ИСТОРИЯ НАУКИ
УДК 913
ИСТОРИЯ РОССИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОАРХИВА МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ: ПОРТ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ
Т.Г. Смурова, Т.Ф. Джобадзе, В.В. Снакин1
В фотоархиве Музея землеведения имеется 3649 единиц хранения географического и этнографического содержания, собранные в конце XIX-начале XX века Д.Н. Анучиным. 25 фотоснимков посвящены становлению порта Александровский на Мурмане (ныне г. Полярный) и дают представление об устройстве и архитектуре города, к сожалению, не сохранившейся до наших дней.
Ключевые слова: музеология, история России, фотоархив, культурное наследие.
THE RUSSIAN HISTORY ON MATERIALS OF THE PHOTOARCHIVE OF THE EARTH SCIENCE MUSEUM: PORT ALEXADROVSKY
T.G. Smurova, T.F. Dzhobadze, V.V. Snakin Lomonosov Moscow State University (the Earth Science Museum)
The photo archive of the Museum of Earth Sciences has 3649 units of geographic and ethnographic content collected at the end of XIX-XX century by Dmitry Anuchin. 25 pictures devoted to the establishment of a port Alexandrovsk in Murman (now the arctic port Polarny) and give an idea about the structure and architecture of the city, is unfortunately not preserved to our days.
Keywords: museology, history of Russia, photo archives, cultural heritage.
Введение. Важнейшей задачей музеев является сохранение как природных, так и культурных ценностей человечества, и Музей землеведения МГУ, отметивший в 2015 г. свое 65-летие, с успехом продолжает эту традицию. Постановление Совета Ми-
1 Смурова Татьяна Геннадиевна - вед. инженер, [email protected]; Джобадзе Татьяна Феодосьев-на - вед. инженер; Снакин Валерий Викторович - д.б.н., профессор, зав. сектором музейно-методической работы и фондов Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, зав. лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, г. Пущино, [email protected].
92 Жизнь Земли 38(1) 2016 92-102
нистров СССР №3639 от 23 августа 1950 г. об организации Музея стало основанием для проведения множества научных экспедиций по сбору образцов минералов, горных пород, биологических объектов и других ценных в естественноисторическом плане предметов. Созданный как единый межфакультетский музей он объединил современные знания в области геологических, географических и биологических наук. Благодаря указанным экспедициям был собран богатейший натурный и фотоматериал по всем регионам СССР, отражающий природу, быт и народное хозяйство страны. Фотоматериалы представляют собой десятки тысяч негативов и пробных отпечатков с кратким описанием.
Но в фотоархиве музея есть еще один ценнейший в историческом отношении раздел, оказавшийся в нашем музее как бы случайно. В 1892 г. во время проведения в Москве XI Международного конгресса по доисторической археологии и антропологии по инициативе Д.Н. Анучина в залах Исторического музея была устроена Географическая выставка (рис. 1), пользовавшаяся большим успехом как среди участников конгресса, так и рядовых москвичей. За организацию этой экспозиции Дмитрий Николаевич получил благодарность от Императорского Географического общества. По завершении выставки ее экспонаты были переданы на хранение в Московский университет, где стали основой для создания кабинета физической географии (указан как действующий в 1896 г.), а затем Географического музея Московского университета, возглавлявшегося Д.Н. Анучиным с 1908 по 1923 гг. В 1923-1927 гг. музеем руководил А.А. Крубер (1871-1941). В дальнейшем музей возглавлял А.А. Борзов (1874-1939) [2].
Во время Великой отечественной войны часть коллекций Музея географии погибла (1941 г.), уцелевшие материалы были собраны и переданы в Исторический музей, а при создании Музея землеведения в 1953 г. часть фотоматериалов попала в его фонды без сопроводительных документов. В 2000-е годы усилиями сотрудников Музея землеведения Л.Д. Семёновой, Т.Г. Смуровой, Т.Ф. Джобадзе была начата работа по спасению, реставрации и инвентаризации этого фотонаследия Д.Н. Анучина [7, 8]. Были составлены краткие описи фотографий с привязками к географическим регионам и авторам (где это было возможно), они упаковывались в специальные пакеты по частям света: Западная Европа, Азия, Африка, Ближний Восток, Средиземноморье, Россия, Арктика и Антарктика.
Коллекция представляет собой собрание отдельных подборок и разрозненных фотоснимков, фоторепродукций и рисунков конца Х1Х-начала XX вв. географического и историко-этнографического содержания. Судя по подписям, фотографии происходят из собраний Д.Н. Анучина, А.П. Павлова, И.К. Голубева, И.М. Крашенинникова, Н.А. Чарушина, С. Мелик-Саркисяна и др. Подписи ко многим фотографиям сделаны лично Д.Н. Анучиным.
На многих фото сохранились инвентарные номера Кабинета географии и Географического музея МГУ. Однако соответствующие регистрационные книги, которые могли бы дать более полные сведения по авторству и датам проведения фотосъёмок, пока найти не удалось. На некоторых упаковках номера и надписи стёрты или отсутствуют. Большое количество материала получено россыпью без каких-либо упаковок и подписей на них. Общее количество листов составило 3649 единиц.
Эти бесценные документы позволяют нам увидеть природу и быт Российской империи и других стран конца Х1Х-начала ХХ века. Целый ряд интереснейших снимков стал основой нескольких временных выставок в Музее землеведения за последние годы: «Кин-Алтай» (2009-2010 гг.) (рис. 2), «Московский университет и Зырянский край» (2015 г.) и др.
Рис. 2. Заглавное фото выставки «Кин-Алтай» (слева) и фото шамана (справа) из архива Д.Н. Анучина (подпись на втором фото: «Шаман. Долина р. Катунь»).
В качестве примера можно привести фотоколлекцию К.А. Сатунина, состоящую из 31 фотографии и посвященной Алжиру (Северная Африка), где автор побывал в 1907 г.
Константин Алексеевич Сатунин (1863-1915) родился 20 мая в Ярославле (Россия), в 1890 г. окончил Московский университет, с 1893 г. работал на Кавказской шелководческой станции, с 1907 г. до конца жизни - специалист по прикладной зоологии и охоте Департамента земледелия Кавказа. Основные труды ученого посвящены фаунисти-ческому районированию млекопитающих России, Центральной Азии (описал много новых форм), Кавказского региона (позвоночные), а также энтомологии, ихтиологии, орнитологии, герпетологии, зоогеографии, шелководству, рыболовству и др.
Ряд интереснейших фотографий из фондов Музея даёт представление о деятельности и быте золотоискателей так называемой «Амурской Калифорнии», или «Желту-гинской Республики» [13].
Порт Александровский. Еще одну интересную страницу нашей истории раскрывает цикл фотографий, посвященных порту Александровский. Однако прежде чем говорить об этих фотографиях, необходимо совершить небольшой экскурс в историю и рассказать о возникновения порта Александровский.
Россия к середине XIX в. осталась практически без военно-стратегического контроля над принадлежащей ей огромной территорией Русского Севера: Кольским полуостровом и островами западной части Ледовитого океана. Несколько столетий эта территория была обделена вниманием со стороны государства, так как считалось, что эта окраина России застрахована от каких-либо посягательств на неё своей дикостью и отдалённостью. Однако с наступлением благоприятных климатических условий с 60-х годов XIX столетия норвежские зверобойные суда начали вести активный промысел в Баренцевом море. Потеря Русского Севера стала реальной.
Нельзя сказать, что правительство Российской Империи совсем не понимало значения Севера. В 1880 г. был поставлен вопрос о создании незамерзающего военного порта с морской базой, который мог бы обеспечить беспрепятственный выход в Мировой океан. Большую роль в процессе оживления интереса к Русскому Севера сыграл С.Ю. Витте - министр финансов Российской Империи.
В 1894 г. им была организована весьма представительная поездка с целью определения места для будущего порта. От императора Александра III он получил указание «найти там такого рода незамерзающую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая послужила бы нам главною морскою базою». Объехав весь Мурман, экспедиция С.Ю. Витте остановила свой выбор на Екатерининской гавани, лежавшей у самого входа в Кольский залив. С.Ю. Витте писал: «Такой грандиозной гавани я в своей жизни не видел» [4].
Екатерининская гавань (залив), именовавшаяся ранее Корабельной, получила своё название в XVIII в. в честь императрицы Екатерины Великой [5]. На ее берегах не одно десятилетие базировались поморы-промысловики, а в 1724-1729 гг. здесь находились владения казённого Кольского китоловства, основанного по указу Петра I. И только в 60-х гг. XIX в. здесь появились первые переселенцы, объединившиеся в 1895-1896 гг. в Екатерининское сельское общество [12].
По результатам поездки С.Ю. Витте был сделан подробный доклад Александру III, в котором говорилось, что Екатерининская гавань «никогда не замерзает, весьма обширна, легко может быть защищаема, откуда наш флот будет иметь прямой доступ в океан». В своем проекте С.Ю. Витте учитывал специфику севера и предлагал «устроить очень сильное электрическое освещение, для постоянной связи с центром про-
вести телеграф и соединить гавань двухколейной железной дорогой с Петербургом». Но Александр III, не успев сделать распоряжения по проекту, умер, а в правительстве С.Ю. Витте поддержки не получил. Однако от своей идеи он не отказался и, видоизменив, внес её на рассмотрение в Государственный совет.
В новом варианте проекта уже не говорилось о создании военно-морской базы, а предлагалось строительство коммерческого порта: «в видах правильного развития нашей торговли на Севере и ослабления её зависимости от иностранных купцов, следует безотлагательно приступить к устройству на Мурманском берегу удобного для стоянки судов коммерческого порта, который вместе с тем служил бы и административным центром». Эта инициатива была принята, и по распоряжению Николая II на строительство порта были выделены деньги. Общее руководство строительством возлагалось на архангельского губернатора А.П. Энгельгардта [11]. В 1896 г. в Екатерининской гавани началось возведение портовых сооружений, жилых и административных зданий будущего города.
Главным сооружением города был порт, который оборудовался по последнему слову техники. Чтобы удобно было загружать и разгружать суда, несколько сот метров береговой части выровняли и облицевали камнем, устроив по верху набережную. Крупнотоннажные суда разгружались у специальной пристани. Суда снабжались водой по 200-метровому водопроводу. Пристань соединялась с товарными складами, пожарным обозом и бассейном для хранения пресной воды железнодорожными ветками, отходившими от магистрали протяжённостью 1,5 км, проложенной вдоль всего поселения. Параллельно проходило шоссе длиной около 600 м. Новый русский город на берегу северной бухты, среди скал, был построен в рекордно короткие сроки (рис. 3). По единственной улице - «проспекту» - были выстроены одноэтажные типовые жилые дома. Вдоль них тянулись деревянные тротуары, а мостовую заменяла железная дорога, которая, кроме хозяйственных нужд, использовалась горожанами для прогулок на вагонетках. За рельсами начинались огороды. Далее находился каменный бассейн с пресной водой, дававший более 20 тысяч вёдер воды в сутки, и общественные бани. Город финансировался из государственной казны, а всё его население числилось служащими. Это уникальное строительство было полностью профинансировано государством и успешно завершилось благодаря «неуклонной энергии монарших предначертаний» и энергии и усилиям С.Ю. Витте и А.П. Энгель-гардта» [11].
Рис. 3. Карта Екатерининской гавани и порта Александровский, 1903 г. [10].
Официальной датой основания города считается 24 июня 1899 г., когда в присутствии Великого князя Владимира Александровича, многочисленных гостей (как иностранных, так и русских) состоялось его открытие. На праздник открытия прибыли: крейсер «Светлана», военный гидрографический пароход «Пахтусов», крупнейшие пароходы Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, норвежский броненосец «Торденшельд», пароход научно-промысловой экспедиции «Андрей Первозванный» и др. [11]. В торжественной обстановке перед собравшимися было оглашено «мнение Государственного совета от 7 июня 1899 г. о присуждении городскому поселению и порту Екатерининской гавани названия «Александровск» и переименовании Кольского уезда в Александровский» [1]. Строительство и благоустройство города и порта продолжалось и после его официального открытия. Этот молодой северный город в дореволюционное время славился не только великолепно оснащённым портом, но и своим училищем, больницей, двумя научными учреждениями - Мурманской научно-промысловой экспедицией и Мурманской биологической станцией.
Мурманская биологическая станция Императорского Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей располагалась примерно в 800 м от города. Здесь работали многие будущие великие учёные: С.А. Аверинцев, К.М. Дерюгин, Г.А. Кожевников, В.А. Яшнов, Г.Г. Абрикосов, С.А. Северцов, С.Г. Крыжановский, Е.Ф. Гурьянова, П.В. Ушаков, Л.П. Зенкевич, В.В. Шулейкин, А.В. Иванов и уже известные в то время В.И. Вернадский и Н.А. Ливанов. Станция просуществовала до 1935 г., когда её закрыли в связи со строительством на Мурмане северной военно-морской базы.
Украшением города была церковь святителя Николая Чудотворца, а в версте от города построили часовню Покрова Пресвятой Богородицы [6].
Тяжёлые испытания пришлось пережить жителям Александровска в годы первой Мировой войны. Но особые изменения в жизни северного порта произошли после революции. В 20-е годы XX в. в связи с решением о строительстве здесь главной морской базы Северного флота СССР церковь Николая Чудотворца была разрушена, а позднее, в конце 20-х годов, и город Александровск был понижен в статусе до села, а затем переименован в село Полярное. Гору Энгельгардта переименовали в гору Ленина. Окончательно город был разрушен после посещения Екатерининской гавани И.В. Сталиным, К.Е. Ворошиловым и С.М. Кировым, которые прибыли сюда 22 июня 1933 г. на буксире «Буревестник» в поисках места для создания военно-морской базы. Вскоре после этого гавань закрыли и началось строительство базы. В результате практически все дореволюционные строения были снесены и до наших дней сохранились только деревянные склады-пакгаузы на пристани. 6 ноября 1935 г. над Полярным был поднят государственный и военно-морской флаги СССР. Теперь Полярный стал главной базой Северного флота. Во время Великой Отечественной войны только Полярный выстоял, тогда как все основные военно-морские базы страны - Севастополь, Одесса, Лиепая, Таллин - были захвачены врагом. В настоящее время Полярный - город Российской Федерации в Мурманской области [3].
В архиве Музея землеведения сохранилось несколько фотографий (25 фотоснимков на 22 листах) с изображением порта Александровский в период его становления. Все фотографии сняты фотографом Я.И. Лейцингером, а рукописные подписи к ним сделаны рукой Д.Н. Анучина.
Я.И. Лейцингер открыл собственную фотографию в 1882 г., а уже в марте 1884 г. ему было разрешено фотографировать по всей Архангельской губернии. Я.И. Лейцин-
Рис. 4. Фото встречи Великого князя Владимира Александровича 23.06.1899.
гер оставил большое количество уникальных снимков. Им были иллюстрированы путевые заметки А.П. Энгельгардта «Русский Север», изданные в 1897 г. в С.-Петербурге. В том же году вышел фотоальбом «Виды Соловецкого монастыря».
В 1897 г. Я.И. Лейцингер избирается гласным Архангельской городской думы, а в 1903 г. становится городским головой, занимая эту должность до конца жизни. С 1898 г. он член Попечительского совета Городского публичного музея, с 1902 г. -староста Михайло-Архангель-ской церкви, с 1903 г. - мировой почётный судья.
Ниже представлены 10 фотографий г. Александровска из фотоархива Музея землеведения.
Фотография от 23 июня 1899 г. (рис. 4) запечатлела встречу Великого князя Владимира Александровича и осмотр им города перед торжественной церемонией открытия порта.
На следующей фотографии (рис. 5) - вид на гранитную набережную, амбары, часть пешеходного балкона и главную пристань (на фоне горы Энгель-гардта, названной в честь архангельского губернатора А.П. Эн-гельгардта).
Далее (рис. 6) представлен порт Александровский во время церемонии открытия города, проходившей 24 июня 1899 г. на площади у Никольского храма. После торжественной церемонии открытия состоялся парад военных моряков, покровителем которых считается Николай Чудотворец. Символично, что главным событием этого исторического момента стало освящение церкви Николая Чудотворца.
Рис. 5. Набережная города Александровска на фоне горы Энгельгардта.
Рис. 6. Церемония открытия города 24.06.1899 на площади перед Никольским храмом.
На рис. 7 видна железная дорога у берега гавани; выше по склону - гранитная кладка шоссе. На шоссе - Великий князь с сопровождающими лицами во время осмотра города.
Рис. 7. Железная дорога у берега Екатерининской гавани.
На рис. 8 изображено шоссе от главной пристани на юго-запад, в город; вдали -пешеходный балкон. По другую сторону гавани - здание администрации пароходства
Рис. 8. Набережное шоссе от главной
пристани на юго-запад.
«Мурман». На следующих фотографиях - гора Эн-гельгардта с пешеходным балконом (рис. 9), город со стороны пешеходного балкона (видна главная пристань, гранитная набережная, амбары и шоссе - рис. 10).
Далее (рис. 11) - общий вид на единственную городскую улицу со школой, административными зданиями и больницей. На следующих фотографиях изображены гавань порта «Александровский», администрация пароходства «Мурман» и его здание (рис. 12), пристань мурманского пароходства и вид вглубь гавани на север (рис. 13).
К сожалению, все объекты, изображенные на имеющихся в фотоархиве Музея фотографиях, в настоящее время не сохранились. Но эти чудом сохранившиеся и дошедшие до нас снимки иллю-
Рис. 9. Гора Энгельгардта с пешеходным балконом.
Рис. 10. Город Александровск со стороны пешеходного балкона.
Рис. 11. Городская улица со школой, административными зданиями и больницей.
Рис. 12. Гавань порта «Александровский», администрация пароходства «Мурман» и его здание.
Рис. 13.Пристань мурманского срочного пароходства (слева) и вид вглубь гавани на север.
стрируют интереснейшую историю России благодаря нашим замечательным предшественникам по музейному делу, и особенно Дмитрию Николаевичу Анучину.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельские губернские ведомости. 1899. № 63.
2. Бурлыкина М.И. Московский государственный университет: История музейного дела (1755-2015) / Под ред. А.В. Смурова и В.В. Снакина. М.: Макс Пресс, 2015. 320 с.
3. Вехов Н. Московский журнал. 2005. №11.
4. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. Л., 1924. С. 321.
5. Гидрографическое описание северного берега России. Составлено капитаном-лейтенантом М. Рейнеке. Часть 2-я. Лапландский берег. СПб, 1843. С. 220.
6. Гоппен С.П. По Кольскому уезду. Путевые заметки. Архангельск, 1900. С. 3-49.
7. Джобадзе Т.Ф., Максимов Ю.И., Снакин В.В. Фотоархив Д.Н. Анучина как источник естественнонаучной информации (учёные, этнография, страноведение) // Ломоносовские чтения: Материалы секции музееведения / Под ред. А.В. Смурова и В.В. Снакина. М.: Изд-во ИКАР - МЗ МГУ, 2014. С. 79-87.
8. Ливанцова С.Ю., Джобадзе Т.Ф., Максимов Ю.И. Исследование и каталогизация фотоколлекции Дмитрия Николаевича Анучина в Музее землеведения МГУ имени М.В. Ломоно-
сова // Музей в научно-образовательном процессе: сборник статей / Отв. ред. М.И. Бурлыкина. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2015. С. 187-193.
9. Московская географическая выставка 1892 года // Землеведение. 1984. №4. C. 1-57.
10. Настольный атлас А. Ф. Маркса, 1903 год. Масштаб 1: 25 000 см.
11. Открытие города и порта Александровск при Екатерининской гавани на Мурмане 24 июня 1899 г. и путешествие по Архангельской губернии его Императорского Высочества Великого князя Владимира Александровича с 23 июня по 2 июля 1899 года. Архангельск, 1899. С. 7.
12. Полярный. Столетняя история. Мурманск, 1999. С. 4.
13. Скрипко К.А., Семёнова Л.Д., Снакин В.В., Березнер О.С. «Амурская Калифорния» -малоизвестная страница истории золотодобычи в Приамурье в фотографиях из архива Музея Землеведения МГУ // История наук о земле. 2009. Т. 2, № 2. С. 53-77.
REFERENCES
1. Arkhangelsk Provincial Gazette. 63 (1899).
2. Burlykina M. I. Moscow State University: History of the museology (1755-2015). 320 p. (Ed. by A.V. Smurov and V.V. Snakin. Moscow: Max Press, 2015) (in Russian).
3. Vekhov N. Moscow magazine. 11 (2005) (http://mj.rusk.ru/show.php?idar=801118) (in Russian).
4. Witte S.Y. Memories. P. 321 (V. 3, Leningrad,1924) (in Russian).
5. Hydrographic description of the northern coast of Russia. Compiled by Captain-Lieutenant M. Reynard. Part 2. Lapland coast. P. 220 (St.-Petersburg, 1843) (in Russian).
6. Goppen S.P. In Kol'sky district. Travel notes. P. 3-49 (Arkhangelsk, 1900) (in Russian).
7. Dzhobadze T.F., Maksimov Yu., Snakin V.V. Photo Archive of Earth Science Museum as a source of information (scientists, ethnography, geography). Lomonosov Readings: Materials of museology section. P. 79-87 (Ed. by V.V. Smurov and V.V. Snakin. Moscow: IKAR, 2014) (in Russian).
8. Livantsova S.Y., Dzhobadze T.F., Maksimov Yu. The study and cataloging ofthe photographic Dmitry Anuchin at the Earth Science Museum. Museum in the scientific and educational process. P. 187-193 (Ed.by M.I. Burlykina. Syktyvkar, 2015) (in Russian).
9. Moscow Geographic exhibition 1892. Zemlevedenie. 4. 35-57 (1894) (in Russian).
10. Desktop atlas of A.F. Marx, Scale 1:25 000 (1903) (in Russian).
11. Opening of the city and port of Aleksandrovsk in case of Ekaterina's harbor on Murman on June 24, 1899 and travel on the Arkhangelsk province of Its Imperial Highness of the Grand Duke Vladimir Aleksandrovich from June 23 to July 2, 1899. P. 7 (Arkhangelsk, 1899) (in Russian).
12. Polarny. Centennial history. P. 4 (Murmansk,1999) (in Russian).
13. Skripko K.A., Semyonova L.D., Snakin V.V., Berezner O.S. «Amur California» - a little-known chapter in the history of gold mining in the Amur region in photos from the archives of the Earth Science Museum. Istoriya nauk o Zemle. 2 (2). 53-77 (2009) (in Russian).