Научная статья на тему 'История развития пожарной охраны России с древнейших времен до XVIII в'

История развития пожарной охраны России с древнейших времен до XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1868
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития пожарной охраны России с древнейших времен до XVIII в»

подготовка и пожарно-строевая подготовка при подготовке пожарных и др. [1, 3]. При этом обучение спасателей проводимое в образовательных учреждениях длится 110 часов и проводится по основным трём направлениям это: оказание первой медицинской помощи (60 часов), противопожарной подготовки (30 часов) и психологической подготовки (20 часов) [1]. Проанализировав в программах подготовки изучаемые пожарными и спасателями разделы, темы и виды занятий, количество часов, необходимое для изучения при прохождении ими необходимой программы по данным видам подготовки целесообразно совместить. Таким образом, обучение спасателей и обучение пожарных можно совместить и проводить как курсовое обучение пожарных-спасателей в образовательных учреждениях и учебных центрах.

В дальнейшем прорабатывая программы подготовки пожарных и спасателей целесообразно переработать данные примерные учебные планы по подготовке пожарных и спасателей, сформировать единую программу подготовки пожарных-спасателей, которая позволит уменьшить сроки подготовки специалистов для службы в дежурных сменах пожарно-спасательных подразделений.

Также переработанная программа подготовки окажет положительное влияние на готовность к выполнению работ по экстренному оперативному реагированию дежурных смен пожарных команд Министерства обороны и добровольных пожарных формирований.

Список использованной литературы

1. Сборник примерных программ дополнительного профессионального образования МЧС России, Т. 4, Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, Академия гражданской защиты МЧС России, управление военизированных горноспасательных частей, 2013.

2. Сборник примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, Т. 1, Департамент кадровой политики МЧС России, СПб УГПС МЧС России. Академия ГПС МЧС России, 2009.

3. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России, 2003.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIII В.

А.А. Егоров, курсант, Э.В. Комолова, преподаватель, к.и.н., Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж

Первое упоминание о противопожарных мерах на Руси можно найти в «Русской Правде», изданной ещё при князе Ярославе Мудром. В XIII в. был издан

закон, предписывающий ответственность за поджоги. В XIV-ХV вв. принимается ряд предупредительных противопожарных мер.

Первые сведения о создании в Москве пожарных команд относятся к 1420-м гг. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек, а с 1629 года - 200. В летнее время их количество возрастало до 300 человек. В их распоряжении находились водоливные трубы, бочки, щиты из луба, ведра и прочее имущество, выделяемое казной. Там же, на Земском дворе, постоянно дежурили 20 извозчиков с лошадьми. С момента создания эта команда переходит на содержание государства. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ собирает на эти цели с населения Москвы подати [1].

В 1434 г. были изданы царские указы о правилах обращения с огнем, и при каких условиях можно им пользоваться. Указом Ивана III на улицах города были организованы пожарные команды «Решетки», службу в которых несли «решеточные приказчики» и привлекаемые к ним на помощь жители города (по 1 человеку с 10 дворов).

В 1504 г. были изданы указы, запрещающие летом топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь. В 1547 г. эти меры дополнил указ Ивана Грозного, предписывающий жителям Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой.

С учреждением в 1550 году Стрелецкого приказа к тушению пожаров в Москве стали привлекаться стрельцы. Это значительный шаг вперед. Стрелецкие подразделения использовались для борьбы с огнем до конца XVII в. [2].

С 1582 года правила пожарной безопасности, введенные в Москве, распространились и на другие города. Для контроля за соблюдением мер пожарной безопасности в 1603 году Борис Годунов разделил столицу на 11 округов и назначил в каждом из них ответственного за «бережение от огня» из членов Боярской думы. Известны, например, меры для пожарной охраны Московского Печатного двора. В 1624 году для этих целей были приобретены «водолейные трубы», кирпичи для закладки окон при пожаре, брезенты и парус. Сторожей снабдили топорами и заступами, а во дворе поставили накрытые рогожами кадки с водой. Кроме этого были закуплены ушаты, ведра, шесты для багров и прочее снаряжение.

В 1649 году был издан «Наказ о городском благочинии». Этим актом состоятельным горожанам предписывалось держать во дворах медные водоливные трубы и деревянные ведра. Остальным предписывалось держать одну такую трубу на 5 дворов; ведра полагалось иметь всем.

Главной задачей было предупреждение поджогов. Эти обязанности возлагались на «объезжего голову». Им в помощь выделялись 2 подьячих, приказчики и стрельцы. В качестве сторожей в дневное и ночное время, как и прежде, привлекалось городское население: по 1 человеку с 10 дворов и по 1 - с 10 торговых лавок. Сторожа оснащались рогатинами, топорами, бердышами и водоливными трубами. Порядок действия должностных лиц при пожаре этим указом не был расписан. Единственное, что предписывалось, это бежать на пожар «тотчас и действовать неоплошно». «Объезжему голове» вменялось в обязанность также и руководство тушением пожаров.

В начале XVIII в. при Петре I в России создается регулярная армия. Теперь вместо стрельцов к тушению пожаров привлекается армия. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра «О неукоснительном прибытии войск на пожары». Для этого воинским гарнизонам выделяются топоры, ведра, лопаты, багры, водоливные трубы, щиты, парусина. Руководство тушением пожаров осуществлял теперь воинский начальник.

В 1737 году предпринимаются дополнительные меры по укреплению пожарной безопасности. В городах были созданы патрули и караулы из воинских подразделений, которые просуществовали до 1762 года. Каждый полк оснащался большой трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись крюк с цепью, вилы и лестница. Рота оснащалась топорами, ведрами, щитом, лопатами, ручными насосами, крюками. Для перевозки пожарных инструментов выделялось шесть лошадей. Солдаты должны были бежать к месту пожара «с того места, где застанет сигнал» [3].

С 1748 года тактика борьбы с огнем немного изменяется. Особое внимание стало уделяться предупреждению пожаров в наиболее вероятных местах, например, таких как складские помещения. Например, весь имевшийся в Москве порох стал сосредоточиваться за городом.

В 1747 году пожарной техникой оснащаются все правительственные учреждения. Им выделялся комплект снаряжения. Средства для этого выделялись из государственного бюджета.

В 1762 году обследование состояния водоснабжения показало, что, несмотря на ранее изданные распоряжения, колодцы во многих местах находились в неудовлетворительном состоянии. В изданном тогда же постановлении домовладельцы обязывались иметь колодцы с «изобилием воды». На их обустройство с момента выхода постановления отводилось две недели, после чего нарушители подвергались штрафам.

Однако, не смотря на все меры по-прежнему при создании пожарных обозов постоянного штата пожарных служителей не было. Только в царском дворце столицы ещё в 1741 году была сформирована пожарная команда из 22 человек. Отсутствие профессиональных навыков, постоянная сменяемость выделяемых людей затрудняли тушение пожаров.

Осознавая необходимость наличия постоянных кадров, правительство России предприняло ряд мер. Окончательно этот вопрос был разрешен в 1763 году указом Екатерины II. Тогда был учрежден штат санкт-петербургской полиции, где отдельно выделялись «чины при пожарных инструментах с брандмайором во главе». В Москве и Санкт-Петербурге были организованы «пожарные конторы», в штат которых вошли брандмейстер, 7 унтер-брандмейстеров, 2 кузнеца, слесарный мастер с двумя учениками, медник, литейщик, токарь, трубочистный мастер, 40 трубочистов, 120 ремонтников печного отопления, сапожник, 4 повозки для перевозки бочек и 4 лошади. Для наблюдения за мастеровыми были приставлены вахмистр и три капрала [4].

В последнем десятилетии XVIII в. в организацию пожарной охраны вносятся изменения. С 1792 года пожарные команды полностью передаются в ведение полиции. Принятый в 1792 году «Устав города Москвы» предусматривал

образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штат экспедиции, обслуживающей все 20 районов, вошли 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. При экспедиции имелось 360 драгунских лошадей, а также 523 лошади для перевозки пожарных инструментов. К пожарным частям по месту жительства было предписано 1500 человек. Дежурство в частях устанавливалось в три смены. Дежурная смена первой выезжала на пожар. Потом к ней присоединялась вторая, а третья прибывала на съезжий двор для дежурства на случай нового пожара.

Таким образом, к концу XVIII в. была сформирована пожарная охрана на постоянной основе. Однако к тушению пожаров продолжали привлекаться и местные жители и армия. Это говорило о том, что данная проблема, не смотря на все принятые меры, решена не была, и противопожарная служба нуждалась в серьезных преобразованиях, которые последовали уже в XIX в.

Список использованной литературы

1. Абрамов В.А. История пожарной охраны / В.А. Абрамов, Ю.М. Глуховенко, В.Ф. Сметанин. - М., 2005.

2. Баранов Б.В. Очерки истории пожарной охраны России / Б.В. Баранов. -М., 2005.

3. Бородин Д. Пожарное дело в царствование дома Романовых (1613-1913) / Д. Бородин. - СПб., 1913.

4. Ильин В.В. История пожарной охраны России / В.В. Ильин, Е.А. Мешалин - М, 2003.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ДУХОВНОГО МИРА ВОЕННОЙ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Д.В. Коновалов, курсант, Е.В. Ишимская, преподаватель, к. филос. н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Востребованность осмысления военной интеллигенции в первую очередь задана необходимостью поиска социальной силы, ответственной за преобразования армии и общества, способной совершить, как писал И.А. Ильин, «духовное напряжение» ради общечеловеческих и общенациональных идей [1].

Военная интеллигенция - наименее изученный феномен из всех так называемых «видов» или «отрядов» интеллигенции. В попытке дать определение этому явлению мы обращаемся к истории термина и концепта «интеллигенция» и обнаруживаем два основных подхода к его рассмотрению. Первый - социально-профессиональный - имеет множество методологических недостатков и ориентирован на формальный критерий причисления к интеллигенции (сфера деятельности, характер труда). Второй, идущий от веховской традиции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.