Научная статья на тему 'Возможности усиления и развития системы ЮНЕСКО'

Возможности усиления и развития системы ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
ЮНЕСКО (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И КУЛЬТУРЫ) / ЯКУТИЯ / РЕСПУБЛИКА САХА / СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ / М.Е.НИКОЛАЕВ / ФЕДЕРИКО МАЙОР / КОЛИН ПАУЭР / ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ЮНЕСКО / ФИДЖИП / АМСА / ПРОГРАММА АССОЦИИРОВАННЫХ ЭКСПЕРТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томский Григорий В.

Потребности современного производства и науки, бурное развитие транспорта и средств связи привели к невиданному расширению международных связей. Все активнее действуют на международной арене регионы и провинции Бельгии, Бразилии, Испании, Канады, Китая и других государств, ассоциации и неправительственные организации. В данной статье анализируется опыт работы автора в Штаб-квартире ЮНЕСКО в интересах Северного Форума и Якутии, описаны замеченные им возможности усиления и развития Системы ЮНЕСКО в интересах всех людей доброй воли и государств-членов ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности усиления и развития системы ЮНЕСКО»

ВОЗМОЖНОСТИ УСИЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЮНЕСКО

Профессор Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД g.tomski@gmail. com

Потребности современного производства и науки, бурное развитие транспорта и средств связи привели к невиданному расширению международных связей. Все активнее действуют на международной арене регионы и провинции Бельгии, Бразилии, Испании, Канады, Китая и других государств, ассоциации и неправительственные организации. В данной статье анализируется опыт работы автора в Штаб-квартире ЮНЕСКО в интересах Северного Форума и Якутии, описаны замеченные им возможности усиления и развития Системы ЮНЕСКО в интересах всех людей доброй воли и государств-членов ЮНЕСКО.

Ключевые слова: ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), Якутия, Республика Саха, Северный Форум, М.Е.Николаев, Федерико Майор, Колин Пауэр, формы сотрудничества неправительственных организаций с ЮНЕСКО, ФИДЖИП, АМСА, Программа ассоциированных экспертов.

Зарождение интереса Якутии к делам ЮНЕСКО

На учредительной сессии Национального Комитета Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО 23 февраля 1991 году интерес Якутии к ЮНЕСКО обьяснен и задачи Комитета были сформулированы Председателем парламента Михаилом Ефимовичем Николаевым следующим образом:

«ЮНЕСКО ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения и справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка и религии. В современном мире необходимы обширные контакты людей, организаций, народов во всех сферах, они особенно нужны на международном уровне. Конкретным шагом в этом направлении является учреждение Национального комитета Якутской-Саха ССР по делам ЮНЕСКО.

Уважая Устав ЮНЕСКО, мы согласовали с руководством Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО и с Министерством иностранных дел РСФСР свое решение о создании нашего Национального комитета и получили полную поддержку. Мы считаем, что образование такой структуры в Верховном Совете республики будет способствовать процессу культурного, в целом, духовного возрождения народов Якутии. Создание канала для связи по линии столь авторитетной всемирной организации, как ЮНЕСКО, дает основание надеяться, что развитие нашей культуры, языка, традиций и науки получит новый импульс.

Я здесь особенно хочу отметить участие в работе нашей сессии Председателя Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, Чрезвычайного и Полномочного посла, глубокоуважаемой Розы Исааковны Отунбаевой. Это дает нам основание надеяться на поддержку со стороны Национального комитета СССР наших усилий по установлению деловых связей с ЮНЕСКО ...

Мы почти отреклись от преклонения родной природе, святого чувства обожествленного отношения к старшим, к матери, добродушия, искреннего гостеприимства. Долгое время в забытьи оставалось устное и прикладное народное творчество, чуть было не предали забвению поистине памятник своей духовной культуры - Олонхо. Такому отношению к народной, национальной сокровищнице должен быть положен конец. Мы обязаны уберечь ее, приумножать, пропагандировать, создать условия для подлинного духовного возрождения народов Якутии. Это - во-первых

Во-вторых, республика, утверждая политическую и экономическую самостоятельность, выдвигая и решая многосложные социально-экономические задачи, устанавливая связи с зарубежными странами, испытывает определенные трудности в подборе компетентных кадров, способных вести работу на уровне современных мировых требований. Необходимо смело и умело использовать прогрессивные методы обучения, внедрить современные учебные программы в школах, вузах и училищах, техникумах.

Нужно также не откладывая, конкретно решать вопросы подготовки кадров, организации их учебы в зарубежных учебных заведениях, стажировки специалистов при различных иностранных фирмах, концернах и т. д. Здесь, думается, громаден потенциал ЮНЕСКО, и его следует использовать.

В-третьих, наша республика стоит перед угрозой экологических катастроф. Требуется коренным образом изменить отношение к природе, поднять культуру хозяйствования, покончить с потребительским подходом, на цивилизованный уровень поднять охрану окружающей среды, легко ранимой северной природы — этого нашего основного богатства. И при этом, мы могли бы к широкому участию и сотрудничеству привлечь экспертов и специалистов ЮНЕСКО.

Далее. Использование каналов ЮНЕСКО для широкого обмена в сфере образования, культуры и науки должно способствовать одновременно расширению экономических связей нашей республики с зарубежными странами.

Нам следует наладить широкую информацию наших научных работников, творческой интеллигенции, специалистов народного хозяйства, общественности республики о достижениях зарубежных стран в различных сферах деятельности, особенно, в области прикладных исследований, науки, разработки новых технологий. Надо учиться опыту передовых стран, смелее внедрять в республике то, что является достижением цивилизованного мира.

Только таким путем мы сможем решить задачи возрождения нашей республики.»

20 декабря 1991 года М.Е. Николаев был избран Президентом Республики Саха (Якутия). Председателем Национального Комитета по делам ЮНЕСКО Якутии стал Председатель Парламента Климент Егорович Иванов

По мере обобщения доступной информации о деятельности ЮНЕСКО и общении со специалистами Российской Комиссии по делам ЮНЕСКО определились основные принципы деятельности Национального Комитета.

Эти принципы были обобщены в моей записке к руководству республики в начале 1992 года:

«Информация играет основную роль в прогрессе знаний и в процессе принятия решений. Поэтому она уже давно рассматривается как не менее ценный ресурс, чем энергия или сырье. Исходя из ее решающего значения в политике, экономике, науке и технике, говорят, что современный мир движется к «информационному обществу», причем, самые передовые страны уже перешли от индустриального общества к информационному.

Поэтому главным направлением сотрудничества с ЮНЕСКО является получение наиболее ценных видов этого ресурса — информации о самых передовых методах образования, о наиболее рациональных способах организации научных исследований и внедрении их результатов.

Национальный Комитет призван обеспечить получение такой информации из ЮНЕСКО, ее адаптацию к условиям республики, должен выработать рекомендации по наиболее эффективному «экспорту информации». Он должен обеспечить участие лучших интеллектуальных и творческих сил республики в создании достойного образа Якутии и ее народов на международной арене.

Национальный Комитет мог бы подготовить к печати монографии или сборники научных трудов по использованию мирового опыта и разработок специалистов ЮНЕСКО, например, по следующим темам:

1. Развитие системы образования в Якутии.

2. Оптимальная стратегия действий по компьютеризации республики.

3. Социальная и культурная политика.

Пропаганду нашей самобытной культуры, литературы и искусства невозможно успешно проводить без учета вкусов и взглядов зарубежной публики

и читателей, без предварительной подготовки представителей средств массовой информации и специалистов.

Критерием подлинного успеха должны быть не только выдержки из отдельных публикаций зарубежной прессы, но и валютный доход от гастролей и выставок, тиражи изданий наших авторов. Было бы чрезвычайно важно привлечь внимание к якутской тематике крупных деятелей культуры и искусства других стран. Таким образом, и в области культурных обменов информация играет важную роль.

Важным направлением деятельности представляется публикация статей членов Национального Комитета в изданиях ЮНЕСКО, опубликование произведений ученых и политических деятелей республики за рубежом, издание на иностранных языках отдельных наиболее важных произведений руководителей республики и ведущих ученых в Якутии с последующим их распространением за рубежом.

Представляется оптимальной следующая схема деятельности Национального Комитета. Председатель Комитета осуществляет идейное руководство его работой, определяет наиболее важные направления деятельности, решает важнейшие организационные вопросы. Сопредседатель руководит всей текущей работой. Бюро контролирует работу Национального Комитета. Члены Бюро:

1) министр народного образования решает все организационные и финансовые вопросы, связанные с реализацией программ в области образования;

2) министр культуры решает все вопросы, связанные с реализацией программ в области культуры;

3) председатель Госкомитета по науке и технике решает все вопросы, связанные с финансированием научных программ;

4) министр внешних сношений решает вопросы координации деятельности за рубежом и ее финансирования.

Секретариат организует и активно участвует в текущей работе Национального Комитета. Основной деятельностью специалистов секретариата должно быть личное участие в подготовке отчетов и изданий Национального Комитета, переводческая работа, деятельность по организации ассоциированных школ и клубов ЮНЕСКО, поддержание связей с другими международными организациями.

Реализацией конкретных проектов должны, в основном, заниматься инициаторы этих проектов. Освобождение работников секретариата от рутинной работы будет способствовать быстрому повышению их квалификации.

Членами Национального Комитета могут быть деятели образования, науки и культуры, способные внести реальный вклад в решение его задач и желающие активно участвовать в его работе. Это должны быть специалисты, способные

творчески осмыслить и использовать результаты исследований специалистов ЮНЕСКО в условиях Якутии, имеющие широкие международные связи; эксперты по народному образованию, науке и культуре Якутии; организаторы ассоциированных школ и клубов ЮНЕСКО.»

Летом 1991 года по предложению Национальной Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, был объявлен конкурс на должность эксперта ЮНЕСКО от Якутии и я победил в этом конкурсе. Большую роль в этом успехе сыграло то, что в молодости я прошел десятимесячную научную стажировку в Парижском университете Дофин, как один из победителей Всесоюзного конкурса молодых ученых, и имел обширные международные научные связи. Парламент республики издал постановление считать меня Постоянным представителем Якутии в штаб-квартире ЮНЕСКО. После всех процедур и согласований, 19 июля 1992 года я прилетел в Париж. »

Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже

Начало работы в ЮНЕСКО

20 июля 1992 года я подписал договор с заместителем Генерального директора по образованию Колином Пауэром и стал Почетным консультантом Сектора образования ЮНЕСКО.

united nations educational, scientific ana cultural organization ' pli^c organisation des nations unies pour l'éducation, la science et la culture /«^/i . organización de las naciones unidas para la educación, la ciencia y la cultura

7, place de Fontenoy, 75700 PARIS

The Director-General

-- fetr ^r

telephone: national (I) 45.6«.lO.üt)

international + (33.1) 45.68.10.00 telegrams: Unesco Paris telex: 204461 Paris 270602 Paris telefax: 45.67.16.90

reference: DG/92/188

15 May 1992

Dear Professor Tomski,

I am very appreciative of the interest you have shown in co-operating with UNESCO in the field of science. I have noted in particular that you could be of great assistance to us in our reflection on ways of strengthening the development of the scientific community in the new republics deriving from the former USSR and on the cultural and educational issues facing small and medium-sized states.

I would therefore be very glad to be able to call on your advice as an honorary Consultant to the Secretariat and, more particularly, to its Education Sector. ^

--'l/t ju{

I would be grateful if you would inform your government accordingly, while I for my part am requesting my services,^ in liaison with Ambassador Lomeiko, Permanent Delegate of the Federation of Russia to UNESCO, to work out the practical details of this collaboration.

Yours sincerely,

Federico Mayor

Professor G. Tomski

c/o H.E. Ambassador V. Lomeiko

Permanent Delegate of the

Federation of Russia to UNESCO UNESCO House

Письмо Генерального директора ЮНЕСКО

В этом контракте и письме Генерального директора Федерико Майора, полученном еще в Якутске, были поставлены следующие задачи:

1. Поиск путей увеличения эффективности взаимодействия с ЮНЕСКО малых и средних государств, включая новые республики, образовавшиеся на территории бывшего СССР, и написать отчет.

2. Участвовать в работе Сектора образования по математическому и компьютерному образованию.

По контракту я становился международным чиновником и обязывался «не выполнять инструкции любого правительства и любого руководства вне ЮНЕСКО». Эти требования являются категорическими и выполняются неукоснительно. Поэтому я тоже должен был серьезно задуматься над своей рабочей программой и решил действовать следующим образом:

1) Изучить труды и документы ЮНЕСКО по всем направлениям его деятельности. Отправлять наиболее интересные материалы в Якутск для углубленного изучения членами Национального Комитета и практического использования.

2) Побеседовать и установить прочные контакты со специалистами всех основных подразделений Секретариата, решать вопросы, связанные с предложениями и проектами Национального Комитета.

3) Ознакомиться с работой Международного института планирования образования ЮНЕСКО (МИПО).

4) Получить представление о деятельности ассоциированных с ЮНЕСКО международных неправительственных организаций.

5) Подготовить предложения по увеличению эффективности взаимодействия с ЮНЕСКО Республики Саха, что могло бы быть использовано и новыми республиками на территории бывшего СССР

6) Разобраться в деятельности ЮНЕСКО в области математического и компьютерного образования, апробировать свою Систему ДИП, представляющую совокупность методов раннего приобщения детей к интеллектуальной и творческой деятельности.

7) Подготовить предложения о развитии внешних связей Республики Саха.

Проштудировав более 15 000 страниц публикаций и документов ЮНЕСКО и установив контакты с более чем 100 его сотрудниками, пришел к следующим выводам (текст написан в 1993 году):

1) В ЮНЕСКО стекается и накоплена богатая и ценная информация, для оперативного получения которой необходимо создать эффективные каналы связи. Первичную обработку и отбор информации проводить в Париже, для углубленного изучения и использования в Якутске необходимо использовать как можно более широкий круг специалистов и ученых.

2) С учетом мирового опыта можно завершить создание обоснованной концепции развития Якутии, для этого надо организовать в Париже научно-практические семинары и круглые столы с участием руководителей Республики Саха, ученых, деловых людей и международных экспертов.

3) При методической помощи ЮНЕСКО приступить к созданию сети биосферных заповедников.

4) В 1993 году, объявленном ООН Годом коренных народов, можно было бы грамотно решить правовые вопросы, связанные с народами Крайнего Севера.

Среди сотрудников ЮНЕСКО много профессоров, бывших сотрудников других учреждений системы ООН, международных банков, межправительственных организаций. Наибольший интерес представляют программные специалисты высших категорий Р-4, Р-5 и директора программ. Программный специалист является экспертом высокого класса, имеет координаты всех ведущих экспертов в своей области и лично знаком с большинством из них. Он организует конференции и семинары, издает труды и сборники трудов экспертов, ищет источники финансирования внебюджетных программ. Все это требует интенсивной переписки, большого количества рабочих совещаний, согласования многих вопросов со специализированными службами. Поэтому его называют еще «администратором программ».

В настоящее время из-за резкого уменьшения бюджета ЮНЕСКО происходит снижение эффективности действий программных секторов и ведется политика к поощрению внебюджетных проектов, сокращения кадров. В связи с этим руководство ЮНЕСКО проявляет определенный интерес к Республике Саха.

После ухода на пенсию программного специалиста Джакобсона, его вакансия сокращена и на меня возложена функция куратора программ математического образования, кроме того, участвую в Международном проекте развития научной и технологической культуры для всех.

Если Секретариат ЮНЕСКО является громоздким бюрократическим учреждением, то МИПО является небольшим научным учреждением и центром повышения квалификации. Наибольший интерес для нас представляют три направления его деятельности:

1) Исследования по высшему образованию: планирование высшего образования и связанные с этим исследования по планированию человеческих ресурсов и стратегии развития.

2) Исследования по научному и технологическому образованию, в частности, по современным дистанционным методам обучения с обобщением опыта Австралии, Канады и других стран с малой плотностью населения.

3) Ежегодные курсы повышения квалификации с 30 слушателями из развивающихся стран, руководителями отделов планирования министерств образования и вузов, владеющими свободно французским или английским языками.

Изучение деятельности системы ЮНЕСКО и работа в его Секретариате убеждает в необходимости использования наиболее эффективным образом возможностей этой организации, которая рассматривается многими членами-государствами как «окно в мир». Решая принципиальные вопросы сотрудничества в установленном порядке по линии Российской Комиссии по

делам ЮНЕСКО — Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО — Секретариат ЮНЕСКО, необходимо создать механизм оперативного получения информации, решения технических вопросов и эффективного взаимодействия с программными специалистами.»

Одним из таких каналов стала французская ассоциация «Комитет программ сотрудничества с Республикой Саха (КПСРС), созданная по моей инициативе. Председатель Парламента Республики Саха и Председатель Национального Комитета по делам ЮНЕСКО Климент Егорович Иванов находился с 24 мая по 1 июня 1993 года в командировке во Франции и ЮНЕСКО и стал членом КПСРС (по праву своего положения).

Борисов Б.А., Посол Ломейко В.Ю., Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО профессор Колин Пауэр, Председатель Парламента Якутии Иванов К.Е.

Итоги командировки К.Е.Иванова:

1) Подписан Меморандум о соглашении между ЮНЕСКО, Российской Федерацией, Национальным Комитетом Республики Саха по делам ЮНЕСКО...

2) В беседе с Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором дана информация о работе Национального Комитета Республики Саха по делам ЮНЕСКО, сделано приглашение посетить Якутию в удобное для него время. При встрече присутствовали: Заместитель Генерального директора по образованию К. Пауэр, Посол России при ЮНЕСКО В.Б. Ломейко, профессор Г.В. Томский.

3) Достигнута договоренность с руководителем секции репрезентативных произведений ЮНЕСКО господином Ф. Аниса об ускорении работы над переводом на английский язык олонхо «Ньюргун Боотур» и издании в будущем перевода на французский язык за счет ЮНЕСКО.

4) Во время встречи с Послом Российской Федерации при ЮНЕСКО Владимиром Борисовичем Ломейко подведены итоги деятельности Национального Комитета Республики Саха по делам ЮНЕСКО.

Посол отметил, что создание по инициативе М.Е. Николаева в феврале 1991 года Национального Комитета было дальновидным и мудрым шагом. Благодаря активной деятельности Комитета, высокой квалификации и авторитету эксперта Г.В.Томского, успешно представляющего республику в Секретариате ЮНЕСКО, поддержке со стороны Правительства и общественности, в настоящее время сотрудничество Национального Комитета с системой учреждений ЮНЕСКО выходит на качественно более высокий уровень. После этого визита был утверждено новое описание поста в ЮНЕСКО:

UNESCO

UNESCO form 283 А (iv.91)

POST DESCRIPTION

"(Professional posts and higher category)

SECTION A: May be drafted by the incumbent of the post, subject to supervisors'approval

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. identification and organizational aettincr of the post

1.1.Post № 1.2.Present grade of post 1.3-Present title of post

P-5 Conseiller pour l'éducation mathématique

1.4.Status

Occupied j-^. Vacant q New j Projected creation j—j

1.5.Name of incumbent, if any M. Grigori 1С1УБКГ

For use of PER/СЪА only Date post description received

Approved title

New Classified grade

DUTIES AND RESPONSIBILITIES

Sous l'autorité du Directeur de la Division de la Rénovation des Prcgranres et des Structures de l'Education et la si^ervisicn du Chef de la Section de 1 'Biseignecrent des Sciences et de la Technologie :

1. Participer en tant que spécialiste en matière de mathématiques aux activités de la Section, not^rment à travers:

- Contribution au développement des grands concours internationaux "Kangourou sans frontières" et "Problèmes mathématiques des JTP";

- Promotion de la méthode de développement de la créativité des élèves basée sur les Jeux Intellectuels de Poursuite (JTP);

- Exécution des carposantes mathématiques prévues dans les activités sous l'égide du Projet 2000+;

- Assistance dans les initiatives prises vis-à-vis de la réforme et du développement des programmes des mathématiques et de la physique au niveau secondaire;

2. liaison avec les Secteurs des Sciences, des Sciences Sociales et de la Culture:

- Ccntrituer à l'élaboration des programmes de l'Académie du Forum Nordique dans le domaine de l'éducation scientifique et technologique;

- Suivre les activités de la Décennie internationale des peuples autochtones dans le domaine des mathématiques et des scieices.

3- Entreprendre toute autre tâche relevant des activités de la Division confiées par le Chef de la Section ou le Directeur de la Division.

APPROX. % MULTIPLE 5

60?

В Календарь памятных дат ЮНЕСКО 1993 года было включено 100-летие со дня рождения якутского ученого, поэта и государственного деятеля Платона Алексеевича Ойунского. Я предложил Правительству Республики Саха (Якутия) следующий план празднования этого юбилея во Дворце ЮНЕСКО в Париже:

- Проведение серьезной юбилейной конференции с участием якутской делегации, представителей ЮНЕСКО, французских членов КПСРС (Комитета программ сотрудничества с Республикой Саха).

- Демонстрация хорошего фильма о якутской культуре на английском языке в кинозале ЮНЕСКО для сотрудников ЮНЕСКО, членов КПСРС и другой отобранной публики, с максимальным приглашением представителей средств массовой информации, издателей, продюсеров и режиссеров кино и телевидения. После этого, в этом же зале небольшой концерт варганной музыки и исполнителей героического эпоса олонхо.

- После этого мероприятия - вернисаж выставки о Якутии с дегустацией якутских блюд, полезными творческими и деловыми контактами.

Основной целью мероприятия должна была стать достижение как можно большего медиатического эффекта и инициирование перспективных проектов творческого, научного и делового сотрудничества. Поэтому упор в проекте был сделан на качественный состав делегации при минимизации ее численности, то есть на максимизацию эффекта при минимизации затрат. Руководители Республики Саха положительно отнеслись к этому предложению и я начал с сентября подготовку, прежде всего, работу с представителями СМИ.

Однако Президент М.Е. Николаев в конце октября неожиданно решил, что он прилетит в Париж чартерным рейсом концерна «Сахаавиа» 4 декабря 1993 года с министрами и большой делегацией и вылетит обратно в Якутск в ночь с 7 на 8 декабря, после Большого концерта мастеров искусств и детских коллективов Якутии во Дворце ЮНЕСКО, а также прощального ужина в Посольстве России во Франции. При этом он попросил организовать встречу не только с Генеральным Директором ЮНЕСКО, но и с Жаком Шираком, а также перенести на этот срок открытие передвижной европейской выставки «Мамонты Сибири». Разумеется, должны были быть организованы юбилейная конференция и выставка. За 40 дней надо было решить огромное количество организационных вопросов.

К подготовке мероприятия сразу подключился Посол России при ЮНЕСКО, бывший федеральный министр Михаил Александрович Федотов, которому, в частности, удалось уладить вопрос насчет большого зала ЮНЕСКО. При обсуждении повестки встречи с Генеральным директором ЮНЕСКО я заявил Х.Годике, руководителю секции отношений со странами Европы и Северной Америки, что речь будет идти об отношениях организуемой в это время Академии Северного Форума с ЮНЕСКО.

В процессе подготовки этого мероприятия несколько раз менялся состав культурной делегации, поэтому было бы сложно и несолидно менять визовое приглашение, если бы оно делалось со стороны ЮНЕСКО. Поэтому приглашение было сделано от имени ассоциации КПСРС (Комитет программ сотрудничества с Республикой Саха).

Создание Международной федерации ФИДЖИП

В 1993 году в Якутск на конференцию ЮНЕСКО по образованию приехал Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по образованию Колин Пауэр. Во время этой командировки он познакомился с изобретенной мною развивающей игрой ЖИПТО и ее использованием в школах в качестве стимулятора различных видов творчества. В том же году по его предложению я создал и возглавил Международную федерацию по этой игре — ФИДЖИП.

Колин Пауэр (второй слева) со своим помощником Ганс Риссом, Томский Г.В. (справа) и Вице-премьер Якутии Корякин К.К. (1993)

ФИДЖИП является международной научной, культурной, образовательной и спортивной ассоциацией, работающей в тесной связи с ЮНЕСКО. Ее деятельность способствует реализации программ развития образования и других программ ЮНЕСКО.

Как культурная и спортивная ассоциация, ФИДЖИП развивает и пропагандирует Искусство ЖИПТО и организует Фестивали ЖИПТО с международными турнирами, выставками, играми- спектаклями и другими зрелищными мероприятиями. Как международная сеть научных работников, ФИДЖИП координирует математические, педагогические и психологические исследования по теории ЖИПТО и внедрению его в образование, ведущиеся во многих университетах.

ФИДЖИП принимал участие в организации во Франции и Европе многочисленных мероприятий: международных турниров, конференций и семинаров, фестивалей и международных выставок, научных и языковых стажировок, культурных обменов между Парижем и Якутией (между которыми был заключен договор о культурном сотрудничестве).

Чтобы грамотно организовывать сложные международные мероприятия, счел необходимым получить дипломатическое образование в Парижской международной академии и углубленное высшее образование в области международного права и экономики на юридическом факультете Парижского университета Декарт.

После этого многоопытный дипломат Борис Александрович Борисов, работавший долго начальником отдела международных организаций департамента кадров МИД СССР, сказал, что людей с таким углубленным международным образованием мало и в МИД Российской Федерации.»

Решение о создании ФИДЖИП было опубликовано в Journal Officiel de la République Française, n°50 от 15 декабря 1993 года, информация об этом распространялась по каналам ЮНЕСКО на английском, русском, французском, испанском и арабском языках.

15Е5Е5Е5ЕБЕ5Е5ЕБЕ5Е5Е1

Герб ФИДЖИП

Fédération internationale du système JIP (FIDJIP)

The "Système JIP" is a set of different techniques for encouraging the creativity of infants from 4-6 years, children, and adolescents by way of a variety of educational games (jeux intellectuels de poursuite: JIP). The seven main components of the system include o making the pieces and boards using

local traditional techniques o developing creativity by designing and building pieces and boards, both mechanical and electronic o involvement in the organisation of competitions to perfect the skills of organisation and public speaking o analysis of game positions and strategies by elementary mathematical methods

For further information, write to Prof Grigori Tomski

UNESCO ED/PE, 7 place de Fomenoy, 75352 Paris, France

FIDJIP calls mathematics teachers

The Fédération Internationale du Système JIP (FIDJIP), formed through the initiative of UNESCO and its Project 2000 + Secretariat for the development of scientific and technological literacy for all, invites secondary school mathematics teachers to join in its work. FIDJIP plans seminars and conferences on its system for such teachers.

For further information, please contact Professor Grigori TOMSKJ (see above)

Fédération internationale du svstème JIP (FIDJIP)

Le "Système JIP" est un ensemble de techniques visant à encourager la créativité des enfants d'âge préscolaire de 4 à 6 ans. des enfants d'âge scolaire et des adolescents à l'aide de toute une série de jeux éducatifs (jeux intellectuels de poursuite : JIP). Les sept principales composantes de ce système incluent les éléments suivants :

• fabrication de pièces et de planches à l'aide de techniques locales traditionnelles ;

• développement de la créativité par la conception et la fabrication de pièces et de planches, mécaniques et électroniques ;

• participation à l'organisation de concours pour perfectionner les techniques d'organisation et d'expression orale ;

• analyse des positions et stratégies de jeu, à l'aide de méthodes mathématiques élémentaires.

Pour plus de renseignements, s'adresser à :

Professeur Grigori TOMSKI

UNESCO ED/PE

7 place de Fontenoy

75352 Paris (France)

Télécopieur : (33 1)45 65 94 05

La FIDJIP lance un appel aux professeurs de mathématiques

La Fédération internationale du système JIP (FIDJIP), créée à l'initiative de l'UNESCO et du secrétariat du Projet 2000+ pour promouvoir la culture scientifique et technologique pour tous, invite les professeurs de mathématiques de l'enseignement secondaire à participer à ses travaux.

La FIDJIP prévoit d'organiser des séminaires et conférences sur son système à l'intention de ces enseignants.

Pour de plus amples informations, veuillez contacter M. Gregori Tomski (voir ci-dessus ).

Об Академии Северного Форума

В ноября 1993 года в Париж был командирован профессор Р. М. Скрябин для работы со мной над проектом устава Академии Северного Форума, решение о создании которой было принято руководством Северного Форума — ассоциации регионов Крайнего Севера.

Обсуждение устава Академии Северного Форума продолжилось во время Совещания экспертов в Норвегии (Осло — Трондхейм — Тромсо) с 25 апреля по 1 мая 1994 года.

Во время совещания экспертов в Норвегии

В начале 1997 года было принято решение сосредоточиться на усилении связей между ЮНЕСКО и Северным Форумом, в особенности, с Академией Северного Форума. В марте в качестве Первого Вице-президента Северного форума М.Е. Николаев написал об этом Генеральному Директору ЮНЕСКО и я начал действовать в этом направлении. В августе Михаил Ефимович был избран Президентом Северного Форума. В книге Для будущих поколений написано об этих событиях:

«Еще в декабре 1993 года идею о создании такой Академии я обсуждал с Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором, Мы пришли к полному взаимопониманию, что Академия Северного Форума должна стать международной организацией северных регионов в области науки, образования и культуры. После создания Академии и моего избрания Президентом Северного Форума мы подписали соглашение о сотрудничестве между ЮНЕСКО и Академией Северного Форума в следующих направлениях:

— проблемы коренных народов и окружающей среды;

— образование для всех на Севере;

— стратегии научного и технологического развития;

— проблемы коммуникации;

— культурное наследие.

Координация сотрудничества между ЮНЕСКО и Академией Северного Форума возложена на нашего эксперта в Секретариате ЮНЕСКО, профессора Г.В.Томского, высококвалифицированного специалиста по теории управления, математическому моделированию, международным отношениям и международному праву. Он начал реализацию идеи создания Парижского Центра Академии, призванного ускорить вхождение Академии Северного Форума в мировое научное пространство. » ([1], с. 72).

Подписание описанного соглашения произошло в упрощенной форму ввиду сложившихся особых отношений между ЮНЕСКО и Якутией, а также благодаря тому, что М.Е.Николаев в это время был Президентом международной организации (Северного Форума).

The Director-General

JUL 1997

Sir,

Thank you for your letter of 14 March 1997, reference 01-22, which Ambassador Fedotov, Permanent Delegate of the Russian Federation to UNESCO, was kind enough to forward to me concerning co-operation between UNESCO and the Northern Forum.

I share your wish to develop co-operation between UNESCO and the Northern Forum and think it can be strengthened in all fields of common interest. Taking into consideration the recommendations of the First International Conference of the Northern Forum Academy, held in June 1996 in Yakutsk, I propose to extend UNESCO's co-operation to the Northern Forum Academy in the following fields:

Problems of the indigenous population and the environment Education for All in the Northern regions Scientific and technological-development strategies Communication Cultural heritage

Mr Mikhail Nikolaev

President of the Sakha Republic (Yakutia) First Deputy Chairman of the Northern Forum

Yakutsk 677022 Russian Federation

31

DG/16.1.6/97/572

> > > >

Заметим, что после моего ухода из Секретариата ЮНЕСКО активность Северного Форума, отданной на руки чиновников, по справке Википедии: « снизилась, появились долги и понизилось членство. В связи с этим, Основной Секретариат был перенесен с 2013 года вновь в Республику Саха (Якутия), г.Якутск, где работает и поныне. В течение председательства Республики Саха (Якутия), организация встала на курс восстановления - были погашены все долги, активизировалась работа по проектам, увеличилось членство регионов и бизнес-партнеров.» (2019). Это подтверждает и просмотр сайта самой организации. Жаль, что руководство Академией Северного Форума не было доверено яркому ученому с хорошими международными связями. Поэтому шанс превращения этой организации в один из близких к ЮНЕСКО эффективных научных сетей к сожалению не был использован.

О Международном движении коренных народов

В документе Политика ЮНЕСКО по взаимодействию с коренными народами (201 ЕХ/6, 24.03.2017) говорится :

«1. Представители коренных народов проживают во всех регионах мира и владеют, занимают или пользуются примерно 22% глобальных земельных площадей. Коренные народы, численность которых составляет по крайней мере 370 млн., «признаются в качестве хранителей основной части биологического, культурного и языкового многообразия планеты».

3. Взаимодействие ЮНЕСКО с коренными народами осуществляется в соответствии с ее миссией по содействию миру путем поощрения межкультурного диалога и укрепления роли образования, науки, культуры, коммуникации и информации в достижении устойчивого развития. В рамках своих программ ЮНЕСКО решает ряд ключевых проблем коренных народов: языки, находящиеся под угрозой исчезновения, предоставление образования на родном языке, образование в целях устойчивого развития, использование знаний коренных народов при принятии решений по научным и экологическим вопросам, культурное многообразие и создание основанного на знаниях общества. В мандате ЮНЕСКО эти вопросы имеют сквозной характер и требуют применения межсекторального подхода.»

В связи с этим опишу свои действия в этом направлении.

С 25 по 25 июля 1994 года я принимал участие в работе 12-й сессии Рабочей группы ООН по коренным народам. Собралось 450-500 участников, половина которых состояла из представителей коренных народов, были представители государств с большим количеством коренных народов, разных европейских и других ассоциаций, журналисты.

Основными чертами, отличающими коренные народы от других меньшинств, являются:

— происхождение от древнего населения рассматриваемого региона;

— особая духовная связь с землей предков, которую они считают коллективной собственностью своего народа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому ясно, кого называть коренными народами Америки и Австралии, Океании, Крайнего Севера и Сибири. В некоторых странах, как Перу и Гватемала, примерно половина жителей состоит из представителей коренных народов.

Процитирую страницы книги Для будущих поколений, в которой от имени М.Е.Николаева излагаются события, прошедшие во время этой сессии, и одобренные им идеи об оптимальной организации взаимодействия этих народов с ООН, сформулированные мною в это же время ([1], с. 118-121):

«Для оперативного представления экспертов заинтересованным организациям ученые коренных народов, принимавшие участие в 12-й сессии рабочей группы ООН по коренным народам (Женева, июль 1994 года) решили создать ассоциацию, объединяющую региональные сети ученых этих народов, называемую Всемирная ассоциация ученых коренных народов (АМСА). Основной целью АМСА является выработка рациональных стратегий и проектов развития, позволяющих коренным народам улучшить качество своей жизни без ущерба для окружающей среды. Они должны сохранить свою самобытность, не отказываясь от достижений социального, экономического и политического прогресса.

В настоящее время существует большое количество международных ассоциаций коренных народов: Всемирная ассоциация коренных народов, Всемирный совет коренных народов, Фонд Ригобета Менчу, Международная организация развития коренных народов и т. д. Мы не видим ни одну из этих ассоциаций представляющей, например, нашу точку зрения перед ООН и международным сообществом. Вместе с тем, без создания достаточно легитимной, представительной международной организации невозможно конструктивно урегулировать проблемы коренных народов.

На мой взгляд, идеальным вариантом является создание Всемирной ассоциации парламентариев коренных народов (АМПА). Нами разработан проект устава этой организации. АМПА, состоящая из демократически избираемых представителей законодательной и, в некоторых случаях, исполнительной власти автономных территорий коренных народов, станет по своему составу наиболее представительной организацией коренных народов.

Поэтому АМПА могла бы быть признана ООН в качестве главного партнера в переговорах по политическим вопросам, например, для быстрого завершения переговоров по тексту Декларации о правах коренных народов и ее утверждения, контроля исполнения.

При этом АМПА должна сотрудничать с АМСА, которая должна постепенно заработать имидж ассоциации компетентных и объективных экспертов международного класса.

Эксперты коренных народов могут выработать новые концепции богатства и процветания, позволяющие улучшить качество жизни благодаря изменению стиля жизни. Эта идея должна найти отражение в новых показателях устойчивого развития. Нужно также выделить и широко использовать показатели бедности и уязвимости, способные помочь выявить возникающие проблемы, привлечь внимание общества, оценить эффективность различных решений.

Сегодня ясно, что решение экологических проблем территории неотделимо от культурных ценностей его населения. Здесь Западу есть чему научиться у коренных народов, имеющих особые кодексы отношений с природой. Можно было бы возложить на них, по опыту Якутии, задачу сохранения природы на огромных еще не тронутых пространствах. Охрана окружающей среды должна стать областью эффективного сотрудничества между государствами и коренными народами.

АМПА и АМСА могли бы составить основу Постоянного Форума коренных народов, создание которого предусмотрено решением Генеральной Ассамблеи ООН от 23 декабря 1994 года. Только на такой основе Форум сможет эффективно исполнять ожидаемые от него функции:

— обеспечить участие коренных народов в принятии решений в системе

ООН;

— консультировать органы и учреждения системы ООН по вопросам развития здравоохранения, охраны окружающей среды и культуры коренных народов;

— способствовать защите прав коренных народов, включая контроль над применением Декларации о правах коренных народов;

— установить диалог с государствами, вести исследования и другую деятельность в области общих интересов.

Не в интересах ни ООН, ни государств-членов, ни коренных народов создавать Постоянный Форум с такими задачами другим, менее естественным путем, что привело бы к рождению еще одного ничего не решающего органа. »

Создание АМСА происходило следующим образом. 27 июля перед входом в зал Дворца Наций, в котором шла сессия Рабочей группы ООН по коренным народам я поставил стол с надписью «Регистрация ученых коренных народов» и вместе с профессором В.А. Роббек, директором Института проблем малочисленных народов Севера из Якутска, составил список из 37 участвующих в сессии ученых из числа коренных народов. Эти ученые были в большинстве своем из Российской Федерации: депутаты Государственной думы и Совета Федерации, региональных парламентов, преподаватели вузов и сотрудники

научных учреждений. Среди индейцев, эскимосов и других представителей зарубежных коренных народов, участвующих в сессии, было очень мало ученых.

29 июля состоялось организационное собрание, где после оживленного обсуждения было решено организовать АМСА / AMSA (Всемирную ассоциацию. ученых коренных народов / Association Mondiale des Scientifiques Autochtones) со следующим руководством:

- Профессор Григорий В. Томский (эксперт ЮНЕСКО), Президент АМСА:

- Доктор Александр А. Попов (координатор Сети ученых угро-финских народов), Генеральный Секретарь;

- Профессор Рево М. Скрябин (АДЕАН), Вице-Президент;

- Гордон Пуллар (Программа развития человеческих ресурсов коренных народов Аляски), Вице-Президент;

- Валерио Греффа (Сеть специалистов коренных народов Амазонии), Вице-Президент.

4-7 сентября 1994 года я ездил в Женеву с известным политическим деятелем Якутии Федотом Семеновичем Тумусовым (профессор, с 2007 года депутат Государственной Думы, член руководства партии «Справедливая Россия»). Он с интересом отнесся к идее создания АМПА и вступил в члены АМСА. 7 сентября мы посетили Дворец Наций в Женеве и подробно обсудили мои идеи с Жюлианом Бюргером, ответственным Программы по коренным народам Управления Высшего комиссара ООН по правам человека.

В беседе с Жюлианом Бюргером было признано целесообразным участие М.Е.Николаева в следующей сессии Рабочей группы ООН по коренным народам. Ввиду многочисленности участников регламент сессии предусматривал только выступления по 5 минут. Для Президента Якутии должно было быть сделано исключение, чтобы он мог выступить в течении 15 минут и официально обосновал оптимальность идеи создания АМПА / AMPA (Всемирной ассоциации парламентариев коренных народов / Association Mondiale des Parlementaires des Peuples Autochtones) и организовал после этого Учредительное собрание этой ассоциации с присутствующими на сессии депутатами и бывшими депутатами федеральных, национальных и региональных парламентов, членами Советов племен и другими избранными представителями коренных народов. Не было никакого сомнения, что Президентом-организатором АМПА должен стать Михаил Ефимович, бывший Председатель Парламента Якутии, всенародно избранный Президент Республики Саха (Якутия), самой большой в мире территории проживания коренных народов (якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей).

Письмо Генеральному директору ЮНЕСКО о создании АМСА:

Le 24 août 1994

Monsieur le Directeur général.

Comme vous le savez, en tant que seul spécialiste autochtone au Secrétariat de rUNESCO, j'entretiens les relations permanentes avec le Group du travail de l'ONU sur les populations autochtones, à Genève. J'ai d'ailleurs récemment assisté, du 25 au 29 juillet 1994 à la 12ème Session de ce Group. Cette manifestation a réuni plus de 200 autochtones des toutes les régions du monde: députés des parlements nationaux et régionaux, scientifiques, journalistes, responsables des ONG et de diverses associations.

Les coordinateurs des réseaux régionaux de scientifiques autochtones réunis à Genève à cette occasion ont décidé de créer L'ASSOCIATION MONDIALE DES SCIENTIFIQUES AUTOCHTONES (AMSA) qui rassemble tous les réseaux de scientifiques autochtones. L'assemblée constitutionnelle de cette association s'est tenue le 29 août 1994 et ses 30 membres-fondateurs ont nommé:

le Prof. Grigori V. Tomski. Président de l'AMSA

Dr Alexandre A. Popov, Coordinateur du Réseau des scientifiques

finno-ougriens, Secrétaire Général

Prof. Revo M. SKRYABIN (de l'Association des experts autochtones du Grand Nord),

Vice-Président

Gordon PLILLAR (du Programme du développement des ressources humaines des

autochtones d'Alaska). Vice-Président

Valerio GREFA (du Réseau des Spécialistes autochtones de l'Amazonie),

Vice-Président

L'AMCA doit entrer en fonction immédiatement et sera enregistré à Paris au cours de l'année 1994.

Via participation à la création de cette association découle de mes activités, telles qu'elle sont décrites dans ma description de poste. L'AMSA est dès maintenant en mesure de fournir aux organisations du Système des Nations LJnies tous les services des scientifiques autochtones hautement qualifiés. Elle pourra en outre permettre à l'UNESCO de participer de façon plus efficace à la Décennie internationale des populations autochtones, tout en minimisant le coûts engendrés par cette participation.

Monsieur Federico Mayor Directeur Général de l'UNESCO

- ?.

Les peuples autochtones possèdent actuellement un potentiel intellectuel et scientifique qui mérite d'être souligné. Malheureusement le public international n'entend pas encore leurs voix. En leur lieu et place, ce sont de nombreux spécialistes d'Europe et d'Amérique du Nord qui discutent de la situation des autochtones et qui expriment leurs propres idées et concepts sur l'avenir de ces peuples. De fait, la collaboration avec certaines de ces personnes présente même le risque de ternir l'image de l'UNESCO auprès des peuples concernés et des scientifiques compétents. Les spécialistes autochtones peuvent et veulent maintenant s'exprimer eux-mêmes. Plusieurs milliers de professeurs, d'instituteurs, de médecins, d'ingénieurs, de scientifiques d'un très haut niveau de compétences, de décideurs et d'hommes politiques autochtones sont en mesure de participer à l'analyse méticuleuse de tout problème concernant leur région et leur avenir.

Parmi les nombreuses activités prévues, l'AMSA pourrait, par exemple, effectuer pour l'UNESCO des études comparatives et organiser divers séminaires et conférences sur les thèmes suivants:

Les écoles autochtones en Amérique, Sibérie et Pacifique;

Les problèmes écologiques et populations autochtones;

Les stratégies du développement de la culture scientifique et technologiques pour les

peuples autochtones.

Dans le cadre de la participation de l'UNESCO à la Décennie internationale des populations autochtones, il serait, bien entendu, souhaitable qu'un quota de représentation pour les inte liée tue 1s autochtones - dans le "Courrier de l'UNESCO" et autres éditions - soit assuré, ainsi que la participations des membres de l'AMSA aux forums de l'UNESCO.

Je vous prie d'agréer, Monsieur le Directeur général, les assurances de ma respectueuse considération.

Для подготовки Учредительного собрания АМПА желательно было заранее определиться с кандидатурой Генерального Секретаря этой ассоциации, разумеется из числа авторитетных представителей зарубежных коренных народов. Поэтому я пригласил в Париж для переговоров гренландского министра, бывшего депутата Европарламента Финн Линге. Мы долго обсуждали мой проект 27 марта 1993 года во Дворце ЮНЕСКО. Линге выразил полное понимание и поддержку проекта, но не мог дать согласия на выдвижение своей кандидатуры на должность Генерального Секретаря АМПА, ибо по обычаю эскимосов он оказывается должен был получить согласие всех видных людей своего народа.

Grigori Tomski

Expert détaché par la

République Sakha auprès de l'UNESCO

ED/BAS

Тем временем идею АМПА понимали и поддержали депутаты или бывшие депутаты, являющиеся членами АМПА, в том числе В.Г. Алексеев, Кара-Кыз Д.Аракчаа, У.А. Винокурова, Е.П. Жирков, А.В.Кривошапкин, а также бывший Председатель парламента Якутии К.Е. Иванов и другие. К сожалению, не понимал очевидной важности сближения с ООН министр внешних связей В.П. Артамонов. Он считал, что М.Е. Николаев должен концентрироваться на отношениях с Жаком Шираком (ставшим Президентом Франции в мае 1995 года), королем Швеции (встреча с которым состоялась в ноябре 1993 года), с принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским (прилетавшим на своем самолете в Якутию в июле 1995 года), с Генеральным директором ЮНЕСКО, с президентами и другими руководителями «цивилизованных» стран (Японии, Австрии, Словении, Казахстана, Монголии и других), а не отвлекаться на движение «отсталых» народов. Вероятно, по этой причине М.Е. Николаев не приехал на сессию Рабочей группы ООН по коренным народам, проходившей 25-29 июля 1995 года.

Для Президента М.Е. Николаева создалась благоприятная ситуация для укрепления своего политического имиджа в связи с объявлением ООН Международного десятилетия коренных народов (1995-2005) и усилением международного движения в защиту окружающей среды. Но он не понял всего значения возможности сближения с ООН и поддался в этом вопросе влиянию скептиков, прежде всего Министра внешних связей В.П. Артамонова. Из-за его неприезда в июле 1995 года в Женеву, был потеряно ценное время. На сессии Рабочей группы ООН, я обнаружил почти полное обновление состава участников из числа коренных народов. Эти новые участники произносили свое 5-минутные речи примерно с теми же жалобами, как и участники прошлой сессии. Мне не было никакой необходимости выступать, ибо я всегда мог приехать в Женеву и разговаривать в случае необходимости часами с Жюлианом Бюржером, у которого, к тому же, была квартира в Париже и мы могли общаться и там. Все это укрепило меня в верности идеи организации АМПА (Всемирной ассоциации парламентариев коренных народов) и создании на его основе Форума коренных народов и неэффективности любого другого решения по созданию такого форума.

Поэтому с 1996 году мы с Министром охраны природы В.Г. Алексеевым стали подробно обсуждать, обмениваться полезной информацией и координировать свои действия. Это на некоторое время оживило интерес М.Е. Николаева к идее сближения ООН по моему сценарию. Но летом 1996 года он снова не приехал на сессию Рабочей группы ООН. Из Якутии были депутаты У.А. Винокурова и З.А. Корнилова. С Ульяной Алексеевной мы проинформировали ее знакомую Генриетту Рамуссен, бывшего министра образования Гренландии, прикомандированную в Женеву для работы в МОТ (Международной организации труда), о плане создания АМПА и предложили ей подумать о деятельности в качестве Генерального Секретаря этой организации.

Она с интересом, но со свойственной эскимосским деятелям нерешительностью, восприняла эту информацию.

Собрание АМСА во Дворце Наций в Женеве

К сожалению, в феврале 1997 во время встречи с Генеральным директором Европейского Бюро ООН Михаил Ефимович ничего не сказал об проекте АМПА и после этого мы прекратили участие в международном движении коренных народов.

Таким образом, ЮНЕСКО потеряло возможность поддерживать через АМСА плодотворные связи в области образования, науки и культуры с лидерами общественного мнения по крайней мере 370 млн. представителей коренных народов.

Однако, отношения ЮНЕСКО с Якутией продолжаются успешно, о чем свидетельствует следующее коммюнике.

СОВМЕСТНОЕ коммюнике

Президента Республики Саха (Якутия) Российской Федерации г-на Егора Борисова и Генерального директора Организации Объединенных Нации по допросам образования, науки и культура [ЮНЕСКО) г-жи Ирины ЁОИОВОЙ

21 апрылч 2%'А г Ь Москве :Российская Федерация] прошла £)СТр&ча Президента Рр^пубпи^и Саха (Якутля) РосдийсФедерации г-на Егора Борисов з с Генерал*чыч ДНАаягарОы ЮНЕСКО г-ис Л Ирине * Боковой Состоялся Ш1чД о шорный обмен ныеьиями ПО вопросам участи? РеспуЭлики Саха (Яку1ин) а реализации проектов И программ ЮНЕСКО. Участии <ц встречи ВЫСОКО Оценив достигнутый ураеень ззаинодеИС-0че| л Признавая необходимость продолжения мвивмкпн работы зо есех сфеза* ком потенции ЮНЕСКО, наметипи следук-дио ПрИОриг&тные Направления сотрудничества*« лариад О 2014 ПО 2020 год,Ь1

В области обра 10 ваНИН

- участие Республики С ЗУ а (Якутия; в Программе ЮНЕСКО "Образовании для все-ч»

- содействие внедрению на асеа уровнях СОйр^менныя информафюнно-«ОЫЧрт^йЦИМНЫх технологий в образов¡епьнь й процесс в целя* обеспечении ■■а^естеенчОпо образования

- сотрудничество по проектам * Развитие КОЧев-ыК Общинным шкал а северных рале чах Республики Сала (Якутия)» и «Учителя Арктики*.

- расширение ;итрудниче-£теа национальном, региональные, международном уровня/ я ранка л «Сети ассоцигроваины* школ ЮНЕСКО».

- поддержка раз&цтия систсмы технического у Профессиональней образована И обучения,

- содействие созданию В РеСпубпике Сама (Якутия) Международной арктической школы

-у^асие чафедры ЮНЕСКО Н1 Социальная и гуманитарная адаптация арктических регионов к измененияли климата* На базе Северо-ЕЭосгочного овдерапьчргр у^иаорсигвта им М К Аммесова в прое-тая I1 программа"»: ЮНЕСКО.

В Области мыуки и а краны окружающей СрОДЫ

- совместная работа по ¿садани биосферных резерватов на -еэритсоии Республики Сака (Якутия) и т послед/йщов включение вп Всемирную сеть &иосфернь:К резерва тов ЮНЕСКО.

-участие экспертов Республики Сака (Якутия) е проектах по ли*ии Мемиунарсдний грсхраммы по гвоиауцэу (МПГК);

■ Проведение исследований в области иа\чйнйЯ в.^Яния измененин климата на ледники. вечною тв^алшу, водные ресурсы, экиснстемы и б области предупреждения стикиПчЫ* бадетеиЛ,

В области социальных и гуманитарны* на^к

- сотрудничество в реализации Стратегу и ЮНЕСКО в отношении молодежи (2013-2С21 гг | к Прдгря.имы ЮНЕСКО ПЭ $иОЗТинй в РвспуБлике Сака (Якутия);

- продвимепие инициатив. чагравпЕчн.ык ча укрепление попити^и Приоби^ечия наиболее НЩИЦИЩЯЧНиж групп к социальной хсиэни. основачьои НЭ права* челоивка с учвтсм гЕцдерчрго фактора с целью устранения нЕразвнсгеа

И дискриминации

■ гродвижвниа межультурнппо диалога толерантчк-ти и паак^огюни мания для укрепления мира посреди вОч реализации Пиана действий Менздународнопо деаятилегия сбпинвчия культур (201 З-ЗГ-З? гг

-поддермка развития иациональ ных видса 2пср~а и традиции ни ых игр коренных народов Севера путем проведения чаучных исследсаэ^ий социаг^но-ЭкЗнсмическэгс ваздейстзия спорта и МАжДучарсдных спорт лвных мерогрнятии

В области культуры

реолиаоцип дипгосрач-шпо плоиз ^пэригля объекта ессглИрного -наследия «Природный парк «Ленские стопбы» Б том числа ппдребнай прдгрэммы Исследовании лосвкщеннык геоморфопсгкчаским и геологическим □ СобЕННсстям обеслечииающил нссбкодимыЕ научные знания дпп защиты и управления зги Мл ценными иэъея^аг/и в соствегст? ИИ с ЮРОМеЧийМИ Конвенции □б окрэне Всемирно ТО культурного и Прираднога наследия 1973 г и решением й сессии Комитета ассмир.чого наследия (г Сачкт'Петербург, 2012 г).

- участие народов Республ^и Сэ*а гЯкутия) и Омрачении мирного

и

Ассоциированные эксперты, консультанты и стажеры ЮНЕСКО

Таким образом, я имел в штаб-квапртире ЮНЕСКО статус выделенного Академией Северного Форума и Якутией эксперта (программного специалиста), но с лета 1998 года международная активность Якутии была замедлена в связи с финансовым кризисом и в начале 2000 года я попрощался с Правительством Якутии.

COMISSION OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR UNESCO NATIONAL COMMITTEE OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) FOR UNESCO

677011, Российская Федерация, г.Якутск, пр. Ленина, 30; тел.: (4! 12) 42 01 58; факс: (4112) 24 06 07; электронная почта: unesco@saha.ru 30, Lenin Ave., Yakutsk, 677011 Russian Federation; phone: (4112)42 01 58; fax: (4112) 24 06 07; e-mail: unesco@saha.ru

№ oSû/1 fy ¿'Л+л*^ 2000 r

ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ И ПОЛНОМОЧНОМУ ПОСЛУ, ПОСТОЯННОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ РОССИИ ПРИ ЮНЕСКО Е Ю СИДОРОВУ

Копия. И.о. ОТВЕТСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ЮНЕСКО Б.А. БОРИСОВУ

Уважаемый Евгений Юрьевич,

Профессор Г.В.Томский принял участие в совещании представителей Республики Саха (Якутия), состоявшемся 2-3 февраля с. г. под эгидой Министерства внешних связей республики, и выступил с информацией о своей деятельности в Секретариате ЮНЕСКО,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководство республики высоко оценило плодотворную деятельность проф. Томского. Достигнута договоренность о постепенном прекращении его деятельности в отделе образования Секретариата ЮНЕСКО в качестве координатора программы сотрудничества ЮНЕСКО и Академии Северного Форума.

В дальнейшем проф. Томский желает сконцентрировать свои усилия на развитии деятельности руководимой им Международной федерации ФИДЖИП. Распространение и развитие игры "Сонор" будет иметь несомненное позитивное значение в интеллектуальном развитии молодого поколения. В связи с этим, прошу Вас оказывать всемерное содействие проф. Томскому в его благородном стремлении.

Пользуясь возможностью, хотел бы подтвердить желание Национального комитета Республики Саха (Якутия) использовать различные формы сотрудничества с Секретариатом ЮЕСЕСКО, в том числе направление на краткосрочные стажировки (internships and fellowships ) специалистов из Республики Саха (Якутия), работающих в областях компетенции ЮНЕСКО. Хотелось бы обменяться с Вами мнениями по данному вопросу.

С уважением,

СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Таким образом, с 2000 года я получил разрешение на концентрации своих усилий на развитие деятельности ФИДЖИП и с 2005 года покинул ЮНЕСКО, чтобы полностью сосредоточиться на руководстве этой Международной федерацией, созданной по инициативе ЮНЕСКО.

Должность выделенного эксперта (expert détaché) дается только профессорам и другим высококвалицированным экспертом, способным занять посты программных специалистов класса Р-5, как в мое случае, или Р-4. Более распространенным является статус ассоциированного эксперта:

«Программа ассоциированных экспертов финансируется принимающими в ней участие странами и предназначена для молодых выпускников высших учебных заведений в возрасте до 32 лет, имеющих ограниченный профессиональный опыт. В настоящее время в этой программе принимают участие 15 стран, а именно: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Республика Корея, Швеция, Швейцария, Финляндия, Франция и Япония. Как правило, ассоциированные эксперты являются гражданами своих собственных стран, однако Нидерланды, например, выразили согласие финансировать должности ассоциированных экспертов для граждан развивающихся стран. По состоянию на 1 января 2001 г. в ЮНЕСКО работали 54 ассоциированных эксперта, из них 23 работают вне Штаб-квартиры и 31 - в Штаб-квартире.» (Документ 161 ЕХ/5, 18.05.2001)

Ассоциированные и выделенные эксперты получают содержание не только от правительств своих стран, но могут получать финансирование от регионов и неправительственных организаций, как в моем случае. Как правило, ассоциированные эксперты должны быть не старше 32 лет, начинают в первый год с должности программного специалиста Р-1, контракт может быть возобновлен один или два раза, что дает «молодым людям практический опыт, который может открыть им путь к карьере в Системе ООН или в других местах» ([2], с. 6). Приведем данные по источникам финансирования сотрудников ЮНЕСКО [5]:

UNESCO Staff by Funding Source {June 2018)

1. UNESCO Staff, by Category, Location and Funding Source

S11 on Regular eudget Sîafï on Extra-Budgetary Funds Total Staff % by Location

Dir. P NO GS Total Staff % Dir. P NO GS Total Staff %

HQ 34 396 - 361 791 75% 1 161 - 103 265 25% 1 056 49%

Field 30 1Ä4 89 274 577 77% 2 SO 59 48 169 23% 746 35%

Cat. 1 Inst - - - - - 9 152 17 176 354 100% 354 16%

Total 64 580 89 635 1 368 63% 12 373 76 327 788 37% 2 156 100%

As a! June 2018, 63% of UNESCO staff are on Regular programme funds. 37% are on posts funded by extra-budgetary sources.

В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже в настоящее время работают чуть более тысячи сотрудников, как видно из таблицы об общем их количестве сотрудников из того же источника:

UNESCO Staff by Grade (June 2018)

HQ % Field % Cat. 1 Inst. % Total Staff % by Grade

DDG/ADG a 39% - 1 11% S 0%

D-2 12 55% 6 27% 4 18% 22 1%

D-1 15 33% 26 58% 4 9% 45 2%

Total Drr & above Jevel 35 46% 32 42% 9 12% 76 3%

P-5 63 62% за 29% 12 9% 133 6%

P-4 134 54% 76 31% 37 15% 247 11%

P-3 laa 58% ез 26% 52 16% 323 15%

P-1/P-2 152 61% 47 19% 51 20% 250 12%

Total P Staff 557 58% 244 26% 152 16% 953 44%

N0 51а1Г - 148 90% 17 10% 165 3%

G S Staff 464 48% 322 33% 176 18% 962 45%

Total 1 056 49% 746 35% 354 16% 2 156

где: HQ - штаб-квартира в Париже, D — категория директоров и заведующих, Р — категория экспертов (программных специалистов), GS — технический и вспомогательный персонал.

Существует также статус консультанта ЮНЕСКО:

«2. Время от времени ЮНЕСКО нуждается в услугах специалистов, нанятых на временной основе, с тем, чтобы справляться с краткосрочными перегрузками в работе и обеспечивать использование экспертного опыта и гибкость, необходимые для эффективного и быстрого удовлетворения изменяющихся потребностей программы ЮНЕСКО.

3. Контракты на услуги консультантов используются для найма на временной основе лиц, выполняющих функции советника или консультанта в Секретариате, работающих как в Штаб-квартире, так и в подразделениях на местах, или в государствах-членах, в межправительственных или международных неправительственных организациях. Консультанты привлекаются для выполнения конкретных краткосрочных заданий, для которых

требуются знания и опыт, отсутствующие у сотрудников Секретариата, или в целях дополнения существующих людских ресурсов.

4. Контракты с выплатой гонораров используются для найма работающих по контракту лиц (то есть физических лиц, государственных или международных организаций или учреждений, частных компаний или других юридических лиц) в целях получения к оговоренному сроку и за единовременное вознаграждение конкретной продукции или услуг.» (Документ 176 ЕХ/42, 28.03.2007)

При этом существует давняя традиция:

«Консультанты и руководители специальных миссий ЮНЕСКО, а также сотрудники различных других должностей, связанных с ЮНЕСКО, набираются главным образом на основе сети должностных лиц в Штаб-квартире.» ([3], с. 483).

Часть работы ЮНЕСКО выполняется стажерами. На сайте ЮНЕСКО читаем:

«Если вы планируете карьеру в сфере образования, науки или культуры, стажировка в ЮНЕСКО станет для вас идеальной отправной точкой.

Программа стажировки ЮНЕСКО предлагает практическую работу в одной из приоритетных областей ЮНЕСКО. Помимо того, что он помогает вам понять мандат, программы и основные направления деятельности Организации, он также улучшает ваши теоретические знания с помощью соответствующих рабочих заданий, которые могут помочь вам подготовиться к будущей карьере.»

(https://ru. unesco. org/node/266409)

Часть стажировок оформляется в виде договора с символической оплатой, например мой стажер Жером Соси (JëromeSocie) подписал 9.04.1997 года такой контракт со следующими обязательствами:

«1. В качестве специалиста по художественному образованию принимать участие в деятельности секции, в частности:

- популяризации метода развития творчества учащихся при помощи интеллектуальных игр (ЖИПТО и др.);

- развитии научных и художественных конкурсов среди учителей и учеников.

2. С секторами образования, науки, социальных наук и культуры:

- способствовать выработке программ Академии Северного Форума и их координации с ЮНЕСКО;

- популяризировать деятельность Северного Форума.

Жером Соси был Исполнительным директорм ФИДЖИП в 1997-2000

годах.

Сотрудничество ЮНЕСКО с неправительственными организациями и новыми партнерами

В течение первых лет существования ЮНЕСКО отношения между нею и неправительственными организациями (НПО) развивались на экспериментальной основе. Первый Генеральный директор ЮНЕСКО Джулиан Хаксли сыграл очень активную роль в создании крупных НПО.

19 ноября 1946 года, в день открытия первой Генеральной конференции ЮНЕСКО, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой Генеральному секретарю было предложено разрешить ЮНЕСКО использование активов Международного института интеллектуального сотрудничества (МИИС / IICI ), чтобы обеспечить продолжение работ, проводимых Институтом. Уже в том же году 1946 подписанием договора с Международным советом научных союзов / Conseil international des unions scientifiques (МСНС/CIUS) было положено начало политике сотрудничества ЮНЕСКО с крупными НПО.

В 1946 году в Париже был создан Международный совет музеев (ICOM/ ИКОМ), которому ЮНЕСКО поручает управление своим центром документации, который становится уникальным в мире Центром документации ЮНЕСКО-ИКОМ в том смысле, что он охватывает все категории Музеев ([4], с. 29-30).

Созданный в 1931 году, МСНС состоит из 20 международных научных союзов (федерация по дисциплинам), 75 национальных учреждений (академий наук или научных советов) и 29 научных ассоциаций. По его линии проводится более 600 конгрессов и симпозиумов в год. Сотрудничество между ЮНЕСКО и МСНС неуклонно росло на протяжении многих лет и нашло отражение во многих совместных программах, касающихся, например, изменения климата, научной и технической информации.

В 1947 году было начато стихийное движение поддержки ЮНЕСКО благодаря созданию в Японии и Соединенных Штатах первых ассоциаций ЮНЕСКО. В 1993 г. в 110 штатах было более 4000 ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО ([4], с. 32).

В первые годы своего существования ЮНЕСКО также создала или помогла создать несколько НПО, среди которых можно упомянуть:

- Международный союз охраны природы и ее ресурсов / Union internationale pour la conservation de la nature (МСОП/UICN, 1948);

- Международный совет архивов / Conseil international des archives (MCA/ICA, 1948);

- Международный совет музыки / Conseil international de la musique (1948);

- Международный институт театра / Institut international du théâtre (МИТ/1Т1, 1948);

- Международный совет по философии и гуманитарным наукам / Conseil international de la philosophie et des sciences humaines (МСФГН/CIPSH, 1949);

- Международный совет кино и телевидения / Conseil international du cinéma et de la télévision (MCKT/CICT, 1958);

- Международная организация по исследованиям мозга / Organisation internationale de recherche sur le cerveau (МОИМ/IBRO, 1960).

МСФГН/CCIPSH сегодня объединяет 13 крупных федераций, академий, союзов и т.д. из 150 стран. Около миллиона интеллектуалов находится у основания этой пирамиды. МСОП/UICN, который сейчас называется Международным союзом охраны природы, является глобальной организацией, насчитывающей более 650 членов, из которых 56 являются государствами.

Официальные отношения между ЮНЕСКО и неправительственными организацими устанавливаются редко и в настоящее время делятся на статус сотрудничества (около 100 неправительственных организаций) и консультативный статус (около 250 НПО). Более распространены рабочие отношения:

«Генеральный директор может, если он сочтет это полезным для осуществления программ ЮНЕСКО, сотрудничать с любой неправительственной организацией категории, именуемой "рабочие отношения".

1.2 На основе этих отношений ЮНЕСКО сможет устанавливать и проводить политику гибкого и динамичного партнерства с любой организацией, представляющей гражданское общество, которая осуществляет деятельность в своих областях компетенции на любом уровне, и пользоваться ее рабочими возможностями деятельности на местах, а также ее сетями распространения информации. Кроме того, такие отношения должны способствовать появлению организаций, представляющих гражданское общество, и их взаимодействию на международном уровне в тех частях мира, где они слабы или изолированы. И наконец, они должны давать возможность воспользоваться компетентностью и функциональной эффективностью международных неправительственных организаций, с которыми ЮНЕСКО до этого не поддерживала каких-либо отношений и которые желают установить с ней официальные отношения.» ([6], с. 146)

На практике в большинстве случаев это означает существование в Штаб-квартире ЮНЕСКО эксперта, заинтересованного в возможностях той или иной неправительственной организации. В моем случае я предпочитал создавать (ФИДЖИП и АМСА) или стимулировать создание (Академия Северного Форума) организаций, которые могли бы наиболее эффективно сотрудничать с ЮНЕСКО.

Наконец, существуют и так называемые неофициальные отношения:

«ЮНЕСКО может устанавливать неофициальные отношения с другими неправительственными организациями» ([6], с. 152).

В Отчете о деятельности Комитета по связям ЮНЕСКО с НПО в 201516 годах этот Комитет характеризует свою деятельность одним словом открытость, но во множественном числе:

«Открытость Комитета по связям к культурному разнообразию регионов, открытость наших НПО для новых территорий вне Штаб-квартиры, прием новых национальных и местных НПО.

Открытость для аудитории, знающей мало ЮНЕСКО благодаря новым технологиям, которые позволили нам действительно достичь того, что мы можем назвать широкой публикой; но также открытость для новой аудитории, особенно, для молодежи и инвалидов, для которых ЮНЕСКО стала реальностью.»

Наиболее массовыми в Системе ЮНЕСКО являются Сеть примерно 10 000 ассоциированных школ ЮНЕСКО и Сеть примерно 5000 ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО. Хлое Морель отмечает, что «кажется, что в большинстве случаев клубы ЮНЕСКО создаются по инициативе одного человека, увлеченного и активного учителя. Таким образом, лидеры клубов ЮНЕСКО -это, скорее, отдельные люди, изолированные в своей среде, связанные с ЮНЕСКО индивидуально...» ([7], с. 519). Для нас это явлется свидетельством легкости организации таких клубов.

Центры ЮНЕСКО «отличаются от клубов тем, что «они постоянно работают в местах, которые обычно открыты для широкой публики, имеют специализированный персонал, которому часто платят, и имеют относительно большие ресурсы из различных источников. (правительства, муниципалитеты, фонды, группы спонсоров).» ([8], с. 8-9).

Статья IX.3 Устава ЮНЕСКО предусматривает:

«Генеральный директор может принимать добровольные взносы, пожертвования, завещанное имущество и субсидии от правительств, общественных и частных учреждений, организаций и частных лиц на условиях, определенных в Положении о финансах.»

Разумеется, их назначение не должно противоречить целям организации. Поэтому ЮНЕСКО сотрудничает и с частным сектором [9].

Одним из наиболее известных примеров такого сотрудниками является сотрудничество ЮНЕСКО с фирмой Ореаль, нацеленная на «содействие повышению вклада женщин в науку и их роли в науке, в частности, в области наук о жизни и наук о материи, в интересах устойчивого развития во всем мире» путем присуждения премий и стипендий (https://www.forwomeninscience.com).

Свидетельством престижности «глобального бренда» ЮНЕСКО является то, что включение достопримечательности в список Всемирного наследия ЮНЕСКО увеличивает ее посещаемость на 20% или 30 %, причем доля иностранных туристов может увеличиться в 3-4 раза, как это наблюдалось в историческом городе Провен во Франции (Le Figaro, 3/07/2007).

Заключение

Основной целью данной серии статей является анализ вопроса о возможностях превращения ЮНЕСКО в катализатор идей и действительный центр притяжения миллиардов людей доброй воли. С этой целью в первых двух статьях мы проанализировали историю создания ЮНЕСКО и генезис ее идеалов, философские взляды первых руководителей. Используя в качестве базисной категории нашего анализа понятие качества жизни, мы показали, что идеалы и цели ЮНЕСКО не просто привлекательны, а соответствуют жизненным целям всех людей доброй воли. Мы призываем продолжить глубже этот анализ в диссертационных и других исследованиях по философским, историческим, педагогическим и другим наукам; публиковать книги и создавать материал для широкого распространения.

В последующих двух статьях мы показали, что для желающих людей доброй воли существуют широкие возможности сотрудничества с ЮНЕСКО в той или иной форме, ибо Система ЮНЕСКО имеет неограниченные

возможности расширения и развития в век интернета и других новых информационных технологий.

Во время своей работы в Штаб-квартире ЮНЕСКО автор создал по инициативе Заместителя Генерального директора ЮНЕСКО Колина Пауэра Международную федерацию ФИДЖИП, представляющую интерес не только для многих программ ЮНЕСКО в области образования, культуры и науки, но и обладающую значительным потенциалом для имиджевой политики ЮНЕСКО [10], что будет проанализировано в следующей главе. Мы считаем, что развитие Международной ассоциации ученых коренных народов (АМСА) и ее успешное сотрудничество с ЮНЕСКО в интересах не менее 370 миллионов представителей коренных народов вполне возможно при условии эффективного импользования интернета. То же касается Академии Северного Форума, созданной в интересах жителей всех северных регионов (Аляски, Севера Российской Федерации, Канады, Скандинавии и других).

Отношения ЮНЕСКО с Якутией (Республикой Саха) были поставлены на прочную основу и успешно развиваются. Территория Якутии примерно равна территории Индии, но этот северный регион Сибири слабо заселен и имеет только около миллиона жителей. При таком количестве населения, например, существуют 14 клубов ЮНЕСКО, то есть если бы сеть Клубов ЮНЕСКО имела бы везде такую плотность, то на миллиард жителей приходилось бы 14 000 клубов и мировая сеть имела бы более 100 000 клубов ЮНЕСКО! Это вполне возможно при умелом использовании интернета, что будет обсуждено в следующей главе. То же касается сети ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Этот опыт показывает важность дальнейшего развития Программы ассоциированных экспертов ЮНЕСКО с привлечением заинтересованных регионов, неправительственных организаций, фондов и частного сектора (например, в области современных информационных технологий). Ассоциированный эксперт, спонсируемый этими партнерами или государствами, может начинать свою работу в ЮНЕСКО в качестве консультанта или стажера, что позволит продлить срок его деятельности.

Важную роль будет играть привлечение экспертов и консультантов из передовых в области новых информационных технологий организаций и искусственного интеллекта фирм. Это будет способствовать усилению роли ЮНЕСКО в качестве катализатора новых идей и доступности Организации, оптимизации функционирования Системы ЮНЕСКО, сложившейся до широкого распространения интернета.

Литература

1. Николаев М.Е. Для будущих поколений. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999. -

142 с.

2. Programm des Experts associés. - UNESCO, 2002. - 40 p.

3. Maurel Chloé. L'UNESCO de 1945 à 1974. Thèse de doctorat d'histoire

contemporaine préparée sous la direction de M. Pascal Ory. Volume 1. - Université de Paris I,

Juin 2005. - 1169 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lacoste M.C. Chronique d'un grand dessein. - UNESCO, 1993, 516 p.

5. KEY DATA on UNESCO STAFF and POSTS, June 2018.

6. Руководство Генеральной конференции. - ЮНЕСКО, 2002. - 209 с.

7. Maurel Chloé. L'UNESCO de 1945 à 1974. Thèse de doctorat d'histoire

contemporaine préparée sous la direction de M. Pascal Ory. Volume 1. - Université de Paris I,

Juin 2005. - 1169 p.

8. Guide pratique des Clubs pour ¡'UNESCO, Édition 2009. - 34 p.

9. Сотрудничайте с ЮНЕСКО. Оставьте свой след. — ЮНЕСКО, 2016. - 20 р.

10. Томский Г.В. Использование ЖИПТО для публичной дипломатии и имиджевой политики, 2017 (Amazon Kindle). - 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.