Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ'

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2405
366
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / ПРОКУРАТУРА / ИСТОРИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Илья Константинович

В статье рассматривается история становления и развития российской прокуратуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ»

УДК 34

Козлов Илья Константинович

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

(Россия, г. Москва)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ

В статье рассматривается история становления и развития российской прокуратуры.

Ключевые слова: закон, прокуратура, история права.

Возникновение прокуратуры справедливо связывают с именем Петра Великого, с приходом которого к власти начался период великих реформ и мобилизационного строительства России. С его приходом к власти Россия встала на путь абсолютизма. Внутриполитическая обстановка в стране в этот период была крайне сложной. Заговоры и мятежи против политики реформ со стороны консервативно настроенных бояр и крестьянства возникали постоянно, поэтому политико- полицейская функция государства вышла на первый план. Обстановка требовала создания постоянно действующих государственных органов по борьбе с преступлениями против власти, способных не только пресекать антигосударственную деятельность, но и предупреждать зарождение государственных преступлений, устранять причины и факторы, их порождающие, вести следствие по делам о мятежах. Петр создал новые органы управления страной, которые сосредоточили в своих руках огромный спектр полномочий.

12 января 1722 года был издан указ, согласно которому была учреждена непосредственно прокуратура. Главная задача нового учреждения- «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, а его заместителем и помощником был обер-прокурор. С позиций сегодняшнего дня прокуратура была создана для надзора за деятельностью чиновников, для противодействия коррупции и установления надзора за законодательством. Обер-прокурор имел следующие функции: осуществлял гласный надзор за деятельностью всех учреждений страны, руководил Сенатом, вносил дела на рассмотрение Сенатом. Также через него проходили все дела, рассматриваемые Сенатом. Он созывал заседания Сената и выступал в качестве его председателя, имел право докладывать императору о неправомерных действиях Сената, обладал законодательной инициативой. Анна Иоанновна продолжила преобразования Петра и в 1731 году прокурорский надзор был введён по всей стране. 2 апреля 1731 года Сенатом был издан Указ «Об определении прокуроров в Юстиц-коллегию и в губернии, и о сочинении им Инструкции для порядочного отправления дел по их должности». Сама инструкция была принята 3 сентября 1733 года. В задачи прокуроров согласно инструкции, входило: посещение тюрем, составление списков, взятых под стражу, наблюдение за питанием арестантов, освидетельствование умалишенных, другие надзорные функции.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна ликвидировала Кабинет министров, а Сенату были возвращены прежние функции и полномочия1. Новой ступенью в развитии прокуратуры является принятие указа «О правах Сената» и «Манифеста об учреждении министерств». В 1802 году манифестом был изменены задачи министра юстиции: управление личным составом судебной системы, общий надзор за судебными органами, реформирование судебных органов, охрана прав дворянства на землю. Таким образом, с момента образования прокуратура была авторитетным государственным органом, наделенным широкими полномочиями. Но уже к началу XIX века она утратила часть полномочий и былое влияние. Из органа надзора за правопорядком и исполнением законодательства прокуратура превратилась в полицейский орган феодального государства для защиты и охраны прав и привилегий высших слоев общества. Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II (1855-1881 годы).

Именно при нем Государственный совет Российской империи принял «Основные положения о прокуратуре» (1862 год), в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. В этом документе впервые прозвучали слова «наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи», «Верховный

надзор», которые в последующем стали основными принципами организации и деятельности прокуратуры не только в Российской империи, но и в советский и современный периоды. В Основных положениях закреплялись единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; осуществление прокурорами полномочий от имени всей системы прокуратуры; независимость прокуроров от местных влияний при принятии ими любого решения; несменяемость прокуроров. С принятием Судебных уставов 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа трансформируется в основном в орган уголовного преследования. По Уставу уголовного судопроизводства прокуроры могли присутствовать при всех следственных действиях, давать указания следователю, требовать дополнительного расследования.

По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о придании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта. В то же время, закон подчинял прокурору полицейское дознание, возлагал на него обязанность вести наблюдение за производством предварительного следствия, в котором сочеталось как руководство следствием, так и надзор за законностью его решений. Хотя прокуроры и состояли при судах, но были им не подконтрольны и при рассмотрении судами уголовных дел выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров и за соблюдением законности в местах отбывания наказаний. Одним из результатов октябрьской революции было упразднение органов прокуратуры. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 года было сказано: «Упразднить ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры». Таким образом созданная до революции прокуратура, ликвидировалась без создания новой, советской прокуратурой. В соответствии со ст. 8 Декрета для борьбы против

контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, чиновников и прочих лиц, учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Для производства по этим делам предварительного следствия образовывались особые следственные комиссии. Общий надзор был рассредоточен по многим ведомствам, полномочия прокуратуры находились в руках совершенно разных органов власти. Естественно это привело к ненадлежащему исполнению функции надзора, что не могло не отразиться на судебной системе в целом. В мае 1922 года было принято положение о прокурорском надзоре, в котором отмечалось: в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Всероссийский Центральный Исполнительный

Комитет постановляет возложить на Прокуратуру: а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти; б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления; в) поддержание обвинения на суде; г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Прокуратуре было поручена защита прав и свобод коллектива, а не индивида или личности, как это установлено в демократических странах. На нее возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществляла надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинения в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения. В июне 1933 г. была образована Прокуратура СССР.

На нее были возложены обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, по возбуждению уголовного преследования и поддержанию обвинения, надзору за законностью действий правоохранительных органов. В соответствии с этим упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а ее функции передавались Прокурору Союза. В декабре 1933 года было принято Положение о Прокуратуре Союза ССР. Этот акт имел колоссальное значение для установления принципов единства и подчиненности внутри прокурорской системы. Положение также закрепляло военную и транспортную прокуратуры в качестве структурных подразделений Прокуратуры СССР. Учреждение Прокуратуры СССР завершало строительство системы

прокурорских органов Советского государства. Однако полного единства эта система не достигла, так как прокуратуры союзных республик находились в ведении наркоматов юстиции, хотя общее руководство деятельностью республиканских прокуратур оставалось за Прокурором Союза ССР. Образование в этот период специальных судов на транспорте (железнодорожных линейных и водных транспортных) обусловило и создание специальных прокуратур железнодорожного и водного транспорта.

Конституция 1936 г. завершила централизацию системы прокурорских органов страны, подчинив республиканские прокуратуры органам Союза. Статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза - Верховного Совета. 24 мая 1955 года Президиумом Верховного Совета СССР указ «О прокурорском надзоре в СССР». Он детализировал виды осуществления надзора, функции прокуратуры в органах предварительного следствия и органов дознания. Были проведены границы полномочий прокуроров. Существенные изменения функций прокуратуры были установлены Конституцией СССР 1977 года: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального Прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.

Уже тогда прокуратура не была отнесена ни к одной из ветвей власти. Хотя находилась в ведении и исполнительной и законодательной власти. Дальнейшее развитие прокуратуры нашло отражение в законе от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре», который детализировал и закрепил уже имеющиеся у прокуратуры функции. После распада СССР каждая республика, входившая в союз, создала свою прокуратуру. Не исключение и РСФСР. В 1992 году 17 января был принят закон «О прокуратуре» Прокуратура Российской Федерации на современном этапе развития представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и организаций, основным назначением которой является осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполнение иных функций в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно охраняемых законом интересов общества и государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахетова О.Р. Прокуратура и прокурорский надзор. М. 2011.

2. Ахетова О.Р. Надзор прокуратуры за органами власти в РФ. М. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.