Научная статья на тему 'История развития в педагогической науке и практике метода проектов'

История развития в педагогической науке и практике метода проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / PROJECT METHOD / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холманских Т. Д.

В статье рассматривается основа метода проекта, его история развития и распространения в мировой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of development in pedagogical science and practice-project method

The article considers the basis of the project method, its history of development and dissemination in the world practice.

Текст научной работы на тему «История развития в педагогической науке и практике метода проектов»

УДК 371.3

Т.Д. Холманских, методист

МБОУ «СОШ п. Малиновский» ХМАО-Югра, Россия [email protected]

История развития в педагогической науке и практике метода

проектов

В статье рассматривается основа метода проекта, его история развития и распространения в мировой практике.

Метод проектов, компетентность, компетентностный подход.

T.D. Kholmanskikh,

Methodist of the Secondary School of the village Malinovsky

KhMAO-Ugra, Russia [email protected] History of development in pedagogical science and practice-project

method

The article considers the basis of the project method, its history of development and dissemination in the world practice.

Keywords: Project method, competence, competence approach.

В новых федеральных государственных стандартах второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Поэтому, большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать и обрабатывать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. Обновляющейся школе потребовались новые методы обучения. Необходимо сформировать такие навыки ведения исследовательской работы: «...выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза,.. .самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов»[1]. Одним из способов, формирующих перечисленные умения обучающихся, является метод проектов, под которым понимается система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.

По мнению Вохменцевой Е. А.: «Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований» [2].

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Предлагаемая система, направлена, на развитие у школьников способностей творчески и интеллектуально работать в коллективе сверстников. обучающиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленной цели.

В последние годы в современной школе стала актуальна учебно-исследовательская деятельность. Во многом это объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого», при котором основной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.

Английским психологом Дж. Равеном компетентность определяется как специфическая способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, в т.ч., особого рода предметные навыки, узкопредметные знания, способы мышления, понимание ответственности за собственные действия.

И.А.Зимней трактуется "компетентность" как опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, который основывается на знаниях, является интеллектуально и личностно обусловленным, а "компетенция", в противопоставление, рассматривается в качестве не пришедшего в "употребление" резерва "скрытого", потенциального".

Понятие "компетенция" А.В. Хуторским рассматривается как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - "уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере", т. е. владение "учеником соответствующей компетенцией". Компетенция - владение, обладание человеком соответствующей компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

«Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций, образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности» [2].

Метод проектов, как метод деятельностного подхода в обучении возник ещё в XVI веке в Италии. Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:

1этап: 1590 - 1765 начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы;

2 этап: 1765 - 1880 использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент;

3 этап: 1880 - 1915 использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах;

4 этап: 1915-1965 переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу;

5 этап: 1965 - по настоящее время новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения.

Метод проектов не является кардинально новым в истории развития образования. Как метод деятельностного обучения он возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905, году была организована небольшая группа сотрудников (профессор Б. В. Игнатьев, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин), пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонники этого метода провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться в связи с трудом учащихся. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в учебные заведения, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦКВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в отечественной педагогике не практиковался.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах этот метод приобрел большую популярность в связи с рациональным сочетанием теоретических знаний и их практического применения для разрешения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

В педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации только в 80-е годы. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б. Воронцов. - 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011.

2. Вохменцева, Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е.А. Вохменцев // Актуальные задачи педагогики : материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 2012. -500 с.

4. Структура и содержание проектной деятельности / В.А. Кальней [и др.] // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 4. - С. 12-38.

5. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш ; под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь : Белый ветер, 2012. - 286 с.

REFERENCES

1. Voroncov A.B. Proektnye zadachi v nachalnoj shkole: posobie dlya uchitelya [Project tasks in the elementary school: manual for the teacher]. 2-e izd. Moscow: Prosveschenie, 2011.

2. Vohmenceva E.A. Proektnaya deyatelnost uchaschihsya kak sredstvo formirovaniya klyuchevyh kompetentnostej [Project activity of students as a means of forming key competences]. Aktualnye zadachi pedagogiki: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, dekabr 2011 g.) [Actual problems ofpedagogy: materials of Intern. scientific conf. (Chita, December 2011)]. Chita: Molodoj uchenyj, 2011, pp. 58-65.

3. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 3 [Collected works: in 6. Vol. 3]. Moscow: Pedagogika, 2012. 500 p.

4. Kalnej V.A. [et al.] Struktura i soderzhanie proektnoj deyatelnosti [Structure and content of project activities].

Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education], 2004, no. 4, pp.12-38.

5. Matyash N.V. Psihologiya proektnoj deyatelnosti shkolnikov v usloviyah tekhnologicheskogo obrazovaniya [Psychology of project activity of schoolchildren in conditions of technological education]. Rubcova V.V. (ed.). Mozyr: Belyj veter, 2012. 286 p.

УДК 796.417.2

Е.А. Черных, репетитор цирковых номеров МАУ «Дворец культуры» г. Шадринск, Россия З.Н.Черных,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и физического

воспитания

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected]

Шестовая акробатика, как воплощение силы, красоты, здорового образа жизни

В данной статье рассматривается положительное влияние шестовой гимнастики (pole dance) на человеческий организм и на формирование здорового образа жизни. Цель статьи - это рассказать, о истории происхождения pole dance, как надо заниматься на пилоне и привлекать молодежь заниматься спортом.

Шестовая гимнастика, история развития, определение pole dance, положительное влияние на здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.