Научная статья на тему 'ПЕРВЫЕ ВОРОНЕЖСКИЕ «КАТЮШИ» (ФЕВРАЛЬ-ИЮНЬ 1941 г.)'

ПЕРВЫЕ ВОРОНЕЖСКИЕ «КАТЮШИ» (ФЕВРАЛЬ-ИЮНЬ 1941 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воронежские «Катюши» / завод имени Коминтерна / пробные образцы / пусковые установки / реактивная артиллерия / Voronezh «Katyushas» / Voronezh Komintern Factory / pilot series / rocket launchers / rocket artiller

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шамрай Виктор Александрович

В статье введены в оборот рассекреченные архивные документы и впервые критически проанализирован процесс изготовления пробных серийных боевых машин реактивной артиллерии на воронежском заводе имени Коминтерна в 1941 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIST VORONEZH «KATYUSHAS» (FEBRUARY- JUNE 1941)

The article is concerned with the fist Katyusha multiple rocket launchers made in Voronezh. The author introduces some declassified archival documents and provides the analysis ofthe multiple rocket launchers pilot series manufacture on Voronezh Komintern Factory in 1941.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЕ ВОРОНЕЖСКИЕ «КАТЮШИ» (ФЕВРАЛЬ-ИЮНЬ 1941 г.)»

УДК 947.085(471.324)

В.А. ШАМРАИ,

старший преподаватель исторического факультета Воронежского государственного университета (г. Воронеж)

ПЕРВЫЕ ВОРОНЕЖСКИЕ «КАТЮШИ» (ФЕВРАЛЬ-ИЮНЬ 1941 г.)

Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором Д.В. Ливенцевым, доктором исторических наук, профессором Ю.Л. Ярецким.

Аннотация. В статье введены в оборот рассекреченные архивные документы и впервые критически проанализирован процесс изготовления пробных серийных боевых машин реактивной артиллерии на воронежском заводе имени Коминтерна в 1941 г.

Ключевые слова: воронежские «Катюши», завод имени Коминтерна, пробные образцы, пусковые установки, реактивная артиллерия.

V. A. SHAMRAY

(Voronezh)

THE FIST VORONEZH «KATYUSHAS» (FEBRUARY- JUNE 1941)

Abstract. The article is concerned with the fist Katyusha multiple rocket launchers made in Voronezh. The author introduces some declassified archival documents and provides the analysis ofthe multiple rocket launchers pilot series manufacture on Voronezh Komintern Factory in 1941.

Key words: Voronezh «Katyushas», Voronezh Komintern Factory, pilot series, rocket launchers, rocket artillery.

Легендарная «Катюша» - боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 - навечно вписана в победную летопись Великой Отечественной войны наравне с танком Т-34 и самолетом-штурмовиком Ил-2. Заводской выпуск советских «Катюш» был впервые начат в Воронеже в 1941 г. Изготовителем первых многозарядных самоходных установок БМ-13 стал воронежский машиностроительный завод им. Коминтерна.

Освоение производства первых воронежских «Катюш» происходило в Воронеже в течение февраля - июня 1941 г. Оно встретилось с немалыми трудностями, которые были преодолены благодаря технико-технологическому творчеству и самоотверженному труду воронежцев и успешному сотрудничеству с выездной группой конструкторов РНИИ. Воронежцы получи-

ли госзаказ на изготовление первых заводских боевых машин реактивной артиллерии в феврале 1941 г., а в конце июня 1941 г. на заводе им. Коминтерна были выпущены и приняты военпредом две пробные пусковые установки БМ-13 [1]. По данным, собранным одним из создателей воронежских «Катюш» П.М. Фединым, они дали первый залп по врагу в ходе Смоленского сражения 14 июля 1941 г. [2].

Научная история создания воронежских «Катюш» еще не написана. Первым летописцем участия воронежцев в доработке и выпуске этого грозного оружия перелома и победы стал заводской конструктор Петр Михайлович Федин. Его небольшая (менее 90 страниц) мемуарная книга «Воронежская «Катюша» была издана в 1980 г. (дополнена и переиздана в 1988 г.) и до сих пор

остается основным источником сведений о роли воронежцев в выпуске первых советских «Катюш». Однако специальные исследования по данной теме фактически отсутствуют. Нельзя же считать таковыми, к примеру, интернетовскую компиляцию по мотивам работы П.М. Федина, но без общепринятых среди научного сообщества ссылок на первоисточник, что является прямым плагиатом, т.е. попыткой выдать приводимые П.М. Фединым факты и оценки за собственные изыскания автора интернет - публикации «Воронежская « Катюша» [3]. Более того, налицо прямое дословное воспроизведение целых страниц книги П.М. Федина, в том числе его аргументации и заключения о том, почему «собранные на заводе им. Коминтерна «Катюши» с полным правом можно называть воронежскими» [4].

Следует исправить также неточности, допущенные в ряде краеведческих работ, в частности, ошибочное утверждение об изготовлении первых воронежских «Катюш» накануне, а не в начале Великой Отечественной войны [5].

Автор уже обращался к данной теме (в докладе на второй международной военно-исторической конференции в Воронеже в 2008 г. ив специальной статье в новейшей «Воронежской энциклопедии» и т.д.), но эти публикации были невелики по объему и не охватывали все ее основные аспекты. Данная статья является частью подготавливаемого к печати монографического исследования автора «Воронежские «Катюши».

О малоизученности истории их создания свидетельствует и невыясненность (и даже отсутствие постановки) ключевых вопросов о том, что представлял собой завод им. Коминтерна накануне и в начале войны и почему именно ему было доверено организовать заводской выпуск первых отечественных «Катюш». Необходимо также полнее раскрыть трудности их создания и причины этих трудностей, самоотверженный труд и вклад коминтерновцев в конструктивное совершенствование, разработку технологии производства и выпуск первых пробных образцов БМ-13.

Автор стремился также впервые ввести в оборот новые, архивные документы по этой актуальной патриотической и научной проблеме и в конечном счете дать обобщенное конкретно-историческое представление о реальном про-

цессе и участниках изготовления, сборки и выпуска первых воронежских «Катюш».

Наша страна была пионером в области создания реактивной артиллерии. Первый пороховой реактивный снаряд (РС) был сконструирован Н.И. Тихомировым еще в 1912 г. В 20-е годы в СССР был разработан и успешно запущен в 1928 г. на расстояние более 1 км РС на бездымном порохе, послуживший основой для последующей разработки в 1938-1939 гг. в Реактивном НИИ (РНИИ, 1933-1944) РС для «Катюши». Новый, осколочно-фугасный РС-132 (калибр 132 мм) для наземной (полевой) реактивной артиллерии был создан в 1939 г., позднее он получил наименование М-13. М-13 был значительно мощнее и точнее первого авиационного РС-132 и имел большую дальность (до 8,5 км). Одновременно, в конце 30-х гг. разрабатывалась самоходная многозарядная установка к РС. Ее второй вариант (МУ-2 - механизированная установка) был создан и успешно испытан на полигоне в течение 1939 г. РНИИ смог изготовить 5 опытных образцов пусковой реактивной установки для войсковых испытаний только к осени 1940 г., а заказ на изготовление в течение года 40 серийных установок был дан Наркомату общего машиностроения лишь в январе 1941 г. К концу первого полугодия намечалось изготовить всего 20 новых боевых машин. Они должны были иметь 16 направляющих (8 «спарок») для одновременного запуска 16 РС (М-13) и монтироваться на грузовике повышенной проходимости ЗИС-6. Пробный образец и первые серийные пусковые установки было решено произвести и собрать на воронежском заводе им. Коминтерна, а первые тысячи РС М-13 изготовить в Москве к маю 1941 г. [6].

Каким же было состояние крупнейшего машиностроительного предприятия Воронежа накануне войны, и почему важнейший и секретный оборонный заказ на изготовление первых серийных установок полевой реактивной артиллерии был дан воронежскому заводу им. Коминтерна? Завод АО «Рихард Поле» был перебазирован из Риги в Воронеж в 1915 г. В 1922г. он был переименован в завод им. Коминтерна. В конце 30-х гг. это крупное предприятие считалось в рядах отстающих. С другой стороны, после

осуществленной в 30-е годы технической реконструкции завод освоил выпуск многих типов новых машин. На XVIII съезде ВКП (б) в марте 1939 г. была отмечена его роль в освобождении страны от импорта важнейших пищеобрабаты-вающих агрегатов [7].

Накануне войны крупнейшее машиностроительное предприятие Воронежа стало выходить из прорыва и возвращать утраченные передовые позиции. Обновилось руководство завода: его директором стал 35-летний Федор Николаевич Муратов, бывший заведующий промышленным отделом обкома ВКП (б), а секретарем партбюро - работник промышленного отдела горкома ВКП (б) Воронин. Постепенно улучшалась трудовая дисциплина (особенно после жесткого указа от 26 июня 1940 г.), внедрялось многостаночное обслуживание, совершенствовалась организация труда. В 1939 г. предприятие дало только три четверти годовой производственной программы. План 1940 г. был перевыполнен, в значительной степени за счет роста производительности труда [8].

В начале 1941 г. завод им. Коминтерна получил переходящее Красное знамя как одно из лучших предприятий Наркомата [9]. Воронежская машиностроительная промышленность выполнила план 1940 года на 113,5 %. Ранее отстававшие заводы им. Коминтерна и им. Калинина вышли на передовые позиции. Таким образом, Воронеж и его крупнейший машиностроительный завод накануне войны были на хорошем счету, и предприятие не случайно было избрано для выполнения важнейшего оборонного заказа по изготовлению заводских боевых машин реактивной артиллерии - будущих воронежских «катюш».

Воронежский завод им. Коминтерна получил правительственное задание по организации выпуска первых пусковых установок в начале февраля 1941 г. [10]. Практическая подготовка к изготовлению пробного образца серийной секретной боевой машины началась в середине месяца с создания специальной группы заводских инженеров во главе с главным технологом Серафимом Семеновичем Сильченко и ведущим конструктором по машинам Николаем Андреевичем Пучеровым для изучения поступивших из РНИИ чертежей реактивной пусковой установки.

Вначале предполагалось изготовить пробный заводской образец будущей «Катюши» уже весной 1941 года. Но после первоначальной проработки на заводе чертежей Реактивного института выявилась необходимость внесения в них ряда значительных изменений, связанных отнюдь не только со спецификой заводской технологии или заводских условий, как полагают некоторые авторы, но и с другими важными причинами. Поэтому в Воронеже для совершенствования исходной схемы «Катюши» и ускорения ее выпуска были срочно вызваны три компетентных представителя РНИИ: начальник отдела Иван Исидорович Гвай, ведущий конструктор пусковой установки Владимир Николаевич Гвалковский и технолог Сергей Иванович Калашников.

На этапе совместной подготовки к изготовлению первого пробного заводского образца «Катюши» решались три основных вопроса: внесение принципиальных изменений в ее конструкцию, доработка чертежей и доводка некоторых узлов и деталей новой боевой машины.

В начале марта было намечено завершить доработку чертежей по реактивной пусковой установке через месяц, к 1 апреля 1941 г. [11]. По свидетельству заводского конструктора по технологической оснастке Г1.М. Федина работа по пересмотру и изменению чертежей была завершена к концу марта, и новшества, сделанные на заводе, были приняты конструкторами РНИИ. Он вспоминал также, что наиболее «важным и коренным изменениям подвергся ряд основных узлов установки», прежде всего фигурные направляющие, несущая ферма и поворотная платформа, замковая часть, механизм наводки и пульт управления огнем, а также устройство для зажигания пиропатронов в реактивном снаряде [12].

Назначенный в 1941 г. начальником специально созданного цеха сборки первых заводских «Катюш» Яков Ефимович Лейбович также свидетельствовал, что заводчане внесли «много нового в конструкцию боевой машины», выделяя в первую очередь замену сложных направляющих простыми двутавровыми балками. Так появились на пусковой установке своеобразные «рельсы» для движения по ним вверх реактивных снарядов [13].

«В апреле 1941 года,- вспоминал П.М. Фе-дин,- на заводском техническом совещании было

принято решение начать изготовление пробных серийных образцов пусковой установки БМ-13» [14].

Инженеры и мастера отбирали в цехах подходящие станки и инструменты, пригодные для изготовления и обработки деталей и узлов сложной боевой машины.

Особые сложности в процессе ее изготовления возникли при обработке направляющих балок и подготовке направляющих корытец. На заводе не было гибочных устройств, и поэтому на первых порах приходилось вместо гибки применять сварку и обходиться при обработке длинных направляющих лишь одним подходившим для этого, но очень изношенным строгальным станком [15].

Большая нагрузка в этот период выпала на важнейший механосборочный цех. Производственное задание этому цеху на весну - лето 1941 г. было значительно увеличено. Однако его реконструкция затягивалась, и в первом квартале цех лихорадило. Тем не менее коллектив цеха выполнил апрельскую программу. Неритмично работал в течение первых месяцев года и ряд других основных цехов, что само по себе вызывало опасения у руководства завода, райкома и обкома ВКП (б) [16].

Но трудности заключались не только в изготовлении и обработке основных деталей и узлов пусковой установки. Уже в мае, когда перед заводом была поставлена задача по ускорению освоения новых машин, и прежде всего первых образцов, выяснилось, что ее решение сдерживалось также серьезными проблемами с технологией в сталелитейном цехе. Для изготовления важнейших деталей пусковой установки требовалось «совершенно новое литье», но из-за отсутствия опыта и соответствующих механизмов первая плавка по этим деталям была сорвана [17].

В связи с отставанием завода им. Коминтерна по оборонным заказам НКО Воронежский обком ВКП (б) серьезно критиковал его работу. Новым секретарем заводского партбюро был избран И.Е. Бровин. Парторганизации ведущих цехов усилили контроль за работой по изготовлению пробных образцов БМ-13. На новый состав партбюро была возложена прямая ответственность за выполнение специального зада-

ния по изготовлению основных узлов пусковой установки. Дирекция принимала решительные меры по их освоению к концу мая 1941 г. Директор завода Ф.Н. Муратов на закрытом партсобрании подчеркивал, что ушедшая в брак первая плавка побуждает заводских инженеров-технологов к поискам изменений в технологии литья важных деталей новой боевой машины. Принимались меры по завершению реконструкции основных цехов, развертыванию соцсоревнования и т.п. Так, в механосборочном цехе должны были к началу июня настелить новые полы, а к концу сентября 1941 г. полностью завершить его техническую реконструкцию [18].

Июнь 1941 г. вошел в историю завода и страны не только в связи с началом Великой Отечественной войны, но и как месяц выпуска первых воронежских «Катюш». Освоение выпуска БМ-13 на заводе им.Коминтерна было ускорено созданием специального цеха №4 по сборке пусковых установок реактивной артиллерии. Окончательную сборку двух пробных образцов БМ-13 намечалось произвести в начале третьей декады июня. Но после начала войны она была отодвинута на конец месяца.

21 июня после успешной демонстрации БМ-13 высшему руководству СССР было принято решение о форсировании серийного производства реактивных снарядов и пусковых установок реактивной артиллерии. Воронежскому заводу им. Коминтерна поручили организовать массовый выпуск «Катюш». В связи с этим директор завода Ф.Н. Муратов был вызван в Москву и возвратился в Воронеж с новым, повышенным правительственным заданием о выпуске в течение июля 1941 г. 30 первых серийных боевых машин реактивной артиллерии.

Между тем на заводе еще не было завершено изготовление пробных установок БМ-13. Поэтому прежде всего следовало форсировать сборку двух первых заводских образцов «Катюши». Она осуществлялось в новом сборочном цехе №4. Сюда были направлены наиболее опытные сборщики и мастера слесари братья Александр и Георгий Миляевы, Михаил Гунь-кин, Василий Стрелков и другие высококвалифицированные рабочие и лучшие мастера -сборки машин М.Ф. Анисимов, С.С. Зацепин,

И.Е. Юров. Тем не менее из-за необходимости высокой точности и отсутствия опыта сборки сложной системы узлов направляющих балок поначалу приходилось неоднократно переделывать их монтаж. Буквально ювелирная точность требовалась и при изготовлении корпуса замка пусковой установки (именно отсюда, с казенной части, т.е. с заднего конца направляющих производилось ее заряжание). Изготовление замковой части было поручено опытным слесарям М.В. Гунькину и В.Н. Стрелкову. Хотя никаких штампов не было, и «все делалось впервые и потому вручную», они разработали свою технологию изготовления этих замысловатых коробок. А затем, пустив в ход умелые руки, безукоризненно справились с новой и непростой задачей [19].

С началом войны завод перешел на двухсменную работу с одиннадцатичасовым рабочим днем и все больше сосредоточивался на выполнении оборонных заказов, в первую очередь по освоению производства БМ-13. 24 июня на заводском партсобрании под председательством Ф.Н. Муратова перед коллективом были поставлены две основные задачи: выполнение двойной производственной программы и укрепление Красной Армии «дополнительным выпуском военных машин» [20].

Через два дня, 26 июня 1941 г. коминтер-новцы приступили к окончательной сборке двух опытных образцов воронежских «Катюш». Правда, и здесь не обошлось без переделки уже смонтированных пусковых установок, так как их главный конструктор Владимир Гвалковский обнаружил небольшое отступление от чертежей РНИИ, сделанное по указанию его начальника Ивана Гвая. Этот дефект мог привести к столкновению реактивных снарядов, поэтому направляющие балки были в течение нескольких часов перемонтированы в соответствии с проектными размерами.

Первые пробные серийные боевые машины реактивной артиллерии были окончательно собраны в сборочном цехе №4 в ночь с 26 на 27 июня 1941 г. После тщательной проверки прицела, параллельности направляющих и других необходимых параметров обеих пусковых установок они были приняты военпредами ГАУ и 28 июня своим ходом на грузовиках ЗИС-6 от-

правились в Москву по Задонскому шоссе на полигонные испытания.

После их успешного завершения в июле 1941 г. первые воронежские «Катюши» в составе первой батареи реактивной артиллерии направились на фронт, на защиту дальних подступов к Москве. Более половины пусковых установок БМ-13, имевшихся в составе действующей армии в 1941 г., были изготовлены в Воронеже и внесли свой вклад в начало поворота в ходе войны.

Примечания:

1. Шстрай, В.А. «Катюша»/В.А. Шамрай// Воронежская энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. М.Д. Карпачев,- Воронеж, 2008,- Т. 1. - С. 360.

2. Федин,П.М. Воронежская «Катюша». /П.М. Федин - Воронеж, 1988.- С.63-65.

3. Савченко, А.А. Воронежская Катюша (http// www. vm- hispage.ru 2007

4. Федин, П.М. Указ. соч. - С.40.

5. Битва за Воронеж.- Воронеж,2005. -С.61.

6. Красная Армия /Авт.-сост. В.Н. Шунков,-Мн„ 2004.-С.145.

7. XVIII съезд ВКП (б). Стенографический отчет.- М., 1939.

8. ГАОПИВО. Ф.16. Оп.1. Д.97. ЛЛ.6-13.

9. Очерки истории Воронежской области.- Воронеж, 1967.-Т.2.-С.207, 208.

10. Федин, П.М. Воронежская «Катюша» // Подвиг. Очерки и воспоминания / П.М. Федин. - Воронеж, 1975.- С.255.

11. ГАОПИВО. Ф.201. Оп.1. д.ЮЗ. Л.16об.

12. Федин, П.М. Указ. соч. // Подвиг,- С.256, 257.

13. Лейбович, Я. «Катюша» из Воронежа/Л. Лей-бович //Ради жизни на земле /Сост. Л.И. Суслов.-Воронеж, 1970.-С.289.

14. Федин, Г1.М. Указ. соч. //Подвиг.- С.257.

15. Федин, П.М. Воронежская «Катюша».- С. 18.

16. ГАОПИВО. Ф.201. Оп.1. Д.ЮЗ. ЛЛ.22об., 23.

17. Там же. ЛЛ. 22об., 29.

18. ГАОПИВО. Ф.201. Оп.1. Д.ЮЗ. ЛЛ.31,32.

19. Федин, П.М. Воронежская «Катюша». -С.29,30.

20. ГАОПИВО. Ф.201. Оп.1. Д.ЮЗ. Л.38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.