А
ИСТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ М.Г. РАХИМОВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Г
2. Evdokimov N.A., Sevastyanov S.A. Formation of party-political representation at the municipal level in the Republic of Bashkortostan // Power. 2011. No. 9. pp. 30-32.
3. Formation and development of socio-political © Евдокимов Николай Анатольевич,
кандидат политических наук, доцент,
кафедра политологии и связей с общественностью,
ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий»
450076, Республика Башкортостан, г Уфа,
ул Заки Валиди, д. 32.
эл. адрес: [email protected]
ORCID: 0009-0008-1408-0829
organizations in the Republic of Bashkortostan. / Evdokimov N.A. // Russia and its regions in search of civil unity and interethnic harmony. materials of the All-Russian scientific and practical conference. Rep. editor A.S. Ivanov. 2011. pp. 88-91.
© Evdokimov Nikolay Anatolyevich,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor,
Department of Political Science and Public Relations,
Ufa University of Science and Technology
450076, Republic of Bashkortostan, Ufa,
Zaki Validi str., 32.
e-mail: [email protected]
ORCID: 0009-0008-1408-0829
УДК 94 DOI 10.24412/1728-5283-2024-1-17-26
ИСТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ М.Г. РАХИМОВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
© Аллаяров Зиннат Абдуллович
ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан», г Уфа, Российская Федерация
Первого Президента Республики Башкортостан Муртазу Губайдулловича Рахимова жители республики знают и помнят не только как видного государственного и политического деятеля, эффективного руководителя одного из крупнейших регионов России, но и как общепризнанного лидера, умеющего выстраивать взаимоотношения со всеми, отстаивать свои позиции, человека открытого и принципиального. Наряду с созданием новой государственности Башкортостана, обеспечением дальнейшего развития его экономики и социальной сферы, очень многое он сделал для системы образования республики. Как высшее должностное лицо, он определял основные направления её развития, обеспечивал создание условий, способствующих реализации прав граждан на образование, всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию подрастающего поколения. По всеобщему признанию, благодаря продуманной, целенаправленной региональной образовательной политике, реализуемой руководством республики, несмотря на огромные сложности того периода в истории страны и республики, система образования Башкортостана не только сохранила основные показатели и достижения, но и путём постепенных преобразований добилась их существенного укрепления и дальнейшего инновационного развития. Сохранена и получила дальнейшее развитие сеть образовательных учреждений, из года в год увеличивалось финансирование отрасли, в огромных масштабах велось строительство и реконструкция объектов образования, укреплялась материально-техническая, учебная базы, обновлены содержание образования, системы управления и научно-методического обеспечения, внедрялись новые педагогические технологии. В центре внимания и заботы руководителя республики были учителя, дети, родители. Были выстроены системы социальной и профессиональной поддержки педагогов, психолого-педагогической поддержки развития талантливых детей и студентов, принимались меры социальной поддержки детей с особенностями развития и детей-сирот.
Ключевые слова: Муртаза Рахимов, система образования, образовательная политика, общее образование, профессиональное образование, финансирование образования, инновации в образовании.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2024, том 50, № 1(113) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII 111111|Ш
HISTORY OF REGIONAL POLICY OF M.G. RAKHIMOV IN THE FIELD OF EDUCATION
© Zinnat Abdullovich Allayarov
GBNU "Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan", Ufa, Russian Federation
The residents of the republic know and remember the first President of the Republic of Bashkortostan, Murtaza Gubaidullovich Rakhimov, not only as a prominent statesman and political figure, an effective leader of one of the largest regions of Russia, but also as a generally recognized leader who knows how to build relationships with everyone, defend his positions, an open and principled person. Along with the creation of a new statehood of Bashkortostan, ensuring the further development of its economy and social sphere, he did a lot for the education system of the republic. As a senior official, he determined the main directions of its development, ensured the creation of conditions conducive to the realization of citizens' rights to education, and the comprehensive spiritual, moral, intellectual and physical development of the younger generation. By general recognition, thanks to a well-thought-out, targeted regional educational policy implemented by the leadership of the republic, despite the enormous difficulties of that period in the history of the country and the republic, the education system of Bashkortostan not only retained its main indicators and achievements, but also, through gradual transformations, achieved their significant strengthening and further innovative development. The network of educational institutions was preserved and further developed, the financing of the industry increased from year to year, the construction and reconstruction of educational facilities was carried out on a huge scale, the material, technical and educational base was strengthened, the content of education, management systems and scientific and methodological support were updated, new pedagogical ones were introduced technologies. The focus and concern of the leader of the republic were teachers, children, and parents. Systems of social and professional support for teachers, psychological and pedagogical support Key words: Murtaza Rakhimov, education system,] for the development of talented children and educational policy, general education, vocational education, students were built, measures were taken to education financing, innovations in education. socially support children with special needs
—1 and orphans.
Введение. Период руководства республикой М.Г. Рахимова в качестве Председателя Верховного Совета, а затем Президента Республики Башкортостан является сложным и переломным в истории становления новой России. Кардинальные изменения в жизни государства, произошедшие в начале 1990-х годов, коснулись всех сфер жизнедеятельности страны. Изменения, происходившие в системе образования страны, прежде всего были связаны с упразднением прежних институтов государственной власти и управления отраслью, подрывом действующих прежде основ государственной образовательной политики, де-идеологизацией общества, потерями прежних социальных, нравственных ориентиров в обществе, многими проявлениями деградации общественной жизни и др. В условиях развала союзного государства, а затем децентрализации власти в России, перераспределения полномочий между центром и регионами, регионализация образования российским правительством была объявлена одним из важнейших принципов реформы систе-
мы и вся тяжесть проведения реформ в сфере образования была возложена на регионы. Передача центром в регионы ряда важнейших полномочий законодательно была закреплена в принятом в 1992 году законе Российской Федерации «Об образовании».
Основная часть. Результаты исследования. Проводимые в системе образования в Республике Башкортостан реформы, наряду с реализацией общероссийских тенденций, имели свои особенности, которые были связаны не только с объемными показателями самой системы и наличием её сложных национальных составляющих. Объективными политическими основаниями своеобразия стали провозглашение Верховным Советом Республики Башкортостан в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверен-
Для цитирования: Аллаяров З. А. История региональной политики М.Г. Рахимова в области образования // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2024. №1. С. 17-26. Б01 10.24412/1728-5283-2024-1-17-26
зш
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2024, том 50, № 1(113) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
ных республик в её составе и Приложение к нему от Республики Башкортостан. Субъективным, и при этом важнейшим фактором, определяющим успех сохранения и дальнейшего развития системы образования республики, стало отношение к образованию, детям, педагогической общественности Первого Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова.
М.Г. Рахимов, будучи государственником и прагматичным человеком, при выстраивании своего отношения к сфере образования, исходил из того, что «Новый Башкортостан и новая Россия нуждаются в творческом, волевом, самостоятельно мыслящем человеке, способном стать хозяином своей судьбы. От того, как и чему мы сегодня научим наших детей, зависит наше будущее. ... Полноценное развитие системы образования невозможно без масштабного государственного участия, в том числе и потому, что именно государство является гарантом прав граждан на бесплатное образование» [1].
Новая образовательная политика и принципы новых отношений в системе образования республики впервые были сформулированы в Законе РБ «Об образовании», принятом 29 октября 1992 года, возглавляемым тогда М.Г. Рахимовым Верховным Советом Республики Башкортостан. Отражая общеполитическую ситуацию в стране и республике, закон определил, что «Республика Башкортостан как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания, .обеспечивает развитие системы образования, соответствующие социально-экономические условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности» [2].
Организационной основой государственной политики РБ в области образования стали Республиканские программы развития образования, которые обеспечивали реализацию положений Закона «Об образовании». Первая программа на 1993-1998 гг. была утверждена Президиумом Верховного Совета РБ 19.07.1994 года Постановлением N 6-3/79. В последующем программы принимались на 1998-2003, 2004-2008 и 20092013 гг. Программы разрабатывались с учетом анализа ситуации и перспективных тенденций развития образования в республике, стране, других странах, результатов отечественных и зарубежных исследований проблем образования, содержания Федеральной Программы развития образования Российской Федерации и положе-
ний посланий Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан.
Ход реализации республиканских программ развития образования, эффективность и результативность государственного управления образовательной системой заслушивались на заседаниях Президентского Совета, Правительства, Госу -дарственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. В целях обеспечения реализации переданных федеральным центром новых полномочий уточнялись государственные функции и пересматривались структура Правительства РБ, Министерства образования. Так, в 1994 г. был создан Государственный комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. Научно-методическое обеспечение функционирования и развития отрасли обеспечивали реорганизованные Башкирский институт развития образования, Республиканское учебный научно-методический центр профессионального образования, педагогические вузы.
Положение дел в системе образования всегда были под постоянным вниманием и контролем Президента М.Г. Рахимова. В своей текущей деятельности, посланиях Государственному Собранию-Курултаю Республики Башкортостан, выступлениях, интервью, общениях с деятелями власти, науки, образования, другими людьми, частых поездках по районам и городам он давал оценку, ставил задачи, высказывал свой взгляд на темы о молодежи, детях, их обучение и воспитание.
Важнейшим механизмом реализации положений программ развития отрасли и каналом доведения поставленных задач стали республиканские августовские совещания работников образования, проводимые ежегодно, начиная с 1995 года. По мнению М.Г. Рахимова «Республиканские августовские совещания работников образования стали традицией современного Башкортостана. На таких представительных встречах идет серьезный, обстоятельный разговор о сегодняшнем и завтрашнем дне образования. Районы и города получают возможность продемонстрировать свои достижения и наработки, обменяться опытом. Одновременно мы подтягиваем к республиканскому уровню и уровню лучших районов территории, на которых проводятся очередные совещания .»[3].
В 2006 г. в работе совещания принял участие будущий президент России Д.А. Медведев. По опыту Башкортостана августовские совещания начали проводиться и в других регионах страны.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2024, том 50, № 1(113) 1111111111111111111111111111111|Ш
Президент РБ М.Г. Рахимов всегда считал, что основная задача республики в сфере образования - повышение его доступности и качества путем развития региональной образовательной системы. Региональный показатель доступности в системе дошкольного и школьного образования - наличие развитой сети образователь-
ных учреждений, расположенных как можно в большей доле населенных пунктов. Данная сеть в Республике Башкортостан является одной из крупнейших в Российской Федерации и, в целом, отвечает современным требованиям обеспечения доступности.
Таблица 1 - Динамика изменений систем дошкольного и общего образования Республики Башкортостан [4]
Показатели 1990 1995 2000 2005 2010
Численность воспитанников ДОУ (тыс. чел.) 256,7 182,2 141,4 146,9 170,0
Количество ДОУ 2 522 2 405 1 986 1 894 1 771
Численность учащихся дневных общеобразовательных школ (тыс. чел.) 579,2 682,8 672,4 513,4 438,7
Количество общеобразовательных школ 3 206 3 343 3 274 3 132 1 825 (+771 филиала)
Также в Республике Башкортостан функционирует около 300 учреждений дополнительного образования. Многоуровневую работу со своими воспитанниками ведут центры, дворцы, дома детского и юношеского творчества, эколого-био-логические, технические, туристско-краеведчес-кие, спортивные и иные учреждений дополнительного образования.
В рассматриваемый период произошло заметное сокращение численности воспитанников ДОУ, что объективно привело к сокращению количества детских садов. Кроме «демографической ямы», к резкому сокращению детских садов привело массовое закрытие или перепрофилирование ведомственных дошкольных учреждений, составляющих в конце 1980-ых гг. существенную часть системы. К началу 2000-х годов сокращение сети привело к нехватке мест в детских садах, большим очередям при устройстве детей в них. В этих условиях, Президентом и Правительством РБ принимались меры по строительству и открытию новых, возврату ранее перепрофилированных детских садов. До 2007 г. развитие сети дошкольных учреждений осуществлялось в рамках реализации общих республиканских программах развития образования. Придавая особую общественную значимость развития системы, Президент Башкортостана Муртаза Рахимов 20 марта 2008 г. своим указом утвердил республиканскую целевую программу «Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008-2012 гг.». Программа предусматривала ввод дополнительных 4165 мест в
детских садах, повышение охвата детей услугами дошкольного образования с 58,5% до 63,0% [5].
Причинами сокращения школ в разные годы явились сокращение численности учащихся, «вымирание» деревень и оптимизация школьной сети. Так, численность учащихся в 2010 г. по сравнению с 1995 годом сократилась на 240 тысяч, или на 35%, что явилось основной причиной закрытия школ в эти годы. Оптимизация школьной сети, начавшаяся во второй половине десятилетия, стала еще одной причиной сокращения количества школ, когда несколько сот школ стали филиалами крупных школ, десятки малочисленных школ были закрыты.
Позиция Президента РБ М.Г. Рахимова к вопросам сокращения школ и детских садов была чёткая и однозначная. Видя, что в процессе оптимизации закрываются много сельских школ, он предостерегает и ставит задачу: «... вызывают опасения, даже тревогу, масштабы сокращения сельских школ в рамках проводимой оптимизации образовательных учреждений. Здесь все меры должны быть тщательно продуманными. Ведь за каждым учреждением - людские судьбы, судьбы детей, педагогов, в конечном счете, будущее наших сел и деревень. И об этом не следует забывать! Нельзя допустить массового закрытия сельских школ и массовых увольнений педагогов» [6, 7, 8].
По указанию М. Г. Рахимова министерствами образования и финансов тщательно изучался опыт других регионов по оптимизации сети школ. В принятом законе о нормативно-подуше-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/
2024, том 50, № 1(113)
А
ИСТОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ М.Г. РАХИМОВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Г
вом финансировании были максимально учтены неизбежные риски. Малокомплектные школы выведены из-под норматива, предусмотрен переходный период на 3 года. Принятые меры способствовали более мягкому проведению в республике процесса оптимизации сети образовательных учреждений.
Учитывая решающую роль в деле обеспечения экономики и социальной сферы кадрами, руководство республики принимало государственные меры поддержки региональной системы профессионального образования. При этом главную свою задачу оно видело не в проведении радикальных реформ, а в сохранении сложившейся сети учреждений, образовательного и научного потенциалов и дальнейшего их развития.
Дело в том, что, несмотря на высокие экономические достижения, в конце 80-х годов Башкортостан по региональным показателям уровня образования населения, следовательно, и образовательного уровня работников предприятий, организаций, среди регионов России был в числе отстающих. Так, в 1989 г. в республике на 10000 человек населения 76 человек имели высшее образование. При этом данный показатель по России составлял 113 человек. Отставание составляло 1,5 раза. Показатель по среднему специальному образованию также был ниже общероссийского - 170 против 192. При этом по количеству вузов, средних специальных учебных заведений, численности обучающихся студентов в них республика также отставала от среднероссийских показателей. Так, если в 1990 году в РСФСР на 10000 человек населения в вузах обучались 190 человек, то в Башкортостане 134 человека. Несколько лучше республиканские показатели были по начальному и среднему профессиональному образованию [9].
В начале 90-х гг. государственные вузы и большинство действующих техникумов, бывшие в федеральном подчинении, в связи с начавшейся налоговой реформой, переходом экономики на рыночные отношения, оказались в затруднительном положении. Сокращалось финансирование, физически и морально устаревала и не обновлялась материально-техническая, учебная базы, случались задержки с выплатой заработной платы работникам и пр. В Республике Башкортостан по этой причине не было закрыто ни одно учреждение, несмотря на сложности, республика продолжала финансирование республиканских учреждений, помогала учреждениям
федерального подчинения. Когда из федерального центра посылали сигналы о сокращениях, Президент РБ говорил: «У меня вызывает тревогу подготавливаемая федеральным центром реформа высшего образования, в ходе которой предполагается сокращение числа вузов, резкий подъем платы за обучение и проживание в общежитиях, пользование библиотеками и др. Должен ответственно заявить, что у себя в республике мы подобных «реформ» не допустим, ибо внимание к вопросам образования - не просто лозунг, а наша принципиальная позиция» [10]. Более того, Президент РБ М.Г. Рахимов и Правительство РБ принимают меры по дальнейшему развитию сети учреждений. Были открыты Башкирская Академия государственной службы и управления при Президенте РБ (1991 г.), Уфимская государственная академия экономики и сервиса (1994 г.), происходило зарождение и становление негосударственных учебных заведений. Филиалы Башкирского государственного университета, Уфимского государственного авиационного технического университета, Уфимского государственного института сервиса открыты в городах Стерлитамаке, Нефтекамске, Туймазы, Бирске, Салавате, представительства Башкирского государственного университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Башкирского государственного педагогического университета - в городах Учалы, Туймазы, Октябрьском, Кумертау, Нефтекамске, Бирске и др. В республике открывались филиалы и представительства других ведущих вузов страны. По результатам государственной аттестации Башкирский государственный педагогический институт преобразован в Башкирский государственный педагогический университет (2000 г.), Уфимский филиал Московского технологического института сервиса - в Уфимский государственный институт сервиса (2002 г.), Уфимский государственный институт искусств - в Уфимскую государственную академию искусств (2003 год). Республика финансировала деятельность Стерлитамакского, Нефтекамского филиалов и Сибайского института БГУ, Зауральского филиала аграрного университета.
С учетом укрупнения в дальнейшем учебных заведений путем их объединения, оптимизации, сеть учреждений профессионального образования в Республики Башкортостан практически сохранилась.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/
2024, том 50, № 1(113)
Таблица 2 - Динамика изменения количества образовательных учреждений
в Республике Башкортостан [4]
Типы образовательных учреждений 1990 1995 2000 2005 2010
Учреждения начального профессионального образования 155 137 122 120 104
Государственные учреждения среднего профессионального образования 72 76 76 76 74
Негосударственные учреждения среднего профессионального образования - 2 20 22 14
Государственные учреждения высшего профессионального образования 9 11 11 12 12
Негосударственные учреждения высшего профессионального образования - 1 4 5 3
Филиалы государственных учреждений высшего профессионального образования 33 18
Принятые меры положительно сказались и на динамике численности обучающихся в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Таблица 3 - Численность обучающихся в учреждениях профессионального образования Республики Башкортостан (тысяч человек) [4]
Показатели 1990 1995 2000 2005 2010
Обучающихся учреждений НПО 70,9 63,0 60,0 51,3 38,4
Студентов учреждений СПО 63,7 64,0 86,1 102,8 81,0
Студентов учреждений ВПО 53,2 51,6 101,6 156,1 169,0
Таким образом, к 2010 г. в Республике Башкортостан была сформирована многоуровневая, многопрофильная система профессионального образования, представленная 33 вузами и филиалами, 88 учреждениями СПО и 104 профессиональными училищами и лицеями. Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего и высшего звена осуществляется по более чем 300 профессиям и специальностям. Численность студентов вузов в расчете на 10 тысяч населения республики выросла более чем пять раз: с 76 чел. в 1989 г. до 372 чел. в 2010 г. Рост почти в два раза произошел в системе среднего профессионального образования - с 170 чел. в 1989 г. до 328 чел. в 2010 году (на 10 тыс. населения). Существенное сокращение произошло в начальном профессиональном образовании - с 176 чел. в 1989 г. до 93 чел. в 2010 году (на 10 тыс. населения). Ежегодно на рынок труда выпускалось около 70 тысяч рабочих и специалистов [11].
Подводя итоги первого десятилетия в сфере образования, М.Г. Рахимов говорит: «Мы разработали собственную стратегию развития
региональной системы образования в рамках общероссийского и мирового образовательного пространства. За десять лет суверенитета резко возросло количество школ, вузов, а также учреждений профессионального образования, которые открылись даже в самых отдаленных регионах Башкортостана» [12].
В годы руководства республикой М.Г. Рахимовым образовательная система была приоритетной сферой финансирования. Подчеркивая это, М.Г. Рахимов отмечает: «За эти годы реформ образование, как и вся социальная сфера, развивалось в нашей стране, к сожалению, по остаточному принципу. Сегодня положение меняется. Мы наконец-то вернулись к пониманию того простого факта, что инвестиции в образование имеют стратегическое значение» [1, 13]. Как пример приоритетного финансирования М.Г. Рахимов приводит тот факт, что «Только за последние пять лет в эту отрасль вложено около 101 миллиарда рублей! По сравнению с 2004 годом расходы бюджета республики на образование возросли почти в 2,7 раза и составят в текущем
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2024, том 50, № 1(113) 111111111111111111111111111111111
(в 2009) году свыше 32 миллиардов рублей! Доля затрат на образование в структуре расходов кон -солидированного бюджета превышает 26%» [6]. Доля расходов на образование в общем объеме расходной части консолидированного бюджета в 2010 году составил 33,8 %.
Экономическое развитие республики позволило из года в год выделять больше средств на укрепление материально-технической базы образовательных организаций. Указами Президента РБ М.Г. Рахимова и Постановлениями Правительства Республики Башкортостан было принято более 20 республиканских целевых программ, направленных на строительство объектов образования, совершенствование образовательного процесса, поддержку детской одаренности и педагогических инноваций, организацию отдыха и оздоровления детей и др.
Меры по укреплению материально-технической базы, принимаемые руководством республики, были направлены не только республиканским учреждениям. М.Г. Рахимов отмечает: «В сложные 90-е годы в условиях недофинансирования из федерального бюджета нам удалось не только сохранить, но и значительно поддержать учебные заведения. Прежде всего путем укрепления их материально-технической базы. Нежилые здания и помещения республиканской и муниципальной собственности были переданы нефтяному университету, БГУ, аграрному, педагогическому, медицинскому университетам. При поддержке республики в федеральные целевые и адресные программы был включен целый ряд объектов Башкирского государственного университета, медицинского и авиационного университетов. . За счет средств республиканского бюджета проведены реконструкция корпусов БГУ и его Сибайского института, педагогического университета, стоматологической поликлиники медицинского университета. Капитально отремонтированы корпуса академии искусств, значительно обновлена ее материальная база» [14].
Развитию материально-технической базы существенный вклад был внесён в ходе реализации Приоритетного национального проекта «Образование», объявленного Президентом России В.В. Путиным в рамках реализации четырёх национальных проектов в 2005 году. В 2006-2009 годах в рамках национального проекта «Образование» в республику из федерального бюджета поступили около 4 млрд 500 млн руб. Сопоставимая сумма средств была выделена из республиканского бюджета.
В период руководства республикой М.Г. Рахимовым по темпам строительства школ Баш-
кортостан находился на одном из первых мест в России. Примерно каждое 10-е из возводимых в стране образовательных учреждений располагалось в РБ. С 1990 по 2010 годы в Республике Башкортостан вновь построены или реконструированы более 1000 школ, дошкольных и других детских учреждений. Количество ученических мест в данных школах составило 184186, а мест в ДОУ - 34026 [15]. В день открытия 1000-ной школы М.Г. Рахимов говорит: «Сегодня в селе Бурибай Хайбуллинского района мы открыли уже тысячную по счету новую школу, введенную в Башкортостане начиная с 1990 года! Думаю, таких масштабов не знает ни один регион страны! Все это позволяет республиканской системе образования сохранять свои позиции как одной из крупнейших и развитых в России.»[6]. В средствах массовой информации и народе школу в с. Бурибай назвали «Тысячной школой Мурта-зы Рахимова».
Всестороннюю поддержку со стороны Президента РБ М. Г. Рахимова находили проводимые инновации в системе образования республики. Как государственный деятель, он уверен, что позитивные преобразования в образовании являются необходимым условием перехода к стратегии инновационного развития республики и страны в целом. Поддержка со стороны Президента и Правительства РБ в данном вопросе отражается в изменении структуры системы образования и образовательного процесса. Если в 1993 году в республике насчитывалось 62 гимназии и лицея, то к 2010 году в инновационном режиме функционировало 79 гимназий, 51 лицей и 2 кадетских учреждения (6,7 % от общего количества общеобразовательных учреждений). Башкортостан по количеству гимназий и лицеев и обучающихся в них входил в первую десятку регионов страны. В них обучалось 88 тыс. учащихся, что составляло 20,1% от общего контингента учащихся школ. Республика регулярно входила в десятку лучших регионов страны по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников.
По мнению М.Г. Рахимова, инновационные процессы в профессиональном образовании должны затронуть как структурные преобразования системы, так и сферу научной деятельности. Поэтому Президент Республики Башкортостан ставит задачу: «Динамичное развитие в дальнейшем должны получить учебно-научно-инновационные комплексы. Их цель - координация работ от фундаментальных исследований до производства и продажи наукоемкой продукции» [15, 16]. Реализуя поставленные Президентом задачи,
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2024, том 50, № 1(113) 1111111111111111111111111111111|Е31
к 2010 году в системе высшего профессионального образования республики формируются элементы инновационной инфраструктуры вузов, такие, как: технопарк при Башкирском государственном университете, научно-технологический парк при Уфимском государственном нефтяном техническом университете, республиканский центр нанотехнологий при Уфимском государственном авиационном техническом университете, информационно-образовательный канал "Башкортостан" и аналитико-прогностический центр развития образования Республики Башкортостан при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы и др. В государственных вузах республики действуют более 50 инновационных структур, выполняющих свыше 220 проектов.
Региональная система профессионального образования призвана обеспечивать потребности отраслей экономики, социальной сферы региона в кадрах с соответствующим уровнем образования и квалификации. Однако, в 1990-2000-х годах в республике наблюдалось несоответствие структуры учреждений, профилей, объемов подготовки кадров и потребностей складывающегося в республике рынка труда. Предвидя такую ситуацию, по инициативе М.Г. Рахимова ещё в конце 90-х годов при Правительстве РБ был создан Межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы Республики Башкортостан. Советом утверждены Концепция региональной политики кадрового обеспечения народного хозяйства республики до 2010 года. Начиная с 2000 года ежегодно до 1500 выпускников сельских школ поступали в вузы по целевому приему, а с 2007 года план приема в учреждения начального и среднего профессионального образования начал формироваться с учетом прогнозных тенденций развития профессионально-квалификационной структуры реального сектора экономики.
В республике был достигнут значительный прогресс в национальном образовании. Если в 1990 г. в школах изучались 8 национальных языков, то к 2008 году обучение было организовано на 6 родных языках и 8 языков изучались как предмет. Всего 73 % учащихся нерусской национальности обучались на родном языке и изучали его как предмет. Были открыты национальные школы, национальные гимназии, воскресные школы в городах и райцентрах, сформировалась целостная система подготовки педагогических кадров для национального образования. М.Г. Рахимов, как политик, оценивая данный факт,
считал это важнейшим проявлением огромного потенциала нашей государственности, возможности самостоятельно обеспечивать образовательных потребностей всех народов Республики Башкортостан.
Муртаза Губайдуллович придавал огромное значение повышению воспитательной функции образования. Он говорил: «К сожалению, приходится констатировать, что в процессе общественных преобразований почти полностью разрушена ранее действующая традиционная система воспитания молодежи, в общественное сознание активно внедряется идея об освобождении школы от «несвойственных» ей воспитательных функций. Это очень серьезная ошибка. Воспитание - одна из важнейших задач системы образования» [17]. Поэтому в республике реа-лизовывались Президентские программы "Дети Республики Башкортостан" на 2006-2010 гг., "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения", Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи "Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан" на 2006-2015 гг. и др. По инициативе Президента РБ 2000 год в республике объявлен Годом молодежи, а 2009 - Годом поддержки и развития молодежных инициатив.
«Дети должны ощутить реальную заботу», -говорит Президент РБ при посещении Башкирского республиканского детского дома №1 им. Шагита Худайбердина 15 ноября 1999 г. Реализуя свой лозунг, М.Г. Рахимов добивается создания в Башкортостане системы поддержки детей, школьников, детей-сирот и детей-инвалидов, в рамках которой все школьники республики обеспечиваются бесплатными учебниками, им компенсируется часть школьного питания. Учащимся из многодетных семей предоставляется существенная доплата на школьное питание. Дети-сироты обеспечиваются четырех-пятира-зовым бесплатным питанием. В бюджете предусматриваются средства на организацию бесплатного питания всего контингента учащихся учреждений начального профессионального образования. Учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений выделяются денежные средства из местных бюджетов на питание.
Выводы. При поддержке М.Г. Рахимова в республике были созданы эффективно действующие системы поддержки учительства, талантливой молодежи. Реализация Президентом Республики Башкортостан М.Г. Рахимовым региональной политики в области образования получает достойную оценку на федеральном уров-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
' 2024, том 50, № 1(113) 111111111111111111111111111111111
А
не. По рейтингу "региональная образовательная политика" в 2004-2006 годах Башкортостан занимает первое место в стране, а по качеству образования - пятое место [3]. В рейтинге Высшей школы экономики по общему образованию в 2009 г. Республика Башкортостан занимает 3-е место в Российской Федерации, консолидированным показателям по всем уровням образования - 9-е место. По вводу в строй новых объектов, росту
финансирования и ряду других показателей образования республика также была передовой в стране.
Современники отмечают, что, благодаря принципиальной, твердой позиции Президента РБ М.Г. Рахимова, были сохранены многие достижения, обеспечено дальнейшее устойчивое развитие системы образования.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Рахимов М.Г. Образование - стратегический приоритет в XXI веке // Новая газета // Новая газета. 2001. С. 3-4.
2. Закон Республики Башкортостан от 29 октября 1992 г. N ВС-13/32 "Об образовании". Источник: https://base.garant.ru/17755215/ (дата обращения
15.09.2023).
3. Выступление Президента РБ М.Г. Рахимова на Республиканском совещании по образованию 2006 г. "К новым рубежам образования: доступность, качество, инновационный прорыв". Источник: https:// www.bashinform.ru/news/politics/2006-08-11/murtaza-rahimov-k-novym-rubezham-obrazovaniya-dostupnost-kachestvo-innovatsionnyy-proryv-2040619 (дата обращения: 07.01.2024).
4. Регионы России. Социально-экономические показатели: статистический сборник / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России). 2011. Источник: https://ehd.moscow/index. php?show=inds&source=-9993) (дата обращения:
07.01.2024).
5. Республиканская целевая программа «Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы». Источник: https:// docs.cntd.ru/document/935108603 (дата обращения: 07.01.2024).
6. Инновационное развитие образования - основа будущего нашей республики и страны. Выступление Президента РБ М.Г. Рахимова на республиканском совещании по образованию 7 августа 2009 года Источник: https://www.bashinform.ru/news/ politics/2009-08-07/prezident-bashkortostana-murtaza-rahimov-innovatsionnoe-razvitie-obrazovaniya-osnova-buduschego-nashey-respubliki-i-vsey-strany-2084024 (дата обращения 07.01.2024).
7. Кузнецова А., Саитова Р. Особенности социального развития сельской местности в Республике Башкортостан в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. № 4. С. 24-26.
8. Кузнецова А.Р., Кадыров Э.М., Ягафарова В. А. Основные социально-экономические индикаторы развития системы образования в России и мире // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 18-21.
9. Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР: по данным Всесоюзной переписи населения. Москва: Информационно-издательский центр. 1991. Источник: https://search.rsl.ru/ ru/record/01001629663 (дата обращения: 07.01.2024).
10.Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова на встрече с золотыми медалистами 24 июня 1998 года // Учитель Башкортостана. 1998. № 9. С. 3-5.
11. Уровень образования населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2012. 60 с.
12. Испытание ответственностью и временем. Доклад Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова на торжественном собрании, посвященном 70-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, 7 октября 2000 года. Источник: http://uf.kgsu.ru/lib/ doc.php?path=Kafedra%20TIGP/TGP/Istochniki/Doklad %20Prezidenta%20Respubliki%20Bashkortostan%20M. G.%20Rahimova (дата обращения: 10.10.2023).
13. Кузнецова А.Р., Ягафарова В. А. Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны // Высшее образование сегодня. 2013. № 1. С. 31-33.
14.Выступление Президента Республики Башкортостан М. Г. Рахимова на заседании Президентского Совета Республики Башкортостан 30 апреля 2010 года. Источник: http://sovetsibay.rmup/files/poslanie2010. doc. (дата обращения: 07.01.2024)
15.Башкортостан в цифрах [Текст]: статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы Государственной статистики по республике Башкортостан (Башкортостанстат); [подгот. Г. Ф. Аб-леева и др.]. Уфа: Китап, 2018. 765 с.
16.Послание Президента Республики Башкортостан к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан, 2008 год. Источник: https://base. garant.ru/17717015/ (дата обращения: 07.01.2024).
17.Послание Президента Республики Башкортостан к Государственному собранию «Энергию преобразований - на решение жизненно важных проблем Башкортостана». О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития. 1999 г. Государственное Собрание. Уфа, 1999. 54 с.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __
' 2024, том 50, № 1(113) llllllllllllllllllllllllllllllllEEj
R E F E R E N C E S
1. Rakhimov M.G. Education is a strategic priority in the 21st century // Novaya Gazeta // Novaya Gazeta. 2001. pp. 3-4.
2. Law of the Republic of Bashkortostan of October 29, 1992 No. ВС-13/32 "On Education". Source: https:// base.garant.ru/17755215/ (accessed September 15, 2023).
3. Speech by the President of the Republic of Belarus M.G. Rakhimov at the Republican Conference on Education 2006 "Towards new frontiers of education: accessibility, quality, innovative breakthrough." Source: https://www.bashinform.ru/news/politics/2006-08-11/ murtaza-rahimov-k-novym-rubezham-obrazovaniya-dostupnost-kachestvo-innovatsionnyy-proryv-2040619 (access date: 01/07/2024).
4. Regions of Russia. Socio-economic indicators: statistical collection / State. com. Ross. Federation of Statistics (Goskomstat of Russia). 2011. Source: https:// ehd.moscow/index.php?show=inds&source=-9993) (access date: 01/07/2024).
5. Republican target program "Development of the preschool education system in the Republic of Bashkortostan for 2008-2012». Source: https://docs.cntd. ru/document/935108603 (date of access: 01/07/2024).
6. Innovative development of education is the basis for the future of our republic and country. Speech by the President of the Republic of Belarus M.G. Rakhimov at the republican meeting on education on August 7, 2009 Source: https://www.bashinform.ru/news/ politics/2009-08-07/prezident-bashkortostana-murtaza-rahimov-innovatsionnoe-razvitie-obrazovaniya-osnova-buduschego- nashey-respubliki-i-vsey-strany-2084024 (date of access: 01/07/2024).
7. Brief socio-demographic characteristics of the population of the RSFSR: according to the AllUnion Population Census. Moscow: Information and Publishing Center. 1991. Source: https://search.rsl.ru/ru/ record/01001629663 (access date: 01/07/2024).
8. Speech by the President of the Republic of Bashkortostan M.G. Rakhimova at a meeting with gold medalists on June 24, 1998 // Teacher of Bashkortostan. 1998. No. 9. pp. 3-5.
9. Level of education of the population of the
Republic of Bashkortostan according to the 2010 All-Russian Population Census: statistical bulletin. Ufa: Bashkortostanstat, 2012. 60 p.
10.Test of responsibility and time. Report of the President of the Republic of Bashkortostan M. G. Rakhimov at the ceremonial meeting dedicated to the 70th anniversary of the adoption of the Declaration of State Sovereignty of the Republic of Bashkortostan, October 7, 2000. Source: http://uf.kgsu.ru/lib/doc. php?path=Kafedra%20TIGP/TGP/Istochniki/Doklad% 20Prezidenta%20Respubliki%20Bashkortostan%20M. G.%20Rahimova (date of access: 10/10/2023) .
11. Speech by the President of the Republic of Bashkortostan M. G. Rakhimov at a meeting of the Presidential Council of the Republic of Bashkortostan on April 30, 2010. Source: http://sovetsibay.ru>up/files/ poslanie2010.doc. (date of access: 01/07/2024)
12.Bashkortostan in numbers [Text]: statistical collection / Territorial body of the Federal Service of State Statistics for the Republic of Bashkortostan (Bashkortostanstat); [prepared G. F. Ableeva and others]. Ufa: Kitap, 2018. 765 p.
13.Message of the President of the Republic of Bashkortostan to the State Assembly - Kurultai of the Republic of Bashkortostan, 2008. Source: https://base. garant.ru/17717015/ (access date: 01/07/2024).
14.Kuznetsova A., Saitova R. Features of social development of rural areas in the Republic of Bashkortostan within the framework of the Federal Target Program "Social development of rural areas until 2010" // International Agricultural Journal. 2006. No. 4. pp. 24-26.
15.Kuznetsova A.R., Kadyrov E.M., Yagafarova V.A. Main socio-economic indicators of the development of the education system in Russia and the world // Higher education today. 2013. No. 3. pp. 18-21.
16.Kuznetsova A.R., Yagafarova V.A. Education as a key factor in increasing the country's competitiveness // Higher education today. 2013. No. 1. P. 31-33.
17.Message of the President of the Republic of Bashkortostan to the State Assembly "The energy of transformation - to solve the vital problems of Bashkortostan" (On the situation in the republic and the main directions of its further development," 1999. State Assembly. Ufa, 1999. 54 p.
© Аллаяров Зиннат Абдуллович,
кандидат педагогических наук,
ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан»
450008, г. Уфа, Российская Федерация
ул. Кирова, 15,
ORCID Ю: 0009-0009-6918-2109 эл. почта: [email protected]
© Allayarov Zinnat Abdullovich,
candidate of pedagogical sciences,
GBNU "Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan" 450008, Ufa, Russian Federation st. Kirova, 15,
ORCID ID: 0009-0009-6918-2109 email: [email protected]
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
/
2024, том 50, № 1(113)