Анатолий Федорович Марковский,
председатель Совета ветеранов УГИБДД УМВД России по Псковской области, полковник милиции в отставке
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
За время существования Российского государства административно-территориальное деление древней Псковской земли с богатой историей неоднократно претерпевало изменения.
После освобождения Псковщины от немецко-фашистских захватчиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года образована Великолукская область, а на следующий день Указом от 23 августа 1944 года - Псковская область. В августе того же года созданы Управления НКВД Великолукской и Псковской областей.
Постановлением СНК СССР от 1 ноября 1945 года города Псков и Великие Луки включены в число 15 древних русских городов, восстанавливаемых в первую очередь. В 1957 году ликвидирована Великолукская область, а ее районы переданы в состав Псковской и Калининской областей. В последующие годы изменения территориального устройства области касались только внутреннего деления - создавались и укрупнялись сельские Советы, населенные пункты передавались из одной административной единицы в другую.
Приказом начальника Управления НКВД Псковской области подполковника госбезопасности Алмазова от 20 октября 1944 года № 001, а также приказом НКВД СССР от 31 августа 1944 года № 001071 и от 25 сентября 1944 года № 001206 объявлена штатная расстановка личного состава Управления НКВД и Управления милиции Псковской области. Госавтоинспекция была на правах отдела со штатом в 11 человек, из них две должности вольнонаемные. Первым начальником ГАИ назначен Бирюков Эраст Александрович, майор милиции, начальник районного ГАИ Фрунзенского РОВД НКВД г. Ленинграда, старшим госавтоинспектором - Федотов Семен Андрианович, старший лейтенант милиции, ранее работавший старшим госавтоинспектором Госавтоинспекции Управления милиции по Ленинградской области. Старшим госавтоинспектором отделения по надзору за подготовкой шоферских кадров назначен лейтенант милиции Гусев Иван Михайлович, работавший госавтоинспектором ГАИ Управления милиции города Ленинграда, старшим инспектором автодорожного надзора с одновременным присвоением звания «капитан милиции» - старший лейтенант
ГАИ Управления милиции города Пскова Андреев Алексей Николаевич. Его помощником стал сержант милиции Тюпин Алексей Николаевич, ранее работавший командиром отделения отдела милиции Псковского ГО НКВД. Первой паспортисткой отделения по надзору за подготовкой шоферских кадров назначена вновь принятая с 5 октября 1944 года Ульянова Александра Алексеевна. Должности начальника отделения по надзору за подготовкой шоферских кадров и госавтоинспектора этого отделения остались вакантными. Вакантными оставались должности госавтоинспектора, инспектора автодорожного надзора и секретаря-машинистки. С этих первых кадров и начиналось становление Госавтоинспекции Псковской области.
Подобный вышеназванному приказ подписан начальником Управления НКВД Великолукской области подполковником госбезопасности Лосевым 16 сентября 1944 года. В соответствии с приказом № 7 начальника Управления НКВД Великолукской области 2 октября 1944 года подполковника госбезопасности Лосева прибывший из Управления НКВД по Калининской области техник-лейтенант Максимов Александр Матвеевич назначен на должность госавтоинспектора отделения Госавтоинспекции Управления милиции по надзору за подготовкой шоферских кадров, на должность госавтоинспектора Госавтоинспекции Управления милиции - младший лейтенант милиции Васильев Василий Петрович, а должность паспортистки Госавтоинспекции Управления милиции заняла Миронова Надежда Георгиевна.
Так кто же они, первые начальники Госавтоинспекции?
С 5 сентября 1944 года первым начальником Управления милиции НКВД Псковской области назначен майор Бирюков Эраст Александрович. В 1915 году он призван на службу в старую армию, где состоял до февраля 1917 года, а затем до февраля 1918 года служил командиром партизанского отряда. В период с 1918 по 1923 год Эраст Александрович находился в рядах действующей Красной Армии и демобилизовался с должности комиссара Красной Армии. С 1923 года он связал свою судьбу со службой в милиции. Более трех лет прослужил в должности начальника отряда, а затем - заместителя главного
врача по хозяйственной части больницы «Жертв Революции». Последующие двенадцать лет Эраст Александрович возглавлял автотранспортное предприятие МВД. В 1934 году без отрыва от службы окончил Ленинградскую вечернюю промышленную академию имени И.В. Сталина. В июне 1941 года добровольцем ушел в ряды Красной Армии, воевал на Ленинградском фронте, где был ранен и контужен. В 1942 году его возвратили на службу в МВД. Он уже тогда имел звание майора.
Майор Бирюков Э.А. прибыл в разрушенный г. Псков и начал восстанавливать его из руин. С личным временем не считался, был чутким и отзывчивым, дисциплинированным и политически грамотным руководителем. 2 июля 1946 года стало последним днем службы майора Бирюкова Э.А. в должности начальника ГАИ Псковской области. Для дальнейшего прохождения службы он был откомандирован в город Ленинград, где продолжил службу в Комитете Государственной безопасности города Ленинграда и Ленинградской области.
Первым начальником Управления милиции НКВД Великолукской области назначен Дягилев Николай Семенович, 1904 года рождения, уроженец города Покровска Самарской губернии. Он проходил службу в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а затем последовали долгие годы учебы. Начинал курсантом крайсовпартшколы в городе Саратове, продолжил студентом педагогического факультета государственного университета, а в итоге закончил автодорожный институт. С 1 апреля 1936 года Николай Семенович Дягилев - начальник Госавтоинспекции при Управлении РКМ НКВД АССР немцев Поволжья, во время войны продолжил службу в войсках НКВД на различных должностях в Саратовской области.
Новому начальнику Госавтоинспекции Управления милиции НКВД Великолукской области, имеющему богатый опыт работы в Госавтоинспекции, в первые годы службы в незнакомом городе было очень сложно. Город восстанавливали из руин. Появлялись первые уличные фонари и строились дороги, с каждым годом увеличивалось количество автотранспорта и число автоаварий и несчастных случаев, готовились первые шоферские кадры для народного хозяйства, требовалась строгая дисциплина работников транспорта, устанавливались дорожные знаки и культурно оформлялись шоссейные пути. Народному хозяйству требовался технически исправный транспорт, который подвергался техническому осмотру дважды в год. При непосредственном участии сотрудников Госавтоинспекции области в продаже появились «Правила движения транспорта и пе-
шеходов в городах и по дорогам Великолукской области», внедрялись в практику путевые листы. Почти десять лет Николай Семенович руководил Госавтоинспекцией области, но его всегда тянуло с берегов Ловати на берега Волги, где он родился и вырос. С января 1954 года он стал начальником ГАИ Марийской АССР, где прослужил 8 лет. Полковник милиции Дягилев Н.С. уволился со службы возрасте 57 лет.
С этих мужественных и верных своему делу людей и начиналось становление Госавтоинспекций Псковской и Великолукской областей. Их дело продолжили другие руководители.
Госавтоинспекциям катастрофически не хватало личного состава, и на местах стали создаваться межрайонные участки Госавтоинспекции. На территории Великолукской области создано три межрайонных участка Госавтоинспекции. Начальником первого межрайонного участка Госавтоинспекции назначен младший лейтенант милиции Васильев с местом дислокации в городе Торопец с обслуживанием Торопецкого, Пеновского, Ленинского, Сережинского, Плоскошского, Холмского, Октябрьского, Нелидовского, Бельского и Ильинского районов. Начальник межрайонного участка лейтенант Вдовенко с местом дислокации в городе Невеле обслуживал Невельский, Опочецкий, Красногородский, Кудеверский, Пустошкинский, Идрицкий, Себежский и Усвятский районы. Начальникам райотделений НКВД области предписывалось подобрать помещение для расположения межрайонной инспектуры и обеспечить необходимым инвентарем и канцпринадлежностями. Невозможно сегодня представить, как один инспектор обеспечивал безопасность дорожного движения на обслуживаемой территории. Да, было тяжело, но они с этим справлялись.
Подобные межрайонные участки
Госавтоинспекции созданы и на территории Псковской области.
3 июля 1945 года выходит решение исполнительного комитета Псковского городского Совета депутатов трудящихся № 443 «О запрещении движения автогрузового и гужевого транспорта по главным магистралям г. Пскова». В целях упорядочения уличного движения и разгрузки главных магистралей города от автогрузового и гужевого транспорта с 5 июля 1945 года запрещалось движение гужевого транспорта, а также всех грузовых автомобилей по Пролетарскому бульвару и улицам Октябрьская, Ленина, Пушкинская, Свердлова и Кузнецкая. Госавтоинспекция обязана была направить движение грузового транспорта по улицам Советская, Стахановская, Вокзальная, Карла
Маркса, Энгельса и Плехановскому посаду, а также обеспечить установку дорожных знаков на перечисленных улицах. Лица, виновные в нарушении вышеуказанного решения, подвергались штрафу в сумме 100 руб. или исправительно-трудовым работам на срок до 30 дней.
А нарушители были и тогда. Об этом писала газета «Псковская правда» за 30 октября 1945 года: «В последнее время в Пскове и области участились лихачества шоферов грузовых машин. Шофер «Торгплодоовощтреста» Яковлев 6 октября вел машину из Изборска в Псков, будучи в сильном опьянении. Госавтоинспекция отобрала у него водительские права на два месяца. Однако это ничему не научило Яковлева, и 17 октября он, получив задание ехать за стройматериалами, вместо этого отправился на Рижское шоссе с целью подработать на перевозке пассажиров. Отвезя в Латвию 30 пассажиров, на обратном пути Яковлев посадил в машину 8 человек и, будучи пьяным, уснул за рулем. Грузовик въехал в канаву и перевернулся. В результате двое пассажиров тяжело ранены.
Шофер Псковского особторга Кринев 12 октября, получив указание возить дрова для ресторана, занялся перевозкой пассажиров на трассе Остров-Псков. Кринев вез четырех пассажиров. Врезавшись в пьяном угаре в груду щебня, Кринев перевернул машину. Авария повлекла за собой жертвы: двое пассажиров убиты, двое тяжело ранены.
Шофер Псковторга Самуилов в пьяном виде на Крестовском шоссе налетел на военную грузовую машину. В результате столкновения тяжело ранен один офицер.
Все трое водителей арестованы и будут привлечены к уголовной ответственности за нарушение правил уличного движения».
20 сентября 1945 года в 21:00 на Интернациональной улице г. Пскова совершен наезд грузовой автомашиной на гражданку Ступанову со смертельным исходом. Шофер машины с места происшествия уехал и о случившемся никому не сообщил. Принятыми оперативными мерами сотрудником Госавтоинспекции Управления милиции капитаном милиции Андреевым при помощи двух оперативных сотрудников Управления лагеря военнопленных № 343 НКВД машина была установлена, шофер Петушкова опознана и призналась в совершенном преступлении. Приказом начальника Управления НКВД Псковской области от 31 октября 1945 года № 81 всем троим сотрудникам Управления НКВД объявлена благодарность. Это был первый приказ начальника Управления НКВД СССР по Псковской области о поощрении сотрудника Госавтоинспекции области, положивший начало поощрениям.
Управление милиции УНКВД СССР по Псковской области оповестило руководителей предприятий, организаций и учреждений, имеющих транспорт, о проведении в период с 20 ноября по 15 декабря 1945 года первого послевоенного технического осмотра авто-, мото- и прицепного транспорта Псковской области. Руководители предприятий, организаций и учреждений, имеющие указанный транспорт, были обязаны:
до 20 ноября привести в исправно-техническое состояние весь ходовой парк и автомашины, находящиеся в консервации, к апробированию;
доукомплектовать недостающим агрегатами все машины, находящиеся в ремонте и в ожидании ремонта, и приступить к их ремонту;
оформлять актом на списание не рентабельные к восстановлению автомашины;
в случае перемены владельцев или адреса хозяйства внести необходимые изменения в технические паспорта, заполнив их сведениями о ремонте и пробеге автомашины, а также о водителях (разделы технического паспорта VI, VII, VIII);
внести в кассы отделений Госбанка за весь списочный состав автотранспорта из расчета: автомашина или тягач на резиновом ходу - 15 руб., мотоцикл - 10 руб., автоприцеп - 10 руб., квитанции об уплате предъявить госавтоинспектору;
производить технический осмотр перечисленного транспорта по месту стоянки независимо от его количества.
Вот так положено началу техническому осмотру транспорта области.
По итогам работы за 1945 год Госавтоинспекция доложила руководству области и начальнику Управления милиции УНКВД СССР по Псковской области о наличии и техническом состоянии автопарка области.
На 1 января 1946 года числилось 944 единицы грузовых автомашин, исправными признаны 492 единицы. Парк легковых машин составил 115 единиц, из них в исправном состоянии 56,4%. Мотоциклов числилось 16 штук, исправным признан каждый третий, различных автоприцепов - 31 единица, в исправном состоянии - 26.
Низкий процент ходовых автомашин объяснялся тем, что большинство из них были трофейные. У хозяйственных организаций, имеющих транспорт, отсутствовали мастерские. Водительскими кадрами автохозяйства обеспечены на 74 %. Функционирующая Печорская автошкола по плану должна подготовить 200 водителей в год, но из-за отсутствия преподавательского состава выпустила только 62.
По области числилось 42 аварии, 29 наездов, в результате которых погибло 25 человек.
Виновником большинства аварий являлся водительский состав воинских частей, транспорт которых проходил через Псков транзитом. Война закончилась, но люди продолжали погибать.
С водительским составом автохозяйств изучены правила уличного движения, проведен ряд бесед по радио по правилам уличного движения, а также совещание с участием представителей городского комитета ВКП(б) по выпуску автомашин из гаражей в исправном состоянии и их ремонту. Установлены дорожные знаки. Число общественных инспекторов не превышало 18 человек, что явно не обеспечивало помощь в работе ГАИ. Инспекторским составом ГАИ проверено на линии 3478 машин, выявлено неисправных - 766, привлечено к административной ответственности 223 шофера и 43 руководителя автохозяйств с наложением штрафа на сумму 30 940 руб., из них взыскано только 14 600 руб., а также лишены водительских прав 46 человек. Штат Госавтоинспекции области увеличился на три сотрудника.
А между тем в г. Пскове в третьем квартале 1945 года начал курсировать автобус по маршруту Рижское шоссе - Кресты и Рижское шоссе - вокзал. В январе 1946 года открылись еще два городских автобусных маршрута, начали курсировать автобусы по трем загородным маршрутам, а также организована работа грузового такси, стоянки которого организованы около вокзала и рынка. За два месяца 1946 года на улицах Пскова включено 50 электроламп. Уличные фонари зажглись по Рижскому шоссе, Ротному переулку, на Военной площади в Плехановском посаде.
Количественный состав автопарка по районам Великолукской области к 1946 году в значительной мере увеличился, существовавшие в то время три межрайонных участка госавтоинспекторов являлись недостаточными для организации и проведения необходимой работы по линии ГАИ. В целях улучшения данной работы приказом начальника Управления МВД по Великолукской области от 6 июля 1946 года № 058 вместо трех существующих организовано пять межрайонных участков с местами дислокации в городах Великие Луки, Невель, Опочка, Торопец и Западная Двина.
В августе 1946 года назначен первый начальник ГАИ г. Пскова Макаров Михаил Иванович, 1914 года рождения, уроженец Вологодской области, за плечами которого была учеба на рабфаке при Детскосельском сельскохозяйственном институте и в Ленинградском танково-техни-ческом училище, две войны - с белофиннами и Великая Отечественная война. 20 июня 1943 года в танковом бою у деревни Александровка, что под
Прохоровкой, танкист Макаров получил тяжелое ранение. Врачи насчитали у него 9 ран, и как результат - полгода госпиталей в городе Горький и вторая группа инвалидности.
Продолжил службу Михаил Иванович заместителем командира учебного батальона по технической части Буйского танкового училища под Ярославлем. После расформирования училища в 1946 году оказался в г. Пскове. Случайная встреча с начальником ГАИ области Ф. Прохоровым - и вот бывший военный капитан Михаил Иванович назначен на должность начальника ГАИ г. Пскова и проработал до 15 декабря 1960 года. Он задерживал и воспитывал нарушителей правил уличного движения, участвовал в опаснейших операциях, но наибольшую радость приносила возможность предупредить преступление, дорожно-транспортное происшествие, направить на верный путь поскользнувшегося человека.
Псковский городской отдел коммунального хозяйства в 1947 году приступил к регистрации имеющихся у организаций и частных лиц лошадей, коров, автомобилей, мотоциклов, велосипедов и лодок, а контроль возложен на работников милиции и, в частности, ГАИ.
По итогам обследования началось строительство, восстановление и ремонт дорог и мостов области. Требовалось построить 80 км новых дорог, капитально отремонтировать 180 км и 2000 погонных метров мостов, заготовить и вывести к местам стройки 51 тысячу кубометров камня, песка, гравия и лесоматериалов. Автошколы занимались подготовкой и переподготовкой шоферских кадров.
По состоянию на 1 декабря 1955 года в Псковской области создано 10 межрайонных подразделений ГАИ, где у каждого назначенного межрайонного госавтоинспектора под надзором находился транспорт и водители 3-4 районов. Это были участники Великой Отечественной войны, неоднократно награжденные боевыми орденами и медалями, интересные люди, влюбленные в свое дело специалисты, глубоко переживающие за свои результаты и результаты Госавтоинспекции в целом.
Тем временем приказом начальника Управления УВД по Великолукской области полковника Максимов от 4 марта 1956 года № 82 за безупречную службу в органах милиции, активную борьбу с нарушителями правил уличного движения на автотранспорте, примерную дисциплину и хорошую учебу награжден нагрудным значком «Отличник милиции» милиционер отделения РУД ГАИ Управления милиции старший сержант милиции Шершнев Алексей Иванович, его фотография занесена на областную Доску по-
чета Управления милиции. Это было впервые и стало примером для всех.
Решением исполнительного комитета Великолукского областного Совета депутатов трудящихся от 2 марта 1956 года № 144 утверждены новые правила движения транспорта и пешеходов в городах и по дорогам Великолукской области, а старые, от 19 июня 1952 года, утратили силу. Новые Правила состояли из 5 пунктов и 8 подпунктов и одного примечания. Решением исполкома определено, что новые Правила действуют на территории города в течение двух лет.
Вопросы о состоянии дорожного и технического надзора за автотранспортом и мерах борьбы с дорожными происшествиями постоянно обсуждались начальниками Управлений милиции обеих областей.
В период с 15 декабря 1953 года по 17 октября 1957 года (до ликвидации Великолукской
области) во главе Госавтоинспекции находился подполковник милиции Булкин Александр Федорович, имеющий почти двадцатилетний опыт практической работы в службе ГАИ, в том числе на руководящих должностях, на должности начальника ГАИ УМ Ульяновской области, начальника ГАИ МВД Карело-Финской ССР и начальника ГАИ Пярнусской области Эстонской ССР. Закончив службу в ГАИ УМ Великолукской области, Булкин Александр Федорович направлен для прохождения дальнейшей службы в Каменскую область.
Госавтоинспекцию Управления милиции УМГБ Псковской области в те годы возглавлял Райнюков Василий Карпович, ранее работавший Уполномоченным МГБ СССР в Германии.
Становление Госавтоинспекции области произошло, началось совершенствование службы по всем направлениям деятельности.