ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
Введенное в годы войны нормированное снабжение продовольствием позволило обеспечить население необходимым минимумом основных продуктов питания. Значительная часть товаров централизованного поступления доходила до рабочих и служащих через систему закрытого распределения. На крупных предприятиях Сталинска создавались отделы рабочего снабжения (ОРСы). Важную роль в снабжении продуктами питания сыграли подсобные хозяйства предприятий, а также индивидуальное и коллективное огородничество рабочих и служащих.
Трудней всего было с промышленными товарами, в первую очередь с одеждой и обувью, в особенности у эвакуированного населения. Эвакуируясь из прифронтовой зоны, люди могли взять только минимум вещей. Приезжая на место, многие не имели сменной или теплой одежды. Ее отсутствие становилось причиной прогулов рабочих и служащих в зимние месяцы на протяжении всего периода войны.
Сталинск в годы войны за счет эвакуированных промышленных предприятий продолжал наращивать свою экономическую мощь. Несмотря на трудности, восстановление производства происходило в сжатые сроки, к началу 1943 г. все предприятия приступали к выпуску продукции. В целом за годы войны Сталинск дал стране: 7,93 млн т чугуна, 10,73 млн т стали и 7,39 млн т проката, 94,9 тыс.т ферросилиция, 27,8 тыс.т алюминия, 52,5 млн кг/емк. тиглей. Также был налажен выпуск оружия и боеприпасов.
Примечание
*С 1943 г. Сталинск стал входить в состав городов Кемеровской области, которая была образована на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1943 г. «Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР».
Библиографический список
1. Государственный архив Новосибирской области (далее ГАНО) Ф. Р-1179. Оп. 1а. Ед. хр. 12. Л. 13.
2. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Ед. хр. 146. Л. 31-36; Ед. хр. 146. Л. 110111.
3. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Ед. хр. 114. Л. 64.
4. Новокузнецкий филиал Государственного архива Кемеровской области (далее НФ ГАКО) Ф. Р-1. Оп 1. Ед. хр. 287. Л. 211.
5. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Ед. хр. 142. Л. 2.
6. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Ед. хр. 147. Л. 170.
7. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Ед. хр. 127. Л. 217.
8. Государственный архив Кемеровской области (далее ГАКО) Ф. П-1105. Оп 1. Ед. хр. 20. Л. 90.
9. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 6. Ед. хр. 24. Л. 169.
10. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 6. Ед. хр. 6. Л. 305 об.
11. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 6. Ед. хр. 489. Л. 262.
12. ГАКО. Ф. Р-304. Оп 4. Ед. хр. 3960. Л. 2.
13. ГАКО. Ф. П-74. Оп 6, Ед. хр. 91. Л. 39.
14. НФ ГАКО. Р-81. Оп 5. Ед. хр. 14. Л. 4.
15. ГАКО. Ф. Р-304. Оп 4. Ед. хр. 3942. Л. 36.
16. ГАНО. Ф. Р-11. Оп. 2. Ед. хр. 609. Л. 2.
17. НФ ГАКО. Р-203. Оп 1. Ед. хр. 3. Л. 14.
18. НФ ГАКО. Р-81. Оп 5. Ед. хр. 32. Л. 42.
КАРСАКОВА Анастасия Николаевна, старший преподаватель кафедры истории.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.07.2010 г.
© А. Н. Карсакова
УДК 347 97 (571) (°9) Е. В. КУЧЕРЯВЕНКО
Омский государственный аграрный университет
ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО ПРАВОСУДИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
В статье рассматривается степень исследованности и разработанности проблемы сибирского правосудия кон. XIX — нач. XX веков, характеризуются основные периоды изучения сибирского суда по судебным уставам 1864 года, отмечаются характерные особенности изучения судебной реформы 1896 года в Сибири на современном этапе. Ключевые слова: правосудие, суд, судебная реформа, судебные уставы.
Судебная система любой страны играет важную роль в становлении и развитии гражданского общества и правового государства. Она выполняет функцию действенной защиты прав граждан и влияет на формирование эффективной правовой системы. Большое значение судебной власти в современном обществе объясняет растущий к ней в последнее время интерес как со стороны юристов-профессионалов, так и со стороны научного сообщества. Это связано, в частности, с проведением в России судебной
реформы и разносторонним обсуждением всех плюсов и минусов действующей системы судопроизводства. Участники этой неофициальной дискуссии все чаще обращаются к историческому опыту зарубежных стран и особенностям российских реформ в области суда, акцентируя внимание на самой либеральной и беспрецедентной по силе воздействия на общество судебной реформе 1864 года. Современные исследователи отмечают одну из особенностей этого процесса: новая волна внимания к изучению судебной
реформы 1864 года характеризуется усилением регионального аспекта1. В последнее время стали появляться работы, посвященные изучению и характеристике организации суда в конкретном регионе. Например, только за 2002 — 2008 гг. защищено несколько диссертаций, имеющих определенную региональную специфику. Тараканова Н.Г. рассмотрела особенности проведения судебной реформы в Пензенской губернии, Шелоумова М. Л. —в Ярославской, Масалимов А. С. — в Уфимской, Коваль С. П. — во Владимирской и Ярославской губерниях, Киселева А. В.— в Нижегородской губернии и др.2
Значимость регионального элемента в современных исследованиях о суде объясняется не только его научной, но и практической ценностью. Изучение правосудия в провинции позволяет выделить общие и специфические черты местной юстиции в сравнении с общероссийской судебной практикой. Подобный региональный анализ выделяет интересные факты деятельности судебных органов и обогащает историю функционирования системы правосудия в рамках страны.
Некоторые исследователи по вопросам судебной реформы 1864 г. отмечают возросший интерес не только к специфике реализации судебных уставов в различных регионах Европейской части России, но и подчеркивают увеличение научных работ о сибирском правосудии. В то же время большинство современных исследователей судебной реформы в Сибири до сих пор считают ее малоизученной.
Более того, несмотря на достаточно широкий интерес к судебной реформе в Сибири в дореволюционной литературе, внимание к особенностям организации суда носило фрагментарный, а не системный характер. В европейской России, на территории которой были введены Судебные уставы 1864 года, новая судебная система подверглась тщательному научному анализу и, как следствие этого, был сформирован достаточно мощный теоретический фундамент, способный стать действенным инструментом корректировки судебной реформы и повышения эффективности судебной власти. Этому способствовал и тот фактор, что введение судебных уставов носило длящийся характер. Так, «судебные уставы вводились в действие на протяжении трех с половиной десятков лет по положению, одобренному 19 октября 1865 г., начиная со столичных губерний. Петербургская и Московская судебные палаты были открыты лишь в 1866 г., Саратовская — в 1871 г. В западных губерниях начали применять Судебные уставы в полном объеме только в 1880— 1883 гг.» [1].
В Сибири Временные правила о применении судебных уставов в губерниях и областях Сибири были введены на всей территории Сибири одновременно, формирование университетской науки только начиналось, поэтому процесс полноценного научного анализа не получил должного распространения и был сведен к критике отдельных законодательных положений и элементов системы судопроизводства. Главным источником информации о ходе проведения реформы на первоначальном этапе служила, главным образом, периодическая печать, на страницах которой ученые, юристы-практики и государственные деятели освящали отдельные стороны судебной жизни в Сибири и не проводили целостный анализ судебной системы края. И хотя Бузмакова О.Г. отмечает, что газеты и журналы, изложив на своих страницах основные положения реформы, не обошли вниманием отступления от уставов, по отношению к которым были критичны, анализ статей,
приведенных ею органов печати подтверждает институциональный подход в рассмотрении особенностей системы судопроизводства Сибири. Суд в Сибири рассматривался через призму критики введенных в регионе институтов и сравнение их с подобными органами в европейской части России.
Следует отметить еще одну особенность освещения судебной реформы 1896 г. в Сибири в дореволюционный период. Превалирование периодических источников в описании судебной реформы привело к тому, что внимание к сибирскому суду в значительной степени было обусловлено фактором времени. Такие черты в деятельности прессы как актуальность, популярность, эмоциональность и новизна, объясняют последующее снижение интереса со стороны периодической печати к судебной жизни Сибири. Как показывает анализ прессы, большинство статей о судебной реформе публикуются в первые три года после введения Временных правил о применении судебных уставов в губерниях и областях Сибири.
В советский период работ, непосредственно посвященных истории суда в Сибири, не издавалось. Судебная реформа в Сибири рассматривалась в контексте проведения преобразований Александра II на территории Степного края и в рамках общей политики самодержавия на окраинах Российской империи3.
В последнее время значительно возрос интерес к истории проведения судебной реформы в России. Количество статей, монографий, диссертаций, посвященных особенностям организации и функционирования судебных органов в Сибири, имеет устойчивую тенденцию роста.
Во-первых, данная тенденция обуславливается не только актуальным, но и практическим значением. На фоне проведения судебной реформы все более популярным становится применение аналогий в сфере организации и функционирования суда в России с привлечением отечественного исторического опыта. Современные исследователи судебной реформы подчеркивают, что «использование положительных результатов прошлого позволит скорректировать современные процессы реформирования правоохранительных органов, внести определенную новизну в принимаемые решения» [2] и отмечают существенное влияние исторического опыта, который «предполагает творческое отношение законодателей и к положительным результатам, с целью их использования, и к отрицательным, чтобы исключить промахи, которые имели место» [3].
Во-вторых, исследовательский потенциал данной проблемы достаточно большой и представляет широкие возможности для выбора направлений научного поиска и построения интересных и научно обоснованных гипотетических моделей.
Если до 2000 года проблемам судоустройства Сибири были посвящены только монографии Игнатьевой М.Н., то в последующие годы исследовательский интерес существенно возрос4. При этом отмеченная тенденция к региональной проблематике, свойственная научным работам центральной России, становится характерной особенностью исследовательского поля Сибири. Периоды становления, общая характеристика, структура и порядок организации судебных органов Западной Сибири даны в работах Кресть-янникова Е.А. и Чечелева С.В.5 Особенностям организации и становления судебной власти Восточной Сибири посвящено исследование Авдеевой О.А.6
С целью более детального рассмотрения деятельности судебных органов Западной Сибири появляются регионально ориентированные работы, а также
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (96) 2011
исследования о функционировании отдельных судебных институтов7.
Таким образом, на современном этапе исследования судебных преобразований и особенностей деятельности судебных органов в Сибири в конце Х1Х — начале XX вв. можно выделить следующие основные черты:
— по сравнению с прошлыми периодами изучения истории Сибири отмечается все более возрастающий научный интерес к сибирскому правосудию;
— исследования носят разноплановый характер и включают в себя различные ступени исследовательского поиска: научные статьи, монографии и диссертации;
— процесс изучения системы судопроизводства Сибири идет от общей характеристики судебной власти к конкретному и более детальному рассмотрению ее содержания с использованием двух основных подходов: выделение и усиление региональной составляющей и утверждением институциональных начал;
— формируется мощный научный фундамент, способный в перспективе решить проблему исследовательского «вакуума» в данном вопросе и создать условия для проведения полноценного и всестороннего научного анализа.
Примечания
1 Бтикеева, М. А. Об исследовательских подходах к изучению судоустройства и судопроизводства в Западной Сибири / М. А. Бтикеева // Российская правовая система. Пути повышения эффективности : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Омск, 2007. — С. 26 — 35.
2 Тараканова, Н. Г. Судебная реформа 1864 г. в российской провинции: на примере Пензенской губернии : дис ... канд. ист. наук / Н. Г. Тараканова. - Саранск, 2002; Шелоумова, М. Л. Судебная реформа 1864 г. в России: по материалам Ярославской губернии : дис ... канд. юрид. наук / М. Л. Шелоумова. — М., 2004; Масалимов, А. С. Судебная реформа 1864 г. и практика ее реализации в Уфимской губернии / А. С. Масалимов.—Уфа, 2004; Коваль, С. П. Особенности проведения судебной реформы 1864 г. в Центральной России: на примере Владимирской и Ярославской губерний : дис ... канд. ист. наук / С. П. Коваль. — Иваново, 2006; Киселева, А. В. Основные этапы и особенности реализации судебной реформы 1864 г.: на материалах Нижегородской губернии : дис ... канд. ист. наук / А. В. Киселева. — Нижний Новгород, 2006.
3 Корягин, Б. Г. Проведение буржуазных реформ 60 — 70 гг.
XIX в. в Западной Сибири : дис... канд. ист. наук / Б. Г. Корягин. — Томск, 1965; Дамешек, Л. М. Политика российского самодержавия в отношении народов Сибири в эпоху капитализма (1861 —
1917 гг.) : дис... д-ра ист. наук / Л. М. Дамешек. — Иркутск, 1987; Кодан, С. В. Политика самодержавия в Сибири в XIX — начала
XX вв. / С. В. Кодан. - Иркутск, 1988.
4 Игнатьева, М. Н. Судебная реформа в Сибири / М. Н. Игна-тьева.—Якутск, 1993; Игнатьева, М. Н. Управление и суд в Сибири во второй половине XIX в. / М. Н. Игнатьева. — Якутск, 1995.
5 Крестьянников, Е. А. Судебные преобразования в Западной Сибири в 1885— 1917 годах : дис. канд. ист. наук / Е. А. Крестьянников. — Тюмень, 2002; Чечелев, С. В. Судебная реформа в Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. : дис... канд. юрид. наук / С. В. Чечелев.—Омск, 2001.
6 Авдеева, О. А.Судебная система Восточной Сибири XVII — пер. пол. XIX в. (сравнительный анализ общеимперских и региональных начал) : дис. канд. юрид. наук / О. А. Авдеева.— Екатеринбург, 2001.
7 Глазунов, Д. А. Проведение судебной реформы 1896 г. на территории Западной Сибири (по материалам Томской губернии) : автореф. дис... канд. ист. наук / Д. А. Глазунов. — Барнаул, 2003; Гаврилова, А. В. Формирование и развитие института адвокатуры в Западной Сибири в период разработки и реализации судебной реформы 60-х гг. XIX в. : автореф. дис... канд. юрид. наук / Д. А. Гаврилова. — Омск, 2005; Бтикеева М. А. Реформирование судебных установлений Западной Сибири и их деятельность в кон. XIX — нач. XX вв. (по материалам Омской судебной палаты) : автореф. дис. канд. юрид. наук / М. А. Бтикеева.— Волгоград, 2002.
Библиографический список
1. Киикова, Л. К. Преобразования судебной системы в контексте социально-политических проблем России второй половины XIX — начала XX века / Л. К. Киикова, А. В. Михеев // История государства и права/ — 2007. — № 12.—С. 22.
2. Бтикеева, М. А. Судебные учреждения Западной Сибири в конце XIX — начале XX веков (по судебным уставам 1864 г.) / М. А. Бтикеева. — Омск, 2001-С. 4.-ISBN 5-88651-149-0.
3. Бтикеева, М. А. Об исследовательских подходах к изучению судоустройства и судопроизводства в Западной Сибири / М. А. Бтикеева // Российская правовая система. Пути повышения эффективности: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Омск, 2007.-С. 27.
КУЧЕРЯВЕНКО Евгений Владимирович, аспирант кафедры истории и регионального развития.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.02.2010 г.
© Е. В. Кучерявенко
Книжная полка
Тарле, Е. В. Северная война: Северная война и шведское нашествие на Россию. Русский флот и внешняя политика Петра I / Е. В. Тарле.-М. : АСТ Астрель, 2011.-701 с.
История Северной войны. История героической борьбы русского народа за выход к Балтийскому морю. История противостояния двух гениальных монархов-полководцев — Петра I и Карла XII. Как удалось России не просто победить в Северной войне, но и воспользоваться плодами своей победы? Как создавался русский флот? Какие действия предпринимала в этот период российская дипломатия? Вот лишь немногие из вопросов, на которые Е.В. Тарле отвечает в своей знаменитой монографии, переведенной на множество европейских языков.