ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА РОССИИ XIX В.
Бойцов Ю.В. Маюров Н.П. Макаров Д.А.
4. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
4.1. ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СЛУЖБ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА РОССИИ XIX В.
Бойцов Ю.В., аспирант. Место учебы: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]
Маюров Н.П., д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС. Подразделение: кафедра государственного и административного права. E-mail: [email protected]
Макаров Д.А., канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС. Подразделение: кафедра государственного и административного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития органов охраны правопорядка в Российской империи XIX в. Изучаются особенности формирования и компетенции Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Изучается место и роль специальных служб в системе правоохранительных органов. Исследуется эволюция органов «тайной полиции» в Российской империи.
Ключевые слова: жандармерия, МВД, корпус жандармов, Министерство полиции, охранные отделения, полиция, Российская империя, третье отделение, Тайная канцелярия.
THE STORY OF THE SPECIAL SECURITY FORCES OF RUSSIA OF THE XIX CENTURY
Boitsov Y.V., postgraduate student. Place of study: Interregional Institute of Economics and law at the EurAsEC IPA. Department: theory and history of state and law chair. Email: [email protected]
Mayurov N.P., Dr of law, professor. Position: Head of chair. Place of employment: Interregional Institute of Economics and law at the EurAsEC IPA. Department: state and administrative law chair. E-mail: [email protected] Makarov D.A., PhD at law, Associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Interregional Institute of Economics and law at the EurAsEC IPA. Department: state and administrative law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article considers problems of development of law enforcement agencies in the Russian Empire of the XIX century are Studied the peculiarities of formation and competence of the Third Department of his Imperial Majesty's Chancellery. Examines the place and role of special services in the system of law enforcement. The evolution of the bodies of the "secret police" in the Russian Empire.
Keywords: gendarmerie, Ministry of interior, the corps of gendarmes, the Ministry of police, security branch,
the police, the Russian Empire, the third branch, the secret Chancellery.
На протяжении истории человечества борьба с преступностью выступала одной из важнейших задач государства. Но специфика различных видов преступлений диктовала необходимость создания различных по своей организации и полномочиям органов государственной власти. В целом борьба преступлениями являлась задачей полиции и учреждений, фактически исполнявших её функции, например, губные избы, Разбойный приказ и др. Но ряд преступлений отличается своей спецификой - преступления против нравственности и раскол, преступления, совершаемые высшими должностными лицами государства и направленные на подрыв государственной власти, шпионаж, мятежи и т.п. В подобных случаях необходимые гарантии безопасности по отношению к сотрудникам борющимися с подобной преступностью, особые требования к их профессиональной подготовке и интеллектуальному уровню, лояльности к своему государству и правителям независимо от характера информации носителями которой они становятся и т.п. Кроме того, необходим надзор за соблюдением законности и самими органами, исполняющими функции полиции. В результате в подавляющем большинстве государств Нового и Новейшего времени одновременно существует несколько спецслужб - «явная» полиция и «тайная» полиция. Данные функции могут быть разделены между двумя и большим числом органов и специальных учреждений. Например, в начале XIX в. в России данные функции принадлежали Министерству полиции, МВД, Военным ведомствам, должностным лицам прокуратуры, Собственной его императорского величества канцелярии и др. Множественность подобных учреждений была намеренной.
При царе Алексее Михайловиче и Федоре Михайловиче функции тайной полиции были возложены на ряд ведомств отраслевого управления, включая приказ Тайных дел, Посольский приказ. Разбойный приказ, Разрядный приказ и др. Важнейшими полномочиями в данной области обладал приказ Тайных дел. Кроме этого отдельными полномочиями наделялись специально уполномоченные на это служилые лица и бояре, часто обладавшие опытом работы в приказе Тайных дел, которые получали в своё ведение другие приказы занимавшиеся отраслевым управлением. Например, Дементий Башмаков, Ларион Иванов, Иван Левонтьев и др. После службы в приказе Тайных дел, как лица, заслужившие особое доверие царя, они получали в управление Стрелецкий приказ, Казанский Приказ и др. Личная преданность царю, и сопричастность к государственным тайнам становились основанием для занятия наиболее важных должностей в государстве. Немаловажную роль играли и родственные связи с правящей династией. [1, С. 56]
В XVIII в. при Петре I была реформирована система органов государственной власти, на которую были возложены функции тайной полиции, разведки и контрразведки. В начале XVIII в. функции органов тай-
ной полиции выполняли Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Данные органы находились в непосредственном подчинении царя, подобно тому, как приказ Тайных дел был выведен из непосредственного подчинения боярской думы. Петр I непрерывно участвовал в работе Преображенского приказа. Дела, которые находились в производстве его чиновников, как в конечную инстанцию поступали на рассмотрение царя. Изначально в XVII в. Преображенский приказ занимался административно-хозяйственными функциями, которые были необходимы для осуществления управления Преображенским и Семёновским полками. Полки стали гвардией, своеобразной офицерской школой. Из числа офицеров данных полков происходило назначение на наиболее ответственные должности. Гвардейцам поручали решение различных вопросов связанных с подавлением бунтов, взысканием недоимок с население целых регионов, выполнение дипломатических миссий. Сам Преображенский приказ получил функции связанные с политическим сыском, расследованием дел о государственной измене и иных государственных преступлениях, мятежах и т.п. Пётр I лично подписал более 50 приговоров о назначение наказаний за государственные преступления в период с 1700 по 1705 гг. После подавления Астраханского мятежа 1705-1706 гг. в Преображенском приказе под руководством Петра I были осуществлены следствие, суд и наказание над преступниками. [1, С. 46]
В 1718 г. была сформирована Тайная канцелярия. Функции данного органа были практически идентичными с Преображенским приказом. Но Тайная канцелярия была создана для расследования дела о государственной измене царевича Алексея. Территориально действие её полномочий распространялось на Санкт-Петербург и земли, прилегающие к столице. Кроме того, сами учреждения тайной полиции должны были контролировать соблюдение законности в их работе. Наличие двух специальных служб, возможно, было связанно и с борьбой придворных партий. После смерти Петра I Тайная канцелярия была упразднена в 1726 г., Преображенский приказ в свою очередь в 1729 г. [1, С. 56] Но существовать без тайной полиции империя не могла и в 1731 г. создаётся Канцелярия тайных розыскных дел. Она просуществовала до смерти Елизаветы I в 1762 г. и была упразднена Петром III. Канцелярия тайных розыскных дел осуществляла функции борьбы с государственными преступлениями не занималась вопросами администрирования в той или иной сфере государственного управления. Например, приказ Тайных дел в своё время обладал функциями по поиску залежей полезных ископаемых. «Слово и дело государево» означало обращение к органам охраны правопрядка занимавшихся борьбой с государственными преступлениями, изменой, шпионажем и т.п. К концу XVIII в. окончательно оформляется значение Сената как высшей судебной инстанции империи и происходит резкое сокращение его административно-хозяйственных функций. Тайная экспедиция Сената. Она Выполняла функции тайной полиции в период правления Екатерины II и Павла I. Формально она подчинялась обер-прокурору сената, но фактически императору через доверенное им лицо. Например, в качестве данного лица многие годы выступал С. И. Шешковский. [2, С. 58]
С воцарением Александра I Тайная экспедиция Сената была расформирована. Но на протяжении первой четверти XIX в. в формировании тайных служб наблюдались значительные колебания. В 1805-1826 гг. были
созданы, по сути, временные органы. Комитет высшей полиции, который в 1805 г. сменил Комитет охраны общей безопасности. Данный орган должен был возглавить тайную полицию. [2, С. 121] В 1807 г. была сформирована Особенная канцелярия министра полиции. Данный орган отвечал за борьбу с государственными преступлениями, а также с 1810 г. выполнял функции контрразведки в преддверии неизбежной войны с Наполеоном.
В 1826 г. Николай I одобрил проект генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, одного из выдающих деятелей российских специальных служб, по реформированию правоохранительной системы. Тайная полиция, именуемая в официальных документах, высшей полицией, была передана в третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. В соответствии с императорским указом от 3 июля 1826 г. тайная полиция непосредственно подчинялась императору и действовала исключительно под его под его контролем. [3, С. 67] Полномочия третьего отделения указом от 3 июля 1826 г. были буквально определены следующим образом: 1) все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей Полиции; 2) сведения о числе существующих в Государстве разных сект и расколов; 3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и прочих, которых разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости Министерства Финансов и Министерства Внутренних Дел; 4) сведения подробные о всех людях, под надзором Полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения; 5) Высылка и размещение людей подозрительных и вредных; 6) заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются Государственные преступники; 7) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из него выезжающих; 8) ведомости о всех без исключения происшествиях; 9) статистические сведения, до Полиции относящиеся. [4] Главной задачей третьего отделения являлась борьба с государственными преступлениями, преступлениями против государственной службы, коррупцией, контрразведка, сбор информации необходимой для обеспечения государственной безопасности.
Изначально особенная канцелярия, обладавшая данными полномочиями, была сформирована и работала в рамках Министерства Полиции в 1810-1819 гг. и в последующем вышла в состав МВД. Особенная канцелярия возглавлялась с 1812 г. М. Я. Фоком. С момента формирования третьего отделение большинство сотрудников перешли в его штат. Данные преобразования и трансформация особенной канцелярии в третье отделение непосредственно исходили из указа 3 июля 1826 г. В третье отделение должны были быть переданы все полномочия особенной канцелярии и иные вопросы, которые непосредственно не были закреплены за департаментами МВД. Император оставлял за собой право решения всех вопросов третьего отделения, в частности он указывал, что необходимо «предписать всем Начальникам Губерний и сообщить другим лицам, до которых сие касаться может, дабы они о всех вышеизложенных предметах, входящих в состав третьего отделения Собственной Моей Канцелярии, доносили прямо на имя Мое, с надписанием по третьему Отделению данной Моей Канцелярии. [4]
Третье отделение осуществляло свои функции на основе централизации. Его должностные лица не под-
ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА РОССИИ XIX В.
чинялись чиновникам центрального или территориального управления. Более того, третье отделение осуществляло контроль и надзор надо всеми должностными лицами как гражданских, так и военизированных учреждений. Сотрудники третьего отделения осуществляли контрольные и надзорные функции по отношению к другим правоохранительным органам. В состав третьего отделения входили пять экспедиций.
Первая экспедиция осуществляла следственные действия по политическим делам, также она отвечала за работу с людьми находящимися под полицейским надзором. Данная экспедиция рассматривала особо важные дела о государственных преступлениях и дела связанные с особо тяжкими преступлениями. Она проводила мониторинг общественного мнения, контролировала деятельность политических (запрещённых в тот момент) организаций, надзирала за местами лишения свободы, надзирала за наиболее значимыми общественными деятелями, расследовала коррупционные дела высших чиновников, контролировала исполнение рекрутской повинности и др. До 1866 г. собирала информацию относительно общественного мнения в зарубежных странах о России. Но постепенно к концу XIX в. объем полномочий первой экспедиции сокращался, и она стала главным образом рассматривать дела относительно покушений на представителей императорской династии. [5, С. 88]
Вторая экспедиция занималась надзором и контролем за расследованием преступлений, боролась с расколом и вредоносными сектами, боролась с организованной преступностью и рассматривала дела о наиболее тяжких уголовных преступлениях, не относящихся к государственным, экономическими преступлениями и правонарушениями, нарушениями норм нравственности. Рассматривала прошения и доносы. Она отвечала за решение кадровых вопросов в третьем отделении.
Третья экспедиция занималась контрразведкой. Осуществлялся надзор над иностранцами находящимися в России и о связях с ними российских поданных. После 1866 г. многие из функций первого отделения были переданы. Расследование политических дел, осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности были объединены в данной экспедиции. После 1873 г. ей были переданы функции четвёртой экспедиции. Четвёртая экспедиция занималась статистикой относительно всех показателей социально-экономического развития страны, мониторинг происшествий на границах империи, контрабандой, информацию о военных потерях, стихийных бедствиях и угрозой их возникновения и др. Пятая экспедиция отвечала за цензуру и выдавала разрешение на выход печатных изданий.
В рамках работы третьего отделения были сосредоточены функции сбора информации обо всех сферах общественной жизни, разведывательной и контрразведывательной информации, борьбы с государственными преступлениями, сектантством и нарушением законности должностных лиц аппарата государственной власти. Работа третьего отделения была чрезвычайно эффективной. Но отмена крепостного права вызвала необходимость усиления роли тайной и явной полиции в обеспечении безопасности империи. Нельзя сказать, что данные задачи были решены в условиях разрушения сословного строя феодальной империи.
Бойцов Ю.В. Маюров Н.П. Макаров Д.А.
Исполнительным органом третьего отделения выступала жандармерия. Главной жандармерии был глава третьего отделения. Изначально это были подразделения внутри вооружённых сил. Но реальное исполнение функций по борьбе с государственными преступлениями контрразведкой, профилактикой и подавлением мятежей было возможно только при наличии достаточного штата подготовленных офицеров и служащих охраны правопорядка. Специфика выполняемых задач неизбежно была связана с предъявлением особых квалификационных требований к сотрудникам жандармерии. Уровень материального содержания жандармов был выше, чем в армии, полиции, внутренней страже или конвойных войсках. Но и требования к профессиональным, деловым и моральным качествам были значительно выше. Сотрудников жандармерии, как правило, обратно в другие силовые структуры не брали. Данные лица становились обладателями государственной тайны по роду своей деятельности.
В 1827 г. жандармские подразделения были сведены в корпус и им были переданы функции тайной полиции. Жандармерия подразделялась на пять округов, число которых увеличивалось. Численность должностных лиц увеличивалась, но относительно империи была крайне незначительной. В 1827 г. насчитывалось 4138 сотрудников, в 1850 г. 5797, в 1880 г. 7500, в 1896 г. 9000. Данного числа было недостаточно для борьбы с государственными преступлениями. Но сотрудники третьего отделения и жандармы сыграли важную роль в подавлении восстаний в Польше на северном Кавказе, борьбе с контрабандой и др. [6, С. 122] В 1880 г. была сформирована Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которой было подчинено третье отделение, в конце этого года они были расформированы. Было принято решение о нецелесообразности сохранения прежней системы борьбы с охраной правопорядка. Их дела были переданы в Департамент государственной полиции (после 1883 г. департамент полиции) при МВД.
Разгул терроризма привёл к необходимости усиления и полицейского аппарата. В 1880 г. была создана система отделений по охране общественной безопасности и порядка, которая к 1903 г. охватила всю страну. Первое охранное отделение было создано в 1866 г. в Санкт-Петербурге - Отделение для производства дел по охранению общественного порядка и спокойствия в Санкт-Петербурге. Охранные отделения вели агентурную работу, внутреннее и наружное наблюдение за террористическими организациями, занимались контрразведкой и др. Полиция и жандармерия были обязаны оказывать содействие в работе охранных отделений. Они, по сути, были специальной службой внутри МВД и осуществляли борьбу с особо опасными преступлениями. Сотрудниками охранных отделений были филёры (агенты наружного наблюдения), участковые полицейские надзиратели и др. Отдельный корпус жандармов также стал подчиняться департаменту полиции. [7, С. 34]
В целом на протяжении XIX в. специальными службами был проведён комплекс мероприятий по обеспечению государственной безопасности. Осуществлялась борьба с революционными движениями и иностранной агентурой, подавлялся сепаратизм,
приостанавливалось распространение вредоносных еретических движений. Но в силу общего кризиса развития государственности Российской империи, только с помощью работы специальных служб сохранить было невозможно.
Список литературы:
1. Алексушин Г. В. История правоохранительных органов. - Самара, 2005.
2. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов. - М., 2007.
3. Заякин Б. Н. Краткая история спецслужб России. -М., 2009.- 180 с.
4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том I. СПб., 1830. № 449.
5. Яновский А. Е. Жандармы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). -СПб., 1890—1907.
6. Краткий систематический свод действующих законоположений и циркулярных распоряжений, относящихся до обязанностей чинов Губернских Жандармских Управлений по наблюдению за местным населением и производству дознаний / Сост. Добряков. -СПб., 1903. — 650 с.
7. Ландер И.И. Негласные войны. История специальных служб 1919-1945. - М.: Друк, 2007. - 431 с.
Рецензия
на статью Бойцова Ю. В. аспиранта Межрегионального института экономики и права при МПА ЕврАзЭС по кафедре теории и истории государства и права, Маюрова Н. П. д.ю.н,, проф. Межрегионального института экономики и права при МПА ЕврАзЭС, заведующего кафедрой государственного и административного права и Макарова Д. А. к.ю.н., доц Межрегионального института экономики и права при мПа ЕврАзЭС, доцента кафедры государственного и административного права «История специальных служб охраны правопорядка России XIX в.»
В статье «История специальных служб охраны правопорядка России XIX в.» исследуются актуальные для современной науки истории государства и права проблемы.
В статье рассматриваются проблемы развития органов охраны правопорядка в Российской империи XIX в. Изучаются особенности формирования и компетенции Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Изучается место и роль специальных служб в системе правоохранительных органов. Исследуется эволюция органов «тайной полиции» в Российской империи.
На протяжении истории человечества борьба с преступностью выступала одной из важнейших задач государства. Но специфика различных видов преступлений диктовала необходимость создания различных по своей организации и полномочиям органов государственной власти. В целом борьба с преступлениями являлась задачей полиции и учреждений, фактически исполнявших её функции, например, губные избы, Разбойный приказ и др. Но ряд преступлений отличается своей спецификой - преступления против нравственности и раскол, преступления, совершаемые высшими должностными лицами государства и направленные на подрыв государственной власти, шпионаж, мятежи и т.п. В подобных случаях необходимые гарантии безопасности по отношению к сотрудникам борющимися с подобной преступностью, особые требования к их профессиональной подготовке и интеллекту-
альному уровню, лояльности к своему государству и правителям независимо от характера информации носителями которой они становятся и т.п. Кроме того, необходим надзор за соблюдением законности и самими органами, исполняющими функции полиции. В результате в подавляющем большинстве государств Нового и Новейшего времени одновременно существует несколько спецслужб - «явная» полиция и «тайная» полиция. Данные функции могут быть разделены между двумя и большим числом органов и специальных учреждений. Например, в начале XIX в. в России данные функции принадлежали Министерству полиции, МВД, Военным ведомствам, должностным лицам прокуратуры, Собственной его императорского величества канцелярии и др. Множественность подобных учреждений была намеренной.
В этой связи изучение данной проблематики представляется актуальной и в настоящее время.
Статья Бойцова Ю. В., Маюрова Н. П. и Макарова Д. А. «История специальных служб охраны правопорядка России XIX в.» выполнена на высоком профессиональном уровне, содержит анализ законодательства, научной литературы и правоприменительной практики. Ряд выводов статьи представляет серьёзный научный интерес. В рамках работы третьего отделения были сосредоточены функции сбора информации обо всех сферах общественной жизни, разведывательной и контрразведывательной информации, борьбы с государственными преступлениями, сектантством и нарушением законности должностных лиц аппарата государственной власти. Работа третьего отделения была чрезвычайно эффективной. Но отмена крепостного права вызвала необходимость усиления роли тайной и явной полиции в обеспечении безопасности империи. Нельзя сказать, что данные задачи были решены в условиях разрушения сословного строя феодальной империи. В целом на протяжении XIX в. специальными службами был проведён комплекс мероприятий по обеспечению государственной безопасности. Осуществлялась борьба с революционными движениями и иностранной агентурой, подавлялся сепаратизм, приостанавливалось распространение вредоносных еретических движений. Но в силу общего кризиса развития государственности Российской империи, только с помощью работы специальных служб сохранить было невозможно.
С учётом вышеизложенного статья Бойцова Ю. В., Маюрова Н. П. и Макарова Д. А. «История специальных служб охраны правопорядка России XIX в.», заслуживает поддержки, соответствует всем предъявляемым требованиям к научным статьям и рекомендуется к публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Заведующий кафедрой государственного права ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», доктор юридических наук, профессор Глушаченко С.Б