Научная статья на тему 'История создания и деятельности международной неправительственной организации «Северный Форум»'

История создания и деятельности международной неправительственной организации «Северный Форум» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
656
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания и деятельности международной неправительственной организации «Северный Форум»»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2006 г. Выпуск 2. С. 112-119

УДК 323.1

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ»

Н.К. Харлампьева

Инициатива создания международной организации «Северный Форум», объединяющая руководителей местных властей северных регионов, берет свое начало от традиционных международных конференций. Первая международная конференция «Окружающая среда человека в северных регионах» состоялась при содействии Правительства провинции Хоккайдо (Япония) в 1974 году, где участники признали важность развития многостороннего сотрудничества северных регионов. Участники второй конференции, проходившей в провинции Альберта (Канада) в 1989 году, пришли к единому мнению о необходимости организации, способствующей объединению усилий по решению общих северных вопросов. На третьей конференции «Сотрудничество в меняющемся мире», состоявшейся в штате Аляска (США) в 1991 году, было принято окончательное решение учреждения региональной международной организации «Северный Форум». Северный Форум был создан как механизм постоянного взаимодействия лидеров местных властей, способных представлять мнения общественности Севера.

Учредительный протокол и Устав некоммерческой корпорации «Северный Форум» были зарегистрированы Правительством штата Аляска Соединенных Штатов Америки 8 ноября 1991 года [1], сертификат некоммерческой организации «Северный Форум» был выписан 29 ноября 1991г. [2]. Учредительный протокол состоит из 11 статей и подписан всеми учредителями - членами Совета директоров Северного Форума. Как показывает данный документ, 13 представителей северных регионов из 8 стран: У.Хикель (штат Аляска, США), Т.Пеникетт (Уайтхорс, Юкон, Канада), И.Ютреланд (Тондхейм, Новергия), Ф.Бьеркан (Ландсделсутвал-гет, Бодо, Норвегия), А.Ойнас Рованиеми (Финляндия), Б.Корзунский (Биробиджан, СССР), С.Сухинин (Хабаровск, СССР), В.Михайлов (Магадан, СССР), П.Пермяк (Камчатка, СССР), А.Крашаков (Чукотка,СССР), Ж.Тинонг (Хэйлунцзян, Китай), Д.Дагвасурен (Чойбалсан, Монголия), М.Сузуки (Саппоро, Хоккайдо, Япония) приняли и подписали Устав Северного Форума.

Таким образом, международная организация с участием губернаторов северных регионов «Северный Форум», во-первых, была создана по традиционной схеме создания международных организаций любого уровня - на базе конференций; во-вторых, с согласия учредителей организация была зарегистрирована в штате Аляска (США); в-третьих, состав учредителей показывает заинтересованность в появлении организации представителей местных властей Канады, Китая, Монголии, Норвегии, СССР, США, Финляндии и Японии.

Что касается внутриорганизационного механизма функционирования международной некоммерческой организации «Северный Форум», то организация в своей работе руководствуется Уставными нормами декларациями и резолюциями. В настоящее время действуют Уставные нормы Северного Форума от 16 апреля 2002 года (включая поправки 29 апреля 2002 г). Согласно Уставным нормам, членство в Северном Форуме распределяется на два уровня: правительства регионов и партнеры Северного Форума.

По определению первому уровню соответствуют правительственные органы региональных правительств или правительств штата, городов федерального значения Российской Федерации, ассоциаций муниципальных администраций в тех случаях, когда отсутствует структура региональных правительств или национальное правительство. В случае отсутствия структуры региональных правительств статус Партнера может быть присвоен коммерческим организациям и корпорациям, некоммерческим организациям и другим неправительственным организациям, которые продемонстрировали заинтересованность в проблемах Севера, имеют отношение к Северному Форуму, в соответствии с Уставом и настоящими Устав-

ными Нормами. Промежуточным основополагающим документом, на два года определяющим основные цели и задачи между Генеральными Ассамблеями, является Декларация Северного Форума.

С начала существования Северного Форума приняты 7 деклараций с названиями городов, где проходили Генеральные Ассамблеи Северного Форума - Декларация Тромсе, Декларация Хоккайдо, Якутская Декларация, Лапландская Декларация, Декларация Альберты, Санкт-Петербургская Декларация, Харбинская Декларация. Также официальным документом Северного Форума является резолюция. Резолюции применяются при назначении должностных лиц и директоров, одобрении рабочих планов и бюджетов, внесении изменений в Устав, одобрения проектов, принятия новых членов и других официальных мероприятий Северного Форума. На июнь 2005 г. было принято 119 резолюций Северного Форума.

Из вышеперечисленных фактов можно сделать следующие выводы. Помимо Учредительного протокола и Устава, Северный Форум в своей работе руководствуется Уставными нормами, декларациями и резолюциями. Согласно Уставным нормам членство в организации делится на два статуса - правительства местных властей, а также партнеры Северного Форума.

Следующий немаловажный вопрос - структура организации. Официальным органом Северного Форума является Генеральная Ассамблея, которая проходит раз в два года. На Генеральной Ассамблее принимают участие делегации всех регионов - участников во главе с губернаторами, бизнес-партнеры Северного Форума, руководители учреждений, предприятий, частных компаний, участники проектов и программ, заинтересованные лица. Руководящий орган Северного Форума - Совет директоров. В Совет директоров входят высшие должностные лица регионов: президенты, губернаторы, премьер-министры и другие. Совет директоров осуществляет официальное руководство международной организацией «Северный Форум», разрабатывает общую политику организации и принимает решения по реализации политики. Состав членов Совета директоров утверждается Генеральной Ассамблеей и находит отражение в резолюциях Северного Форума. Состав директоров показывает количество регионов-участников Северного Форума в тот или иной период времени. Совет директоров в 2001 году был переименован в Совет губернаторов.

Так, анализ принятых и утвержденных резолюций Северного Форума показывает следующий состав Совета губернаторов по годам: в 1995 г. - 18 регионов из 10 стран, в 1997 г. - 19 регионов из 9 стран, в 1999 г. - 23 региона из 10 стран, в 2001 г. - 25 регионов из 10 стран, в 2003 г. - 21 регион из 10 стран, в 2005 г. - 17 регионов из 9 стран. На 2005-2007 гг. в состав Северного Форума входят следующие регионы-участники: г.Акурейри (Исландия), штат Аляска (США), провинция Альберта и территория Юкон (Канада), аймак Дорнод (Монголия), провинция Хэйлунцзян (Китай), префектура Хоккайдо (Япония), провинции Лапландия и Оулу (Финляндия), республики Коми и Саха (Якутия), г. Санкт-Петербург, Вологодская область, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Корея.

На должность Председателя Северного Форума избирались У. Хикель - губернатор штата Аляска (США) в 1991-1994 гг., С. Эрикксен - губернатор Региональной Администрации Северной Норвегии в 1994-1997 гг., М.Е. Николаев - президент Республики Саха (Якутия) в 1997-2001 гг., Х. Покка - губернатор Лапландии (Финляндия) в 2001-2005 гг. В июне 2005 г. на VII Генеральной Ассамблее Северного Форума в г. Харбин (Китай) председателем Северного Форума и представителем Северо-Запада России избран губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.В. Филипенко.

Совет губернаторов выбирает членов Исполнительного комитета. В Исполнительный комитет входят региональные координаторы пяти географических регионов Севера, которые представляют председательствующих губернаторов. Исполнительный комитет обеспечивает постоянное наблюдение и руководство Северным Форумом, утверждает бюджет, действует от имени Совета директоров по необходимым промежуточным вопросам, рассматривает вопросы по проектам, служит в качестве Комитета по выдвижению кандидатур на посты должностных лиц Корпорации, организует и проводит специальные встречи Исполнительного комитета. Первый Исполнительный комитет был утвержден в 1992 г. на первом заседании Совета директоров

Северного Форума в Уайтхорсе (США) в составе: Председателя Северного Форума У. Хикеля, двух вице-председателей В. Михайлова и С. Ерикксена до избрания нового председателя в городе Тромсе (Норвегия) в 1993 году.

Позже Генеральная Ассамблея Саппоро приняла решение об учреждении трех заместителей председателя Северного Форума, представляющие регионы по географическому признаку - Северную Америку, Северную Европу, Россию и Азию (не включая Россию). В 2001г. связи с многочисленностью участников российских регионов в Северном Форуме, открытием Секретариатов Северного Форума в г.Якутске и Санкт-Петербурге состав заместителей председателя Северного Форума был дополнен до четырех человек. В соответствии с этим решением помимо представителей Северной Америки, Северной Европы и Азии Россия получила право представлять два региона - восточную и западную части Российской Федерации.

Для руководства регионами в качестве организационно-исполнительной команды существует Комитет региональных координаторов и Руководящий комитет, последний был переименован в Управляющий комитет. В состав членов Комитета региональных координаторов входят представители регионов, назначенные членом Совета губернаторов от каждого региона. Руководящий комитет состоит из Региональных координаторов регионов, которые представлены в Исполнительном комитете, а так же Исполнительного директора Северного Форума. Председателем Руководящего комитета является Региональный координатор региона, выполняющий обязанности Председателя Совета губернаторов Северного Форума.

В настоящее время в состав Исполнительного комитета входят: председатель Северного Форума и представитель Северо-Запада России, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.В. Филиппенко, вице-председатель от Северной Америки, премьер провинции Альберта (Канада) Р. Клейн, вице-председатель от Северной Азии, губернатор провинции Хэйлунцзян (Китай) Ч. Цзоцзи, вице-председатель от Северо-Востока России, президент Республики Саха (Якутия) В. А. Штыров. Соответственно председателем Руководящего комитета является региональный координатор Северного Форума от Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Г. Д. Олейник.

Таким образом, структура Северного Форума, с одной стороны, показывает многоступенчатость руководящей структуры, но, с другой стороны, гибкость при учете региональных географических особенностей своей деятельности. Состав регионов-участников в разные годы колеблется между 25 и 17, а стран - 11 и 9. Прекратили свое участие в Северном Форуме члены Региональной администрации Северной Норвегии и региональные власти Швеции. Возможно, это объясняется созданием Регионального Совета Баренцева/Евроарктического Совета с участием регионов Европейского Севера России при поддержке Правительств России и Норвегии. Появился новый участник - г. Акурейри, представляющий Исландию. Нестабильный характер членства некоторых субъектов Российской Федерации в Северном Форуме вызван, в большей степени, трудностями оплаты членских взносов и продвижения их проектов в рамках Северного Форума.

Географическая удаленность северных регионов друг от друга и потребность в эффективном управлении участия регионов в деятельности Северного Форума способствовали созданию Секретариата и филиалов Секретариата Северного Форума.

В соответствии с Уставными нормами главный офис организации - Секретариат Северного Форума - был создан в июле 1992 года на базе Института Севера в г.Анкоридж (Аляска, США). Секретариат Северного Форума выполняет административные, финансовые и другие функции, необходимые для существования Северного Форума, координирует и организует, совместно с принимающим регионом, встречи руководства Северного Форума. Местонахождение Секретариата Северного Форума и выполнение обязанностей должностных лиц Секретариата определяются Генеральной Ассамблеей Северного Форума. Так, первый Исполнительный директор Секретариата Северного Форума С. Шропшеар был избран Советом директоров в 1992 г., Д. Дойл - в 1996 г., в настоящее время, с 2001 г. в данной должности на-

ходится П. Уолл. Кроме Исполнительного директора существует должность секретаря-казначея, отвечающего за финансовые вопросы организации. Первым секретарем-казначеем был избран г-н П.Фуш.

По решению Совета директоров корпорация может иметь другие офисы, которые не обязаны быть идентичными главному офису. На третьей Генеральной Ассамблее Северного Форума, проходившей в г. Тромсе (Норвегия), было принято решение об открытии двух Секретариатов Северного Форума - в Европе и на Дальнем Востоке России. Секретариаты были открыты в г.Якутске (Россия) и в г.Бодо (Норвегия). На территории России в 1993 г. Секретариат Северного Форума был создан в Республике Саха (Якутия) по распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 1993 года №545-РП «О создании Секретариата Северного Форума в Республике Саха (Якутия)». В декабре 1998 г. в целях подготовки Финляндии на посту председателя Европейского Союза в 2000 г. Секретариат Северного Форума из Бодо (Норвегия) был перенесен в г.Рованиеми (Финляндия). В июне 2001 года в соответствии с резолюцией Северного Форума № 068 «О Подсекретариатах Северного Форума» и распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 13.04.2001 г. № 72-ра было создано Санкт-Петербургское государственное учреждение «Секретариат Северного Форума»[3:154-158].

Таким образом, главный Секретариат Северного Форума был открыт в г. Анкоридж, Аляска, США), филиалы Секретариата - в г.Бодо (Норвегия), в г.Рованиеми (Лапландия, Финляндия), в г.Якутске (Республика Саха (Якутия), Россия) и в г. Санкт-Петербурге (Россия). В последние годы появились два нововведения в структуре организации, касающиеся бывших председателей Северного Форума. Так, в 1994 г. была введена должность Генерального Секретаря Северного Форума, в 2001 г. создан Консультативный Совет. Генеральным Секретарем стал г-н У.Хикель. Консультативный Совет автоматически включает бывших председателей Северного Форума -У. Хикеля, М. Е. Николаева. Можно предположить, что состав Консультативного Совета пополнится г-жой Х.Покка, губернатором Лапландии (Финляндия) после июля 2005 г.

Северный Форум проводит целенаправленную работу по сотрудничеству с другими международными организациями и дает возможность пользоваться данной привилегией своим регионам и партнерам. Так, Северный Форум получил признание таких международных межправительственных организаций как Организация Объединенных Наций и Арктический Совет. Руководство Северного Форума проводит постоянную плановую работу по повышению престижа организации. Так, г-н У. Хикель, получив статус председателя международной организации, в 1992 г. обращается к Конференции неправительственных организаций ООН «Всемирные переговоры» в Рио-де-Жанейро (Бразилия). В январе 1994 г. организация получила аккредитацию в Организации Объединенных Наций в качестве неправительственной организации. В сентябре того же года г-н Хикель выступил с обращением к 47-му Ежегодному совещанию Отдела общественной информации ООН Конференции неправительственных организаций в Нью-Йорке (США) и встретился с Генеральным секретарем ООН Бутрос-Бутрос Гали. В ноябре 2002 года М.Е. Николаев, председатель Северного Форума, президент Республики Саха (Якутия) выступил с докладом «Развивать и совершенствовать международное гуманитарное сотрудничество» на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Укрепление координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи ООН».

Северный Форум активно участвует в работе Арктического Совета в качестве постоянного наблюдателя. Участие в Арктическом Форуме позволяется Северному Форуму вести совместные проекты и быть привлеченным в межгосударственные проекты и программы.

Деятельность международной организации «Северный Форум» основана на проектах, соответствующих критериям и процедурам согласования, отраженных в «Руководстве по Приоритетным проектам Северного Форума» 1992 г. Проекты утверждаются как приоритетные и одобренные. Административные процедуры, применяемые к Приоритетным проектам Северного Форума, были утверждены на заседании Совета директоров в г. Рованиеми (Финляндия) в сентябре 1994 г. Критерии отбора проектов отражены в Резолюции №32, принятой Советом директоров Северного Форума в Саппоро в 1995 г. Приоритетные проекты стали основой международного регионального сотрудничества на Севере и в Арктике. Декларация

Тромсе (Норвегия), принятая первой Генеральной Ассамблеей Северного Форума в 1993 г. поддержала и подключилась к выполнению принципов Повестки дня XXI века Организации Объединенных наций (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Тогда впервые были определены следующие направления сотрудничества: 1) Экология Севера; 2) Северный морской путь; 3) Развитие экономики; 4) Культура; 5) Наука; 6) Сотрудничество национальных и региональных правительств. Позже в марте 2001 г. в Москве совещанием Исполнительного комитета Северного Форума было принято решение объединить проекты в четыре программы: 1) Устойчивое экономическое развитие; 2) Окружающая среда; 3) Общество и культура; 4) Управление и политика. В настоящее время проекты Северного Форума утверждены по трем программам, кроме ранее заявленной программы «Управление и политика». Таким образом, первоначальное распределение проектов Северного Форума на 6 направлений претерпело изменение в пользу 4 программ, объединяющих проекты, примерно по структуре программ Арктического Совета, а к 2005 году - 3 программ.

Что касается содержания проектов, то изменение названий проектов в начале создания Северного Форума и после 10 лет сотрудничества, показывают круг интересов регионов в том или ином вопросе, активность участников и общую характеристику возможностей регионов.

Считаю целесообразным подробно перечислять все проекты, утвержденные Генеральными Ассамблеями Северного Форума в 1993 г., 2003 г. и 2005 г. для более полного представления о деятельности участников Северного Форума.

Так, в 1993 году членами Северного Форума были рассмотрены и приняты приоритетные проекты предложенные Правительством провинции Хоккайдо (Япония) «Исследование охраны окружающей среды», направленный на разработку специальной программы исследования охраны окружающей среды путем обмена информацией между регионами-членами Северного Форума с целью установления и принятия эффективных мер по сокращению вредных выбросов в атмосферу;

Департаментом здравоохранения и охраны природы Правительства Хоккайдо «Управление дикой природой» с целью решения проблем сохранения биологического разнообразия и возобновления природных ресурсов на Севере;

Институтом Фритьофа Нансена (Норвегия) проект «Северный морской путь» с целью развития коммерческих транспортных маршрутов через Северный Ледовитый океан, уделяя особое внимание Северному морскому пути России;

Администрацией территории Юкон (Канада) «Формирование капитала Севера» для оказания финансовой помощи и капиталовложения, выявления источников капитала и инвестиций в сферу бизнеса в северных территориях;

Департаментом защиты окружающей среды штата Аляска (США) «Состояние окружающей среды и экстренные меры», предполагающий разработку взаимосвязей системы глобального контроля за состоянием окружающей среды, экстренного оповещения и принятия неотложных мероприятий в случае локальных и зональных региональных экологических катастроф;

Департаментом международных связей провинции Хэйлунцзян (Китай) и Аляскинскими международными авиалинимями «Восточно-Западные и Циркумполярные авиалинии» с целью изучения возможностей для открытия новых пассажирских и грузовых авиамостов, развития существующих приполярных, внутриполярных и других Восточно-Западных маршрутов;

Правлением по развитию туризма округа Северный Тронделаг (Норвегия) «Арктический туризм», призванный способствовать созданию общей концепции арктического туризма, росту экономики и занятости населения в северных регионах;

Региональной администрацией Северной Норвегии «Управление морскими ресурсами», ориентированный на создание общей стратегии использования и управления морскими ресурсами; ею же было инициировано создание Академии Северного Форума с целью укрепления научно-интеллектуального взаимодействия, консолидации научного потенциала участников «Северного Форума» в координации и развитии международных фундаментальных и прикладных исследований по северной тематике;

Филиалом Дальневосточной академии наук РФ, Магаданским научным центром «Арктика» и Департаментом здравоохранения и социальных служб штата Аляска (США) «Экология человека в северных регионах» с целью проверки взаимосвязей между человеком и окружающей средой, включая позитивные и негативные проявления жизни на Севере;

Администрацией Хабаровского края «Строительство на Севере», предусматривающий сотрудничество в области гражданского и промышленного строительства.

Согласно Плану Действий Северного Форума на 2004-2005 гг., основанному на материалах шестой Генеральной Ассамблеи Северного Форума, проходившей в апреле 2003 г. в г. Санкт-Петербурге, программа «Устойчивое развитие» состоит из проектов: «Развитие делового сотрудничества в рамках Северного Форума», представленный провинцией Лапландия, Финляндия, Секретариатом Северного Форума, Ассоциированными Секретариатами Санкт-Петербурга и г. Якутска; «Устойчивая модель развития в Арктических регионах» (Лапландия (Финляндия), Архангельская область); «Оперативная группа по приполярной инфраструктуре» (Институт Севера, Анкоридж, США, Секретариат СФ г.Анкоридж); «Северная авиация» (Администрация Федеральной Авиации США, Секретариат СФ г.Анкоридж); «Новые технологии на Севере» (Республика Саха (Якутия), Санкт-Петербург, Лапландия (Финляндия); «Дед Мороз и Санта Клаус - северные друзья детей» (Санкт-Петербург, Лапландия (Финляндия), Вологодская область, Архангельская область, Республика Саха (Якутия); «Искусственная среда обитания» (Академия Северного Форума, Республика Саха (Якутия); «Управление оленеводством» (Образовательный центр Саамского региона (Финляндия), Лапландия (Финляндия); «Телемедицина» (Секретариат г.Анкориджа, США, Южноцентральный фонд США, Анкоридж).

В списке Программы «Окружающая среда» представлены проекты «Управление популяциями бурого медведя» (Отдел рыболовства и дикой природы штата Аляска, США, Секретариат СФ в г. Анкоридже); «Авиаучет водоплавающих птиц» (Службы охраны рыбных ресурсов и дикой природы США, штат Аляска); «Молодежное образование по охране окружающей среды на Севере» (Хоккайдо (Япония), Секретариат СФ в г. Анкоридже); «Защита водных ресурсов реки Двины» (Вологодская область, Архангельская область, Республика Коми).

Программа «Общество и культура» включает проекты «Здоровый образ жизни на Севере» (Республика Саха (Якутия); «Геоинформационная система поддержки развития малочисленных народов Севера» (Санкт-Петербург, Республика (Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми, Красноярский университет - бизнес-партнер Северного Форума); «Здоровое поколение на Севере» (Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, Санкт-Петербург); «Малые языки Севера» (Институт Стефансона, г. Акурейри (Исландия), Секретариат СФ в г. Анкоридже, Институт народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена); «Развитие науки и образования на Севере» (Санкт-Петербург, Республика Коми, Ханты-Мансийский АО, Сахалинская область, Красноярский университет, Лапландия (Финляндия).

В июне 2005 г. седьмая Генеральная Ассамблея Северного Форума, проходившая в провинции Хэйлунцзян, утвердила 21 проект в трех программах: из них статус приоритетных рекомендован 15 проектам - «Управление оленеводством», «Северная авиация», «Циркумполярная инфраструктура», «Новые технологии для Севера», «Деловое сотрудничество», «Маркетинг туризма на Севере», «Здоровый образ жизни», «Санта Клаус и Дед Мороз...», «Телемедицина», «Авиаучет водоплавающих птиц», «Управление популяциями бурого медведя», «Молодежный экофорум», «Рабочая группа по наводнениям», «Сотрудничество между северными зоопарками», «Изменение снежного покрова»; статус одобренных присвоен проектам «Устойчивый туризм», «Языки народностей Севера», «Управление», «Сотрудничество между СМИ», Акция «Спаси и сохрани».

Итак, анализ утвержденных Приоритетных проектов Северного Форума показывает на начальном этапе активность Региональной администрации Северной Норвегии, штата Аляска (США), провинции Хоккайдо (Япония), провинции Хэйлунцзян (Китай), территории Юкон (Канада), администраций Хабаровского края и Магаданской области (Россия), а спустя

10 лет функционирования организации, провинций Лапландия (Финляндия) и Хоккайдо (Япония), штата Аляска (США), республик Коми и Саха (Якутия), г. Санкт-Петербурга, Архангельской и Вологодской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Проекты, заявленные регионами в начале создания и становления региональной международной организации северных территорий, показали заинтересованность провинции Хоккайдо (Япония) в вопросах исследования охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и возобновления природных ресурсов; Региональной администрации Северной Норвегии при участии Института Фритьофа Нансена - в развитии коммерческих транспортных маршрутов по Северному морскому пути; территории Юкон (Канада) - в оказании финансовой помощи и капиталовложениях в северные территории; провинции Хэйлунцзян (Китай) и штата Аляска (США) - в приполярных восточно-западных авиамостах и др. Поздние проекты можно охарактеризовать как расширение возможностей сотрудничества регионов: в области развития туризма и оленеводства заинтересована провинция Лапландия (Финляндия), в сфере экологического образования молодежи - префектура Хоккайдо (Япония); в развитии науки и образования - г.Санкт-Петербург, в сфере здорового образа жизни - Республика Саха (Якутия), в накопленном опыте телемедицины - штат Аляска (США) и др.

С конца 90-х годов Северным Форумом предпринимаются попытки налаживания диалога представителей власти и деловых кругов северных регионов. С этой целью впервые в июне 1999 г. в период работы шестой Генеральной Ассамблеи в г.Рованиеми (провинция Лапландия, Финляндия) была проведена бизнес-конференция. В рамках конференции работали два семинара: международное финансирование и развитие туризма на Севере. Результатом работы конференции стало принятие резолюции Северного Форума о принципах организации туризма на Севере.

В последующие годы представители деловых кругов из Финляндии, США и России стали пополнять ряды членов Северного Форума в статусе партнера, что в дальнейшем вызвало дискуссию об идее объединения Торговых палат северных регионов, а также создания Делового Консультационного Совета Северного Форума по вопросам бизнеса [4: 154-156].

Инициативная группа по созданию Делового Консультационного Совета провела встречу в марте 2005 года в Москве и объявила о создании Делового Консультативного Совета Северного Форума. В связи с этим, Харбинская декларация в этом направлении подтвердила свою приверженность ранее принятым обязательствам и приняла решение: расширить работу по северному туризму, включая изучение возможностей, обучение, создание рабочих мест; расширить сферу деятельности Северного Форума по содействию торговле, деловым обменам и развитию партнерства между предпринимателями Севера; продолжать партнерство с бизнес-сообществом.

Таким образом, в настоящее время Консультативным Советом разрабатывается комплексный рабочий план, который подает в очередной раз надежды на оживление деловой активности предпринимателей северных регионов.

В целом, сотрудничество руководителей местных властей северных регионов позволяет сделать следующие выводы:

1) возможность организационно-технической кооперации на международном уровне удаленных друг от друга регионов, обеспокоенных идентичными проблемами;

2) вопросы северных регионов касаются не только местных властей, входящих в понятие арктические страны, но и северные территории таких государств, как Китай, Япония и Южная Корея;

3) заинтересованность руководителей местных властей в сотрудничестве как в способе обмена знаниями и опытом;

4) в рамках сотрудничества выявить и заявить проблемы северных территорий и обратить на них внимание международной общественности;

5) представители местных властей, в некоторой степени, выполняют посредническую роль в лоббировании интересов центральных властей своих стран;

6) остается надеяться на дальнейшее развитие сотрудничества деловых кругов и представителей местных властей, необходимое не только как инструмент продвижения проектов Северного Форума, а также реализации экономического потенциала бизнес-партнеров Северного Форума;

7) стоит все-таки отметить то, что сценарий развития сотрудничества региональных руководителей в данном регионе на сегодняшний день, в большей степени зависит от политической воли штата Аляска (США) и его положения в политике США, с одной стороны, а также активного участия представителей местных властей Канады, скандинавских стран и российских регионов, с другой стороны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Nothern Forum, Inc. Articles of Incorporation. Anchorage, Alaska on the 8th day of November, 1991.

2. State of Alaska. Department of Commerce and Economic Development Division of Banking, securities and Corporations. Certificate of Incorporation Nonprofit Corporation Nothern Forum, Inc. State of Alaska. November, 29,1991. 08-120N (Rev.9/88) 584 1M-4

3. Харлампьева Н.К. Участие Санкт-Петербурга в деятельности международной организации «Северный Форум» // Россия в глобальном мире Социально-теоретический альманах №8. Приложение к журналу для ученых «Клио». - С-Пб.: Нестор, 2005. -С.154-158.

4. Харлампьева Н. К. Развитие экономического сотрудничества между регионами-членами Северного Форума// Сборник выступлений и тезисов участников международной конференции «Проблемы и перспективы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - Якутск,2003. - С.154-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.