Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЯДЕРНОЙ УГРОЗЫ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЯДЕРНОЙ УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
464
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ / NORTH KOREA / ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / NUCLEAR WEAPON / ПОЛИТИКА / POLICY / ЯПОНИЯ / JAPAN / США / USA / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / SOUTHEAST ASIA / ПРОГРАММА / PROGRAM / РАЗОРУЖЕНИЕ / DISARMAMENT / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / KOREAN PENINSULA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Илинь

В статье освещены основные этапы развития внешней политики Китая в отношении Северной Кореи с момента приобретения страной статуса ядерной державы. Автор намечает исторические вехи взаимоотношений Китая и Северной Кореи с учетом интересов третьих стран на Корейском полуострове, рассматривает переговорный процесс, особенности введения экономических и прочих санкций, принятие резолюций Советом Безопасности ООН. Отдельное внимание уделено отношениям Китая с Японией и США в вопросах сдерживания ядерной угрозы Северной Кореи. Обоснован вывод о том, что на протяжении практически всего исследуемого периода Китай поддерживает меры по улучшению отношений между Югом и Севером, поскольку нестабильность обстановки на Корейском полуострове может негативно повлиять на его собственное экономическое развитие и безопасность, а также на усиление влияния США по всей Юго-Восточной Азии. В этой связи, Китай поддерживает курс улучшения отношений между Севером, Японией и США, надеясь на мирное разрешение ядерной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF FOREIGN POLICY OF THE CHINA IN THE CONTEXT OF THE NORTH KOREAN NUCLEAR THREAT

In the article highlights the main stages in the development of foreign policy of the China from the moment when the country acquired the status of a nuclear power. The author outlines the historical landmarks of the correlations between China and North Korea, taking into account the interests of third countries on the Korean Peninsula, examines the negotiation process, the features of the introduction of economic and other sanctions, the adoption of resolutions by the UN Security Council. Particular attention is paid to China's relations with Japan and the USA in questions of deterring of nuclear threat of the North Korea. It substantiated the conclusion that during almost the entire period under study, the China supports measures to improve relations between the South and the North, because the instability of the situation on the Korean peninsula can negatively affect its own economic development and security, and also to strengthen of the USA influence throughout South-East Asia. In this regard, the China supports the course of improving relations between the North, Japan and the USA, hoping for a peaceful solution of the nuclear problem.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЯДЕРНОЙ УГРОЗЫ»

Они дают нам возможность прочувствовать всю глубину и силу героизма, познать мощь революционной культуры.

Революционная культура хранит в себе бесценные духовные богатства, отмеченные характерными чертами своего времени, созданные партией и народом в великой революционной борьбе. В процессе социалистического строительства она вдохновляет людей из поколения в поколение на борьбу и преодоление трудностей, поддерживает олимпийский дух, дает духовную силу для борьбы со стихийными бедствиями и для преодоления других жизненных испытаний современного мира. Появился ряд таких героев, как Дэн Цзясянь, Ван Цзиньси и многие другие.

Революционная культура является в настоящее время непоколебимой основой социалистической культуры Китая, наделенной самобытной китайской спецификой. Для того, чтобы укреплять общенациональную китайскую культуру в нашем современном обществе, мы должны не просто наследовать, но и далее развивать достижения революционной культуры, которые дают духовный стимул социализму с китайской спецификой. Для этого необходимо воспитывать квалифицированные кадры и надежных сторонников социалистического пути развития Китая.

Литература и источники

1. «Файг^ш+лм^±^тш»[м] .лйж»±2017№т33Мо

2. .^£ЛЕЖ»±199тй,т516Мо

3. «Файг^ш+лм^±^тш»[м] .лйшшй2017^№,т8Жо

4. мшщш ■■ 2016-07-04,тл№о

5. [N] . Фа*^га.2016-07-01о

6. «Файг^ш+лм^±^тш»[м] .лйш»±20п№,т2Мо

7. «Файг^+лм^^^тш»^] .лйш»±2017№,т2Мо

ДАИ ЦЗЯНЬБИН - доктор исторических наук, профессор, секретарь парторганизации Хэбэйского педагогического университета, проректор, руководитель работ докторантов ([email protected])

ЧЖАО СЮЭФЭЙ - доцент Института по изучению теории марксизма, Хэбэйского педагогического университета..

DAI, JIANBING - Doctor of History, Professor, Secretary of the Party Organization, Vice-Rector of Hebei Normal University,

supervisor of doctoral students ([email protected]).

ZHAO, XUEFEI - Ph.D. in History, Associate Professor, Institute for the Study of the Theory of Marxism, Hebei Normal University.

УДК 94(510).093:94(519)327

ЛИ ИЛИНЬ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ СЕВЕРОКОРЕЙСКОЙ ЯДЕРНОЙ УГРОЗЫ

Ключевые слова: Китай, Северная Корея, ядерное оружие, политика, Япония, США, Юго-Восточная Азия, программа, разоружение, экономика, Корейский полуостров.

В статье освещены основные этапы развития внешней политики Китая в отношении Северной Кореи с момента приобретения страной статуса ядерной державы. Автор намечает исторические вехи взаимоотношений Китая и Северной Кореи с учетом интересов третьих стран на Корейском полуострове, рассматривает переговорный процесс, особенности введения экономических и прочих санкций, принятие резолюций Советом Безопасности ООН. Отдельное внимание уделено отношениям Китая с Японией и США в вопросах сдерживания ядерной угрозы Северной Кореи. Обоснован вывод о том, что на протяжении практически всего исследуемого периода Китай поддерживает меры по улучшению отношений между Югом и Севером, поскольку нестабильность обстановки на Корейском полуострове может негативно повлиять на его собственное экономическое развитие и безопасность, а также на усиление влияния США по всей Юго-Восточной Азии. В этой связи, Китай поддерживает курс улучшения отношений между Севером, Японией и США, надеясь на мирное разрешение ядерной проблемы.

LI, YILIN

THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF FOREIGN POLICY OF THE CHINA IN THE CONTEXT OF THE NORTH KOREAN NUCLEAR THREAT

Keywords: China, North Korea, nuclear weapon, policy, Japan, USA, Southeast Asia, program, disarmament, economy, Korean peninsula.

In the article highlights the main stages in the development of foreign policy of the China from the moment when the country acquired the status of a nuclear power. The author outlines the historical landmarks of the correlations between China and North Korea, taking into account the interests of third countries on the Korean Peninsula, examines the negotiation process, the features of the introduction of economic and other sanctions, the adoption of resolutions by the UN Security Council. Particular attention is paid to China's relations with Japan and the USA in questions of deterring of nuclear threat of the North Korea. It substantiated the conclusion that during almost the entire period under study, the China supports measures to improve relations between the South and the North, because the instability of the situation on the Korean peninsula can negatively affect its own economic development and security, and also to strengthen of the USA influence throughout South-East Asia. In this regard, the China supports the course of improving relations between the North, Japan and the USA, hoping for a peaceful solution of the nuclear problem.

В течение почти шестидесяти лет не поддается урегулированию ситуация на Корейском полуострове. «Корейская проблема» превратилась в один из самых устаревших и длительных среди региональных конфликтов, которые остались в наследство со времен Второй мировой войны [1]. Его характерной чертой является то, что в течение всего послевоенного времени сохраняется высокая степень напряженности, что серьезно осложняет международную ситуацию на Дальнем Востоке.

Одной из самых больших угроз международной безопасности на мировой сцене сейчас выступает ядерная программа Северной Кореи. Международное сообщество, прежде всего Китай, в контексте Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (11 июля 1961г.), в соответствии с которым Китай обязуется оказать военную помощь Пхеньяну в случае военной агрессии против него, рассматривают ядерную деятельность КНДР как серьезный вызов мировой стабильности. Это связано с тем, что КНДР не только подрывает основы режима ядерного нераспространения, но и несет с собой опасность передачи ядерного оружия, материалов или технологий террористическим группировкам, нестабильным авторитарным режимам или «failed states».

Китай, в силу своего географического положения, всегда имел особые исторические связи с Кореей. Дональд Загория в своей книге «Трехсторонние отношения: Китай - Советский Союз -Северная Корея» писал, что Корея всегда была и есть для Китая «губами, которые защищают рот», и китайцы боятся завоевания Кореи больше, чем угрозы захвата любой прибрежной провинции самого Китая [2]. В этой связи, КНР является одним из главных участников решения северокорейской ядерной проблемы, причем ориентируется на мирное разрешение проблемы, без использования крайних мер. Так, именно благодаря вето КНР в Совете Безопасности ООН (1993 г., 2004 г.) против Северной Кореи не были введены экономические санкции. Китай постоянно призывает Вашингтон к переговорам и отмечает, что решить ядерный вопрос необходимо не средствами сдерживания и силового давления, а дипломатическими мерами и путем предоставления финансовой помощи.

Вместе с тем, кардинальные изменения мирового международного устройства, проблема денуклеаризации Корейского полуострова вызвали корреляцию подходов КНР по проблеме корейского урегулирования, что на сегодняшний день вызывает значительный научно-практический интерес.

Таким образом, указанные обстоятельства обусловили актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы исследования. Цель статьи заключается в исследовании истории развития внешней политики Китая по решению северокорейской ядерной угрозы и перспективных направлений ее развития.

Для лучшего понимания проблемы следует особо подчеркнуть, что официально провозглашенная внешняя политика Китая базируется на принципах невмешательства во внутренние дела других государств, поддержки мира и политике дозированного прагматизма [3]. Такую политику проводит Китай и в отношении корейской проблемы. Ориентация на мирное решение вопросов пронизывает всю китайскую историю.

Профессор Х. Фенг четко показал решающую роль конфуцианства во внешней политике и процессах принятия решений в монографии «Китайская стратегическая культура и процесс принятия решений во внешней политике: конфуцианство, руководство, война» (2007 г.). Он проанализировал действия шести ключевых национальных лидеров в трех главных войнах второй половины ХХ в. - Корейской (1950-1953 гг.), Китайско-Индийской

(1962 г.) и Китайско-Вьетнамской (1979 г.) и сделал вывод, что они пытались действовать в соответствии с принципами и нормами стратегического принятия решений и поведения, демонстрируя оборонительную стратегическую культуру в противовес наступательной [4].

В указанном контексте, историю развития внешней политики Китая в контексте развития Северокорейской ядерной угрозы представляется целесообразным начать с рассмотрения хронологии ядерной программы КНДР. Подробные исторические вехи этой программ представлены в таблице 1.

Таблица 1

История развития ядерной программы КНДР_

Год Содержание (историческая веха)

1950 Договор между КНДР, СССР и Китаем о сотрудничестве в области атомной энергетики

1956 Соглашение между КНДР и СССР о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии

1970 Начало работ по созданию ядерного оружия при активной помощи Китая

1974 Вступление КНДР в МАГАТЭ

1985 Подписание КНДР Договора о нераспространении ядерного оружия

1993 Официальное уведомление КНДР Совета Безопасности ООН о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия через три месяца

1994 Заявление КНДР о выходе из МАГАТЭ

1997 Запуск многоступенчатой ракеты Тэпходон-1.

Конец 1990-х гг. КНДР приобретает у Пакистана установки для обогащения урана и, по данным ЦРУ, производит до 24 кг. плутония

2002 президент США Джордж Буш назвал КНДР составной частью «оси зла», наряду с Ираном и Ираком, вызвав откат в отношениях между Пхеньяном и Вашингтоном

2003 Выход КНДР из ДНЯО

2005 МИД КНДР заявляет о создании в стране ядерного оружия. Согласно сообщению, ядерные вооружения страны являются «всецело оборонительными», и будут оставаться «силой ядерного сдерживания»

2006 КНДР провела первое подземное ядерное испытание

2008 США исключают КНДР из списка стран - спонсоров терроризма. В ответ Пхеньян допустил в страну инспекторов МАГАТЭ

2009 КНДР провела второе подземное ядерное испытание

Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1874 (2009), вводящую дополнительные санкционные меры в отношении КНДР.

2010 КНДР официально подтвердила сведения о расширении своей ядерной программы

До 1970-х годов Китай стремился закрепить ранее достигнутое сближение с КНДР и еще больше оторвать КНДР от социалистических стран, в том числе и от СССР, рассматривая КНДР как своего единственного верного союзника в Азии, а потому руководители КНР всячески поддерживали идеологию культа личности и националистические амбиции в Северной Корее.

В конце 1970-х гг. КНР проводила политику, направленную на предотвращение каких-либо осложнений на Корейском полуострове и конфронтации по поводу этого с США и Японией. Расхождение с КНДР в связи с этим вызвали даже некоторое охлаждение в их отношениях. Прагматизм Китая во внешней политике и ослабление идеологической нетерпимости, осуждение культа Мао Цзэдуна, неполное выполнение Китаем своих обязательств в предоставлении экономической помощи Северной Корее - все это вызвало недовольство со стороны КНДР. Таким образом, курс Китая в отношении корейской

проблемы диктовался растущим стремлением сохранить статус-кво и предотвратить возможные нарушения региональной безопасности со стороны КНДР.

В конце 1970-х годов Пекин начал проводить несколько иную политику -направлянную на сдерживание американской и японской политики, при поддержке, в том числе, и ядерных устремлений КНДР.

Начиная с 90-х годов, отношения между КНР и Северной Кореей постепенно из экономической сферы начали распространяться на сферу политическую и национальной безопасности. Это было связано с обострением напряженности вокруг ядерных технологий Северной Кореи, которое имело место в 1993-1994 гг., когда Пхеньян объявил о своем намерении выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия.

С 2003 г. Китай, понимая риски в случае обострения американо-северокорейских отношений и неконтролируемого развития ситуации на полуострове, взял на себя роль посредника в примирении сторон. Ему удалось уговорить государства начать переговоры, которые позже стали шестисторонними (США, КНДР, КНР, РК, РФ, Япония).

В 2003-2005 гг. проходили переговоры, во время которых Китай, Россия и РК призвали США к гибкому подходу в решении ядерной проблемы, без давления на КНДР, и выразили поддержку формуле замораживания ядерной программы за вознаграждение. Итогом переговоров стало заявление от 19 сентября 2005 года, в котором КНДР подтверждала намерение отказаться от ядерного оружия и программ, вернуться к Договору о нераспространении ядерного оружия и гарантий МАГАТЭ. В свою очередь, США заявили, что они не имеют ядерного оружия на Корейском полуострове и намерений нападать или вторгаться в КНДР.

Однако уже в октябре 2005 г. переговорный процесс был прерван, поскольку США ввели санкции против северокорейских компаний, которых обвинили в распространении оружия, отмывании денег и т.д.

Негативное отношение Китая к политике изоляции КНДР в Совете Безопасности ООН в связи с ядерной угрозой было обусловлено рядом факторов, среди которых следует выделить следующие:

- во-первых, Пекин традиционно негативно воспринимает принудительную дипломатию в контексте потенциальных и реальных инструментов международного урегулирования, ведь она нарушает основной принцип китайской дипломатии - невмешательство во внутренние дела других государств. Такой подход был представлен в базовых внешнеполитических документах КНР середины 1990-х гг., в частности «Новой концепции безопасности», «Концепции гармоничного развития», которые сформировали идейную платформу политики добрососедства и новой экономической дипломатии Пекина [5]. В свете указанного вполне логичным стало заявление сотрудника МИД КНР о том, что «санкции неуместны и только усложняют северокорейскую ситуацию» [6].

- во-вторых, китайская сторона настаивала на том, что торгово-экономические отношения с Северной Кореей должны быть полностью отделены от ее ядерной деятельности, и вышеупомянутая проблема не должна становиться препятствием на пути прагматического экономического партнерства;

- в-третьих, понимая, что международные санкции ООН нанесут серьезный удар по стагнирующей экономике КНДР, Пекин опасался формирования зоны напряжения на границе с Северной Кореей и обострения гуманитарной ситуации в регионе из-за вероятного потока беженцев;

- в-четвертых, иррациональность поведения властной элиты в Пхеньяне вызывала большое беспокойство Китая в связи с возможной непредвиденной военной реакцией КНДР на внедрение пакета санкций в рамках ООН;

- в-пятых, в стратегическом плане Пекин также рассматривал сохранение тесных отношений с Пхеньяном в контексте растущей геополитической конкуренции с США.

Таким образом, политика Пекина по ядерной проблеме не менялась до 2006 года, когда КНДР впервые провела испытания ядерного оружия. В этой ситуации КНР осудила поступок

Пхеньяна и впервые поддержала резолюцию СБ ООН по санкциям против северокорейского режима. При этом Китай периодически сокращал поставки нефти в КНДР в период между сентябрем и ноябрем 2006г. Затем в феврале и марте 2007г. Китай также помогал усилиям США в наложении финансовых санкций, заморозив северокорейские счета в Banco Delta Asia сразу после проведения ядерных испытаний в октябре 2006 года. Аналогично китайские поставки вооружений в Северную Корею в 2003-2008 гг. были существенно ограничены [7].

Кроме ядерно-ракетного кризиса, с января 2009 г. обострились межкорейские отношения. Пхеньян в марте 2010 уничтожил торпедой южнокорейский фрегат «Чхонан», а в ноябре совершил артобстрел острова Енпхендо, что привело к человеческим жертвам. В результате инцидентов, США удалось ввести авианосец G.Washington в крайне чуствительную для Китая акваторию во время американо-южнокорейских учений. Влияние США в регионе усилилось, они активизировали сотрудничество с РК и Японией. Эти события вызвали обеспокоенность Китая, он призвал КНДР и РК сделать все возможное для стабильности на полуострове, решить проблемы путем диалога и предложил провести в Пекине срочные консультации.

После осуществления КНДР подземного ядерного взрыва в мае 2009 г. СБ ООН принял следующую резолюцию, которая предусматривала широкий набор финансово-экономических санкций.

В 2011 г. умер Ким Чен Ир, однако политика КНДР не изменилась. В апреле 2012 г. Пхеньян осуществил неудачный запуск ракеты. КНР выразила глубокую обеспокоенность и призвала к переговорам для достижения целей Совместного заявления 2005 года.

После ядерного испытания КНДР в январе 2016 года и запуска спутника в феврале этого же года Пекин поддержал резолюцию СБ ООН 2270 от 2 марта 2016 года. Это был действительно радикальный шаг со стороны КНР. Ведь упомянутая резолюция предусматривала меры, направленные на фактически полную экономическую изоляцию Северной Кореи. Это должно было заставить Пхеньян пойти на переговоры по своей ядерной и ракетной программам. Позиция Пекина в данном случае была критически важна, ведь ежегодная торговля между двумя странами составляла $ 6-8 млрд. - 90% объема всей северокорейской торговли [8]. Однако в реальности Китай не захотел полностью выполнять условия резолюции ООН. Пекин не пошел на полное сворачивание торговли с КНДР, опасаясь краха этой страны с соответствующими гуманитарными последствиями.

Несмотря на провокации КНДР, Пекин продолжает призывать к переговорам и активно работает над их восстановлением: проводит консультации с КНДР, осуществляет политическое давление, одновременно, предоставляя энергетическую и продовольственную помощь стране. Китай обладает реальными политико-экономическими рычагами для того, чтобы уговорить Северную Корею прекратить провокации, начать переговоры и выполнить достигнутые договоренности, но не использует до конца все свое влияние и не осуществляет жесткого давления на Пхеньян. Это может привести к ослаблению режима, нестабильности и коллапсу. Однако Пекин не заинтересован и в гонке ядерного оружия КНДР. При этом он также еще больше вынужден противостоять политике, которая угрожает стабильности в регионе и воспринимается Пекином, как большая угроза.

Данная позиция Пекина обусловлена следующими факторами. Во-первых, для Китая распад социалистического строя в Северной Корее нежелателен. Во-вторых, он готов отказываться от прежней политики изоляции и идти по пути открытости и изменений. В-третьих, Китай стремится вернуться к традиционно дружественным отношениям. Он предоставляет Кореи помощь стратегическими материалами, которая для Севера является своего рода источником выживания. В последнее время ежегодная продовольственная помощь составляет более 500 000 тонн, что является решающим вкладом в преодоление трудностей с продовольствием. Китай также оказывает поддержку в решении энергетического кризиса, обеспечивая Север достаточными объемами нефти. Для Китая Северная Корея является бременем, однако он и в дальнейшем будет помогать ей стратегическими материалами, чтобы сохранить свое влияние.

Кроме того, согласие Республики Корея 8 июля 2016 на развертывание в стране американских комплексов противоракетной обороны THAAD привело к резкому изменению позиции Пекина относительно противостояния вокруг ядерной программы КНДР. Несмотря на заверения США, что развертывание системы THAAD для защиты американского военного контингента на полуострове и самой Южной Корее от северокорейских ракет средней дальности никоим образом не изменит стратегический баланс в азиатско-тихоокеанском регионе, КНР считает, что эти системы направлены против ее собственных ракетно-ядерных сил.

Поэтому еще в процессе американо-южнокорейских консультаций относительно возможного размещения системы THAAD в Пекине в конце мая 2016 представитель КНР четко заявил, что Пекин поддерживает стратегическую линию, которую выбрал Пхеньян. После этого в августе 2016 года, на фоне успешного испытания КНДР баллистической ракеты с подводной лодки, китайское агентство Синьхуа заявило, что США и Южная Корея своими постоянными учениями провоцируют Пхеньян именно на такие шаги. Как следствие, эксперты считают, что даже после испытания ядерного оружия КНДР Пекин не пойдет на дальнейшее усиление режима санкций.

Подводя итоги, можно отметить следующее. Безусловно, Китай в своей внешней политике выступает против разработки оружия массового уничтожения в Северной Корее, поскольку ядерное или ракетное оружие страны представляет угрозу для самого Китая. Кроме того, это может не только спровоцировать военную гонку Японии, Республики Корея, Тайваня, но и стать хорошим поводом для США по дальнейшему развертыванию системы противоракетной обороны и усилению союзнических отношений с Японией и Республикой Корея.

Однако на протяжении практически всего развития внешнеполитических отношений с Северной Кореей, с начала приобретения ею статуса ядерного государства, Китай проявляет довольно пассивную позицию в сдерживании ядерных планов этой страны. Он прямо и косвенно убеждал Северную Корею в необходимости открытой экономической политики, поскольку сам заинтересован в преодолении экономических трудностей и стабилизации социалистического строя Севера путем экономических реформ. Китай поддерживает меры по улучшению отношений между Югом и Севером, поскольку нестабильность обстановки на полуострове может негативно повлиять на его собственное экономическое развитие и безопасность, а также на усиление влияния США по всей ЮВА. Итак, на сегодняшний день Китай поддерживает курс улучшения отношений между Севером, Японией и США, надеясь на мирное разрешение ядерной проблемы.

Литература и источники

1. Toon, Owen B. et al. Asia Treads the Nuclear Path, Unaware That Self-Assured Destruction Would Result from Nuclear War // The journal of Asian studies. - 2017. - Vol. 76: Issue 2. - Р. 437-456.

2. Forum on asia-pacific security (faps)// National Committee on American Foreign Policy. Retrieved 27 November 2016.

3. The collapse of North Korea: challenges, planning and geopolitics of unification / Tara O. London: Palgrave Macmillan, 2016 - 168р.

4. Fan Y. A Classification of Chinese Culture / Y. Fan. - London, UK: Lincoln School of Management, 2000. - P. 6.

5. Кокошин А.А. Военная реформа в КНР: военно-стратегические, политические и организационно-управленческие аспекты // Международная жизнь. - 2016. - №12. - С. 47-67.

6. Kim, Min. South Korea's China Policy, Evolving Sino-ROK Relations, and Their Implications for East Asian Security // Pacific focus. - 2016. - №1. - Р. 56-78.

7. Shulong, Chu. China's Perception and Policy about North Korea // American foreign policy interests. - 2015. - Р 273-278.

8. Asian tradition and cosmopolitan politics: dialogue with Kim Dae-jung / edited by Han Sang-Jin: Lexington Books. -2018. - 350р.

ЛИ ИЛИНЬ - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет. LI YILIN - Ph.D. student, Saint-Petersburg State University ([email protected])

УДК 94(479.24)«1991/1993»

МАМЕДОВА Я.Я.

К ВОПРОСУ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНО-РОССИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ

В 1991-1993 ГГ.

Ключевые слова: крушение СССР, постсоветская конфликтность, Азербайджан, Россия, культурные связи, интеллигенция, азербайджанская элита.

В статье рассматривается проблема развития азербайджано-российских культурных связей на заре постсоветской эпохи. Показано, что, несмотря на сложные политические процессы периода 1991-1993 годов, азербайджано-российские отношения в сфере культуры, в целом, сохранили стабильность. Проведенный анализ показал, что это стало возможным, в значительной степени, благодаря усилиям передовой азербайджанской элиты и деятелей культуры, которые продолжали двусторонние контакты со своими российскими коллегами. Развивая межкультурный диалог, они стремились сохранить то ценное, что было создано в отношениях между азербайджанским народом и народами России. Несмотря на сложные политические и финансовые условия, по мере сил, деятели азербайджанской культуры, науки, образования, участвовали в культурных мероприятиях в пределах Российской Федерации. При этом решительное потепление азербайджано-российских отношений, в том числе в культурной сфере, произошло после прихода летом 1993 года к власти в Азербайджанской Республике Гейдара Алиева.

MAMEDOV^ Ya.Ya.

TO THE QUESTION OF AZERBAIJAN-RUSSIAN CULTURAL RELATIONS IN 1991-1993.

Keywords: collapse of the USSR, post-Soviet conflict, Azerbaijan, Russia, cultural ties, intelligentsia, Azerbaijani elite.

The article deals with the development of Azerbaijani-Russian cultural relations at the dawn of the post-Soviet era. It is shown that, despite the difficult political processes of the period 1991-1993, the Azerbaijani-Russian relations in the sphere of culture in general, have remained stable. The analysis showed that this became possible, to a large extent, thanks to the efforts of the advanced Azerbaijani elite and cultural figures who continued their bilateral contacts with their Russian counterparts. Developing intercultural dialogue, they sought to preserve the valuable that was created in the relations between the Azerbaijani people and the peoples of Russia. Despite the difficult political and financial conditions, as far as possible, the figures of Azerbaijani culture, science, education, participated in cultural events within the Russian Federation. At the same time, the decisive warming of Azerbaijani-Russian relations, including in the cultural sphere, occurred after Heydar Aliyev came to power in the Azerbaijan Republic in the summer of 1993.

Культурные связи между народами являются важнейшей составной частью, своего рода зеркалом истории их взаимоотношений и взаимодействия. Они наиболее полно и последовательно отражают характер тех глубинных отношений, которые складываются на протяжении длительного времени - десятилетиями, а порой и столетиями. Азербайджан и Россия тесно связаны своей исторической судьбой уже на протяжении не одного столетия. Особенно тесными культурные связи Азербайджана и России стали в условиях СССР, когда азербайджанская государственность исподволь вызревала и оформлялась в рамках Азербайджанской СССР, где шли интенсивные процессы развития азербайджанской культуры и складывания азербайджанской интеллигенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако события 1991 года, прежде всего распад СССР, существенно изменили общую ситуацию в сфере двусторонних отношений. На фоне развала СССР происходили существенные изменения на всем постсоветском пространстве, причем далеко не бесконфликтные. В частности, такого рода процессы развивались и на Южном Кавказе, где оформился целый ряд очагов конфликтности. Для Азербайджана, уже на завершающем этапе существования СССР, особое значение приобрел нагорно-карабахский конфликт, тем более, что с рубежа 1990-х годов он стал причиной довольно существенных разногласий между Москвой и Баку. На фоне масштабного противостояния в Карабахе, взаимоотношения между двумя странами в этот период не отличались дружественным характером. Эмоциональные упреки и претензии, ноты протеста и обвинения заметно охладили прочные многовековые азербайджано-российские связи.

В этих сложных условиях российские азербайджанцы, считая себя неотъемлемой частью как азербайджанского, так и российского общества, взяли на себя непростую миссию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.