Научная статья на тему 'Киноборьба казалась бесконечной…'

Киноборьба казалась бесконечной… Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
501
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНО / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / ИДЕОЛОГИЯ / ФИЛЬМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федоров А. В.

Холодная война между США и СССР давно уже стала предметом пристального исследования историков, политологов, культурологов и киноведов [см., например, Fried, 1998; Haynes, 1966; Keen, 1986; Lacourbe, 1985; LaFeber, 1990; Levering, 1982; Robin, 2001; Strada and Troper, 1997; Turovskaya, 1993; Westad, 2007; Whitfield, 1991; Иванян, 2007; Колесникова, 2008; Лисичкин, Шелепин, 1999; Немкина, 2005; Рукавишников, 2000; Туровская, 1996; Уткин, 2005; Фатеев, 1999; Федоров, 2010; Холодная война…, 2003; Шенин, 2003 и др.]. Книга американских исследователей Тони Шоу и Дениз Янгблад «Кинематографическая холодная война: Американо-советская борьба за сердца и умы» (2010) еще одно обращение к эпохе 1946-1985 годов, когда временами казалось, что идеологическая битва между Америкой и Советским Союзом обречена на вечность… Т.Шоу и Д.Янгблад вполне обоснованно делят этот период на пять отрезков крайне негативной пропаганды (1947-1953), преимущественно позитивной пропаганды (1953-1962), пропаганды в пользу разрядки отношений между СССР и США (1962-1990), возвращения к жесткой конфронтационной пропаганде (1980-1986) и пропаганды мирного сосуществования (1986-1990) [Shaw and Youngblood, 2010, p.18-19]. При этом авторы резонно отмечают, что эта схема за исключением периода 1947-1953 года никогда не была строгой: и в США, и в СССР в самые «оттепельные времена» на экран могли выйти жесткие по тону фильмы, направленные против главного Врага…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киноборьба казалась бесконечной…»

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Bookshelf

КИНОБОРЬБА КАЗАЛАСЬ БЕСКОНЕЧНОЙ...

А. В.Федоров

Рецензия на монографию: Shaw, T. and Youngblood, D.J. (2010). Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence: University Press of Kansas, 301 p.

Film confrontation seemed endless ...

Prof. Dr. Alexander Fedorov

Abstract. Prof. Dr. Alexander Fedorov's review of the new American monograph: Shaw, T. and Youngblood, D.J. (2010). Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence: University Press of Kansas, 301 p.

Key words: Shaw, Youngblood, cinema, film, Cold War, American, Soviet, USA, USSR, Russia, ideological confrontation, book.

Холодная война между США и СССР давно уже стала предметом пристального исследования историков, политологов, культурологов и киноведов [см., например, Fried, 1998; Haynes, 1966; Keen, 1986; Lacourbe, 1985; LaFeber, 1990; Levering, 1982; Robin, 2001; Strada and Troper, 1997; Turovskaya, 1993; Westad, 2007; Whitfield, 1991; Ива-нян, 2007; Колесникова, 2008; Лисичкин, Шелепин, 1999; Немкина, 2005; Рукавишников, 2000; Туровская, 1996; Уткин, 2005; Фатеев, 1999; Федоров, 2010; Холодная война..., 2003; Шенин, 2003 и др.]. Книга американских исследователей Тони Шоу и Дениз Янгблад «Кинематог-

рафическая холодная война: Американо-советская борьба за сердца и умы» (2010) - еще одно обращение к эпохе 1946-1985 годов, когда временами казалось, что идеологическая битва между Америкой и Советским Союзом обречена на вечность...

Т.Шоу и Д.Янгблад вполне обоснованно делят этот период на пять отрезков - крайне негативной пропаганды (1947-1953), преимущественно позитивной пропаганды (1953-1962), пропаганды в пользу разрядки отношений между СССР и США (1962-1990), возвращения к жесткой конфронтационной пропаганде (1980-1986) и пропаганды

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

мирного сосуществования (19861990) [Shaw and Youngblood, 2010, p. 18-19]. При этом авторы резонно отмечают, что эта схема за исключением периода 1947-1953 года никогда не была строгой: и в США, и в СССР в самые «оттепельные времена» на экран могли выйти жесткие по тону фильмы, направленные против главного Врага...

Верно отмечено и то, что в отличие от 1930-х годов, в советских послевоенных фильмах эпохи «холодной войны» внутренние враги уже не удостаивались особого внимания, а были успешно заменены иностранными шпионами и диверсантами [Shaw and Youngblood, 2010, p.49]. Зато в американских фильмах 1947-1953 годов именно внутренним врагам - коммунистам - уделялась львиная доля экранной конфронтации.

Книга «Кинематографическая холодная война» отличается своеобразным построением: после краткого исторического обзора киновойны между США и СССР дается подробный анализ наиболее характерных, с точки зрения авторов, американских и советских фильмов - от «Встречи на Эльбе» Г.Александрова (1949) до «Рэмбо: первая кровь, Часть II» (1985) Дж. Пан Косматоса.

И здесь, на первый взгляд, может показаться лишним присутствие в этом списке мирной лирической мелодрамы «Весны на Заречной улице» (1956). Однако и здесь логика авторов убеждает -именно такие сугубо погруженные в бытовую атмосферу фильмы (как советские, так и американские) убеждали аудиторию в стабильно-

сти и «правильности» образа жизни персонажей [Shaw and Youngblood, 2010, p.97; 112].

Разумеется, экранная борьба двух государственных систем изначально была неравной. Многие американские фильмы, связанные с советской тематикой («Полная безопасность», «Парк Горького», «Огненный лис», «Рэмбо», части 2 и 3 и многие другие) имели широкий международный прокат и резонанс, в том время, как практически все советские антиамериканские фильмы оставались «товаром для внутреннего пользования». Кроме того, голливудская «холодная война» (особенно в 1960-х-1970-х годах) была порой куда более плюралистичной и толерантной (например, «Русские идут. Русские идут» Н.Джуиссона) по отношению к СССР, чем советская «идеологическая киноборьба» по отношению к США [Shaw and Youngblood, 2010, p.219].

С другой стороны, авторы советских конфронтационных фильмов и не рассчитывали на международный успех. Их задача изначально была локальной - идеологически воздействовать на сердца и умы населения «шестой части земного шара» (плюс, возможно, еще и на зависимых от СССР жителей стран тогдашнего « социалистического лагеря»).

Книга Т.Шоу и Д.Янгблад хорошо структурирована, ей свойственны взвешенные и обоснованные оценки кинопроцесса, погруженного в широкий социокультурный контекст. Во всем чувствуется размах проделанной работы: опираясь на поддержку ряда фондов и организаций, авторы в течение ряда лет

работали в американских и российских архивах и библиотеках, стремясь к максимальному охвату литературного и киноматериала. Объективный аналитический тон книги можно назвать в хорошем смысле слова академичным. При этом я уверен, что «Кинематографическая холодная война» - книга, которая может быть полезна не только университетским преподавателям и студентам, но и широкой аудитории, интересующейся проблемами как «холодной войны», так и историей кино.

Литература

Fried, R.M. (1998). The Russian are coming! The Russian are coming! N.Y., Oxford: Oxford University Press, 220 p.

Haynes, J.E. (1966). Red Scare or Red Menace? Chicago: I.R.Dee, 214 p.

Keen, S. (1986). Faces of the Enemy. San Francisco: Harper and Row.

Lacourbe, R. (1985). La Guerre froide dans le cinema d'espionnage. Paris: Henri Veyrier, 315 p.

LaFeber, W. (1990). America, Russia and Cold War. New York: Alfred A. Knopf.

Levering, R. B. (1982). The Cold War, 1945-1972. Arlington Heights: Harlan Davidson.

Robin, R.T. (2001). The Making of the Cold War Enemy. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 277 p.

Shaw, T. and Youngblood, D.J. (2010). Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Heart and Minds. Lawrence: University Press of Kansas, 301 p.

Strada, M.J. and Troper, H.R. (1997). Friend or Foe?: Russian in American Film and Foreign Policy. Lanham, Md., & London: The Scarecrow Press, 255 p.

Turovskaya, M. (1993). Soviet Films of the Cold War. In: Taylor, R. and Spring, D. (Eds.). Stalinism and Soviet Cinema. London and New York: Routledge, pp.131 -141.

Westad, O.A. (2007). The Global Cold

War. Cambridge: University Press, 484 p,

Whitfield, S.J. (1991). The Culture of the Cold War. Baltimore: John Hopkins University Press.

Иванян Э.А. Когда говорят музы. История российско-американских культурных связей. М.: Международные отношения, 2007. 432 с.

Колесникова А.Г. Рыцари эпохи «холодной войны» (образ врага в советских приключенческих фильмах 19601970-х гг. // Клио. 2008. № 3. С.144-149.

Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М., 1999.

Немкина Л.Н. Советская пропаганда периода «холодной войны»: методология и эффективная технология // Acta Diurna. 2005. № 3. http:// psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/ ne_cold.html

Рукавишников В.О. Холодная война, холодный мир. М.: Академический проект, 2000. 864 с.

Туровская М.И. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 1996. № 9. С.98-106.

Уткин А. Мировая «холодная война». М.: Алгоритм, Эксмо, 2005.

Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде, 1945-1954. М.: Изд-во РАН, 1999. http://psyfactor.org/lib/ fateev0.htm

Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (19461991) до современного этапа (19922010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 с.

Холодная война и политика разрядки: дискуссионные проблемы / Отв. ред. Чубарьян А.О., Егорова Н.И. М.: ИВИ РАН, 2003.

Холодная война, 1945 - 1963: историческая ретроспектива / Отв. ред. Чубарьян А.О., Егорова Н.И. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Шенин С.Ю. История холодной войны. Саратов: Изд-во Саратов. гос. унта 2003. 32 с.

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики ВЫШЕЛ В СВЕТ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапеда-гогике, медиаграмотности, медиа-компетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.

Полный текст словаря находится в свободном досутпе на сайте

Ассоциации медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation и на сайте Открытая электронная библиотека «Медиаобразование» http://edu.of.ru/medialibrary/ default.asp?ob_no=34500

В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ LAMBERT ACADEMIC PUBLISHING ОПУБЛИКОВАНЫ НОВЫЕ КНИГИ О МЕДИАОБРАЗОВАНИИ

В немецком издательстве Lambert Academic Publishing опубликованы новые книги президента Ассоциации медиапедагогики России, доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова:

Fedorov, Alexander (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View. Lambert Academic Publishing, 364 p.

Language: English. ISBN-10: 3838393236. ISBN-13: 9783838393230.

Подробности на сайте:

http://www.amazon.com/Media-Education-Literacy-Russian-Point/ dp/3838393236

Fedorov, Alexander (2010). Children and Media Violence: Comparative Analysis. Lambert Academic Publishing, 164 p.

Language: English. ISBN-13: 978-3-8383-2580-4. ISBN-10: 383832580X.

Подробности на сайте: https://www.morebooks.de/store/ gb/book/children-and-media-violence/isbn/978-3-8383-2580-4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.