Научная статья на тему 'История создания и развития органов внутренних дел на Московском метрополитене'

История создания и развития органов внутренних дел на Московском метрополитене Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН / МИЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК В МЕТРОПОЛИТЕНЕ / MOSCOW METRO / MILITIA / PUBLIC ORDER IN THE METRO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврентьева М. С., Давыдов В. А.

В статье излагается история развития Московского метрополитена, дается характеристика структуры и основных аспектов деятельности УВД на Московском метрополитене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of creation and development of internal affairs for the Moscow Metro

The article describes the history of the Moscow Metro, the structure and key aspects of the Department of Internal Affairs in Moscow metro.

Текст научной работы на тему «История создания и развития органов внутренних дел на Московском метрополитене»

производства по уголовному делу. Поскольку теоретическая цель криминальной виктимологии состоит в познании сущности и содержания потерпевшего от преступления, его статусов и прав, то на этой основе она разрабатывает для уголовного процесса общую модель защиты прав потерпевшего, которая должна найти отражение в уголовно-процессуальном и иных законах. Именно в процессе производства по уголовному делу исследуются ситуации, предшествующие преступлению, непосредственно преступное деяние, а также ситуации после его совершения; принимаются меры по возмещению потерпевшему вреда, причиненного преступлением. При этом особую роль играет активность участия потерпевшего в уголовном процессе, что позволяет эффективно исследовать механизм преступления, защитить его права и законные интересы. В уголовном судопроизводстве возникают проблемы защиты прав и законных интересов потерпевших, возмещения вреда, причиненного преступлением; потерпевшие могут испытывать угрозы со стороны подозреваемых, обвиняемых и других заинтересованных лиц; к ним может быть проявлено невнимательное, небрежное отношение должностных лиц, ведущих производство по делу.

Защита прав потерпевших в уголовном процессе включает: своевременное признание лица потерпевшим; доступное разъяснение его прав и обязанностей; обеспечение возможности реализации этих прав; оказание адвокатом бесплатной юридической помощи; информирование об основных и итоговых решениях по уголовному делу; равные возможности с обвиняемым в уголовном процессе, возмещение вреда, причиненного преступлением.

Полагаем, что исследование перечисленных аспектов в рамках криминальной виктимологии позволит изучить последствия преступности, связанные с жертвами, совершенствовать меры защиты таких лиц.

1 Шнайдер Г.Й. Криминология. Перевод с нем. М., 1994. С. 346.

2 Там же.

3 Лунеев В.В. Социальные последствия, жертвы и цена преступности //Государство и право. 2009. № 1. С. 36, 46.

4 Ривман Д.В. Криминология. Спб., 2002. С. 293.

5 См.: Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 138.

6 См.: Туляков В.А. //http: // Kiev-security.orq.ua/box/13/11. stml.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ

М.С. ЛАВРЕНТЬЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры АД ОВД МосУ МВД РФ

В.А. ДАВЫДОВ, преподаватель кафедры АД ОВД МосУ МВД РФ

Аннотация. В статье излагается история развития Московского метрополитена, дается характеристика структуры и основных аспектов деятельности УВД на Московском метрополитене. Ключевые слова: Московский метрополитен, милиция, общественный порядок в метрополитене.

HISTORY OF CREATION AND DEVELOPMENT OF INTERNAL AFFAIRS

FOR THE MOSCOW METRO

M.S. LAVRENTIEVA,

candidate of law sciences, assistant professor of the department of administrative activity of Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

V.A. DAVYDOV,

lecturer of the department of administrative activity of Moscow State University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. The article describes the history of the Moscow Metro, the structure and key aspects of the Department of Internal Affairs in Moscow metro. Key words: Moscow Metro, militia, public order in the metro.

История создания лучшего в мире Московского метро началась еще в начале ХХ в. Первый проект строительства железной дороги для внутренних пассажирских перевозок в Москве был разработан в 1901 г. инженером А.Н. Антоновичем. Предлагалось построить наземную кольцевую дорогу в пределах города с диаметральным тоннелем и пятью линиями от кольца к центру.

Второй вариант проекта, разработанный инженерами Н.И. Голиневичем и Н.П. Дмитриевым, предусматривал строительство кольцевой линии, от которой отходили радиальные линии к Центральному вокзалу в Александровском саду.

Затем, в 1902 г. появились еще два проекта метрополитена для Москвы. Один из них был разработан инженерами П.И. Балинским и Е.К. Кнорре и предусматривал три очереди строительства. Общая протяженность линий достигала 105 км. Предполагалось построить 28 эстакад и несколько тоннелей. Центральный вокзал должен был размещаться вблизи Красной Площади.

Смелый проект был обсужден в Московской городской Думе, однако не был реализован. Против него выступили фабриканты, купцы, владельцы конок и первых трамваев. Однако, главная причина отказа от проекта состояла в недостатке финансовых средств и опыта сооружения подземных железных дорог. Московская городская Дума вынесла решение: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать».

В 1903 г. был также отклонен проект К.В. Трубникова и инженера К.К. Руина.

В 1912 г. Московская гордума обсуждала новый проект подземки, разработанный группой авторов и предусматривавший строительство трех линий. Первую — от Смоленского рынка до Каланчевской площади, вторую — от Тверской заставы (ныне площадь Белорусского вокзала) до Покровской (Абельмановской) заставы, а третью — от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской (Добрынинской) площади. Линии метро намечалось соединить с линиями Московского железнодорожного узла. Первая мировая война помешала претворить этот проект в жизнь.

В 1918 г. началась разработка плана строительства и реконструкции Москвы. Несколько позже были рассмотрены основные предпосылки сооружения подземной дороги.

Группа авторов под руководством В.Л. Николаи в 1925—1930 гг. разработала проект сети Московского метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линии.

В 1931 г. специально созданная организация «Ме-трострой» развернула подготовленные работы к строительству и организовала обучение специалистов. На улицах и площадях столицы появились лозунги: «Даешь метро!» Был объявлен всесоюзный набор молодежи для работы в Метрострое. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса,

бетонщики Днепростроя, Московские комсомольцы. Более 500 предприятий освоили производство новой техники, поставляли для метрополитена эскалаторы, вагоны, насосы, вентиляторы, рельсы, лес, цемент, мрамор, гранит, полудрагоценные и поделочные камни, стальные и медные изделия, светильники. Московское метро строила вся страна. Первая шахта появилась на Русаковской улице в августе 1931 г.

Плотная городская застройка, подземные коммуникации и реки, пересекающие трассы метрополитена, осложняли строительство. Тем не менее, сооружение первой очереди завершилось и 15 октября 1934 г. был пущен пробный поезд, а 15 мая 1935 г. в 7 часов утра открыли свои двери тринадцать станций первой линии метрополитена. Из них десять на участке «Сокольники» — «Парк культуры» и три — на ответвлении трассы со станциями «Калининская», «Арбатская» и «Смоленская». Протяженность первой линии составила 11,6 км. В это же время были образованы отряды по охране Московского метро. Первый отряд, который был прообразом первого отдела, размещался на улице Калинина, в доме № 20.

В результате ввода в эксплуатацию линий на участках «Смоленская» — «Киевская» в 1937 г., «Площадь Революции» — «Курская» и «Площадь Свердлова» — «Сокол», в 1938 г. была завершена вторая очередь строительства Московского метрополитена.

С тех пор строительство метро не прекращается. Даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны продолжалось строительство третьей очереди и началось сооружение Кольцевой линии.

Значительная роль в решении широкого круга вопросов, связанных с обеспечением безопасности объектов Московского метрополитена, принадлежит Управлению внутренних дел на Московском метрополитене — одному из крупнейших структурных подразделений ГУВД г. Москвы. Это управление по своему потенциалу не уступает любому окружному управлению внутренних дел столицы; по сути, оно является 11-м УВД ГУВД по г. Москва.

В структуру УВД на Московском метрополитене входят служба криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следственное управление и дознание, штаб и служба тыла. Непосредственно охрану общественного порядка осуществляют 9 линейных отделов милиции, полк по сопровождению поездов, кинологический центр, в штатах которого сегодня состоит около шестидесяти специально обученных четвероногих помощников. К охране общественного порядка в метро и на подступах к нему регулярно привлекаются военнослужащие внутренних войск Московского Оршанско-Хинганского Краснознаменного округа ВВ МВД России и частного охранного предприятия «Щит-Гарант». Техническая охрана вентиляционных шахт осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при ГУВД Москвы.

Штатная численность УВД на Московском метрополитене достигает 6 тыс. человек; ежесуточно на охрану правопорядка заступает более 1,5 тыс. сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск. Вся численность сотрудников УВД содержится за счет средств, выделяемых из федерального и городского бюджетов.

Анализ оперативно-служебной деятельности УВД показывает, что каждый сотрудник испытывает значительную нагрузку. Достаточно привести следующие данные: за 9 месяцев прошлого года на территории Московского метрополитена зарегистрировано 2 217 преступлений, привлечено к административной ответственности 45 825 физических и юридических лиц, в суд направлено 856 уголовных дел, предотвращено около 10 попыток проникновения в вентиляционные шахты и т.д.

Каждый из отмеченных случаев нарушения общественного порядка и общественной безопасности был пресечен сотрудниками милиции. Здесь уместно подчеркнуть, что недопущение правонарушений в метрополитене направлено на обеспечение транспортной безопасности и безопасности пассажиров.

Ритм движения поездов, в особенности в часы пик, исчисляется одной-двумя минутами, и этот ритм нельзя нарушить. Например, сотрудник ГИБДД может остановить автотранспортное средство, а общий поток транспорта будет при этом беспрепятственно продолжать движение. Метро в этом плане весьма специфично и требует постоянного учета его особенностей, знания специфики технологического оборудования, умелого взаимодействия с персоналом и т.д.

Помимо внешних показателей, сотрудники УВД Московского метрополитена проводят значительный объем профилактической работы, которую сложно отразить конкретными цифрами. Каждую станцию перед открытием, электропоезд перед выходом на линию, или входом в электродепо, а также в процессе эксплуатации, неоднократно тщательно проверяют и осматривают. Все это требует времени, людских ресурсов и определенных затрат.

В настоящее время увеличивать численность личного состава УВД не представляется возможным. В этой связи в последние годы, благодаря поддержке Правительства Москвы и администрации метрополитена, взят курс на интенсивное внедрение различных технических средств. Наглядным примером тому служит созданный в Московском метрополитене ситуационный центр.

Все, что происходит в метро, круглосуточно снимают более 2 тыс. видеокамер. Изображение поступает на 8 плазменных экранов в центре. Съемка производится и в вагонах поездов. Таким образом, сотрудники УВД имеют возможность максимально оперативно реагировать на любое правонарушение. Некое подобие такой системы существует в метро до-

статочно давно. «Старая» система представляла собой справочное бюро (контроль за эскалаторами на станциях) и службу быстрого реагирования на чрезвычайные происшествия. Ситуационный центр позволяет концентрировать всю поступающую информацию в одном месте. Дежурные управления следят также за потоком пассажиров, работой транспортной системы, отвечают на вызовы граждан через колонны экстренного вызова, ставшие уже привычными практически на всех станциях.

Главное достоинство новой системы — простота. При необходимости на экране появляется нужная станция, вестибюль, платформа, подземный переход. Изображение настолько качественное, что лица людей отчетливо видны без дополнительных технических манипуляций.

В рамках темы «Система-М» продолжается также проведение опытноконструкторских работ по техническому проекту автоматизированной системы контроля воздушной среды. Ее внедрение позволит на ранней стадии выявить в воздухе и оповестить пассажиров о химической угрозе в случае применения в метрополитене высокотоксичных отравляющих веществ и патогенных микроорганизмов. Идет проработка вопроса о возможности внедрения в метрополитене анализаторов газа, которые бы позволили фиксировать факт проноса взрывчатых веществ.

Интенсивное развитие новых технологий обеспечения безопасности не остается без внимания руководства УВД. Все новое всесторонне изучается и анализируются. О возможности практического использования того или иного технического средства в подземных условиях проводятся необходимые консультации с должностными лицами метрополитена. То, что заслуживает внимания и внедрения, берется на заметку, и поэтапно внедряется в жизнь.

Но при всей важности техники, она не в состоянии полностью заменить человека. Присутствие на станции сотрудника милиции уже само по себе является мерой профилактики. Практика показывает, что ни один правонарушитель не совершает противоправных действий на глазах у сотрудников милиции.

Появление в структуре УВД кинологического центра продиктовано жизнью, а точнее печально известными фактами терактов, которые имели место в метро. За текущий год с применением служебных собак проведено 2 028 обследований станций метрополитена, из них 1 826 профилактических; 41 обследование забытых предметов, найденных на станциях и в электропоездах, а также в 156 случаях поступления сообщений о возможном совершении терактов на станциях метрополитена.

При этом все большее внимание уделяется развитию и совершенствованию законодательной и нормативной базы, связанной с охраной объектов Московского метрополитена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.