Научная статья на тему 'История российского кино: взгляд из Америки'

История российского кино: взгляд из Америки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
528
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / РОССИЙСКОЕ КИНО / АМЕРИКА / США

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федоров А. В.

Профессор Вермонтского университета Дениз Янгблад (Denise J. Youngblood) вот уже несколько десятилетий изучает историю российского киноискусства. Она не раз приезжала в Москву, стажировалась во ВГИКе, неделями работала в столичных архивах и библиотеках, а главное часами смотрела фильмы. В результате этих исследований ею были опубликованы монографии, в основном посвященные этапу Великого Немого в России. В книге «Волшебное зеркало» (The Magic Mirror. The University of Wisconsin Press, 1999, 197 pp.) она рассказала американским читателям о том, как начиналось искусство кино в Российской империи. Социокультурная ситуация, наиболее известные продюсеры, режиссеры, актеры, фильмы, публика 1908-1918 годов… Все эти темы и персоналии проанализированы тщательно, подробно, с подлинно киноведческим мастерством. Монография «Советское кино немой эпохи. 1918-1935» (Soviet Cinema in the Silent Era, 1918-1935. University of Texas Press, 1991, 336 pp.) дает объемную и широкую панораму кинематографа революционного авангарда и нэпа вплоть до появления первых звуковых фильмов. Л.Кулешов, С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, А.Довженко, ФЭКСы, Б.Барнет, Д.Вертов… Вот далеко не полный список кинематографистов, творчество которых анализируется в книге. Как всегда размышления Дениз Янгблад сопровождаются обширными «контекстными» параграфами, что вполне объяснимо, т.к. без знаний политических и исторических российских реалий 20-х первой половины 30х годов XX века американским читателям было бы, наверное, трудно многое понять. В книге подробно анализируется деятельность АРКа (Ассоциации революционных кинематографистов) и ОДСК (Общество друзей советского кино), крупнейших студий тех лет, тематический и жанровый спектр фильмов. С этой работой известного американского киноведа связана и другая ее монография «Фильмы для масс» (Movies for Masses. Cambridge University Press, 1992, 259 pp.), в которой рассказывается о развлекательном спектре советских фильмов 20-х годов, о фильмах, никогда не числившихся по разряду авангарда, однако в свое время пользовавшихся огромной популярностью у публики («Медвежья свадьба», «Мисс Менд», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах» и т.д.). Ключевой фигурой этой книги по праву стал Яков Протазанов, названный автором «русским Гриффитом». Последняя по времени книга Дениз Янгблад «Покаяние» (Repetence. London-N.Y.: Tauris, 2001, 116 pp.) написана ею совместно с профессором Howard University (Вашингтон) Жозефин Уолл. В этой работе дается подробнейший анализ (с привлечением сценария и цитат из статей российских киноведов) знаменитой притчи Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Д.Янгблад активно печатается в американской периодике. Статьи, посвященные творчеству А.Тарковского, А.Кончаловского и Н.Михалкова, российским фильмам о первой и второй мировой войне, «американской» теме в нашем кино… Вот далеко не полный список ее тематических пристрастий. Недавно Дениз Янгблад завершила работу над новой монографией «Русские фильмы о войне» (Russian War Films: On the Cinema Front, 1914-2005. University Press of Kansas, 2007, 319 pp.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История российского кино: взгляд из Америки»

книжная полка История российского кино: взгляд из Америки

A. B. Федоров

Профессор Вермонтского университета Дениз Янгблад (Denise J. Youngblood) вот уже несколько десятилетий изучает историю российского киноискусства. Она не раз приезжала в Москву, стажировалась во ВГИКе, неделями работала в столичных архивах и библиотеках, а главное - часами смотрела фильмы. В результате этих исследований ею были опубликованы монографии, в основном посвященные этапу Великого Немого в России.

В книге «Волшебное зеркало» (The Magic Mirror. The University of Wisconsin Press, 1999, 197 pp.) она рассказала американским читателям о том, как начиналось искусство кино в Российской империи. Социокультурная ситуация, наиболее известные продюсеры, режиссеры, актеры, фильмы, публика 1908-1918 годов... Все эти темы и персоналии проанализированы тщательно, подробно, с подлинно киноведческим мастерством.

Монография «Советское кино немой эпохи. 1918-1935» (Soviet Cinema in the Silent Era, 1918-1935. University of Texas Press, 1991, 336 pp.) дает объемную и широкую панораму кинематографа революционного авангарда и нэпа - вплоть до появления первых звуковых фильмов. Л.Кулешов, С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, А.Довженко, ФЭКСы, Б.Барнет, Д.Вертов. Вот далеко не полный список кинематографистов, творчество которых анализируется в книге. Как всегда размышления Дениз Янгблад сопровождаются обширными «контекстными» параграфами, что вполне объяснимо, т.к. без знаний политических и исторических российских реалий 20-х - первой половины 30х годов XX века американским читателям было бы, наверное, трудно многое понять. В книге подробно анализируется деятельность АРКа (Ассоциации революционных кинематографистов) и ОДСК (Общество друзей советского кино), крупнейших студий тех лет, тематический и жанровый спектр фильмов. С этой работой известного американского киноведа связана и другая ее монография «Фильмы для масс» (Movies for Masses. Cambridge University Press, 1992, 259 pp.), в которой рассказывается о развлекательном спектре советских фильмов 20-х годов, о фильмах, никогда не числившихся по разряду авангарда, однако в свое время пользовавшихся огромной популярностью у публики («Медвежья свадьба», «Мисс Менд», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах» и т.д.). Ключевой фигурой этой книги по праву стал Яков Протазанов, названный автором «русским Гриффитом».

Последняя по времени книга Дениз Янгблад - «Покаяние» (Repetence. London-N.Y.: Tauris, 2001, 116 pp.) написана ею совместно с профессором Howard University (Вашингтон) Жозефин Уолл. В этой работе дается

подробнейший анализ (с привлечением сценария и цитат из статей российских киноведов) знаменитой притчи Тенгиза Абуладзе «Покаяние».

Д.Янгблад активно печатается в американской периодике. Статьи, посвященные творчеству А.Тарковского, А.Кончаловского и Н.Михалкова, российским фильмам о первой и второй мировой войне, «американской» теме в нашем кино... Вот далеко не полный список ее тематических пристрастий.

Недавно Дениз Янгблад завершила работу над новой монографией «Русские фильмы о войне» (Russian War Films: On the Cinema Front, 19142005. University Press of Kansas, 2007, 319 pp.). Хочется пожелать дальнейших удач!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.