Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / ГОССВЯЗЬНАДЗОР / РОССВЯЗЬНАДЗОР / РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРА / РОСКОМНАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прошина Д.А.

В данной статье рассмотрена организация государственного надзора и контроля в области информационных технологий в Российской Федерации. Охарактеризован генезис полномочий уполномоченного государственного органа в данной сфере регулирования. Проведено исследование развития функций соответствующих федеральных служб: Службы государственного надзора за связью, Госсвязьнадзора, Россвязьнадзора, Россвязьохранкультуры, и Роскомнадзора. Охарактеризованы полномочия Роскомнадзора в сфере государственного гонтроля за связью и информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прошина Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY AND COMMUNICATIONS

This article discusses the organization of state supervision and control in the field of information technology in the Russian Federation. The genesis of the powers of the authorized state body in this area of regulation is characterized. A study was conducted on the development of the functions of the relevant federal services: the State Communications Supervision Service, Gossvyaznadzor, Rossvyaznadzor, Rossvyazohrankultura, and Roskomnadzor. The powers of Roskomnadzor in the field of state control over communications and information technologies are characterized.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ»

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ

Д.А. Прошина, студент

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-3-171-174

Аннотация. В данной статье рассмотрена организация государственного надзора и контроля в области информационных технологий в Российской Федерации. Охарактеризован генезис полномочий уполномоченного государственного органа в данной сфере регулирования. Проведено исследование развития функций соответствующих федеральных служб: Службы государственного надзора за связью, Госсвязьнадзора, Россвязьнадзора, Россвязьохранкультуры, и Роскомнадзора. Охарактеризованы полномочия Роскомнадзо-ра в сфере государственного гонтроля за связью и информационными технологиями.

Ключевые слова: информационные технологии, государственный контроль, государственный надзор, Госсвязьнадзор, Россвязьнадзор, Россвязьохранкультура, Роском-надзор.

Компетенции по лицензированию и выдаче предусмотренных разрешений в области связи и коммуникаций вплоть до весны 2007 года распределялись между рядом федеральных органов.

После распада Советского Союза также, как и другие отрасли хозяйствования, связь стала переходить на рыночные технологии. Увеличился ассортимент услуг, стали появляться новые операторы, которые массово устанавливали более современное иностранное оборудование. Как побочный эффект такого развития, появились и примеры недобросовестной конкуренции, несанкционированного применения средств радиоэлектроники, создание препятствий в работе средств связи.

В такой обстановке необходимо было внедрять новые варианты организации этой сферы и способы ее регулирования. Служба государственного надзора за связью, действующая при соответствующем министерстве, появилась в конце осени 1993 года на основании правительственного постановления №1156. Основной задачей этого органа была организация контроля линий и средств связи (почтовых и электронных). Кроме того, Служба должна была следить за процессом предоставления услуг в данной сфере на основании лицензий, осуществлять передачу частот соответствующего высокочастотного обо-

рудования. Новый орган включал Главное управление и ряд региональных отделений. Полномочия Службы государственного надзора за связью были впоследствии закреплены в ФЗ «О связи». В дальнейшем указанная служба несколько раз переходила разным ведомствам. До 1999 она подчинялась Комитету по связи и информатизации. Затем не небольшой срок она стала подчиняться Комитету по телекоммуникациям. После, до 2001 года Служба переподчинилась Министерству по связи.

За четыре года численность игроков рынка связи, работавших без соответствующих разрешений, стала меньше в 5 раз. На 20% меньше стало поступать сообщений о нарушениях со стороны операторов. Существенно меньше стало примеров работы участников рынка с использованием оборудования, не прошедшего соответствующее лицензирование.

Реформирование, произошедшее в 2001 году, выразилось в учреждении отдельного органа в структуре Минсвязи. Он получил название Департамента по надзору за связью. В свою очередь, этот орган состоял из территориальных управлений. Их было 77, и все они были объединены названием «Госсвязьнадзор». Разделение функций этих структур предусматривалось таким образом, что контроль деятельности участников рынка связи осуществлял Гос-

связьнадзор, а управление отраслью возлагалось на Департамент.

Еще через три года появился Федеральный Закон, в котором было четко определено равноправие условий и возможности доступа к телекоммуникационным средствам и связи. Вслед за «Законом о связи» Президент издал Указ, в соответствии с которым был создан орган, обеспечивающий надзор в рассматриваемой сфере. Так, Указом № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» был утвержден Россвязьнадзор. В результате этого изменения, впервые появилась структура исполнительной власти, решающая вопросы правительственного контроля на рынке связи и телекоммуникаций.

Следующим важным нормативным документом стало правительственное Постановление № 223: «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией». В соответствии с его положениями были устранены управления на уровне субъектов федерации, и и сформированы территориальные ведомства Россвязьнадзора.

Правительственным постановлением № 318 от 30.06.04 определяются направления, по которым должен работать Роск-связьнадзор. Его функции значительно расширялись. К задачам по осуществлению и подготовке к исполнению положений федерального контроля были добавлены функции по выдаче соответствующих разрешений и лицензий. Функции регулирования стоимости подключения и контроля трафика также стал выполнять Росс-вязьнадзор. Кроме того, этот исполнительный орган должен обеспечивать соблюдение нормы равноправности доступа к услугам связи.

Вопросы контроля средств массовой информации до выхода Постановления № 318 решало Главное управление по делам литературы и издательств. Если рассмотреть историю этого органа, то стоит отметить, что в 1991 году при соответствующем Министерстве была сформирована Инспекция по защите свободы печати. Через три года появился Приказ Комитета по печати, в соответствии с которым

были созданы органы контроля во всех регионах. Они решали все задачи проведения политики в отношении СМИ и обеспечения норм по защите свободы печати, надзор за выполнением российских законов в сфере массы, циркулирующей на уровне массового сознания общества.

Затем, в 1999 году появилось Министерство печати и массовых коммуникаций, в структуре которого действовали областные службы контроля. В конце лета 2000 года региональные сферы контроля были перестроены в районные и межрайонные управленческие ведомства Министерства РФ по делам печати и СМИ.

Районные и межрегиональные контролирующие ведомства Министерства Печати выполняли действия в сфере ме-диасредств и социальных коммуникаций среди населения. К тому же в их сопровождении были задачи оформления СМИ, информационных служб, получение лицензии на полиграфическую печать. Осуществление наблюдения за исполнением закона РФ о СМИ осталась неизменной.

Весной 2007 года компетенции по предоставлению лицензий и контролю за сферой связи и средствами массовой информации объединились в пределах единого министерства. Государственные контролирующие органы в области связи, СМИ и защите культурных ценностей в соответствии с Президентским Указом №320, который вышел в марте 2007 года, были объединены в рамках структуры Россвязьохранкультуры. Новый орган, которому, в том числе, были переданы функции распределения частот и надзор за исполнением законодательных норм в области связи, подчиняется непосредственно Правительству РФ. Через несколько месяцев после своего учреждения, это ведомство получило еще несколько важных функций, среди которых было и обеспечение безопасности персональной информации.

Реорганизация Россвязьохранкультуры в составе Минсвязи, в Службу надзора за выполнением правовых норм в области связи и Службу по надзору за соблюдением норм законодательства в сфере куль-

турного наследия произошла на основании Указа Президента № 724 (12.05.08).

Россвязькомнадзор стал выполнять задачи контроля в области СМИ, включая интернет-издания, ^-технологий и связи. Кроме того, этот орган выполняет функции по надзору безопасностью личной информации в соответствии с действующими нормами права и по обеспечению работы службы радиочастот. В соответствии с правительственным Постановлением 419, Россвязькомнадзор стал выдавать лицензии на радио и телевещание, услуги связи, производство и воспроизведение аудиовизуальных объектов, включая фонограммы. Параллельно этот орган отвечал за распределение частот и выполнял задачи по проведению тендеров в сфере услуг связи.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи».

2. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

3. Указ Президента РФ от 12 марта 2007 г. N 320 «О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия».

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

5. Указ Президента РФ от 3 декабря 2008 г. N 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

6. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. N 223 «О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией».

7. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 318 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи».

8. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 419 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций».

В дальнейшем Россвязькомнадзор был реформирован в Службу по надзору в сфере связи, информационных технологий (Роскомнадзор). Эти изменения были определены в президентском Указе № 1715 от 03.12.08. Новый орган исполнительной власти имеет статус федерального. Он производит выдачу разрешений, контролирует работу операторов связи, информационных технологий и массме-диа. Кромке того, он выступает в качестве Уполномоченного органа по обеспечению защищенности прав граждан на безопасность персональных данных. ФС Роском-надзор входит в состав Минсвязи и массовых коммуникаций.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY AND COMMUNICATIONS

D.A. Proshina, Student

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

Abstract. This article discusses the organization of state supervision and control in the field of information technology in the Russian Federation. The genesis of the powers of the authorized state body in this area of regulation is characterized. A study was conducted on the development of the functions of the relevant federal services: the State Communications Supervision Service, Gossvyaznadzor, Rossvyaznadzor, Rossvyazohrankultura, and Roskomnadzor. The powers of Roskomnadzor in the field of state control over communications and information technologies are characterized.

Keywords: information technologies, state control, state supervision, Gossvyaznadzor, Ros-svyaznadzor, Rossvyazohrankultura, Roskomnadzor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.