Отечественная история
УДК 358. 116
Д.Е. ГАБЕЛКО, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры тактики и РХБ защиты Н.В. КАНАЕВ, курсант
Р.Ю. СОБКАЛОВ, начальник мобилизационного отделения Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРВЫХ БОЕВЫХ МАШИН
«КАТЮША» (РСЗО БМ-13-16)
Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором Р. Г. Гостевым, доктором исторических наук, профессором Н.А. Душковой.
Аннотация. Статья раскрывает историю создания и применения реактивной системы залпового огня «Катюша», тесно связанную с Воронежем.
Ключевые слова: «Катюша», пусковая установка, боевая машина.
D.E. GABELKO, candidate of historical sciences,
the major, the teacher of tactics and radiation, chemical and biological protection department N.V. KANAEV, the cadet
R.J. SOBKALOV, the major, the chief of mobilization branch Airforce engineering university (Voronezh)
THE HISTORY OF THE FIRST FITGHING VEHICLES «KATYUSHA» CREATION
AND APPLICATION
Abstract. The article opens the history of lorry-mounted multiple rocket launcher «Katyusha» creation and application, closely connected with Voronezh.
Key words: «Katyusha», lorry-mounted multiple rocket launcher, fighting vehicle.
Великая Отечественная война продемонстрировала миру сокрушительную ударную мощь советского вооружения. При этом немалая часть образцов орудий и почти 50 % видов стрелкового оружия были разработаны и запущены в массовое производство в ходе войны. Среди прочего вооружения особое место занимает подвижная многозарядная реактивная система залпового огня БМ-13 -легендарная «Катюша», народное название которой, по одной из версий связано с индексом «К» на первых пусковых установках - клейма Воронежского завода им. Коминтерна, на котором был налажен выпуск этого грозного оружия, по другой -с популярной перед войной одноименной песней М.И. Блантера на слова М.В. Исаковского.
К началу войны Советский Союз уже обладал образцами реактивной артиллерии и имел
успешный опыт ее применения. Еще в 1921 г. в Москве инженером-химиком Н.И. Тихомировым была основана лаборатория (впоследствии «Газодинамическая лаборатория») по разработке ракетных снарядов на бездымном порохе. В 1928 г. под его руководством и при участии В.А. Артемьева впервые в мире были проведены успешные испытания ракеты и реактивных снарядов на бездымном порохе, заложивших основы для последующей разработки реактивных снарядов (PC) для «гвардейских минометов» [1]. В 1933 г., путем слияния Газодинамической лаборатории и Группы изучения реактивного движения, в Москве создается Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) [2]. В его стенах, под руководством заместителя начальника и главного инженера Г.Э. Лангемака, были разра-
Берегиня • 777 • Сова, 2010, №2(4)
ботаны реактивные снаряды на твердом топливе (порохе) - осколочный РС-82 и осколочно-фугасный РС-132 [3]. В 1940 г. был налажен серийный выпуск существенно усовершенствованных РС М-8 и М-13.
В период с 1938 по 1941 гг. сотрудники РНИИ И.И. Гвай, В.Н. Галковский, А.П. Павленко, А.С. Попов и др. по заданию Артиллерийского управления (АУ), после 1940 г. - Главное артиллерийское управление (ГАУ), создали опытный образец многозарядной пусковой установки для РС-132 на базе грузового автомобиля, т.н. механизированная установка (МУ-2) [4]. В процессе доработок и испытаний она получила армейское обозначение БМ-13-16 (БМ-13, боевая машина 132 мм снарядов) [5] и было принято решение о ее промышленном производстве. РНИИ получил заказ на изготовление пяти экспериментальных установок (кроме того, 1 установку для ВМФ) и партии реактивных снарядов для войсковых испытаний.
Сложности возникли с промышленным производством пусковых установок. В феврале 1941 г. директор Воронежского завода им. Коминтерна Ф.Н. Муратов был срочно вызван в наркомат общего машиностроения для получения приказа об организации производства БМ-13. Заводу предписывалось к 1 июля изготовить опытный образец и еще 40 штук до конца года. Для проработки прибывших на завод из РНИИ чертежей пусковой установки была подобрана группа конструкторов: Н.А. Пучеров, М.И. Павлов, А.А. Яковлев, Н.Н. Авдеев и технолог С.С. Сильченко. Установка с шифром БМ-13-16 состояла из 8 открытых направляющих рельсов, связанных между собой в одно целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132мм снарядов фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел с обычной артиллерийской панорамой вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси 3-х осного грузовика ЗИС-6. Направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно
вывешивалась на 2-х домкратах, обеспечивавших большую устойчивость при стрельбе.
Вначале предполагалось только просмотреть чертежи РНИИ с целью технологической адаптации к заводским условиям, однако вскоре выяснилось, что некоторые узлы нуждаются в существенной доработке. Для ускорения работы и быстрейшего согласования конструктивных изменений на завод прибыли сотрудники РНИИ: Гвай, Галковский и С.И. Калашников. После тщательного и всестороннего обсуждения в конструкцию были внесены принципиальные изменения: сложные фигурные направляющие заменялись двутавровой балкой, повышавшей прочность узла и упрощавшей его изготовление; пульт управления огнем было решено установить в кабине рядом с панелью управления автомобилем, что существенно сокращало время на залп; для обеспечения безопасности командира и водителя над кабиной устанавливался 5 мм бронещит; для зажигания пиропатронов в реактивном снаряде устанавливались штоковые контакторы; по-новому разработана замковая часть, изменена поворотная рама, конструкция несущей фермы, воедино соединены механизмы горизонтальной и вертикальной наводки, облегчавшие управление стрельбой.
17 июня 1941 г. на подмосковном полигоне в ходе смотра образцов нового вооружения Красной Армии были произведены залповые пуски из четырех БМ-13. В результате стрельб все мишени на площади падения реактивных снарядов были поражены. Нарком обороны Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, нарком вооружения Д.Ф. Устинов, нарком боеприпасов Б.Л. Ванников, начальник Генерального штаба генерал армии Г.К. Жуков, присутствовавшие на испытаниях, дали высокую оценку новому оружию. Прямо на огневой позиции было высказано мнение о необходимости скорейшего принятия на вооружение первой отечественной установки РСЗО. 21 июня 1941 г., буквально за несколько часов до начала войны, после осмотра образцов ракетного оружия Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных час-
тей [6]. Из-за угрозы надвигавшейся войны это решение было принято, несмотря на то, что пусковая установка еще не прошла войсковых испытаний и не была отработана до стадии, допускающей массовое промышленное изготовление.
Утром 22 июня главный инженер завода им. Коминтерна В.П. Черногубовский, замещавший находившегося в Москве Муратова, провел с начальниками цехов, отделов и служб экстренное совещание, на котором объявил, что завод немедленно переходит на 2-х сменный 11 -часовой рабочий день. Возвратившийся из Москвы директор привез задание о форсировании производства БМ-13 - к 1 июля нужно было представить не одну, а две опытные установки, в июле необходимо было изготовить 30 боевых машин, а в августе - 100. Завод срочно переходил на производство деталей к пусковым установкам. Для выпуска пробных образцов был организован специализированный сборочный цех №4, куда были направлены наиболее квалифицированные рабочие под началом Я.Е. Лей-бовича.
26 (по др. данным 30) июня 1941 г. были изготовлены две первые серийные пусковые установки БМ-13 на шасси ЗИС-6 и без промедления приняты представителем ГАУ военным инженером 2-го ранга А.Г. Мрыкиным. На следующий день, тщательно зачехленные брезентом и под охраной, машины были отправлены своим ходом в Москву на испытательный полигон. После испытаний установки были направлены на завод «Компрессор» для устранения отмеченных недостатков и для доукомплектования. 1 июля они были переданы Красной Армии. Учитывая тот факт, что пусковая установка войсковых испытаний не проходила, советское командование приняло решение сформировать из опытных образцов РНИИ и серийных воронежских боевых машин экспериментальную батарею, направить ее на фронт и там, используя опытную партию реактивных снарядов РС-132, всесторонне проверить качество и боевую эффективность, а также выработать наставление и тактику по боевому применению нового вида оружия.
Командиром первой отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии
Отечественная история
был назначен капитан Иван Андреевич Флёров (1905-1941 гг.), окончивший в качестве слушателя 1-й курс Военной артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского [7]. 2 июля 1941 года батарея была отправлена из Москвы на Западный фронт в составе взвода управления, 3 огневых взводов, взвода боепитания, пристрелочного взвода и тыловых подразделений, 7 БМ-13, одной 122-мм гаубицы (для пристрелки), 50 грузовиков со снарядами и еще около 100 машин в обозе [8]. 14 июля 1941 г. в 15 час. 15 мин. батарея произвела первый залп из 112 снарядов по железнодорожному узлу Орша. Через 1,5 часа был нанесен удар по переправе фашистских войск через р. Оршица. В дальнейшем батарея успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем, Спас-Деменском, внеся значительный вклад в операции, проведенные советскими войсками на западном стратегическом направлении с целью не допустить прорыва немецких войск на Москву (Смоленское сражение 10 июля-10 сентября 1941 г.) [9]. В начале октября 1941 г. в составе группировки войск Западного фронта батарея оказалась в тылу немецко-фашистских войск. При движении к линии фронта из тыла противника батарея в ночь на 7 октября 1941 г. под д. Богатырь (ныне Угранский р-н Знаменского сельского поселения Смоленской обл.) попала в засаду врага. Дав последний залп прямой наводкой по приближающимся танкам противника, батарейцы, выполняя приказ командира, подорвали боевые установки. Капитан Флёров, будучи тяжело раненным, отдав приказ подчиненным мелкими группами пробиваться к своим войскам (сорок шесть из ста семидесяти человек остались живы), взорвал головную установку, к которой немцы подобрались на 40-50 м, и при этом погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1963 г. Флёров посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени. Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1995 г. (№ 619) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. В том же году «смоленскими поисковика-
Берегиня • 777 • Сова, 2070, №2(4)
ми (под руководством А. Гаврикова и JL Горшковой) найдены останки капитана Флёрова, первого командира знаменитых «Катюш», подорвавшего себя вместе с установкой, чтобы не попасть в плен» (до этого времени место захоронения героя считалось утраченным) [10].
В августе 1941 г. Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о формировании 8 полков реактивной артиллерии, вооруженных боевыми установками БМ-8 и БМ-13. Каждая батарея имела 4 боевые машины. Полки получили наименование «гвардейских минометных полков (ГМП) артиллерии Резерва ВГК». Тем самым подчеркивалось то значение, которое придавалось их вооружению и подбору кадров [11].
Тем временем на заводе шел поиск резервов для постоянного наращивания производства. В конце июня Муратов собрал начальников цехов, их заместителей и начальников смен, которые подверглись резкой критике за медлительность, допускаемый брак и не всегда продуманную и слаженную деятельность. Итогом стало введение жесткого месячного производственного плана. Параллельно шел процесс технического переоснащения, ставивший цель сократить время обработки деталей и повысить ее точность. 2 июля 1941 г. бюро Воронежского обкома ВКП (б) приняло постановление о скорейшем налаживании и увеличении выпуска пусковых установок на заводе им. Коминтерна за счет подключения к изготовлению оружия других предприятий города: машиностроительных заводов им. Калинина и им. Ленина, паровозоремонтного завода им. Дзержинского, завода «Электросигнал», механической лаборатории химико-технологического института. Именно поэтому, собранные на заводе им. Коминтерна «Катюши», по-праву заслуживают наименование «воронежских» [12].
Выпуск пусковых установок на Коминтернов-ском заводе продолжался вплоть до эвакуации осенью 1941 г. на Урал (п. Малый Исток). Ведущим предприятием по выпуску пусковых установок
был назначен московский завод «Компрессор».
Накануне 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне и в преддверии 70-летия выпуска первых серийных пусковых установок РСЗО БМ-13-16 Воронежским заводом, обращаемся к ныне живущим: «вечная память» участникам этих славных событий!
Примечания:
1. Артиллерия и ракеты. - М.: Воениздат, 1968. -
С.71; Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии А.Э. Сердюков. - М.: Воениздат, 2007. - С.725.
2. Там же. - С.613.
3. Там же. - С.382.
4. Великая Отечественная война 1941-1945: энцик-
лопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985. -С.606.
5. Демин, И.О. Оружие России и СССР. Военная
техника и стрелковое вооружение./ И.О. Демин, А.А. Павлов, А.Е. Проклов. - Ростов н/Д: Вла-дис, 2010. - С.228-230.
6. Артиллерия и ракеты. - С.73.
7. Великая Отечественная война 1941-1945: энцик-
лопедия. - С.760.
8. Там же. - С.68.
9. Великая Отечественная война Советского Союза
1941-1945: Краткая история. - М.: Воениздат, 1984. - С.71; Военный энциклопедический словарь. - С.673.
10. Нам есть, что вспомнить не стыдясь.//Безымян-ная высота. - №9. - декабрь 2002 г.
11. Прохоров, И. Реактивная артиллерия в Великой Отечественной войне.///. Прохоров, В. Трусов //Военно-исторический журнал. - 1966. - № 1. -С.4.
12. Савченко, А.А. Воронежская Катюша/А.А. Савченко (http: // www.vrn-histpage.ru 2007) Последнее посещение 26.03.2010 г.>