Научная статья на тему 'История русской литературы XIX века (вторая половина). Содержание курса'

История русской литературы XIX века (вторая половина). Содержание курса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История русской литературы XIX века (вторая половина). Содержание курса»

Публикации

История русской литературы XIX века (вторая половина). Содержание курса

Р. Г. Назиров

1. Обзор, начиная с 1866 года. Реакция после выстрела Каракозова. Россия 70-х годов.

2. Творчество Н. А. Некрасова.

3. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.

4. Русская драматургия. Эпический театр Островского. Трилогия Сухово-Кобылина (это по возможности).

5. Тютчев и Фет.

6. Творчество Лескова.

7. Достоевский.

8. Лев Толстой.

9. Гаршин.

10. Короленко.

11. Чехов.

12. Обзор

Необходимо придерживаться университетской программы. Однако можно отчасти потеснить обязательный курс, чтобы за счёт его расширить картину и дать студентам более полное представление о богатстве и разнообразии литературы периода.

Наметить главные линии. Подчеркнуть их дальнейшее развитие: Некрасов — Маяковский, Тютчев, Фет и Полонский — Блок, Лесков — Ремезов, Достоевский — Л. Андреев и Л. Леонов, Толстой — Фадеев, Короленко — Горький.

Картина взаимосвязей с мировой литературой.

Всякий раз сталкивать противоположные трактовки критиков и исследователей. Заставлять студентов работать самостоятельно. Пусть думают сами.

Обзорная лекция

1. В 1866 г. Каракозов стрелял в царя. Началась диктатура Муравьёва, «Современник» был закрыт.

2. Русская литература этого времени. Завершается «Война и мир». Достоевский публикует «Идиот», затем «Бесы». Тургенев—«Дым». Гончаров — «Обрыв».

3. Литература революционных демократов переживает кризис. Один Салтыков-Щедрин да в поэзии Некрасов.

4. Разгул антинигилистической литературы. Странная судьба Лескова.

5. Поэзия. Время Тютчева, Фета, Майкова и Полонского.

6. Непрерывное восхождение русского романа. «Анна Каренина». «Братья Карамазовы».

7. Развитие капитализма в России. Завоевание Средней Азии. Русско-турецкая война. Подъем революционного движения. Степан Халтурин. Желябов. Софья Перовская.

8. 1 марта 1881 года.

Демографический и экономический подъем в России в XIX веке. Развитие капитализма. Слабость буржуазии в России. Военный деспотизм царей и колоссальная мелкобуржуазная стихия.

Мещанство и его роль накануне эры пролетарских революций.

Чехов — портет России в переходную эпоху: от 1 марта 1881 года до «кровавого воскресения». Трагизм застывшей жизни и предчувствие великих перемен.

Надсон, Фофанов, Анненский, символизм. Владимир Соловьёв.

Мережковский, Брюсов, Розанов. Александр Блок.

Творчество Н. А. Некрасова

1-ая лекция. Обзор идейно-художественной эволюции

1. Некрасов как один из участников «натуральной школы».

2. Неудача первых стихов. Слабая проза Некрасова. «Подёнщина».

3. Влияние Белинского. Новые темы, новаторская острота стихов Некрасова. Объяснение в ненависти прошлому своей страны («Родина»), декларативная и вызывающая постановка вопроса о проституции («Когда из мрака заблужденья... »). Некрасов находит свой стиль. В диссонансах его поэзии выражается душевный скрежет.

4. Некрасов 50-х годов. «Тишина». Либеральные иллюзии. Огромный успех сборника 1856 года. Рост и созревание журнала «Современник». Некрасов с Добролюбовым и Чернышевским. Ленин о колебаниях поэта.

5. Темы долга, совести и вины в поэзии Некрасова. Самобичевание, саморазоблачение как особая форма критики по отношению к русской интеллигенции.

6. Реформа 1861 года. Окончательное и жестокое прозрение. Некрасов в обстановке реакции. Чувство одиночества.

7. Пореформенная поэзия Некрасова. Картины жизни крестьянства. Урбанизм Некрасова. Поэт деревни и поэт Петербурга.

8. «Кому на Руси жить хорошо».

9. Новаторское значение творчества Некрасова. Сугубо личное отношение к общественным проблемам. Поэт социальный был в то же время поэтом самовыражения.

2 лекция. Лирика Некрасова

Основные этапы. Горький, печальный характер его лирики. Формальные новации, обусловленные общими духовным строем поэзии Некрасова. Дактиль и анапест. Дактилическая реформа. Контрасты. Система сравнений. Песня и романс.

Самоопределение некрасовской Музы — бледной, больной, иссеченной кнутом. Мотивы нищеты, голода, болезни и смерти.

Лирическое «я» в поэзии Некрасова: образ человека, остро сознающего свою слабость и вину пред народом. Гнев и раскаяние, ненависть и любовь.

3-я лекция. Поэмы Некрасова

1. Три линии эпоса Некрасова:

а) героико-революционная поэма, идущая от декабристов, от Рылеева и др. (Романтизм, «Белинский», «Несчастные», «Р. жен».

б) народная поэма — главный жанр Некрасова, к к-рому он идёт от народной песни, от фольклора, от народного сказа;

в) сатирическая поэма — от стихотворного фельетона и куплета, от малых форм журнальной сатиры.

2. Слияние всх трёх линий в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Сказочное сюжетное обрамление. Реализм народных картин. Мотив странствия. Фельетонные приёмы. Жанровая живопись. Героизация главных положительных образов: богатыря Савелия и Гриши Добросклонова.

3. Основные особенности эпоса Некрасова.

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

Творческий путь

1. Первые повести Салтыкова.

2. Ссылка в Вятку и «Губернские очерки». Сатирик=психолог.

3. Салтыков в оценке современников. Справа Достоевский, слева Писарев. Успех Сал-тыкова=Щедрина.

4. «Помпадуры и помпадурши».

5. «История одного города». Расцвет гротеска Щедрина.

6. «Господа ташкентцы». «Дневник провинциала в Петербурге».

7. «Благонамеренные речи».

8. «Господа Головлёвы»—вершина творчества Щедрина, образ Иудушки. Социальный психологизм. ЩЕдринский болевой эффект.

Стиль Шадрина Темы

1. Тема лишних людей. Свобода и необходимость.

2. Тема маленького человека. Бедность и неравенство.

3. Наполеоновская тема.

4. Тема «прекрасного прошлого» (дворянские гнёзда).

5. Тема новых людей. [Термин у Чернышевского специфичен, но в более широком смысле «новы люди» — это не революционеры, в практические деятели, Калинович, Штольц и Молотов].

6. Тургеневские героини, внучки Татьяны Лариной.

7. Раскольников.

8. «Вечная Сонечка» — тема самопожертвования (Некрасов).

9. Роковые женщины.

10. Тема «русского бога».

11. Тема морального перерождения.

12. Проблема русского мужика. L'ame slave.

13. Кающийся дворянин.

14. Sacrificium intellectus. Антирационализм.

15. Новый оборот темы «маленького человека» —чиновники.

16. Люмпенпролетарский романтизм молодого Горького.

17. Мистическая любовь Блока.

18. Половая проблема как симптом измельчания литературы (Арцыбашев, Вересаев, Куприн, Бунин, Леонид Андреев)...

19. Интеллигент — лишний человек XX века.

20. Революция. Царь-Голод, Голый год, Петербург.. .и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.