Научная статья на тему 'История создания и судьба Бытового музея 1840-х годов'

История создания и судьба Бытового музея 1840-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
353
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМ А.С. ХОМЯКОВА / Н.Д. БАРТРАМ / КОЛЛЕКЦИЯ БЫТОВОГО МУЗЕЯ 1840-Х ГОДОВ / HOMYAKOV'S HOUSE / N.D. BARTRAM / COLLECTION OF "EVERYDAY MUSEUM OF 1840TH"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Углева Наталья Владимировна

В статье рассматриваются вопросы музейного строительства послереволюционной эпохи. Бытовой музей 1840-х годов, формировавшийся в течение десяти лет, представлял культуру дворянской усадьбы XIX в. Основой этого музея стали интерьеры московского особняка семьи А.С. Хомякова – известного русского писателя-славянофила. Вводя в научный оборот новые архивные документы, автор выявляет основные источники пополнения коллекции музея, а также анализирует последствия его включения в состав Государственного исторического музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of creation and lot of the “Everyday museum of 1840th”

The article considersd problems of museum formation in the after-revolutionary age. The “Everyday museum of 1840th”, formed during ten years, presented the culture of nobleman’s estate of XIX century. The basis of this museum were the interiors of Moscow mansion of A.S. Homyakov’s, who was a famous Russian writer-Slavophile. Introducing the archives documents for scientific study, the author reveals main sources of replenishment the Museum’s collection and analyses the consequences of its incorporating into of State History Museum.

Текст научной работы на тему «История создания и судьба Бытового музея 1840-х годов»

Н.В. Углева

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СУДЬБА БЫТОВОГО МУЗЕЯ 1840-х ГОДОВ

В статье рассматриваются вопросы музейного строительства послереволюционной эпохи. Бытовой музей 1840-х годов, формировавшийся в течение десяти лет, представлял культуру дворянской усадьбы XIX в. Основой этого музея стали интерьеры московского особняка семьи А.С. Хомякова - известного русского писателя-славянофила. Вводя в научный оборот новые архивные документы, автор выявляет основные источники пополнения коллекции музея, а также анализирует последствия его включения в состав Государственного исторического музея.

Ключевые слова: дом А.С. Хомякова, Н.Д. Бартрам, коллекция Бытового музея 1840-х годов.

До 1917 г. в России бытовые музеи существовали только на территории Финляндии. В Русском музее в 1914 г. появился лишь один историко-бытовой отдел, представлявший культуру разных сословий населения империи. В Европе же исто-рико-бытовые музеи возникли еще в конце XIX в.; их экспозиции были созданы на основе сохранившихся или реконструированных интерьеров зданий.

После революции 1917 г. появилась возможность создания подобных музеев в национализированных усадьбах, закрытых монастырях, дворцах, особняках, домах и квартирах. Их целью было представить новым хозяевам жизни завоеванное культурное наследие; считалось, что это полезно для становления самосознания следующих поколений.

© Углева Н.В., 2013

Постепенно в послереволюционной России сформировалась сеть историко-бытовых музеев, иллюстрирующих интерьеры жилищ различных слоев общества: Музей боярского быта XVII в. в Москве, Музей купеческого быта 1840-1860 гг. («Дом Ковригиных») в Петрограде. Даже московский Исторический музей стал Центральным музеем истории русского быта, как и ряд тематических коллекций на экспериментальных выставках Москвы и Петрограда. Эта же методика была применена и при создании Бытового музея 1840-х годов.

В начале апреля 1919 г. умер Алексей Степанович Хомяков, известный русский писатель-славянофил. В его московском доме на Собачьей площадке бывали знаменитые деятели русской культуры -Аксаков, Герцен, Гоголь, Грановский, А. Толстой, Чаадаев, Языков и многие другие. За сохранение уникального дома со всей обстановкой ходатайствовало Историческое общество при Московском университете. Так, в копии протокола заседания от 6 апреля 1919 г. говорится:

Ввиду редкой сохранности всей старинной обстановки... и вообще всего исторически цельного облика дома, не разрушенного даже пожаром 1812 г., а также ввиду тесной связи его с историей русской образованности - в доме перебывали Пушкин, Гоголь, Жуковский, Чаадаев, братья Елагины, Погодин, Свербеев и др. - в интересах нации и общественности всячески поддержать ходатайство о принятии мер к наилучшему сохранению означенного дома1.

15 июля 1919 г. в помещении Национального музейного фонда в Мертвом переулке прошло заседание Комиссии декоративного искусства и народного быта по организации музея в бывшем доме Хомякова на Собачьей площадке. Присутствовали известные ученые - Н.Д. Бартрам, А.В. Филиппов, П.С. Шереметев, Д.Д. Иванов, Е.С. Васильев, М.С. Васильев. Н.Д. Бартрам выступил с обоснованием необходимости создания в бывшем доме Хомякова музея, отражающего период русской истории с 1830-х гг. «по время освобождения крестьян». П.С. Шереметев сделал доклад о «планах устройства этого музея, с пополнением дома рядом вещей, которые ранее в нем находились и которые могли бы еще быть туда возвращены». В итоге на заседании единогласно было принято решение: «Возложить разбор имеющегося материала и детальную разработку плана его размещения на Н.Д. Бартрама, П.С. Шереметева, М.А. Челище-ву и Д.Д. Иванова»2.

Из обнаруженных нами архивных документов следует, что инициатором, автором концепции и человеком, реализовавшим идею

создания Бытового музея в доме Хомякова, был Николай Дмитриевич Бартрам - крупный специалист музейного дела и одаренный художник. Благодаря его активной позиции и творческому подходу удалось создать этот уникальный памятник эпохи музейного строительства в России 1920-х гг. Музей стал продолжением историко-культурного пространства Москвы, впервые расширив его границы. Т.А. Лебедева в своем письме Ю.А. Молоку так описывала данный уголок столицы:

Напротив - дом Соболевского... Два шага - дом, где жил Лермонтов, а за угол, в Борисоглебском - Марина Цветаева перед отъездом в Прагу, на Николопесковском - Бальмонты и Скрябин. Рядом в Кре-четовском умерла Н.А. Пушкина-Гартунг и ютились ветхие владения Гончаровых. Рядом венок музеев: на Знаменке - Щукинский в доме Трубецких, на Пречистинке - Морозовский, а рядом в Трубниковском крохотный темный музей Остроухова3.

Другой аспект роли Бытового музея 1840-х годов - презентация в нем классического образца московского дома с усадьбой. Историк архитектуры Е.В. Николаев отмечал: «Среди небольших и совсем маленьких здешних усадеб, сплошь деревянных, усадьба Хомяковых была одной из самых крупных, но вполне обыкновенных»4.

Процесс создания музея шел быстрыми темпами, начавшись с его комплектования недостающими экспонатами. Так, в августе 1919 г. Л.Д. Пьяновский (по ходатайству Н.Д. Бартрама) получил мандат эмиссара Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомата просвещения. В этом документе говорилось, что Пьяновский «уполномачивается на вывоз имущества, принадлежавшего Лобановой-Ростовской... в дом Хомяковой № 7, что на Собачьей площадке»5. В сентябре 1919 г. М.А. Челище-вой был выдан мандат, разрешающий перемещать в новый музей имущество Е.Г. Ляминой, а также некоторые предметы из дома № 4 по Кречетниковскому переулку.

Важной вехой на пути создания Бытового музея можно считать день утверждения образца его печати. Полное название нового учреждения, закрепленного документом Коллегии по делам музеев 17 сентября 1920 г. (с подписью Н. Троцкой) выглядело так: «Народный Комиссариат по просвещению. Отдел по Делам Музеев. Бытовой Музей сороковых годов»6. Это название неоднократно варьируется в различных документах, иногда сокращаясь до формы «Музей 40-х годов». Мы будем использовать название «Бытовой

музей 1840-х годов», принятое в музееведческой литературе второй половины ХХ в. Официальной датой открытия музея считается 7 ноября 1920 г. Таким образом, для того чтобы пройти весь путь от оформления официальных документов до создания его экспозиции, потребовался период немногим больше года.

Особняк Хомякова и прилегающий к нему сад рассматривались как единое экспозиционное пространство. Многолетние деревья и цветы вокруг дома создавали особый колорит городской усадьбы. Чтобы придать экспозиции наибольшую достоверность, создатели музея стремились максимально точно реконструировать бытовую среду дворянской усадьбы. Каждый из 18 залов имел название в соответствии со спецификой представленного в нем материала: передняя, лакейская, угловая гостиная, большая гостиная, парадная спальня, уборная, гардеробная, маленькая зала, бабушкины комнаты, столовая зала, кабинет, диванная, антресоли, помещение для прислуги. Все помещения, насыщенные старинной мебелью и бытовыми мелочами, создавали у посетителей ощущение присутствия хозяев или их слуг. Считая необходимым «оживить» интерьер, создатели музея трактовали экспозиционное пространство как театральную декорацию. Этому способствовали такие приемы: перчатка, как будто забытая на подзеркальнике, оставленная на кресле шаль, подсвечник со свечой перед входом в темную комнату. А.Н. Азергина (дочь Н.Д. Бартрама) делилась своими впечатлениями от экспозиции:

Рабочие и письменные столы были завалены вещами, необходимыми хозяевам. Проходные комнаты музеев, как правило, пустуют, между тем в обжитом доме этого не бывает: и вот на площадках лестниц и переходов стоят шкафы, манекены для платьев. Посетитель оставался в твердом убеждении, что в этом музее нет традиционных пустых шкафов и что даже самые красивые из них существуют не для украшения7.

Все это накладывало отпечаток индивидуальности на каждый отдельный предмет и общий дух дома. Такое впечатление подкреплялось неожиданным для академической экспозиции сочетанием предметов разного художественного уровня. Например, прекрасная мебель из дорогих пород дерева соседствовала с незамысловатыми изделиями домашних столяров.

Новаторский авторский замысел «живой» экспозиции демонстрирует показательная экскурсия Н.Д. Бартрама, проведен-

ная для своих близких. Она была запечатлена в воспоминаниях его дочери:

Как-то вечером к нам пришел папа. «Свечи у вас есть?» Странный вопрос. - Есть, зачем тебе? «Увидите, берите свечи и идемте в гости к Хомякову на Собачью площадку»... Подошли к Музею, темные окна. Отец позвонил, знакомый служитель открыл нам дверь и ушел. «Теперь зажигайте свечи и идем, но учтите, хозяева спят, надо сохранять тишину и говорить шепотом». Мы, подняв высоко свечи, тихонько пошли по анфиладе комнат. Длинные тени, перебегая по стенам, двигались за нами. Зал, хоры, в подвесках на люстрах загорелись огоньки и потухли. Гостиная, столовая, на столе сервирован чай. «Тише, диванная. В этой комнате хозяин с друзьями: Гоголем, Языковым, Аксаковым спорили и курили трубки». Спальня хозяина. «Как крепко спят!» Кабинет хозяйки. «Посмотрим, чем она интересуется: таблицы с начатой бисерной вышивкой, французский журнал мод 1835 года, на кресле неубранная шаль». Комната бабушки, огромные ширмы, за ними кровать с большими подушками, в углу киот с иконами, лампада, на стенах портреты императора Александра I, митрополита Филарета и самой бабушки. Так мы обошли все комнаты. Под ногами поскрипывал паркет, догорали свечи... Так благодаря папе мы побывали в прошлом столетии8.

Таким образом, была впервые воплощена в жизнь идея нестандартной экскурсионной программы «ночь в музее», получившая широкое распространение спустя почти 100 лет.

В отличие от многих других, Бытовой музей 1840-х годов не имел фондохранилища. Все предметы, поступавшие в музей, приобретались для экспозиции.

Столь короткие сроки организации Бытового музея - характерная черта музейного строительства 1920-х гг. За это время, кроме оформления административной документации, была разработана и реализована концепция экспозиции. Когда Н.Д. Бартрам впервые побывал в доме Хомяковых, он понял главное: здесь нужно ничего не нарушить, все интерьеры уже сами по себе являются музеем. Кабинет А.С. Хомякова и так называемая «говорильня» не менялись со дня смерти владельца даже в деталях, став смысловым и идеологическим центром музея. Вокруг них выстраивались экспозиции угловой гостиной, маленькой залы, буфетной, парадной спальни и антресолей дома Хомяковых, сохраненные практически без изменений. Экспозиции двух так называемых бабушкиных комнат (в которых когда-то жила мать Хомякова) включили

в себя предметы, созданные в 1820-х гг. Угловая гостиная и столовая были оформлены в стиле 1870-х гг. Другие помещения, не имевшие мемориальной нагрузки, наполнялись предметами, которые воспроизводили интерьеры 1840-х гг. Так появились комната студента, комната экономки и т. д. Даже лестницы представляли собой бытовые инсталляции.

Таким образом, Бытовой музей 1840-х годов относился к типу историко-культурных музеев. В основе его коллекций лежали две группы памятников. Первая из них - мемориальные предметы, находившиеся в доме Хомяковых еще при жизни хозяев. Вторая -типичные для данной эпохи предметы, поступившие из различных источников в соответствии с концепцией музея.

Лето-зима 1919 г. - период активного комплектования экспозиции, которое происходило, главным образом, за счет мемориальных предметов из частных собраний. В это время, судя по выявленным архивным документам, в состав музея поступила обстановка дома Лобановой-Ростовской и ряд предметов из дома № 4 по Кречетниковскому переулку9. В сентябре 1920 г. собрание музея пополнилось предметами из подмосковной усадьбы Боде-Колыче-вой, а в 1924 г. - из упраздненного музея-усадьбы А.С. Хомякова в Богучарово под Тулой.

К сожалению, во всех документах по приемке музейных предметов содержится лишь их перечень, иногда - с примерной датировкой или упоминанием материала изделия (например, бронзовый подсвечник, XIX век; кресло красного дерева - 2 шт.). Нами были выявлены ценные документы из собрания ОПИ ГИМ, свидетельствующие о том, что одновременно проводилась значительная работа по возвращению ценных предметов в дом Хомяковых. Так, в июне 1919 г. подотдел Музейного фонда по ходатайству Н.Д. Барт-рама дал следующее поручение:

Хранителю Бытового музея д. № 7 по Собачьей Площадке М.А. Че-лищевой перевести из помещения, занимаемого Кооператопом, вещи, находившиеся ранее в д. 7 по Собачьей Площадке, в целях пополнения находящихся там коллекций, характеризующих эпоху 1830-60 годов10.

Ряд предметов поступал по каналу межмузейного обмена. Так, Государственный исторический музей обратился в Отдел по делам главнауки с просьбой разрешить обмен экспонатами с Музеем мебели для формирования экспозиции Бытового музея. 11 ноября 1920 г. такой обмен был совершен, что подтверждается удостоверением,

выданным М.Н. Сорокину: он был уполномочен перевезти зеркало и консоль во дворец Нескучного сада (Музей мебели) и забрать оттуда для Бытового музея стол, портьеры и другие предметы11.

Еще один источник комплектования Бытового музея - помощь других музеев. В обращении от 17 сентября 1920 г. Отдела по делам музеев, адресованном заведующему Кремлевским дворцом, говорилось о необходимости «в целях обмебилирования Музея 40-х годов...» срочно выделить портьеры 1840-1850-х гг. для обивки мебели и декорирования оконных проемов12.

Некоторые экспонаты поступили из Музея мебели и из музея Строгановского училища в результате их ликвидации. Пополнение Бытового музея происходило и через хранилище государственного Музейного фонда. Так, маем 1920 г. датируется «Рукописный проект обращения к Хранителю Английского клуба»; документ содержал просьбу о передаче ряда картин (с указанием инвентарных номеров) «для нужд Бытового Музея 40-х годов, в целях его попол-нения...»13 Судя по почерку, текст был собственноручно написан Н.Д. Бертрамом и подписан завотделом Троцкой.

Среди источников комплектования собрания Музея - закупка отдельных предметов; сохранились документы за 1919-1920 гг. с просьбой выделить деньги для таких закупок. Кроме того, в октябре 1920 г. состоялась экспедиция в Сергиев Посад для поиска новых экспонатов14.

Обнаружены также документы о поступлении нескольких предметов мебели (кресел и шкафа) из немузеефицированного Большого Петровского дворца15. Кроме того, 6 октября 1920 г. из Второго дома инвалидов в Мертвом переулке в Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины была направлена просьба выдать две вешалки 1840-х гг. для комплектации Бытового музея.

Работа по созданию экспозиции музея длилась до декабря 1929 г. - вплоть до самого его закрытия. Это объясняется как постоянным расширением экспозиционного пространства (путем введения новых помещений), так и уточнением уже сложившихся интерьеров. Кроме того, время от времени музей был вынужден выдавать мебель различным организациям для бытовых нужд.

Учетная деятельность музея первоначально заключалась в составлении хранителем М.А. Челищевой «Частичной описи» (без даты), адресованной в Отдел по делам музеев и охраны памятников. В ней были кратко перечислены предметы обстановки комнат. Например: «Передняя: стоячие часы красного дерева, мебель,

возобновленная в 60-70-х годах. Буфет: рундуки, высокие стулья 40-ых годов...»16 Следующий этап учетной деятельности музея -ведение инвентарной книги. Два ее тома, по сути, представляли собой краткий несистематизированный перечень 3991 экспоната. В графе «Сведения о прежних владельцах» есть ссылки на Хомяковых, на «старые поступления», а также упомянуты фамилии (с инициалами) прежних владельцев. Характеристика размера, назначения, материала и сохранности экспонатов отсутствует. В графе «Эпоха» постоянно повторяется стандартная отметка - «19» (Х1Х век). Таким образом, на основании инвентарных книг можно получить крайне скудное представление о коллекции музея.

Финансирование Бытового музея шло из государственного бюджета через Государственный исторический музей. Эти средства пополнялись за счет квартплаты жильцов усадьбы, платы за посещение музея, а также благодаря продаже «имущества, не имеющего музейной ценности»17.

Затраты на содержание музея и новые закупки экспонатов дополнялись издержками на его популяризаторскую работу. За десятилетний период существования в тяжелые для страны послереволюционные годы сотрудниками музея были изданы два каталога по экспозиции и каталог выставки «Дом сороковых годов», состоявшейся в 1925 г.

Главной задачей научной деятельности музея было изучение условий жизни разных слоев русского общества в прошлом, а также определение назначения отдельных предметов интерьера дворянской усадьбы и форм их использования. На основе проведенных исследований был создан уникальный многофункциональный научный кабинет, тогда как обычно небольшие музеи, как правило, располагали лишь библиотеками. Научный кабинет Бытового музея объединял несколько собраний документов, прежде всего, архив по истории его создания, содержащий ценные сведения для будущих исследователей.

Спустя три года после создания, 24 апреля 1922 г., Бытовой музей 1840-х годов вошел в состав Государственного исторического музея (ГИМ). Это было зафиксировано в постановлении Отдела по делам музеев главнауки по вопросу о прикреплении мелких музеев к более крупным объединениям18. С этого времени музей стал филиалом ГИМ. Это изменение в статусе расширило его возможности получать необходимые экспонаты. Кроме того, в момент ликвидации Бытового музея в 1929 г. его коллекции не были распылены, а вошли в состав фондов Исторического музея.

Причиной расформирования музея стало изменение идеологических установок советских властей: теперь все ценности прошлого были отвергнуты ради воспитания человека будущего коммунистического общества. Здание музея в срочном порядке было передано студенческому общежитию. Судя по докладной записке о ликвидации музея, перевозка памятников проходила в экстремальных условиях. Администрация общежития настаивала на немедленном освобождении помещений при непрерывных угрозах ввести в них студентов, «которые разгромят весь музей и выкинут его на улицу»19. Тем не менее все зарегистрированные экспонаты были упакованы и до отправки в ГИМ хранились в сарае музея и на бывших Кокоревских складах.

На сегодняшний день экспонаты Бытового музея 1840-х годов хранятся в фондах ГИМ. Однако их можно рассматривать и в качестве специфической моноколлекции, объединяющей как произведения искусства, так и утилитарные предметы из небогатых усадеб и служебных помещений. Это памятники разного художественного и технического уровня исполнения, русского и западноевропейского производства 1820-1870-х гг.

Таким образом, в коллекции Бытового музея 1840-х годов были сосредоточены предметы интерьера, дающие практически полное представление о русском дворянском быте XIX столетия.

Примечания

1 ОПИ ГИМ. Ф. 54. Д. 231. Л. 30.

2 Там же. Л. 43-44.

3 Лебедева Т.А. Картины и художники // Панорама искусств. № 5. М.: Советский

художник, 1982. С. 189-190.

4 Николаев Е.В. Музей сороковых годов // Классическая Москва. М.: Стройиздат,

1975. С. 218.

5 ОПИ ГИМ. Ф. 54. Д. 231. Л. 46.

6 Там же. Л. 76.

7 Азергина А.Н. О моем отце художнике // Н.Д. Бартрам. Избранные статьи.

Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1979. С. 122-123.

8 Там же.

9 ОПИ ГИМ. Ф. 54. Д. 231. Л. 46, 52.

10 Там же. Л. 25.

11 Там же. Л. 100.

12 Там же. Л. 78.

13 Там же. Л. 92.

14 Там же. Л. 99.

15 Научно-ведомственный архив ГИМ. Ф. 1. Д. 167.

16 ОПИ ГИМ. Ф. 54. Д. 231. Л. 109.

17 Научно-ведомственный архив ГИМ. Ф. 1. Д. 274. Л. 5.

18 Там же.

19 Там же. Д. 377. Л. 3об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.