Научная статья на тему 'История системы земледелия хакасского государства'

История системы земледелия хакасского государства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
362
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХА / СРОК ПОСЕВА / ГОЛОЗЕРНЫЙ ЯЧМЕНЬ / КЛАДИ ЗЕРНА / РУЧНАЯ МЕЛЬНИЦА / ЗАЛЕЖНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ / PLOUGH / DATE OF SOWING / BARE-GRAINED BARLEY / LOAD OF GRAIN / HANDMILL / LONG-FALLOW AGRICULTURE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чарков С. М.

Рассмотрено становление системы земледелия в средневековом Хакасском государстве, различные технологические приемы возделывания и заготовки различных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURE OF THE ANCIENT KHAKAS STATE IN THE XVIII CENTURY

The formation of the agricultural system in the ancient Khakas state, various technological methods of grain crop cultivation and storage are examined in the article.

Текст научной работы на тему «История системы земледелия хакасского государства»

УДК 631. 58; 631.582 С.М. Чарков

ИСТОРИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ХАКАССКОГО ГОСУДАРСТВА

Рассмотрено становление системы земледелия в средневековом Хакасском государстве, различные технологические приемы возделывания и заготовки различных культур.

Ключевые слова: соха, срок посева, голозерный ячмень, клади зерна, ручная мельница, залежная система земледелия.

S.M. Charkov AGRICULTURE OF THE ANCIENT KHAKAS STATE IN THE XVIII CENTURY

The formation of the agricultural system in the ancient Khakas state, various technological methods of grain crop cultivation and storage are examined in the article.

Key words: plough, date of sowing, bare-grained barley, load of grain, handmill, long-fallow agriculture technology.

Кыргызское, или древнехакасское государство, образовалось в VI веке и просуществовало до XIII в. н.э. К началу IX века, во времена кыргызского великодержавия, в его территорию входили Алтай, Тува и Северо-Западная Монголия. В Кыргызском государстве существовало плужное земледелие (найдены чугунные отвалы китайских плугов) и развитая ирригитационная система. Кыргызы, предки хакасов, сеяли просо, ячмень, пшеницу и гималайский ячмень. В 1259 году китайский путешественник Чан-Чунь в своих летописях указывал на наличие здесь посевов пшеницы, ячменя и проса. Следовательно, весь район Западной Монголии вплоть до верховья Черного Иртыша был местом очень плотного размещения очагов древнего земледелия. В одних из них, с более благоприятными условиями, возделывали пшеницу, ячмень и просо, в других - лишь ячмень или другие скороспелые формы злаков [1]. В земледелии стала совершенствоваться система полива; арычная система была заменена более совершенной полосной. Обработку почвы производили плугами с тяжелыми литыми лемехами треугольной формы, а для ее рыхления и заделки семян использовали трехзубовые сохи с железными наконечниками. Расширились площади посева проса, ячменя, полбы, голозерного гималайского ячменя. Были усовершенствованы ручные каменные мельницы, диаметр жерновов которых достигал при размоле на крупу 40, а на муку 50-70 см.

Последние достижения того времени в области земледелия дали возможность поднять и общий уровень культуры хакасского народа. Развитие добычи и обработки различных металлов привело к совершенствованию кузнечного дела и шорного мастерства. Величайшим достижением государственной цивилизации того времени было изобретение собственной письменности.

Ирригационные системы по-хакасски называются «хыргыс аргылары» - кыргызские арыки или «хыр-гыс чолы» - кыргызские трассы, а древние обрабатываемые почвы - «хыргыс тарлаа» - кыргызские пашни (Бутанаев, 2002). В 1207 году Древнехакасское государство было разгромлено полчищами Чингисхана, и произошел частичный упадок земледельческой культуры.

После монгольского ига возрождение земледелия началось в долине р. Абакана и связано оно с хакасским родом бельтыры, которые сохранили семена ячменя. По хакасским преданиям к XVIII веку они считались лучшими пахарями и к 1745 году бельтыры сеяли ячмень, полбу и ярицу. Их пашни находились в подтаежной влажной зоне, где не требовалось орошения. На весеннее полевые работы и уборку урожая бельтыры выезжали в места общеродового пользования в долину р. Матур (Бутанаев, 2002).

Далее последний автор пишет, что к началу XIX века обрабатываемые поля (тарлаг, хыра) располагались вокруг зимних кочевьев (хыстаг), на расстоянии от 2 до 10 км от аала. Поля измерялись десятинами -«чир». В каждой десятине было 16 загонов (сагол, алтыс), загон в свою очередь имел размеры по 5 саженей ширины и 40 длины. По нашему мнению, если условно считать сажень длиной два метра, то загон имел площадь современных 8 соток, одна десятина примерно была равна 1,28 га. Интерес вызывает земледельческое орудие того времени - «абыл», то есть тип кетменя, представляющий массивную железную лопату с насаженным под углом черенком. Этим орудием вскапывали южные пологие склоны гор или холмов, так как они раньше освобождались от снега и лучше прогревались, а почвы этих участков имеют до сих пор хорошую водоудерживающую способность. За день сильный человек абылом мог вскопать один загон, и на этом

участке высевали один пуд ячменя. Если этот показатель перевести на современную норму высева для данной зоны, то это будет 2 ц/га, что незначительно превышает соответствующую норму нынешней технологии.

В первой половине XIX века земледелие стало распространяться в степные районы, и возрождаются орошаемые поля. В этих экономических условиях на смену абылу пришла соха - «салда». Абыльная обработка почвы сохранилась только на труднообрабатываемых участках, где не мог пройти конь с сохой. В день на хорошей лошади сохой обрабатывали до полдесятины пашни и для этого выбирали ровные пойменные места. В этом же веке получила распространение усовершенствованная соха-рассоха - «азыр-салда», которая имела два сошника (лемеха, прим. авт.) и колеса. К концу века в хакасских ведомостях появилось сообщение о «туюх-салда» - соха-одинарец с железным сошником (лемехом) и деревянным отвалом (халгах), что резко улучшило качество обработки почвы.

Весеннее-полевые работы местное население начинало в мае, а сроки обработки почвы определяли народными способами. Например, по сообщению В.Я. Бутанаева (2002), проделав первую борозду вокруг загона, садились на вспаханную почву и закуривали трубку. Если за время ее выкуривания нижние оголенные части тела не замерзали, то почва прогрелась и готова для посева. По нашему мнению, человеческий организм может выдержать в течение 6-8 минут положительную температуру почвы в 10-12оС, что соответствует физической спелости почвы.

Посев производился методом «вразброс» руками по подготовленному участку (чаргын). На загон уходил в среднем пуд зерна, что в современном исчислении соответствует норме высева 200 кг на 1,28 га. Проводя посев, земледелец пользовался своеобразными «фенологическими» наблюдениями. Например, если у лютика (ах морчаа) (прострел весенний) в степи было много цветков, то всходы зерновых будут хорошие, а если редкие, год обещал быть неурожайным и норму высева зерна увеличивали. Обильное цветение прострела весеннего объясняется наличием в почве хороших запасов влаги и соответствующей температуры. Когда появлялось в степи марево (куске орті), заморозков уже не боялись, то есть устанавливалась температура свыше 10оС. Если осенью шел сильный и продолжительный дождь, а зимой земля растрескивалась, то следовало ждать хорошего урожая. Безусловно, осенние осадки влияли положительно на влагозарядку почвы, сохраняясь в нижних слоях и создавая запас влаги, что имеет до сих пор немаловажное значение в степной части Хакасии.

Семена заделывали в почву деревянной бороной (поранды) с железными зубьями. В XVII веке вместо бороны применяли «хара тал» - куст ветвистого чернотала, привязанного вершиной за постромки лошади, и таким образом обеспечивали заделку семян.

Основной посевной культурой был ячмень (коче), который хорошо рос на склонах гор. У местного населения бытовал особый сорт, похожий на пшеницу, и назывался «чалаас коче» [2]. По нашему мнению, по современной классификации его можно отнести к голозерным сортам ячменя. В традиционных земледельческих районах Хакасии ячмень носил название «ас», т.е. хлеб, еда. Он занимал доминирующее положение среди зерновых культур и из него делали традиционное национальное блюдо талкан. В 1849 году в Сагай-ской думе ячмень занимал 63% в структуре посевной площади. Однако развитие торговли с другими регионами позволила сократить его посевы, которые к 1890 году составили только 15,6% [3].

Хакасы сеяли яровую пшеницу (пугдай), ярицу (арыс), яровую рожь, овес (сула), озимую рожь (чады-ган), гречиху (хырлых) и просо (таран). С древних времен выращивали особый сорт пшеницы «хызыл пу-гдай» - красная остистая пшеница с мелкими зернами (в народе по-русски называли красная усатка), позднее он был вытеснен более продуктивным сортом «ах пугдгай» - белая пшеница. В местах, где ранее содержался скот и стояли сеновалы, сеяли технические культуры - коноплю (киндір) и лен (олен киндір), которые шли на приготовление ниток, тканей, растительного масла и т.д. К 1877 году в Сагайской степной думе структура посевных площадей составляла: ярица - 591, пшеница -196,5, ячмень - 470, овес - 569, просо -7,5, гречиха - 3, горох - 0,5, картофель - 29,5, конопля - 24 и лен - 9 % десятин [3].

Культуры убирали серпами в конце августа, который назывался «оргах айы» - месяц жатвы. Сжатые культуры связывали в снопы (поом), которые затем складывали в скирды или суслоны (копен). Скирда состояла из 10 снопов и одиннадцатым закрывали сверху. С одной скирды намолачивали 1-2 пуда зерна. С одного загона выходило 10 скирд, т.е. 10-20 пудов. В современном исчислении урожайность составляла 16-32 ц/га. В наш век, при современном оснащении техническими средствами и при неадекватном отношении к сельскому хозяйству, далеко не все хозяйства Хакасии могут достичь таких показателей.

Существовало два технологического приема заготовки зерна. В первом случае при хорошем урожае делали клади (хылат). В одну кладь укладывали 40 скирд. Кладь огораживали, закрывали соломой и оставляли на зиму. Зерно в ней не замерзало и не портилось. На следующий год хлеб молотили и употребляли в пищу (азий тамах). Во втором случае подсушенные в скирдах снопы в сентябре (уртун айы) свозили на ток -

«уртун». На площадке тока в ряд вбивали раздвоенные колышки, на которых укреплялась горизонтальная жердь - «артпах» (Бутанаев, 2002). По нашему мнению, снопы ровными рядами укладывали на жердь таким образом, чтобы колосья свешивались за ней. При таком расположении, при хорошей погоде, колосья хорошо обдувались и сверху, и снизу, тем самым снижалась влажность зерна. Затем горящим пучком соломы или бересты жгли стебли у основания колосьев, тем самым делали термическую обработку и снова снижали влажность зерна. Этот технологический метод давал возможность земледельцу добиться доведения влажности зерна до оптимума, при котором чешуйки колосьев лучше очищаются, а зерно не повреждается. Обмолот производили колотушками и затем веяли на ветру, отделяя зерно от мякины.

Урожай делили на две части. Первую часть держали в закромах (киртпе) юрт для повседневного употребления. Вторую часть урожая - «тузум» - хранили в специальных хлебных ямах - «ора», выкопанных вблизи пашни и обязательно на склоне холма или горы (Бутанаев, 2002). Перед ямой делался ловчий канал, по которому стекающая вода с горы обводилась вокруг ямы, чтобы избежать сырости и заболеваний зерна гнилостными бактериями и грибами. Дно и стенки ямы (ора) обжигались разведенным костром, тем самым добивались оптимальной влажности почвы и своеобразной «дезинфекции». Стенки ямы обвивались сшитой берестой, которая, как известно, обладает водоупорными свойствами. Хранилище заполнялось зерном, сверху закрывалось берестой и засыпалось землей. Законсер-вированный таким образом урожай мог храниться всю зиму.

Зерно мололи на каменных или деревянных ручных мельницах (тербен), растирали на каменных зернотерках (паспах). На каменной ручной мельнице за день работы получали полтора мешка талкана или три ведра пшеничной муки. На зернотерке - полмешка талкана или полведра свежей черемухи и т.д.

Таким образом по современной классификации систем земледелия в XIX веке существовала примитивная система земледелия - залежная. Обрабатываемый участок находился в обороте в течение 7-9 лет, после этого участок бросали и переходили на другой участок. Брошенную в залежь - «колей» - пашню использовали как покос - «сабын». Земледелец был вынужден бросать участок не потому что падало резко плодородие, а из-за зарастания посевов сорняками, так как не знали, как бороться с ними. Признаком смены фитоценоза служило появление лютика - «ах морчаа». После залежи пашня носила название «курне» и давала неплохой урожай. Обычно на ней высевали яровую пшеницу и ярицу, потом два года подряд овес, затем делали пар - «хадаан хыра». Получается, что человек на берегах Енисея уже в XIX веке знал принцип плодосменности культур и использовал его в пятипольном севообороте, что вполне отвечает требованиям современной науки.

Литература

1. Дмитриев, В.Е. Истоки и современность земледельческой культуры / В.Е. Дмитриев, Н.Г. Ведров; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2003. - С.56-57.

2. Бутанаев, В.Я. Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии) в XIX начале ХХ вв. / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Из-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2002. - С.24-28.

3. ЦГАРХ. Ф. И - 2. оп.1. Д.109. л.7; 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.