Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 1 (54). С. 31-34.
УДК 340 (091)
DOI 10.25513/1990-5173.2018.1.31-34
СУДЕБНАЯ ПАЛАТА КАК СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
TRIAL CHAMBER AS COURT OF THE APPEAL INSTANCE AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF THE ХХ CENTURIES
А. С. МОРОЗОВА (A. S. MOROZOVA)
Судебная реформа 1864 г. устанавливала в качестве суда апелляционной инстанции судебную палату. Новый судебный орган должен был быть единственным судом второй инстанции для общих судебных мест. Однако их создание на территории всей страны заняло продолжительное время.
Ключевые слова: судебная палата; апелляция; судебная реформа 1864 г.; гражданское судопроизводство.
Judicial reform of 1864 established trial chamber as court of the appeal. The new judicial authority had to be the only court of the second instance for the general judicial places. However their creation in the territory of the whole country has taken the long period of time.
Key words: trial chamber; appeal; judicial reform in 1864; civil proceeding.
Судебная палата выполняла функции апелляционной инстанции по отношению к окружным судам как судам первой инстанции в системе общих судебных мест.
Согласно Учреждению судебных установлений 1864 г. судебная палата создавалась в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей [1]. В судебной палате действовали департаменты, представляла она собой коллегиальный орган, а судебные функции осуществляли председатель и члены палаты.
Для занятия должности судьи необходимо было соответствовать ряду критериев. Согласно законодательству в судебные ведомства на службу могли поступить только русские поданные, т. е. устанавливался критерий подданства. Также необходимо было, чтобы лицо, претендующее на должность, не состояло под следствием или судом; не было исключено со службы по суду или из духовного ведомства, из обществ и дворянских собраний по приговорам этих сословий; не было объявлено несостоятельным должником; не со-
© Морозова А. С., 2018
стояло под опекой за расточительность [2]. Эти общие требования предъявлялись ко всем лицам, занимающим должности по судебному ведомству.
Также существовал и образовательный критерий: необходимо было наличие юридического образования, однако также существовала возможность занять должность, доказав свои познания в судебной части (ст. 202 Учреждения судебных установлений). Как верно отмечает Т. Н. Ильина, для осуществления судебной деятельности в соответствии с судебной реформой 1864 г., построенной на принципах состязательности и гласности, необходимо и знание закона, и умение анализировать факты и на этой основе принимать решения [3]. При этом образовательный ценз устанавливался не только в отношении судей - секретари и помощники, служившие в судебной палате, должны были окончить курсы юридических наук в высших образовательных учреждениях или сдать соответствующий экзамен. Требовалось воспитать и научить специалистов с позиций новых
принципов и порядка рассмотрения дел, которые устанавливались новыми судебными уставами.
Ещё одним требованием, предъявляемым к должности по судебному ведомству, был опыт. Членами судебной палаты могли стать лица, занимавшие не менее трёх лет должности не ниже членов и прокуроров окружных судов. Председателями судебных палат назначались лица, не менее трёх лет состоявшие в должности не ниже прокурора или члена судебной палаты либо председателя или товарища председателя окружного суда. Таким образом, членами судебных палат могли стать только профессионалы, обладающие и знаниями, и опытом в судебной деятельности. Поскольку судебная палата представляла собой вышестоящий суд, соответственно и требования к опыту и профессионализму были более строгие, чем к судьям судов первой инстанции.
Для обеспечения получения такого опыта был создан институт кандидатов на судебные должности, которыми могли стать лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста, окончившие курс юридических наук в высших учебных заведениях или сдавшие соответствующие экзамены и имеющие об этом аттестат. Они распределялись в окружные суды, судебные палаты, назначались к прокурорским работникам. Кандидаты состояли на государственной службе, но штатного жалования не получали. При этом срока нахождения лица в должности кандидата установлено изначально не было. Позднее, в силу отсутствия желающих на неопределённый срок поступать на службу без постоянного заработка, назрела необходимость изменения ряда правил. Кандидаты были разделены на старших и младших, им присваивались служебные права и привилегии помощника секретаря окружного суда и помощника секретаря при мировом съезде соответственно. Также был установлен срок нахождения в каждом звании. В звании младшего кандидата лицо находилось полтора года и должно было получить удостоверение о наличии у него достаточных навыков и опыта, лица, не получившие такого удостоверения за два года, отчислялись. Старшие кандидаты находились в своём звании не менее полутора лет и могли просить о выдаче им свидетельства,
подтверждающего, что они доказали свои знания в судебной части [4]. Таким образом, с одной стороны, судьями становились лица, получившие не только опыт, но и хорошо себя зарекомендовавшие, а с другой стороны, ожидание в должности кандидата не было бесконечным и в случае неудачи была возможность реализовать себя в чем-то ином.
Создание судебных палат на территории всей Российской империи заняло достаточно много времени. Так, первые судебные палаты были учреждены в Санкт-Петербурге и в Мо -скве в 1866 г., последняя же, Новочеркасская судебная палата была открыта в 1904 г. [5].
Так и в Сибири судебная реформа проводилась значительно позже 1864 г., поэтому учреждение на территории Западной Сибири Омской судебной палаты произошло только в 1899 г. Омская судебная палата являлась вышестоящим судом для четырёх окружных судов: Омского, Томского, Тобольского и Семипалатинского; позднее, с добавлением в 1910 г. Барнаульского, их стало пять.
В год своего образования Омская судебная палата в апелляционном порядке рассмотрела 18 дел из 24 поступивших [6]. В 1905 г. из оставшихся с прошлого года 35 и поступивших за год 87 судебная палата разрешила 58 дел [7]. За 1911 г. из 110 дел, оставшихся с прошлого года, и 502 поступивших окончено рассмотрение было по 444 делам [8]. За 1912 г. из 718 дел рассмотрено 580 дел [9], за 1913 г. из 716 дел окончено 613 дел [10]. Очевидно, что количество рассматриваемых в апелляционном порядке Омской судебной палатой дел неуклонно возрастало, увеличивая нагрузку на членов суда.
Первым председателем Омской судебной палаты был назначен Н. К. Безе (бывший председатель Уфимского окружного суда [11]), возглавлявший уголовный департамент, гражданский департамент возглавлял А. И. Мат-тель. Однако руководил Омской судебной палатой Н. К. Безе не долго, и уже в марте 1901 г. указом на должность председателя Омской судебной палаты был назначен А. А. Кобылин.
Согласно сохранившемуся архивному фонду Омской судебной палаты на 1 января 1912 г. на службе в Омской судебной палате состояли: старший председатель Ф. Ф. Фон-Паркау (в должности с 29 июня 1908 г.), возглавлявший уголовный департамент, предсе-
Судебная палата как суд апелляционной инстанции в конце XIX - начале XX в.
датель гражданского департамента М. Я. Введенский (в должности с 25 января 1907 г.), четыре члена уголовного департамента и два члена гражданского департамента. В канцелярии Омской судебной палаты состояли два секретаря, три помощника секретаря и один штатный переводчик [12].
Следует заметить, что только два члена уголовного департамента - Н. И. Любимов и Н. П. Белобородов - состояли в своих должностях с 1899 г., а к 1916 г. остался только Н. П. Белобородов [13]. Частая смена судейских кадров происходила не только в Омской судебной палате, данная тенденция была свойственна судебным органам на территории всей страны [14]. С одной стороны, такая ситуация приносила трудности самим членам палаты и не могла не отразиться на их деятельности отрицательно. С другой же стороны, кадровая поддержка оказывалась тем судам, которые в ней нуждались. И такими судами как раз являлись сибирские суды, и с началом распространения судебных уставов на территорию Сибири стали формироваться списки обладавших необходимыми нравственными и служебными качествами лиц, изъявивших желание перейти на службу в Сибирь, что сопровождалось процедурой сбора информации о претенденте, в том числе о его нравственных и профессиональных качествах [15].
Кроме того, например, председатели и члены судебных палат, занимающие эти должности не менее трёх лет, могли быть назначены сенаторами кассационного департамента Правительствующего Сената, т. е. перемещения могли быть связаны и с повышением по службе.
Как можно заметить, гражданский департамент состоял всего из трёх членов, включая председателя департамента. Таким образом, отсутствие одного из них по причине болезни или отпуска существенно сказывалось на нагрузке судей. А для проведения выездных сессий приходилось привлекать судей окружных судов, за исключением тех, чьи решения пересматривались [16].
Также среди факторов, негативно сказывающихся на деятельности Омской судебной палаты, можно отнести недостаточное финансирование [17]. Как отмечает В. Е. Куче -рявенко, «незначительный бюджет судебной
палаты и окружных судов обуславливал экономию средств на проведение выездных сессий из-за несоответствия выделяемых из казны и требуемых суровой действительностью края денежных ассигнований» [18].
Так, например, Омская судебная палата не располагала собственными помещениями, их приходилось арендовать. А когда стал истекать срок аренды и сменившийся арендодатель решил повысить стоимость аренды, на просьбу председателя палаты приобрести в собственность какие-либо помещения из министерства юстиции ответили, что затраты на приобретение не должны превышать затрат за наём. И это при том, что условия в арендуемом помещении оставляли желать лучшего. Конечно, строительство собственного здания обсуждалось ещё с 1903 г., и даже был выделен для этого земельный участок, однако возведено и пригодно для использования здание было только к 19161918 гг.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что судебная палата представляла собой полностью автономный суд вышестоящий инстанции, должностные лица которого не являлись судьями нижестоящего суда. Следовательно, судебная палата в полной мере обеспечивала иерархические отношения судов в качестве суда второй инстанции, т. е. соответствовала необходимому для осуществления апелляции построению судебной системы. Кроме того, несмотря на наличие многих проблем, должностные лица судебных палат стремились исполнить возложенные на них функции.
1. См.: Ст. 110 Учреждения судебных установлений // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. Том ХХХ1Х. Отделение второе. - СПб., 1867. - С. 189.
2. См.: Ст. 200, 201 Учреждения судебных установлений // Там же. - С. 195-196.
3. См.: Ильина Т. Н. Кадровое обеспечение судебных учреждений в Российской империи во второй половине XIX - начале XIX в.: институт кандидатов на должности по судебному ведомству // Администратор суда. - 2010. -№ 2. - С. 31.
4. См.: Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета от 24 декабря 1891 г. // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье. Том Х1. - СПб., 1894. - С. 672-673; Васьковский Е. В. Учеб-
ник гражданского процесса. - М., 1914. -С. 39.
5. См.: Курас Т. Л. Судебные палаты в Российской Империи: создание, сравнительная характеристика // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2011. - № 10. - С. 309-310.
6. Исторический архив Омской области. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 3.
7. Исторический архив Омской области. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 87.
8. Исторический архив Омской области. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 214.
9. Исторический архив Омской области. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 240.
10. Исторический архив Омской области. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 266.
11. См.: БтикееваМ. А. Судебные учреждения Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв.: по материалам округа Омской судебной палаты : дис. ... канд. юрид. наук. -Омск, 2002. - С. 28.
12. Исторический архив Омской области. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 214.
13. Исторический архив Омской области. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 322.
14. См., например: Курас Т. Л. Кадровая политика самодержавия в судебных палатах Российской империи // Гуманитарный вектор. -2011. - № 3. - С. 58-59; Курас Т. Л. Общая
характеристика судебных палат в Российской империи (на примере Московской палаты) // Власть. - 2012. - № 7. - С. 122-123.
15. См.: Курас Т. Л. Служба в судебных палатах, действовавших на центральных, западных и восточных территориях Российской империи // Сибирский юридический вестник. -2011. - № 3. - С. 17; Бтикеева М. А. Указ. соч. - С. 26.
16. См. об этом: Астахов А. В. Судебные институты омского судебного округа в конце XIX -начале XX вв.: структура, состав и функционирование : дис. ... канд. ист. наук. - Омск, 2009. - С. 72; Чечелев С. В. Судебная реформа в Сибири во второй половине XIX - начале ХХ вв. : дис. . канд. юрид. наук. - Омск, 2001. - С. 158.
17. Хотя этот фактор можно отнести к деятельности всех судебных органов. См., например: Захаров В. В. Основные этапы реформирования российского суда и института исполнения судебных решений в сфере частного права в 1832-1917 гг.: историко-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2009. -С. 261.
18. Кучерявенко В. Е. Деятельность судов Западной Сибири в конце XIX - начале XX века : автореф. дис. . канд. истор. наук. - Кемерово, 2011. - С. 15.