Научная статья на тему 'История развития права интеллектуальной собственности. Первые нормативные правовые акты, касавшиеся вопросов авторского права'

История развития права интеллектуальной собственности. Первые нормативные правовые акты, касавшиеся вопросов авторского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8512
1478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИСТОРИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА / COPYRIGHT / INTELLECTUAL PROPERTY RIGHT / RESPONSIBILITY / HISTORY OF COPYRIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понкин Игорь Владиславович

Статья посвящена истории зарождения и становления авторского права в различных государствах мира. Описаны первые известные источники об авторском праве, первые нормативные правовые акты, касавшиеся вопросов авторского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of development of intellectual property law. First acts concerning questions of rights of the authors

The article is devoted to the history of the origination and development of of copyright in the various countries of the world. We describe the first known sources of copyright law, the first legal acts relating to the question of copyright.

Текст научной работы на тему «История развития права интеллектуальной собственности. Первые нормативные правовые акты, касавшиеся вопросов авторского права»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

ПЕРВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, КАСАВШИЕСЯ ВОПРОСОВ АВТОРСКОГО ПРАВА

И.В. Попкпп

Кафедра правового обеспечения государственной и муниципальной службы Международный институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606

Статья посвящена истории зарождения и становления авторского права в различных государствах мира. Описаны первые известные источники об авторском праве, первые нормативные правовые акты, касавшиеся вопросов авторского права.

Ключевые слова: авторское право, право интеллектуальной собственности, ответственность, история авторского права.

Исследования актуальных недавно происшедших или проектируемых новаций в авторском праве никогда не сделают неактуальными обращения к истории авторского права.

Правовая защита интеллектуальной собственности, как пишет Адам Мур в Стэнфордской философской энциклопедии, имеет богатую историю, уходящую корнями в Древнюю Грецию и даже в более ранние времена.

Одним из первых известных литературных источников о защите интеллектуальной собственности датируется 500 г. до Р.Х., когда поварам в греческой колонии Сибарис была предоставлена многолетняя монополия на создание некоторых определенных кулинарных деликатесов.

Есть по крайней мере три других известных ссылки на интеллектуальную собственность в древние времена — эти случаи Адам Мур приводит со ссылкой на известную работу Брюса Багби [2]. В первом случае Витрувий (257-180 гг. до Р.Х.), как говорят, выявил кражи интеллектуальной собственности во время литературного конкурса в Александрии, выступая в качестве судьи в этом конкурсе. Еще два случая также касались римского права [9].

Самые первые обращения к концепции авторских прав датируются первым веком после Р. Х., когда, несмотря на отсутствие в римском праве института интеллектуальной собственности, римскими юристами обсуждались вопросы, связанные с тем, каким именно способом должны защищаться результаты интеллектуального труда [9].

Нормативно-правовые акты об интеллектуальной собственности принимались в средневековой Европе. В то время гильдиям, или объединениям, ремесленников

различных отраслей органами государственной власти предоставлялись полномочия по осуществлению контроля за отраслями промышленности, а также направлению их деятельности. Кроме того, такие гильдии осуществляли контроль над тем, какие именно товары подлежали импорту, продаже и созданию, а также тем, каким образом новые изобретения могли быть введены на рынок. Однако если анализировать деятельность таких гильдий, можно говорить о том, что они скорее стремились предотвращать изобретательство, чем поощрять его [8].

Как пишет Сайбил Форемэн, зарождение авторского права в большинстве европейских государств произошло в результате стремления осуществлять регулирование и контроль со стороны государства результатов деятельности ремесленников, а именно — печатников [4. C. 79].

Многие исследователи первые нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов авторского права, возводят к системе привилегий в Венеции [10. С. 711].

Так, в XV в. в Венецианской Республике существовала формальная структурированная система авторского права, где перманентно применялись нормы, касавшиеся авторских прав на изобретения, которые не взаимодействовали с существовавшими тогда монополиями. Срок действия таких прав был весьма ограниченным, кроме того, они могли передаваться другим лицам [8. C. 58].

В Венецианской Республике, как и во всей средневековой Европе, значительная часть сферы торговли и искусства контролировалась гильдиями, обладавшими монополиями на свои соответствующие сферы торговли, которые они сохраняли посредством установления цен и стандартов на товары, осуществления коллективной торговли посредством объединения с другими группами ремесленников, обеспечения защиты своей торговли от мастеров и подмастерьев, а также обеспечения безопасности престарелых и нетрудоспособных членов гильдий. Постепенно гильдии получили статус подотчетных государству административных учреждений [10. С. 713].

Однако практически всегда гильдии находились в состоянии определенного конфликта с государством.

Одной из основных причин конфликта являлась проблема иностранцев, поскольку в 1350 г. гражданство Венецианской Республики открыто стало предоставляться всем лицам, которые пробыл на территории Республики определенное количество лет. В 1332 г. Венецианская Республика учредила специальный фонд и перечислила средства из него некоему Бартоломео Верде, который обещал возвести ветряную мельницу, на что ему был установлен срок в размере шести месяцев. Он, предположительно, оценивался тогда как единственное лицо, которое обладало соответствующими знаниями, необходимыми для постройки такого сооружения, и государство надеялось таким образом распространять эти знания. Такая финансовая помощь являлась одной из ранних форм признания новых ремесел [10. С. 714].

Однако в системе гильдий такое признание осуществлялось иным образом.

Так, тот, кто предлагал новую технологию, должен был, в первую очередь, иметь специальные права для того, чтобы нарушать установленные гильдиями монополии, чтобы делать, продавать или использовать новое изобретение. Такие спе-

циальные права назывались привилегиями и предоставлялись и отзывались государством, которое определяло полезность новых изобретений [10. С. 714].

Новизна изобретения требовалась, но куда более значимой являлась полезность изобретения. Утверждение изобретения осуществлялось не посредством подачи соответствующего заявления в государственное учреждение, а посредством его фактического использования. Первым полученным в Венецианской Республике патентом явился патент Джона Шпейера, немецкого печатника, в 1469 г. Данный патент представлял собой передачу Шпейеру исключительных прав на произведение [10. С. 715].

В качестве одного из первых нормативно-правовых актов, касающихся защиты прав авторов, можно выделить акт, изданный Флорентийской Республикой 19 июня 1421 г. для защиты прав известного архитектора Филиппо Брунел-лески. Указанный нормативно-правовой акт не только признавал права авторов и изобретателей на результаты их интеллектуального труда, но также явился стимулом для развития института интеллектуальной собственности в Европе [9].

Развитие права интеллектуальной собственности обуславливалось не только необходимостью поощрения творчества и создания изобретений, но и различными политическими и религиозными мотивами. Так, в 1556 г. в Англии была установлена монополия на печать в целях ограничения власти протестантского движения Реформации и распространения его идей [5].

Развитие института авторских прав в Англии также сыграло немаловажную роль в становлении права интеллектуальной собственности, поскольку именно в Англии впервые были приняты нормативно-правовые акты, действительно подробно затрагивающие вопросы авторского права.

В 1624 г. в Англии был принят Статут «О монополиях», который установил незаконность практически всех существовавших монополий в Англии на тот момент. Указанный закон, а также общее право, касавшееся вопросов интеллектуальной собственности, явились основой для формирования современной концепции авторского права в Великобритании [1].

Целью Статута Англии «О монополиях» от 1624 г. являлось запрещение монополий, а не содействие новым изобретениям. Однако с помощью данного нормативного правового акта государство стремилось также к привлечению иностранных мастеров в страну, которым не было смысла приезжать в условиях монополизированности практически всех сфер торговли и ремесла. Монополии были запрещены, за исключением монополий первых и истинных изобретателей новых производств, если они не нарушали действовавшее законодательство посредством повышения цен на свои товары. Такие изобретатели вправе были получать исключительные права на свои изобретения сроком до 14 лет.

Поначалу новизна изобретения не являлась необходимым условием, поскольку суды рассматривали в качестве цели предоставления исключительных прав внедрение новых ремесел в Англию независимо от того, являлись ли они новыми в других государствах [6. С. 13].

В 1709 г. был принят Статут Королевы Анны «Акт о поощрении учености путем наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг

на нижеуказанный период времени», который обеспечил законную защиту прав на книги и иные произведения. Данный Статут рассматривается как один из первых нормативно-правовых актов, установивших концепцию, в соответствии с которой автор произведения являлся владельцем авторских прав на него [1. С. 1].

Статут Королевы Анны начинался со следующих слов: «В то время, как печатники, книготорговцы и другие лица в последнее время зачастую берут на себя смелость печатать, перепечатывать и публиковать книги без согласия авторов и собственников... ввиду слишком большого ущерба, им причиняемого и слишком частого вреда им и разрушения их семей: поэтому для предотвращения такой деятельности в будущем и поощрения ученых мужей составлять и писать книги, имеющие практическую ценность, да будет принято...» [9].

Данный Статут также устанавливал срок действия авторских прав на напечатанные книги, который составлял 21 год [4. С. 82].

Статут устанавливал, что копирование являлось единственно возможной свободной печатью и перепечатыванием книги, и такая свобода нарушалась лицом, которое печатало, перепечатывало и продавало книги без получения на то разрешения. В случае нарушения таким образом авторских прав лицо, совершившее данное правонарушение, подлежало к уплате штрафа в размере одного пенни за каждый лист книги, часть которого направлялось автору книги, а другая переходила государству. Кроме того, незаконно сделанные копии книги подлежали уничтожению [4. С. 82].

В одно время с развитием авторского права в Англии в ХУ1-ХУШ вв. также происходило зарождение авторского права и во Франции, где концепция авторского права, отличавшаяся от концепции авторских прав на копирование произведений, распространенной в Англии, впервые возникла в XVI в. и продолжила свое развитие в XVII в. Впервые исключительное право на публикацию своих работ получил от короля Генриха II Гийом Морле в 1551 г., который являлся его лютнистом. Кроме того, с помощью этой системы королевских привилегий король также предоставил монополии издателям и ввел систему цензуры.

Срок действия таких привилегий был весьма коротким и составлял не более десяти лет. По истечении указанного срока произведение переходило в разряд государственного достояния. В 1566 г. был издан Ордонанс Мулена, который явился первой законодательной попыткой в сфере авторского права во Франции. Ордонанс касался наложения на книготорговцев и издателей обязанности по получению соответствующих патентов, однако не содержал указаний на авторов произведений [4. С. 32-33].

В США право интеллектуальной собственности начало свое развитие, когда, получив независимость от Англии, колонии (за исключением Делавэра) приняли собственные нормативно-правовые акты об авторском праве, одной из особенностей которых было то, что патентное право во всех колониях довольно значительно различалось, результатом чего стало снижение ценности авторских и патентных прав. Данная проблема была разрешена разработчиками Конституции США, которые отнесли вопросы авторского права к ведению федеральных органов государственной власти [5].

Во Франции права авторов на их произведения были признаны и закреплены относительно полно и подробно только в 1793 г. с принятием Закона «Об авторских правах на литературные и художественные произведения» [7], а в США законодательство об авторских правах было принято в 1790 г. Однако стоит отметить, что даже эти нормативно-правовые системы авторских прав были гораздо более примитивными по сравнению с законодательствами об интеллектуальной собственности различных государств в настоящее время [3].

ЛИТЕРАТУРА

[1] An explanatory note concerning the origins of the United Kingdom intellectual property legal regime / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/export/ sites/www/wipolex/en/notes/gb.pdf.

[2] Bugbee B. Genesis of American Patent and Copyright Law. — Washington (DC): Public Affairs Press, 1967.

[3] Drahos P. The universality of intellectual property rights: origins and development. URL: http://www.wipo.int/edocs/mdocs/tk/en/wipo_unhchr_ip_pnl_98/wipo_unhchr_ip_pnl_98_1. pdf.

[4] Foreman S. Copyright Law: World Study. — Delhi: University Publications, 2012.

[5] History and Sources of Intellectual Property Law / National Paralegal College. URL: http://nationalparalegal.edu/public_documents/courseware_asp_files/patents/IntroIP/History. asp.

[6] Intellectual Property Rights and Development: Policy Discussion Paper (Draft) / UNCTAD/ICTSD. — 2002. URL: http://www.iprsonline.org/unctadictsd/docs/policypaper _sept02.pdf.

[7] Loi du 19 juillet 1793, relative aux droits de propriété littéraire et artistique // Lois et Actes du Gouvernement. — T. VII.

[8] May C., Sell S.K. Intellectual Property Rights: A Critical History. — Boulder: Lynne Rienner Publishers, 2006.

[9] Moore A. Intellectual Property // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2011 Edition) / Ed. by E.N. Zalta. URL: http://plato.stanford.edu/archives/sum2011/ entries/intellectual-property.

[10] Prager F.D. History of Intellectual Property From 1545 to 1787 // Journal of the Patent Office Society. — 1944. — № 26 (11). — P. 711-760.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY LAW. FIRST ACTS CONCERNING QUESTIONS OF RIGHTS OF THE AUTHORS

I.V. Ponkin

The Department of the Legal Regulation of the State and Municipal Service International Institute of Public Administration and Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

84, Vernadsky av., Moscow, Russia, 119606

The article is devoted to the history of the origination and development of of copyright in the various countries of the world. We describe the first known sources of copyright law, the first legal acts relating to the question of copyright.

Key words: copyright, intellectual property right, responsibility, history of copyright.

REFERENCES

[1] An explanatory note concerning the origins of the United Kingdom intellectual property legal regime / World Intellectual Property Organization. URL: http://www.wipo.int/export/ sites/www/wipolex/en/notes/gb.pdf.

[2] Bugbee B. Genesis of American Patent and Copyright Law. — Washington (DC): Public Affairs Press, 1967.

[3] Drahos P. The universality of intellectual property rights: origins and development. URL: http://www.wipo.int/edocs/mdocs/tk/en/wipo_unhchr_ip_pnl_98/wipo_unhchr_ip_pnl_98_1. pdf.

[4] Foreman S. Copyright Law: World Study. — Delhi: University Publications, 2012.

[5] History and Sources of Intellectual Property Law / National Paralegal College. URL: http://nationalparalegal.edu/public_documents/courseware_asp_files/patents/IntroIP/History. asp.

[6] Intellectual Property Rights and Development: Policy Discussion Paper (Draft) / UNCTAD/ICTSD. — 2002. URL: http://www.iprsonline.org/unctadictsd/docs/policypaper _sept02.pdf.

[7] Loi du 19 juillet 1793, relative aux droits de propriété littéraire et artistique // Lois et Actes du Gouvernement. — T. VII.

[8] May C., Sell S.K. Intellectual Property Rights: A Critical History. — Boulder: Lynne Rienner Publishers, 2006.

[9] Moore A. Intellectual Property // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2011 Edition) / Ed. by E.N. Zalta. URL: http://plato.stanford.edu/archives/sum2011/ entries/intellectual-property.

[10] Prager F.D. History of Intellectual Property From 1545 to 1787 // Journal of the Patent Office Society. — 1944. — № 26 (11). — P. 711-760.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.