерегистрации постоянно переносился, и, в конце концов, в 2014 г. были внесены изменения в гражданское законодательство, легализовавшие существование такой формы хозяйств.

Сложность и запутанность аграрного законодательства реформенного периода во многом способствовали продолжавшемуся обособлению отрасли науки аграрного права, при которой специалисты по гражданскому, административному и другим близким отраслям законодательства не изучали особенности правовых отношений в сельском хозяйстве и недостаточно в них ориентировались. В какой-то мере это обстоятельство сказывается и в настоящее время.

Однако нельзя не отметить и другой важный фактор: несмотря на сложный для страны период преобразований в экономике, особенно болезненным оказавшийся для сельского хозяйства, именно в 90-е годы прошлого века были заложены основы современного правового регулирования в рассматриваемой сфере. На это время приходится принятие основной массы федеральных законов, регулирующих аграрные отношения. Можно назвать, например, Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1490-1 «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», Закон РФ от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне», Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Федеральный закон от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Впервые в истории нашей страны эта отрасль законодательства вышла на новый уровень правового регулирования и обзавелась законодательной базой, причем некоторые из принятых в это десятилетие законов, с дополнениями и изменениями, действуют до сих пор и составляют нормативную основу современного аграрного законодательства (такие как, например, Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", федеральные законы от 08.12.1995 № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 10.01.1996 № 4-ФЗ "О мелиорации земель", от 17.12.1997 № 149-ФЗ "О

семеноводстве" и другие).

Следует также отметить, что постепенно формировалась и противоположная отмеченному выше обособлению тенденция - тенденция унификации норм, регулирующих аграрные отношения, с более общими нормами, касающимися предпринимательской деятельности. В первую очередь, с принятием первой части ГК РФ этот процесс коснулся договорных отношений в сфере сельского хозяйства, а также, с учетом изложенных выше особенностей, организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций.

Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу с 1 января 2008 г., охватила своим регулированием вопросы о правах на селекционные достижения, тогда как прежде отношения по закреплению и использованию прав на результаты интеллектуальной деятельности по выведению новых сортов растений и пород животных традиционно относились к аграрному законодательству (с 1993 г. действовал Закон РФ «О селекционных достижениях»). Это решение было вполне обоснованным, поскольку авторские и патентные права, в том числе и на селекционные достижения, являются гражданско-правовыми по своей сути. В то же время целый ряд вопросов, связанных с деятельностью в области селекции (например, порядок апробации сортов на опытных участках), в силу ее тесной связи с сельскохозяйственным производством, продолжает регулироваться аграрными нормативными правовыми актами - как правило, принимаемыми Минсельхозом России.

В целом на сегодняшний день можно отметить некоторое сужение сферы регулирования аграрного законодательства по сравнению с рассмотренными выше периодами. По этому поводу следует отметить следующее.

Библиография:

Опыт законодательного регулирования в сфере сельского хозяйства, сложившийся в советское, а затем и в постперестроечное время, по нашему мнению, доказывает, что обособленная система договорных, статутных, внутрихозяйственных отношений в области сельского хозяйства не столько отвечала особенностям аграрного производства, сколько обеспечивала реализацию тех или иных политических установок (таких как существование колхозного строя или проведение ускоренной приватизации и реорганизации колхозов и совхозов). Неоправданно большое количество подзаконных и ведомственных нормативных актов, часто противоречащих нормам гражданского, административного, трудового и других отраслей права, а то и друг другу, не способствовало ни соблюдению законности в аграрной сфере, ни повышению правовой культуры руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций и местных органов властей, и в какой-то мере даже сыграло свою роль в отставании сельского хозяйства от других отраслей экономики, сложностях взаимодействия с ними.

В то же время была и остается специфика, связанная прежде всего с местом сельскохозяйственного производства в российской экономике в целом, особенностями сельскохозяйственного производственного процесса и использования земли в качестве основного средства производства, требованием обеспечения поддержки со стороны государства в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей как наиболее слабой стороны среди участников рынка, подверженной риску вследствие воздействия погодных и иных факторов. Все это требует дальнейшего развития и совершенствования аграрного законодательства как самостоятельной отрасли российского законодательства.

1. Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. - Полное собрание законов Российской империи. № 36657 (Собрание Второе. Т. 36, Ч. 1, стр. 141—169).

2. Теодор Шанин. Русское крестьянское право и наследование имущества. - Журнал «Отечественные записки», № 2 (11), 2003 г. - http://www.strana-oz.ru/2003/2/russkoe-krestyanskoe-pravo-i-nasledovanie-imushchestva.

3. Лозина-Лозинский М.А. Крестьянское право // Вестник Права. - СПб., 1899. - № 2 (Февраль). - С. 10.

4. Кирилин А.В. Крестьянское обычное право в волостных судах и государственная политика пореформенной России // Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. С.8-9.

5. А.А. Леонтьев. Крестьянское право. Систематическое изложение особенностей законодательства о крестьянах. СПб., 1914. С.8, 10.

6. Лозина-Лозинский М.А. Крестьянское право // Вестник Права. - СПб., 1899. - № 2 (Февраль). С.14-15.

7. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

8. Теодор Шанин. Русское крестьянское право и наследование имущества. - Журнал «Отечественные записки», № 2 (11), 2003 г. - http://www.strana-oz.ru/2003/2/russkoe-krestyanskoe-pravo-i-nasledovanie-imushchestva.

9. Первым учебником колхозного права явился учебник под ред. А.Н. Никитина, А.П. Павлова, А.А. Рускола (М., 1939).

10. Как отмечала З.С.Беляева, первыми систематизированными источниками новой отрасли - колхозного права - стали Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 марта 1927 г. «О коллективных хозяйствах» и Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. - З.С. Беляева. Источники колхозного права. Автореферат дисс.... докт. юрид. наук. М.,1972. С.8.

11. Постановления Совмина СССР: от 07.05.1946 № 997 "О мерах по расширению травосеяния и повышению урожайности многолетних трав в колхозах и совхозах", от 01.03.1948 № 523 "Об усилении контроля за качеством семян сельскохозяйственных культур в колхозах и совхозах", от 20.04.1961 № 335 "О порядке выдачи денежных авансов и кредитов Госбанка СССР колхозам и совхозам", от 27.08.1958 № 969 "О порядке расчетов с колхозами, совхозами и другими хозяйствами за сдаваемое государству зерно и семена масличных культур", от 01.04.1965 № 249 "О повышении материальной заинтересованности колхозов и совхозов в увеличении производства и продажи мяса государству" и др.

12. В настоящее время - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

13. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. № 212.

14. Утв. постановлением Совета Министров СССР от 07.12.1978 № 1009.

15. М.И.Козырь. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М.,2003. С.16, 39-40.

16. Чхиквадзе В.М., Ямпольская Ц.А. О системе советского права.// Советское государство и право. 1967. № 9. С.36.

17. Аксененок Г.А. Развитие сельскохозяйственного права.//В Кн.: ХХ!У съезд КПСС об укреплении советского государства и развитии социалистической демократии. М., 1973. С.167-168.

18. Козырь М.И. Советское сельскохозяйственное право: тенденции становления и развития// Советское государство и право.1973. № 6; Денисов А.А. Сельскохозяйственное право, наука и практика. // Советское государство и право.1974. № 1; Кичатова О.А. Сельскохозяйственное право как комплексная отрасль права. // Советское государство и право.1973. № 9; Панкратов И.Ф. Сельскохозяйственное право как отрасль права? Нет оснований. // Советское государство и право. 1973. № 9; Казьмин И.Ф. Право и сельское хозяйство. // Советское государство и право. 1974. № 1.

19. С.А. Боголюбов, Н.А. Духно. Что есть аграрное право // Аграрное и земельное право. - 2010. - № 7. - С. 4-9; Быстров, Г.Е. Предмет аграрного права // Аграрное и земельное право. - 2008. - № 4. - С. 9-16; Быстров, Г.Е. Источники аграрного права // Аграрное и земельное право. - 2008. - № 6. - С. 25-38; Бобылев, А.И. Аграрное право - отрасль российской системы права // Аграрное и земельное право. - 2006. - № 2. - С. 18-24; Ханнанов, Р.А. Аграрное право: проблемы и пути развития // Право и политика. - 2008. - № 4. - С. 933-940.

20. М.И. Аграрное право - специализированная комплексная отрасль в структуре права РФ // Аграрное и земельное право. - 2008. - № 5. - С. 4-28; М.М. Бринчук, В.В. Устюкова, Н.А. Духно. Аграрное право и научные труды М.И. Козыря // Аграрное и земельное право. - 2012. - № 3. - С. 4-9.

21. Сельскохозяйственное право как учебная дисциплина было введено в юридических вузах в 1982 г.

22. И.Ф. Казьмин. Сельскохозяйственное законодательство (Проблемы и перспективы). М., Юридическая литература,

1980 С.43.

23. И.Ф. Казьмин. Сельскохозяйственное законодательство (Проблемы и перспективы). М., Юридическая литература,

1980 С.41.

24. И.Ф. Казьмин. Сельскохозяйственное законодательство (Проблемы и перспективы). М., Юридическая литература,

1980 С.52.

25. И.Ф. Казьмин. Сельскохозяйственное законодательство (Проблемы и перспективы). М., Юридическая литература,

1980 С.44.

26. И.Ф. Казьмин. Сельскохозяйственное законодательство (Проблемы и перспективы). М., Юридическая литература,

1980. С.108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Аграрное право. Книга 1. Часть общая. - Учебник. Екатеринбург, 2013. С.34.

28. Аграрное право. Книга 1. Часть общая. - Учебник. Екатеринбург, 2013. С.37.

29. Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 06.03.1992 г. «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации», об утверждении Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (сентябрь 1992 г.), от

27.07.1994 г. «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области», от

01.02.1995 г. «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и др.

30. Указы Президента РФ от 27.10.1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и от 07.03.1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.