Научная статья на тему 'История с точки зрения человека'

История с точки зрения человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ АНКЕТА / АНКЕТА ПО АНТРОПОЛОГИИ / ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ДЕТСТВА / УСТНАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курбатов Рустам Иванович

Что является предметом школьного курса истории? Уроки это Путешествие на Машине времени. Тerra incognita в исторической антропологии. Семь разделов планирования и пространство школьного исторического курса. Сущностные вопросы и событийная канва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История с точки зрения человека»

Гехнология л практика ОБУЧЕНИЯ

ИСТОРИЯ СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

*

ж

Рустам Иванович Курбатов,

учитель истории, директор лицея «Ковчег XXI века», г. Красногорск Московской области e-mail: arche21@mail.ru

Сегодня учебник — не единственный источник информации для ученика: Интернет, фильмы, книги, журналы — вот откуда школьник узнаёт об истории. Автор рассказывает о том, как можно работать с другими источниками информации, используя нестандартные, интересные для детей формы учебной работы.

• предмет школьного курса истории • универсальная анкета • анкета по антропологии • всеобщая история детства • устная история

Вопросы другу, прилетевшему на Машине Времени

Что является предметом истории, точнее — школьного курса истории? Можно пойти по такому пути: задать этот вопрос детям.

Итак: в ваш класс приходит (а может, прилетает) мальчик (а может,

это девочка) из другой эпохи. Прилетает на Машине Времени. Не так важно, из какой эпохи. О чём бы вы спросили его (её)? Ну, кроме вопросов типа «как тебя зовут»?

Первые вопросы, ясное дело, были про школу: а строгий ли у тебя учитель?

Помогают ли родители делать домашнюю работу?.. А потом пошло: Как вы живёте без техники? Не голодаете ли вы? Какой у вас Бог?

Дети очень любят всяческие анкеты, опросники и «дневнички». Так вот, у нас получается Анкета для друга, который прилетел к нам на Машине Времени. Далее — примеры вопросов из такой анкеты. Вот эти вопросы:

3 «б» класс

Какая одежда была 150 лет назад? Самое распространённое имя 150 лет назад? Что вы дарите учителям на праздники? Твоё любимое блюдо? Твоя любимая игра? Твоя любимая книга? Есть ли у тебя телевизор? Ты любишь природу? Твой любимый фильм? Ты живёшь в доме или в квартире? С кем ты дружишь? Какие у тебя любимые цветы? Какую еду вы едите? Есть ли у вас поезда? Какой твой любимый напиток? Умеешь ли ты играть в шахматы? Любишь ли ты животных? Много ли у тебя комнатных растений? Что ты любишь делать в свободное время? Есть ли у тебя машина? В какой школе ты учишься? Какой предмет тебе нравится? Есть ли в вашей школе наказания? В какие игры ты играешь? Умеешь ли ты писать? Кем работает твой папа? Кем работает твоя мама? Что ты проходишь по математике? Какую книжку ты читаешь? Умеешь ли ты делать игрушки? Есть ли в твоей школе оценки?

2 «а» класс

В каком доме вы живёте? Умеете вы писать, и чем вы пишете? Кто у вас в семье главный (старший)? Есть ли у вас транспорт (самолёты, корабли, космические корабли, автомобили, животные)? Есть у вас игрушки? Занимаетесь вы творчеством (рисованием, пением, лепкой из глины, театром)? Вы охотитесь или сами разводите животных? Вы едите овощи и фрукты? Сколько вы лет учитесь? С какого возраста

вы идёте в школу? Мальчики и девочки учатся вместе или отдельно? Вы пользуетесь косметикой? Воюете ли вы с другими государствами или племенами? Верите ли вы в привидения и НЛО? Во что вы одеваетесь? Какие у вас праздники? Ловите ли вы рыбу и чем? Есть ли у вас деньги? Ставят ли вам оценки? Чем вы питаетесь? Какие у вас домашние животные? Ходите ли вы в школу или нет? Есть ли у вас посуда? Есть ли у вас зоопарк и какие у вас там звери? Как вы одеваетесь зимой? Какие у вас наказания в школе и дома? Какую музыку вы слушаете? Сколько времени

длится ваш рабочий день?

* * *

За ответами на эти вопросы мы «отправляемся» в разные исторические эпохи, чтобы познакомиться ^<теми людьми» и расспросить их как следует. И вообще, наши уроки — это Путешествия на Машине Времени. Пяти-, шестиклассники так и называют этот курс: «Путешествие на МВ».

Вот маршруты наших путешествий: Первобытность. Античность, Древний и средневековый Китай; Средневековая Европа; Европа Нового времени; Средневековая Русь; Россия XIX века; Мир в XX веке.

Конечно, список неполный. Что ж, остаётся ещё terra incognita в исторической антропологии.

Я стремился каждую эпоху-культуру представить по такому плану: Повседневная жизнь — еда, одежда, жилище. Хозяйственная жизнь — способы обеспечения и обмена. Социальная и политическая жизнь — устройство общества и организация власти. Семья и воспитание ребёнка. Искусство — представление о прекрасном. Философия, религия, мифология, наука — способы ответа на основные вопросы бытия. «Социальные практики» — нормы и традиции общества. Как легко догадаться, все детские вопросы могут быть «разложены» по этим семи разделам.

А ведь у нас получилась универсальная анкета: эти вопросы можно задавать и древнему китайцу, и античному греку, и средневековому человеку... Эта анкета может пополняться новыми вопросами в течение года.

По большому счёту, у нас получился полный курс истории, ведь вопросы о косметике и объёме домашнего задания — это только первые вопросы, для раскачки. А потом идут более сущностные вещи: о времени, пространстве, космосе, смысле жизни. Наши вопросы могут перекрыть всё пространство школьного исторического курса, но с одной оговоркой: дети не будут спрашивать о конкретных событиях — о «событийной истории»: о войнах и правителях. Что ж, можно добавить к нашим сущностным вопросам и эту событийную канву.

* * *

Вообще, удивительная вещь: школа учит всякой всячине, стыдливо обходя самое важное и насущное для ребёнка (подростка).

Так ли уж важно знать дату Второй пунической войны и родословную Рюриковичей, ведь история повседневности — это другая история: она проводит ребёнка (подростка) через смыслы, выработанные другими культурами, позволяет почувствовать себя то древним греком, то средневековыми европейцем, то китайцем эпохи Мин. Человеком Культуры.

Анкета по антропологии

Детские вопросы сверстнику, «прилетевшему на Машине Времени», разворачиваются в широкую программу изучения другой эпохи. Эти вопросы теперь уже во взрослой формулировке представляют собой программу настоящего исследования.

МИ

Жилище

Описание жилища: размер дома, внешний вид; материал, из которого построен дом. Строительство дома: выбор места; кто строит дом; ритуалы, связанные со строительством. Пространство внутри дома: мужское и женское, частное и общее пространство, сакральные места дома, хозяйственное и жилое помещения. Социальные различия, проявляемые в жилище:

дома богатых и дома бедных. Мебель и другие вещи в доме. Коммуникации: обогрев дома, водоснабжение, освещение, туалет, представление о комфорте. Ритуалы, связанные с домом: граница дома и внешнего мира; запреты, связанные с поведением внутри дома; ритуал новоселья.

Еда

Способы обеспечения продовольствием: покупают пищу или сами обеспечивают себя. Пищевой рацион: пристрастия, запреты и ограничения, «национальные блюда», напитки. Способы обработки продуктов. Ритуал приёма пищи: дома и вне дома, вместе или порознь, продолжительность обеда, правила поведения за столом. Еда богатых и еда бедных. Голод и страх голода: продовольственные запасы. Сакральность пищи: особое отношение к отдельным продуктам. Еда в особых случаях: праздники, поминки.

Одежда

Кто производит одежду. Одежда мужская, женская, детская. Одежда как знак принадлежности к группе: национальной, социальной. Специальная одежда: форма военных, школьная форма. Рамки дозволенного в одежде и их нарушение.

Пространство

Географические представления: форма Земли, материки, океаны. Представления о Космосе: конечность или бесконечность, начало времён, центр Вселенной, звёзды, планеты. Пространство жизни человека: пределы путешествий, практика путешествий. Идеальное пространство: сад, монастырь, парк...

Время

Способы измерения времени: виды часов, отношение к измерению времени. Отношения со временем: ценность времени, степень точности... Историческое время: память об исторических событиях,

представление о начале и конце истории. Образы времени: время как вода, как живое существо. Время и вечность: относительность или абсолютность времени, возможность «путешествия во времени», представление о вечности.

Здоровье и болезнь

Статистика болезней: как часто болеют люди, смертность в результате болезни. Причина болезни: наказание свыше, неправильное поведение человека. Практика лечения болезни: лечатся сами, помощь специалиста. Здоровье как ценность: забота о своём теле, «здоровый образ жизни».

Сны и сновидения

Почему человек видит сны? Что означают сны? Сны как возможность предсказать будущее. Сны как работа подсознания. Сон как особая реальность.

Тело человека

Тело, душа, дух. Восприятие тела: забота о теле, истязание тела. Красота тела: каноны изображения тела в искусстве. Нормы и обычаи гигиены: как часто люди мылись. Особое отношение к волосам.

Человек и природа

Человек воздействует на природу: обработка земли, каналы, преодоление пространства. Мифология природного и культурного. Наблюдение за природой, предсказания погоды.

Техника

«Технический обзор»: уровень развития техники. Изобретения и их внедрение. Техника и облегчение жизни человека, надежды, связанные с техникой. Опасности и страхи, связанные с техникой.

Семья

Состав семьи: малая и большая семья. Иерархия отношений: кто в семье главный.

Обязанности членов семьи по отношению друг к другу. Отношение к старикам.

Труд

Физический и умственный труд. Труд: наказание, необходимость, радость? Смысл труда: обеспечение жизни, богатство... Приучение детей к труду. Представление об отдыхе.

Настоящий человек

Какими качествами должен обладать настоящий человек? Общественные идеалы и кумиры. «Низкие люди».

Нормы общения

Обращение друг к другу: имя, фамилия, титул, прозвища. Нормы общения между мужчиной и женщиной. Нормы общения между ребёнком и взрослым.

«Чужие»

Где проходит граница: раса, язык, религия, страна проживания. Толерантность или нетерпимость. Стереотипы восприятия: рассказы о других людях, устойчивые представления о «других».

Война

Причины войн: территория, пленные. Техника, снаряжение, военная тактика. Структура армии: профессиональная армия, ополчение. Этика войны: отношение к врагу, отношение к пленным.

Структура общества

Социальные группы: сословия, касты, классы, страты, национальность. Чем определяется принадлежность к группе: рождением, богатством, уровнем образования? Насколько эти группы замкнуты? Возможность перехода из группы в группу. Восприятие социальной иерархии.

Всеобщая история детства

Ребёнок в первобытном обществе, в культуре античности, в Древнем Китае, в эпоху Средневековья... Вот программа этого курса — составленная на основе детских вопросов.

Появление ребёнка на свет

Мать ждёт ребёнка: ограничения, подготовка. Роды: где происходят, кто принимает, кто присутствует, участие отца, специальные обряды. Мальчик или девочка: кого ждут больше. Выбор имени. Отношение к больным детям. Обряды, связанные с появлением ребёнка на свет.

Младенчество

Периодизация возраста. Мать и дитя — физический контакт. Роль отца, старших братьев и сестёр, других старших родственников. Питание ребёнка. Первые навыки. Способы воспитания: реакция на крик, наказания. Забота о здоровье: меры предосторожности, лечение заболевших детей. Детские игрушки, колыбельные песни.

Детство

До каких пор ребёнок считается «ребёнком»? Обязанности ребёнка: с какого возраста начинает помогать по хозяйству. Что и к какому возрасту должен уметь делать ребёнок? Отношения между братьями и сёс-трами. Сказки, легенды, поучительные истории — как ребёнка вводят в мир культуры? Что разрешают и что запрещают родители, как и за что наказывают? Детская одежда, детские игры.

Школа

Есть ли школа: кто организует обучение, кто ходит в школу: с какого возраста, обучение мальчиков и девочек, какие социальные группы? Чему учат в школе: предметы, программы. Отношения внутри школы: отношения между учениками, между учениками и учителем. Школьная дисциплина и правила: запреты, наказания. Восприятие школы обществом.

Женитьба и

замужество

Брачный возраст. Кто принимает решение о выборе жены (мужа)? Знакомство: где могут познакомиться юноша и девушка, гадание о суженом. Свадебный обряд. Где живут молодые?

За легализацию исторической антропологии

Конечно, мы как бы шутя ответили на вопрос о содержании учебного курса истории, выстроив его от вопросов семилетнего ребёнка. И получили в итоге курс исторической антропологии. Но если следовать взрослой, научной логике, последнее столетие движение мысли идёт в том же направлении. Классическая историческая наука XIX века представляла собой историю политических событий, великих людей и социально-экономических процессов. Войны, возникновение и гибель государств, биографии королей, героев, полководцев и учёных, влияние производительных сил на производственные отношения. Можно сказать, что это была история больших структур и великих личностей. Причём явно европо-центричная история.

В ХХ веке произошёл «антропологический поворот» в истории. Историки начинают заниматься проблемами человека и его повседневной жизни. Обычная жизнь обычного человека. Что у него на столе? Во что он одевается? В каком доме живёт? Каким транспортом пользуется? Как воспитывает детей? Как добывает себе «хлеб насущный»? Как отмечает праздники? Боится ли верховной власти или смеётся над ней? Ходит к врачу или лечится сам? Что видит во сне и как объясняет себе смысл сновидений? Историческую антропологию интересует всё, что имеет отношение к человеку, — «всё, что пахнет человечиной», по словам Марка

Блока, известного французского историка, одного из тех, кто почти век назад «развернул» историю лицом к человеку.

Итак, в поиске ответа на вопрос «Что представляет собой содержание курса истории в школе?» два вектора: детский интерес и взрослая наука — сошлись в одной точке. История — это, главным образом, история обычного человека в его повседневной жизни, социально-экономических процессов, в которые он вовлечён, его картина мира. Это антропологически ориентированная история.

Конечно, отдельная грань антропологической история, применительно к ХХ веку, — это устная история. Вокруг нас — живые люди: наши родители, бабушки и дедушки, — пережившие войну, оттепель, застой, перестройку. Спросим их: какими они были в 14—15 лет: во что одевались, что танцевали, во что верили. И это будет настоящая история, живая история.

Устная история — направление в современной исторической науке. Этим занимаются серьёзные учёные: курс Устной истории читают студентам в университетах, организуются научные экспедиции, проводятся конференции. Этим можете заняться и вы — редкий случай, когда серьёзная наука оказывается интересным и доступным для старшеклассника занятием.

Быть современным!

Каждый подросток хочет быть свободным и взрослым. Быть свободным — значит иметь возможность выбора. Не только

одежды, которую носить, и музыки, которую слушать. Но и выбора мировоззрения — образа мысли. Этот курс даёт подростку такую возможность. В чём смысл человеческой жизни? Какими качествами должен обладать настоящий человек? Как должно быть устроено общество? Что такое дружба и любовь? Какими соображениями стоит руководствоваться при выборе профессии? На вопросы, которые обычно ставит перед собой подросток, мы можем услышать ответы из разных времён — разных людей.

Раньше говорили в школе, что ребёнок должен изучать историю своей страны: таким образом он становится наследником — получает в наследство традиции. Этот курс делает подростка наследником разных традиций: античной, христианской, ренессансной, дальневосточной. Это его наследство!

Мы ездим по свету, слушаем музыку различных направлений, ходим в китайские и итальянские рестораны — почему же не познакомиться с образом мыслей людей разных культур? Не копировать их, конечно, но постараться понять и принять, сделать частью собственного «я».

Смысл истории — понять другого человека. Восстановить его картину мира, понять его мысли и чувства, принять его смыслы. Потому что люди, жившие в различные эпохи, искали и находили ответы на те же вопросы, которые стоят перед современными подростками. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.