Научная статья на тему 'Особенности функционирования органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в годы Великой Отечественной войны'

Особенности функционирования органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1260
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / АВТОМОБИЛЬ / МИЛИЦИЯ / ГРУЗЫ / ФРОНТ / THE STATE AUTOMOBILE INSPECTION / THE GREAT PATRIOTIC WAR / AUTOMOBILE / MILITIA / CARGOES / FRONT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Епифанов Юрий Александрович

В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты деятельности государственных органов, обеспечивавших безопасность дорожного движения в годы Великой Отечественной войны. Анализируется специфика организации деятельности Государственной автомобильной инспекции в военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

activity of state organs ensuring the safety of traffic current during the Great Patriotic war

Organizational and legal aspects of the activity of state organs ensuring the safety of traffic current during the Great Patriotic war are considered in the present article. The specific nature of the organization of the activity of the State automobile inspection in times of war is analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в годы Великой Отечественной войны»

9.11. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Епифанов Юрий Александрович, аспирант кафедры теории и истории государства и права. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.

Аннотация: В статье рассматриваются организационно-правовые аспекты деятельности государственных органов, обеспечивавших безопасность дорожного движения в годы Великой Отечественной войны. Анализируется специфика организации деятельности Государственной автомобильной инспекции в военное время.

Ключевые слова: Государственная автомо-

бильная инспекция, Великая Отечественная война, автомобиль, милиция, грузы, фронт.

ACTIVITY OF STATE ORGANS ENSURING THE SAFETY OF

TRAFFIC CURRENT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Epifanov Yuriy Aleksandrovich, postgraduate student at theory and history of state and law chair. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of cooperation.

Annotation: Organizational and legal aspects of the activity of state organs ensuring the safety of traffic current during the Great Patriotic war are considered in the present article. The specific nature of the organization of the activity of the State automobile inspection in times of war is analyzed.

Keywords: The State automobile inspection, the Great Patriotic war, automobile, militia, cargoes, front.

Великая Отечественная война потребовала изменения характера, и содержания деятельности государственных органов применительно к специфике военного времени, частичных изменений в структуре и организационно-правовых формах их деятельности. Возникла необходимость в учреждении чрезвычайных органов управления страной.

Это обуславливало проведение мероприятий по перестройке деятельности милиции в условиях войны. При этом необходимо отметить, что значительно расширились ее обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Это распространялось на все подразделения и службы милиции, в том числе, естественно, и Государственную автомобильную инспекцию. В июле 1941 г. весь рядовой и младший начальствующий состав Госавтоинспекции Москвы и Московской области был переведен на казарменное положение.

С первых дней войны одной из главных задач Госав-тоинспекции являлось снять с учетов и обеспечение подготовки автотранспорта для армии. Одновременно вводился строгий контроль за движением автотранспорта по Москве и Московской области.

В соответствии с приказом начальника гарнизона от 4 июля 1941 г.1 водители, задержанные за нарушение правил движения в ночное время или в условиях воз-

1 Вестник Народного комиссариата внутренних дел СССР, №29, 1941. С.45.

душной тревоги, подвергались взысканию. Наркоматам и ведомствам было запрещено издавать какие-либо приказы и распоряжения по поводу работы автотранспорта без предварительного согласования с военным командованием и органами НКВД.

6 июля 1941 г. УНКВД была утверждена специальная инструкция для патрульно-постовой службы и ГАИ о тщательной проверке всего транспорта и лиц, направляющихся в Москву или выезжающих из нее.

В целях обеспечения общественного порядка и государственной безопасности начальник Московского военного гарнизона 25 июля 1941 г. издал приказ, которым воспрещался въезд в Москву всех граждан, не прописанных в городе. С 24 до 4 часов утра в городе вводился комендантский час: в это время запрещалось движение легкового транспорта и пешеходов без специальных пропусков. С 19 августа 1941 года на дорожных магистралях, ведущих к столице, были организованы заставы, которые возглавили старшие инспектора дорожного надзора, участковые уполномоченные милиции. В помощь им придавалось несколько милиционеров.

Основной задачей застав, выставленных на окраинах города, было обеспечение строжайшего контроля за въездом в Москву путем проверки документов у всех едущих на автомашинах, а также следующих пешком. Задержанные гражданские лица проходили проверку в отделениях милиции, а военнослужащие -в военной комендатуре. Транзитный транспорт направлялся в объезд города. Работой застав руководил отдел регулирования уличного движения управления милиции Москвы.

В борьбе с вражескими агентами важное значение имел приказ НКО СССР и НКВД СССР от 11 августа

1943 г ., предусматривавший упорядочение службы контрольно-проверочных пунктов (КПП) на дорогах и основных магистралях. Приказ требовал строго выполнять сигналы нарядов НШ. В отношении лиц, не выполнявших такие сигналы, нарядам разрешалось применять оружие. К несению службы на КПП кроме войск НКВД привлекались милиция дорожнокомендантские участки, отдельные дорожные эксплуатационные батальоны, сотрудники ГАИ.

Условия движения значительно осложнялись. Причинами этого явились - увеличение интенсивности движения транспорта в прифронтовых областях, затемнение городов, светомаскировка транспорта.

Самоотверженно трудились работники ГАИ на знаменитой Ладожской трассе - жизненной артерии, питавшей осажденный город и войска Ленинградского фронта продовольствием и боеприпасами в течение суровой блокадной зимы. Ранним утром 22 ноября

1941 г. по льду Ладожского озера прошли первые автомашины, доставившие в город 33 тонны продовольствия. С этого дня «дорога жизни» начала действовать беспрерывно. 152 дня она просуществовала в первую зиму. Для работы на трассе был направлен специальный дивизион ГАИ. На ледовом участке действовало 60 постов регулирования движения, по одному через каждые 500 метров. Работники милиции стояли на своих постах по 20 часов бессменно3.

В период Великой Отечественной войны служба ГАИ провела значительную работу по оказанию содействия

2 Вестник Народного комиссариата внутренних дел СССР, №31, 1941. С.45.

3 Суровые сороковые. Обзор о деятельности милиции. Л., 1975. С.12-22.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Епифанов Ю.А.

местным советским и военным органам в мобилизации автотранспорта для Красной Армии.

Все мобилизационные планы строились по материалам ГАИ и наличии и техническом состоянии автотранспорта. Проекты планов разрабатывались, как правило, Госавтоинспекцией, а рассматривались и утверждались облисполкомами.

Государственная автомобильная инспекция приняла участие в реализации решений ГКО, предусматривавших поставку автомототранспорта для Красной Армии. Почти весь состав инженерно-технических работников привлекался к работе на приемно-сдаточных пунктах, в качестве членов приемных комиссий, руководителей приемных пунктов, руководителей постройки дивизионных артиллерийских ремонтных мастерских, передвижных ремонтных мастерских. Фактически, все поставляемые автомобили осматривали квалифицированные сотрудники ГАИ, а там, где численность сотрудников не позволяла участвовать в приемке автомобилей, качество автомобилей оказывалось ниже.

С 1 января 1941 г. по 1 января 1943 г. численность автомобилей, тягачей, тракторов в народном хозяйстве сократилась с 835736 единиц до 230964, то есть на 72,4%. В Москве за 1941 г. мобилизовали 23299 единиц.

Помимо поставок автомашин Красной Армии, Управление милиции содействовало привлечению автомашин для выполнения различных оперативных заданий. Оказывалась помощь транспортной службе МПВО в формировании ее автомобильных подразделений.

2 июля 1941 г. перед московскими автомобилистами и ГАИ была поставлена задача: в течение суток собрать и подготовить несколько тысяч грузовых автомобилей для перевозки войск. Руководители транспортной службы Мосгорисполкома совместно с руководством гАи с помощью автомобилистов собрали на предприятиях, в организациях и на стройках более 2000 автомобилей, привели их в исправное состояние и обеспечили водительским составом.

Аппарат ГАИ ГУМ НКВД СССР принимал непосредственное участие в составлении планов мобилизации автомобилей для Красной Армии (1943 г.) для освобожденных от оккупации районов (1943 г.) и для специальных автомобильных колонн (1944 г.).

Кроме того, в начале 1942 г. под руководством ГАИ в Москве была проведена мобилизации 3000 автомобилей для срочной переброски войск к Можайску.

Уже к 1 октября 1941 г. в целом по стране для Красной Армии было передано около 190 тыс. лучших автомобилей или 39,3% от общей численности машин.

Численность автомобильного парка страны в 1940-

1944 гг. резко сократилась, главным образом в результате мобилизации автомобилей в Красную Армию наибольшее количество автомобилей было, таким образом, по мобилизации в начальный период войны.

Последнее обстоятельство явилось основной причиной снижения процента технически исправных машин в тылу (с 53,9% по состоянию на 1 января 1941 г., до 26,1% - на 1 октября 1941 г.). Позднее, на техническое состояние автопарка страны стали отрицательно влиять и другие факторы военного времени: недостаток ремонтной базы, запасных частей, квалифицированных ремонтных рабочих и водителей, напряженная работа транспорта. Это значительно усложнило надзор за техническим состоянием автотранспорта, обусловило необходимость изменения методов его осуществления.

В целях выявления количества и технического состояния автотранспорта, находящегося в народном хозяйстве после мобилизации, быстрого восстановления неисправных машин, выявления кадров водителей и специалистов по ремонту в сентябре 1941 г. был проведен внеочередной технический осмотр всего автопарка страны. Работниками ГАИ были намечены мероприятия по восстановлению неисправных автомашин от автохозяйств, которые требовали немедленного их выполнения4. Сотрудники разъясняли в автохозяйствах исключительную серьезность данной работы и необходимость выполнения ее в намеченные сроки. Технические осмотры автомобильного парка, проводившиеся, как правило, 2 раза в год, были дополнены проверками работы ремонтных баз, выявлением наличия запасных частей на складах автобаз, предприятий и хозяйств, установлением жесткого контроля за качеством и сроками ремонта. Роль ГАИ заключалась в выявлении ремонтных мастерских и возможностей к увеличению их пропускной способности, прикреплении автомобилей, подлежащих ремонту, к мастерским, в контроле за своевременной доставкой машин на ремонтные пункты, учете запасных частей, имевшихся в учреждениях и предприятиях, и в оперативном контроле за ходом ремонта.

Осуществляя контроль за выполнением мобилизационных предписаний, виновных в отказе от поставки, нарушении сроков и за плохой ремонт машин, служба ГАИ привлекала к административной или уголовной ответственности.

По далеко неполным данным, только к уголовной ответственности было привлечено 505 человек.

Военная обстановка потребовала более оперативного учета автопарка. До войны сведения о наличии автомобилей аппарат ГАИ представлял в правительственные органы дважды в году по итогам техосмотров. С началом войны ГАИ стала представлять такие данные о транспорте ежемесячно.

В сентябре 1941 г. был установлен порядок, по которому с целью усиления контроля за наличием автопарка в соответствии с требованиями военного времени вводились ежемесячный учет и отчетность о наличии автотранспорта. С первого октября 1941 г. проводился ежедневный учет прибытия и убытия автомашин.

Для сосредоточения учета автомобильного парка Наркомата Обороны СССР в одном месте и во избежание путаницы при частых передислокациях воинских частей, по инициативе Госавтоинспекции в 1943 г. учет воинских автомобилей был изъят из ГАИ и сосредоточен непосредственно в Народном Комиссариате Обороны СССР5.

Постановлением ГКО от 9 мая 1942 г. на Наркомат Автотранспорта возложена задача подготовки большего количества шоферов для Красной Армии. Преподавать на курсах и школах по подготовке шоферов разрешалось работникам ГАИ.

В целях более быстрого обслуживания воинских частей ГАИ ГУМ и ГАВТУ КА разработали положение о присвоении квалификации шоферам- военнослужащим, объявленное приказом НКВД СССР и начальника тыла Красной Армии № 17/10 от 15 января 1944 г.

4 Гущин В.В. Оборонная работа в системе МВД РФ. М., 1993. С.71.

5 СЗ СССР., №11, Ст.123.

Постановление СНК СССР № 1666 от 10 октября

1942 г. обязывало руководителей предприятий и учреждений в 2-х месячный срок переподготовить всех шоферов для работы на газогенераторных автомоби-лях6. Однако, как было выявлено Госавтоинспекцией на 1 августа 1943 г., из общего числа 127265 шоферов, только 29575 человек имели право управления газогенераторными автомобилями, что составляло 23,3% к наличию шоферов.

В порядке трудовой повинности и распределения резервов проведена мобилизация водителей в Московской области.

По решению государственного комитета по трудовым резервам было вызвано 2500 женщин-водителей, обучавшихся в порядке спецнабора в 1939-1940 гг. Из них выявлено неработающих водителями - 634 человека, мобилизовано и направлено в отдел кадров Мос-горисполкома - 327 человек7.

Таким образом, в условиях военного времени главное место в деятельности Госавтоинспекции занимали организационные и технические мероприятия, направленные на мобилизацию для нужд фронта автомобильного транспорта.

При введении военного положения полномочия подразделений Госавтоинспекции и ОРУД, как органов исполнительной власти, не только не были ограничены, но и получили специальную направленность. На Госавтоинспекцию возлагались дополнительные обязанности по усилению контроля за использованием транспорта в тылу, а также подготовке водительских кадров, как для Красной Армии, так и для гражданских организаций.

Военная обстановка внесла объективные изменения в практику надзора за техническим состоянием и использованием автотранспорта.

Расширение функций органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, в военное время стало закономерным явлением, соответствующим изменениям в общественно-политической и экономической обстановке.

Список литературы:

1. СЗ СССР., №11, №24

2. Гущин В.В. Оборонная работа в системе МВД РФ. М., 1993. .

3. Вестник Народного комиссариата внутренних дел СССР, №31, 1941.

4. Обзор деятельности подразделений ГАИ в военное время. М., 1955.

5. Суровые сороковые. Обзор о деятельности милиции. Л., 1975.

Статья рекомендована к опубликованию решением заседания кафедры теории и истории государства и права ЧКИ (Филиал) АНО ВПО Центросоюза РФ «(Российский университет кооперации» от 17.05.2011 г. (Выписка из протокола заседания кафедры №17)

6 СЗ СССР, №24. Ст.25.

7 Обзор деятельности подразделений ГАИ в военное время. М., 1955. С.37-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.