Научная статья на тему 'Организация деятельности ГАИ и оруд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Организация деятельности ГАИ и оруд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
829
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛИЦИЯ / MILITIA / ГАИ (ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ) / ОРУД (ОТДЕЛ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ) / ORUD (DEPARTMENT FOR THE TRAFFIC REGULATION / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD SAFETY / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / GAI (STATE MOTOR VEHICLE INSPECTORATE / THE) / TRAFFIC CODE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко П. Н.

Рассмотрены некоторые аспекты организация деятельности ГАИ и ОРУД в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; приводится анализ и делаются выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CTIVITY OF THE GAI AND THE ORUD DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945

In this article we explore some aspects of activity of the GAI and the ORUD during the Great Patriotic war (19411945). The author makes analysis and gives conclusions.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности ГАИ и оруд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Занимаясь правом, человек развивает свое умение думать, начинает мыслить шире, объективнее оценивать существующую реальность.

Великий древнегреческий философ Платон говорил: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах».

Именно поэтому я решила посвятить свою жизнь изучению права, для того, чтобы работать в команде с людьми, которые борются за справедливость, пытаются отыскать правду.

Юриспруденция привлекает меня еще и тем, что она предоставляет человеку огромный выбор путей и направлений, ведь существуют различные отрасли права: конституционное, гражданское, административное, уголовное и другие.

Человек, занимающийся юриспруденцией, может выбрать то направление, которое интересно ему в наибольшей степени, где он сможет полностью реализовать себя.

В нашей стране действует целый ряд институтов, которые дают фундаментальные знания в области права, возможность практики, помогают определиться со специализацией.

Таким образом, возможности для изучения этой науки велики, нужно только иметь соответствующее желание.

Литература

1. Судоустройство и правоохранительные органы: Учебник для бакалавров / Л.А. Воскобитова, С.В. Матвеев, Т.М. Махова [ и др. ] / Отв.ред. Ю.К. Орлов. М.: Проспект, 2014. 400 с.

References

1. Judiciary and law enforcement agencies: a textbook for undergraduate / L.A. Voskobitova , S.V. Matveev , T.M. Mactova [and others. ] ; otv.red . U.K. Orlov. Moscow Prospect , 2014. 400 p.

УДК 34 ББК 67

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАИ И ОРУД В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.

ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ШЕВЧЕНКО,

соискатель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты организация деятельности ГАИ и ОРУД в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; приводится анализ и делаются выводы.

Ключевые слова: милиция, ГАИ (госавтоинспекция), ОРУД (отдел по регулированию уличного движения), правила дорожного движения, безопасность дорожного движения.

Annotation. In this article we explore some aspects of activity of the GAI and the ORUD during the Great Patriotic war (19411945). The author makes analysis and gives conclusions.

Keywords: militia, GAI (State Motor Vehicle Inspectorate, the), ORUD (Department for the Traffic Regulation, the), traffic code, road safety.

Предвоенные 1936-1941 годы в рамках рассматриваемой нами темы примечательны тем, что общими усилиями целого ряда ведомств дорожное хозяйство СССР было в значительной мере приведено в порядок. Немалую роль в достижении этого результата, а в частности в обеспечении безопасности на дорогах, сыграли Госавтоинспекция и Отдел по регулированию уличного движения (далее ГАИ и ОРУД).

Постепенно разрабатывалась и вступала в силу правовая основа деятельности указанных подразделений. В качестве основных нормативных актов1, на наш взгляд, можно выделить:

• Приказ НКВД СССР № 332 от 9 августа 1936 г. «Об утверждении правил по выдаче шоферских документов и учету шоферских кадров» и «О введении шоферских удостоверений единого образца»;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• Приказ НКВД СССР № 419 от 29 сентября 1937 г. «О возложении на Госавтоинспекцию руководства работой по регулированию уличного движения»;

• Приказ НКВД СССР № 456 от 27 октября 1937 г. «О применении стандарта дорожных знаков Союза ССР»;

• Приказ НКВД СССР № 501 от 22 ноября 1937 г. «С объявлением Положения о квалификационных комиссиях Госавтоинспекций УРКМ»;

• Приказ НКВД СССР № 463 от 2 августа 1938 г. «Об организации пикетов автодорожного надзора на важнейших автомобильных магистралях»;

• Приказ НКВД СССР № 440 от 13 июля 1939 г. о вступлении в силу «Инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности движения».

Сотрудники ГАИ и ОРУД проводили активную пропагандистскую и разъяснительную работу по безопасности дорожного движения: читали лекции и доклады, выступали в радиопередачах, демонстрировали фильмы, участвовали в подготовке и издании брошюр, плакатов и листовок2.

Так, можно отметить, что предвоенный период в основном завершил организационно-правовое становление подразделений ГАИ и ОРУД: они пополнились подготовленными кадрами, были выработаны разнообразные формы и методы работы, четко определились направления их деятельности3.

Однако, Великая Отечественная война 1941-1945 гг, ставшая суровым испытанием для народа СССР, заставила перестроить на военный лад деятельность всех служб советской милиции, в том числе ГАИ и ОРУД.

Инспекторы ГАИ в рамках всеобщей мобилизации проверяли техническое состояние и помогали восстанавливать все транспортные средства, которые направлялись для нужд действующей армии.

Основными задачами ОРУД стали: несение постовой службы, организация загородных застав, проверка состояния заградительных сооружений и железнодорожных переездов, контроль за соблюдением правил светомаскировки.

Большая работа была проведена сотрудниками ГАИ во время обороны Москвы: взято на учет более 90 тыс. и мобилизовано для фронта более 23 тыс. автомобилей, проведено 6 технических осмотров автотранспорта, организована работа шести авторемонтных мастерских, проведено более 1600 проверок автохозяйств по расходованию горюче-смазочных материалов и резины, проинспектировано 11 автопарков по использованию газогенераторных автомобилей, выдано более 14 тыс. водительских удостоверений. Сотрудники Госавтоинспекции принимали также непосредственное участие в эвакуации народно-хозяйственных грузов и населения, отбирали кадры водителей из числа москвичей, вели борьбу с бесхозяйственностью в транспортных отделах учреждений, ведомств и организаций города4.

Важной особенностью работы сотрудников ОРУДа было регулирование уличного движения в затемнен-

ном городе. Были случаи наездов на милиционеров, поскольку водители плохо ориентировались на перекрестках. Во избежание подобных инцидентов применялись светящиеся составы, которыми покрывали жезлы, каски, накидки регулировщиков. Кроме того, такими составами покрывали дороги и искусственные сооружения. Вследствие примененных мер аварийность на дорогах существенно снизилась.

Организационные мероприятия, направленные на перестройку работы ГАИ и ОРУД на начальном этапе войны, оказались весьма эффективными. Благодаря точному учету автотранспорта и контролю за выполнением нарядов на поставку автомобилей в армию уже к 1 октября 1941 г. в целом по стране Вооруженным Силам СССР было передано около 190 тыс. лучших автомобилей, т.е. 39,9% от общей численности автомобильного парка5.

Государственная автоинспекция также вела активную работу по экономии жидкого топлива. В соответствии с постановлением Экономического Совета при СНК СССР от 8 февраля 1942 г. ГАИ стала осуществлять надзор за внедрением газогенераторных установок в автомобили, пресекать случаи переоборудования автомобилей с такими установками для работы на жидком топливе, контролировать, чтобы при наличии бензиновых и газогенераторных автомобилей эксплуатировались последние. Одновременно был установлен надзор за расходованием легковыми автомобилями бензина строго по лимитным книжкам, пресекались факты разбазаривания и списывания сожженного бензина за счет грузовых машин, комбайнов и тракторов6. Кроме того, ГАИ уделяла существенное внимание организации авторемонтных мастерских, создаваемых на базе автогаражей существовавших ранее автохозяйств.

Надо также отметить, что в соответствии с постановлением СНК СССР «О порядке выбраковки и списания автомобилей, пришедших в негодность» от 29 октября 1942 г. ГАИ осуществляла выбраковку и списание автомобилей с целью установления точного учета автомобилей, определения их технического состояния и целесообразности проведения капитального ремонта. Только в период с ноября 1942 г. по август 1943 г. сотрудниками Госавтоинспекции в целом по стране было списано свыше 23 тыс. автомобилей, 118 тягачей и тракторов на резиновом ходу, 240 мотоциклов; было проверено также более 140 тыс. аккумуляторов. Эти мероприятия позволили значительно сократить простои автомашин7.

Важно подчеркнуть вклад сотрудников ОРУДа, которые сыграли большую роль в организации дорожного движения и его регулировании. К примеру, в Москве ими было согласовано почти 120 тыс. технических проектов, связанных с планировкой города и установкой технических средств регулирования8.

Советские войска, ведшие крупные наступательные операции в 1943 г, требовали оперативного пополнения автотранспортом. Для решения этих задач ГАИ несколько изменила порядок проведения технических осмотров

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

автомобильного транспорта. Проводившиеся, как правило, два раза в год, они были дополнены проверками работы ремонтных баз, выявлением наличия запасных частей на складах автобаз, предприятий и хозяйств, установлением жесткого контроля за качеством и сроками ремонта машин. В ходе этой работы вносились предложения в партийные и советские органы о перераспределении запасных частей, о более полном использовании ремонтных возможностей автобаз, налаживании изготовления запасных частей самими предприятиями и хозяйствами, о закреплении подлежавших ремонту автомашин за мастерскими других ведомств, о передаче автомашин, не ремонтировавшихся более шести месяцев, хозяйствам, имевшим запасные части, и т.п9.

Грамотная, самоотверженная и ответственная работа сотрудников ГАИ и ОРУД, а также разносторонние меры, принятые данными службами позволили добиться значительных положительных результатов. Так, к примеру, в 1943 г. количество дорожно-транспортных происшествий в Казахстане снизилось на 10,0%, в Карагандинской области - в 3 раза, в Москве - на 8,1%. В общем по стране количество ДТП и аварий снизилось на 7,2%10.

Вместе с тем, следует, на наш взгляд, отметить и ряд недостатков в деятельности ГАИ и ОРУД. Например, отсутствие систематического контроля за движением автомашин, недостаточность принятых мер по воспитанию водительского состава, малая действенность мер наказания в отношении нарушителей установленных правил содержания и эксплуатации автомобилей.

Однако, будет справедливым подчеркнуть, что указанные недостатки имели объективные причины. Так, значительное сокращение количества автотранспорта, работавшего в тылу, появление перед ГАИ и ОРУД новых задач (при сохранении прежней штатной численности), постоянная перегрузка работников привели к некоторому понижению значения борьбы с дорожно-транспортными происшествиями, сужению функций названных служб милиции11.

Боевые действия на фронтах еще были в полном разгаре, но в тылу уже принимались новые решения партийных и государственных органов власти по обеспечению безопасности дорожного движения. Так, Мосгори-сполком утвердил и с 1 сентября 1944 г ввел в действие новые правила уличного движения, которые предусматривали целый ряд изменений, повышали требования к пешеходам и водителям. Например, ранее пешеходам предоставлялось право переходить улицы на всех перекрестках, теперь же это право распространялось только на те улицы, где не было пешеходных дорожек и указателей перехода. На остальных улицах разрешалось переходить только в специально отмеченных местах12.

Особое внимание новые правила отвели также роли и ответственности водителей и руководителей автохозяйств за техническое состояние автомобильного транспорта.

Кроме того, сотрудники ГАИ и ОРУД активно следили за выполнением решения исполкома Мос-

совета от 30 марта 1945 г. «О мероприятиях по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в городе Москве». В дальнейшем им был поручен контроль за соблюдением социалистической законности при получении и приобретении автотранспорта учреждениями, организациями и отдельными гражда-нами13.

Следует отдельно отметить, что ближе к окончанию войны сотрудники ГАИ и ОРУД стали еще больше внимания уделять пропаганде безопасности дорожного движения. Как и в предвоенные годы они продолжили активно участвовать в чтении лекций и проведении бесед по правилам уличного движения, в выпусках брошюр и листовок, организации специальных радиопередач и публикации статей.

Таким образом, деятельность Государственной автоинспекции и Отдела по регулированию уличного движения в период Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелейшие условия, в целом, обеспечила успешное выполнение поставленных задач, что внесло значительный вклад в укрепление экономической и оборонной мощи нашей страны.

1 Из истории органов госбезопасности НКВД СССР (19341939): Сборник документов. М., 1995.

2 Журавлев М.И., Коваль И.Я. Очерки об участии органов НКВД и милиции Москвы и Московской области в битве за столицу. М., 1975. 302 с.

3 Макеев А.А. Формирование системы профессиональной подготовки кадров милиции в 1930-е гг., обеспеченности кадровой политики в регионах (историко-правовой аспект) //Юридическая мысль. 2002. 3(9). С. 9-21.

4 История советской милиции / Под ред. Р.С. Мулукаева. Т. 2. М., 1977. 331 с.

5 См. Там же.

6 Косицын А.П., Мулукаев Р.С. и др. Советская милиция: история и современность. 1917-1987. М.: Юридическая литература, 1987. 336 с.

7 Журавлев М.И., Коваль И.Я. Очерки об участии органов НКВД и милиции Москвы и Московской области в битве за столицу. М., 1975. 302 с.

8 Шатилов С.П. Деятельность милиции районов тыла по обеспечению исполнения конституционных обязанностей гражданами СССР в годы Великой Отечественной войны // История государства и права. 2005. № 3. С. 44-45.

9 История советской милиции / Под ред. Р.С. Мулукаева. Т. 2. М., 1977. 331 с.

10 См. Там же.

11 Шатилов С.П. Деятельность милиции районов тыла по обеспечению исполнения конституционных обязанностей гражданами СССР в годы Великой Отечественной войны // История государства и права. 2005. № 3. С. 44-45.

12 Герман Р.Б. Деятельность российской милиции в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941-1960 гг.). Ростов н/Дю: Изд-во РЮИ МВД России. 2000.

13 Костин В.И. История Российской милиции. Учебное пособие. Н.Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России. 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.