Научная статья на тему 'ЭПОХА МУРТАЗЫ РАХИМОВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

ЭПОХА МУРТАЗЫ РАХИМОВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские годы / заводская карьера / заслуженный нефтехимик / башкирский вариант реформ / договорное взаимопонимание / партийный диссидент / childhood / factory career / honored petrochemist / Bashkir version of reforms / contractual understanding / party dissident

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюпов Мансур Анварович

Статья посвящена деятельности М.Г. Рахимова – Президента Республики Башкортостан, руководившего республикой в период с 1990 по 2010 гг. Автор отмечает, что этот период времени исторически можно охарактеризовать как «критически переломный», когда впервые открылась возможность самим обустраивать свою жизнь. Это время в Башкортостане называют эпохой Муртазы Рахимова. В статье рассмотрены основные этапы жизни и деятельности одного из значимых политических деятелей, сыгравших решающую роль на переломном этапе истории республики. На основе анализа личностных, профессионально-деловых и политических характеристик, их типизации и определения влияния на политико-властную деятельность выявлены особенности и основные тенденции формирования доминирующего лидера в ходе политико-трансформационных процессов. Показаны сильные и слабые стороны, пределы такой модели власти, формы и методы оптимизации отношений с верхами и низами. Подчеркивается, что, как правило, после двух сроков правления, укрепления определенного политического режима, влияние личностных качеств властвующего на политику усиливается, все больше проявляется ее авторитарная направленность, обусловленная фундаментальным характером трансформаций. В заключении отмечается, что М.Г. Рахимов, как президент, добился признания высшей степени самостоятельности республики, часто под валом критики оставался без поддержки, но не отказался от созданного им за годы президентства проекта нового Башкортостана. Даже после своей отставки он держался в положении арбитра, строго оценивающего дела современников с учетом своего жизненного и профессионального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The era of Murtaza Rakhimov (on the 90th anniversary of his birth)

The article is devoted to the work of M.G. Rakhimov President of the Republic of Bashkortostan, who led the republic from 1990 to 2010. The author notes that this period of time can historically be characterized as a “critical turning point”, when for the first time the opportunity to organize own life of the Republic opened up. This time in Bashkortostan is called the era of Murtaza Rakhimov. The article examines the main stages of the life and work of one of the significant political figures who played a decisive role at a turning point in the history of the Republic. Based on the analysis of personal, professional, business and political characteristics, their typification and determination of the influence on political and government activities, the features and main trends in the formation of a dominant leader in the course of political transformation processes are identified. The strengths and weaknesses, the limits of this model of power, forms and methods of optimizing relations with the top and bottom are shown. It is emphasized that, as a rule, after two terms of government, the strengthening of a certain political regime, the influence of the personal qualities of the ruler on politics increases, and its authoritarian orientation, due to the fundamental nature of the transformations, becomes more and more apparent. In conclusion it is noted that M.G. Rakhimov, as president, achieved recognition of the highest degree of independence of the Republic, often remained without support under the avalanche of criticism, but did not abandon the project of a new Bashkortostan created by him during the years of his presidency. Even after his resignation, he maintained the position of an arbiter, strictly assessing the affairs of his contemporaries, taking into account his life and professional experience.

Текст научной работы на тему «ЭПОХА МУРТАЗЫ РАХИМОВА (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94 ОО! 10.24412/1728-5283-2024-1-6-13

ЭПОХА МУРТАЗЫ РАХИМОВА

(к 90-летию со дня рождения) * © Аюпов Мансур Анварович

ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан» г Уфа, Российская Федерация

Статья посвящена деятельности М.Г. Рахимова - Президента Республики Башкортостан, руководившего республикой в период с 1990 по 2010 гг. Автор отмечает, что этот период времени исторически можно охарактеризовать как «критически переломный», когда впервые открылась возможность самим обустраивать свою жизнь. Это время в Башкортостане называют эпохой Муртазы Рахимова. В статье рассмотрены основные этапы жизни и деятельности одного из значимых политических деятелей, сыгравших решающую роль на переломном этапе истории республики. На основе анализа личностных, профессионально-деловых и политических характеристик, их типизации и определения влияния на политико-властную деятельность выявлены особенности и основные тенденции формирования доминирующего лидера в ходе политико-трансформационных процессов. Показаны сильные и слабые стороны, пределы такой модели власти, формы и методы оптимизации отношений с верхами и низами. Подчеркивается, что, как правило, после двух сроков правления, укрепления определенного политического режима, влияние личностных качеств властвующего на политику усиливается, все больше проявляется ее содержательная направленность, обусловленная фундаментальным характером трансформаций. В заключении отмечается, что М.Г. Рахимов, как президент, добился признания высшей степени самостоятельности республики, часто под валом критики оставался без поддержки, но не отказался от созданного им за годы президентства проекта нового Башкортостана. Даже после

своей отставки он держался в положении

Ключевые слова: детские годы, заводская карьера, заслуженный нефтехимик, башкирский вариант реформ, договорное взаимопонимание, партийный диссидент.

арбитра, строго оценивающего дела современников с учетом своего жизненного и профессионального опыта.

THE ERA OF MURTAZA RAKHIMOV

(ON THE 90TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH) © Ayupov Mansur Anvarovich

GBNU "Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan" Ufa, Russian Federation

The article is devoted to the work of M.G. Rakhimov - President of the Republic of Bashkortostan, who led the republic from 1990 to 2010. The author notes that this period of time can historically be characterized as a "critical turning point", when for the first time the opportunity to organize own life of the Republic opened up. This time in Bashkortostan is called the era of Murtaza Rakhimov. The article examines the main stages of the life and work of one of the significant political figures who played a decisive role at a turning point in the history of the Republic. Based on the analysis of personal, professional, business and political characteristics, their typification and determination of the influence on political and government activities, the features and main trends in the formation of a dominant leader in the course of political transformation processes are identified. The strengths and weaknesses, the limits of this model of power, forms and methods of optimizing relations with the top and bottom are shown. It is emphasized that, as a rule, after two terms of government, the strengthening of a certain political regime, the influence of the personal qualities of the ruler on politics

* Для цитирования: Аюпов М.А. Эпоха Муртазы Рахимова (к 90-летию со дня рождения) // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2024. №1. С. 6-13. Б01 10.24412/17285283-2024-1-6-13

А

Г

increases, and its authoritarian orientation, due to the fundamental nature of the transformations, becomes more and more apparent. In conclusion it is noted that M.G. Rakhimov, as president, achieved recognition of the highest degree of independence of the Republic, often remained without support under the avalanche of criticism, but did not abandon the project of a new Bashkortostan created by him during the years of his presidency. Even after his resignation, he maintained the position of an arbiter, strictly assessing the affairs of

Key words: childhood, factory career, honored petrochemist, Bashkir version of reforms, contractual understanding, party dissident.

Введение. Биография первого Президента РБ М.Г. Рахимова широко известна исследователям и читателям.

Муртаза Губайдуллович родился 7 февраля 1934 года в деревне Таваканово Кугарчинского района Башкирской АССР События происходили в одном из южных уголков, где вперемешку жили башкиры и русские, татары и чуваши. Его отец, Губайдулла, в молодости батрачил в русском селе Алмала, что находилось в соседней Оренбургской области. Одним из первых вступил в комсомол. После окончания сельской школы, его, как активиста, направили в Башкирскую высшую коммунистическую школу. По возвращению в родное село он возглавил промартель. Женился. В 1932 году родился сын Гарей, а двумя годами позже - Муртаза. В ноябре 1941 г. он отвёз семью в Юмагузино к брату Музафару и ушёл на фронт. На скорую руку сколотили к дому пристрой, и мальчики с матерью Галимой стали жить на новом месте. Все тяготы войны в тылу, голод, холод и тяжкий труд легли на плечи женщин, стариков и подростков.

Когда Губайдулла в 1946 г вернулся домой, увидев жену и детей, ужасные условия их жизни, был очень огорчен от увиденного. Еще хуже было положение в хозяйствах. Прошедший всю войну на передовой, израненный, но упрямый офицер-политработник всерьез взялся обустраивать кол -хозную жизнь. Строгий, но справедливый председатель себя не жалел и другим спуска не давал. И люди подтянулись. За успехи был награждён орденом, получил в качестве поощрения служебный автомобиль "Победа", который поменял на грузовой. И после критики начальства остался без работы. В семье после войны родились ещё три сына. Рафик, Ахмет и Сафаргали.

Муртаза после окончания трёх классов одну зиму ходил в русскую школу в Алмала, где жил у знакомого отца. Семилетку окончил в деревне Тляумбетово в основном с отличными оценками.

В тот период бурного подъема промышленности, юношей тянули города и заводы. Закончив 1956 г. в Уфе техникум, Муртаза выбрал профессию нефтяника. Это сфера сыграла реша-

his contemporaries, taking into account his life and professional experience.

ющую роль в его жизни. Вспоминая позже свои молодые годы, он всегда выражал сожаление с потерей великой страны, отмечал достоинства тогдашней жизни. «Была дружба народов, люди чувствовали свою сопричастность к большим делам, и в беде, и в радости держались друг друга. И главное - была справедливость и надежда на счастливое будущее», - говорил он о тех годах. Другими словами, атмосфера в семье, сельский труд, лишения и военное детство, общественная среда формировали у юного Муртазы твердые личностные качества, необходимые в дальнейшей жизни.

Целью данной статьи является на основе опыта совместной работы в органах власти, используя метод включенного наблюдения, попытаться обозначить узловые моменты и общие контуры деятельности Муртазы Губайдулловича Рахимова как политика. Важно описать личные, деловые и политические качества хозяйственного руководителя, которые оказали влияние на его становление в качестве современного лидера, сыгравшего решающую роль в политико-властных и социально-экономических преобразованиях в республике и России. Считаем также важным в ходе исследования привлечение внимания

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

/

2024, том 50, № 1(113)

общественности о детстве, родителях, соратниках Муртазы Губайдулловича, о фактах, событиях и процессах, участником которых он был, об остающейся еще в тени личностно-нравственной стороне жизни политика.

Результаты исследования. Еще в начале нулевых стало понятно, что западные теории транзита политических и экономических инструментов управления в условиях России и ее республик не работают, поскольку переход к демократии там описывается как целенаправленный процесс, как движение от А (автократии) к Б (либеральной демократии). Переходность в данном случае — это скорее неустойчивость системы, разновекторность изменений, неопределенность конечных результатов, не исключая наряду с движением вперед откаты назад. При этом почти не всегда учитывалась два момента: цивилиза-ционная матрица развития страны и особенности личностных характеристик «главных» реформаторов. Наша политическая практика показывает уязвимость подобных аналитических теорий по причине того, что: 1) нельзя признать западную модель демократии, как ценности абсолютной и универсальной для всех обществ; 2) переход в нашей стране не означает движение к либеральной демократии, а скорее перемены в соответствии с культурно-историческими особенностями развития страны. На наш взгляд, для осмысления трансформационных переходов в России и её республиках наиболее продуктивной является категория «политико-трансформационный процесс», свободная от идеологической нагрузки, однобокости, раскрывающая скачкообразность, неопределенность, обратимость политико-властных изменений в обществе.

Основная часть.

Профессиональная карьера Муртазы Губай-дулловича складывалась успешно. С 1960 по 1990 год он прошёл все ступени роста на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе имени XXII съезда КПСС (далее УНПЗ). Начал он оператором, затем работал начальником установки, заместителем начальника цеха и производства, заместителем главного инженера по пуску и наладке новых производств, главным химиком, главным инженером и директором завода. Отличие нефтехимического предприятия от других заключалось в том, что это было опасное производство, требующее строгого соблюдения технологической дисциплины. Работали днём и ночью, в непрерывном режиме. Такой порядок предъявлял повышенные требования и к руководителям, и к рабочим. Бывали и пожары, и аварии, другие происшествия. На заводе было развито рационализаторство и изобретательство.

Несмотря на напряжённые задания, нефтехимики ритмично обеспечивали страну ценной продукцией на сотни миллиардов рублей. В УНПЗ и на других предприятиях постоянно расширяли и обновляли производство, наращивали объёмы и номенклатуру выпуска продукции. К началу нулевых Башкирия стала одним из развитых центров нефтепереработки и нефтехимии европейского масштаба. Таким образом, деловые качества человека, его активность, самостоятельность и ответственность формировались в процессе повседневной напряженной производственной деятельности. Здесь закалялся его характер, лучшие управленческие качества, необходимые для работы в больших коллективах и кризисных ситуациях.

Тут возникает вопрос: думал ли Рахимов ког -да-нибудь о политической карьере? Чтобы найти ответ, обратимся на его биографию. Он в 52 года, т. е. очень поздно вступил в ряды КПСС. Он не был руководителем номенклатурного происхождения. Партбилет получил, когда стал главным технологом предприятия союзного значения. Вышел из рядов КПСС в августе 1991 г., объяснив свой поступок тем, что «... мы были не на стороне ГКЧП, а на стороне союзного государства».

За его политическую прозорливость говорит тот факт, что годы директорства Муртаза Губай-дуллович кроме производства старался решать проблемы, которые связаны с условиями труда, жизни и быта работников. Скажем, как обеспечить работающих продуктами питания, мясом, молоком или товарами повседневного и повышенного спроса. Обдумав и взвесив все плюсы и минусы, установили шефство над двумя районами, в одном открыли мясной и молочный цеха, а в другом начали разводить гусей и грибы. Стали сотрудничать с Уфимским мясным и молочным комбинатами. В обмен на их продукцию купили им за валюту импортное оборудование. Решение социально-бытовых вопросов заводчан, их заработной платы всегда стояли на первом месте.

Однажды М. Г. Рахимова вызвали в обком. Секретарь обкома, бывший работник аппарата ЦК, положил перед ним проект решения бюро. По его мнению, построенную нефтехимиками на средства завода больницу было необходимо передать городу.

Директору пришлось пойти на политический шаг. Он предложил обсудить этот вопрос на общем собрании с участием представителя обкома. Народ был настроен по-боевому, сначала пропесочили Рахимова за якобы «затягивание» сдачи стройки, затем постановили: больницу через неделю сдать в эксплуатацию, но городу не передавать.

А

Г

Его интерес к политике, как он сам признавал, начался в тех времен, когда он стал народным депутатом СССР. Большой хозяйственный опыт, приобретённые лидерские качества позволяли ему на равных говорить с коллегами-депутатами, видными политиками, министрами, руководителями крупных предприятий разных отраслей. Его фраза: «Нельзя доверять дело человеку, ко -торый не командовал и тремя курицами» формировалась в эти годы и стала мерилом оценки деятельности руководителей всех уровней.

4 марта 1990 г. состоялись выборы депутатов Верховного Совета Башкирской АССР 12-го созыва. В числе 275 народных депутатов было избраны 18 рабочих, 14 колхозников, 246 служащих. В последнюю группу вошли свыше 100 советских и партийных работников, около 60 руководителей промышленно-строительного блока, более 40 аграриев. По новому формату выбирался и Председатель Верховного Совета. Из 8 кандидатов в результате консультаций и напряжённой агитационной работы сторонников с 134 голосами «за», 125 «против» был избран М. Г. Рахимов.

Новый руководитель Верховного Совета старался придерживаться тех принципов, которым следовал на заводе. Первым приходил на работу и уходил последним. Быстро нашёл общий язык с главами комитетов и наиболее влиятельными депутатами. Был немногословен. Если давал поручения, контролировал их выполнение. Избегал пустых обещаний. Его открытость, умение спокойно и разумно воспринимать неожиданные ситуации придавали его общению с депутатами деловой тон. И самое главное - в его поведении не было тех проявлений, которыми отличалась многие начальники: высокомерия и грубости. Таким образом, в ходе напряженной производственной деятельности на различных руководящих постах, из умения ладить с другими, жить их заботами, влиять на окружающих его сформировались его политические качества, необходимые для руководителя.

На сессиях преобладал творческий дух. В зале перед микрофонами выстраивались очереди. Появились лидеры мнений или просто критически мыслящие персоны, которые будоражили ум, вызывали интерес. Спикер больше слушал, чем говорил, но бразды управления аудиторией держал в руках крепко. Вскоре депутаты убедились, что на их собрании появился не только ведущий, но и главный человек, готовый взять ответственность за всё происходящее в этом доме и республике. И обеспечить принятие законов, не оглядываясь наверх или по сторонам.

В этот период в стране усилился экономический кризис, промышленные регионы охватили

забастовки, Неплатежи, бартер, дефицит стали нормой жизни. Вскоре к общественным потрясениям добавились техногенные катастрофы. В Уфе и других городах состоялись массовые акции в связи отравлением питьевой воды, ухудшением экологической ситуации. Политическая обстановка накалялась. Рахимов, как производственник, переживший подобные аварии на заводе, понимал их последствия для жизни людей. Нужны были быстрые и решительные действия. В ответ на обращение высших органов в республику для оказания помощи прибыл заместитель Председателя Правительства СССР В. К. Гусев. Были приняты постановления Верховного Совета БАССР о чрезвычайной экологической обстановке в г. Уфе и запрещении строительства Башкирского водохранилища и АЭС. А предусмотренные на их строительство средства было решено направить на строительство жилья. Нефтеперерабатывающим заводам разрешено за счёт продажи нефти приобрести импортное оборудование для анализа и очистки воды и на природоохранные цели. С этой целью было подготовлено обращение Совету Министров СССР о необходимости принятия срочных мер по оздоровлению экологии в городах Уфе, Благовещенске и Стерлита-маке.

Таким образом, Верховный Совет и Совет Министров в эти дни показали себя органами власти, способными решать самые острые и сложные вопросы. В дальнейшем политические усилия Рахимова можно рассмотреть по трём направлениям: 1) обретение суверенитета; 2) обеспечение договорных отношений с Союзом СССР и Российской Федерацией; 3) самостоятельное осуществление реформ с учётом местных условий.

Первым важным политическим актом нового Верховного Совета стала Декларация о государственном суверенитете Башкирской АССР. С лёгкой руки Б. Н. Ельцина, призвавшего жителей республики: «Взять ту долю власти, которую сами могут проглотить», началась напряжённая работа. М. Г. Рахимов привлёк к подготовке нормативно-правовых актов научного сотрудника Института государства и права АН СССР, нашего земляка И. Ш. Муксинова. Он был членом Комитета конституционного надзора СССР, одним из ведущих специалистов по проблемам союзных и автономных республик.

С учётом того, что прежде государственно-правовая природа Башкирской АССР не была обеспечена, в Декларации предлагалось юридически закрепить положение республики в качестве государства.

В преамбуле были изложены принципы и направления реализации этого положения, раскры-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 50, № 1(113) 1111111111111111111111111111111|Н

та формула её взаимоотношений с Союзом ССР и обновлённой Российской Федерацией. Понимая, что существовавший тогда статус республики не обеспечивает её развитие, провозглашался государственный суверенитет с преобразованием БАССР.

В Декларации решались следующие важные вопросы: о владении и распоряжении собственностью, формах взаимоотношений с Союзом ССР и РСФСР, о полновластии народа, принципах и способах его реализации, о самостоятельной системе законодательства и бюджета и другие положения. Проекты Деклараций были опубликованы в республиканских газетах для обсуждения. После дополнений и изменений Декларация о государственном суверенитете была единодушно принята. Этот успех было обеспечен тем, что Верховный Совет и Совмин приложили максимум усилий, чтобы все проекты текстов были обсуждены на всех уровнях, с широким участием населения, с учётом и обобщением высказанных предложений и замечаний. Фактически Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики стала всенародным актом. Сразу же после этого депутаты образовали Конституционную комиссию и полномочную делегацию для юридического оформления новых отношений с Союзом ССР, РСФСР. Эти политические шаги носили историческое значение и вызывали у граждан республики удивление и уважение.

За небольшой срок с марта по сентябрь 1991 г был принят блок из 17 законов, в которых предусматривались меры реформирования системы высших органов власти; введение института президентства, института глав администраций районов и городов; создания судебной системы. Была начата разработка кодексов и других законодательных актов по основным направлениям политической, экономической, хозяйственной и культурно-духовной жизни. Переходной характер нормотворчества позволял наделять Верховный Совет и его Председателя новыми полномочиями, в том числе распорядительно-исполнительного плана. Муртаза Губайдуллович стал главой Башкортостана, влияющий на формирование и деятельность всех ветвей власти внутри республики.

Мое близкое знакомство с ним произошло в августовские дни 1991 г., когда было объявлено о введении чрезвычайного положения в стране. Прибывшие к вечеру из Москвы М. Г. Рахимов и М. П. Миргазямов объявили, что в республике действует Конституция, законные органы власти. Надо обеспечить общественный порядок и стабильную работу предприятий и учреждений. В

эти сложные и опасные дни Рахимов был единственным руководителем, который проявил выдержку и не побоялся взять на себя ответственность. Твёрдые и последовательные действия Верховного Совета и Совета Министров дали возможность быстро преодолеть последствия путча и настроить людей на продолжение реформ. Были приняты срочные меры, чтобы организовать работу по подготовке к подписанию Федеративного договора, объединяющего республики, края и области в едином государстве. В связи с этим вспоминается ещё один эпизод, связанный с деятельностью нашей делегации в Москве 31 марта 1992 г. Текст Договора накануне был завизирован Руководством России и представителями республик. По поручению М. Г. Рахимова, мы с членом Комитета конституционного надзора СССР И. Ш. Муксиновым и с Председателем Совета национальностей Р. Г. Абдулатиповым обсуждали вопрос согласования положений Декларации о государственном суверенитете БССР со статьями Федеративного договора. Ключевые формулы о государственно-правовой и экономической самостоятельности Башкортостана не укладывались в рамки требований центра. После трёх часов скрупулезного изучения текстов и споров по каждому пункту выход был найден в самом механизме разграничения предметов ведения и полномочий. Помог решить проблему и на этот раз многолетний государственно-правовой опыт и знания Ирека Шарифовича. После острого, но безуспешного спора, он предложил изложить первый пункт Приложения в версии пункта 3 текста Федеративного договора для республик. Это устраивало участников переговоров. Так был создан текст очень важного для нас документа - Приложения к Договору в одну страницу, ставшего в последующем основой для разработки новой Конституции Республики Башкортостан.

Как политик стратегического мышления, М. Г. Рахимов остро понимал зависимость будущего республики от России. На выборах Президента Российской Федерации лично ездил по районам и агитировал за Б. Н. Ельцина, объясняя свой поступок тем, что его слова и подпись стали гарантией появления суверенитета Башкортостана. Во второй раз призывал голосовать за Российского лидера за то, что в последующие годы Президент России всячески поддерживал башкирский вариант реформ. Таким образом, в республике было созданы все условия для формирования новой политико-властной структуры власти во главе с доминирующим лидером.

В декабре 1993 г. М. Г. Рахимов впервые всенародно был избран Президентом республики.

А

Г

В начале следующего года начал работу профессиональный парламент. Создание целостной государственной системы открывало широкие возможности для продолжения преобразований. Президент 24 мая 1994 г обратился Б.Н. Ельцину с письмом, в котором сообщил, что своим распоряжением утвердил рабочую группу для участия в подготовки Договора между РБ и РФ и просил создать такую же группу от РФ. В Башкирскую группу входили Аюпов М.А. (руководитель), Муксинов И.Ш., Еникеев З.И., Адигамов И.А., Юлбарисов И.М., Ярлыкапов А.Б. Работа над проектом документа началась в Правительстве РФ с группой его представителей во главе с С.М. Шахраем, а позже продолжалась в Министерстве по делам национальностей и региональной политике на Трубниковом переулке, где сто лет назад закладывались основы федеративной России и Союзного государства как объединения, по Ахиезеру, Большого общества и национально-локальных сообществ с участием представителей наших автономистов. После подписания в 1994 году Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и полномочий, который подтвердил государственный статус республики, были приняты дополнительные меры в области экономического строительства, финансово-бюджетной деятельности, по совершенствованию системы государственных органов, обеспечению и защите прав и свобод гражданина и человека, укреплению законности и правопорядка. На повестку дня с особой остротой встали задачи формирования полноценной рыночной инфраструктуры, связанной с разгосударствлением средних и крупных предприятий, развитием бюджетной, налоговой, финансово-кредитной систем, созданием рынков труда, ценных бумаг, других элементов современной экономики. Было обеспечено сохранение и функционирование производственного и интеллектуального потенциала. В условиях реализации новой концепции развития бюджет республики увеличился в четыре раза.

Несмотря на кризис, значительная часть заработанных средств была направлена на строительство жилья и дорог, школ, больниц, домов и дворцов культуры, газификацию и благоустройство сёл. Именно в эти годы у Муртазы Губай-дулловича появились прозвище «Открывашка» и поговорка «Так было при Рахимове», свидетельствующие о своеобразной оценке населением его деятельности как эпохи самостоятельности, массового строительства и созидания.

Удалось реализовать крупные программы социальной защиты населения, направленные на

бесперебойное функционирование учреждений образования, здравоохранения и культуры, оплату труда бюджетников, выплату пособий многодетным и малоимущим семьям, оказание помощи инвалидам и пенсионерам, на возмещение разницы цен на продукты питания, транспорт, топливо и лекарственные средства. В новых условиях при конституционном закреплении пар-ламентско-президентской формы правления Президент республики, как высшее должностное лицо, обеспечивал единство государственной власти, взаимодействие всех её ветвей на территории республики. В противовес либеральной демократии как результата политического транзита в Российской Федерации был выбран моноцентрический режим во главе с доминирующим харизматическим лидером. Такой политический порядок был обусловлен переходным характером трансформаций, их зависимостью от культурно-цивилизационного кода развития страны. При этом единым критерием успешности деятельности таких лидеров выступали способность держать ситуацию в центре и регионах под контролем и поддерживать уровень жизни населения на приемлемом уровне.

В качестве Президента М. Г. Рахимов сформировал команду и компактный Аппарат, определил основные ориентиры преобразований на предстоящие годы. В этот период проявились его лучшие лидерские качества, главными из которых были умение слышать людей и вовлекать их в общую работу. Мы, его ближайшие помощники, можно сказать, первого призыва С. Х. Аминев, И. А. Габитов, В. Н. Антипин, А. И. Шабрин, У. Н. Бакиров, А. А. Копылов, А. В. Работя-ев, В. А. Пчелинцев, В. И. Федоров, А. Р. Воробьёва, А. Ф. Шакиров, Р. И. Батыргареев, И. М. Юлбарисов, А. П. Огарков, С. Н. Семёнов, Г. Б. Фаизов, В. Б. Силантьев, А. Х. Юламанов, Ф. Р. Муратшин, Н. Л. Калентьев, А. М. Юлда-шбаев, Н. И. Логачёв, Р. А. Миндибаев и другие, делали все от нас зависящее, чтобы Президент, как высшее должностное лицо, как гарант прав и свобод граждан, защитник экономических и политических интересов республики, мог успешно выполнять свои конституционные полномочия. Были установлены формы и институты взаимодействия ветвей и уровней власти, налажены тесные отношения и связи с органами местного самоуправления и общественными объединениями, и партиями. Созданы Президентский совет, Совет Республики и Общественное совещание. Стали ежегодными доклады и послания Президента к Государственному Собранию и народу Башкортостана. Реформы постепенно стали делом всех слоёв населения.

В непростых условиях М. Г. Рахимову удалось сплотить многонациональный народ вокруг общих задач, добиться признания Российским руководством высокого политико-государственного статуса республики на основе договоров и соглашений. Его легитимность доминирующего лидера поддерживалась образом строгого, но справедливого руководителя. Он всегда открыто высказывал своё мнение, иногда критиковал федеральную власть, но был предсказуем, не доводил дело до конфликта. Высоким был его авторитет среди руководителей республик и других регионов.

В начале 1998 г. перед выборами к М. Г. Рахимову обратился премьер-министр В. С. Черномырдин с предложением баллотироваться на новый срок. В июне на альтернативных выборах он был избран Президентом республики, набрав 70,2 процента голосов избирателей. Выборная кампания осветила ряд проблем, на которые раньше за общими заботами не обращалось внимание. В частности, отвергая "дикую" приватизацию по А. Н. Чубайсу в республике было решено избегать сделок с имуществом в ущерб экономике. Пакет акций ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" и Мелеузовского завода минеральных удобрений был передан в доверительное управление "Газпрому", поскольку газовики предложили инвестиции и сырьё для указанных наших предприятий. В то же время крупные объединения топливно-энергетического комплекса (ТЭК) остались в государственной собственности. Выяснилось, что, хотя республика от этого имеет больше половины доходов в бюджет, однако в условиях рынка она в любой момент может лишится ТЭК. Чтобы этого не допустить, М. Г. Рахимов своим указом: 1) объединил активы всех предприятий в единую кампанию; 2) поручил Правительству РБ разработать меры по обеспечению новой кампании сырьём, оптимизации процессов его переработки и отгрузки продукции; 3) провести приватизацию активов ТЭК таким образом, чтобы акции были реализованы в трудовых коллективах, а доходы остались в республике.

Когда организаторы и бенефициары приватизации, уверовав в свою силу, хотели через депутатство претендовать на власть в Уфе, а затем Го -сударственном Собрании - Курултае РБ, Президент решительно пресёк эти попытки. Моноцентрическая власть в республике достигла пика.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ахиезер А.С. Россия как большое общество // Вопросы философии. 1993. №1. С. 3-19.

2. Аюпов М.А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной Росси. Уфа: Гилем, 2003. 327 с.

Возглавивший в начале нулевых Россию

B. В. Путин энергично взялся за укрепление вертикали власти. Люди, уставшие от безысходности, легко вздохнули. Появилась надежда изменить страну и жить при крепком федеральном центре. Вежливый глава государства быстро нашёл общий язык с наиболее видными лидерами национальных республик. В результате появилась потребность движения к таким формам федерализма, которые учитывали бы специфику России. Поддерживаемая населением модель обеспечивала целенаправленность трансформаций при ведущей роли центральной власти. М. Г. Рахимов победил в высокой конкурентной борьбе на выборах 2003 года во втором туре при содействии Кремля. Дальнейший возврат акций в республиканскую собственность, затем их приватизация в законных формах свидетельствовали о том, что происходят серьёзные изменения в отношении к сохранённому имуществу. В этой ситуации у Президента формировались как бы две позиции. Первая была близка и понятна М.Г. Рахимову как человеку, для которого общее было выше частного, а равенство и честность - лучше богатства. При этом сам Муртаза Губайдулло-вич, как советский человек старался оставаться на первой, правильной стороне жизни.

В июле 2010 г. Президент страны наградил его за большой вклад в социально-экономическое развитие республики и многолетнюю плодотворную государственную деятельность высшей наградой России - орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени. В тот же день по собственному желанию, до окончания президентских полномочий М. Г. Рахимов подал в отставку. [1-15]

Когда на деньги от продажи акций ТЭК предложили создать благотворительный фонд, он согласился возглавить совет этой общественной организации.

13 января 2023 г. в Уфе состоялись похороны М. Г. Рахимова, умершего от болезни. На церемонии прощания В.В. Путин отметил его «...существенный вклад в развитие республики, реальное участие в жизни всей России».

Отмечая в этом году 90-летие первого Президента Башкортостана М.Г. Рахимова, мы должны помнить, что его дела, идеи и задачи созидания, которыми он жил, остаются важными ценностями и служат дальнейшему процветанию республики.

3. Аюпов М.А. К вопросу о концепции энциклопедии «Муртаза Рахимов». Ватандаш. 2023. №4.

C. 134-221.

4. Башкирская энциклопедия. В 7 т. П - Советы / гл. ред. М.А. Ильгамов. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2009. 576 с.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2024, том 50, № 1(113) 111111111111111111111111111111111

А

Г

5. Башкортостан в XX столетии. Уфа.: Гилем, 2006. 191 с.

6. Башкортостан в трудах зарубежных исследователей: сборник / под общ ред. д-ра полит. наук. профессора М.А. Аюпова; примеч., коммент. М.А. Аюпо-ва, Р.Х. Хажипова. Уфа: Гилем, 2014. 364 с.

7. Региональные политические режимы и системы управления // Россия регионов: трансформация политических режимов / Общ. ред. В. Гельман, С. Ры-женков, М. Бри. М., 2009. 376 с.

8. Гельман В.Я. Возвращение Левиафана? (Политика рецентрализации в современной России) полис. М., 2006. №2. С. 90-109.

9. Коровицына Н.В. Сравнительный опыт общественных преобразований в постсоциалистических странах // Социологические исследования. 2002. №5. С. 9-18.

10. Новый союзный договор: поиски решений. М., Институт государства и права АН СССР, 1990. 129 с.

11. Республика Башкортостан: актуальные вопросы современного развития. Монография в двух томах. Т. 1 (политико-правовой аспект). Под общ. ред. М.А. Аюпова. Уфа, 2015. 560 с.

12. Ответы Президента Башкортостана М.Г. Рахимова на 100 вопросов граждан республики. Уфа., 1998. 57 с.

13. Пантин В.И., Лапина В.В. Волны политической модернизации в истории России: к обсуждению гипотезы // Политические исследования. 1998. №2. С. 12.

14. Хамитова З.Г. Опыт и проблемы становления развития парламентаризма в Башкортостане. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2004. 339 с.

15. Шахрай С.М. Россия мучительно переходит из унитарного государства в федеральное // Российское образование. 1994. 27 июля. 180 с. Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/2002-04-007-shahray-s-m-federalizm-v-sisteme-edinogo-konstitutsionnogo-prostranstva-spb-sankt-peterb-un-t-mvd-rossii-2000-180-s/viewer (дата обращения 11.10.2023).

R E F E R E N C E S

1. Akhiezer A.S. Russia as a big society // Questions of philosophy. 1993. No. 1. Pp. 3-19.

2. Ayupov M.A. Regional features of political transformation processes in modern Russia. Ufa: Gilem, 2003. 327 p.

© Аюпов Мансур Анварович,

доктор политических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ, ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан» ул. Кирова 15,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

450008, г. Уфа, Российская Федерация ORCID: 0009-0000-9127-7176 эл. адрес: m_ayupov@list.ru

3. Ayupov M.A. On the concept of the encyclopedia "Murtaza Rakhimov". Watandash. 2023. No.4. Pp. 134221.

4. Bashkir encyclopedia. In 7 vols. P - Soviets / chief editor M.A. Ilgamov. Ufa: Bashkir Encyclopedia, 2009. 576 p.

5. Bashkortostan in the XX century. Ufa: Gilem. 2006. 191 p.

6. Bashkortostan in the works of foreign researchers: a collection / ed. Dr. Polit. sciences'. professors M.A. Ayupova; note, comment. M.A. Ayupova, R.H. Khazhipova. Ufa: Gilem, 2014. 364 p.

7. Regional political regimes and governance systems // Russia of regions: transformation of political regimes / Ed. V. Gelman, S. Ryzhenkov. M. Bri. M., 2009. 376 p.

8. Gelman V.Ya. Return of Leviathan? (The policy of recentalization in modern Russia) polis. M., 2006. No. 2. Pp. 90-109.

9. Korovitsyna N.V Comparative experience of social transformations in post-socialist countries // Sociological research. 2002. No.5. Pp. 9-18.

10. The New Union Treaty: the search for solutions. M., Institute of State and Law of the USSR Academy of Sciences, 1990. 129 p.

11. The Republic of Bashkortostan: current issues of modern development. Monograph in two volumes. Vol. 1 (political and legal aspect). Under the general editorship of M.A. Ayupov. Ufa, 2015. 560 p.

12. Answers of the President of Bashkortostan M.G. Rakhimov to 100 questions from citizens of the republic. Ufa, 1998. 57 p.

13. Pantin V.I., Lapina V.V. Waves of political modernization in the history of Russia: to discuss the hypothesis // Political studies. 1998. No.2. From 12.

14. Khamitova Z.G. The experience and problems of the formation and development of parliamentarism in Bashkortostan. Ufa: Healthcare of Bashkortostan, 2004. 339 p.

15. Shakhray S.M. Russia is painfully moving from a unitary state to a federal one // Russian education. 1994. July 27th. 180 pp. Source: https://cyberleninka.ru/article/ n/2002-04-007-shahray-s-m-federalizm-v-sisteme-edinogo-konstitutsionnogo-prostranstva-spb-sankt-peterb-un-t-mvd-rossii- 2000-180-s/viewer (accessed 10/11/2023).

© Ayupov Mansur Anvarovich,

Doctor of Political Sciences, Professor,

Corresponding Member of the Academy of Sciences of the

Republic of Belarus,

GBNU "Academy of Sciences of the Republic

Bashkortostan"

Kirova str. 15,

450008, Ufa, Russian Federation ORCID: 0009-0000-9127-7176

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 50, № 1(113) llllllllllllllllllllllllllllllliul

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.